Теория развития личности Эрика Эриксона
Эрик Эриксон
Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:
- Социум для ребенка не антагонистичен.
- Личность развивается от рождения до смерти.
- Личность развивается через последовательные этапы жизни.
- Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
- В развитии человека восемь стадий.
- Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
- Переход от одной стадии к следующей является личностным кризисом.
- В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.
Подробнее.
Социум для ребенка не антагонистичен
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности. См.→
Личность развивается от рождения до смерти
Личность развивается через последовательные этапы жизни
Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны. См.→
Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см. →
В развитии человека восемь стадий
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:- Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
- Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
- Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
- Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
- Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
- Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
- Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
- Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»).
Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет
Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.
Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось — либо не случалось, либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту.
Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом
Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов — как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.
Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий. См.→
В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть
Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый». См.→
Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. См.→
Эго-психология Эрика Эриксона — презентация онлайн
1. ТЕМА № 7. эго-психология Эрика Эриксона
ТЕМА № 7. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯЭРИКА ЭРИКСОНА
2. План лекции.
ПЛАН ЛЕКЦИИ.1. Краткая биография.
2. Эго-психология: результат развития
психоанализа.
3. Эпигенетический принцип.
4. Развитие личности: психосоциальные
стадии.
5. Выводы.
3. Литература:
ЛИТЕРАТУРА:Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб,
1997. – 608 с.
Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Личность. Теории,
упражнения, эксперименты. – СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/
Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
Эрик Эриксон — пожалуй, самый читаемый и влиятельный
теоретик постфрейдизма.
Его книги расходятся тиражами в сотни тысяч
экземпляров.
Фотографии Эриксона появлялись на обложках таких
журналов, как «Ньюсуик» и «Нью-Йорк таймc мэгезин».
Книга о Махатме Ганди (1969) получила Пулитцеровскую
премию и была удостоена Национальной книжной премии
США.
Эрик Эриксон расширил понимание психоанализа, изучив
методы воспитания детей в разных культурах, создавая
психологические биографии выдающихся мужчин и
женщин и анализируя взаимодействие психологического и
социального развития.
Теория Эриксона о периодах развития эго серьезно
повлияла на психологию и смежные области научного
знания.
Он является и основателем современной психоистории.
Работы Эриксона прочно базируются на
психоаналитической теории: никто еще со времен
Фрейда не сделал столько для разработки и
применения принципов психоанализа в новых
областях и для решения проблем современности.
Постепенно Эриксон развил собственную
оригинальную теорию, которая хотя и основывалась на
психоаналитическом понимании, но существенно
отличалась по охвату, концепции и расстановке
акцентов.
Его называли «недогматичным, эмансипированным
фрейдистом».
Эриксоновские понятия личности и кризиса личности
стали обиходными и оказали определяющее влияние
на все социальные науки.
Эриксон — блестящий, проницательный теоретик и
прекрасный писатель.
В основе его работ лежит теория циклов человеческой
жизни, модель, которая интегрирует рост и развитие
человека от рождения до преклонного возраста.
Основной вклад Эриксона в изучение личности
заключается в том, что, наряду с фрейдовскими
стадиями психосексуального развития, он, во-первых,
показал, как человек одновременно проходит стадии
психосоциального развития и стадии развития эго, и,
во-вторых, доказал, что развитие личности
продолжается всю жизнь и что каждая стадия
развития может иметь как положительный, так и
отрицательный результат.
7. 1. Краткая биография.
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ.Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 года.
Его мать, датская еврейка, уже будучи беременной, уехала
из Дании в Германию и там вышла замуж за немецкого
еврея — доктора Хомбургера.
Несмотря на датские корни, Эриксон считал себя немцем.
Однако немецкие сверстники отвергали его за то, что он
был евреем, а еврейские приятели называли гоем (не
евреем) из-за белокурых волос и арийской внешности.
Настоящая фамилия Эриксона — Хомбургер. Под
фамилией Хомбургер были опубликованы его первые
работы. Позднее он стал подписываться Эрик Хомбургер
Эриксон и в конце концов остановился на Эрике Эриксоне
(дословно, Эриксон — сын Эрика), хотя Эриксон — это не
фамилия его родного отца.
Датчанин по происхождению, с немецким образованием,
он по своей воле стал американцем. Рожденный евреем,
Эриксон женился на христианке и принял христианство.
Формальное академическое образование Эриксона
продолжалось до 18 лет, когда он окончил классическую
гимназию.
В гимназии Эриксон изучал латынь, греческий язык,
античную и немецкую литературу и древнюю историю.
Он не был очень прилежным учеником.
После окончания гимназии Эриксон отправился в
путешествие по Европе. Как и многие молодые люди того
поколения, он пытался «найти себя».
После года странствий Эриксон возвращается и поступает в
художественную школу. Изучает живопись в Мюнхене, а
затем отправляется во Флоренцию.
Эриксон возвращается домой в возрасте 25 лет,
намереваясь жить оседло и преподавать живопись.
Его приглашают в Вену учить детей, родители которых
проходят курс психоанализа. Эриксон преподавал живопись,
историю и другие предметы. Ему была предоставлена
возможность создать собственную образовательную
программу.
Общество людей, занимавшихся психоанализом, в 20-е
годы было достаточно неофициальным.
Аналитики, пациенты, их семьи и друзья собирались
вместе на пикники и светские вечеринки.
Во время таких встреч Эриксон познакомился с Анной
Фрейд и другими выдающимися психоаналитиками.
Эриксон прошел негласный отбор и был признан
подходящим кандидатом для обучения психоанализу.
В 1927 году Эриксон начал проходить ежедневные
психоаналитические сеансы с Анной Фрейд в доме ее
отца.
Эриксон изучил и систему Монтессори и стал вторым
человеком, прошедшим обучение в Ассоциации учителей
Монтессори.
Его интерес к игровой терапии и психоанализу детей
зародился во многом благодаря постоянной
преподавательской деятельности и под влиянием
Монтессори.
В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон,
которая тоже посещала экспериментальную школу
Анны Фрейд.
В 1933 году семья Эриксона (включая двоих
сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон
попытался получить гражданство и помочь созданию в
этой стране центра обучения психоанализу.
Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья
эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в
Бостоне, где годом раньше было основано
психоаналитическое общество.
Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне,
специализируясь в лечении детей.
Он также был штатным сотрудником клиники Генри
Мюррея в Гарварде и занимал должность научного
сотрудника по психологии в отделении
нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы.
В 1936 году Эриксона приняли на должность
преподавателя в медицинскую школу Йельского
университета.
В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в
резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью
наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени
сиу.
С этого исследования начался интерес Эриксона к
изучению влияния культуры на развитие ребенка — тема,
которой он уделял много внимания в дальнейшей
профессиональной работе.
В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где
подвел итоги своей аналитической работы с детьми и
углубился в антропологию и историю.
С 1942 года он — профессор психологии в Университете
Беркли, Калифорния. С этого времени начался
интенсивный период глубоких клинических наблюдений и
размышлений; Эриксон становится главной фигурой в
области психоанализа.
В 1960 году Эриксон становится профессором в Гарварде.
Двумя годами позже он отправляется в Индию и
встречается там со многими индусами, лично знавшими
Ганди и по-разному относившимися к его первому
мирному протесту в Индии.
Личность Ганди, духовного и политического
революционера, глубоко заинтересовала Эриксона.
Ганди удалось трансформировать негативное индийское
бессилие в эффективно действующую политическую
технологию. В 1969 году Эриксон опубликовал работу о
Ганди.
В 1975 году, после ухода в отставку, Эриксон с женой
возвращается из Гарварда в Сан-Франциско.
Их последние работы и исследования, продолжавшиеся
вплоть до его смерти в 1994 году (в возрасте почти 92
года), посвящены главным образом старости и последней
стадии жизненного цикла.
13. 2. Эго-психология: результат развития психоанализа
2. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ: РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ПСИХОАНАЛИЗАТеоретические формулировки Эриксона касаются
исключительно развития эго.
Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не
более, чем дальнейшее систематическое развитие
концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете
новых открытий в социальных и биологических науках,
Эриксон решительно отошел от классического
психоанализа по четырем важным пунктам.
Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный
сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично
признавал в последние годы своей деятельности.
С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу
поведения и функционирования человека.
Он рассматривал эго как автономную структуру личности,
основным направлением развития которой является
социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и
инстинктов.
Подобный взгляд на природу человека, названный
эго-психологией, радикально отличается от раннего
психодинамического мышления тем, что эгопсихология описывает людей как более рациональных
и поэтому принимающих осознанные решения и
сознательно решающих жизненные проблемы.
В то время как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь
разрешить конфликт между инстинктивными
побуждениями и моральными ограничениями,
Эриксон доказывал, что эго — это автономная
система, взаимодействующая с реальностью при
помощи восприятия, мышления, внимания и памяти.
Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго,
Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с
окружением в процессе своего развития, становится
все более и более компетентным.
Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд
относительно индивидуального взаимоотношения с
родителями и культурным контекстом, в котором
существует семья.
Если Фрейда интересовало влияние родителей на
становление личности ребенка, то Эриксон
подчеркивает исторические условия, в которых
формируется эго у ребенка.
Он основывается на результатах наблюдений за
людьми, принадлежащими к различным культурам,
чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно
связано с меняющимися особенностями социальных
предписаний и системой ценностей.
В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное
пространство индивидуума (то есть от младенчества до
зрелости и старости).
Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских
переживаний и не уделял внимания вопросам развития за
пределами генитальной стадии.
И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные
взгляды на природу и разрешение психосексуальных
конфликтов.
Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей
влияния на личность неосознаваемой психической жизни,
а также объяснение того, как ранняя травма может
привести к психопатологии в зрелости.
Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы
привлечь внимание к способности человека преодолевать
жизненные трудности психосоциального характера.
Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его
достоинства, раскрывающиеся в различные периоды
развития.
Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том,
что люди обречены на социальное угасание, если
отдадутся своим инстинктивным стремлениям,
противостоит оптимистическое положение о том, что
каждый личный и социальный кризис представляет собой
своего рода вызов, приводящий индивидуума к
личностному росту и преодолению жизненных
препятствий.
Знание того, как человек справлялся с каждой из
значимых жизненных проблем или как неадекватное
разрешение ранних проблем лишило его возможности
справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по
мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его
жизни.
18. 3. Эпигенетический принцип
3. ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИПЦентральным для созданной Эриксоном теории развития
эго является положение о том, что человек в течение жизни
проходит через несколько универсальных для всего
человечества стадий.
Процесс развертывания этих стадий регулируется в
соответствии с эпигенетическим принципом созревания.
Под этим Эриксон понимает следующее:
«1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход
от одной ступени к другой предрешен готовностью личности
двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения
осознаваемого социального кругозора и радиуса
социального взаимодействия;
2) общество, в принципе, устроено так, что развитие
социальных возможностей человека принимается
одобрительно, общество пытается способствовать
сохранению этой тенденции, а также поддерживать как
надлежащий темп, так и правильную последовательность
развития».
В книге «Детство и общество» (1963) Эриксон разделил
жизнь человека на восемь отдельных стадий
психосоциального развития эго (как говорят, на
«восемь возрастов человека»).
Согласно его утверждению, эти стадии являются
результатом эпигенетически развертывающегося
«плана личности», который наследуется генетически.
Эпигенетическая концепция развития (по-гречески «επι»
означает «после», a «γενεσιζ» — «рождение,
происхождение») базируется на представлении о том,
что каждая стадия жизненного цикла наступает в
определенное для нее время («критический период»), а
также о том, что полноценно функционирующая
личность формируется только путем прохождения в
своем развитии последовательно всех стадий.
Кроме того, согласно Эриксону, каждая
психосоциальная стадия сопровождается кризисом —
поворотным моментом в жизни индивидуума,
который возникает как следствие достижения
определенного уровня психологической зрелости и
социальных требований, предъявляемых к
индивидууму на этой стадии.
Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного
цикла человека характеризуется специфичной именно
для данной фазы («фазо-специфической»)
эволюционной задачей — проблемой в социальном
развитии, которая в свое время предъявляется
индивидууму, но не обязательно находит свое
разрешение.
Характерные для индивидуума модели поведения
обусловлены тем, каким образом в конце концов
разрешается каждая из этих задач или как
преодолевается кризис.
Конфликты играют жизненно важную роль в теории
Эриксона, потому что рост и расширение сферы
межличностных отношений связаны с растущей
уязвимостью функций эго на каждой стадии.
В то же время он отмечает, что кризис означает «не
угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым
онтогенетический источник как силы, так и
недостаточной адаптации»
Каждый психосоциальный кризис, если
рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и
позитивный, и негативный компоненты.
Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть
на предыдущей стадии эго обогатилось новыми
положительными качествами), то теперь эго вбирает в
себя новый позитивный компонент (например,
базальное доверие и автономию), и это гарантирует
здоровое развитие личности в дальнейшем.
Напротив, если конфликт остается неразрешенным
или получает неудовлетворительное разрешение,
развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в
него встраивается негативный компонент (например,
базальное недоверие, стыд и сомнения).
23. Восемь стадий психосоциального развития
ВОСЕМЬ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯСтадия
Возраст
Психосоциальный кризис
1. Орально-сенсорная Рождение — Базальное доверие
1 год
базальное недоверие
2.
Мышечно- 1—3 года
анальная
3.
Локомоторно- 3—6 лет
генитальная
4. Латентная
6—12 лет
Сильная
сторона
— Надежда
Автономия — стыд и Сила воли
сомнение
Инициативность — вина Цель
Трудолюбие
неполноценность
Эго-идентичность
ролевое смешение
— Компетентность
5. Подростковая
12—19 лет
6. Ранняя зрелость
20—25 лет
7. Средняя зрелость
8. Поздняя зрелость
26—64 года Продуктивность — застой Забота
65 лет — Эго-интеграция
— Мудрость
смерть
отчаяние
Интимность — изоляция
— Верность
Любовь
24.
4. Развитие личности: психосоциальные стадии 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ СТАДИИ1. Младенчество: базальное доверие—базальное
недоверие
Первая психосоциальная стадия соответствует оральной
стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни.
По Эриксону, в этот период краеугольным камнем
формирования здоровой личности является общее
чувство доверия; другие ученые называют ту же самую
характеристику «уверенностью».
Младенец, имеющий базальное чувство «внутренней
определенности», воспринимает социальный мир как
безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и
надежных.
Это чувство определенности лишь частично осознается в
период младенчества.
Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства
доверия к другим людям и миру зависит от качества
получаемой им материнской заботы.
Эриксон связывает первый психологический кризис с
качеством материнского ухода за ребенком — причиной
кризиса является ненадежность, несостоятельность
матери и отвергание ею ребенка.
Это способствует появлению у него психосоциальной
установки страха, подозрительности и опасений за свое
благополучие.
Данная установка направлена как на мир в целом, так и
на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей
полноте на более поздних стадиях личностного развития.
Положительное психосоциальное качество,
приобретаемое в результате успешного разрешения
конфликта «доверие—недоверие», Эриксон обозначает
термином надежда.
Надежда, это первое положительное качество эго,
поддерживает убежденность человека в значимости и
надежности общего культурного пространства.
2. Раннее детство: автономия—стыд и сомнение
Приобретение чувства базального доверия
подготавливает почву для достижения определенной
автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда,
сомнения и унижения.
Этот период соответствует анальной стадии, по Фрейду, и
продолжается в течение второго и третьего годов жизни.
Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с
родителями в процессе обучения туалетному поведению,
обнаруживает, что родительский контроль бывает
разным: с одной стороны, он может проявляться как
форма заботы, с другой — как деструктивная форма
обуздания и мера пресечения.
Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка
как нечто родственное гневу, направленному на самого
себя, когда ребенку не разрешается развивать свою
автономию и самоконтроль.
3. Возраст игры: инициативность—вина
Конфликт между инициативой и виной — последний
психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который
Эриксон называл «возрастом игры».
Он соответствует фаллической стадии в теории Фрейда и длится от
четырех лет до поступления ребенка в школу.
В это время социальный мир ребенка требует от него активности,
решения новых задач и приобретения новых навыков; похвала
является наградой за успехи.
Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство
инициативы благополучно превосходить чувство вины, в
значительной степени зависит от того, как родители относятся к
проявлению у него собственного волеизъявления.
Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют
поддержку своей инициативы.
Согласно психосоциальной теории, чувство вины у детей вызывают
родители, не позволяющие им действовать самостоятельно.
4. Школьный возраст: трудолюбие—неполноценность
Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до 12
лет («школьный возраст») и соответствует латентному периоду в
теории Фрейда.
Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает
элементарные культурные навыки, обучаясь в школе.
Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями
ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также
способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с
предписанными правилами.
Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда
они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в
школе.
Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства
неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети
сомневаются в своих способностях или статусе в среде
сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше
5. Юность: эго-идентичность—ролевое смешение
Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12-13 до примерно 19-20
лет в американском обществе), подросток сталкивается с
различными социальными требованиями и новыми ролями.
Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы
собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих
себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную
идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и
будущего.
Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому,
что Эриксон назвал кризисом идентичности.
Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего
характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить
образование.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из
кризиса периода юности, — это верность. Эриксон использует
термин верность в значении «способности подростка быть верным
своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные
противоречия в его системе ценностей»
6. Ранняя зрелость: интимность—изоляция
Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни — от
поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет). .
В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной
жизни.
В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на
получение профессии и «устройство».
Эриксон, так же как и Фрейд, утверждает, что только теперь человек
по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком
как в социальном, так и в сексуальном плане. До этого времени
большинство проявлений сексуального поведения индивидуума
были мотивированы поиском эго-идентичности.
Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый и по
значению, и по широте охвата.
Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное
чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и
сестрам, родителям или другим родственникам.
Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности
«слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого
человека без опасения, что вы теряете нечто в себе»
Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в
излишней поглощенности собой или в избегании межличностных
отношений.
Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные
отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и
изоляции.
Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно
формальное личностное взаимодействие (работодатель—работник)
и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья).
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом
из кризиса интимность—изоляция, — это любовь.
В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу
Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя
другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже
если они потребуют уступок или самоотречения.
Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы,
уважения и ответственности за другого человека.
7. Средняя зрелость: продуктивность—инертность
Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет).
Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не
только благополучием следующего поколения, но также и
состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее
поколение.
Хороший пример в данном случае — чувство самореализации у
человека, связанное с достижениями его потомков.
Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности
настолько выражена, что преобладает над инертностью, то
проявляется положительное качество данной стадии — забота.
Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение;
забота — это психологическая противоположность безразличию и
апатии.
Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными,
постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при
котором основным предметом заботы являются личные
потребности и удобства.
Это явление — «кризис старшего возраста» — общеизвестно. Он
выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.
8. Поздняя зрелость: эго-интеграция—отчаяние
Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает
жизнь человека.
Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои
жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах.
Практически во всех культурах этот период знаменует начало
старости, когда человека одолевают многочисленные нужды:
приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила
и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более
скромному материальному положению, к смерти супруга и близких
друзей, а также к установлению отношений с людьми своего
возраста.
В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о
будущем к прошлому опыту.
По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости
характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько
суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития
эго.
«Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и
людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто
был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у
того могут постепенно созревать плоды семи
предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения
для этого, чем эго-интеграция» (Erikson, 1963a, р. 268).
Чувство интеграции эго проистекает из способности
человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак,
детей и внуков, карьеру, достижения, социальные
отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я
доволен».
Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие
люди видят продолжение себя или в потомках, или в
творческих достижениях.
Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая
зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».
Мудрость — это осознание безусловного значения самой
жизни перед лицом самой смерти» (Erikson, 1982, р. 61).
На противоположном полюсе находятся люди,
относящиеся к своей жизни как к череде
нереализованных возможностей и ошибок.
Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком
поздно начинать все сначала или искать какие-то новые
пути, чтобы ощутить целостность своего «Я».
Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих
людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной
неудачливости и озабоченности тем, что «может
случиться».
Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у
раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о
том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание
собственных недостатков и дефектов путем
проецирования их на внешний мир.
Иногда Эриксон очень поэтично описывает отчаяние у
пожилых: «Судьба не принимается как остов жизни, а
смерть — как последняя ее граница.
36. Выводы:
ВЫВОДЫ:Эриксон разделил жизнь человека на восемь
отдельных стадий психосоциального развития эго
(как говорят, на «восемь возрастов человека»).
Каждая стадия характеризуется особым
психологическим кризисом и задачей развития. Эта
задача должна быть выполнена, а кризис успешно
разрешен для освоения последующей стадии.
После успешного разрешения кризиса у человека
развиваются большая способность суждения,
внутренняя цельность и способность действовать
эффективно.
Ощущение «я тот, кем хочу быть сам» играет
решающую роль в развитии нормального чувства
идентичности.
Эриксон и психология эго | в Главе 11: Личность
Эриксон и психология эго
Фрейд считал, что эго черпает свою энергию из Оно. Юнг считал, что источником силы в психике является бессознательное. Обе называются глубинными психологиями, потому что они помещают мотивирующую силу личности глубоко в недоступные части психики.
