Дифференциальная психология это: Дифференциальная психология — Психологос

Дифференциальная психология как наука | Psylist.net

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание замечательный этолог К. Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно и воздействует эмоционально. Наука отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому, как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В.Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др. ).

С. К. Нартова-Бочавер

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

  • Этапы развития дифференциальной психологии
  • Системная модель половой дифференциации
  • Спорт и выносливость у мужчин и женщин
  • Дифференциация специальных способностей
  • Конспект лекций Б.И.Цуканова
  • Я — концепция и характер
  • Типы темперамента и нервной системы
  • Профессиональные интересы и их диагностика
  • Способности
  • Сравнительный анализ теорий темперамента

это что такое, изучает и основы в наше время

Дифференциальная психология личности — направление психологии, которое изучает воздействие окружающих факторов на поведение людей. Дополнительно это направление находит разные различия между индивидами, последствия появления этих различий. Множество данных позволяет сравнивать поведение личностей между собой, выделять моменты которые влияют на характер, поступки.

Что изучает данное направление?

Дифференциальная психология — один из разделов психологической науки. Он изучает индивидуальные различия отдельных личностей, особенности их поведения. Принцип изучения заключается в том, что исследователи ищут причины, по которым изменяется поведение людей под воздействием окружающих факторов.

История развития отрасли

Перед изучением этого раздела психологической науки, желательно узнать, кто ввел термин дифференциальная психология. Впервые это понятие придумал психолог Уильям Стерн (1871–1938 года). В 1900 году ученый выпустил книгу, которая называлась «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии».

Огромный вклад в развитие науки внес Фрэнсис Гальтон, который был родственником Чарльза Дарвина. После него развитию направления поспособствовал его ученик Карл Пирсон. Он сделал значительный вклад в область статистики.

В период с 1960 по 1970 года возник бихевиоризм, который повлиял на разложение дифференциальной психологии. Два автора — Джон Фуллер и Боб Томпсон выпустили статью под названием «Поведенческая генетика». В ней они описали открытия в области генетики. Тем самым авторы объяснили полигенные передачи, мутации.

Кто внес вклад в изучение науки?

На территории бывшего СССР проблемами это й науки занималась и занимаются по сей день, школа Теплова-Небылицына. Ее основными представителями в СССР являлись — Е. А. Климов, К. М. Гуревич, Б. М. Теплов, В. С. Мерлин, Э. А. Голубева, В. Д. Небылицын.

Какие аспекты изучает данное направление?

Существует несколько аспектов, которые изучает эта наука:

  • ценности;
  • интеллект;
  • личность;
  • мотивация;
  • самоэффективность;
  • интересы;
  • коэффициент интеллекта;
  • чувство собственного достоинства.

Какие задачи стоят перед последователями направления?

Любое направление психологической науки ставит перед собой ряд задач, по которым проводятся различные исследования. К целям дифференциальной психологии относятся:

  1. Анализ группового распределения признаков.
  2. Изучение особенностей характеров, их проявления.
  3. Разработка теоретической базы психодиагностики.
  4. Выделение индивидуальных различий.
  5. Объяснение изменений поведения.
  6. Определение различий между людьми, причин их возникновения.

Полученные результаты после проведения исследований помогают работать криминалистам, судьям, преподавателям, руководителям при наборе персонала.

Методы исследования

Существует несколько методов, которые применяют специалисты, занимающиеся развитием дифференциальной психологии.

Стандартные методы

Общенаучные методы делятся на две большие группы:

  1. Наблюдение — метод описания, суть которого заключается в том, чтоб наблюдать и регистрировать поведение субъекта.
  2. Эксперимент — опыт, который проводится для получения научных знаний. При этом проверяющие вмешиваются в жизнь наблюдаемого объекта.

У первого метода есть ряд сильных, слабых сторон. Преимущества:

  1. Восприятие человека, как целостной личности.
  2. Показывает контекст жизни индивида.
  3. Наблюдение помогает собрать множество фактов о естественном поведении личности.

Недостатки:

  1. Невозможность разделить попутные явления с сопутствующим им фактам.
  2. Результаты записываются вручную, как описание увиденного.
  3. Нет возможность повторить идентичное наблюдение, чтобы удостовериться в выбранных моментах.

У эксперимента есть один существенный плюс — его можно проводить сколько угодно раз, разрешая спорные моменты, но невозможно увидеть целостную картину личности.

К отдельному методу можно отнести моделирование. Его принцип заключается в том, что специалисты пытаются всевозможными способами воссоздать реальную ситуацию для проведения эксперимента. Результат зависит от того, насколько точно воспроизводится ситуация.

Психогенетические тесты

Специалисты выделяют две большие группы психогенных методов исследования:

  1. Близнецовые — близнецы бывают дизиготными, монозиготными. Психологи исследуют представителей близнецовых пар, чтобы узнать какие различия появляются между ними под воздействием генетики, окружающих факторов.
  2. Генеалогические — методы изучения отдельных семей по их родословным. Для изучения, исследователям необходимо составить точное генеалогическое древо.

Изучение исторических данных

Такие методы используются для изучения жизни выдающихся личностей или обычных людей. Применяется три способа исследования:

  1. Дневниковый — исследователь изучает отдельную личность, описывает этапы развития, поведение субъекта.
  2. Автобиографический — изучение людей по аудио, видеоматериалам.
  3. Биографический — метод, при котором изучается биография известных людей.

Психологические исследования

Сюда относится два популярных метода:

  1. Самооценка — пациент самостоятельно объясняет свои психические особенности, попытаться описать свое поведение. Рассказать о себе в подробностях может не каждый субъект. Многие скрывают некоторые моменты из-за стыдливости.
  2. Самонаблюдение — индивид самостоятельно наблюдает за своим поведением, делает выводы по его изменению.

Чтобы изучать каждого человека по отдельности, идеального метода нет. Психологу необходимо комбинировать их зависимо от ситуации, особенностей характера личности.

Связь с другими науками

Развитие дифференциальной психологии связано с другими направлениями психологической науки:

  1. Психофизиологией.
  2. Социологией.
  3. Психологией семьи.
  4. Общей, возрастной, социальной и семейной психологией.
  5. Психиатрией.
  6. Педагогикой
  7. Психоконсультированием.
  8. Психодиагностикой.

Дифференциальная психология изучает различия отдельных личностей, их поведения. На их возникновение влияют факторы окружающей среды, воспитание, мнение других людей, генетика.

Полезное видео

В видео глубоко раскрыто понятие дифференциальной психологии.

Дифференциальная психология | Психология Вики

в: Статьи для объединения, Лондонская школа дифференциальной психологии, Индивидуальные различия

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Личность: Я-концепция · Тестирование личности · Теории · Проблема разума и тела


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Было высказано предположение, что [[::Психология индивидуальных различий|Психология индивидуальных различий]] объединить с этой статьей или разделом. (Обсудить)

Дифференциальная психология занимается изучением индивидуальных различий людей. Наука психология изучает людей на трех уровнях фокусировки, отраженных в известной цитате: «Каждый человек в определенных отношениях (а) подобен всем другим людям, (б) подобен некоторым другим людям, (в) не похож ни на кого другого человека» ( Murray, H.A. & C. Kluckhohn, 1953. Дифференциальная психология фокусируется на этом втором уровне изучения.

Например, представьте себе группу студентов, сдающих тест на машинопись. Некоторые учащиеся будут работать очень медленно, набирая меньше предложений, но делая мало ошибок. Другие учащиеся будут работать очень быстро, печатая гораздо больше и делая больше ошибок. Это пример индивидуальной разницы между скоростью и точностью.

Некоторые люди будут работать быстро с большим количеством ошибок, а другие будут работать медленно с небольшим количеством ошибок, даже если им будут даны одни и те же инструкции.

Типичными областями изучения дифференциальной психологии являются личность, мотивация, интеллект и способности, интересы, ценности, самооценка, самоэффективность и самооценка (и это лишь некоторые из них). В Соединенных Штатах осталось несколько программ «дифференциальной психологии», хотя исследования в этой области очень активны. Нынешние исследователи участвуют в различных программах, включая программы по педагогической психологии, промышленной психологии и социальной психологии.

Выдающиеся дифференциальные психологи: Филип Акерман, Сирил Берт, Рэймонд Кеттелл, Ли Кронбах, Джон Б. Кэрролл, Дж. П. Гилфорд, Ллойд Хамфрис, Артур Дженсен, Ричард Линн, Ричард Сноу, Роберт Дж. Стернберг, Л. Л. Терстон.

Содержание

  • 1 Методы исследования
  • 2 История
  • 3 См. также
  • 4 Ключевые тексты
    • 4.1 Книги
    • 4.2 Документы
  • 5 Дополнительный материал
    • 5.1 Книги
    • 5.2 Документы
  • 6 Внешние ссылки

Методы исследования

Для изучения индивидуальных различий психологи используют различные методы. Метод заключается в сравнении и анализе психологии и поведения отдельных лиц или групп в различных условиях окружающей среды. Сопоставляя наблюдаемые психологические и поведенческие различия с известной окружающей средой, можно исследовать относительную роль различных переменных в психологическом и поведенческом развитии. Психофизиологические эксперименты как на людях, так и на других млекопитающих включают ЭЭГ, ПЭТ, МРТ, функциональную МРТ, нейрохимию

[1] [2] Эксперименты с нейротрансмиттерной и гормональной системами, кофеином и контролируемыми наркотиками. Эти методы могут быть использованы для поиска биомаркеров устойчивых, биологически обоснованных паттернов поведения (черты темперамента и симптомы психических расстройств). Другие наборы методов включают поведенческие эксперименты, чтобы увидеть, как разные люди ведут себя в одинаковых условиях. Поведенческие эксперименты часто используются в психологии личности и социальной психологии и включают лексические методы и методы самоотчета, когда людей просят заполнить бумажные и компьютерные формы, подготовленные психологами.

История

С античности соображения об индивидуальных различиях формулировались философами (Платон, Аристотель) и врачами (Гиппократ). Однако только в конце 19 века межиндивидуальная изменчивость стала объектом научного подхода. Поклонник Чарльза Дарвина, двоюродным братом которого он является, Фрэнсис Гальтон предлагает применить теорию естественного отбора к человеческому роду. Из этого намерения вытекает его исследовательская программа: объективно описать изменчивость между людьми и измерить ее (Гальтон — изобретатель ментальных тестов), показать, что эта изменчивость имеет наследственное происхождение, заложить основы созданного им термина евгеника. Тесты Гальтона представляли собой обзоры антропометрических признаков, измерения времени реакции и эффективности сенсорных процессов. Элементарные процессы предпочитались из практических соображений, потому что их было легко измерить, и прежде всего из теоретических соображений. В рамках господствовавшей тогда ассоциативной парадигмы считалось, что в основе психики лежит ощущение и что высшие процессы, «идеи», являются результатом соединения, ассоциации ощущений.

У всех современников Гальтона было одно и то же априори, поэтому их попытки построить тест интеллекта, цель которого преследовала большинство психологов того времени, оказались неубедительными. Ситуация изменилась с появлением Альфреда Бине (1857-1911), который представил в 1905 и 1908 годах совершенно новый тест, предназначенный для диагностики умственной отсталости. В этом тесте оцениваются высшие психические процессы (понимание, воображение, эстетическое чувство и др.). Тест Бине имел значительный успех, особенно в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах. Многие тесты были вдохновлены этим. Впоследствии большая часть работ в дифференциальной психологии была посвящена созданию диагностических инструментов (тестов и опросников), что привело к важным достижениям в психометрии. Забота о применении привела к интересу к сложным психологическим характеристикам (интеллект и личность). В то же время развивалась общая психология, в которой доминировал бихевиоризм, ориентировавшийся на относительно элементарные процессы. В этом ракурсе межиндивидуальная изменчивость действительно наблюдалась, но, отыскивая общие закономерности, мы считали ее источником ошибки.

За последние несколько десятилетий эти две точки зрения сошлись воедино. Общая психология стала когнитивной психологией, и ее модели все чаще включают параметры, относящиеся к межиндивидуальной изменчивости. Тесты и анкеты все чаще имеют теоретическую основу. Наконец, считается, что ситуационные факторы и индивидуальные факторы взаимодействуют.

См. также

  • Педагогическая психология
  • Интеллект
  • Темперамент
  • Психология личности
  • Поведенческая генетика

Ключевые тексты

Книги

  • Малтби, Дж. Дэй, Л. и Макаскилл, А. (2007). Личность, индивидуальные различия и интеллект. Лондон: образование Пирсон. http://www.pearsoned.co.uk/Bookshop/detail.asp?item=100000000090816
  • Тайлер, Л.Э. (1965). Психология человеческих различий. Нью-Йорк: Appleton Century Crofts.

Документы

  • Чаморро-Премузик, Т., и Фурнам, А. (2006). Интеллектуальная компетентность и интеллектуальная личность: третий путь в дифференциальной психологии. Review of General Psychology, 10, 251-267. Полный текст
  • Канаи, Р., и Рис, Г. (2011). Структурная основа межиндивидуальных различий в поведении и познании человека. Nature Reviews Neuroscience, 12, 231-241. Полный текст

Дополнительные материалы

Книги

Документы

  • Басс, Д.М., и Грейлинг, Х. (1999). Адаптивные индивидуальные различия. Журнал Личности, 67, 209-243. Полный текст

Внешние ссылки

  • Introduction to Individual Differences (Wilderdom)
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).
  1. ↑ Брейди, ST; Сигел Г.Дж., Альберс Р.В., Прайс Д.Л. (2012). Базовая нейрохимия. Макгилл Пресс .
  2. ↑ Кандел, ER; Шварц Дж. Х., Джесселл ТМ. (2000). Принципы нейронауки, четвертое издание. Компании McGraw-Hill .

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Дифференциальная психология | Эдинбургский университет

Эдинбург является домом для крупнейшей в мире группы, занимающейся изучением индивидуальных различий, от старения до исследования личности

Мы используем индивидуальные различия в поведении как окно в психологические механизмы, включая генетическое и экологическое происхождение индивидуальных различий в интеллекте и личности. Мы работаем с разнообразными данными, от изображений мозга до времени реакции; массивные наборы данных о близнецах и эпидемиологических данных, а также высокопроизводительное генетическое секвенирование.

Мы проводим ведущие в мире исследования в области долголетия, здоровья, образования, социального поведения, психологических проблем и проблемного поведения, позитивной психологии и благополучия, а также личности животных. Наше исследование также посвящено тому, как люди отличаются от самих себя с течением времени и в разных ситуациях.

Несколько членов группы индивидуальных различий работали в Центре когнитивного старения и когнитивной эпидемиологии (сейчас закрыт), финансируемом для исследования здорового старения, направленного на основные детерминанты здоровья и благополучия на протяжении всей жизни и снижения зависимости в более позднем возрасте. У нас также есть отделение парапсихологии Кестлера, которое исследует различия в представлениях о паранормальных явлениях.

Отделение парапсихологии Кестлера

Люди

Персонал, работающий в этой области, включает:

  Научные интересы

Доктор Рене Моттус

Программный директор

Развитие личности в детстве и в более позднем возрасте, компьютерное моделирование взаимодействия человека с окружающей средой, внутрииндивидуальная изменчивость личности и ее связи с ситуационными обстоятельствами и конкретным поведением, а также психометрия.

Профессор Тим Бейтс

Генетика, Когнитивная эпидемиология, Когнитивный потенциал, Личность, Групповое поведение, Дислексия, Речевые нарушения.
Доктор Том Бут Индивидуальные различия, здоровье и количественные методы.
Профессор Венди Джонсон Индивидуальные различия: структура интеллекта и личности, развитие интеллекта и личности в течение жизни, здоровье и старение, генетические и экологические трансакции и их влияние на поведение, интеллект и личность.
Доктор Мишель Лучано Факторы окружающей среды и генетические факторы, влияющие на познание, личность и настроение.
Доктор Аджа Мюррей Аспекты развития фенотипов психического здоровья и сопутствующих заболеваний: в частности, СДВГ, аутизм и проблемы с поведением; количественная методология.
Профессор Кэролайн Уотт Репликационно-методологические вопросы парапсихологии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts