Эмоции и чувства в норме
24.05.2020
Эмоция — отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения, т. е. переживание степени удовлетворенности биологическими или социальными потребностями. Это субъективное отношение к окружающей среде и к себе.
Прогнозирование вероятности достижения цели у человека может либо осознаваться, либо не осознаваться. Возрастание вероятности достижения цели в результате поступления новой информации порождает положительные эмоции, они активно усиливаются субъектом с целью их увеличения, продления. Падение вероятности реализации потребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицательным эмоциям, которые субъект стремится ослабить или прекратить. Эмоция позволяет быстро оценить значимость ситуации и мобилизовать ресурсы личности на активные действия с целью сохранения себя.
Нейрофизиологический механизм
Эмоция — активное состояние системы специализированных мозговых образований (лимбической системы, гипоталамуса, коры головного мозга), побуждающих субъекта изменить поведение в направлении максимализации или ми-нимализации этого состояния. В реализации положительных и отрицательных эмоций различна роль доминантного и субдоминантного полушарий головного мозга. Эмоции проявляются и во внутренних переживаниях, и в поведении, и то и другое связано с физиологической активацией.
Классификация эмоций
- Элементарные, так называемые физические чувствования, — эмоции удовольствия и неудовольствия, связанные с органическими потребностями. Они — тон или окраска отдельного ощущения (голод, жажда) или общего самочувствия индивида (беспредметная тоска, тревога, радость).
- Предметные чувства — осознанные переживания отношения к миру, дифференцирующиеся в зависимости от того предмета, к которому относятся. Они связаны с духовными потребностями и подразделяются на интеллектуальные (познавательный интерес), эстетические (переживание прекрасного) и моральные (возмущение безнравственным поступком какого-либо лица).
- Обобщенные мировоззренческие чувства включают интеллектуальный компонент и выражают более или менее устойчивые установки личности. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п.
Аффект — мгновенный, стремительно и бурно протекающий эмоциональный разряд (ярость, ужас, восторг, отчаяние).
Страсть — сильное, стойкое, глубокое и длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им (к стяжательству, личной славе, труду, науке, искусству).
Настроение — более или менее длительное общее эмоциональное состояние личности, придающее эмоциональную окраску всей психической жизни и обусловленное совокупностью факторов: органическим самочувствием, тонусом жизнедеятельности, взаимоотношениями с окружающими людьми и оценкой личной и общественной жизни. Настроение — бессознательная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (Рубинштейн С. Л., 1946). Например, тревожное настроение заставляет воспринимать все под знаком страха, отовсюду ожидать опасности.
Эмоции делятся на положительные (удовольствие, радость, восхищение, любовь) и отрицательные (неудовольствие, горе, страх, печаль, ненависть). Различают также стенические чувства (гнев, радость), повышающие жизненный тонус, побуждающие к деятельности, и астенические чувства (печаль, смущение, страх), снижающие жизнедеятельность, ослабляющие энергию. Чувства могут быть разной степени интенсивности, стойкости и глубины. Переживание эмоций сопровождается напряжением и последующим облегчением.
Возрастные особенности
Несмотря на то что уже в утробе матери у плода появляются первые эмоциональные реакции, у новорожденного отмечаются лишь рудиментарные проявления эмоций. Первоначально они связаны с удовлетворением органических потребностей (голода, недомогания, неудобного положения, холода), постепенно с усложнением потребностей усложняются и эмоции. Рано у младенца появляется страх на изменение обстановки, громкий звук, потерю равновесия. Эмоции и чувства детей в раннем возрасте быстро и бурно возникают, но столь же быстро и исчезают. До 3-летнего возраста преобладают эмоции, обусловленные биологическими потребностями, в них особенно выражен соматовегетативный, а не психический компонент.
В связи со становлением самосознания и под влиянием похвал и порицаний у дошкольника возникают нравственные чувства. Вначале представления о плохом и хорошем тесно связаны с личными интересами ребенка и лишь постепенно они определятся общественной полезностью того или иного поступка.
К 10—12 годам чувства занимают в психике ребенка такое же место, как и эмоции, связаннные с удовлетворением физиологических потребностей. К концу периода взросления в основном заканчивается формирование основных высших чувств.
Возрастная незрелость эмоционального реагирования проявляется:
- элементарностью эмоциональных проявлений;
- преобладанием положительных эмоций;
- повышенной эмоциональной лабильностью;
- рудиментарностью и атипичностью аффективных расстройств;
- заменой эмоций так называемыми «возрастными эквивалентами» эмоциональных проявлений (соматовегетативными, поведенческими).
Таким образом, основные линии развития чувств в процессе роста ребенка заключаются в уменьшении возбудимости эмоций и возрастании устойчивости чувств, которые становятся более дифференцированными и объективированными, а также в расширении и, главное, изменении круга предметов и явлений, вызывающих чувства.
Ключевые слова: Норма, Эмоции, Чувства
Источник: Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.
Материалы по теме |
---|
Общие закономерности эмоций и чувств Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Развитие эмоций и чувств Ефимова Н.С., Основы общей психологии |
Понятие о чувствах и эмоциях Вербина Г.Г., Психология эмоций |
Определение эмоции и чувства Штейнмец А.Э., Общая психология |
Физиологические основы чувств и эмоций Вербина Г.Г., Психология эмоций |
Чувства и эмоции . .. |
Выражение эмоций и чувств Максименко С.Д., Общая психология |
Эмоции (чувства) как инструмент сознания Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Общая психология — Эмоции и чувства. Основные функции эмоций.
« Предыдущий вопрос
Бессознательные формы психической активности человека.
Бессознательное – понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и меха
Загрузка
СкачатьПолучить на телефон
например +79131234567
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д.
Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать
на телефон шпаргалки по общей психологии.
Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html,
а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!
Сообщество
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »
Основные тенденции развития психологии на современном этапе.
На данный момент можно выделить несколько актуальных тенденций развития современной психологии
Чувства и эмоции – это переживаемые человеком личностные отношения к окружающему миру и самому себе.
Источниками чувств и эмоций являются реальные предметы и явления внешнего или внутреннего мира человека. Чувство является более сложным понятием, чем эмоции. Оно подразумевает постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях. Под эмоциями понимается непосредственное переживание различных конкретных событий и ситуаций жизни. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Своеобразие чувств и эмоций зависит от потребностей, намерений и стремлений человека. Выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические – вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость. Астенические – уменьшают активность. энергию человека.В процессе длительного филогенетического развития эмоции приобрели большое количество функций. Функции эмоций :
1) отражательная – она проявляется в двигательной, речевой ответной реакции организма на события и явления, вызывающие те или иные эмоции;
2) оценочная – состоит в определении значимости для субъекта того или иного объекта или ситуации, состояний организма и внешних воздействий;
3) регуляторная – заключается в способности эмоций оказывать влияние на состояние организма и поведение человека;
4)сигнальная – состоит в способности пережитой эмоции оставлять след в психике человека в результате удачных и неудачных действий;
5)функция побуждения – недостаток или неудовлетворенность чего-либо вызывает эмоциональные переживания, такие как гнев, испуг, зависть, ненависть, которые определяют направление поиска, стимулируют его;
6)подкрепляющая функция – после достижения результата, способного удовлетворить потребность, возникает состояние удовлетворения, выполняющее роль награды за достижение цели. Эмоциональное подкрепление обучает организм определенному поведению в конкретной ситуации. Эта функция в процессе индивидуального развития предшествует побуждающей;
7)дифференцирующая функция – благодаря эмоциональному отношению к происходящему, происходит выбор из бесчисленного множества впечатлений тех, которые отвечают насущным потребностям человека. Она способствует избирательности восприятия, направленности мышления;
8)синтезирующая функция – проявляется в совокупности образов, связанных с ситуацией, в которой возникло сильное эмоциональное переживание. Новая встреча с любым из объектов данной ситуации может возбудить пережитую эмоцию;
9)функция мобилизации – состоит в том, что возникающие в критичесих ситуациях сильные эмоциональные состояния (аффекты) способствуют мобилизации всех сил организма для реализации защитных действий;
10)коммуникативная функция – проявляется в различных выразительных движениях, формирующихся под влиянием социума (улыбка при благожелательном отношении, покашливание при несогласии, крик при испуге).
эмоций и чувств | SpringerLink
Арнольд М.Б. (1960). Эмоции и личность, Том 1, психологические аспекты . Оксфорд, Англия: Издательство Колумбийского университета.
Google Scholar
Аверилл, Дж. Р. (1980). Эмоции. В E. Staub (Ed.), Личность: основные аспекты и текущие исследования (стр. 134–199). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Аверилл, Дж. Р. (1982). Гнев и агрессия: сочинение об эмоциях . Нью-Йорк: Springer-Verlag.
Google Scholar
Балс, РФ (1950). Анализ процесса взаимодействия; Метод исследования малых групп . Оксфорд, Англия: Аддисон-Уэсли.
Google Scholar
Барретт, К. К. (1995). Функционалистский подход к стыду и вине. В JP Tangney & KW Fischer (Eds.), Психология стыда, вины, смущения и гордыни . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Баумайстер, Р.Ф., Стиллвелл, А.М., и Хизертон, Т.Ф. (1994). Вина: межличностный подход. Психологический бюллетень 115 , 243–267.
Google Scholar
Брейтуэйт, Дж. (1989). Преступление, позор и реинтеграция . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Броуди, Л. (2001). Пол, эмоции и семья . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
Google Scholar
Берк, П.Дж. (1991). Процессы идентичности и социальный стресс. American Sociological Review 56 , 836–849.
Google Scholar
Берк П. Дж. и Стетс Дж. Э. (1999). Доверие и приверженность через самопроверку. Социальная психология Ежеквартально 62 , 347–366.
Google Scholar
Байби, Дж. (1998). Возникновение гендерных различий в чувстве вины в подростковом возрасте. В J. Bybee (Ed.), Вина и дети (стр. 113–125). Нью-Йорк: академический.
Google Scholar
Cancian, FM (1987). Любовь в Америке: гендер и саморазвитие . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Кларк, К. (1997). Несчастье и компания: сочувствие в повседневной жизни . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google Scholar
Коллинз, Р. (1990). Стратификация, эмоциональная энергия и преходящие эмоции. В TD Kemper (Ed.), Направления исследований в социологии эмоций (стр. 27–57). Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка.
Google Scholar
Кули, CH ([1909] 1962). Общественная организация . Нью-Йорк: Скрибнер.
Google Scholar
Корнелиус, Р. Р. (1996). Наука об эмоциях: исследования и традиции психологии эмоций . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Дамасио, А. Р. (1994). Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг . Нью-Йорк: Г. П. Патнэм.
Google Scholar
Дарвин, К., и Экман, П. (1872). Выражение эмоций у человека и животных (3-е изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Дэвис, М. Х. (1996). Эмпатия: социально-психологический подход . Боулдер, Колорадо: Westview.
Google Scholar
Дэвис, М. Х., и Краус, Л. А. (1997). Личность и эмпатическая точность. У В. Икеса (ред.), «Эмпатическая точность» (стр. 144–168). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Google Scholar
Денхэм, С. А., Митчелл-Коупленд, Дж., Страндберг, К., Ауэрбах, С., и Блэр, К. (1997). Родительский вклад в эмоциональную компетентность дошкольников: прямое и косвенное влияние. Мотивация и эмоции , 21 , 65–86.
Google Scholar
Дрискелл, Дж. Э., и Вебстер, М. Дж. (1997). Статус и настроения в рабочих группах. В J. Szmatka, J. Skvoretz и J. Berger (Eds.), Статус, сеть и структура: развитие теории в групповых процессах (стр. 179–200). Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
Google Scholar
Дюркгейм, Э. ([1912] 1965). Элементарные формы религиозной жизни . Нью-Йорк: Свободная пресса.
Google Scholar
Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. В NL Stein & K. Oatley (Eds.), Основные эмоции (стр. 169–200). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Google Scholar
Экман П. и Фризен В. В. (1975). Разоблачение лица: руководство по распознаванию эмоций по признакам лица . Оксфорд, Англия: Прентис-Холл.
Google Scholar
Эллестад, Дж., и Стетс, Дж. Э. (1998). Ревность и воспитание: предсказание эмоций по теории идентичности. Социологические перспективы 41 , 639–668.
Google Scholar
Фишер, К.В., и Тангни, Дж.П. (1995). Самосознательные эмоции и революция аффектов: структура и обзор. В JP Tangney & KW Fischer (Eds. ), Самосознательные эмоции: психология стыда, вины, смущения и гордости (стр. 3–22). Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Фрэнсис, Л. Э. (1997). Идеология и управление межличностными эмоциями: переосмысление идентичности в двух группах поддержки. Социальная психология Ежеквартально 60 , 153–171.
Google Scholar
Франк, Р. Х. (1988). Страсти в разуме: стратегическая роль эмоций . Нью-Йорк: WW Norton.
Google Scholar
Фрейд, С. (1905). Шутки и отношение к бессознательному. Стандартное издание (Том 7). Лондон: Хогарт.
Google Scholar
Frijda, NH (1993). Настроения, эмоциональные эпизоды и эмоции. В L. Michael & JM Haviland (Eds.), Справочник эмоций (стр. 381–403). Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Гоффман, Э. (1959). Представление себя в повседневной жизни . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday.
Google Scholar
Гоулман Д. (1995). Эмоциональный интеллект . Нью-Йорк: Бантам.
Google Scholar
Гордон С.Л. (1981). Социология чувств и эмоций. В книге М. Розенберга и Р. Х. Тернера (редакторы), Социальная психология: социологические перспективы (стр. 562–592). Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Гордон С.Л. (1989a). Институциональные и импульсивные ориентации в избирательном присвоении эмоций себе. В DD Franks & ED McCarthy (Eds.), Социология эмоций: оригинальные очерки и исследовательские работы (стр. 115–135). Гринвич, Коннектикут: JAI.
Google Scholar
Гордон С.Л. (1989b). Социализация детских эмоций: эмоциональная культура, компетентность и экспозиция. В C. Saarni & PL Harris (Eds.), Детское понимание эмоций (стр. 319–349). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Гордон С.Л. (1990). Социальные структурные эффекты на эмоции. В Т. Д. Кемпер (ред.), Направления исследований в социологии эмоций (стр. 145–179). Олбани, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка Press.
Google Scholar
Готтман, Дж. М., Кац, Л. Ф., и Хувен, К. (1997). Мета-эмоция: как семьи эмоционально общаются . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Google Scholar
Грэм Т. и Икес В. (1997). Когда женская интуиция не лучше мужской. В W. Ickes (Ed.), Эмпатическая точность (стр. 117–143). Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Гринспен, С.И., и Бендерли, Б. Л. (1997). Рост разума и исчезновение истоков интеллекта . Кембридж: Персей.
Google Scholar
Гриффин, С. (1995). Когнитивно-развивающий анализ гордости, стыда и смущения в среднем детстве. В JP Tangney & KW Fischer (Eds.), Самосознательные эмоции: психология стыда, вины, смущения и гордости (стр. 219–236). Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Хартер С. и Уайтселл Н. Р. (1989). Изменения в понимании детьми одиночных, множественных и смешанных эмоций. В C. Saarni & PL Harris (Eds.), Детское понимание эмоций (стр. 81–116). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Хегтведт, К.А. (1990). Влияние структуры отношений на эмоциональные реакции на несправедливость. Социальная психология Ежеквартально 53 , 214–228.
Google Scholar
Heise, DR (1979). Понимание событий: аффект и построение социального действия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Heise, DR (1989). Влияние проявлений эмоций на социальную идентификацию. Социальная психология Ежеквартально 52 , 10–21.
Google Scholar
Хиггинс, Э. Т. (1987). Самонесоответствие: теория, связывающая себя и аффект. Психологический обзор 94 , 319–340.
Google Scholar
Хохшильд, А. Р. (1983). Управляемое сердце: Коммерциализация человеческих чувств . Беркли: Калифорнийский университет Press.
Google Scholar
Хоффман М.Л. (1998). Разновидности вины, основанной на эмпатии. В J. Bybee (Ed.), Вина и дети (стр. 91–112). Нью-Йорк: академический.
Google Scholar
Хоффман М. Л. (2000). Эмпатия и нравственное развитие: влияние на заботу и справедливость . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Homans, GC (1961). Социальное поведение: его элементарные формы . Нью-Йорк: Harcourt Brace and World Inc.
Google Scholar
Икес, В. (1997). Введение. In W. Ickes (Ed.), Эмпатическая точность (стр. 1–16). Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Икес, В., и Симпсон, Дж. А. (1997). Управление эмпатической точностью в близких отношениях. В W. Ickes (Ed.), Эмпатическая точность (стр. 218–250). Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Джеймс, В. (1890 г.). Основы психологии . Нью-Йорк: Холт Райнхарт и Уинстон.
Google Scholar
Келтнер Д. и Басуэлл Б. Н. (1997). Смущение: его особая форма и функции умиротворения. Психологический бюллетень 122 , 250–270.
Google Scholar
Кемпер, Т. Д. (1987). Сколько эмоций? Соединение социального и вегетативного компонентов. Американский журнал социологии 93 , 263–289.
Google Scholar
Кемпер, Т. Д. (1991a). Введение в социологию эмоций. В KT Strongman (Ed.), Международный обзор исследований эмоций (стр. 301–349). Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.
Google Scholar
Кемпер, Т. Д. (1991b). Прогнозирование эмоций от социальных отношений. Социальная психология Ежеквартально 54 , 330–342.
Google Scholar
Lange, CG ([1885] 1922). Эмоции: психофизиологическое исследование. В CG Lange & W. James (Eds.), Эмоции (стр. 33–90). Балтимор: Уильямс и Уилкинс.
Google Scholar
Лоулер, Э. Дж., и Тай, С. Р. (1999). Привнесение эмоций в теорию социального обмена. Ежегодный обзор социологии 25 , 217–244.
Google Scholar
Лоулер, Э. Дж., и Юн, Дж. (1996). Обязательства в отношениях обмена: проверка теории реляционной сплоченности. American Sociological Review 61 , 89–108.
Google Scholar
Лазарь, Р. С. (1982). Мысли об отношениях между эмоциями и познанием. Американский психолог 37 , 1019–1024.
Google Scholar
Лазарь, Р. С. (1991). Эмоции и адаптация . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Ливитт, Р.Л., и Пауэр, М.Б. (1989). Эмоциональная социализация в эпоху постмодерна: Дети в детском саду. Социальная психология Ежеквартально 52 , 35–43.
Google Scholar
Леду, Дж. Э. (1996). Эмоциональный мозг: таинственные основы эмоциональной жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
Google Scholar
ЛеДу, Дж. Э., и Фелпс, Э. А. (2000). Эмоциональные сети в мозгу. В М. Льюис и Дж. М. Хэвиленд-Джонс (редакторы), Справочник эмоций (стр. 157–172). Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Левенсон, Р. В. (1992). Различия вегетативной нервной системы среди эмоций. Психологическая наука 3 , 23–27.
Google Scholar
Льюис, Х. Б. (1971). Стыд и вина при неврозах. Psychoanalytic Review 58 , 419–438.
Google Scholar
Льюис М. (2000a). Возникновение человеческих эмоций. В М. Льюис и Дж. М. Хэвиленд-Джонс (редакторы), Справочник по эмоциям (стр. 265–280). Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Льюис М. (2000b). Эмоции самосознания: смущение, гордость, стыд и вина. В М. Льюис и Дж. М. Хэвиленд-Джонс (ред.), Справочник по эмоциям (стр. 623–636). Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Линдси-Хартц, Дж., Де Ривера, Дж., и Масколо, М.Ф. (1995). Дифференциация вины и стыда и влияние на мотивацию. В JP Tangney & KW Fischer (Eds.), Самосознательные эмоции: психология стыда, вины, смущения и гордости (стр. 274–300). Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Ловалья, М. Дж., и Хаузер, Дж. (1996). Эмоциональные реакции и статус в группах. American Sociological Review 61 , 867–883.
Google Scholar
Мандлер, Г. (1975). Разум и эмоции . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Маркс К. и Энгельс Ф. ([1848] 1959). Коммунистический манифест. В L. Feuer (Ed.), Маркс и Энгельс: Основные труды по политике и философии (стр. 1–41). Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday.
Google Scholar
Майер, Дж. Д., и Саловей, П. (1997). Что такое эмоциональный интеллект? В П. Саловей и Д. Дж. Слейтер (ред.), Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект: значение для педагогов (стр. 3–31). Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
МакКолл, Г.Дж. и Симмонс, Дж.Л. (1978). Идентичности и взаимодействия . Нью-Йорк: бесплатно.
Google Scholar
Маккалоу, М.Е., Паргамент, К.И., и Торесен, К.Е. (ред.). (2000). Прощение: теория, исследования и практика . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Миллер, Р. С. (1996). Смущение: уравновешенность и опасность в повседневной жизни . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Миллер, Р. С., и Тангни, Дж. П. (1994). Различение смущения и стыда. Журнал социальной и клинической психологии 13 , 273–287.
Google Scholar
Молм, Л. Д. (1997). Сила принуждения взамен . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Морган, К., и Аверилл, Дж. Р. (1992). Истинные чувства, самость и подлинность: психосоциальная перспектива. В DD Franks & V. Gecas (Eds.), Социальные взгляды на эмоции (стр. 95–123). Гринвич, Коннектикут: JAI.
Google Scholar
Пирс, Дж. Л. (1995). Гендерные испытания: эмоциональная жизнь в современных юридических фирмах . Беркли: Калифорнийский университет Press.
Google Scholar
Поллак, Л.Х., и Туйтс, П.А. (1989). Процессы эмоциональной социализации. Социальная психология Ежеквартально 52 , 22–34.
Google Scholar
Риджуэй, К. Л., и Джонсон, К. (1990). Какова связь между социально-эмоциональным поведением и статусом в рабочих группах? Американский журнал социологии 95 , 1189–1212.
Google Scholar
Робинсон, Д. Т., Смит-Ловин, Л., и Цудис, О. (1994). Гнусное преступление или несчастный случай? Влияние раскаяния на реакцию на имитацию признания в преступлении. Социальные силы 73 , 175–190.
Google Scholar
Розенберг, М. (1990). Рефлексивность и эмоции. Социальная психология Ежеквартально 53 , 3–12.
Google Scholar
Рассел, Дж. А. (1989). Культура, сценарии и детское понимание эмоций. В C. Saarni & PL Harris (Eds.), Детское понимание эмоций (стр. 293–318). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Саарни, К. (1999). Развитие эмоциональной компетентности . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Сабини Дж., Гарви Б. и Холл А.Л. (2001). Стыд и смущение снова. Бюллетень личности и социальной психологии 27 , 104–117.
Google Scholar
Саловей П. (ред.). (1991). Психология ревности и зависти . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Шефф, Т.Дж. (1990). Микросоциология: дискурс, эмоции и социальная структура . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google Scholar
Шефф, Т.Дж. (1997). Эмоции, социальные связи и человеческая реальность: анализ части/целого . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Шефф, Т.Дж., и Ретцингер, С.М. (1991). Эмоции и насилие: Стыд и ярость в деструктивных конфликтах . Лексингтон, Массачусетс: Lexington Books/D. К. Хит.
Google Scholar
Шелли, Р. К. (2001). Как ожидания производительности возникают из настроений. Социальная психология Ежеквартально 64 , 72–87.
Google Scholar
Шотт, С. (1979). Эмоции и социальная жизнь: символический интеракционистский анализ. Американский журнал социологии 84 , 1317–1334.
Google Scholar
Саймон Р. В., Эдер Д. и Эванс К. (1992). Развитие норм чувств, лежащих в основе романтической любви, у девочек-подростков. Социальная психология Ежеквартально 55 , 29–46.
Google Scholar
Смит-Ловин, Л. (1990). Эмоции как подтверждение и неподтверждение идентичности: модель управления аффектами. В Т. Д. Кемпер (ред.), Направления исследований в социологии эмоций (стр. 238–270). Олбани, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка Press.
Google Scholar
Смит-Ловин, Л. (1995). Социология аффекта и эмоции. В К. С. Кук, Г. А. Файн и Дж. С. Хаус (ред.), Социологические взгляды на социальную психологию (стр. 118–148). Бостон: Аллин и Бэкон.
Google Scholar
Смит-Ловин, Л., и Дуглас, В. (1992). Анализ аффективного контроля двух религиозных групп. В V. Gecas, D.D. Franks et al. (ред.), Социальные взгляды на эмоции (Том 1, стр. 217–247). Гринвич, Коннектикут: JAI.
Google Scholar
Stearns, CZ, & Stearns, PN (1986). Гнев: борьба за эмоциональный контроль в истории Америки . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google Scholar
Стернс, П. Н. (1988). Рост ревности между братьями и сестрами в ХХ веке. В CZ Stearns & PN Stearns (Eds.), Эмоции и социальные изменения: к новой психоистории (стр. 193–222). Нью-Йорк: Холмс и Мейер.
Google Scholar
Штернберг, Р. Дж. (1998). Любовь — это история: Новая теория отношений . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Стетс, Дж. Э. (1997). Статус и идентичность в семейном взаимодействии. Социальная психология Ежеквартально 60 , 185–217.
Google Scholar
Стетс, Дж. Э. (2003). Справедливость, эмоции и теория идентичности . В PJ Burke, TJ Owens, RT Serpe и PA Thoits (Eds.), Достижения в теории идентичности и исследованиях. Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum Publishers.
Google Scholar
Стетс, Дж. Э., и Берк, П. Дж. (1996). Гендер, контроль и взаимодействие. Социальная психология Ежеквартально 59 , 193–220.
Google Scholar
Стетс, Дж. Э., и Цусима, Т. (2001). Отрицательные эмоции и копинг-реакции в рамках теории контроля идентичности. Социальная психология Ежеквартально 64 , 283–295.
Google Scholar
Стробе М.С., Ханссон Р.О., Стробе В. и Шут Х. (ред.). (2001). Справочник по исследованию тяжелой утраты: последствия, преодоление трудностей и уход . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Страйкер, С. (1987). Взаимодействие аффекта и идентичности: изучение отношений социальной структуры, социального взаимодействия, самости и эмоций . Чикаго: Американская социологическая ассоциация.
Google Scholar
Свидлер, А. (2001). Разговоры о любви: значение культуры . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google Scholar
Тангни, Дж. П. (1995). Стыд и вина в межличностных отношениях. В JP Tangney & KW Fischer (Eds.), Самосознательные эмоции: психология стыда, вины, смущения и гордости (стр. 114–139). Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Тангни, Дж. П., и Фишер, К. В. (ред.). (1995). Эмоции самосознания: психология стыда, вины, смущения и гордости . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Тангни, Дж. П., Миллер, Р. С., Фликер, Л., и Барлоу, Д. Х. (1996). Являются ли стыд, вина и смущение разными эмоциями? Журнал личности и социальной психологии 70 , 1256–1269.
Google Scholar
Тангни, Дж. П., Ниденталь, П. М., Ковер, М. В., и Барлоу, Д. Х. (1998). Стыд и вина связаны с отчетливым саморасхождением? Проверка гипотез Хиггинса (1987). Журнал личности и социальной психологии 75 , 256–268.
Google Scholar
Thoits, PA (1990). Эмоциональное отклонение: программы исследований. В Т. Д. Кемпер (ред.), Направления исследований в социологии эмоций (стр. 180–203). Олбани, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка Press.
Google Scholar
Тернер, Дж. Х. (2002). Лицом к лицу: К социологической теории межличностного поведения . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
Google Scholar
Wallbott, HG, & Scherer, KR (1995). Культурные детерминанты переживания стыда и вины. В JP Tangney & KW Fischer (Eds.), Самосознательные эмоции: психология стыда, вины, смущения и гордости (стр. 465–487). Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Виллер Д., Ловаглиа М.Дж. и Марковский Б. (1997). Власть и влияние: теоретический мост. Социальные силы 76 , 571–603.
Google Scholar
Зайонц, Р. Б. (1984). О примате аффекта. Американский психолог 39 , 117–123.
Google Scholar
Зайонц, Р. Б. (2000). Чувство и мышление: Закрытие дискуссии о независимости аффекта. В JP Forgas (Ed.), Чувство и мышление: роль аффекта в социальном познании (стр. 31–58). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Скачать ссылки
Отличие эмоций от других конструктов – Психология человеческих эмоций: учебник в открытом доступе
Перейти к содержимому
Глава 1: Что такое эмоция?
Еще один способ понять эмоцию — сравнить эмоцию с другими психологическими конструкциями, которые могут показаться похожими, но на самом деле различны. Эмоции отличаются от следующих конструктов (Экман, 19 лет).94; хотя эмоции могут быть включены в определение этих конструктов):
- Побуждения (например, голод)
- Настроения (например, раздражительность)
- Аффективные расстройства (например, депрессия)
- Отношение («Я ненавижу штат Огайо»)
- Черты личности (например, экстраверсия)
Побуждение
Побуждение – это мотивационное состояние, возникающее, когда чье-либо физическое тело или психологическое состояние находятся в состоянии отрицательного напряжения. Негативным состоянием напряжения может быть голод, жажда, сексуальная депривация или умственное истощение. Голод, жажда и другие примеры считаются «негативными состояниями», потому что физическому/ментальному телу не хватает чего-то, например, пищи, воды, полового акта или сна. Побуждения побуждают нас к поведению, которое восстанавливает баланс. Например, голод мотивирует нас искать пищу и приближаться к ней. Одна из причин, по которой влечение отличается от эмоции, заключается в том, что влечения не вызваны изменением в окружающей среде. Кроме того, влечения не всегда сопровождаются когнитивными оценками. Теперь эмоция может сопровождать драйв. Например, когда люди голодны, они часто сообщают, что чувствуют себя голодными или злыми. Таким образом, это стремление к голоду может быть провоцирующим событием, которое заставляет нас испытывать эмоциональный гнев.
Отношения
Отношения, иногда называемые настроениями, представляют собой благоприятное или неблагоприятное отношение людей к объекту отношения. Объектом отношения может быть что угодно — партнер по отношениям, бренд, такой как McDonald’s, или даже лопата для снега. Отношение – это наша устойчивая оценка объекта отношения. Таким образом, основное различие между отношением и эмоцией заключается в том, что отношение имеет тенденцию быть более стабильным с течением времени, тогда как эмоция длится в течение небольшого периода времени. Установки состоят из трех типов установок – когнитивных, аффективных и поведенческих. Хотя эти три компонента звучат похоже на компоненты эмоций, они разные. Когнитивная установка представляет преимущества и недостатки объекта установки. Например, каковы плюсы и минусы кофе Starbucks? Плюс может быть в том, что это вкусно, а минус в том, что это дорого! Поведенческая установка — это то, как наше прошлое поведение может повлиять на наше текущее отношение. Например, когда мы думаем о своем прошлом поведении, что мы обычно покупаем в Starbucks или кофе Dunkin? Если Starbucks, то я могу относиться к Starbucks благосклонно, но к Dunkin — отрицательно. Наконец, аффективная установка определяется как эмоции, возникающие, когда мы думаем об объекте установки или используем его. Например, чашка Starbucks может вызвать у меня положительные эмоции, такие как радость и удовлетворение, отрицательные эмоции, такие как чувство вины (возможно, за то, что я потратил слишком много денег!), или даже положительные и отрицательные эмоции — удовлетворение и чувство вины одновременно. ! Таким образом, объект установки может вызывать определенные эмоции, но установки и эмоции являются отдельными конструкциями. Последнее отличие состоит в том, что конкретное вызывающее событие не вызывает такое отношение. Отношения обычно усваиваются или приобретаются в нашей среде, такой как наше воспитание и опыт отношений, и, опять же, имеют тенденцию оставаться стабильными с течением времени.
Отношения и эмоции имеют сходство. Оба включают когнитивный компонент, который требует сознательной или автоматической оценки объекта установки или интерпретации события, вызывающего эмоции. И отношение, и эмоции могут вызвать изменение поведения. Если бы мы относились к Starbucks благосклонно, мы бы подошли и купили чашку кофе. Если бы мы относились к Starbucks неблагоприятно, мы бы не покупали и не пили кофе в Starbucks.
По мере прохождения курса мы узнаем о конструкциях, которые одни исследователи считают установками, а другие — эмоциями. Например, некоторые (Хендрик и Хендрик, 1986) считают, что любовь — это благоприятное отношение к романтическому партнеру. И наоборот, некоторые исследователи эмоций считают, что любовь — это эмоция, которую вызывает романтический партнер, но только в течение короткого периода времени (Fredrickson, 2013). Существуют различные точки зрения на ненависть – одни рассматривают ее как неблагоприятное отношение к другому человеку, другие рассматривают ненависть как эмоцию (Штернберг, 2003).
Черта личности
Черта личности — это чувства, мысли и поведение, которые остаются стабильными во времени и в различных ситуациях. В отличие от установок, черты личности имеют сильную генетическую и биологическую составляющую. Двумя универсальными моделями личности являются пятифакторная модель (FFM), которая включает в себя черты открытости, добросовестности, экстраверсии, доброжелательности и невротизма, и модель HEXACO, которая включает черты честности-смирения, эмоциональности, экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, и Открытость. В отличие от эмоций, черты личности не обусловлены ситуацией и не должны меняться в зависимости от ситуации. Например, человек с высоким уровнем приятности должен хорошо ладить с другими в разных ситуациях — на работе, дома, во время конфликта, во время совместной игры и т. д. Эмоциональная точка зрения утверждает, что эмоции большинства людей будут различаться в этих ситуациях — конфликтная ситуация вызовет гнев, а совместная игра может вызвать сострадание. Таким образом, личностные психологи интересуются тем, как мысли, чувства и поведение НЕ меняются с течением времени. Принимая во внимание, что исследователи эмоций и социальные психологи интересуются тем, как разные ситуации вызывают разные эмоции. Еще одно отличие состоит в том, что черты личности сохраняются в течение более длительного периода времени, а эмоции — в течение короткого периода времени. Поскольку личностные черты стабильны с течением времени, мы ожидаем, что 4-летний ребенок с высоким уровнем экстраверсии будет по-прежнему иметь высокий уровень экстраверсии в возрасте 50 лет.0007
Эмоцию можно рассматривать как подкомпонент черты личности. Например, человек с высоким уровнем экстраверсии склонен испытывать положительные эмоции с течением времени и в различных ситуациях. В то время как человек с высоким уровнем невротизма склонен испытывать негативные эмоции в разных ситуациях и с течением времени. Таким образом, наши личностные качества могут вызвать КОЛИЧЕСТВО эмоций, которые мы испытываем, или КАК ЧАСТО мы испытываем эмоции. Другой способ увидеть взаимосвязь между личностной чертой и эмоцией — рассмотреть, как личностные черты снижают порог переживания определенных эмоций (Frijda, 19). 94). Например, человек с высоким уровнем невротизма имеет более низкий порог для отрицательных эмоций, а это означает, что когда происходит вызывающее событие, такое как плохая оценка, ему будет легче испытывать отрицательные эмоции. И наоборот, у экстраверта будет низкий порог положительных эмоций, так что, когда происходит вызывающее событие, такое как хорошая оценка, им будет легче испытывать положительные эмоции. Имейте в виду, что экстраверты и невротики не постоянно испытывают положительные или отрицательные эмоции. Событие все равно должно вызывать переживание эмоций.
Настроение
Настроение — это общее эмоциональное состояние, которое длится в течение длительного периода времени (т. е. часов, дней, недель). Вызывающее событие настроения не поддается идентификации. Многие исследователи считают, что настроение вызывается физиологическими циклами и побуждениями или изменениями окружающей среды, которые происходят на бессознательном уровне (это означает, что люди не осознают, что эти изменения вызывают настроение). Люди могут идентифицировать событие, вызвавшее их эмоцию, но не могут идентифицировать событие, вызвавшее их настроение. Настроения не сопровождаются изменениями в поведении, такими как изменения выражения лица, тона голоса или поведения приближения/избегания. Напротив, исследователи базовых эмоций считают, что эмоции сопровождаются специфическими и четкими изменениями лица, голоса и поведения приближения/избегания. Эти изменения поведения уникальны для эмоции (изменение лица при гневе будет выглядеть иначе, чем изменение лица при страхе). Настроения представляют собой общее или глобальное чувство, тогда как эмоции представляют собой более конкретное чувство. Например, люди описывают настроение в общих чертах, таких как «раздраженность, раздражительность или подавленность». Принимая во внимание, что люди используют определенные термины для описания эмоций, чтобы описать свои эмоциональные состояния, такие как «гнев, печаль и отвращение». Таким образом, людям может быть сложнее идентифицировать чувства, связанные с настроением, возможно, потому, что событие, вызывающее настроение, неясно.
Настроение может вызывать эмоции
Хотя настроение и эмоции являются отдельными конструкциями, они все же могут иметь причинно-следственную связь друг с другом. Подобно личностным чертам (см. ниже), настроение может облегчить переживание эмоции, аналогичной валентности (положительной или отрицательной) настроения. Например, если мы в хорошем настроении, мы с большей вероятностью испытаем положительные эмоции, такие как радость и удовлетворение. Точно так же, если мы в плохом настроении, мы с большей вероятностью испытаем негативные эмоции, такие как гнев или печаль. Поскольку настроение меняет наш базовый уровень на позитивный или негативный, это настроение существенно снижает порог переживания эмоций, схожих по значимости. В том же духе длительное настроение может затруднить людям регулирование или контроль своих эмоций. Например, человеку в раздражительном настроении будет труднее подавить или скрыть грустное выражение лица по отношению к другу, потерявшему собаку.
Эмоции могут вызвать настроение
В свою очередь, быстрое переживание одних и тех же эмоций может вызвать продолжительное настроение. Сильные эмоциональные переживания возникают, когда вызывающее событие продолжает вызывать определенную эмоцию на очень высоком уровне возбуждения с небольшим промежутком времени между вызывающими событиями. В плотном эмоциональном эпизоде люди неоднократно испытывают сильную эмоцию, которая, в свою очередь, вызывает положительное или отрицательное настроение. Например, если сверстники снова и снова запугивают ребенка на перемене, эти быстрые оскорбления могут вызвать длительное негативное настроение у ребенка.
Аффективные расстройства
Основное различие между эмоциями, настроениями и аффективными расстройствами заключается в продолжительности существования каждой конструкции. Эмоции длятся от секунд до нескольких минут, настроения длятся часы или дни, а аффективные расстройства длятся недели или месяцы.
Определите конструкцию!
Ниже приведены два интерактивных действия, требующих от вас перетаскивания конструкции соответствующего типа в раскрывающиеся поля рядом с элементами, которые могут быть эмоциями, а могут и не быть. Если вы считаете, что указанный элемент является эмоцией, перетащите текст с надписью «Эмоция» в раскрывающийся список справа от элемента. То же самое относится и к личностным чертам, настроению, аффективному расстройству или перечисленным элементам побуждений.
Ниже приведены два действия H5P, которые требуют, чтобы пользователь перетащил метку «да» или «нет» в раскрывающееся поле, соответствующее термину рядом с ним, чтобы ответить на вопрос «Является ли это эмоцией»? Коробки для выпадения помечены термином в названии для облегчения идентификации. Например: ячейка для термина «приятное самочувствие» помечена как «Ящик для приятных ощущений». «приятное самочувствие» — это термин, который пользователь должен оценивать как эмоцию или нет.