Адлер и Хорни, напротив, оба представляли эго или сознательное я как источник силы. Люди могли анализировать свои жизненные обстоятельства и реагировать на них, меняя образ жизни.
Эрик Эриксон был еще одним известным теоретиком 20-го века, принявшим этот подход. Теории личности, которые подчеркивают самопознание и способность меняться, в середине 20-го века назывались эго-психологиями .
Что такое психология эго?
В Европе начало эго-психологии было связано с именем Хайнца Хартмана. Хартманн, хороший друг Фрейда, в начале 1930-х годов писал статьи, в которых утверждалось, что эго — это активная, независимая сила.
Хартманн ввел термин эго-психология. Его книга Эго-психология и проблема адаптации (1939/1958) могла бы иметь большее влияние в Америке, если бы она была доступна на английском языке до ее возможного перевода в 1958 году, когда идеи, связанные с теорией Фрейда, уже были в упадке.
Самым известным эго-психологом в Америке был Эрик Эриксон. Эриксон сделал свою самую известную работу между 1950 и 1980 годами. Его жена Джоан, канадская художница и танцовщица, на которой он женился в 1930, был его пожизненным сотрудником.
Эриксоны были хорошими писателями, и их идеи нашли свое отражение в народном словаре. Большинство людей слышали о поиске личности , кризисе идентичности и кризисе среднего возраста . Книга Эриксона «Правда Ганди » получила Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию как выдающееся литературное произведение.
Как сам Эриксон пережил кризис идентичности?
Эриксон сам пережил кризис идентичности. Его родители расстались еще до его рождения. Когда ему было три года, его мать снова вышла замуж за педиатра из Карлсруэ, Германия, по имени Теодор Хомбергер.
Этот факт был скрыт от юного Эрика, который вырос как Эрик Хомбергер. Когда он узнал, что доктор Хомбергер не был его биологическим отцом, Эрик почувствовал себя неуверенным в том, кем он был на самом деле.
Эрик плохо учился в школе и так и не поступил в колледж. Сопротивляясь призывам своего приемного отца получить медицинское образование, он несколько лет скитался по Европе, «отверженный от всего, за что выступала моя буржуазная семья» (Эриксон, 1975, стр. 28).
Какие есть теории относительно имени Эриксона?
Эрик Эриксон
Когда он эмигрировал в новый мир, Эрик Хомбергер выбрал для себя новую личность, изменив свое имя на Эрик Х. Эриксон. Его выбор имени Эриксон так и не получил должного объяснения. Это не было именем его биологического отца.
Возможно, это было символом его самовозрожденной
Эриксон был другом Зигмунда Фрейда и никогда не отказывался от теории Фрейда. Он утверждал, что строит на его фундаменте. Однако Хьелле и Зиглер (1992) выделяют четыре способа, которыми Эриксон отошел от предположений Фрейда.
Эриксон отказался от теории Фрейда? Каковы некоторые различия между его идеями и идеями Фрейда?
1. Эриксон рассматривал эго как автономную систему. Он имел дело с реальностью посредством сознательного мыслительного процесса, включая восприятие, внимание и память. Это не было во власти ид или супер-эго.
2. Эриксон подчеркивал историческую и культурную обстановку, в которой формировалось эго человека. Он сравнил влияние разных времен и разных культур на развитие эго в своих книгах Молодой человек Лютер (о Мартине Лютере) и в Истина Ганди.
3. Теория Эриксона охватывает всю продолжительность жизни человека, от младенчества до старости. Фрейд чувствовал, что основное влияние на эго приходится на ранние годы жизни.
4. Эриксон подчеркивает возможность триумфа над жизненными кризисами. Фрейд в основном обсуждал пагубные последствия ранних кризисов.
Психосоциальные стадии Эриксона
Детство и общество была первой книгой Эриксона, впервые опубликованной в 1950 году и переработанной в 1963 году. Идеи в ней были разработаны вместе с его женой Джоан; ссылки на «работы Эриксона» здесь следует понимать как включающие ее сильное влияние.
Эриксон определил серию из восьми кризисов, которые, по его словам, характеризуют рост личности. Слово кризис в этом контексте не совсем негативен.
Кризис — это вызов эго, угроза, но также и возможность расти и совершенствоваться. Эриксон описал серию кризисов на протяжении всей жизни и назвал их психосоциальными стадиями .
Как Эриксон описал развитие?
Теория стадий Эриксона была впервые описана Эриком Эриксоном на конференции Белого дома по развитию в 1950 году. Каждый возрастной диапазон был описан как представляющий различные проблемы.
Например, младенчество характеризовалось конкуренцией или конфликтом между основным доверием и недоверием . Это похоже на идею Хорни о том, что мать и маленький ребенок устанавливают отношения, которые создают либо базовое доверие, либо базовое беспокойство.
В случае успешного разрешения кризиса (если он имел благополучный исход) у ребенка вместо отчаяния оставалась надежда . Каждый другой кризис или вызов на протяжении всей жизни может привести к новым трудностям или к новой «добродетели». По мнению Эриксонов, эти добродетели стали частью стойкой личности человека и сохранялись до старости с характерными результатами.
Психосоциальные стадии по Эриксону
Младенчество: возраст 0-1 год
Конфликт: базовое доверие против недоверия минирование в пожилом возрасте: признание взаимозависимости и родства
Раннее детство: 1-3 года
Конфликт: автономия против стыда
Если разрешить, добродетель воля
Кульминация в пожилом возрасте: Принятие цикла жизни, от интеграции к дезинтеграции
Возраст игры: 3-6 лет
Конфликт: инициатива против чувства вины
В случае разрешения добродетели становится цель
Кульминация в пожилом возрасте: чувство юмора, сочувствие, устойчивость
9000 2 Школьный возраст: от 6 до 12Конфликт: трудолюбие против неполноценности
В случае разрешения добродетелью является компетентность
Кульминация в старости: смирение, принятие курса своей жизни и несбывшихся надежд
Подростковый возраст: возраст 12-19
Конфликт: идентичность и замешательство
В случае разрешения добродетелью является верность
Кульминация в старости: ощущение сложности жизни, слияние чувственного, логического и эстетического восприятия
Ранняя взрослость: Возраст 20 -25
Конфликт: близость против изоляции
Если он разрешен, добродетель любовь
Кульминация в старости: ощущение сложности отношений, ценность нежности и свободной любви
Зрелость: Возраст 26-64
Конфликт: продуктивность против стагнации
В случае разрешения добродетель забота патетика и забота)
Старость: 65 лет — смерть
Конфликт: честность против отчаяния
В случае разрешения добродетель мудрость
Кульминация в старости: экзистенциальная идентичность, чувство целостности, достаточно сильное, чтобы противостоять физическому распаду
Описание Эриксонами восьми стадий жизни было очень привлекательным, когда они его выпустили. Идеи Фрейда еще не пользовались дурной репутацией, и Эриксон, казалось, расширил базовые рамки Фрейда до правдоподобных, легко понимаемых фаз роста эго.
Эриксон занял пятое место среди самых влиятельных психологов века в обзоре послевоенной психологии (Gilgen, 1982). Участие его жены в качестве соавтора и соавтора обычно не упоминалось.
Много исследований было проведено для проверки предсказаний, основанных на теории Эриксона, особенно подросткового кризиса идентификации и смешения ролей . Эриксоны были одними из немногих теоретиков личности, которые сказали что-нибудь интересное о подростковом возрасте. (Юнг только что назвал подростковый возраст «невозможными годами».)
Какая часть теории Эриксонов привлекла наибольшее внимание исследователей?
Джеймс Марсия (1966) предложил одну из самых известных исследовательских программ, которая исследовала одну из предложенных Эриксоном стадий. Он рассмотрел формирование идентичности в подростковом возрасте и обнаружил четыре различных эго-идентификационные статусы . Их можно представить в виде матрицы 2 x 2, которую Марсия создала для публикации 1980 года.
Матрица Марсии (1980)
Марсия и коллеги обнаружили, что «выкупщики» обычно имеют более тесные отношения с родителями (Марсия, 1980). Студенты с «диффузной идентичностью» склонны считать родителей равнодушными или отвергающими и с большей вероятностью реагируют на давление сверстников.
Что удалось выяснить Марсии и ее коллегам?
Некоторые идеи Эриксона не выдержали исследований. Ван Де Уотер и МакАдамс (1989) обнаружил, что генеративность, предположительно продукт среднего возраста, не связана с возрастом.
«Кризис среднего возраста» известен, но на самом деле не очень распространен. Исследование, проведенное в 1971 году среди мужчин среднего возраста, выявило множество путей развития, при этом лишь немногие мужчины сообщили о кризисе среднего возраста.
Теории сцены вообще были популярны в середине 20-го века. Мы видели их в работах Пиаже, Кюблера-Росса, в иерархии потребностей Маслоу и в некоторых других местах предыдущих глав.
Проблема стадийных теорий в том, что они всегда правдоподобны, и каждый может приспособить их к своей жизни (как астрологические чтения). Но всегда есть исключения.
В психологии теории стадий не являются строгой формой научной модели, если только они не сформулированы с точностью, позволяющей делать неожиданные предсказания. Если они делают твердые прогнозы, теории стадий, как правило, опровергаются при сборе фактических данных, потому что человеческая популяция очень разнообразна.
Пик интереса к теориям Эриксона пришелся на 1979 г., а затем резко упал. Его литературный вклад был отмечен, но сейчас он не является влиятельной фигурой в теории личности, если судить по анализу цитирования.
Эго или психология Я-концепции
Отличительный тезис психологов эго в середине 20-го века заключался в том, что сознательные части личности могут играть решающую роль в изменении жизни людей. Эго может изменить личность.
Теории Эриксона являются одним из примеров этого. На каждом этапе «я» должно было столкнуться с вызовом. Это было сделано не путем раскрытия скрытых комплексов; это была работа сознательного я, стремящегося извлечь из жизни лучшее.
Само слово эго со временем стало менее популярным, поскольку ассоциировалось с теорией Фрейда. В психологии личности примерно между 1950 и 1980 годами идея эго была в значительной степени заменена идеей я-концепции .
Я-концепция – это то, как человек понимает или представляет свою собственную личность. Это не просто пассивная оценка, а постоянное влияние на поведение. Маркус и Вурф (1987) описали точку зрения эго-психологов XIX в.80-х годов, что «самовосприятие [является] активным, сильным и способным к изменениям».
Я-концепция не обязательно рассматривается как единая вещь. Одной из тенденций современных теорий личности является рассмотрение Я-концепции как гибкой, податливой и множественной, способной учитывать множество ролей, которые большинство из нас играет в различных контекстах нашей жизни.
Я-концепция — это «набор или совокупность образов, схем, концепций, прототипов, теорий, целей или задач» (Маркус и Вурф, 1987). «Сейчас стало обычным делом ссылаться на множественность идентичности».
Но не все представления о себе одинаково важны. Например, молодой человек может сказать: «Мое «я-музыкант» не так важно, как «я-отец», и если мне придется сделать выбор, музыка может подождать».
В чем преимущество «диалогического я»?
Германс, Кемпен и ван Лун (1992) доказывают важность диалогической самости . «Я может в воображении занимать ряд позиций, допускающих взаимные диалогические отношения». Диалогическое «я» используется всякий раз, когда вы ведете внутреннюю дискуссию или сомневаетесь в себе после принятия решения или смотрите на проблему с нескольких разных точек зрения.
Диалогическое Я является одним из ключевых атрибутов человеческого сознания, поскольку оно позволяет рефлексии . Вы можете исследовать точку зрения с разных точек зрения, занимая сначала одну позицию, а затем другую, аргументируя обе стороны вопроса, а не импульсивно ухватываясь за первую доступную интерпретацию.
Средство просмотра ngram от Google показывает, что фраза «я-концепция» достигла своего пика в 1980 году. «Психология эго» хорошо работала примерно с 1955 по 2005 год, прежде чем частота ее использования снизилась.
«Диалогическое Я» впервые появилось примерно в 1980 году и достигло своего пика примерно в 2004 году. Напротив, «теории черт» стали широко использоваться после 1940 года, резко возросли в 1970-х, и эта фраза до сих пор так же часто используется в 20-подростках.
———————
Ссылки:
Erikson, E.H. (1975). История жизни и исторический момент . Нью-Йорк: Нортон.
Хьелле, Л. А. и Зиглер, Д. Дж. (1992) Личность . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Gilgen, AR (1982) Американская психология после Второй мировой войны: профиль дисциплины . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
Hermans, HJM, Kempen, HJG, & van Loon, RJP (1992). Диалогическое «я»: за пределами индивидуализма и рационализма. Американский психолог, 47 , 23-33.
Марсия, Дж. Э. (1966). Развитие и подтверждение статуса эго-идентичности. Журнал личности и социальной психологии, 3, 551-558.
Марсия, Дж. Э. (1980) Идентичность в подростковом возрасте. Глава 5 в книге Дж. Адельсона (ред.) Справочник по подростковой психологии . Нью-Йорк: Уайли.
Маркус, Х. и Вурф, Э. (1987) Динамическая самооценка: социально-психологическая перспектива. Ежегодный обзор психологии, 38, стр. 299-338.
Ван Де Уотер, Д. А. и МакАдамс, Д. П. (1989). Генеративность и «вера Эриксона в вид». Журнал исследований личности, 23, 435-449.
Предыдущая страница | Верх страницы | Содержание главы | Следующая страница
Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].
Не видите то, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.
Copyright © 2007-2018 Расс Дьюи
Эрик Эриксон
Эрик ЭриксонЭрик Эриксон
Доктор К. Джордж Бори
Эриксон — фрейдист эго-психолог . Это означает, что он принимает Идеи Фрейда как в основном правильные, включая наиболее спорные идеи таких как эдипальный кризис, а также принимает идеи о эго которые были добавлены другими фрейдистами, такими как дочь Фрейда, Анна. Однако Эриксон гораздо больше ориентирован на общество и культуру, чем большинство фрейдистов, и он часто толкает инстинкты и бессознательное практически вне поля зрения. Возможно, из-за этого Эриксон популярен среди Фрейдисты так и не фрейдисты!
Эрик и Джоан Эриксон
Эпигенетический принцип
Он наиболее известен своей работой по уточнению и расширению теории Фрейда. теория этапов. Развитие, по его словам, происходит благодаря эпигенетическому механизму . принцип . Этот принцип гласит, что мы развиваемся через предопределенное развертывание. из наши личности в восемь этапов. Наш прогресс на каждом этапе в часть определяется нашим успехом или неуспехом во всех предыдущих этапы. Немного похоже на раскрытие бутона розы, раскрывается каждый лепесток. в определенное время, в определенном порядке, который природа, благодаря генетике, определил. Если мы вмешаемся в естественный ход развития, вытягивая лепесток вперед преждевременно или не по порядку, мы портим разработка всего цветка.
Каждый этап включает в себя определенные развивающие задачи , которые психосоциальный в природе. Хотя он следует традиции Фрейда, называя их кризисами , они более растянуты и менее конкретны, чем предполагает этот термин. ребенок в гимназии, например, должен научиться быть трудолюбивым во время что период его или ее жизни, и что трудолюбию учатся через сложные социальные взаимодействия школы и семьи.
Различные задачи обозначаются двумя терминами.
Каждый этап имеет определенное оптимальное время тоже. Бесполезно пытающийся торопить детей во взрослую жизнь, как это часто бывает у людей, одержимый с успехом. Вы можете видеть, например, ущерб, нанесенный многим детям звезды предъявляемыми к ним взрослыми требованиями. Также невозможно замедлить темп или попытаться защищать наших детей от требований жизни. Есть время для каждого цель под небом!
Если стадия организована хорошо, мы уносим определенное количество добродетель или психологическая сила, которая поможет нам пройти остальные этапы нашей жизни. С другой стороны, если мы не будем так хорошо работать, мы можем развить дезадаптации и злокачественные новообразования, а также поставить под угрозу все наше будущее разработка.
Злокачественное новообразование хуже два, и включает слишком мало положительный и слишком много отрицательного аспекта задачи, например, человека, который не мочь доверять другим. дезадаптация не так уж плохо и включает в себя слишком много положительного и слишком мало отрицательного, например, человек, который доверяет слишком.Дети и взрослые
Возможно, самым большим нововведением Эриксона было постулирование не пяти этапы, как и Фрейд, но восемь. Эриксон разработал генитальную стадию Фрейда. в подростковом возрасте плюс три стадии взрослой жизни. Мы, конечно, не останавливаться развивающийся — особенно психологически — после нашего двенадцатого или тринадцатый дни рождения; Представляется правильным распространить любую теорию стадий на более поздняя разработка!
Эриксону также было что сказать о взаимодействии поколения, которую он назвал взаимностью . Фрейд ясно дал понять что родители ребенка сильно влияют на его развитие. Эриксон отметил, что дети также влияют на развитие своих родителей. Появление детей, например, в жизни пары меняет что жизнь значительно, и продвигает новых родителей по их собственному развивающий пути. Ничто не заставляет вас «взрослеть» быстрее, чем собственные дети! Уместно даже добавить третий (а в некоторых случаях и четвертый) поколение к картине: на многих из нас повлияло наше бабушки и дедушки и внуки, а они у нас.
Особенно яркий пример взаимности можно увидеть в проблемы матери-подростка. Хотя мать и ее ребенок могут иметь отлично совместной жизни, часто мать все еще участвует в задачах подростковый возраст, то есть в выяснении, кто она и как она вписывается в более общество. Отношения, которые у нее были или были с отцом ребенка, могли быть незрелый с одной или с обеих сторон, и если они не поженятся, ей придется иметь дело с проблемы поиска и развития новых отношений, а также. младенец, с другой стороны, имеет простые, прямые потребности, которые младенцы есть, и самая важная из них — мать со зрелым способности и социальная поддержка, которую должна иметь мать. Если родители матери шаг в помочь, как и следовало ожидать, то и их тоже сбрасывают со своих развивающий следы, вернуться к образу жизни, который, как они думали, прошли, и который они могут показаться ужасно требовательными. И так далее….
Пути, которыми переплетаются наши жизни, ужасно сложны и очень разочаровывает теоретика. Но игнорировать их — значит игнорировать что-то жизненно важно для нашего развития и нашей личности.
Первая ступень
Первый этап младенец , примерно первый год или полтора года жизни. Задача разработать траст без полностью ликвидация емкости для недоверие .
Если мама и папа смогут дать новорождённому некоторую фамильярность, последовательность, и преемственность, то у ребенка разовьется ощущение, что мир — особенно социальный мир — это безопасное место, где люди являются надежный и любимый. Через ответы родителей ребенок также учится доверять своему телу и связанным с ним биологическим побуждениям.
Если родители ненадежны и неадекватны, если они отвергают младенец или навредить ему, если другие интересы заставят обоих родителей отвернуться от вместо этого младенцы должны удовлетворять свои собственные, тогда младенец будет развивать недоверие. Он или она будут опасаться и подозрительно относиться к людям.
Если будет достигнут правильный баланс, ребенок разовьет добродетель надежда , твердая вера в то, что даже если что-то пойдет не так, они хорошо работать в конце концов. Один из признаков того, что у ребенка все хорошо в первая стадия, когда ребенок не слишком расстроен необходимостью ждать момент для удовлетворения своих потребностей: Мама или папа не иметь быть совершенным; Я доверяю им достаточно, чтобы поверить, что если они не могут быть здесь немедленно, они скоро будут здесь; Сейчас может быть тяжело, но они получится в итоге. Это та самая способность, которая в более позднем возрасте получает нас через разочарования в любви, карьере и других сферах жизни.
Вторая ступень
Вторая стадия — малыш , примерно от восемнадцати месяцев. к три или четыре года. Задача добиться степени автономности при минимизации стыда и сомнений .
Если мама и папа (и другие опекуны, которые часто приходят в картина в этот момент) позвольте ребенку, теперь малышу, исследовать и манипулировать его или ее окружение, ребенок будет развивать чувство автономии (независимость). Родители не должны отговаривать ребенка, но и не должны толкать. Требуется баланс. Люди часто советуют молодым родителям быть «твердыми, но терпимость» на данном этапе, и совет хороший. Таким образом, ребенок воля развивать как самоконтроль, так и самооценку.
С другой стороны, ребенку достаточно легко развивать вместо чувство стыда и сомнения. Если родители сильно огорчаются пытаться исследовать и быть независимыми, дети скоро сдадутся и предполагать что они не могут и не должны действовать самостоятельно. Мы должны держать в разум что даже такая невинная вещь, как смех над усилиями малыша, может вести ребенок испытывает глубокий стыд и сомневается в своих способностях.
Есть и другие способы привести детей к стыду и сомнению: Если вы
дать детям неограниченную свободу и не чувствовать ограничений, или если вы
пытаться
чтобы помочь детям делать то, что они должны научиться делать сами, вы
воля
также создавайте у них впечатление, что они мало на что годятся. Если вы
не
достаточно терпеливы, чтобы дождаться, пока ваш ребенок завяжет шнурки на ботинках,
твой
ребенок никогда не научится их завязывать, и будет считать, что это просто
слишком
трудный
учить!
Стыд и сомнения звучат очень негативно. Действительно ли они нам нужны?
Да, если только вы не считаете хорошей идеей бегать голышом в общественных местах.
или прыгать со зданий.
Если вы получите правильный, положительный баланс автономии и стыда и сомневаться, вы разовьете добродетель силу воли (решительность). Один из самая замечательная — и разочаровывающая — вещь о двух- и трехлетки это их решимость. «Могу сделать» — их девиз. Если мы сможем сохранить что отношение «можем сделать» (с соответствующей скромностью, чтобы уравновесить его) мы намного лучше во взрослом возрасте.
Третий этап
Третий этап — дошкольник . От трех-четырех до пяти или в-шестых, задача, стоящая перед каждым ребенком, состоит в том, чтобы научиться инициатива без слишком много вина .
Инициатива означает позитивный ответ на вызовы мира, принимая на обязанности, изучение новых навыков, чувство целеустремленности. Родители может поощрять инициативу, побуждая детей пробовать свои идеи. Мы должны принимать и поощрять фантазию, любопытство и воображение. Этот это время для игры, а не для формального образования. Теперь ребенок способен, как никогда прежде, воображения будущей ситуации, которая не является реальность прямо сейчас. Инициатива — это попытка превратить эту нереальность в реальность.
Но если дети могут представить себе будущее, если они могут планировать, то они
может быть и ответственным, и виновным. Если мой двухлетний ребенок смывает мой
смотреть
в унитаз, смело могу предположить, что никаких «злых
намерения».
Это был просто блестящий предмет, который вращался, вращался и опускался.
Как весело! Но если мой пятилетний ребенок сделает то же самое… ну, она
должен
знать, что произойдет с часами, что произойдет с
папина
характер, и что с ней будет! Она может быть виновна в
действовать,
и она тоже может начать чувствовать себя виноватой. Способность к нравственному
суждение
прибыл.
Нам действительно нужно чувство вины? Очень. Единственные люди, которые
не чувствуют вины, называются психопатами.
Хороший баланс ведет к психосоциальной силе цели . Целеустремленность — это то, чего многие люди жаждут в своей жизни, но много не осознают, что сами добиваются своих целей, посредством воображение и инициатива. Я думаю, что даже более подходящее слово для этой добродетели было бы мужество, способность к действию, несмотря на ясное понимание ваши ограничения и прошлые неудачи.
Четвертая ступень
Четвертый этап — это ребенок школьного возраста примерно от шести до двенадцати. Задача состоит в том, чтобы развить мощность промышленности , избегая ан чрезмерное чувство неполноценности . Дети должны «приручить воображение» и посвятить себя образованию и изучению социальных навыков их общество требует от них.
Сейчас работает гораздо более широкая социальная сфера: родители и другой К членам семьи присоединяются учителя, сверстники и другие члены семьи. сообщество в целом. Все они вносят свой вклад: родители должны поощрять, учителя должны заботиться, сверстники должны принять. Дети должны узнать, что существует удовольствие не только в разработке плана, но и в его реализации. Они должны учиться ощущение успеха, будь то в школе или на детской площадке, академический или соц.
Хороший способ отличить ребенка на третьем этапе и один на четвертом этапе — посмотреть, как они играют в игры. Четырехлетние могут любить игры, но у них будет лишь смутное понимание правила, может меняйте их несколько раз в течение игры, и будьте очень вряд ли на самом деле закончить игру, если только это не бросание фишек в их противники. С другой стороны, семилетний ребенок посвящен правила, считает их в значительной степени священными и скорее расстроится, если в игра не может прийти к требуемому завершению.
Если ребенку позволено слишком мало успехов из-за резкого учителя или отвергая, например, сверстников, то вместо этого у него разовьется чувство неполноценности или некомпетентности. Дополнительный источник неполноценность Эриксон упоминает расизм, сексизм и другие формы дискриминации: Если ребенок считает, что успех связан с тем, кто вы есть, а не с как сильно ты стараешься, то зачем стараться?
Счастливее всего установить правильный баланс промышленности и неполноценность — то есть в основном промышленность с легким оттенком неполноценности держать нас разумно скромный. Тогда у нас есть добродетель под названием компетенция .
Пятая ступень
Пятая стадия — подростковый возраст , начиная с периода полового созревания и заканчивая около 18 или 20 лет. Задача в подростковом возрасте — достичь эго. личность и избежать путаницы ролей . Это был подростковый возраст, заинтересован Эриксон в первую очередь и больше всего, и модели, которые он здесь увидел, послужили основой для его размышления обо всех остальных стадиях.
Эго-идентичность означает знание того, кто вы и как вы вписываетесь в отдых общества. Это требует, чтобы вы взяли все, что узнали о жизни, и себя и сформируйте из него единую самооценку, такую, которую ваше сообщество находит осмысленным.
Есть ряд вещей, которые упрощают работу: во-первых, мы
должен
иметь господствующую взрослую культуру, которая достойна подростка
уважать,
один с хорошими образцами для подражания взрослых и открытыми линиями связи. Если подросток оглядится и не увидит ничего, кроме сексизма, расизма,
разжигание войны, необузданный материализм, эгоцентричный гедонизм,
пуританское самодовольство и т. д. — зачем взрослеть?
Кроме того, общество должно обеспечить четкие обряды посвящения — определенный достижения и ритуалы, которые помогают отличить взрослого от ребенок. В примитивных и традиционных обществах мальчик-подросток может быть попросили выехать из села на время для самостоятельного проживания, охотиться какое-нибудь символическое животное или искать вдохновляющее видение. Мальчики и девочки может пройти определенные испытания на выносливость, символические церемонии, или образовательных мероприятий. Так или иначе, различие между в бессильной, но беззаботной поры детства и могучей и ответственный время взрослой жизни, ясно.
Без этих вещей мы, скорее всего, увидим смешение ролей, то есть
ан
неуверенность в своем месте в обществе и мире. Когда
подросток
сталкивается с путаницей ролей, Эриксон говорит, что он или она страдает
от
кризис идентичности. На самом деле, частый вопрос подростков в нашей
общество
ask — это прямой вопрос об идентичности: «Кто я?»
Обратите внимание, сколько времени требуется в нашем обществе, прежде чем мы получим ответ на
параллельный вопрос «Кем я хочу стать, когда вырасту?»
Если вы успешно преодолеете этот этап, у вас будет добродетель Эриксон называется верность . Верность означает верность, способность жить стандарты общества, несмотря на несовершенство и незавершенность и несоответствия. Мы не говорим о слепой лояльности, и мы не говорить о принятии этих недостатков. Ведь если ты любишь твой сообщество, вы захотите увидеть, как оно станет лучше, чем может быть. Но верность означает, что вы нашли место в этом сообществе, место, которое будет позволить вам внести свой вклад.
Шестая ступень
Если вы зашли так далеко, вы находитесь на стадии молодых взрослый , который длится (в современном обществе) примерно от 20 до 30 лет. взрослые стадии гораздо более размыто, чем в детстве, и люди могут различаться резко. Задача состоит в том, чтобы добиться некоторой степени близости , в отличие от оставшийся в изоляции .
Близость – это способность быть рядом с другими, как любовник, друг, и как участник общества. Потому что у вас есть четкое представление о том, кто вы, вам больше не нужно бояться «потерять» себя, как многие подростки делать. «Страх обязательств», который некоторые люди, по-видимому, демонстрируют, является примером незрелости на этом этапе. Этот страх не всегда так очевиден. Много люди сегодня всегда откладывают развитие своих отношений: я выйти замуж (или завести семью, или принять участие в важных социальных проблемы) как только я закончу школу, как только у меня будет работа, как только я дом, как только… Если вы были помолвлены последние десять лет, что тебя сдерживает?
Молодому взрослому также не нужно доказывать свою правоту. больше. Подростковые отношения часто связаны с попытками установить личность через «пара-капюшон». Подросток может ответить на вопрос «Кто я?» с «Я ее парень» или «Я его девушка». Молодой взрослый отношение должно быть делом двух независимых эго, желающих создать что-то больше, чем они сами.
Если вы успешно преодолеете этот этап, вы получите с вам на всю оставшуюся жизнь добродетель или психосоциальная сила Эриксон звонки любовь . Любовь в контексте его теории означает быть способный отложить в сторону разногласия и антагонизмы через «взаимность преданность.» Она включает в себя не только любовь, которую мы находим в хорошем браке, но и любовь между друзьями и любовью к ближнему, коллеге и соотечественник также.
Ступень семь
Седьмая стадия — это средний взрослый . трудно привязать к нему время, но оно будет включать период, в течение которого мы активно занимается воспитанием детей. Для большинства людей в нашем обществе это бы поставить его где-то между 30 и 60. задача здесь состоит в том, чтобы культивировать правильный баланс генерация и застой .
Созидательность — это расширение любви в будущее. Это беспокойство для следующего поколения и всех будущих поколений. Таким образом, это значительно менее «эгоистичен», чем близость предыдущей стадии: близость, любовь между любовниками или друзьями, это любовь между равными, и это обязательно взаимный. О, конечно, мы любим друг друга бескорыстно, но реальность такова, что, если любовь не возвращается, мы не считаем ее настоящей любовь. С генеративностью это неявное ожидание взаимности не является там, по крайней мере, не так сильно. Немногие родители ожидают «отдачи от своих инвестиции» от своих детей; если они это сделают, они не очень хорошие родители!
Хотя большинство людей практикуют генеративность, имея и воспитание детей, есть и много других способов. Эриксон считает преподавание, письмо, изобретательство, искусство и наука, общественная деятельность, и в целом способствуя благополучию будущих поколений, генеративность также.
Это стадия «кризиса среднего возраста». Иногда мужчины и женщины брать взглянуть на их жизнь и задать этот большой, плохой вопрос: «Что я делаю все это для?» Обратите внимание на вопрос: поскольку они сосредоточены на себе, они спросите, для чего, а не для кого они это делают. В их панике на получающий старше и не испытавшие или не достигшие того, что они себе представляли они когда они были моложе, они пытались вернуть свою молодость. Люди являются часто самые яркие примеры: они оставляют свое многострадальное жены, бросить рутинную работу, купить модную новую одежду, купить Порше и начать висеть вокруг баров для одиноких. Конечно, они редко находят то, что ищут. ибо, потому что они ищут не то!
Но если вы добьетесь успеха на этом этапе, у вас появится способность для забота который будет служить вам всю оставшуюся жизнь.
Восьмая ступень
Этот последний этап, деликатно именуемый поздним взрослением или зрелость или, что менее деликатно, старость, начинается где-то около выход на пенсию, после того, как дети ушли, где-то около 60 лет в нашем обществе. Некоторые пожилые люди воля протестовать и говорить, что это начинается только тогда, когда вы чувствуете себя старым и так далее, но это эффект нашей культуры поклонения молодежи, которая заставляет даже стариков избегать любое признание возраста. В теории Эриксона достижение этой стадии вещь хорошая, а не дойти до нее говорит о том, что ранее проблемы умственно отсталый ваше развитие!
Задача развить целостность эго с минимальной суммой из отчаяние . Этот этап, особенно с точки зрения молодежи, кажется большинство сложно из всех. Сначала идет отчуждение от общества, от чувства из полезность для большинства людей в нашей культуре. Некоторые увольняются с работы у них есть хранится годами; другие обнаруживают, что их родительские обязанности подходят к концу; большинство обнаруживает, что их вклад больше не запрашивается и не требуется.
Тогда возникает ощущение биологической бесполезности, так как тела нет дольше делает все, что раньше. Женщины проходят через иногда драматические менопауза; Мужчины часто обнаруживают, что больше не могут «быть на высоте положения». То есть являются болезни старости, такие как артрит, диабет, проблемы с сердцем, опасения по поводу рака молочной железы, яичников и простаты. Приходите боится о вещах, которых раньше никогда не боялись — гриппе, ибо пример, или просто падает.
Вместе с болезнями приходят опасения о смерти. Друзья умирают. Родственники умереть. У одного умирает супруг. Конечно, вы тоже наверняка иметь твой ход. Столкнувшись со всем этим, может показаться, что каждый отчаяние.
В ответ на это отчаяние некоторые пожилые люди становятся озабоченными с прошлое. Ведь там дела обстояли лучше. Некоторые становятся озабоченный со своими неудачами, плохими решениями, которые они приняли, и сожалеть о том, что (В отличие от некоторые на предыдущем этапе) у них действительно нет ни времени, ни энергии к обратить их. Мы находим, что некоторые пожилые люди становятся подавленными, злобными, параноик, ипохондрический, или развивающийся паттерн старости с или без физические основы.
Целостность эго означает примирение со своей жизнью и тем самым приходящий смириться с концом жизни. Если вы способны оглянуться назад и принять ход событий, сделанный выбор, ваша жизнь, как вы ее прожили, как существование необходимо, то вам не нужно бояться смерти. Хотя большинство из вас не в этот момент в жизни, возможно, вы все еще можете сочувствовать, рассматривая твой жизнь до сих пор. Мы все совершали ошибки, некоторые из них довольно неприятные те; Тем не менее, если бы вы не сделали этих ошибок, вы не были бы тем, кто вы есть. Если вам очень повезло, или если вы перестраховались и сделали очень несколько ошибок, ваша жизнь не была бы такой богатой, как сейчас.
Тот, кто приближается к смерти без страха, обладает силой Эриксон звонки мудрость . Он называет это подарком детям, потому что «здоровые дети не будут бояться жизнь, если их старшие достаточно честны, чтобы не бояться смерти». предлагает что человек должен быть в чем-то одаренным, чтобы быть по-настоящему мудрым, но я бы нравиться предположить, что вы понимаете слово «одаренный» настолько широко, насколько возможный: Я обнаружил, что есть люди очень скромных дарований, которые учили очень меня не своими мудрыми словами, а простыми и нежный подход к жизни и смерти, по их «щедрости духа».