Деятельностный подход психология: Теория деятельности. Деятельностный подход в психологии

1. Деятельностный подход в психологии.

Деятельность – это специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя – целенаправленная активность.

Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского.

Время создания теории деятельности — 1920-1930 гг.

Деятельностный подход в психологии — совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне практических ее форм.

Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 20-е гг. XX в. Ими стали:

  • необходимость новой методологической ориентации психологической науки, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 10 — 20-е гг.

    ;

  • сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности;

  • исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности — одна из центральных.

Суть деятельностного подхода — рассмотрение любого психического явления и процесса в его становлении и функционировании сквозь призму категории деятельности.

Основной предмет исследования – деятельность, которая опосредует все психические явления.

1930 г. Предложено две трактовки деятельностного подхода:

  1. С. Л. Рубинштейн – сформулировал принцип единсвта сознания и деятельности.

1934 г. Статья «Проблемы психологии в рудах К. Маркса»

  1. А. Н. Леонтьев – работал над проблемой общности строения внешней и внутренней деятельности. Считал деятельность – предметом и методом психологического исследования.

Вообщем, в основе теории деятельности лежит постулат марксизма: «.. не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие и деятельность определяет сознание.»

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности».

«Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое, не тождество, но единство».

Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание «живет» в деятельности, которая составляет их «субстанцию», образ является «накопленным движением», то есть свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними»… То есть сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность — она «встроена» в деятельность и неразрывна с ней.

Конкретно-эмпирические разработки принципа единства сознания и деятельности в деятельностном подходе (при всех различиях в теоретическом его осмыслении) можно условно разделить на шесть групп.

1. В филогенетических исследованиях разрабатывалась проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, К. Э. Фабри и др.).

2. В антропологических исследованиях в конкретно-психологическом плане рассматривалась проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (Рубинштейн, Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин).

3. В социогенетических исследованиях рассматриваются различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (Леонтьев, А. Р. Лурия, М. Коул и др.). Правда, проблемы социогенеза сознания в рамках деятельностного подхода скорее намечены, нежели разработаны.

4. Из наиболее многочисленных онтогенетических исследований в русле деятельностного подхода выросли самостоятельные деятельностно ориентированные теории — теория периодизации психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина, теория развивающего обученияВ. В. Давыдова, теория формирования перцептивных действий А. В. Запорожца и др.

5. Функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами не только ученых школ Леонтьева и Рубинштейна, но и других известных отечественных психологов (Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов, Н. А. Бернштейн и др.).

6. Пато- и нейропсихологические исследования роли конкретных форм деятельности в развитии и коррекции распада высших психических функций (Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, Б. В. Зейгарник и др.).

К 40-5- гг. отчетливо формируются две проблемы д.п. :

  1. Проблема предмета психологической науки.

Рубинштейн _ психология должна изучать только психику, через раскрытие ее обьективных связей. Т.е. через исследование деятельности.

Леонтьев – деятельность должна входить в предмет психологии, т. к. психика является формой предметной деятельности.

  1. Проблема соотношения внешнепрактической деятельности и сознания.

Рубинштейн – внутренняя психическая деятельность не формируется из внешней, т.к. до интерпоризации внутренний план уже существует.

Леонтьев – внутренний план сознания формируется в процессе интерпоризации практических действий.

Деятельностный подход | это… Что такое Деятельностный подход?

ТолкованиеПеревод

Деятельностный подход

Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского. Теория представляла собой гибрид из психологических фактов и аксиом марксизма-ленинизма и господствовала в советской психологии вплоть до конца 1980-х гг. Ее следы заметны в работах современных российских психологов. Полемизировали с данной теорией немногие (напр., Л. М. Веккер, Г. П. Щедровицкий).

История

Время создания теории деятельности — 1920-1930 гг.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л.С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием.

Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним».

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).

Литература

  • Раздел книги Лорена Грэхэма «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе», посвященный А. Н. Леонтьеву

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

  • Деяния архиепископов Гамбургской церкви
  • Деяние преступное

Полезное


Что такое теория деятельности? (с картинками)

`;

Образование

Факт проверен

Теория деятельности — это подход к пониманию человеческого поведения путем изучения социального контекста поведения и мотивов социального давления на людей во время их деятельности. Русские исследователи одними из первых начали разрабатывать и изучать теорию деятельности в начале XIX в.00-х годов, и это исследование было применено к ряду тем. Изучение истоков и мотивов человеческого поведения может дать исследователям информацию о том, как люди воспринимают себя.

По мнению теоретиков деятельности, когда люди взаимодействуют с окружающей средой и друг с другом, они достигают ряда результатов, ведущих к разработке инструментов. Это могут быть буквально инструменты, как в случае с кем-то, кто тратит время на сборку компьютера, или более метафорические, такие как социальные навыки. Иногда индивидуальный результат имеет смысл только в контексте совместной и коллективной деятельности. Студенты, работающие вместе над проектом, например, участвуют в коллективной деятельности, результат которой приносит пользу всем участникам.

Когда люди участвуют в деятельности, на них влияют роли, которые они играют и которые назначаются обществом, а также правила, диктуемые людям в этих ролях. По мере того, как люди становятся старше, их роли могут меняться, и это может изменить их отношение к себе. Одной из областей, где применялась теория деятельности, является понимание изменения эмоций у пожилых людей по мере их выхода на пенсию. Исследователи обнаружили, что замена занятости деятельностью, значимой для человека, может улучшить качество жизни, поскольку люди выигрывают от наличия определенных ролей и правил в своей жизни.

Теория деятельности отличается от некоторых методов объяснения и оценки человеческого поведения тем, что рассматривает не только внутренние мотивы, но и внешние. Вместо того, чтобы рассматривать такие темы, как, например, механизмы вознаграждения в мозгу, исследователи интересуются социальной обстановкой действий и взаимодействий. Теория деятельности может быть использована для разработки всего: от лучших подходов к обучению в классе до программ деятельности для пожилых людей, живущих в коллективных учреждениях.

Как и во многих школах психологии, теория деятельности несколько раз разделялась с момента ее первоначального зарождения, и исследователи использовали концепцию и сопутствующие исследования в разных направлениях. Некоторые школы мысли могут противоречить друг другу, в то время как другие работают над взаимодополняющими проектами и исследованиями. Исследователи также интегрировали другие концепции психологии в свою работу над теорией деятельности, чтобы больше узнать о том, как люди функционируют в обществе как коллективно, так и поодиночке.

Мэри МакМахон

С тех пор, как несколько лет назад она начала работать на сайте, Мэри приняла захватывающая задача быть исследователем и писателем журнала «PracticalAdultInsights». Мэри имеет степень по гуманитарным наукам в Годдард-колледже и проводит свободное время за чтением, приготовлением пищи и прогулками на свежем воздухе.

Мэри МакМахон

С тех пор как несколько лет назад Мэри начала работать над сайтом, она приняла захватывающая задача быть исследователем и писателем журнала «PracticalAdultInsights». Мэри имеет степень по гуманитарным наукам в Годдард-колледже и проводит свободное время за чтением, приготовлением пищи и прогулками на свежем воздухе.

КАК ПОКАЗАНО НА:

Теория деятельности

Введение в теорию деятельности применительно к рабочему контексту

Предпосылка теории деятельности состоит в том, что коллективная трудовая деятельность с основной целью, разделяемой другими (сообществом), осуществляется людьми (субъектами), которые мотивированы к цели или к решению проблемы (объекту), которое опосредовано средствами и/или знаками (артефактами или инструментами), используемыми для достижения цели (результата). Деятельность ограничивается культурными факторами, включая условности (правила) и социальную организацию (разделение труда) в непосредственном контексте и обрамляется более широкими социальными моделями (производства, потребления, распределения и обмена). Теория деятельности обеспечивает концептуальную основу, из которой мы можем понять взаимосвязь между действиями, действиями, операциями и артефактами, мотивами и целями субъектов, а также аспектами социальных, организационных и социальных контекстов, в которых эти действия оформлены. См. Рисунок 1 ниже для схематического представления системы деятельности, предлагаемой на веб-сайте Центра теории деятельности и исследований в области развития Хельсинкского университета, и откуда можно получить более расширенную интерпретацию теории деятельности. Хотя обратите внимание, что с тех пор Центр был переименован: Центр исследований деятельности, развития и обучения (CRADLE):

Рисунок 1: Структура человеческой деятельности (стр. 78, Энгестрём, Ю. (1987): Обучение путем расширения: теоретико-деятельностный подход к исследованиям в области развития, Хельсинки: Orienta-Konsultit Oy).

Пример применения теории деятельности в проекте TLRP

Межведомственный рабочий проект TLRP Learning in and for for демонстрирует, что культурно-историческая теория деятельности (CHAT) является полезной основой для изучения обучения, чтобы стать профессионалом. Следовательно, их материалы можно использовать для более подробного изучения использования ЧАТ на практике:

  • Обзор трех поколений теории деятельности Энгестрема (1999)
  • Эдвардс, А. (2007) Реляционное агентство в профессиональной практике: анализ ЧАТ, Actio . Международный журнал человеческой деятельности. 1. 1-17
  • Дэниелс, Х., и Уормингтон П. (2007) Анализ систем деятельности третьего поколения: рабочая сила, позиция субъекта и личная трансформация, Journal of Workplace Learning Vol. 19, № 6, с. 377 – 391. В спецвыпуске Теория деятельности и обучение на рабочем месте».
  • Daniels, H. (2006) Анализ институциональных эффектов в теории деятельности: первые шаги в развитии языка описания, Outlines: Critical Social Studies , 2006 (2), 43-58.
  • Эдвардс, А. (2007) Совместная работа над повышением устойчивости: подход ЧАТ, Социальная политика и общество , 6(2), 255-265.
  • Дэниелс, Х. , Эдвардс, А., Мартин, Д., Лидбеттер, Дж., Браун, С. и Миддлтон, Д. (2004) Преобразование работы учителей в и для инклюзивной практики в: Vadeboncoeur, J. и Джервис-Трейси, П. (ред.), Пересекая границы — перспективы через парадигмы в исследованиях в области образования (Брисбен, Австралийская академическая пресса).
  • Эдвардс, А. (2005) Реляционное агентство: научиться быть находчивым практиком, Международный журнал исследований в области образования, 43, 168–182.
  • Эдвардс, А. (2005) Понимание разума в мире: наследие Выготского, серия семинаров TLRP «Контексты, сообщества, сети»: первый семинар «Обзор текущих позиций и дебатов», Глазго
  • Эдвардс А. и Апостолов А. (2007) Культурно-историческая интерпретация устойчивости: последствия для практики, Outlines: Critical Social Studies , 2007 (1), 70.
  • Уормингтон, П.; Дэниелс, Х .; Эдвардс, А .; Ледбеттер, Дж.; Мартин, Д.; Браун, С. и Миддлтон, Д. (2004 г.) Обучение межведомственной работе и для нее: концептуальные противоречия в «совместной» практике, Ежегодная конференция TLRP, Кардифф.
  • Уормингтон, П.; Дэниелс, Х .; Эдвардс, А .; Браун, С .; Ледбеттер, Дж.; Мартин, Д.; Миддлтон, Д.; Парсонс, С. и Попова, А. (2005) Возникающие противоречия: интервенционные семинары как механизмы изменений в профессиональном обучении, Ежегодная конференция Британской ассоциации исследований в области образования, Гламорган.
  • Эдвардс, А. (2005) Теория культурно-исторической деятельности и обучение: поворот в отношениях, Ежегодная конференция TLRP, Уорикский университет, ноябрь 2005 г.
Другие ресурсы по теории деятельности

Существует множество онлайн-ресурсов по теории деятельности, ниже приведены лишь некоторые возможные отправные точки:

  • Центр теории деятельности и исследований в области развития — Университет Хельсинки (с тех пор Центр был переименован: Центр исследований деятельности, развития и обучения (CRADLE))
  • Центр социокультурных исследований и исследований в области теории деятельности (CSAT), Университет Бата.
  • Ресурс по теории деятельности Мартина Райдера
  • Биллетт, С. (2003) Профессиональная учебная программа и педагогика: перспектива теории деятельности, Европейский журнал исследований в области образования, том 2, номер 1, 6-21.
  • Гриффитс, Т. и Гайл, Д. (2003) Связующая модель обучения: последствия для знаний о рабочем процессе, Европейский журнал исследований в области образования, том 2, номер 1, 56-73 (использование ЧАТ для обеспечения теоретического и методологического рамки для анализа опыта работы).
  • Уильямс, Дж. и Дэвис, П. (2006), Манчестерский университет Как педагогика может помочь предоставить ресурсы и мотивацию для работы с математической идентичностью или против нее: социокультурная перспектива Семинар ESRC по математическим отношениям: идентичность и участие, Манчестерский университет , ноябрь 2006 г. (Обсуждение того, как социокультурная теория повлияла на наше понимание динамической связи между математической идентичностью и математической практикой в ​​классе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts