что это простыми словами и основные положения
Поговорим о том, чем гештальт-терапия отличается от других направлений, и кому она подходит. А еще наконец-то разберемся с тем, что же такое «гештальт».- Гештальт терапия — это
- Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере
- Основные положения гештальт-терапии
- Что такое гештальт
- Осознанность, актуальность, ответственность
- Важнейшее понятие гештальт терапии —
- Плюсы и минусы
Гештальт-терапия — популярное направление. Она подходит для работы с отношениями, эмоциями, самооценкой и другими проблемами, с которыми люди сталкиваются каждый день. Но иногда клиенты опасаются обращаться к гештальтистам, потому что не знают, что это такое — в отличие от психоанализа или кбт, которые у всех на слуху.
Гештальт терапия — это
Направление психотерапии, которое помогает человеку обрести или возобновить контакт с самим собой, своими эмоциями и потребностями. Иногда в разных ситуациях мы теряем этот контакт и перестаем понимать себя. Главная задача гештальт-терапии — аутентичность. То есть, после курса клиент лучше понимает себя, более открыто реагирует на происходящее с ним, учится самостоятельно решать проблемы и добиваться целей.
Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере
Сергей пытается, но не может наладить отношения со своими взрослыми родителями. Все попытки поговорить выливаются во взаимные упреки, совместные ужины заканчиваются конфликтами, Сергей постоянно злится, но не может прекратить общение.
Когда он обращается к гештальт-терапевту, они вместе разбирают текущую ситуацию. Терапевт подробно спрашивает, какие именно эмоции вызывают у Сергея эти конфликты. Что он чувствует, когда звонит родителям, приезжает к ним, думает о них. Сначала Сергей говорит только о злости, но со временем на поверхность всплывают и другие противоречивые чувства: он с детства ждет от родителей одобрения и поддержки, он хочет получить это от них — но каждый раз чувствует себя маленьким мальчиком, которого спрашивают «Четыре? А почему не пять?». Ему обидно, он не чувствует себя достаточно хорошим человеком, если не получил их одобрения.
Задача гештальт-терапевта в нашем примере — вернуть Сергею ощущение собственного «я» и его значимости вне зависимости от действий и слов родителей. Не обязательно выбирать ту работу и отношения, которые родители одобрят — а потом обижаться на них за это и транслировать обиду в отношениях. Можно быть просто взрослыми людьми, которые дороги друг другу и пытаются выстроить комфортные отношения.
Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Чтобы проговорить это, терапевт может предложить клиенту технику «Пустого стула». Например, Сергей сидит в своем кресле , ставит напротив стул и представляет, что на этом стуле сидит отец. Сергей говорит все, что он хотел бы сейчас сказать отцу, не скрывая эмоций, открыто и честно. После этого он пересаживается на стул и «становится» собственным отцом. В этой роли он говорит самому себе те вещи, которые, возможно, сказал бы отец. Со стороны эта техника может показаться нелепой, но она прекрасно работает, когда на терапии происходит работа над отношениями, и нужно поставить себя на место другого человека.
Гештальт-терапия больше опирается на эмоции, чем на логику — в этом ее отличие от когнитивно-бихевиоральной терапии. Также это направление не предполагает долгой и глубокой работы с детством. Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Основные положения гештальт-терапии
Гештальт-терапия — это продолжение гештальт-психологии. Ее открыл Фриц Перлз в 1940-х годах. Перлз сначала учился на психоаналитика, а потом увлекся популярной в то время гештальт-психологией, которая изучала восприятие. Ее идея была в том, что любой образ стремится к завершению. Gestalt — с немецкого языка переводится как «образ». Давайте подробнее поговорим о том, что это такое.
Что такое гештальт
Психологи заметили, что наш мозг всегда стремится распознавать целостные, завершенные образы. Пример: если показать человеку незаконченный рисунок из разрозненных элементов — он будет видеть в нем целостные фигуры. Это и называется «гештальтом».
Вы можете видеть на первой картинке белый круг, на второй — квадрат, а на третьей — треугольник, хотя на самом деле это всего лишь комбинация разных других фигур.
В гештальт-терапии гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Ситуация может «не завершиться» из-за того, что не были проговорены мысли и эмоции, которые человек испытывал в процессе. Даже если физически все закончилось (например, отношения разорвались) — психологически незавершенность будет давить.
Осознанность, актуальность, ответственность
Когда клиент работает над ситуацией вместе с терапевтом, говорит о своих переживаниях — происходит осознавание. В дальнейшем клиенту нужно стремиться к осознанности во всем, что он делает. Это — главное условие счастливой жизни, согласно положениям гештальт-терапии.
На гештальт-терапии важно возвращаться в ощущение «здесь и сейчас». В прошлом какие-то вещи могли ранить нас, но здесь и сейчас они не причинят нам вреда, мы можем быть свободны от них. С этим связано понятие актуальности — работать только с теми вещами, которые волнуют клиента и происходят с ним в данный период.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения. Когда мы ответственны за свою жизнь, мы всегда можем исправить в ней что-то сами. Нам не нужно ждать разрешения или одобрения других людей.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения.
Важнейшее понятие гештальт терапии —
Контакт или цикл контакта. Это — психологическое взаимодействия человека со всем, что его окружает и с чем он соприкасается. В контакте важно не только взаимодействие, но и границы. То есть, человек должен понимать, что он — отдельная личность, несмотря на то, что другие могут влиять на него и наоборот.
Прерывание контакта (также ключевое понятие гештальт-терапии) как раз приводит к «незавершенности». Цель терапии — возобновить прерванный контакт, довести его до завершения и отрефлексировать.
Плюсы и минусы
Очевидный плюс гештальт-терапии в том, что она работает напрямую с чувствами клиента. Благодаря этому на терапии можно решать самые разные запросы:
— Отношения с людьми
— Неуверенность в себе, проблемы с самооценкой и границами
— Потеря и поиск смысла жизни
— Проблемы с работой и карьерой, профориентация
— Трудности в осознавании и выражении эмоций
Минус гештальт-терапии в том, что она предназначена для работы со здоровыми людьми. То есть, для работы с расстройствами личности, тяжелыми психическими расстройствами или психотическими состояниями гештальт-терапия противопоказана.
Оцените статью
[Всего: 48 Рейтинг: 4.1]
Консультация психолога онлайн: безопасно и эффективно
Нужна помощь, но вы не знаете, куда обратиться? Найти своего психотерапевта можно в Alter. Услуги подбора специалиста доступны круглосуточно, бесплатно и без регистрации. А если нужно срочно попасть на сеанс — напишите в чат поддержки. Все анонимно и конфиденциально, и никто, кроме выбранного вами специалиста, не узнает детали вашего обращения. Мы поможем найти психолога, который вас поймет.
Получить консультацию онлайн
Поделиться постомСсылка скопирована в буфер обмена!Основные принципы гештальт-психологии, используемые в дизайне — Vlad Tumanov на vc.ru
Гештальт-психология — теория визуального восприятия, которая отражает сам процесс анализа отдельных частей объекта, состоящего из нескольких элементов. «Целое отличается от суммы его частей» — основной тезис этой теории. Или простыми словами, отдельные элементы мы воспринимаем по-другому, относительно целого объекта, состоящего из этих элементов
2909 просмотров
Если говорить проще, то нашему мозгу удобнее мыслить целыми образами, чем отдельными, с множеством мелких деталях, то есть, когда видим какой-то привычный объект, наше сознание быстро воссоздает его форму без необходимости разглядывать более подробно этот предмет. Например, мы моментально распознаем какую-либо бытовую вещь, не анализируя его вид
Что заставляет нас удерживать в памяти, например, дела, которые запланировали на день, месяц и мотивирующие завершить их? Конечно, такой сложный, но важный механизм, как гештальт. Например, когда студент готовится днями и ночами (если не в последний день) к сессии, то на ее протяжении мозг старается держать в голове все, что он выучил, но после сдачи всех экзаменов, после сессии, можно заметить, что через небольшой промежуток времени, забыли большую часть информации
1.
В основе этого закона лежит факт, что человеку свойственно группировать похожие между собой объекты, имеющие общие элементы. Этим «общим элементом» могут быть цвет, геометрическая форма, размер и т.д.
2. Закон близости
Закон гласит, что объекты, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга, воспринимаются, как единое целое. Наш мозг стремится к непрерывному восприятию, из-за чего, чем ближе элементы расположены друг к другу, тем больше выражен закон близости
3. Закон непрерывности
Закон основан на том, что мы привыкли воспринимать визуальную информацию непрерывно. То есть, например, когда кривая продолжается от одной точки, видимо не меняя своей кривизны, нам кажется, что она имеет плавное продолжение
4. Закон завершения образа
В основе этого закона лежит утверждение, что наш мозг имеет свойство связывать не связанные объекты в знакомые нам формы: элементы, образующие замкнутую систему, будут группироваться, а недостающие детали — дополнятся
5. Закон фигуры и фона
Закон показывает, каким образом мы отделяем фигуру от фона. Он объясняет, что фигура является визуальным объектом, который требует наименьшего усилия для его определения. Один человек будет видеть одно изображение, другой — другое, в зависимости от восприятия самого человека
Чем гештальт-психология интересна для дизайнера?
Наш разум привык мыслить моделями, которые заложены в нас с детства. Когда мы видим хаотичную информацию, появляется чувство некого внутреннего дискомфорта, начинаем ее игнорировать или воспринимать с большим трудом. Задача же дизайнера состоит в создании необходимых подсказок, наводок, которые позволят зрителю найти связанный и структурированный контент
Учебные модели дизайна и теории: гештальт-теория
Резюме: 1922 — Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер представляют гештальт-психологию. Ознакомьтесь со статьей и презентацией «Модели и теории учебного дизайна: гештальт-психология», чтобы узнать больше.
Кто есть кто
Макс Вертхаймер
Макс Вертхаймер родился в Праге в 1880 году. После получения докторской степени. получил степень бакалавра психологии в Вюрцбургском университете в 1904, он преподавал в нескольких университетах Германии. В конце концов он стал преподавать в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, где оставался до своей смерти в 1943 году. Он является одним из трех основателей Gestalt Psychology и был известен своей работой в Productive Thinking. , а также за его концепцию Фи Феномен . Вольфганг Келер Вольфганг Келер родился в Эстонии в 1887 году и был выдающимся психологом и феноменологом. Он получил докторскую степень. из Берлинского университета в 1909. Он познакомился с Вертгеймером и Коффкой во Франкфуртском университете. В 1930-х годах он эмигрировал в Соединенные Штаты и до своей смерти в 1967 году стал профессором Суортморского колледжа в Пенсильвании.
Курт Коффка
Курт Коффка родился в Берлине в 1886 году. Он получил степень доктора философии. из Берлинского университета в 1908 году. В 1927 году, после эмиграции в США, он стал профессором колледжа Смита в Массачусетсе. У него был большой интерес к законам, которые управляют человеческим восприятием окружающей среды, а также к интерпретации и психологии развития. Он умер в 1941.
Согласно Гештальт-теории , которая широко известна как Закон Простоты , каждый стимул воспринимается людьми в его « наиболее простой форме ». Основное внимание в теории уделяется « группировке », и вся теория подчеркивает тот факт, что целое чего-либо больше, чем сумма его частей. Кроме того, « gestalt » в переводе с немецкого означает « форма полной формы объекта».0016». Таким образом, принцип работы мозга холистичен и имеет склонность к самоорганизации.
Четыре закона организации
Факторы, которые определяют принцип « группировки », также известного как « законы организации », следующие:
- Близость
Элементы обычно группируются вместе на основе их непосредственности - Подобие
Элементы, похожие друг на друга, обычно группируются вместе - Закрытие
Элементы обычно группируются вместе, если они являются частью объекта - Простота
Элементы должны быть организованы в упрощенные фигуры на основе их симметрии, гладкости и регулярности
Основная цель Гештальт-теории состоит в том, чтобы побудить мозг рассматривать не только целое, но и части, составляющие это целое. Например, когда кто-то смотрит на дерево, смотрит ли он только на это дерево или же видит также листья, ветки и ствол? Целое и сумма его частей — две совершенно разные вещи, и обучение может быть достигнуто, если учащиеся способны когнитивно обрабатывать то, как части могут составлять это целое.
Основными принципами гештальт-теории в обучении являются:
- Учителя должны побуждать своих учеников открывать взаимосвязь элементов, составляющих проблему
- Несоответствия, пробелы или нарушения являются важными стимулами в процессе обучения
- Образовательное обучение должно быть основано на Законах Организации
В учебной среде Гештальт-теория применяется для решения проблем и восприятия. Тем не менее, он может быть использован во всех аспектах образования. Прекрасный пример дал сам Вертгеймер, когда попросил детей найти площадь параллелограмма. Он предположил, что, пока параллелограммы имеют нормальную форму, дети могут применять стандартную процедуру для определения площади. Однако если бы параллелограмм имел неправильную форму, дети не могли бы применить ту же логику или принципы, а должны были бы решить задачу, поняв реальную структуру формы.
Реализуйте гештальт-теорию, используя лучший авторский инструмент!
Откройте для себя, выберите и сравните лучших поставщиков авторских инструментов для электронного обучения!
Найдите подходящего поставщика
Присоединяйтесь к нам в путешествии по истории образовательного дизайна
Новая обучающая модель дизайна будет добавляться каждую неделю! Если вы хотите, чтобы мы рассмотрели модель учебного дизайна и теорию, которые не включены в 9, сообщите нам об этом.0005 Учебные модели и теории дизайна . Просто оставьте комментарий по телефону Учебные модели дизайна и теории .
И последнее, но не менее важное: вы можете разместить презентацию
Ссылки
- Академия. Гештальт-принципы. Получено 29 сентября 2013 г. с http://www.scholarpedia.org/article/Gestalt_principles .
- Эллис, WD (1938). Справочник по гештальт-психологии. Нью-Йорк: Harcourt, Brace & World.
- Вертхаймер, М. (1959). Продуктивное мышление (расширенная ред.). Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- http://www.gestalttheory.com/
- http://www.gestalt.org/barlow.htm
- http://www.princeton.edu/~achaney/tmve/wiki100k/docs/Gestalt_psychology.html
Гештальт-теория из Индустрия электронного обучения
Гештальт: психология, принципы и терапия
Гештальт: психология, принципы и терапия Чарли Хантингтон, магистр искусств, доктор философии. Кандидат Гештальт-психология учит, что понимание своего разума в целом является ключом к личностному росту и психологическому исцелению. Давайте откроем для себя принципы и природу гештальт-терапии.
Я с трудом могу понять, как художнику удавалось соединять эти кусочки вместе, мазок за мазком, чтобы достичь общего эффекта, который они производили. Это как видеть вещи на двух очень разных уровнях. Хотите верьте, хотите нет, но эта закономерность проявилась и в мире психологии, и из этого вопроса — «мы смотрим на части или на целое?» – родилась область гештальт-психологии. Давайте посмотрим на историю, принципы и приложения этой области психологии, чтобы увидеть, какое значение это может иметь для вашей собственной жизни. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Что такое гештальт? (Определение) Еще одно личное откровение: в колледже я изучал лингвистику, а не психологию. Я увидел в этом предлог для изучения иностранных языков, и мне очень понравилась возможность выучить испанский и арабский языки. Один из моих любимых моментов из того периода моей жизни: в испанском языке нет дословного перевода английского слова «неуклюжий». В испанском языке есть слова, обозначающие неудобный и неуклюжий, но ни одно слово не отражает социальную природу английского слова «неуклюжий». Что такое гештальт-психология? (Определение) Гештальт-психология берет идею, возникшую в мире исследований восприятия, и применяет ее к пониманию разума (Гринвуд, 2020). Точно так же, как мы можем воспринимать и воспринимаем мелодию целиком, а не набор нот, мы можем рассматривать ум как единое целое, а не набор частей. Создатели гештальт-психологии применили идею гештальта к психологии, потому что они были обескуражены некоторыми тенденциями в психологии того времени. В частности, им не нравилось преобладающее убеждение, что мы можем лучше всего понять сложные вещи, такие как человеческий опыт, разбив их на составные части и изучая их по отдельности (Rock & Palmer, 19).90). Гештальт-теория Теория гештальта частично развилась из осознания того, что мы склонны воспринимать вещи как целостность, что эти целостности выглядят определенным образом и что восприятие вещей как целого, как правило, является положительным опытом (Wertheimer & Riezler, 1944). На самом деле, как показали многие оптические иллюзии, наш мозг любит организовывать то, что мы видим, в связные единства, часто даже подстраивая наше восприятие окружающей среды, чтобы добиться этого чувства связности. Другими словами, если мы естественным образом организуем наш мир в целое, а не в части, зачем нам сосредотачиваться на частях, как если бы они содержали ключ к пониманию целого? Характеристики самих частей могут не иметь значения до тех пор, пока они не будут рассматриваться как совокупность (Wertheimer & Riezler, 19). 44). Гештальт-принципы Основной принцип гештальт-теории и психологии, опять же, заключается в том, что разбиение вещей на более мелкие и более элементарные части не даст понимания, а скорее рассмотрение целостности чего-либо (Rock & Palmer, 1990). Преимущества гештальт-психологииГештальт-психология дает как минимум два преимущества. Во-первых, это было частью отхода психологии от техник и принципов психоанализа, эффективность лечения которого исследователи изо всех сил пытались показать (Perls, 1992). Сосредоточив больше внимания на переживании пациента в настоящий момент, гештальт-психология помогла открыть новый подход к терапии. Во-вторых, гештальт-психология породила гештальт-терапию, которая, как было показано, является эффективным средством лечения нескольких различных клинических расстройств и психологических проблем (Raffagnino, 2019).). Примеры гештальт-психологииДругой пример гештальт-психологии в действии связан с лечением и исследованиями шизофрении (Silverstein & Uhlhaas, 2004). Гештальт-психология рассматривает шизофрению как расстройство, вызванное неэффективной организацией восприятия. Говоря простым языком, это означает, что необычное или даже бредовое мышление, характерное для шизофрении, может быть результатом видения целого, или гештальта, отличного от того, что воспринимали бы люди, не страдающие шизофренией. Гештальт-терапияКак мы уже узнали, применение гештальт-психологии к терапии началось в ответ на неудовлетворенность тем, как проводится психоанализ. Гештальт-терапевт сосредоточен на повышении осведомленности клиента о том, как он воспринимает мир, с целью помочь клиенту реагировать и эффективно изменять свое восприятие (Perls, 1992). В отличие от психоанализа, он работает на основе так называемого эмпирического и гуманистического подходов. Клиент садится за руль, а терапевт остается более активным и эмоционально вовлеченным в работу с клиентом, чем в психоанализе. Терапевт также дает клиенту возможность сформулировать и установить свои собственные цели. Этот процесс помогает клиенту понять свой личный способ интерпретации гештальта своего опыта. Попутно клиент и терапевт определяют моменты, когда клиент перестал обращать внимание на весь свой опыт, как правило, из-за того, что у него развился бесполезный образ мыслей или поведение, отвлекающее его от присутствия и восприятия своего опыта (Wagner-Moore, 2004). Терапевт и клиент также смотрят на то, как убеждения и потребности клиента формируют их восприятие. Во всем этом терапевт и клиент сосредотачиваются на том, что происходит здесь и сейчас, а не пытаются понять прошлое. В конце концов, восприятие своего окружения происходит в настоящем, поэтому большая часть работы гештальт-терапии состоит в том, чтобы замедлить и определить, что человек на самом деле испытывает в данный момент, с усилием отойти от интерпретации и осознать настоящий момент. (Манн, 2020). Техники гештальт-терапииВ гештальт-терапии есть несколько техник, которые используются для объединения и разрешения частей личности, которые кажутся несовместимыми (Greenberg et al., 19).94). Эти «расщепления» могут возникать из-за того, что у человека есть внутренний конфликт, конфликт с другим человеком или он приписывает свои мысли или суждения другим людям. Часто этот конфликт сводится к столкновению между чьими-то ценностями или принципами и эмоциональными побуждениями (Greenberg et al., 1993). Несмотря на все эти проблемы, в гештальт-терапии обычно используется так называемая работа на двух стульях.Работа на двух стульях предполагает, что клиент представляет каждую сторону себя в диалоге между сторонами. Та часть личности, которая движима эмоциональными потребностями и желаниями, называется переживающей самостью, и она вовлечена в диалог с мыслящей частью самости, которая может оценивать чьи-то желания в сравнении со стандартами своих принципов или с тем, что общество считает приемлемым. должен делать человек. Клиент может сесть на первый стул и описать свои чувства, затем перейти на другой стул и говорить из мысленного пространства. Предполагается, что эти части не очень много разговаривают друг с другом или не ведут открытого диалога, поэтому цель упражнения с двумя стульями состоит в том, чтобы две части вошли в контакт друг с другом (Greenberg et al. , 1993). Ожидается, что этот контакт поможет клиенту примирить спорные части и стать более самопринятым, поскольку он увидит себя в целом. Гештальт-принцип закрытияТеория гештальта утверждает, что мы ожидаем, что вещи будут закрытыми, цельными и самодостаточными (Moore & Fitz, 1993). Наши глаза пытаются завершить формы, которые кажутся незавершенными, и мы можем тратить ненужное время, пытаясь найти завершение, когда как объектам в нашем окружении, так и опыту, который у нас есть, кажется, что этого не хватает. Гештальт-принцип близостиПринцип близости в гештальт-теории говорит нам, что мы естественным образом группируем вместе вещи, которые находятся рядом друг с другом (Moore & Fitz, 19).93). Я думаю, что это то, что мы делаем визуально, но также и со всем нашим опытом. Например, наш мозг любит проводить ассоциации между событиями, которые произошли рядом друг с другом во времени, даже если нет четкой причины их связи друг с другом. Гештальт в искусстве Теория гештальта с ее акцентом на визуальном восприятии и на том, как мы организуем то, что видим, в связное целое, естественно, оказала сильное влияние на искусство и дизайн (Behrens, 1998). Однако описание этих принципов в действии уводит нас от гештальт-психологии и выходит за рамки данной статьи. Если вам нужна дополнительная информация о различных принципах гештальта, связанных с искусством, а также о полезных приложениях в сфере дизайна, рекомендую посмотреть это видео: Видео: Гештальт-психология и почему она необходима для хорошего дизайнаСтатьи, относящиеся к гештальтуКниги, относящиеся к гештальтуЕсли вы хотите продолжать учиться дальше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать. ТехникиЗаключительные мысли о гештальте Я нахожу теорию гештальта освежающим контрапунктом тому акценту, который некоторые психотерапии делают на выявлении проблем в очень специфических когнитивных или эмоциональных паттернах. Например, хотя у меня могут быть нереалистичные ожидания в отношении себя в отношении нравственности и продуктивности, может быть недостаточно просто оспаривать и критиковать эти мои мысли в изоляции. Скорее, будет эффективнее думать о совокупности моего опыта: что я чувствую? Откуда эти голоса? Что произойдет, если я поставлю эти ожидания в диалог со своими чувствами в этой ситуации — чувствами, которые я часто отбрасываю как не относящиеся к делу? Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения! Ссылки
|