Генетическая психология жана пиаже кратко: Генетическая психология Жана Пиаже — Блог Викиум

Генетическая психология Жана Пиаже — Блог Викиум

Известный швейцарский психолог и философ Жан Пиаже является создателем генетической психологии. Эта область знаний отвечает на такие вопросы: как развивается интеллект, как человек приобретает знания. В этой статье подробно разберем, что изучает генетическая психология Жана Пиаже.

Основы генетической психологии

Главным объектом изучения в данной области знаний является индивидуальное развитие интеллекта и его происхождение. Жан Пиаже в первую очередь интересовался эпистемологическими вопросами. Ему было важно выяснить, оказывает ли объективный мир воздействие на ум человека, или же человек субъективно конструирует знание.

Эпистемологией называют теорию знания, дисциплину, которая исследует научное знание, его строение, структуры, функционирование и развитие. Жан Пиаже стал основателем Международного центра по генетической эпистемологии в Женеве. Его генетическая психология дала основу эпистемологии. Поэтому эти две дисциплины тесно связаны.

Как развивается интеллект по мнению Пиаже?

Научная работа Пиаже показала, что биологический процесс адаптации человека продолжается интеллектуальным развитием. То есть, интеллект представляется как форма психологической адаптации к окружающему миру. Поскольку он постоянно меняется, индивид стремится подстраивать свой интеллект, поддерживая тем самым равновесие с внешней средой.

Процесс психологической адаптации происходит с помощью схем действия, ассимиляции и аккомодации. Схемой действия называют алгоритм взаимодействия с внешней средой, сформировавшийся у индивида. Например, мы знаем как ходить, готовить еду, делать что-то другое. Все это мы делаем по схеме действия. Процесс ассимиляции – это применение схемы действия к новому объекту. А аккомодацией называют процесс изменения имеющейся схемы для адаптации к новому объекту или разработки новой.

Ассимиляция и аккомодация – это два главных когнитивных механизма, которые позволяют с малого возраста развивать мышление, взаимодействие с внешней средой. А потребность создать баланс между собой и внешним миром, установить гармоничное взаимодействие является главным двигателем к интеллектуальному развитию.

Таким образом, генетический метод исследования в психологии показывает, что интеллект не является врожденным даром. Человек в любом случае стремится развиваться, вследствие чего образуется способность к интеллектуальной деятельности. В течение всей жизни, видя и ощущая ее изменения, человек стремится к развитию интеллекта, получению новых знаний. А постоянное взаимодействие с окружающим миром является необходимым условием для активного развития.

Жан Пиаже выделил главный принцип развития в генетической психологии – взаимодействие с объектами окружающей среды. Оно необходимо на всех этапах изменения интеллекта и познания. Взаимодействия выступают источниками знания, на их основе человек строит схемы, алгоритмы действий, структуры.

Как улучшать интеллект?

Так, мы выяснили, что развивать интеллектуальные способности необходимо для того, чтобы приспосабливаться к условиям внешнего мира и быть в равновесии и гармонии с ним. Совершенствование интеллекта представляет собой переход к более сложным формам осмысления реальности, получение умения оперировать категориями и понятиями, основывать мышление на логике, а не на эмоциях. Человек сам создает мыслительные структуры и схемы, формирует свои знания.

Развивать интеллект особенно важно в детском возрасте, но и для взрослых это актуально. Викиум предлагает курс «Развитие мышления». Он научит мыслить эффективно, логично и последовательно, принимать конструктивные решения и давать правильные оценки происходящему.

Генетическая психология | Блог 4brain

Как развивается интеллект и дан ли он нам априори? Каким образом человек приобретает знания – он их конструирует или они перенимаются в готовом виде?

На эти и схожие вопросы дает ответ та область знания, которую называют генетической психологией. Ее создателем является швейцарский психолог и философ Жан Пиаже (1896-1980), чьи открытия и идеи о когнитивном развитии мы уже освещали. На этот раз мы хотим познакомить вас с понятием генетической психологии и раскрыть ее суть и основные достижения.

Для начала стоит прояснить сам термин. Слово «генетическая» может быть немного сбивающим с толку, потому что не относится к вопросам наследственности или генома человека.

Что же такое генетическая психология

До того, как термин «генетический» стал употребляться в своем современном узкобиологическом значении, он использовался в психологии для обозначения индивидуального развития. И, соответственно, генетическая психология изучает индивидуальное развитие интеллекта, его происхождение, механизмы усложнения, наряду с тем, как формируются важные понятия.

Самого Жана Пиаже интересовали вопросы качественного развития знания, его происхождение и восприятие, к примеру, воздействует ли объективный мир на ум человека или же человек конструирует знание субъективно. Т.е., в центре внимания ученого были эпистемологические вопросы и соображения.

Эпистемология – это теория знания, дисциплина, исследующая научное знание, его строение, структуры, функционирование и развитие. Сам Пиаже считал себя эпистемологом и основал Международный центр по генетической эпистемологии в Женеве, который и возглавлял. Так как генетическая психология Пиаже по сути подготовляет базу для генетической эпистемологии, разграничить эти две дисциплины не всегда просто.

Интересно то, что в англоязычной научной литературе рассматриваемую нами область знаний называют genetic epistemology (также может встречаться термин developmental theory of knowledge). А термин «генетическая психология» (genetic psychology) употребляется для обозначения науки о том, как гены влияют на психологию и личность индивида. Обычно последняя занимается исследованием взаимосвязи генов и поведения людей на основании исследований близнецов и усыновленных людей.

Разобравшись с понятием генетической психологии, давайте перейдем к интеллекту и процессу его формирования.

Интеллект и его развитие

В своих исследованиях и научной работе Пиаже исходил из того, что считал интеллектуальное развитие человека продолжением биологического процесса адаптации. А сам интеллект в этой парадигме является своеобразной формой психологической адаптации, позволяющей эффективно подстраиваться под обстоятельства жизни.

Внешняя среда постоянно изменяется, и индивид стремится к установлению и поддержанию равновесия с ней. И этот процесс адаптации на когнитивно-психическом уровне осуществляется посредством схем действия и процессов ассимиляции и аккомодации:

  • Схема действия – это сформировавшееся у индивида понятие или алгоритм взаимодействия с внешней средой или категоризации чего-то. К примеру, у младенца есть схемы того, как сосать, хватать (эти две схемы действия являются врожденными), мять, тянуть, ударять и др.
  • Ассимиляция – процесс, при котором индивид применяет имеющуюся у него схему к новому объекту, что позволяет ему с ним успешно взаимодействовать. Например, младенец может схватить новый для него объект – карандаш – таким же образом, как и мамин палец.
  • Аккомодация – процесс, в ходе которого индивид либо видоизменяет свою схему, чтобы вместить новый объект, либо создает новую схему. Так, младенец рано или поздно понимает, что нельзя хватать мяч так же как мамины пальцы или погремушку и создает новую схему действия.

Такое вот постоянное взаимодействие с внешним миром, поддержание равновесия с ним через эти два когнитивных механизма и составляет процесс развития мышления у маленьких детей. Сама потребность установить баланс между собой и окружающей средой и является движущей силой интеллектуального развития.

Итак, мы видим, что в данной системе интеллект не является врожденной данностью, однако человеческим существам свойственно стремление развиваться и способность к интеллектуальной деятельности и развитию. Это позволяет человеческим существам мыслить и приводит к совершенствованию интеллекта и знания. Необходимым условием для этого является активность – именно производя действия с объектами внешнего мира, ребенок применяет свой интеллект. Совершая действия и взаимодействуя со средой, субъект приобретает систему знаний, формирует понятия, схемы действия, умственные конструкции, а его когнитивные, умственные способности и мышление развиваются.

Понятие взаимодействия – один из важнейших элементов теории Пиаже. Исследователь показывает, что на всех этапах развития интеллекта и познания эти процессы тесно связаны с действиями субъекта и взаимодействиями. Они и являются источниками знаниями, но если действия направлены вовне, то внутри себя субъект конструирует схемы и понятия, которые и отражают внешние открытия и уроки. Т.е. основополагающие категории и понятия знания не даны нам априори, а усваиваются человеком в виде создаваемых их умственных структур. Структуры охватывают широкий спектр человеческого знания, которое в виде их интернализуется, а интеллект, в свою очередь, тоже представляет собой особый вид структуры.

Чтобы лучше понимать то, как протекает процесс совершенствования умственной деятельности у детей, полезно будет вспомнить стадии когнитивного развития, которые мы подробно разбирали в другой статье о Пиаже. В русскоязычной литературе принято выделять три фазы развития интеллекта, совпадающие с начальными тремя стадиями когнитивного процесса формирования.

По их названиям можно обозначить и три вида интеллекта, которые присущи детям в ходе их роста.

Остановимся на них поподробнее.

Этапы развития интеллекта

Первой стадией развития является так называемая сенсомоторная стадия. Она называется так потому, что на этом этапе малыши осваивают свои моторные – двигательные – реакции, и их восприятие тесно связано с органами чувств. В этой стадии выделяют шесть подстадий, охватывающих период от рождения до года.

Сенсомоторная стадия

В начале жизни ребенок еще не отделяет себя от мира, не воспринимает себя как субъекта. Но взаимодействуя с игрушками, предметами вокруг, он осознает свою отдельность от внешнего мира, а также то, что некоторые его действия могут оказывать воздействие на объекты реальности. Так, если тронуть неваляшку, она будет издавать звуки, а если разжать пальцы, то предмет выпадет из рук. Таким образом, малыш активно осваивает мир, формируя различные схемы действия и понятия, опираясь на механизмы ассимиляции и аккомодации.

Важным достижением этой стадии является усвоение принципа постоянства – объект продолжает существовать, даже если становится недоступен органам чувств (невиден или спрятан). Вдобавок ребенок приобретает реакцию предвосхищения – он становится способен предугадать место появления движущегося объекта, но спрятанного под одеялом, например.

Также значительно то, что постепенно ребенок переходит от чисто рефлекторной деятельности к поведению, которому свойственны любознательность и экспериментация. Так, малыш начинает не просто активно исследовать окружающий мир, но пробовать разные варианты взаимодействия с объектами и получения желаемого, сильно расширяя свой арсенал схем и знаний. Действуя методом проб и ошибок, экспериментируя и перебирая различные возможные варианты действия, например, того, как достать игрушку с верхней полки, ребенок развивает свои мыслительные процессы.

К концу сенсомоторного периода дети становятся способны решать простые задачи с опорой на конкретную сенсорную информацию. Постепенно здесь совершается и переход от конкретно-чувственного мышления к символическому, которое свойственно следующей стадии развития интеллекта – дооперациональной.

Дооперациональная стадия

На дооперациональной стадии мы видим, что ребенок освоил речь и может мыслить образно – представлять, притворяться, использовать слова или объекты как символ, репрезентацию других предметов или понятий. Однако логического мышления у ребенка на этом этапе еще нет, он не овладел навыком манипулирования информацией и выполнения с ней мыслительных операций. Поэтому эту стадию также иногда называют допонятийной.

Операциональная стадия

На третьем этапе развития, приблизительно годам к семи, мыслительный аппарат ребенка уже довольно развит, так что он уже может совершать простые логические операции. Тем не менее, чтобы оперировать логикой и проводить мыслительные действия, дети нуждаются в физическом взаимодействии с объектами, т.е., пока не могут осмыслять абстрактные идеи и ситуации. Потому эта стадия получила название конкретно-операциональной, и она охватывает период примерно с 7 до 12 лет. Эту стадию часто объединяют со следующей (особенно в русскоязычной традиции) и называют операциональной. Однако Пиаже выделял четвертую стадию когнитивного развития детей и развития самого интеллекта – формально-операциональную или стадию формальных операций.

Стадия формальных операций

На стадии формальных операций мы уже можем наблюдать освоение детьми абстрактного мышления и логики.  Это более высокий уровень развития интеллекта и мыслительной деятельности, позволяющий осмыслять и организовывать свое знание, решать задачи, мыслить логически и объективно, в том числе и об абстрактных, гипотетических, ранее незнакомых категориях и понятиях. В представлении Пиаже эта стадия представляет собой наивысшую точку развития интеллекта.

Как видно из вышесказанного, развитие мышления и ума заключается в переходе от простых форм умственной деятельности и взаимодействия с внешними объектами к более сложным, наработке новых неоднолинейных навыков и схем, а также совершенствовании логических структур и мыслительных умений.

Несмотря на то, что открытия Жана Пиаже оказались ценными для понимания детского мышления и развития психологии в целом, некоторые положения его теории были подвергнуты критике. Так, указывается на то, что интеллекту придается слишком большое значение в процессе развития ребенка, и не принимается во внимание тот факт, что развивается не только этот элемент, но и сам ребенок и его сознание. К тому же исследователи считают, что Пиаже недооценивал роль обучения в когнитивном процессе.

А теперь давайте подведем итог всему вышеописанному, но перед этим:

Резюме

Итак, мы выяснили, что генетическая психология занимается вопросами развития и происхождения интеллекта, процессов и особенностей приобретения знания и способности мыслить. Ее основатель, швейцарский ученый Жан Пиаже, рассматривал интеллект как определенный способ адаптации человеческих существ к постоянно изменяющейся внешней среде. Для успешного приспособления к ее условиям и сохранению этого равновесия индивид и развивает свои интеллектуальные способности, что позволяет ему быть в равновесии с миром и успешно существовать в нем.

Само совершенствование интеллекта представляет собой переход от менее к более сложным формам осмысления реальности, от конкретно-чувственного к логическому мышлению и умению оперировать мыслительно-интеллектуальными категориями и понятиями. При этом знания и интеллект вовсе не данность, а являются результатом создаваемых индивидом мыслительных структур. Таким образом человек конструирует свои знания и формирует свой сложный когнитивно-интеллектуальный аппарат.

Развивать интеллект и мышление никогда не поздно, и для взрослых это не менее актуально, чем для детей. Для этого мы создали практическую программу «Когнитивистика. Развитие мышления», которая призвана обучить 20 техникам мышления. Данный онлайн-тренинг помогает наработать и отточить навык мыслить эффективно, логично и последовательно, а также быстро принимать конструктивные решения. Предлагаем вам к ней присоединиться.

И напоследок желаем всем ясного и эффективного мышления!

Ключевые слова:1Когнитивистика

Генетическая эпистемология (Жан Пиаже) — InstructionalDesign.

org

В течение шести десятилетий Жан Пиаже проводил программу натуралистических исследований, которые глубоко повлияли на наше понимание развития ребенка. Пиаже назвал свою общую теоретическую основу «генетической эпистемологией», потому что его в первую очередь интересовало, как знания развиваются в человеческих организмах. Пиаже имел опыт работы как в биологии, так и в философии, и концепции обеих этих дисциплин повлияли на его теории и исследования детского развития.

Концепция когнитивной структуры занимает центральное место в его теории. Когнитивные структуры — это паттерны физических или умственных действий, которые лежат в основе конкретных актов интеллекта и соответствуют стадиям развития ребенка (см. Схемы). Согласно Пиаже, существует четыре основных когнитивных структуры (т. е. стадии развития): сенсомоторная, предоперационная, конкретная операция и формальная операция. На сенсомоторной стадии (0-2 года) интеллект принимает форму двигательных действий. Интеллект в предоперационном периоде (3-7 лет) носит интуитивный характер. Когнитивная структура на конкретном операциональном этапе (8-11 лет) логична, но зависит от конкретных референтов. На заключительном этапе формальных операций (12—15 лет) мышление связано с абстракциями.

Когнитивные структуры изменяются в процессе адаптации: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция включает в себя интерпретацию событий с точки зрения существующей когнитивной структуры, тогда как аккомодация относится к изменению когнитивной структуры, чтобы понять окружающую среду. Когнитивное развитие состоит из постоянных усилий по адаптации к окружающей среде с точки зрения ассимиляции и приспособления. В этом смысле теория Пиаже по своей природе похожа на другие конструктивистские взгляды на обучение (например, конструктивизм, теорию социального развития).

Хотя стадии когнитивного развития, определенные Пиаже, связаны с характерными возрастными периодами, они различаются у каждого человека. Кроме того, каждая стадия имеет множество подробных структурных форм. Например, конкретный операциональный период имеет более сорока различных структур, охватывающих классификацию и отношения, пространственные отношения, время, движение, случайность, число, сохранение и измерение. Аналогичный подробный анализ интеллектуальных функций обеспечивают теории интеллекта, такие как теория интеллекта, множественный интеллект и триархическая теория.

Заявка

Пиаже исследовал влияние своей теории на все аспекты познания, интеллекта и нравственного развития. Многие эксперименты Пиаже были направлены на развитие математических и логических понятий. Теория широко применялась в практике преподавания и разработке учебных программ в начальной школе (например, Bybee & Sund, 1982; Wadsworth, 1978). Идеи Пиаже оказали большое влияние на других, таких как Сеймур Пейперт (см. компьютеры).

Пример

Применение теории Пиаже приводит к конкретным рекомендациям для данной стадии когнитивного развития. Например, для детей, находящихся на сенсомоторной стадии, учителя должны постараться создать богатую и стимулирующую среду с большим количеством предметов для игр. С другой стороны, у детей, находящихся на этапе конкретной операции, учебная деятельность должна включать задачи классификации, упорядочивания, расположения, сохранения с использованием конкретных предметов.

Принципы
  1. Дети по-разному объясняют реальность на разных этапах когнитивного развития.
  2. Когнитивному развитию способствуют занятия или ситуации, которые вовлекают учащихся и требуют адаптации (т. е. ассимиляции и приспособления).
  3. Учебные материалы и занятия должны включать соответствующий уровень двигательных или умственных операций для ребенка данного возраста; не просить учащихся выполнять задачи, которые выходят за рамки их текущих когнитивных способностей.
  4. Используйте методы обучения, которые активно вовлекают учащихся и создают проблемы.

Ссылки
  • Брейнерд, К. (1978). Теория интеллекта Пиаже. Энглвуд < Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Байби, Р. В. и Санд, Р. Б. (1982). Piaget для преподавателей (2-е изд.). Колумбус, Огайо: Чарльз Меррилл.
  • Flavell, JH (1963). Психология развития Жана Пиаже. Нью-Йорк: Ван Ностранд Рейнхольд.
  • Галлахер, Дж. М. и Рид, Д. К. (1981). Теория обучения Пиаже и Ингельдера. Монтерей, Калифорния: Брукс/Коул.
  • Пиаже, Дж. (1929). Детское представление о мире. Нью-Йорк: Харкорт, Брейс Йованович.
  • Пиаже, Дж. (1932). Нравственное суждение ребенка. Нью-Йорк: Харкорт, Брейс Йованович.
  • Пиаже, Дж. (1969). Механизмы восприятия. Лондон: Ратледж и Кеган Пол.
  • Пейджет, Дж. (1970). Педагогическая наука и психология ребенка. Нью-Йорк: Гроссман.
  • Пиаже, Дж. и Инхелдер, Б. (1969). Психология ребенка.
    Нью-Йорк: Основные книги.
  • Пиаже, Дж. и Инхелдер, Б. (1973). Память и интеллект. Нью-Йорк: Основные книги.
  • Уодсворт, Б. (1978). Piaget для классного руководителя. Нью-Йорк: Лонгман.

Связанные веб-сайты

См. http://www.simplypsychology.org/piaget.html для получения дополнительной информации о Пиаже и его работах.
Информацию о текущей деятельности, связанной с Piaget, см. на веб-сайтах Общества Жана Пиаже или Архива Piaget.

 

Жан Пиаже | Биография, теория и факты

Jean Piaget

Смотреть все медиа

Год рождения:
9 августа 1896 г. Невшатель Швейцария
Умер:
16 сентября 1980 г. (84 года) Женева Швейцария
Предметы изучения:
развитие ребенка конкретный этап эксплуатации формальная операционная стадия сенсомоторная стадия знание

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что изучал Жан Пиаже?

Жан Пиаже изучал зоологию (докторская степень, 1918 г.) и философию в Невшательском университете, Швейцария, и психологию в Цюрихском университете (1919) и в Париже, среди прочих, под руководством Пьера Жане и Теодора Симона (1919–21).

Где работал Жан Пиаже?

Жан Пиаже был директором по исследованиям в Институте Жан-Жака Руссо в Женеве (1921–25; содиректор после 1933 г. ) и занимал должности профессора в Невшательском университете (1925–29) и Женевском университете (1929–71). ; заслуженный 1971-80). Он занимал должности профессора в Лозаннском университете (1938–51) и Сорбонне (1952–63).

Что написал Жан Пиаже?

Плодовитый автор, Жан Пиаже написал множество важных работ, в том числе

«Язык и мышление ребенка» (1923 г.), «Суждения и рассуждения у ребенка» (1924 г.) и «Происхождение интеллекта у детей» . (1948).

Чем знаменит Жан Пиаже?

Жан Пиаже стал пионером в изучении интеллектуального развития детей. Он утверждал, что детское понимание мира проходит четыре стадии: сенсомоторное развитие и самосознание; репрезентативное мышление, в том числе средствами языка; классификация предметов по их сходству и различию и появление элементарных логических способностей; и продвинутое мышление, включая манипулирование абстрактными идеями.

Жан Пиаже (род. 9 августа 1896, Невшатель, Швейцария — умер 16 сентября 1980, Женева), швейцарский психолог, который первым провел систематическое исследование приобретения понимания у детей. Многие считают его главной фигурой в психологии развития 20-го века.

Первые интересы Пиаже были связаны с зоологией; в юности он опубликовал статью о своих наблюдениях за воробьем-альбиносом, а к 15 годам несколько его публикаций о моллюсках снискали ему репутацию среди европейских зоологов. В Невшательском университете он изучал зоологию и философию, получив докторскую степень в первом в 1918. Однако вскоре после этого он увлекся психологией, сочетая свое биологическое образование с интересом к эпистемологии. Сначала он отправился в Цюрих, где учился у Карла Юнга и Ойгена Блейлера, а затем начал двухлетнее обучение в Сорбонне в Париже в 1919 году.

Тест «Британника»

Тест «Введение в психологию»

В Париже Пиаже разработал и проводил тесты по чтению для школьников и заинтересовался типами ошибок, которые они совершали, что побудило его исследовать процесс рассуждения у этих маленьких детей.

К 1921 он начал публиковать свои выводы; в том же году он вернулся в Швейцарию, где был назначен директором Institut J.J. Руссо в Женеве. В 1925–29 годах он был профессором Невшательского университета, а в 1929 году поступил на факультет Женевского университета в качестве профессора детской психологии, оставаясь там до самой смерти. В 1955 году он основал Международный центр генетической эпистемологии в Женеве и стал его директором. Его интересы включали научную мысль, социологию и экспериментальную психологию. В более чем 50 книгах и монографиях за свою долгую карьеру Пиаже продолжил развивать тему, которую он впервые открыл в Париже, а именно, что разум ребенка развивается через ряд установленных стадий до взрослой жизни.

Пиаже считал, что ребенок постоянно создает и воссоздает свою собственную модель реальности, достигая умственного роста путем интеграции более простых понятий в понятия более высокого уровня на каждом этапе. Он выступал за «генетическую эпистемологию», график, установленный природой для развития способности ребенка мыслить, и проследил четыре стадии этого развития.

Он описал ребенка в течение первых двух лет жизни как находящегося на сенсомоторной стадии, в основном озабоченного овладением своими врожденными физическими рефлексами и превращением их в приятные или интересные действия. В этот же период ребенок сначала осознает себя как отдельное физическое существо, а затем осознает, что окружающие его предметы также имеют отдельное и постоянное существование. На втором, или дооперациональном, этапе, примерно в возрасте от двух до шести или семи лет, ребенок учится символически манипулировать своим окружением посредством внутренних представлений или мыслей о внешнем мире. На этом этапе он учится представлять объекты словами и мысленно манипулировать словами, точно так же, как раньше он манипулировал самими физическими объектами. На третьем, конкретно-операциональном, этапе, от 7 до 11—12 лет, происходит зарождение логики в мыслительных процессах ребенка и начало классификации предметов по их сходству и различию. В этот период ребенок также начинает понимать понятия времени и числа. Четвертый этап, период формальных операций, начинается в возрасте 12 лет и продолжается во взрослом возрасте. Он характеризуется упорядоченностью мышления и мастерством логического мышления, что позволяет проводить более гибкий умственный эксперимент. На этом заключительном этапе ребенок учится манипулировать абстрактными идеями, выдвигать гипотезы и видеть последствия своего собственного мышления и мышления других.

Концепция Пиаже этих стадий развития вызвала переоценку старых представлений о ребенке, обучении и образовании. Если развитие определенных мыслительных процессов шло по генетически определенному графику, простого подкрепления было недостаточно для обучения понятиям; умственное развитие ребенка должно быть на надлежащей стадии, чтобы усвоить эти понятия. Таким образом, учитель становился не передатчиком знаний, а проводником в собственном познании ребенком мира.

Пиаже пришел к своим выводам о развитии ребенка, наблюдая и беседуя с собственными детьми, а также с другими детьми.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts