Эмоциональная сфера человека психология: Эмоциональная сфера личности

Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Классификация эмоциональных состояний.

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности.

Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями..

Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций.

Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.

Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой — наши потребности.

По силе и длительности эмоциональных переживаний выделяют несколько видов эмоций, которые и образуют в совокупности эмоциональную сферу личности. В качестве предмета диагностики эмоциональной сферы личности могут выступать:

  • собственно эмоции

    — это состояния переживания какого-либо чувства; аффекты чрезвычайно сильные и относительно кратковременные эмоции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями;

  • чувства наиболее устойчивые эмоциональные состояния, отражающие отношение человека к объекту его стабильных потребностей ; страсти — это устойчивое глубокое и сильное чувство, определяющее направленность мыслей и поступков человека, захватывающее все его существо;

  • настроение общее эмоциональное состояние, окрашивающее чувства на протяжении длительного отрезка времени;

  • стресс — особая форма переживания чувств, по своим психологическим характеристикам близкая к аффекту, а по длительности приближающаяся к настроению.

При изучении эмоциональных проявлений личности следует учитывать значение эмоций:

  • эмоции выполняют сигнальную функцию, показывая, что из происходящего значимо, что — нет, что представляет ценность, а от чего лучше отказаться;

  • также эмоции выполняют регулятивную функцию. Эмоции не только ориентируют нас по отношению к различным событиям и объектам, но и побуждают к определенным действиям — сближению или уклонению, поиску или отвержению;

  • эмоции играют большую роль в энергетической мобилизации организма. Когда человек эмоционально возбужден, его состояние сопровождается определенными физиологическими реакциями: изменяется давление крови, содержание в ней сахара, частота пульса и дыхания, напряженность мышц;

  • эмоции выполняют стабилизирующую функцию. Они удерживают жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждают разрушительный характер недостатка или избытка жизненно значимых факторов; эмоции обеспечивают человеку возможность приспособиться к существованию в информационно неопределенной среде;

  • эмоции также выполняют коммуникативную функцию, раскрывающую роль эмоций в установлении контактов между людьми.

классификация эмоций

по критериям оценки: положительные и отрицательные;

по критериям мобилизации ресурсов организма: стенические (способствуют мобилизации сил, приливу активности, энергии, подъему) и астенические (расслабляют человека, характеризуются пассивностью, созерцательностью) эмоции;

классификация эмоций К. Изарда. К фундаментальным эмоциям относятся : интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. на основе взаимосвязи их с основными потребностями:

альтруистические — возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. коммуникативные — возникают на основе потребности в общении. глорические — связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. праксические — вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.

пугнические — происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

романтические — возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

акизитивные — возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

гедонистические — связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

гностические — описываются часто* под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».

эстетические — являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.

📖 Лекция № 5. Эмоциональная сфера психики. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 5. Читать онлайн

В процессе познания действительности человек тем или иным образом обозначает свое отношение к познаваемым объектам: предметам, окружающим людям, идеям, явлениям, событиям, к своей собственной личности. Это отношение проявляется в форме эмоций.

Эмоции — особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации, результатов своей практической деятельности с точки зрения их значимости, благоприятности или неблагоприятности для жизнедеятельности данного субъекта.

Эмоции обладают рядом функций.

1. Сигнальная. Ее сущность состоит в том, чтобы подавать эмоциональный сигнал как реакцию на то или иное воздействие внешней среды или внутреннее состояние организма. Ощущение дискомфорта или удовольствия вызывает у человека определенные эмоции. Эти эмоции служат сигналом к действиям по устранению дискомфорта или сигналом к фиксации источника удовольствия. Например, находясь в малознакомой компании, человек испытывает неловкость. Это служит сигналом предпринять какие-либо действия: найти знакомого, либо проявить инициативу в знакомстве с членами компании, либо просто уйти. Пример положительного сигнала — человек получает эстетическое наслаждение от рассматривания картины на выставке. Эмоции, возникшие при этом, служат сигналом зафиксировать в сознании название картины, ее автора, название выставочного зала, чтобы при желании посетить его еще раз и снова испытать те же эмоции.

Эмоции имеют внешние проявления, выражающиеся в мимике, движениях. Человек может без слов выразить свое отношение к объекту. «Как тебе это нравится?», – в ответ — одобрительный кивок либо кислая мина. С другой стороны, по внешним проявлениям можно судить об эмоциях человека. Улыбка — проявление радости, доброжелательности, нахмуренный вид — человек сосредоточен или опечален и т. п. Точно так же по позе, по жестам можно распознать психоэмоциональное состояние человека. Психологами выявлен целый «язык» тела, позволяющий судить как о сиюминутных эмоциях, так и об особенностях эмоциональной сферы личности в целом (например, степень тревожности, уверенности, открытости, правдивости и т. п.). Только очень хорошо натренированные люди могут полностью контролировать мимику и движения, чтобы не выдавать своих истинных чувств (например, разведчики).

2. Регулятивная. Эмоции могут регулировать функционирование как отдельных психических процессов, так и деятельность человека в целом. Положительный эмоциональный фон повышает качество деятельности. Тоскливое настроение может довести до того, что все «из рук валится». Страх в зависимости от особенностей личности может либо парализовать человека, либо, напротив, мобилизовать все его ресурсы на преодоление опасности.

3. Познавательная. Эмоции могут как стимулировать, так и подавлять процесс познания. Если человеку интересно, любопытно что-либо, он будет охотнее включаться в процесс познания, чем если объект ему неприятен, вызывает отвращение или просто скуку.

Традиционно выделяют такие виды эмоциональных процессов, как собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения и чувства. Те или иные виды эмоциональных процессов включены во все психические процессы, во все виды активности человека, начиная от ощущений и заканчивая осознанной деятельностью.

Аффект характеризуется наибольшей мощностью эмоциональной реакции и ее относительной кратковременностью. Этот процесс полностью захватывает психику человека, при этом реакция на основной раздражитель словно бы поглощает реакции на все смежные раздражители. В состоянии аффекта человек может не реагировать на боль, не испытывать страха или стыда и т.  п. Таким образом, данный процесс предопределяет действия человека в ситуации, вызвавшей такую реакцию. Аффект, как правило, не поддается контролю сознания, объем которого резко сужается, – он сам движет поведением человека.

Причиной аффекта служит эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате афектогенной ситуации. Если эта напряженность не имеет своевременной разрядки «по частям» и продолжает накапливаться, то со временем она приведет к возникновению аффекта — острой и бурной разрядке всего накопившегося напряжения сразу.

Нередки случаи, когда в состоянии аффекта совершаются преступления. Это связано с тем, что аффектогенные ситуации бывают спровоцированы, преимущественно, отрицательными эмоциями. Например, у некоего А постоянно копится раздражение и озлобленность на некоего В. Это связано с тем, что В ведет себя по отношению к А неприемлемым для А образом. Но В занимает более выгодную позицию (высокое положение либо, напротив беспомощность, дающая В чувство вседозволенности), поэтому А не может выплеснуть свои эмоции. Тогда рано или поздно может настать момент, когда А впадет в состояние аффекта и совершит по отношению к В преступное действие (вплоть до убийства). В данном случае мы не рассматриваем объективную правоту или неправоту А и В (ведь это могут быть как заключенный и садист-надзиратель, так и истеричная мать и непослушный ребенок или сиделка и самодур-пациент), а прослеживаем только механизм возникновения аффекта.

Итак, отличительные черты аффекта:

1) большая интенсивность эмоциональной реакции, влекущая за собой ее бурное внешнее проявление;

2) выход эмоциональной сферы из-под контроля сознания;

3) ситуативность, т. е. реакция на определенную ситуацию;

4) обобщенность реакции, когда доминирующий раздражитель «затмевает» сопутствующие;

5) малая продолжительность, поскольку, будучи процессом интенсивным, аффект быстро себя «изживает». Собственно эмоции — более продолжительный вид явлений эмоциональной сферы. В отличие от ситуативного аффекта, эмоции могут быть реакцией не только на происходящее в данный момент, но и на воспоминания и на предвосхищаемые события.

Эмоции выражают оценку человеком ситуации и значимости предстоящего действия или деятельности в целом с точки зрения актуальной в данный момент потребности. Например, если поступающее раздражение воспринимается как угроза жизнедеятельности, то за ним следует эмоциональное возбуждение, являющееся сигналом для перехода от автоматического поддержания физиологического равновесия организма к активной ориентировочной деятельности, поиску условий для адаптации. Так, переживания, связанные с ощущением боли, означают необходимость определить ее источник и совершить необходимые действия для купирования боли или предотвращения дальнейшего развития болезненного состояния (принять лекарство, вынуть занозу из пальца и т. п.). Переживание голода сигнализирует о том, что ресурсы внутреннего обеспечения исчерпаны, и их надо пополнять извне. Если же возникающее эмоциональное переживание сигнализирует об удовлетворительном, комфортном состоянии организма и психических процессов, это означает положительную оценку текущей деятельности, свидетельствует об отсутствии необходимости ее смены. Например, человек бодр, у него высокая работоспособность, его действия вызывают в нем положительные эмоции. Следовательно, еще нет необходимости прерываться на отдых и можно продолжать текущую деятельность.

Двумя основными факторами, влияющими на возникновение эмоций, являются наличие потребности и вероятность ее удовлетворения. Многообразие же эмоций обеспечивают дополнительные факторы:

1) степень жизненной необходимости удовлетворения потребности;

2) временной разрыв между возникновением потребности и возможностью ее удовлетворения;

3) индивидуальные и личностные особенности субъекта;

4) способность субъекта к целостной оценке ситуации, извлечению информации из всей совокупности обстоятельств. Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции только как конкретные формы протекания чувств. Чувства имеют ярко выраженный предметный характер. Это означает, что человек не может переживать чувство само по себе, безотносительно предмета, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Объект чувства может быть как реальным, так и воображаемым, вымышленным. Например, чувства симпатии или антипатии могут возникать в отношении другого человека, литературного персонажа, героя кинофильма. В отечественной психологии существует распространенное мнение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые личностные отношения к окружающей действительности. Таким образом, чувства можно определить как переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в его практической и познавательной деятельности. При переживании чувства восприятие объекта и представление о нем выступает в единстве с личным отношением к данному объекту — воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Переживание чувства является и особым эмоциональным состоянием человека, и отдельным видом среди процессов эмоциональной сферы.

Чувства классифицируют по их направленности и по влиянию на деятельность. По направленности их делят на интеллектуальные чувства — связанные с познавательной деятельностью; практические — связанные, соответственно, с практической деятельностью; эстетические — чувство прекрасного, вызываемое общением с искусством или восприятием красоты природы; моральные — вызванные переживанием отношений с другими людьми. По характеру влияния на деятельность чувства делят на стенические — активизирующие деятельность (например, радость, вдохновение) и астенические — угнетающие ее (тревога, уныние).

Чувства обладают рядом свойств. Они полярны, т. е. каждое чувство имеет свою противоположность (уважение — презрение, тревога — спокойствие, радость — страдание). Чувства могут быть и амбивалентны — когда один и тот же предмет вызывает два противоречивых, противоположных чувства (можно одновременно любить и ненавидеть, восхищаться и бояться). Чувства динамичны — они имеют свойство меняться со временем (горе и отчаянье могут переходить в печаль, уважение — в нежность, страстная любовь — в ровную привязанность). И, наконец, чувства всегда субъективны. Они зависят от индивидуальных и личностных качеств человека, от состояния здоровья (когда человек болен, он более склонен к унынию, чем к радости), от мировоззрения (например, эстетическое отношение к природе как к источнику вдохновения либо прагматическое — как к источнику обогащения), от культурно-исторических традиций (например, у одних народов символом скорби является черный цвет, у других — белый).

Чувства тесно связаны с потребностями человека. Они ориентируют его на выделение предметов, отвечающих текущим потребностям, и стимулируют деятельность, направленную на удовлетворение этих потребностей.

Настроение является продолжительным эмоциональным состоянием, которое может служить фоном для всех остальных проявлений эмоциональной сферы. При этом интенсивность его невелика — настроение не может полностью вытеснить ни чувства, ни эмоции. Оно лишь окрашивает их в некий устойчивый эмоциональный оттенок. Например, ожидание праздника может создать повышенное настроение на несколько дней. На этом фоне неприятности не будут вызывать такой сильной досады, какая могла бы возникнуть при угнетенном настроении, а мелкие удовольствия будут доставлять значительно больше радости, чем в обычный скучный день. Или, напротив, зарядивший с утра холодный осенний дождь может создать на весь день тоскливое настроение, поэтому и интерес к работе несколько угаснет, и встреча с друзьями пройдет не так весело, как бывало в другие дни. Но случаются и исключения, когда настроение приобретает высокую интенсивность и в состоянии перебить чувства и эмоции. Например, находясь в настроении сильной раздраженности или досады после разговора с боссом, человек может незаслуженно обидеть всплеском отрицательных эмоций своих домашних, которых в действительности сильно любит.

Помимо длительности и малой интенсивности, настроение обладает еще одним свойством — неясностью, безотчетностью. Человек, как правило, редко осознает причины, вызвавшие то или иное настроение (за исключением очень уж явных причин). Хорошо, когда это повышенное настроение, здесь не обязательно доискиваться причин — просто радоваться, веселиться, быть нежными, дружелюбными. Однако можно испытывать и смутную тревогу, и беспричинную тоску, подавленность, вялость. Тогда лучше постараться проанализировать свое настроение и попытаться выяснить, что послужило толчком к его началу. Возможно, причина тоски кроется всего лишь в ненастной погоде, причина вялости и подавленности — в недостатке прогулок на свежем воздухе, причина тревоги — в случайно услышанной где-то фразе, всколыхнувшей неосознаваемый комплекс личных ассоциаций. Если человек сможет самостоятельно или с чьей-то помощью установить первопричину дурного настроения, то ему не составит труда от этого настроения избавиться.

Стресс является еще одним видом проявления эмоциональной сферы. Стрессом называют особую форму переживания чувств, вызванную напряженной, подавляющей, экстремальной ситуацией (словом, такой, которая резко нарушает общий эмоциональный фон, меняет настроение). Стресс может быть вызван как чисто эмоциональными причинами, такими как известие о несчастье, незаслуженная обида, страх, так и другими факторами, именуемыми в психологии «стрессоры». Эмоциональный стресс всегда сопутствует реакции человека и на другие, неэмоциональные, стрессоры. Такими стрессорами могут послужить физиологические причины: голод, переохлаждение, боль, переутомление. Ими могут быть и сложные ситуации, заключающиеся, например, в необходимости принятия срочного ответственного решения или предотвращения угрозы жизни или здоровью, в необходимости резкой смены стратегии поведения и т. п. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие эмоциональные или физиологические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, боли. Для организма, находящегося в состоянии стресса, характерен комплекс реакций адаптации к экстремальным условиям: тревога, сопротивление, истощение.

Тревога возникает в результате срабатывания сигнальной функции эмоций. Сопротивление обеспечивается перераспределением и мобилизацией физических и психических резервов человека. Однако в результате этого резервы существенно снижаются, что и приводит к реакции истощения, наступающей после воздействия стресса. Если стрессы часты и длительны, то это может привести не только к нарушению психического здоровья — возникновению депрессии, неврозов, но и весьма негативно сказаться на здоровье физическом. Под воздействием частых стрессов могут развиваться или обостряться сердечно-сосудистые, желудочные заболевания. Кроме того, снижается иммунитет организма, поэтому увеличивается подверженность вирусным инфекциям и даже простой простуде. Однако избежать стрессовых ситуаций в нашей жизни невозможно, поэтому необходимо развивать в себе способность к саморегуляции — это поможет снизить уровень негативных последствий стресса.

В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний. Из них складываются многочисленные оттенки эмоциональных переживаний, подобно тому, как цветовые оттенки складываются из основных цветов спектра.

1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску. Оно связано с возможностью вполне удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, когда вероятность этого до данного момента была невелика или, по крайней мере, неопределенна. Радость относится к стеническим эмоциям.

2. Страдание. Отрицательное эмоциональное состояние, являющееся антиподом радости. Страдание возникает при невозможности удовлетворения актуальной потребности или при получении информации об этом, при условии, что до настоящего момента удовлетворение этой потребности представлялось достаточно вероятным. Форму страдания часто принимает эмоциональный стресс. Страдание является астенической эмоцией.

3. Гнев. Отрицательное эмоциональное состояние. Чаще всего протекает в виде аффекта. Вызывается, как правило, возникновением непредвиденного серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания гнев имеет стенический характер — он позволяет мобилизовать все силы на преодоление препятствия.

4. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние. Оно возникает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе жизни, здоровью, благополучию субъекта. В отличие от эмоции страдания, вызываемой реальным отсутствием возможности удовлетворения потребности, переживание страха связано лишь с вероятностным прогнозом возможного ущерба. Носит астенический характер.

5. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, способствующее познавательной деятельности: развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес мотивирует обучение. Это стеническая эмоция.

6. Удивление. Эта эмоция нейтральна по знаку. Она является реакцией на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае отсутствия информации о характере данного объекта или ситуации. При удивлении все прочие эмоции временно приостанавливаются, все внимание человека переходит на объект удивления. В зависимости от полученной информации может переходить в страх, интерес, радость, гнев.

7. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в случае контакта с объектами, вызывающими резко негативное отношение субъекта на любом из уровней — физическом, нравственном, эстетическом, духовном. Объектом могут стать другой человек, предмет, явление, событие и т. д. Отвращение к другому человеку в сочетании с гневом может послужить причиной агрессивного поведения в отношении него.

8. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в межличностных отношениях, т. е. объектом презрения могут быть только другой человек или группа людей. Данное эмоциональное состояние является следствием неприемлемых для субъекта взглядов, установок, форм поведения объекта, расцениваемых субъектом как недостойные, низменные, не соответствующие его представлениям о нравственных нормах и эстетических критериях.

9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает при осознании субъектом собственного несоответствия ситуации, ожиданиям окружающих, а также несоответствия своих помыслов, поступков, форм поведения своим же нравственным и эстетическим нормам.

Несмотря на то что в «спектре» основных эмоциональных состояний большинство из них отрицательные, не следует думать, что в жизни человека преобладают негативные эмоции. В действительности положительных эмоций ничуть не меньше. Просто градация основных отрицательных эмоциональных состояний более четкая. Это связано с тем, что большая специфичность отрицательных эмоций способствует формированию более гибкой системы адаптации человека к окружающему миру.

Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям.

По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Первичные эмоции были способом поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Предметом изучения Ч. Дарвина стали эмоционально выразительные движения у млекопитающих. На основании своих исследований Дарвин создал биологическую концепцию эмоций. Суть концепции сводится к тому, что эмоционально выразительные движения являются рудиментом инстинктивных действий, построенных на принципе целесообразности.

Следующий шаг в развитии биологической теории эмоций сделал П. К. Анохин. Согласно его исследованиям, положительные эмоции возникают в случае совпадения результата поведенческого акта с ожидаемым результатом. В противном случае, если совершение действия не приводит к желаемому результату, возникают отрицательные эмоции. Таким образом, эмоция выступает в качестве инструмента, регулирующего жизненный процесс и способствующего сохранению отдельной особи и всего вида в целом. Если некий способ поведения неоднократно приводит к удовлетворению потребности, то при помощи эмоций он закрепляется как успешный. Если же он не способствует достижению желаемого результата, то эмоции приводят к его торможению и стимулируют к поискам другого способа.

У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформулировали моторную (или периферическую) теорию эмоций. Согласно этой теории, эмоция является вторичной по отношению к поведенческому акту. Она лишь ответ организма на изменения в мышцах, сосудах и внутренних органах, происходящих в момент действия. Парадоксальный афоризм У. Джеймса выражает основную идею теории: «Мы печальны, оттого что плачем, нам страшно, оттого что мы дрожим, нам радостно, оттого что мы смеемся». Иными словами, сигнал, вызванный эмоциогенным раздражителем, включает определенную модель поведения, обратная же связь приводит к возникновению эмоции. Теория Джеймса-Ланге сыграла положительную роль в развитии представлений о природе эмоций, указав на связь трех звеньев цепочки: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Однако сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, не объясняет связи эмоций с потребностями.

Психология bookap

В этом направлении вел исследования П. В. Симонов. Им была сформулирована информационная теория эмоций. Согласно этой теории эмоция является отражением соотношения величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П. В. Симонов вывел формулу этой зависимости: Э = — П (Ин — Ис), где Э — эмоция, ее сила и качество, П — потребность, Ин — информация, необходимая для удовлетворения потребности, Ис — информация существующая. Если П = 0, то и Э = 0, т. е. при отсутствии потребности нет и эмоции. Если Ин › Ис, то эмоция отрицательна, в противоположном случае — положительна. Данная концепция относится к числу когнитивных теорий о природе эмоций.

Еще одна когнитивная теория принадлежит Л. Фестингеру. Это теория когнитивного диссонанса. Ее сущность можно передать следующим образом. Диссонанс есть отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя противоречивыми сведениями об одном объекте. Положительные эмоции субъект испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с ожидаемыми. Диссонанс субъективно переживается как состояние дискомфорта, от которого человек стремится избавиться. Для этого имеются два способа: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или постараться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями.

Мотивационная сфера личности — академический магистр

Введение

Одним из важнейших компонентов деятельности является мотивация. Человеку свойственно задавать вопросы о причинах, побудивших другого человека действовать определенным образом. Становится очевидным, что наша оценка того или иного поведения всегда включает в себя учет причинного или мотивационного фактора (от мотива – причина).

В современной психологии термином «мотив» («мотивирующий фактор») обозначают совершенно иные явления, такие как инстинктивные побуждения, биологические влечения, интересы, желания, жизненные цели, идеалы. Мотивационная сфера личности в основном состоит из потребностей (ответ на вопрос «зачем?») и мотивов (ответ на вопрос «зачем, для чего?»). Как и любая другая система, мотивационная сфера личности включает в себя определенный набор ее компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними.

1. Мотивационная сфера личности

Всякая деятельность человека мотивируется не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно политически мотивирована. Совокупность всех мотивов этой деятельности называется мотивацией деятельности личности. Мотивация определяется как процесс, сближающий личностные и ситуативные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для реализации конкретного предметного отношения личности к окружающей ситуации. . Можно говорить не только о мотивации деятельности, но и об общей мотивации, которая свойственна данному человеку, имея в виду совокупность устойчивых мотивов.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность человеческих отношений и деятельности и относительно независимых от имеющихся ситуаций, называется направленностью личности. Направленность как подструктура личности включает в себя различные мотивы: ее мотивы, потребности, диспозиции, интересы, стремления, намерения, идеалы, нормы, самооценку, оценки других людей, уровень притязаний, установки и т. д. Некоторые ее компоненты являются доминирующими , другие выполняют второстепенную роль.

Влечение — первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, импульс, еще не опосредованный осознанной целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, т. е. выступает как преходящее явление: представленная в нем потребность либо угасает, либо реализуется как конкретное желание. Таким образом, влечения определяются не только биологическими, но и социальными факторами. Кроме того, в отечественной науке преобладает мнение, что у человека с развитым сознанием влечения как мотивы поведения не играют ведущей роли, а выступают «строительным материалом» для осознанных мотивов. С другой стороны, влечение является одним из центральных понятий психоанализа, где ему отводится ведущая роль в деятельности и регуляции поведения человека.

Установка  – это бессознательное состояние готовности человека к определенному поведению или деятельности. Установка чаще всего является результатом многократного повторения ситуаций, в которых человек реагирует определенным образом. Д.Нузнадзе разработал теорию, согласно которой потребности и ситуации, возникающие при встрече, определяют направление поведения субъекта до тех пор, пока поведение не встретит определенные препятствия. В этих случаях бессознательное поведение прерывается, и начинают действовать сознательные механизмы объективации. Возникающие трудности привлекают внимание и реализуются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением снова осуществляется подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.

Желание — одна из форм мотивационного состояния, основанного на осознанной содержательной потребности, которая еще не выступает сильным побуждением к действию. Наличие побудительной силы и желания обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. При невозможности удовлетворения желания возникает состояние фрустрации, сопровождающееся разочарованием, тревогой, раздражением, отчаянием и т. п.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, выражающаяся в избирательном отношении личности к объект в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Способствуя направленности, знакомству с чем-то новым, более полному и более глубокому отражению действительности, интересы обеспечивают направленность человека на реализацию целей деятельности. По содержанию интересы могут быть материальными (бытовые удобства, красивая одежда и т. д.) и духовными (профессиональными, познавательными, эстетическими и т. д.). По объему их можно разделить на широкие и узкие. Они также могут быть глубокими и поверхностными, устойчивыми и неустойчивыми. Оценка интересов в конечном счете определяется их содержанием и значением для личности.

Зависимость – это избирательная ориентация субъекта на определенную деятельность. В его основе лежит глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление к ее совершенствованию. Зависимости обычно являются предпосылкой для развития соответствующих способностей, хотя могут быть и несоответствия склонностей и способностей.

Идеал  – важная цель личных устремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и его законы. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую направленность личности, но и ее целеустремленность. Идеалы и мировоззрения формируются у человека на основе его интересов и склонностей.

Теории мотивации

Леонтьев определяет мотив следующим образом: «В потребностном состоянии субъекта жестко не фиксируется объект, способный удовлетворить потребность». До своего первого удовлетворения, до своей потребности, он должен быть еще обнаружен.

приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет выполняет ее побудительную и направляющую функцию, т. е. становится мотивом.

Другими словами, мотив есть объективированная потребность.

Например, жажда — потребность, вода — мотив, а бутылка воды.

Мотив – побуждение к действию. Так, Г. Годруа определяет мотив как «соображение, согласно которому субъект должен действовать».

Х. Хекхаузен, определяет мотив как «желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид — среда».

Если при анализе потребностей человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует определенным образом, то при анализе мотивов.

По Леонтьеву, генетически исходным для деятельности человека является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей мотивы реально не осознаются субъектом. При этом свое психическое отражение они находят в виде эмоциональной окраски действий (т. е. придают действию личностный смысл).

Леонтьев считал, что мотивы деятельности определяются потребностями личности. В потребности субъекта объект, способный удовлетворить. До своего первого удовлетворения, до своей потребности его еще нужно открыть. Только в результате такого открытия возникает потребность, объективный и воспринимаемый (представляемый, мыслимый) объект является мотивирующей и направляющей функцией функции, сообщающей ей статус мотива.

Развитие человеческой деятельности. Одни мотивы, стимулируя деятельность, придают ей личностный смысл (смысловые мотивы), другие, выступая побудителями, лишены смыслообразующей функции (мотивы-раздражители).

Деятельность человека направляется не мотивом, а его совокупностью. В этом случае можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат человеческие потребности, эмоции, интересы. К внешним факторам относятся цели, вытекающие из ситуации (факторы внешней среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организована и составляет мотивационную сферу личности. Основными отношениями, характеризующими мотивационную сферу личности, являются отношения иерархии мотивов.

А. Маслоу построил иерархию мотивов с точки зрения их близости к удовлетворению жизненных потребностей. Иерархия основана на необходимости поддержания физиологического гомеостаза; выше мотивы самосохранения; далее – доверие, престиж и любовь. На вершине иерархии находятся познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию самореализации и личности.

Рис.2. Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)

Эти группы упорядочены в иерархии ценностей в соответствии с их ролью в развитии личности. При этом потребности все более и более высоких уровней трактуются как менее инстинктивные (врожденные), чем потребности низшие. Пока потребность не удовлетворена, она активизирует деятельность и влияет на нее. Активность не столько «подталкивается изнутри», сколько притягивается извне. Основной идеей классификации А. Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что перед активацией потребности высших уровней и поведением потребности высших уровней необходимо удовлетворить низший уровень .

Г. Мюррей, создатель известного тематического апперцептивного теста (ТАТ), пытался систематизировать различные теоретические подходы и концепции в изучении мотивации. С его точки зрения, центральные, взаимосвязанные понятия должны учитывать потребность человека и давление ситуации. У Мюррея были разные причины для классификации потребностей.

  1. Сначала выделяют первичные потребности – в воде, еде, сексуальных выделениях, избегании холода и т. д. – и вторичные (психогенные) потребности: в унижении, достижениях, привязанностях. агрессия, независимость, противостояние, уважение, защита, доминирование, привлечение внимания к себе, избегание вреда, избегание неудач, покровительство, порядок, игра, неприятие, понимание, половые отношения, обращение за помощью (зависимость), понимание. Г. Мюррей также добавил к ним потребности в приобретении, избегании обвинения, познании, созидании, обучении, узнавании и сохранении. Первичные потребности, в отличие от вторичных, основаны на органических процессах и возникают либо циклически (пища), либо в связи с потребностью в регуляции (избегание холода).
  2. Во-вторых, потребности подразделяются на позитивные (поиск) и негативные (избегание), явные и латентные. Явные потребности выражаются свободно и объективно во внешнем поведении, латентные проявляются либо в игровых действиях (полуобъективные), либо в фантазии (субъективные). В определенных ситуациях индивидуальные потребности могут объединяться в мотивы поведения: конфликтовать друг с другом, подчиняться друг другу и т. д.

Давление определяется ученым следующим образом: «…некоторое влияние», «оказанное на предмет». При определении давления имеет смысл различать:

  • альфа-давление – тогда фактическое давление, которое можно установить научными методами;
  • бета-давление, которое интерпретируется им. “

Потребность и давление содержательно соответствуют друг другу, взаимодействие человеческой деятельности.

Заключение

Итак, мотивационная сфера человека – это в основном потребности и мотивы.

Все компоненты мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целостно: они упорядочены и взаимосвязаны. Мотивационную сферу человека можно сравнить со зданием, где вышеперечисленные компоненты расположены в строгой иерархии (подчинённости).

Генетически исходным для деятельности человека является несовпадение мотивов и целей. Их совпадение вторично: результат приобретения целью самостоятельной движущей силы или результат осознания мотивов, превращающих их в мотивы-цели. В отличие от целей, мотивы реально не осознаются субъектом: в момент совершения тех или иных действий мы обычно не осознаем мотивы, их мотивирующие. Несмотря на то, что нам нетрудно привести их мотивацию, эта мотивация не всегда содержит указание на собственно мотив. Когда мотивы не реализуются, т. е. когда человек не осознает, что побуждает его к совершению тех или иных действий, они находят свое психическое отражение в особой форме — в виде эмоциональной окраски действий.

Биопсихосоциальные сферы влияния

Аллан Шварц, LCSW, доктор философии. занимался частной практикой более тридцати лет. Он является лицензированным клиническим социальным работником в штатах . …Читать далее

Многие из наших читателей, прочитав статью здесь, в Mental Help Net, сообщат что-то вроде «Ну, я не такой» или «Этого никогда не случалось со мной, хотя…»

Они поднять очень хороший вопрос. Почему у одних людей наблюдается депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожное расстройство или какое-либо другое психическое заболевание, а у других нет?

Приведу пример ситуации, которая по всем параметрам и определению должна была привести к депрессии и эмоциональному опустошению этих людей:

Г-н Ю., еврей, вырос в Советском Союзе, потерял своей семьи, когда нацисты вторглись в СССР, пережил ужасающие бои и бомбардировки во время войны и столкнулся с чудовищным антисемитизмом в последующие годы.

Исследуйте свои возможности сегодня

Он был вынужден мириться с антисемитизмом, несмотря на то, что он был инженером, работавшим над сверхсекретными военными проектами во время холодной войны.

После распада Советского Союза он эмигрировал в Соединенные Штаты, выучил английский язык, получил гражданство, стал инженером в своей приемной стране, вернулся в школу и получил диплом преподавателя и преподавал физику в государственных школах, где он был признан как прекрасный педагог».

Несмотря на все травмы, которые пришлось пережить этому мужчине с детства до зрелого возраста, он не впал в депрессию. Он женился и родил ребенка в России до приезда в Америку. Семья столкнулась с ужасными лишениями, пока он не смог найти работу. Почему у него хорошее психическое здоровье, в то время как другой человек был бы навсегда травмирован этой историей жизни?

Почему один человек растет с жестокими родителями и хорошо приспосабливается к жизни, в то время как другие страдают от того, что с ними случилось? Почему некоторые люди могут оглядываться на свое детство и свой опыт со смехом, в то время как другие остаются злыми и обиженными? почему братья и сестры, растущие в одном доме, совершенно по-разному думают о своих родителях и детстве?

Нет простого объяснения тому, почему каждый из нас становится тем уникальным человеком, которым мы являемся. Изучая человеческое поведение и развитие, психологи рассматривают био-психико-социальные сферы влияния, влияющие на человеческое развитие.

Попробуйте представить человека, состоящего из трех концентрических кругов, помеченных: Круг B, Круг P и Круг S. Круги в некоторой степени перекрываются.

Круг B. представляет биологическую сферу влияния таких вещей, как генетика: склонность к депрессии, тревоге, обсессивно-компульсивному расстройству, наркомании, психозу, биполярному расстройству и т. д. Поскольку мы обсуждаем генетику, важно взглянуть на семейную историю каждого из них, чтобы понять, в какой степени психическое заболевание передается по наследству.

Circles P. представляет психосферу влияния, состоящую из таких вещей, как проблемы с самооценкой, проблемы развития, жизненные события, травматические события, экстраверсия и интроверсия, личностные тенденции и т. д.

Circle S. представляет социальную сферу влияние с такими вещами, как ожидания достижений, экономическое и политическое происхождение, религиозное влияние, давление со стороны сверстников, наличие наркотиков и алкоголя, сексуальное давление, семейные конфликты и т. д.

Предвидя эти сферы влияния на наше психическое заболевание или его отсутствие, необходимо уяснить тот факт, что у некоторых людей один круг или сфера намного больше других. Например, вполне возможно, что такие социальные факторы, как травля в школе и взросление в условиях родительского конфликта, будут иметь больший вес, чем другие сферы, в возникновении психического заболевания. Один ветеран войны выйдет из боя без посттравматического стресса, другой обнаружит, что те же травмы калечат его.

Даже при генетической предрасположенности к такому заболеванию, как депрессия, социальная сфера может быть такова, что симптомы депрессии возникают редко.

Таким образом, люди могут подвергаться одним и тем же типам жизненных событий, но переживать их по-разному. Г-н Y. остается оптимистом и энергичным человеком. У него есть русские друзья-евреи, которые пережили ужасный опыт сталинской России, но сейчас находятся в депрессии, замкнуты и крайне пессимистично относятся к жизни.

Часто родители взрослых детей испытывают крайнюю вину за то, что их сыновья и дочери становятся зависимыми, расстройствами пищевого поведения или психически больными. Если вы один из них, вы должны понимать, что все эти факторы повлияли на то, чтобы ваш ребенок стал таким, каким он есть сегодня.

На мой взгляд, есть оптимистическое понимание, которое можно получить, поняв эти три влияния на нашу жизнь. Он заключается в следующем: «Если мне понадобилось так много переменных, чтобы сделать меня тем, кто я есть сегодня, я могу формировать виды влияний, которым я позволю себе подвергаться сейчас и навсегда. Например, я могу изменить социальный фон, в котором живу, чтобы оказаться в более счастливой ситуации. Я понимаю, что, несмотря на то, что я унаследовал определенную генетическую предрасположенность, я могу уменьшить ее влияние, уменьшая стресс и занимаясь интересной и приносящей удовлетворение деятельностью. Я могу напомнить себе, что я человек и не должен жить в роли жертвы своего прошлого».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts