Формы переживания чувств психология: ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ

ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ

ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Чувство переживается иногда лишь как приятный, неприятный или смешанный оттенок любого психического процесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство предметов или действий, и мы говорим: приятный человек, неприятный привкус, страшный бык, смешное выражение, нежная листва, веселая прогулка и т.д. Нередко этот чувственный тон оказывается следствием прежних сильных переживаний, отголосков прошлого опыта. Иногда он служит показателем того, удовлетворяет или не удовлетворяет предмет человека, успешно или неуспешно протекает деятельность. Например, одна и та же геометрическая задача может сопровождаться разными чувствами в зависимости от успешности ее решения.

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы: эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний и собственно чувств (в узком значении слова).

Эмоции. Нередко слова «эмоция» и «чувство» употребляются как синонимы. В более узком значении эмоция — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» — это душевное волнение, душевное движение. Эмоцией называется, например, не само чувство любви к музыке как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое он переживает, испытывает, слушая на концерте хорошую музыку в хорошем исполнении. То же чувство переживается в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкального произведения в плохом исполнении. Боязнь или страх как чувство, т.е. сложившееся своеобразное отношение к определенным объектам, их сочетаниям или жизненным положениям, может переживаться в отличающихся друг от друга эмоциональных процессах: иногда человек бежит от страшного, а иногда цепенеет и замирает от страха, наконец, может от страха и отчаяния броситься навстречу опасности.

В одних случаях эмоции отличаются действенностью. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил и называются стеническими. От радости человек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к товарищу, он ищет способа помочь ему. При действенной эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. В других случаях эмоции (называемые астеническими) характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека. От страха у него могут «ноги подкоситься». Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается. Сочувствие тогда остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием, стыд превращается в тайные мучительные угрызения совести.

Аффекты. Аффектами называются эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они характеризуются значительными

изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал. Если обычная эмоция — это душевное волнение, то аффект — буря.

Развитие аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга. Охваченный аффективной вспышкой ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга, отчаяния, человек в разные моменты неодинаково отражает мир, различным образом выражает свои переживания, в разной мере владеет собой и регулирует свои движения.

В начале аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что связано с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже практически важного. Выразительные движения становятся все более и более безотчетными. Слезы и рыдания, хохот и выкрики, характерные жесты и мимика лица, учащенное или затрудненное дыхание создают обычную картину нарастающего аффекта. От сильного напряжения расстраиваются мелкие движения. Индуктивное торможение все более охватывает кору полушарий, что ведет к дезорганизации мышления; возбуждение нарастает в подкорковых узлах.

Человек испытывает упорное побуждение поддаться переживаемому чувству: страху, гневу, отчаянию и т.д. Сдержаться, не потерять власти над собой на этой стадии может каждый нормальный человек. Здесь важно отсрочить наступление аффекта, затормозить его развитие. Общеизвестно народное средство: если хочешь сдержаться, попробуй посчитать про себя хотя бы до десяти.

На дальнейших стадиях аффекта, если они наступают, человек утрачивает контроль над собой, совершая уже безотчетные и безрассудные действия, которые позднее будет стыдно вспоминать и которые иногда припоминаются как сквозь сон. Торможение охватывает кору и гасит сложившиеся системы временных связей, в которых закреплен опыт человека, его культурные и моральные устои. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость.

Следует отметить, что любое чувство может в некоторых случаях переживаться в аффективной форме. Например, наблюдаются случаи аффективного восторга на стадионах или в зрительном зале при выступлении какого-нибудь вокально-инструментального ансамбля. Нередки случаи эксцессов в таких ситуациях, имеющих драматические последствия (истерические припадки, драки и т.д.). Хорошо изучены в психологии и еще лучше описаны в художественной литературе аффективные переживания «безумной» любви Даже научные открытия после многолетних упорных исканий иногда сопровождаются бурной вспышкой торжества и радости. Можно сказать, что аффект плох или хорош в зависимости от того, какое чувство переживается человеком и насколько человек владеет собой при аффективном состоянии.

Настроения. Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное и т.д. Находясь в плохом настроении, человек реагирует на шутку или замечание товарища совсем не так, как при веселом настроении.

Обычно настроения характеризуются безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечает их. Но иногда настроение, например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает значительную интенсивность. Тогда оно накладывает свой отпечаток и на умственную деятельность (на ход мыслей, легкость соображения), и на особенности движений и действий человека, влияя даже на продуктивность выполняемой работы.

На настроение влияют весьма различные причины, например, удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, в частности, тем, как складываются отношения на работе, в семье, в школе, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути человека.

Настроение человека в большой степени зависит от общего состояния здоровья, в особенности от состояния нервной системы и желез внутренней секреции, регулирующих обмен веществ. Занятия физкультурой и спортом очень полезны для улучшения настроения, но особенно важны содержательность деятельности, удовлетворенность ею и моральная поддержка близких людей.

Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему его человеку.

Так, дурное настроение может быть связано с невыполненным обещанием, не написанным, хотя и обещанным письмом, не законченным делом. Хотя человек может не осознавать этого и говорить, что у него «просто», «неизвестно почему» плохое настроение. Все это исподволь гнетет человека, поэтому важно уметь разбираться в своих настроениях, чтобы по возможности устранять объективные причины подобных состояний.

Стресс. Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессовые состояния (от англ. слова stress — давление, напряжение), или эмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты. Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам.

При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и дает комплексную обобщенную реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще. Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей: интенсифицировать соматические возможности человека, улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление), повысить мотивацию, резко изменить психологические установки. Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д.

Создатель теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т. е. к сопротивлению, борьбе, бегству. Стресс обеспечивает человеку условия «наибольшего благоприятствования» в борьбе с опасностью.

Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Перед выходом корабля на лунную орбиту сердце у американского астронавта Бормана било с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну астронавта Армстронга пульс был 156 ударов вместо 77 обычных. Даже когда никакой опасности для жизни не было, частота пульса у членов экипажа лунохода колебалась в пределах 130-135 ударов в минуту. Измеряли пульс тренеров футбольных команд. Оказалось, что за пять минут до соревнования частота сердцебиения у тренеров повышалась в среднем на 42 удара в минуту, а во время игра на 63 удара. Частота пульса тренера всегда превышала частоту пульса любого игрока на футбольном поле.

Обычно в стрессе выделяют три фазы: реакция тревоги, фаза стабилизации и фаза истощения. На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору. На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза — истощение — становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремленности.

У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки «психологической глухоты» по отношению к другим.

Ситуация экзамена обычно хорошо выявляет устойчивость человека к порождающим эмоциональный стресс воздействиям. Одни из экзаменующихся теряются, обнаруживают «провалы памяти», не могут сосредоточиться на содержании вопроса, другие оказываются более собранными и активными, чем в повседневных обстоятельствах.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник — информационный дефицит, ситуация неопределенности, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Переживание чувств в форме эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний, как правило, сопровождается более или менее заметными внешними проявлениями. К ним относятся выразительные движения лица (мимика), жестикуляция, позы, интонации, расширение или сужение зрачков. Эти выразительные движения в одних случаях происходят безотчетно, а в других — под контролем сознания. В последнем случае они могут намеренно использоваться в процессе общения, выступая в качестве невербальных коммуникативных средств. Стиснутыми кулаками, взглядом сузившихся глаз, угрожающими интонациями человек демонстрирует окружающим свое негодование.

При положительных эмоциях усиливается иннервация мышц, расширяются мелкие артерии, увеличивается приток крови к коже. Она краснеет, теплеет. Начинается ускоренное кровообращение, что улучшает питание тканей. Все физиологические отправления совершаются лучше. Человек довольный, в хорошем настроении имеет оптимальные условия для жизнедеятельности всего организма. Радость «раскрашивает человека», делает его красивее, увереннее, жизнерадостнее [1].

В горести и печали парализуется действие мышц. Они становятся более слабыми. Появляется чувство усталости, перенапряжения. Человек становится чувствительнее к холоду, ощущает недостаток воздуха, вздыхает, «уходит в себя», охотно остается в одной и то же позе. Человек кажется более старым и подавленным, вызывает к себе не только жалость, но и некоторое раздражение. Возникает желание быстрее уйти из ситуации общения и взаимодействия с ним.

На протяжении жизни человек учится по различным внешним признакам судить об эмоциональном состоянии других людей и нормативно выражать собственные переживания. Без такой «школы чувств» нельзя стать эмоционально созвучным, т. е. синтонным к окружающим тебя людям. Принятые нормы выражения эмоциональных состояний имеются в традициях разных народов и разных культурах. Именно исходя из общепринятых в данном обществе правил и представлений о приличии, культуре поведения, мы вырабатываем адекватные (соответственные) средства речевой, мимической и жестикулятивной выразительности, способы самопрезентации и транслирования своих эмоциональных состояний, рассчитывая при этом, что нас поймут и ответят взаимностью, оценят и «наградят» ответной волной чувств.

Существуют экспериментальные данные, обосновывающие врожденность некоторых внешних проявлений эмоциональных состояний. Например, поднятие бровей при удивлении встречается и у слепорожденных детей. С возрастом мимика зрячих становится более выразительной, в то время как у слепорожденных она не только не совершенствуется, но сглаживается, что свидетельствует о социальной регуляции проявлений эмоций.

Если человек не научается правильно проявлять и в нужный момент подавлять захлестнувшие его эмоции, тогда говорят о его невоспитанности, эмоциональной ограниченности или эмоциональной распущенности. Следовательно, не только сами эмоции, но даже их внешнее выражение есть результат целенаправленной работы тех социальных институтов, в которых протекает развитие растущего человека.

Могут быть выделены следующие основные эмоциональные состояния (по К. Изарду [2] — «фундаментальные эмоции»), каждое из которых имеет свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений.

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение.

Радостьположительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивлениене имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страданиеотрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.

Гневэмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер (т.е. вызывает подъем, хотя и кратковременный, жизненных сил).

Отвращениеотрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр. ) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием «избавиться от кого-либо или чего-либо».

Презрениеотрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Одно из следствий презрения — деперсонализация индивида или группы, к которым оно относится.

Страх ~ отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза. Можно напомнить народную поговорку: «У страха глаза велики». Эмоция страха может иметь как стенический (у М.Ю. Лермонтова:

Гарун бежал быстрее лани,

Быстрей, чем заяц от орла,

Бежал он в страхе с поля брани,

Где кровь черкесская текла!),

так и астенический характер («От страха ноги подкосились»), и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде аффекта (ужас как крайний вариант страха).

Стыдотрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Приведенный перечень основных эмоциональных состояний (общее число эмоций, название которых фиксируют словари, огромно) не подчинен какой-либо классификационной схеме. Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности: спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т.д., или застенчивость, смущение, стыд, вина и т.д., или неудовольствие, огорчение, страдание, горе. Не следует считать, что если из девяти основных эмоциональных состояний шесть имеют отрицательный характер, то это значит, что в общем реестре человеческих эмоций положительные эмоциональные состояния имеют меньший удельный вес. Видимо, большее разнообразие отрицательных эмоций дает возможность более успешно осуществлять адаптацию к неблагоприятным обстоятельствам, о характере которых успешно и тонко сигнализируют отрицательные эмоциональные состояния.

Переживание чувств не всегда имеют однозначный характер. Эмоциональное состояние может вмещать в себя в своеобразном сочетании два противоположных чувства: например, любовь и ненависть совмещаются при переживании ревности (явление амбивалентности чувств).

Великий английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин выдвинул предположение, что выразительные движения, сопровождающие чувства человека, произошли из инстинктивных движений его животных предков. Сжатые в гневе кулаки и оскаленные зубы. У древних человекообразных обезьян были безусловно-рефлекторными оборонительными реакциями, заставлявшими врага держаться на почтительном расстоянии.

Чувства человека, будучи по происхождению связаны со сложными безусловными рефлексами, тем не менее носят общественный характер. Коренное различие чувств человека и животных обнаруживается, во-первых, в том, что они у людей неизмеримо сложнее, чем у животных, даже в тех случаях, когда дело идет об аналогичных чувствах; это становится очевидным при сравнении гнева, страха, любопытства, веселого и подавленного состояния у тех и других как со стороны причин их возникновения, так и со стороны особенностей их проявления.

Во-вторых, у человека много таких чувств, которых у животных нет. Богатство взаимоотношений, возникающих между людьми в трудовой, политической, культурной, семейной жизни, привело к возникновению множества чисто человеческих чувств. Так, возникают презрение, гордость, зависть, торжество, скука, уважение, чувство долга и т.д. Каждое из этих чувств имеет свои специфические пути выражения (в интонациях речи, в мимике, жестах, смехе, слезах и т.п.).

В-третьих, человек овладевает своими чувствами, сдерживая их неуместные проявления. Нередко люди, переживая сильные и яркие чувства, с внешней стороны сохраняют спокойствие, иногда считают нужным сделать безразличный вид, чтобы не обнаружить свои чувства. Человек иногда даже старается выразить иные, противоположные чувства, чтобы сдержать или скрыть действительные: улыбается в момент огорчения или сильной боли, делает серьезное лицо, когда хочется смеяться.


1 См.: Ланге Т.Н. Душевные движения. Психофизиологический этюд. — СПб, 1896.

2 См.: Изард К. Эмоции человека. — М.: Изд-во МГУ, 1980.



Формы переживания чувств

31. Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.

Принято выделять низшие и высшие чувства:

  • Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.

  • Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п.).

Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в ервую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т.п.

Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.

Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т. п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.

Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т.п.).

В зависимости от субъективной ценности переживаний Б. И. Додонова выделяет следующие виды эмоций.

Альтруистические — переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям: желание принести другим людям радость и счастья, чувство тревоги за свою судьбу, сопереживания, чувство надежности, преданности, сочувствия.

Коммуникативные — возникают на основании потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, чувство симпатии, привязанность, чувство уважения к кому-то, чувство признательности, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

Глоричные — связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности и желание взять реванш, чувство гордости, преимущества, удовлетворение тем, что произошел рост, повышенная ценность своей личности.

Практические — определяются успешностью или неуспешности деятельности, трудностями ее осуществления и завершения: желание достичь успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность работой, приятная усталость, приятное удовольствие от результатов своего труда.

Романтические — проявляются в стремлении ко всему необычному, тайного: ожидание чего-то необычного и очень хорошего, светлого; волнующе чувства восприятия измененного окружающей среды: все кажется другим, необычным, наполненным особой значимости, таинственности.

Гностичные — связаны с потребностью в познавательной и духовной гармонии: стремление познать суть явлений, чувство удивления или непонимания, колебания; чувство ясности или неясности мысли; безудержное стремление преодолеть противоречия в своих суждениях и все систематизировать; чувство близости решения проблемы; радость открытия истины .

Эстетические — связанные с лирическими переживаниями: потребность в красоте, чувство изящного, возвышенного и величественного; наслаждение звуками, чувство волнующих драматизма, светлого сумму, поэтическо наблюдательного состояния; чувство духовного роста; чувство родного, близкого, угодная воспоминаний о прошлом, горько-приятное чувство одиночества.

Гедоничные — связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знаний, вкусной пищи, тепла, солнца и т.п.; чувство беззаботности, покоя, изнеможения чувство веселья; приятное бездумно возбуждение, хтивисть.

Акизитивные — возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционирование: стремление накопления, радость в связи с увеличением накоплений; приятное чувство от созерцания своих собраний.

Мобилизационные — происходят от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: потребность в острых ощущениях, увлечение риском, чувство спортивного азарта, решительность, спортивная злость, чувство сильного волевого и эмоционального напряжения, мобилизация своих физических и умственных способностей.

Другие классификации эмоций и чувств. Переживания человека очень разнообразны, их разделяют на виды по содержанию, характеру отношения к объективной действительности, которое в них оказывается, по степени их развития, силой и особенностями их проявления. Согласно этому всю разнообразие человеческих переживаний можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые являются отражением ситуативного отношение человека к определенных объектов, ко второй — те, в которых оказывается устойчивое и обобщенное отношение к ним. Первая группа переживаний, как отмечалось, называется эмоциями, вторая — чувствами.

Эмоции делятся на простые, которые являются непосредственным отражением взаимоотношений человека с теми или другими объектами, и сложные, в которых это отображение имеет опосредованный характер. По силе, характеру проявления и устойчивостью среди эмоций отличаются аффекта и настроения.

По содержанию выделяют прежде всего моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Некоторые из них могут набирать характера страстей.

Простые эмоции. Вызываемых непосредственно действием на организм тех или иных объектов, связанных с удовлетворением его первичных потребностей. Цвета, запахи, вкусы и т. бывают приятные или неприятные, могут вызывать удовлетворения или неудовлетворения. Эмоции, непосредственно связанные с чувствами, называются эмоциональным тоном ощущений. Он возникает, в частности, во время восприятия объектов, связанных с удовлетворением первичных потребностей человека. Переживание удовольствие и неудовольствие, приятного и неприятного являются основными качествами элементарных эмоций. Будучи полярными, они проявляются в жизни человека как единство противоположностей. Эмоциональный тон ощущений и восприятий играет важную роль в деятельности человека. Он регулирует ее действия, побуждая искать одни объекты и избегать, отказываться, защищаться от других.

Сложные эмоции. В процессе жизни и деятельности человека элементарные переживания ее превращаются в сложные эмоции, связанные с пониманием их объектов, осознанием их жизненного значения.

К сложным эмоциям принадлежат интерес, удивление, радость, страдание, горе, депрессия, гнев, отвращение, презрение, неприязнь, страх, тревога, стыд и т.п. К. Изард называет их «;фундаментальными эмоциями»;, которые имеют свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений.

Что такое эмоции и типы эмоциональных реакций

𝐃𝐚𝐯𝐢𝐬 𝐉𝐨𝐡𝐧 ( 𝐃𝐉 )

𝐃𝐚𝐯𝐢𝐬 𝐉𝐨𝐡𝐧 ( 𝐃𝐉 )

@ 𝐑𝐚𝐲𝐦𝐨𝐧𝐝 𝐋 𝐓𝐃 ( 𝐑𝐞𝐚𝐥𝐭𝐲 𝐁𝐮𝐬𝐢𝐧𝐞𝐬𝐬 )

Опубликовано 12 марта 2023 г.

+ Подписаться

Эмоции являются неотъемлемой частью человеческого опыта. T эй — это сложные психологические и физиологические состояния, вызываемые различными внутренними и внешними факторами, включая мысли, чувства и сенсорные раздражители.

По своей сути эмоции представляют собой субъективные переживания, отражающие восприятие и интерпретацию индивидуумом своей внутренней и внешней среды. Они часто сопровождаются изменениями физиологического возбуждения, такими как учащение пульса, потливость и мышечное напряжение.

Эмоции могут быть положительными или отрицательными, а может варьироваться по интенсивности от легкой до интенсивной. Некоторые распространенные примеры положительных эмоций включают счастье, радость и любовь, а отрицательные эмоции могут включать грусть, страх, гнев и отвращение.

Хотя эмоции часто связаны с чувствами, они также тесно связаны с мыслями и поведением. Эмоции могут влиять на то, как мы думаем и воспринимаем окружающий мир, а также на то, как мы ведем себя и взаимодействуем с другими. Например, кто-то, кто чувствует гнев, может воспринимать ситуацию как более угрожающую, чем она есть на самом деле, и может реагировать агрессией или враждебностью.

На переживание эмоций влияет множество факторов, включая генетическую структуру, жизненный опыт, социальный и культурный контекст и текущую ситуацию. Например, тот, кто пережил травму или жестокое обращение, может быть более склонен к чувству беспокойства или депрессии, в то время как тот, у кого был положительный жизненный опыт, может с большей вероятностью испытать чувство радости и удовлетворения.

Эмоции могут сильно влиять на психическое и физическое самочувствие человека. Хронический стресс и негативные эмоции связаны с рядом проблем со здоровьем, включая болезни сердца, диабет и депрессию. С другой стороны, положительные эмоции связаны с улучшением физического здоровья, повышенной устойчивостью и более оптимистичным взглядом на жизнь.

Типы эмоциональных реакций

  1. Вербальные реакции: Вербальные реакции выражаются посредством речи или слов. Например, слова «я счастлив» или «мне грустно» — это вербальный ответ.
  2. Невербальные ответы: Невербальные ответы выражаются мимикой, языком тела и тоном голоса. Например, улыбка — это невербальная реакция на счастье, а слезы — невербальная реакция на печаль.
  3. Поведенческие реакции: Поведенческие реакции выражаются через действия или поведение. Например, объятия кого-то — это поведенческая реакция на чувство любви, а крик или удар — поведенческая реакция на гнев.
  4. Физиологические реакции: Физиологические реакции выражаются через изменения в организме, такие как изменения частоты сердечных сокращений, дыхания и температуры кожи. Например, ощущение жара или покраснения может быть физиологической реакцией на гнев или смущение.

Типы эмоций

  1. Счастье: Счастье — это положительная эмоция, которая часто ассоциируется с чувством радости, удовлетворения и удовольствия. Некоторые общие триггеры счастья включают время, проведенное с близкими, достижение целей и участие в приятных занятиях.
  2. Печаль: Печаль — это негативная эмоция, которая часто связана с чувством утраты, разочарования и горя. Некоторые распространенные триггеры грусти включают потерю любимого человека, неспособность достичь целей и переживание отвержения.
  3. Гнев: Гнев — это негативная эмоция, которая часто связана с чувством разочарования, раздражения и враждебности. Некоторые распространенные триггеры гнева включают жестокое обращение, чувство беспомощности и несправедливость.
  4. Страх: Страх — это негативная эмоция, которая часто связана с чувством беспокойства, беспокойства и страха. Некоторые общие триггеры страха включают предполагаемые угрозы безопасности или безопасности, такие как опасность или неуверенность.
  5. Отвращение: Отвращение — это отрицательная эмоция, которая часто связана с чувством отвращения, тошноты и отвращения. Некоторые распространенные триггеры отвращения включают неприятные образы, запахи или вкусы.
  6. Удивление: Удивление — это нейтральная эмоция, которая часто ассоциируется с чувством удивления, изумления и удивления. Некоторые общие триггеры удивления включают неожиданные события или переживания.

В заключение, эмоции представляют собой сложные психологические и физиологические состояния, которые могут выражаться различными способами, включая вербальные, невербальные, поведенческие и физиологические реакции. Они также могут быть положительными или отрицательными и часто вызываются внутренними или внешними факторами. Понимание различных типов эмоций и эмоциональных реакций может помочь нам лучше понять и управлять своими собственными эмоциями, а также эмоциями других.

КПТ Модель эмоций

В отличие от более сложных или традиционных форм разговорной терапии, когнитивно-поведенческая терапия упрощает процесс понимания и изменения эмоциональных процессов. Согласно когнитивно-поведенческой терапии, есть всего несколько мощных компонентов эмоций, которые нужно понять и с которыми нужно работать. Преимущество этого более простого подхода заключается в том, что он проясняет проблемы и решения, необходимые для их решения, так что после небольшой практики каждый может понять, как это сделать.

Трехкомпонентная модель эмоций

С точки зрения когнитивно-поведенческой терапии, наш эмоциональный опыт состоит из трех компонентов. Это мысли, чувства и поведение:

Мысли
Мысли относятся к тому, как мы понимаем ситуации. Мысли могут принимать различные формы, включая вербальные формы, такие как слова, предложения и явные идеи, а также невербальные формы, такие как мысленные образы. Мысли — это постоянные комментарии, которые мы слышим в уме на протяжении всей жизни.

Чувства
Термин «чувства» здесь относится не к эмоциям, а к физиологическим изменениям, происходящим в результате эмоций. Например, когда мы чувствуем эмоцию гнева, у нас возникает ощущение, что наше лицо краснеет. Когда мы чувствуем эмоцию беспокойства, мы чувствуем, как бьется сердце и напрягаются мышцы. Чувства — это запрограммированное физическое проявление эмоций.

Поведение
Поведение — это просто то, что мы делаем. Важно отметить, что поведение — это также то, чего мы не делаем. Например, если мы чувствуем сильное беспокойство, мы можем отказаться от выступления. С другой стороны, если вместо этого мы чувствуем себя уверенно, мы могли бы на самом деле искать такого рода обязательства.

Как обсуждалось во введении, каждый из этих компонентов взаимодействует с другим, создавая настроение и эмоциональные паттерны. Изменение одного компонента приводит к цепной реакции, которая изменяет остальные.

Как мысли влияют на чувства и поведение

На протяжении всей жизни Терри время от времени страдала от депрессии. Она заметила, что депрессия начинает наступать после какой-то серьезной неудачи в ее карьере или общественной жизни, но до сих пор не может полностью изменить курс, когда начинает чувствовать, что ее настроение ухудшается. В настоящее время она переживает сильную депрессию, которая началась после того, как ее уволили с работы из-за экономического спада.

Терри записалась на сетевое мероприятие в своей области, надеясь узнать о потенциальных перспективах работы. В день мероприятия, когда она собиралась выйти на улицу, у нее были мысли: «Вероятно, этот миксер ни к чему не приведет. Все хорошие вакансии уже заняты, а когда люди узнают, что я без работы, никто не возьмет меня на собеседование. Это огромное количество энергии для паршивой отдачи». Обдумав эти моменты, она почувствовала, как на нее накатывают тяжесть и усталость. Она решила ненадолго полежать, но после того, как полежала в постели минут двадцать, энергии стало меньше, поэтому она решила не идти на мероприятие. В ту ночь перед сном у нее была мысль: «Я действительно потратила день впустую. Я никогда не получу работу и никогда не почувствую себя лучше».

В этом примере совершенно ясно, что мышление Терри ведет к негативной цепной реакции в ее чувствах и поведении. Наличие мыслей о том, что у нее ничего не получится, приводит только к более сильным чувствам депрессии: тяжести и усталости. Эти мысли также дают ей причину для определенного поведения : избегания события. Наконец, становится ясно, как чувства и поведение в конечном итоге усиливают ее негативные мысли, тем самым продолжая эту петлю негативной обратной связи.

Как поведение влияет на мысли и чувства

Большую часть жизни Альби страдал от приступов паники. Когда у него случается приступ паники, он испытывает чувство стеснения в груди, его сердце колотится, и у него кружится голова. С тех пор, как он поступил в аспирантуру по инженерному делу, его приступы паники усилились. Он научился быстро возвращаться домой или прятаться в ванной всякий раз, когда начинается чувство беспокойства, но в последнее время это привело к тому, что он пропустил значительную часть занятий, и он отстал. всякий раз, когда он думает о том, как он отстал, он чувствует всплеск симптомов паники, и цикл начинается. Кроме того, в последнее время он начал беспокоиться, что «потеряет контроль» и «сойдет с ума», если не сможет сбежать в какое-нибудь уединенное место, когда испытывает панику.

Здесь реакция Альби на свои чувства является основным источником проблемы. Хотя приступы паники, безусловно, неприятны, они не заставят его «сойти с ума» или «потерять контроль», но эти пугающие мысли, безусловно, вызывают его тревогу и панику. Поскольку его основным навыком преодоления беспокойства является побег и избегание, его поведение только укрепляет мысль об опасности панических атак. Как ни парадоксально, это только вызывает больше панических атак. Если бы он изменил схему избегания и действительно пережил панические атаки в классе, он мог бы обнаружить, что они недолговечны (обычно длятся от нескольких секунд до нескольких минут) и уж точно не заставят его сойти с ума или сойти с ума. терять контроль. Более того, маловероятно, что кто-то еще заметит, что это вообще происходит. Но поскольку его поведенческий распорядок не позволяет этим доказательствам увидеть свет, он чувствует себя в ловушке цикла паники и избегания.

Как чувства влияют на мысли и поведение

Джони недавно узнала, что у близкого друга диагностировали изнурительную болезнь. Понятно, что Джони испытывала чувства печали, комка в животе и усталости, когда услышала эту новость. В течение дня у нее было больше негативных мыслей о своей работе, чем обычно, таких как «Я трачу здесь свою жизнь впустую» и «Никто не воспринимает меня всерьез». Чувствуя безнадежность своей карьеры, она использовала 90 128 моделей поведения 9.0129 о неучастии в дневных собраниях и отказе от участия после некоторых трудностей с завершением отчета. После работы, когда она ужинала со своим партнером, у Джони были нехарактерно мрачные мысли о том, что «эти отношения не продлятся долго» и что она «будет одна до конца своей жизни». Джони большую часть обеда молчала и чувствовала себя неловко и одиноко.

Печаль — это естественное чувство, когда вы получаете плохие новости о любимом человеке. В этом примере грусть Джони по поводу подруги, казалось, перетекала в ее чувства по поводу работы и романтических отношений, которые никак не были связаны с новостями ее подруги. Это потому, что ее чувство грусти по существу окрашивало ее взгляд на все, а не только на ее друга. Поскольку у нее было сильное чувство печали, ее мысли, куда бы она ни направила их, были подвержены этой печали. Следовательно, она отказалась от важной деятельности на работе и от общения со своим романтическим партнером. Отказавшись от важных сторон своей жизни, она создала почву для того, чтобы чувствовать себя еще хуже, обеспечив продолжение цикла негативных эмоций.

Развитие понимания с помощью модели эмоций КПТ

Если вы хотите научиться управлять своим настроением и действовать более эффективно в сложных ситуациях, крайне важно развить способность идентифицировать и различать мысли, чувства и поведение. . Обычно, когда мы подавлены, эмоции ощущаются как приливная волна дискомфорта, но мы не останавливаемся, чтобы прояснить компоненты этой эмоции. В результате нам очень трудно что-либо сделать со своим настроением, кроме как ждать, пока оно пройдет само по себе.

Разбивая эмоцию на составляющие в данный момент, мы достигаем важного понимания факторов, которые поддерживают или усугубляют нашу неприятную эмоцию. Вычленяя мысли, чувства и поведение, мы узнаем, как вмешиваться: какие мысли нужно перенаправить, какое поведение усугубляет проблему и т. д. Практикуя умение идентифицировать все части эмоции с помощью модели когнитивно-поведенческой терапии, мы становимся более искусными в управлении своим настроением в сторону более эффективных ответов, умело думая и действуя в тот момент, когда активно справляемся с вызовами текущей ситуации.

 Идентификация компонентов модели КПТ:

В течение предстоящей недели выберите несколько ситуаций, в которых вы испытываете сильные неприятные эмоции, и примените модель КПТ, чтобы определить каждый из компонентов этой эмоции. Если у вас возникли трудности с идентификацией некоторых компонентов, ничего страшного. Просто отметьте части, которые кажутся наиболее трудными для прояснения, и уделяйте им особое внимание в течение недели, продолжая отслеживать мысли, чувства и поведение. Например, если вы застряли, когда дело доходит до идентификации мыслей, убедитесь, что вы прилагаете больше усилий, чтобы периодически замечать свои мысли в течение недели.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts