Гештальтпсихология что это: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

5 принципов гештальт-психологии для создания запоминающихся изображений

Гештальт-психология — это теория визуального восприятия, разработанная немецкими психологами в начале 1920-х годов. Она была призвана объяснить, как людям удается выносить осмысленные суждения о мире, пребывающем в постоянном хаосе. Слово «гештальт» означает «единое целое». Именно этот термин отражает процесс восприятия, обработки и синтеза разрозненных частей реальности.

Основное заблуждение о сущности гештальта связано с неверным переводом термина на английский язык: «Целое больше суммы своих частей».

На самом же деле, идея гештальта состоит в том, что «целое отличается от суммы его частей». Это значит, что наше восприятие целого существует независимо от восприятия его частей. Или, другими словами, при соединении частей образуется целое, которое имеет новое измерение существования.

Принципы гештальта: близость, сходство, завершенность, непрерывность и фигура-фон.

Маркетологи могут почерпнуть из гештальт-психологии много полезного. Ведь человеческий разум перестает пользоваться логикой, когда дело касается визуального восприятия. Оптические иллюзии — один из примеров, доказывающих это.

Люди не принимают решения самостоятельно. На их действия влияют предубеждения, внешние обстоятельства, а также множество других факторов. Это означает, что знание того, как они реагируют на зрительные стимулы, может быть крайне полезным. Гештальт-психология не только сделает ваше визуальное сообщение более эффективным, но и даст простор для творчества.

Посмотрим, как перечисленные выше принципы гештальт-психологии могут быть задействованы в визуальном маркетинге.

Читайте также: Визуальное восприятие и применение принципов гештальта в веб-дизайне

Закон близости

Закон близости утверждает, что расположенные недалеко друг от друга объекты мы подсознательно воспринимаем как объекты одной группы.

Наш мозг стремится к непрерывности восприятия, и эта подсознательная группировка дает нам ясную интерпретацию взаимосвязи между объектами. 

Закон близости: расположенные рядом объекты группируются вместе. Круги слева нам кажутся вертикальными колонками, а круги справа кажутся сгруппированными в горизонтальные ряды.

Маркетологи и рекламодатели могут использовать закон близости, чтобы создать запоминающееся и привлекательное визуальное сообщение, как это сделала компания Prada в печатной рекламе ниже. Расположение различных элементов рядом друг с другом на равном расстоянии дает поразительный визуальный эффект.

Закон сходства

В соответствии с законом сходства мы воспринимаем объекты с общими элементами так, как будто они являются частью друг друга. «Общими элементами» здесь выступают форма, цвет, размер, текстура или любой другой визуальный элемент.

Закон сходства: схожие объекты группируются вместе.
Большинство людей видят вертикальные ряды квадратов и кругов.

В веб-дизайне закон сходства полезен, когда вам нужно сгруппировать разнородные объекты, такие как изображения и тексты разных размеров. Один из способов создать визуальное единство в данном случае — это придать им общее свойство. Например, цвет фона. 

На странице eBay выше,изображения и тексты различных размеров принадлежат одной группе за счет общего зеленого цвета. Такой подход помогает потребителям легче связывать детали и быстрее обрабатывать информацию.

Другой способ применения закона подобия – это его нарушение. Вы можете привлечь внимание к отдельному элементу, визуально отделив его от остальной части страницы. Кнопка призыва к действию на картинке ниже является прекрасным примером этого. Она выделяется на синем фоне, и ее невозможно не заметить.

Читайте также: Оптимизация визуального дизайна согласно гештальт-принципам сходства и близости

Закон завершения образа

Этот закон говорит, мы обычно связываем реально не связанные элементы в знакомые нам формы. Мозг стремится добавить недостающие звенья, хотя у него нет на это оснований. Естественно, мы объединяем элементы только в те формы, которые нам уже знакомы.

Примером этого является изображение ниже. Быстро взглянув на картинку, вы увидите круги и треугольники, которых там нет.

Закон завершения образа: объект, сгруппированные вместе, выглядят как целое.
Мы игнорируем пробелы и заканчиваем проведение линий. На рисунке нет треугольников и кругов, но наш мозг вписывает недостающую информацию для создания знакомых форм и изображений.

Можно найти использование закона завершения образа на логотипах некоторых известных брендов, таких как WWF или Apple. Смотря на картинку WWF, мы автоматически заполняем пробелы и видим панду.

Маркетологи также могут использовать этот закон для создания более привлекательного и запоминающегося контента.

Закон непрерывности

Закон непрерывности утверждает, мы предпочитаем интерпретировать визуальную информацию как непрерывную. Ниже вы можете увидеть пример, на котором разрозненные точки кажутся нам гладкими линиями.

Закон непрерывности: Кажется, что линии очерчивают гладкую линию.
Верхняя ветк кружком на рисунке будто исходит из первого сегмента линии. Из-за этого нам кажется что перед нами цельная, непрерывная линия.

Из-за склонности нашего мозга видеть в линиях направленность, закон непрерывности иногда используется в логотипах, где ломаные линии образуют непрерывную форму. В приведенном ниже примере логотипа IBM мы можем легко прочесть надпись несмотря на пробелы. 

Закон фигуры и фона

Закон фигуры и фона показывает, как мы фокусируем зрительное внимание, отделяя фигуру от фона. Фигура является частью композиции, на которую мы обращаем внимание.

Этот закон объясняет, что фигура является визуальным элементом, который требует наименьшие усилия для распознавания. Другими словами, это та часть изображения, которая выделяется больше всего. Остальная часть визуального ряда является фоном.

Существует 3 типа отношений между фигурой и фоном. Все они имеют отличные возможности для построения эффективной визуальной коммуникации.

  • Фигура может быть четко отделена от фона (устойчивое отношение).
  • Часть изображения может быть воспринята и как фигура, и как фон (двусмысленное отношение).
  • И фигура, и фон имеют одинаковый визуальный вес. Глаз переключается с одного на другое (реверсивное отношение). Взгляните на «Вазу» Рубина:

Устойчивое отношение наиболее популярно у маркетологов. Пространство и контраст могут создать эффект, который легко привлечет внимание к нужному месту.

Домашняя страница iPhone 7 – очень яркий пример устойчивого отношения «фигура-фон».

На этой странице подчеркнут сильный контраст между текстом белого заголовка и черным фоном. Даже сам продукт почти сливается с новом, благодаря чему текст отчетливо виден.

Читайте также: Когнитивная психология и пользовательский опыт: 7 гештальт-принципов визуального восприятия

Вывод

На протяжении многих лет гештальт-психология позволяла профессионалам из разных областей, включая маркетологов и рекламодателей, понять то, как их аудитория интерпретирует визуальную информацию и видит мир.

Гештальт-психология помогает создать визуальный контент, который стимулирует активность клиентов. Поэтому определенно стоит использовать ее принципы в дизайне лендингов..

Высоких вам конверсий!

По материалам: neurosciencemarketing.com.

10-07-2017

основные идеи и принципы — karpachoff.com

Во время послевоенного кризиса в 20 годах прошлого века в Германии зародилось одно из самых известных общепсихологических направлений — гештальтпсихология. Ее идеи стали революционными, поскольку противоречили официально принятой структурной психологии. Новая наука быстро обрела популярность и привлекла внимание ученых из разных областей — психиатрии, философии, социологии и даже физики.

В чем суть гештальтпсихологии, каковы ее основные идеи и принципы — об этом читайте в нашей статье. 

Понятия и принципы гештальтпсихологии

Раскрывать суть гештальтпсихологии стоит с определения самого слова «гештальт». С немецкого языка оно переводится как «целостность» или «фигура» и означает некий паттерн или единое целое, состоящее из многих частей. 

Гештальт имеет физические и психофизические характеристики, которые формируются на основе мышления и восприятия. Этот процесс может происходить как во внешнем мире, так и внутри человека — в виде его переживаний, мыслей, поисков выхода из ситуации.

Можно сказать, что гештальтпсихология — это наука, которая изучает психику человека с позиции структуры его личности и базируется на двух идеях:

  1. Психические процессы целостны, но в их структуре есть отдельные элементы, имеющие вторичное значение. 
  2. Восприятие свойств предметов остается неизменным при изменении внешних условий — константность восприятия.

Основные положения гештальтпсихологии (целостность и константность) позволяют сформировать принципы организации восприятия. То есть что происходит с человеком, который сосредоточил внимание на каком-то объекте из внешнего мира или внутри себя (переживания, мысли, воспоминания).

Вот некоторые из них:

  • принцип близости, когда разные элементы соединяются или просто находятся рядом, образуя единую фигуру/форму;
  • принцип прегнантности, когда человек реагирует на самую простую и постоянную форму среди остальных;
  • принцип схожести, когда однотипные элементы воспринимаются как единое целое;
  • принцип смежности, когда происходит сочетание разных стимулов в пространстве и времени;
  • принцип замкнутости, когда человек стремится добавить недостающие элементы в фигуре;
  • принцип целостности, когда любое явление или объект сознательно упрощается, чтобы воспринимать его в целостной форме;
  • принцип фона, когда отдельные элементы, сгруппированные по определенному признаку, воспринимаются в виде целостной фигуры. А всё остальное — как менее структурированный фон;
  • принцип общей зоны, когда восприятие реальности происходит на основе жизненного опыта человека.

Также читайте: Невротик: кто это и как его узнать

История гештальтпсихологии

Американский ученый и философ Макс Вертгеймер исследовал так называемый «фи-феномен» — особенность зрительного восприятия человека. Его труд базировался на интересном наблюдении: если расположить рядом два и более источника света или цветных объекта и попеременно включать их, то происходящее будет восприниматься, как единый процесс. А если увеличить скорость мигания и количество точек, то целостная структура явления станет еще более очевидной. Глаз воспримет это как движение по заданному направлению. 

Кстати, по этому же принципу были созданы кинематография и покадровая анимация.

С точки зрения психологии, открытие Вертгеймера объяснить на то время было невозможно. По идее, человек должен воспринимать все явления и объекты по отдельности, а не соединять в единую структуру, да еще и наделять несвойственными характеристиками (движение там, где его не может быть).  

Описание «фи-феномена» было представлено в 1912 году. В этой же научной работе были сформулированы первые законы гештальтпсихологии. Зарождалась новая наука — абсолютная противоположность общепринятому в те годы структурализму.

Идеи Вертгеймера привлекли целую группу энтузиастов, которые решили углубить исследования ученого и развивать теоретическую базу направления. Самые известные гештальтисты — немецко-американские психологи Вольфганг Кёлер, Курт Коффка и Курт Левин.

Развитие гештальтпсихологии

Описание и развитие концепции гештальтпсихологии пришлось на 20-40 годы прошлого века. Ученые описывали результаты своих исследований в научных трудах и книгах, а теоретическая база доктрины пополнялась новыми открытиями. 

Так, Вольфганг Кёлер сформулировал принцип равенства форм в физическом, физиологическом и феноменальном (в сознании человека) полях. Другие принципы были изложены в книге Курта Коффки «Принципы гештальтпсихологии». Позже он написал масштабный труд под названием «Основы психического развития», где впервые применил методы гештальтпсихологии в исследовании психического развития детей.  

Коффке удалось описать ряд закономерностей восприятия новорожденных. К примеру, то, что они воспринимают родителей как единый образ, состоящий из характерных гештальтов (голоса, мимики, прически, одежды). И если что-то из этого изменить, то кроха может не узнать маму или папу. 

Третий ученый, Курт Левин, разрабатывал методы гештальтпсихологии. Самый популярный — «теория поля». Согласно этому методу, поведение человека определяют внутренние и внешние физические силы. Сама личность — динамичная система, состоящая из временных и постоянных потребностей. К первым Левин добавлял приставку «квази», противопоставляя их истинным (постоянным) нуждам. Ученый считал, что квазипотребности возникают под влиянием намерения и практически всегда имеют социальную обусловленность.

Практическая гештальтпсихология: методы оценки конфликтов

Отдельно стоит остановиться на теме конфликтов, которую подробно описал Курт Левин. По его мнению, существует три типа конфликтов:

  1. Стремление-стремление — муки выбора одного из двух равнозначных вариантов.  
  2. Избегание-избегание — варианты отрицательные, поэтому ни один из них не может считаться приемлемым.
  3. Стремление-избегание — конфликт базируется на двойственном восприятии. С одной стороны притяжение, а с другой отторжение.

Рассмотрим пример. По первому типу конфликтов на человека действуют два привлекательных фактора: я хочу и загорать, и купаться — что же выбрать? По второму типу всё то же самое, но факторы отрицательные: не хочу идти к врачу, но боюсь осложнений. А по третьему типу один фактор положительный, а второй отрицательный: мечтаю купить машину, но боюсь садиться за руль. 

Особенность этого метода гештальтпсихологии в том, что любой объект может стать как положительным, так и отрицательным фактором в разных контекстах.

Кстати, спустя несколько лет Курт Левин добавил 4-й тип конфликтов — двойное стремление-избегание. Оно возникает тогда, когда каждый из факторов одновременно является и положительным, и отрицательным. К примеру, если человек выбирает между карьерой и созданием семьи, то оба варианта чем-то привлекательны для него, но и чем-то отталкивают.

Преимущество гештальтпсихологии перед другими школами

Основное преимущество данной теории заключается в том, что она сосредоточена вокруг одного объяснительного принципа: человек воспринимает мир не как набор отдельных элементов, а как единую структуру. Соответственно, такой подход можно использовать для описания любой сферы действительности — от психического развития до анализа потребностей и т. д. 

Универсальность концепции стала причиной ее популярности буквально с момента зарождения. Принципы гештальтпсихологии сегодня активно применяются в социальной и когнитивной психологии, а также психологии восприятия и обучения.

Отличие гештальтпсихологии от гештальттерапии

Многие путают похожие по названию, но такие разные понятия — «гештальтпсихология» и «гештальттерапия». Однако стоит знать, что последняя появилась гораздо позже — примерно в 40-50 гг прошлого века. Ее автор, немецкий психиатр Фредерик Перлз, не имел ничего общего с основателями концепции гештальтпсихологии. Да и в целом его теория взяла от данного направления лишь приставку «гештальт». 

Сам Перлз признавался, что ознакомился с принципами и идеями гештальтпсихологии лишь поверхностно. Не дочитал до конца ни одной монографии ее создателей. И даже если у этих двух концепций есть общие моменты, то изложены они в вольной интерпретации автора гештальттерапии.

Суть метода гештальттерапии

Рассмотрим несколько базовых принципов данного направления:

  • Гештальт в психологии — это событие, которое имеет начало и конец.
  • Жизнь человека состоит из множества гештальтов. 
  • Основное свойство гештальта — стремление к завершенности, то есть он должен иметь логичный финал, принести удовлетворение.
  • Незакрытые потребности препятствуют гармоничному существованию человека. 
  • Концепция гештальттерапии сводится к одному процессу — закрыть незавершенные дела (гештальты).  
  • Для начала нужно осознать (найти и сформулировать) гештальты, а также определить их влияние на жизнь.

Техники гештальттерапии помогают переосмыслить себя, своё окружение, а также события из прошлого, будущего и настоящего. Самая популярная из них — «техника пустого стула». На одном стуле сидит человек, на втором — его вымышленный собеседник. В процессе диалога главный герой получает возможность провести внутренний диалог и выявить свои незакрытые потребности (гештальты), которые стали причиной психологических проблем.

___________

Гештальтпсихология имеет своих критиков. В основном ее авторов упрекали в радикализме по отношению к фундаментальной психологии, а также в непоследовательности и противоречивости. Тем не менее в рамках этого направления было получено очень много экспериментальных данных, которые не теряют актуальности и в наше время.

Что такое гештальт-психология? | Гештальт-центр

Гештальт-это очень позитивный и практичный интегративный терапевтический подход. В широком смысле гештальт-практики помогают людям сосредоточиться на своих непосредственных мыслях, чувствах и поведении и лучше понять, как они относятся к другим. Эта повышенная осведомленность может помочь людям найти новую перспективу, увидеть более широкую картину и начать вносить изменения.

Рождение гештальта

Дух времени в Европе в 1930-е годы были периодом взрывных перемен. Появлялись новые формы самовыражения в культурном и политическом плане. Наука и техника развивались быстрыми темпами. На этом фоне в Берлине Фриц Перлз заинтересовался некоторыми преобладающими философскими вопросами, особенно теми, которые касаются существования, что значит быть человеком, сознания и того, как мы воспринимаем окружающий мир.

Во время работы во Франкфуртском психологическом институте Перлз познакомился с психологом и психотерапевтом Лоре Познер, которая впоследствии стала его женой Лорой Перлз. Вместе с мыслителем и писателем из Нью-Йорка Полом Гудманом пара направила свои экзистенциальные идеи и неудовлетворенность фрейдистской психотерапией в свою радикально новую гуманистическую терапию, в основе которой лежат идеи о себе и осознании. Книга Перлза «Гештальт-терапия» была опубликована в 1919 г.51, а в начале 1950-х годов в Нью-Йорке был создан первый гештальт-институт. В 1960-х и 1970-х годах гештальт-терапия быстро приобрела широкую популярность, особенно в США.

Сегодня гештальт — это хорошо зарекомендовавший себя терапевтический подход, который становится все более популярным среди людей, ищущих практичный, позитивный способ решения проблем и изменения своей жизни. Гештальт-центр работает в Лондоне уже более 30 лет и является признанным экспертным центром по обучению гештальт-терапии.

Как работает гештальт

«Я и ты здесь и сейчас»

Гештальт — это немецкое слово. Ближайший перевод — «целое», «образец» или «форма». В том смысле, что смысл можно найти не в разбиении вещей на части, а скорее в оценке целого. Другими словами, гештальт — это целостный процесс. Он рассматривает человека как совокупность ума, тела, эмоций и духа, который воспринимает реальность уникальным для себя способом.

На практике гештальт-практики работают с клиентами, чтобы помочь им сосредоточиться на самосознании: на том, что происходит от одного момента к другому или, как мы часто говорим, здесь и сейчас . Повышение осведомленности и понимания настоящего, своих непосредственных мыслей, чувств и поведения, а также моделей взаимоотношений может привести к мощным изменениям и новым перспективам.

Для практикующих Гештальт фокусируется на настоящем моменте, а также на непосредственных мыслях и чувствах, что делает его очень живой , спонтанный и творческий подход .

Для клиентов большее целостное осознание и углубленное понимание того, как мы думаем, чувствуем и действуем, очень освобождает. Это укрепляет уверенность в себе, освобождает людей для решения проблем и помогает им жить полной жизнью.

Для чего используется гештальт?

Было показано, что гештальт-терапевтическая работа эффективна при лечении широкого спектра проблем, таких как тревога, стресс, зависимость, напряжение и депрессия, как в виде долгосрочной терапии, так и в виде ряда сеансов. Во времена личных трудностей гештальт предлагает людям безопасное пространство поддержки, чтобы исследовать сложные чувства, понять основные модели личных отношений и начать вносить практические изменения.

Гештальт также является высокоэффективным и вдохновляющим процессом изменений для работы с отдельными людьми, парами, группами, командами и организациями. Помимо терапевтического кабинета, гештальт-подход все чаще используется людьми, чья работа зависит от построения отношений, особенно в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты. Он также используется профессионалами, ориентированными на людей, в таких областях, как HR, организационное развитие, коучинг и обучение, где он может быть мощным способом добиться изменений в отдельных людях, в командах и во всей организации.

Загляните глубже

Лучший способ узнать больше – это испытать гештальт на себе. В идеале, посетив одно из наших предстоящих ознакомительных мероприятий или мероприятий для дегустации гештальта.

А пока вот несколько ссылок, которые могут представлять интерес:

  • Прочтите эссе Розмари Вульф о Исторических корнях теории гештальт-терапии (открывается в новой вкладке)

«Что такое человек? Как он или она функционирует? Почему мы существуем? Есть ли смысл существовать? Как мы должны относиться друг к другу? Как развивается психологическое заболевание?» Розмари Вульф

  • Запись в Википедии о происхождении гештальт-психологии (открывается в новой вкладке)

Гештальт-психология — Лаборатория принятия решений

Основная идея

Теория и практика

TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Когда вы ожидаете поворота налево на светофоре, и он внезапно начинает мигать зеленым светом, вы, вероятно, не интерпретируете каждую лампочку зеленого света по отдельности. Скорее всего, вы воспринимаете конфигурацию огней в целом в форме стрелки.

Точно так же, когда вы слышите песню, транспонированную в другой тональности, вы по-прежнему можете идентифицировать ту же песню, даже если каждая отдельная нота отличается от исходной версии.

Наш мозг обладает невероятной способностью воспринимать большие конфигурации стимулов, несмотря на уникальность их компонентов, и он может делать это очень предсказуемым образом. Это понимание лежит в основе гештальт-психологии, школы мысли, которая подчеркивает идею о том, что «целостность» — паттерны, которые мы создаем из отдельных стимулов, — формируют перцептивную организацию и превосходят сумму своих частей.

»

Существуют целые, поведение которых не определяется поведением их отдельных элементов, но где частичные процессы сами определяются внутренней природой целого. Надежда гештальт-теории состоит в том, чтобы определить природу таких целых.


– Max Wertheimer

Теория встречается с практикой

TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Ключевые термины

Структурализм Вундта: Считающийся первой школой психологии, структурализм Вундта предполагает, что структуру сознательного опыта можно лучше всего понять, анализируя основные элементы мыслей и ощущений. .

Атомизм:  Убеждение, центральное для структуралистской мысли, предполагающее, что сознание должно быть разбито на мельчайшие возможные элементы, поскольку пары мыслей соединяются на основе опыта. 1  

Гештальт:  Перцептивный паттерн, конфигурация или организованное поле, обладающее определенными свойствами в целом, которые нельзя описать просто как сумму своих частей. 2

Phi-феномен:  Видимое движение, возникающее в результате упорядоченной последовательности стимулов (например, вспышки света в быстрой последовательности на небольшом расстоянии друг от друга на знаке) без какого-либо фактического движения, представляемого глазу. 3

Изоморфизм:  Идея о том, что восприятие и лежащее в его основе физиологическое представление схожи из-за родственных гештальт-качеств, относящихся к соответствию между конфигурацией стимула и состоянием мозга, создаваемым этим стимулом. 4

История

Происходя из немецкой и австрийской психологии, школа гештальта зародилась в 1912 году. Вертхаймер намеревался объяснить оптическую иллюзию видимого движения, когда две неподвижные точки света, похожие на лампочки, ударяют в быстрой последовательности. , причем один следует за другим на небольшом расстоянии.

То, что он описывал, было феноменом фи, позже признанным фундаментальным принципом кино; когда мы идем в кинотеатр, фильм не кажется нашему взору таким, будто кинолента быстро пролистывает кучу кадров. Это похоже на одно целое изображение.

Рисунок 1: Пример фи-феномена, когда статические световые точки, движущиеся в быстрой последовательности, создают видимость кругового движения.

Наша способность воспринимать движение по неподвижным изображениям привела Вертхаймера к вопросу о том, как мы изучаем восприятие. На самом деле феномен фи бросал вызов центральному аспекту структурализма, преобладающей психологической модели мышления того времени. В то время как атомистическое предположение структурализма предполагало, что сознание можно разбить на предполагаемые базовые элементы, эксперимент Вертгеймера показал, что конфигурация таких элементов может полностью изменить восприятие целого.

Этот ранний эксперимент спровоцировал стремление пересмотреть методы проведения научного анализа и вдохновил на более целостный подход. После открытия фи-феномена Келер и Коффка (которые внесли значительный вклад в эксперименты Вертгеймера) решили создать систематический научный анализ недостатков атомистических и структуралистских объяснений опыта. 5

В физике и химии тела состоят из молекул, атомов и частиц. Для вундтовского структурализма казалось естественным сначала определить простейшие составные части психики, изучить их по отдельности и установить, как они комбинируются, чтобы сформировать объекты восприятия, которые мы переживаем.

Поскольку психология была новой наукой в ​​начале 1900-х годов, ученые предположили, что ее изучение должно следовать модели более зрелых естественных наук. Они приняли то, что Вертгеймер назвал «доктриной Моисея»: предпочтение анализа, разлагающего психическую реальность на ее элементарные составные части, и последующее атомистическое предположение. 6

Гештальт-психология бросила вызов этой методологии, предположив, что существуют определенные свойства, которые не могут быть отражены конкретным элементом, а вместо этого являются свойствами целого. Например, разбивка песни на отдельные ноты сделала бы мелодию непонятной, тем самым превратив свойство мелодии в гештальт-качество.

На самом деле, его немецкое название Gestalttheorie — Gestalt, обозначающее (по-немецки) организованную структуру, глобальную конфигурацию, организм — отражает этот подход и резко контрастирует со статус-кво того времени.

Последствия

Подобно тому, как шероховатость нельзя воспринять, коснувшись одной точки на поверхности, или мелодию нельзя составить из одной ноты, гештальт-психологи утверждали, что определенные качества существуют независимо от качества их частей.

Эти виды перцептивных качеств (мелодия, линия, даже человеческое лицо) могут оставаться неизменными, даже если большинство или все его элементы изменились (тональность, размер, пространственное положение). 7  Само существование этих качеств свидетельствует о неадекватности атомистического подхода. Гештальт-психологи предположили, что мы не видим мир по кусочкам, а воспринимаем его в целом или в конфигурациях. 8

Исследования показывают, что эта школа мысли может быть чрезвычайно эффективной в терапии. Гештальт-терапия основана на идее, что наше общее восприятие зависит от взаимодействия между многими отдельными факторами. Наш предыдущий опыт, непосредственное окружение, мысли, чувства и потребности формируют наше восприятие в целом. Гештальт-терапия призывает участников осознать, что они переживают и делают «здесь и сейчас», переживая свою прошлую травму в настоящем. Вместо того, чтобы просто говорить о детской травме, участникам предлагается стать пострадавшим ребенком, воспроизведя свой опыт. 9

Специалисты по гештальт-терапии поощряют пациентов концентрироваться на том, что происходит в их жизни в настоящий момент, а не на прошлом опыте. Его цель — подчеркнуть «здесь и сейчас». Он был эффективен при лечении симптомов депрессии и тревоги, повышении уверенности в себе и поощрении чувства самоэффективности и доброты к себе. 10

Люди

Макс Вертхаймер

Отец гештальт-мысли. Первоначально интересуясь юриспруденцией, он в конце концов решил, что предпочитает философию, и в конце концов поступил в Психологический институт Франкфуртского университета, где заинтересовался человеческим восприятием. Свою основополагающую работу он опубликовал в 1912: «Экспериментальные исследования восприятия движения», отмечающие начало движения гештальт-психологии.

Вольфганг Колер

Хотя изначально Колер интересовался решением проблем с животными, он больше всего известен своим вкладом в гештальт посредством изучения психофизического изоморфизма. Он предположил, что, поскольку мозг и разум идентичны, структура сознательного опыта, когда мы воспринимаем, запоминаем или решаем проблемы, отражает физическую структуру активности мозга. 11

Курт Коффка

Коффка играл центральную роль в продвижении гештальт-психологии в Европе и представил ее в Соединенных Штатах. Он помог систематизировать гештальт-мысль в свод теорий, оказавших влияние на американские образовательные теории и политику на долгие годы. 12

Противоречия

Структура гештальта подверглась резкой критике за отсутствие количественной описательности. Критики утверждают, что гештальт-предположения кажутся лишь качественными описаниями, которые не могут по-настоящему объяснить явления, а холистические теории гештальтистов часто были расплывчатыми и, возможно, даже неясными. 13

Особенно известная критика теории принадлежит Мерло-Понти, французскому философу-феноменологу начала 20 века. Мерло-Понти выступал против его натуралистических и физикалистских философских предположений. Он утверждал, что перевод психологических гештальтов в физиологические гештальты и, следовательно, в физические гештальты является чрезмерно редукционистским.

Его основным возражением против методологии было отсутствие дифференциации. Если бы не было структурных различий между ментальным, витальным и физическим порядками, рассуждал он, тогда не было бы вообще никакой разницы — сознание было бы именно тем, что происходит в мозгу. 14 Вместо этого Мерло-Понти предполагает, что в перцептивном опыте существует фундаментальная неопределенность и что воспринимаемые качества могут существовать только как части сложных структурированных целых. 15

Практический пример

Гештальт как структурный принцип в организациях

значимость эстетических, чувственно воспринимаемых элементов на рабочем месте значительно возрастает. В результате гештальт-теория имеет многообещающий потенциал в области управленческих исследований, связанных с эстетикой и атмосферой на рабочем месте. 16  Биль-Миссал утверждает, что гештальт-теорию можно легко применять в офисе с помощью художественных вмешательств.

С точки зрения гештальт-теории организации можно рассматривать как «гештальты». Может быть полезно поощрять членов организации «придавать форму» тому, как они воспринимают организационную жизнь посредством таких вмешательств. Такие методы, как лепка и рисование, могут помочь членам организации «найти форму» на рабочем месте. В ходе эксперимента Биль-Миссал отделу коммуникаций крупной немецкой транспортной компании было предложено использовать конструктор Lego для моделирования своего восприятия организации. Участникам было предложено смоделировать воспринимаемый ими характер командной работы и рабочих процессов и, в частности, на тему «барьеров» в их организации. В группах по пять-семь человек моделировали свой опыт, придавая форму своему восприятию, используя эстетические приемы с помощью метафорических структур, таких как «разделяющая стена» на фотографии ниже. Человек Lego, представляющий клиента, был расположен вдали от центра сцены, демонстрируя, что ориентация на клиента не является центральной, в то время как другой человек Lego виден без головы, предполагая, что вопросы могут решаться без размышлений и надлежащего планирования.

Рисунок 1: Использование дупло (Лего) на практическом семинаре с сотрудниками. 17

Используя способность человеческих чувств формировать формы, участники смогли придать форму своему личному, эмоциональному и атмосферному опыту работы и визуализировать возможности для позитивных изменений.

Сопутствующее содержание TDL

Выравнивание и уточнение

Гештальт-психологи внесли значительный вклад в изучение восприятия. Выравнивание-обострение происходит, когда мы забываем детали воспоминаний, преувеличивая некоторые детали и опуская другие, чтобы они соответствовали нашим когнитивным предположениям и целям.

Выводы

Ключевым открытием гештальт-школы была интерпретация отдельных стимулов в виде более крупной согласованной конфигурации. Формирование выводов необходимо для восприятия и влияет на шаги, которые мы предпринимаем в рассуждениях.

Источники

  1. Ясницкий А. (2014) Теория поля. В: Тео Т. (ред.) Энциклопедия критической психологии. Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-5583-7_685
  2. Словарь Коллинза. (nd) Гештальт. В словаре Коллинза. Получено 7 ноября 2021 г. с https://www.collinsdictionary.com/us/dictionary/english/gestalten 9.0054
  3. Словарь Merriam-Webster. (nd) Феномен Фи. В словаре Merriam Webster. Получено 7 ноября 2020 г. с https://www.merriam-webster.com/dictionary/phi%20phenomenon
  4. Изоморфизм. (2015, 11 июня). В Википедии.
    https://en.wikipedia.org/wiki/Isomorphism_(Gestalt_psychology)
  5. Harding, D. W. (1969, 18 декабря). Как твой гештальт? Нью-Йорк Ревью, с. 50.
  6. Хассан, М.С. (2007). Кассирер и структурализм восприятия: применение теории групп к гештальт-психологии (докторская диссертация, Даремский университет).
  7. Канижа, Г. (1994). Теория гештальта была неверно истолкована, но также имела некоторые реальные концептуальные трудности. Философская психология, 7(2), 149-162.
  8. Сокаль, М. М. (1984). Гештальт-психологи в бихевиористской Америке. The American Historical Review, 89(5), 1242. https://doi.org/10.2307/1867042
  9. Грант, С. Гештальт-терапия. Университет штата Калифорния в Нортридже. http://www.csun.edu/~hcpsy002/Psy460_Ch08_Handout_ppt.pdf
  10. Бреннан, Д. (2021, 22 апреля). Что такое гештальт-терапия? ВебМД. https://www.webmd.com/mental-health/what-is-gestalt-therapy
  11. Нейссер, У. (2002). Вольфганг Колер. В биографических мемуарах (стр. 186). Национальная академия наук.
  12. Гаррати, Дж. и Карнес, М. (1999). Коффка, Курт. Американская национальная биография, том. 12, 861-863.
  13. Якель Ф., Сингх М., Вичманн Ф. А. и Херцог М. Х. (2016). Обзор количественных подходов к восприятию гештальта. Исследование зрения, 126, 3-8.
  14. Эмбри, Л.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts