представители, понятие, принципы, способы и характеристики
Гештальтпсихология является направлением в психологии, которые возникло в Германии. Она позволяет изучить и понять психику с точки зрения целостных структур, которые первичны по отношению к определенным компонентам.
Данная статья позволит понять, что такое теория гештальтпсихологии и кто является ее представителями. Далее будут рассмотрены такие моменты, как история возникновения этого направления психологии, а также какие принципы заложены в его основу.
Определения и понятия
Прежде чем рассмотреть идеи и принципы, необходимо дать определение основным понятиям гештальтпсихологии. Это психологическое направление, которое нацелено на объяснение восприятия, мышления и личности в целом.
Данное направление построено на гештальтах – формах организации, которая создает целостность психологических явлений. Другими словами, гештальт – это некая структура, обладающая целостными качествами, в отличие от суммы своих составляющих. К примеру, портрет или фотография определенного человека включает в себя набор определенных элементов, однако другие люди воспринимают образ в совокупности (при этом в каждом отдельном случае он воспринимается по-разному).
Молитва гештальтиста Перлза: для чего нужна и как применять?
Молитва гештальтиста — строки, написанные Фредериком Перлзом. Она помогает обрести самообладание в…
История возникновения данного психологического направления
История развития направления гештальтпсихологии берет свое начало в 1912 году, когда Макс Вертгеймер выпустил свою первую научную работу на данную тематику. Этот труд основывался на том, что Вертгеймер поставил под сомнение общепринятое представление о наличии отдельно существующих элементов в процессе восприятия чего-либо. Благодаря этому 20-е годы вошли в историю как период развития школы гештальтпсихологии. Основные личности, которые фигурировали в зарождении данного направления:
- Макс Вертгеймер.
- Курт Коффка.
- Вольфганг Келер.
- Курт Левин.
Эти ученые внесли неоценимый вклад в развитие данного направления. Однако подробнее об этих представителях гештальтпсихологии будет рассказано немного позже. Эти люди ставили перед собой сложную задачу. Первые и основные представители гештальтпсихологии являлись теми, кто хотел перенести физические законы на психологические явления.
Американский психолог и психиатр Станислав Гроф: книги…
Сочетание слов «измененное состояние сознания» вызывает какое-то волнение и трепет, как и имя…
Принципы данного психологического направления
Представители гештальтпсихологии установили, что единство восприятия, а также его упорядоченность достигаются на основании следующих принципов:
- Близость (стимулы, которые имеют близкое расположение, имеют тенденцию восприниматься не в отдельности, а совокупно).
- Схожесть (стимулы, имеющие похожий размер, форму цвет или же очертание, восприниматься совокупно).
- Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности).
- Замкнутость (описывает тенденцию завершать какую-либо фигуру так, что она приобретает целостную форму).
- Смежность (близкое положение стимулов во времени и пространстве).
- Общая зона (принципы гештальта формируют повседневное восприятие так же, как и прошлый опыт).
- Принцип фигуры и фона (все, что наделяется смыслом, выступает в роли фигуры, которая имеет менее структурированный фон).
Руководствуясь данными принципами, представители гештальтпсихологии смогли определить основные положения данного направления психологии.
Бихевиоризм Скиннера: определение теории оперантного…
Концепция одного из величайших американских психологов XX века, Берреса Фридерика Скиннера,…
Основные положения
Исходя из принципов можно описать основные положения следующим образом:
- Все процессы психологии – это целостные процессы, имеющие свою структуру, имеющую свой набор конкретных элементов, которые всегда будут вторичными по отношению к ней.
Исходя из этого предмет гештальтпсихологии – это сознание, которое имеет структуру, наполненную тесно связанными элементами.
- Восприятие имеет такую особенность, как константность. Это говорит о том, что константность восприятия – это относительная неизменность определенных свойств, которыми обладают предметы (при наличии изменений условия восприятия). К примеру, это может быть константность освещения или же цвета.
Основополагающие идеи гештальтпсихологии
Представители данной школы определили такие основные идеи данного направления психологии:
- Сознание – это целостное и динамическое поле, в котором все его точки находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
- Создание анализируется при помощи гештальтов.
- Гештальт – целостная структура.
- Гештальты исследуются путем объективного наблюдения и описания содержаний восприятия.
- Ощущения не являются основой восприятия, так как первое не может существовать физически.
- Основной психический процесс – это зрительное восприятие, которое определяет развитость психики и подчинено своим закономерностям.
- Мышление – это процесс, который не формируется на основании опыта.
- Мышление является процессом решения определенных задач, который осуществляется через «инсайт».
Определив, что это за направление в психологии, а также разобравшись в его основах, следует более подробнее описать, кто является представителями гештальтпсихологии, а также какой вклад они внесли в развитие этой научной области.
Макс Вертгеймер
Как уже отмечалось ранее, Макс Вертгеймер является основоположником гештальтпсихологии. Родился ученый в Чехии, однако свою научную деятельность он вел в Германии.
Согласно историческим данным, Макса Вертгеймера во время отдыха посетила мысль провести эксперимент для того чтобы понять, почему человек может видеть движение определенного предмета в тот момент, когда в действительности оно отсутствует. Сойдя на перроне Франкфурта, Вертгеймер приобрел самый обычный игрушечный стробоскоп с целью провести эксперимент прямо в отеле. Уже спустя некоторое время ученый продолжил свои наблюдения в более официальной обстановке во Франкфуртском университете.
В целом данные исследования были направлены на изучение восприятия движения предметов, которого не происходит на самом деле. В ходе эксперимента ученый использовал термин «впечатление движения». При помощи такого прибора, как тахистоскоп, Макс Вертгеймер пропускал луч света через небольшие отверстия игрушки (одна прорезь игрушки располагалась вертикально, а вторая имела отклонения от первой на двадцать — тридцать градусов).
В процессе исследования луч света пропускали через первую прорезь, а потом через вторую. Когда свет проходил через вторую щель, то интервал времени увеличивали до двухсот миллисекунд. В этом случае участники эксперимента наблюдали, как свет появляется сначала в первой, а в последующем и во второй щели. Однако если временной промежуток освещения второй прорези сокращали, то создавалось впечатление, что обе щелочки освещены постоянно. А при освещении второй прорези на протяжении 60 миллисекунд казалось, что свет постоянно перемещается от одной прорези ко второй, а затем возвращается обратно.
Ученый убедился, что такое явление по-своему является элементарным, но в то же время представляет нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. В последующем Макс Вертгеймер дал этому явлению название «фи-феномен».
Многие пытались опровергнуть результаты этого эксперимента. В частности, теория Вундта подтверждала, что должно было создаваться восприятие двух световых полосок, находящихся по соседству, но при этом ничего более. Однако насколько бы строго ни проводилась интроспекция в эксперименте Вертхеймера, полоска продолжала двигаться, и объяснить это явление при помощи имеющихся теоретических позиций никак не удавалось. В данном эксперименте целым являлось движение световой линии, а суммой составляющих элементов – две неподвижные линии света.
Опыт Вертхеймера бросил вызов привычной атомистической ассоцианистской психологии. Результаты эксперимента были опубликованы в 1912 году. Так было положено начало гештальтпсихологии.
Курт Коффка
Еще одним представителем гештальтпсихологии является Курт Коффка. Он был немецко-американским психологом, который вел свою научную деятельность вместе с Вертхеймером.
Он посвятил достаточное время тому, чтобы понять, как устроено восприятие и из чего оно формируется. В процессе своей научной деятельности он установил, что появляющийся на свет ребенок еще не имеет сформированных гештальтов. К примеру, маленький ребенок может и не узнать даже близкого человека, если тот изменит некоторые детали своей внешности. Однако в процессе жизнедеятельности у любого человека происходит формирование гештальтов. Со временем ребенок уже становится способным узнать маму или бабушку, даже если они сменят цвет волос, стрижку или любой другой элемент внешности, отличающий их от других, посторонних женщин.
Вольфганг Келер (Келлер)
Гештальтпсихология как научная область многим обязана этому ученому, так как он написал множество книг, которые стали основой теории, и провел несколько удивительных экспериментов. Келер был уверен, что физика как наука должна иметь определенную связь с психологией.
В 1913 году Келер отправился на Канарские острова, где он изучал поведение шимпанзе. В одном из экспериментов ученый помещал банан для животных за пределы клетки. Фрукт был обвязан веревкой, и шимпанзе легко решал эту задачу – животное просто тянуло за веревку и приближало к себе угощение. Келер сделал вывод, что это простая задача для животного, и усложнил ее. Ученый протянул к банану несколько веревок, и шимпанзе не знал, какая из них ведет к угощению, поэтому чаще ошибался. Келер сделал вывод, что решение животного в этой ситуации является неосознанным.
Ход другого эксперимента был немного другим. Банан помещали все так же за пределами клетки, а между ними клали палку (напротив банана). В этом случае животное воспринимало все предметы как элементы одной ситуации и с легкостью пододвигало к себе лакомство. Однако когда палка лежала в другом конце клетки, шимпанзе не воспринимало предметы как элементы одной ситуации.
Третий эксперимент проводился в похожих условиях. Точно так же банан помещался вне клетки на недоступном расстоянии, а обезьяне давали в руки две палки, которые были слишком короткими, чтобы достать фрукт. Для решения задачи животному было необходимо вставить одну палку в другую и достать угощение.
Суть всех этих экспериментов сводилась к одному – сравнить результаты восприятия объектов в различных ситуациях. Все эти примеры, точно так же, как и эксперимент Макса Вертгеймера со светом, доказали, что перцептивный опыт имеет качество целостности (законченности), чего не имеют его составляющие. Другими словами, перцепция – это гештальт, а попытка разложить его на составляющие оканчивается неудачей.
Исследования дали понять Келеру, что животные решали поставленные задачи либо путем проб и ошибок, либо при помощи внезапного осознания. Таким образом был сформирован вывод – объекты, лежащие в поле одного восприятия и не связанные между собой, при решении задач соединяются в общую структуру, осознание которой помогает решить проблему.
Курт Левин
Этот ученый выдвинул теорию, сравнивающую давления социума, определяющее поведение человека с различными физическими силами (внутренние – чувства, внешние — восприятие чужих желаний или ожиданий). Данная теория имеет название «теория поля».
Левин утверждал, что личность – это система, в которой есть субсистемы, находящиеся во взаимодействии. Проводя свои эксперименты, Левин отмечал, что когда особенность активна, состояние субсистемы напряжено, а при прерывании деятельности оно все равно будет в напряжении до момента возвращения к выполнению действия. В случае если логическое завершение действия отсутствует, то напряжение субституируется или дренажируется.
Говоря простыми словами, Левин пытался доказать взаимосвязь поведения человека и окружения. Данный ученый ушел от идей влияния опыта на структуру личности. Теория поля гласит, что человеческое поведение абсолютно не зависит от будущего или прошлого, но при этом оно зависит от настоящего.
Гештальтпсихология и гештальт-терапия: определение и отличия
В последнее время гештальт-терапия стала очень популярным направлением психотерапии. Методы гештальтпсихологии и гештальт-терапии различны, а также вторая чаще поддается критике со стороны приверженцев первой.
Как утверждают одни источники, Фриц Перлз – ученый, который считается основателем гештальт-терапии, не имеющей отношения к научной школе гештальтпсихологии. Он синтезировал психоанализ, идеи биоэнергетики и гештальтпсихологии. Однако от школы, которую основал Макс Вертгеймер, в данном направлении терапии нет ничего. Некоторые источники утверждают, что на самом деле привязка к гештальтпсихологии являлась всего лишь рекламным ходом, для привлечения внимания к синтезированному направлению психотерапии.
При этом другие источники отмечают, что такая терапия все-таки связана со школой гештальтпсихологии. Однако это связь не прямая, но она все же есть.
Заключение
Разобравшись подробным образом в том, кто является представителями гештальтпсихологии, а также что представляет собой это направление научной деятельности, можно сделать вывод, что оно направлено на изучение восприятия, которое является целостной структурой.
Гештальт-подходы со временем проникли во многие научные области. К примеру, в патопсихологии или теории личности, а также такие подходы встречаются в социальной психологии, психологии научения и восприятия. На сегодняшний день тяжело представить такие научные области, как необихевиормзм или когнитивную психологию, без гештальтпсихологии.
Как уже было отмечено ранее, основными представителями гештальтпсихологии являются Вертгеймер, Коффка, Левин и Келер. Узнав о деятельности этих людей, можно понять, что данное направление сыграло огромную роль в развитии мировой психологии.
Гештальтпсихология и е основные представители: psychosearch — LiveJournal
На Западе среди направлений психологии популярна гештальтпсихология, основной идеей которой является рассмотрение сознания не как расчленённого на отдельные элементы с последующим построением психических феноменов, по законам творческого синтеза, а как цельного. Её основоположниками и представителями являются Макс Вертгеймер, Курт Левин, Вольфганг Келлер, Курт Коффк и Карл Дункер.

«Целое есть нечто большее, чем сумма его частей» (Макс Вертгеймер)
Понятия и принципы гештальтпсихологии
Название гештальтпсихологии образовалось от немецкого слова gestalt, которое переводится как образ, структура, целостная конфигурация. Понятие «гештальт» ввёл Х. Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В этой работе он выделил специфический признак свойства транспозиции (переноса), которое и назвал данным понятием. Но дальнейшим развитием этой теории он заниматься не стал.
Гештальт – это паттерн, конфигурация, определённая форма организации индивидуальных частей, которая создаёт целостность [1]. При чём он является врождённой структурой, человек рождается с ней.
Базис гештальтпсихологии:
Предмет гештальтпсихологии – сознание человека, которое надо исследовать по принципу целостности.
Метод изучения гештальтов – наблюдение, отслеживание собственного восприятия, реакция на события.
Центральный психический процесс – зрительное восприятие.
Процесс решения задачи – мышление, осуществлённое посредством структурирования поля, иными словами – через инсайт в настоящем, а не через подбор навыков, сформированных путём ошибок и проб.
Для лучшего восприятия данной терминологии можно привести следующие примеры из повседневной жизни:
Внешность человека. Каждый имеет определённый набор частей тела, частей лица, но образ в каждом отдельном индивидуальном случае воспринимается абсолютно по-разному.
Приехав на экскурсию, группа туристов зашла в галерею, чтобы посмотреть на известные картины. Мало кто стал всматриваться в каждый мазок и оценивать его. Каждый видел цельное произведение искусства – рисунок в целом, его композицию, общее сочетание оттенков и форм. Таким образом происходит целостное восприятие картины, а не его элементов. Такое восприятие и называют гештальтом. Оно является завершённой структурой.
Основные принципы и законы гештальтпсихологии представлены в следующей таблице.
Название закона
Описание
Пример
1. Замыкание
Если в воспринимаемом образе есть какие-либо пробелы, то наш мозг самостоятельно заполнит недостающие части до создания полной формы.
Треугольник с отсутствующими углами всё равно воспринимается как треугольник (сознание «замыкает» промежутки)
2. Транспозиция (трансдукция, перенос)
Реагирование не на отдельные раздражители, а на их соотношение.
Образ целого остаётся, даже при изменении всех частей по своему материалу, например, тональности одной и той же мелодии.
3. Прегнантность (хорошая конфигурация)
Любому образу придаётся наиболее простая и понятная форма.
Из хаотично разбросанных отрезков группируются в сознании в наклонную черту те, что расположены на одной прямой.
4. Фигура и фон
Видение одного аспекта гештальта как фигуры (замкнутого целого), а другого – как фона.
«Ваза Рубина», где объектом являются лица, а ваза – фоном. И наоборот.
5. Константность
Образ стремится к неизменности и константности даже при преобразовании сенсорного ряда.
Дверь меняет своё положение, но при этом воспринимается одинаковой.
6. Близость
Тенденция объединить в группы те объекты, которые расположены рядом.
Первая часть рисунка воспринимается как три столбика.
7. Схожесть
Объекты воспринимаются вместе, если похожи по размеру, текстуре, очертаниям, цвету или форме.
В этом случае кружки воспринимаются строками, а не столбцами.
8. Непрерывность
Предпочтение интерпретировать визуальную информацию как непрерывную.
Разрозненные точки кажутся гладкими линиями.
Основополагающим качеством гештальтпсихологии является стремление к завершённости, которое проявляется в «эффекте Зейгарник», заключающемся в том, что человек незавершённые процессы запоминает лучше.
Представители этого направления хотели создать новый вид психологии, который был бы интерпретирован к восприятию фактов сознания как к единственной психической реальности по типу наук о природе, а за модель приняли физику. Взаимосвязь между физическим полем и целостным восприятием осуществляли гештальты.
Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии
Основоположником гештальтпсихологии является немецкий психолог Макс Вертгеймер (15 апреля 1880 – 12 октября 1943). Родился он в Праге, учился там же в частных школах. Отец был директором бизнес-колледжа, мама занималась искусством. После школы он окончил Карловский университет и переехал в Германию. Там стал изучать философию и психологию. Его руководителем был Карл Штумпф. В 1904 году, после защиты диссертации на тему «Детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов» ему была присуждена степень доктора философии. Затем на протяжении нескольких лет Вертгеймер разрабатывал контроль свидетельских показаний, изучал пациентов с нарушением речи.
В 1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления и над формированием концепции решения задач и креативной мысли. Затем вышел его труд «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с него началась история гештальтпсихологии. В работе Вертгеймер усомнился в бывалом понимании наличия отдельных элементов при восприятии окружающего.
Эксперименты заключались в том, что, используя специальные приборы (стробоскоп и тахиостоскоп), испытуемым предлагалось смотреть последовательно за двумя полосками (одна располагалась горизонтально, вторая вертикально или под наклоном) под разной скоростью смены. При коротком интервале линии воспринимались как данные одновременно. При быстром – последовательно. При оптимальном движении в 60 миллисекунд было видно, как одна линия сдвигается в позицию второй. Создавалось движение, словно настоящее.
Тем самым было объяснено, что при последовательном перемещении объекта создаётся восприятие непрерывного движения: «при возбуждении в мозгу определённого пункта «А» вокруг него создаётся зона, где также сказывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за «А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передаётся из пункта «А» в пункт «В»» [2].
Такое явление получило название фи-феномен, обозначающий иллюзию перемещения с места на место двух поочерёдно включающихся источников света. Этот эксперимент доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений. А также он считал, что такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия, воспринимаются, как правило, потому, что сознание навязывает ощущениям определённые организационные принципы.
После данной работы в 20-х годах в Берлине начала сформировываться Берлинская школа гештальтпсихологии. В этом направлении восприятия, мышления, потребностей стали мыслить М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин. В 1921 г. они выпустили новый журнал «Psychologische Forschung», в котором публиковали различные психологические статьи. Благодаря их работам происходит изменение мировой психологии. К таким работам можно отнести статьи Вертгеймера: «К учению о гештальте» (1921 г.) и «О гештальт-теории» (1925 г.).
После смерти, в 1945 г. была выпущена книга «Продуктивное мышление», над которой ученый работал почти двадцать лет. В этой работе было представлено единственное относительно полное изложение его теории. Вертгеймер хотел применить принципы гештальта к творческому мышлению людей, чтобы рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон, то есть как поочерёдную смену гештальтов.
Он выступал против традиционной практики образования из-за постоянной зубрёжки. Его мнение было, что такой способ изучения не приведёт к хорошему пониманию и знанию материала. Лучшее понимание проблемы задачи и нахождения её решения возникнет, если отдельные детали рассматривать в связи с общей ситуацией. При решении проблемы необходимо двигаться от общего к частному.
Основная слабость логического подхода в изучении интеллекта, по его мнению, была в следующем: «Традиционная логика мало интересуется процессом поисков решения. Она концентрирует внимание скорее на вопросе правильности каждого шага доказательства» [3].
Для исследователя гештальтпсихология была новой и эффективной формой психоанализа. Экспериментально изучая особенности зрительного восприятия, он доказал, что целое отличается от суммы его частей. Этот вывод стал основополагающим в гештальтпсихологии.
Вольфганг Кёлер и его исследование
Как уже было сказано выше, основы гештальтпсихологии также заложил немецкий и американский психолог Вольфганг Кёлер (21 января 1887 – 11 июня 1967). Своё детство он провёл в Германии, там же окончил школу. Его отец работал директором школы, мама была безработная и занималась воспитанием сына. Кёлер окончил университеты Тюбингена, Бонна и Берлина. Там он получил замечательные базисные знания. В свои 22 года ему была присуждена степень доктора философии в области психологии. В этом же возрасте он начал заниматься научной деятельностью. В 1917 году написал книгу «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» по мотивам своего наблюдения и изучения поведения этих млекопитающих на острове Тенерифе.
Существенная идея исследования была связана с тем, что обычной палке обезьяна находила различные применения. Она была шестом для прыжков, удочкой на муравьёв, рычагом для открывания, лопатой для копания земли, оружием для угрозы друг другу. Ей сбрасывали мелких млекопитающих с тела, проверяли заряженность электрической проволоки и многое другое. Другими словами, когда обезьяна одновременно видела и цель – банан, и средство – палку, то у неё появлялось целостное видение ситуации. Или такой пример: обезьяна привыкла доставать фрукт, вставая на ящик, ящик замаскировали, посадив на него другую обезьяну, таким образом этот ящик стал частью другого гештальта. Во всех этих способах применения можно проследить, как развивалась трудовая деятельность человека.
В итоге Вольфганг Кёлер пришёл к следующим выводам:
Человека и шимпанзе объединяет разумное поведение, которое отличается только структурой (степенью сложности).
Основой поведения у обезьян, как и у человека, является образ (гештальт) внешней ситуации.
Результатом восприятия является озарение как целостная интеллектуальная реакция понимания сути происходящего. (Такое внутреннее озарение, внезапное понимание и нахождение решения Кёлер назвал словом «инсайт». )
Данные выводы не совпадали с мнением американского психолога и педагога Э. Торндайка, который считал, что поведение животных в разных ситуациях зависит от их ошибок, проб, ассоциаций (слепого поиска правильного решения) или от внезапного осознания, а разум у них отсутствует. Но исследования Кёлера открыли факты изобретения и употребления орудий, а не только случайные пробы. Это доказывало, что было положено начало развития умственных способностей, другими словами, интеллекта, как и у человека.
Общий научно доказанный вывод его работы: «человекоподобная обезьяна не только в отношении некоторых морфологических и физиологических признаков стоит к человеку ближе, чем к низшим видам обезьян, но также и в психологическом отношении является ближайшим родственником человека» [4]. Это первое фактическое обоснование эволюционной теории Дарвина с психологической точки зрения.
Благодаря удачным экспериментам по изучению восприятия и интеллекта шимпанзе в 1922 году Кёлер получил международное признание и стал директором Института психологии при Берлинском университете. Его научные теории актуальны и практичны и на сегодняшний день. Они ценны и интересны органичной взаимосвязью между теоретической психологией с жизнью и с психотехникой.
В книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) размышлял над тем, что физический мир, как и психологический, подчинён принципу гештальта. Все процессы и явления растолковываются благодаря нахождению соответствующих структур в мозговых процессах, которые разъяснялись, основываясь на физической теории электромагнитного поля Фарадея и Максвелла. Появилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, образовавшихся под влиянием стимула, сходных структуре образа. Это было важным моментом в теории гештальтпсихологии и решило её психофизическую проблему.
Не останавливаясь на достигнутом, исследователь продолжал свои исследования вместе с К. Коффкой и М. Вертгеймером. В 1929 году была опубликована их совместная работа «Гештальтпсихология» (Gestalt Psychologe) – манифест школы гештальтпсихологии, систематическое и возможно даже лучшее изложение этой теории.
В 1938 Кёлер написал книгу «Роль ценностей в мире фактов». В 1955 г. перебрался в университет Принстона, в 1958 г. стал профессором психологии Дартмутского колледжа. В 1959 году в научном журнале публикуется его статья «Гештальтпсихология сегодня». В ней было написано о влиянии гештальтпсихологии на психологическую науку США. Кёлер сравнивал способы американских психологов со способами гештальтпсихологов к решению проблемы о понятиях обусловленности и мотивации.
В понятии мотивации он пришёл к следующим фактам:
В человеческом опыте мотивация является динамическим вектором (…).
Если на пути нет препятствий, это направление совпадает с воображаемой прямой линией, проведённой от объекта к объекту.
Направление опытного вектора – это направление к объекту (к уменьшению рассматриваемого расстояния) или от него (к увеличению).
Сила может варьироваться. [5]
В завершении статьи автор делится желанием создать общую работу вместе с бихевиористами.
Курт Коффка и исследования восприятия у детей
Ещё одним основоположником гештальтпсихологии является немецкий и американский психолог Курт Коффка (18 марта 1886 – 22 ноября 1941). Родился и вырос в Берлине, там же окончил школу и поступил в университет у Карла Штумпфа. Проявлял особый интерес к естественным наукам и философии. В 1909 году ему присвоили степень доктора философии.
С 1910 года совместно с Кёлером участвовал в некоторых экспериментах в качестве испытуемого у Макса Вертгеймера. В это время написал статью «Перцепция: введение в гештальтпсихологию». В ней расписал главные принципы и положения этого направления. Затем в 1921 году, как уже упоминалось ранее, создали втроём журнал «Психологическое исследование».
Текст обрезан из-за максимального размера символов в посте. Продолжение смотрите на сайте: https://clck.ru/ShdnE
Что такое гештальт-психология? Определение и принципы
Суджан
Содержание страницы
Что такое гештальт-психология?
Гештальт-психология — это школа мысли, которая занимается систематическим изучением человеческого поведения по отношению к восприятию. Согласно этой школе, когда мы воспринимаем объект, мы воспринимаем объект в целом, а не по частям.
Группа психологов из Германии под названием «Гештальтисты» объяснила эти явления. Основатели гештальт-психологии Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка были первыми психологами, систематически изучавшими восприятие формы в начале двадцатого века. На основании экспериментов, проведенных в 19В 20-х и 30-х годах гештальт-психологи предложили некоторые основные правила восприятия, которым мозг автоматически и бессознательно следует, организуя сенсорные входные данные в значимые целостности.
Гештальт — это немецкое слово, которое на английском языке близко переводится как «целое» или «форма». Гештальт-психологи предположили, что люди рождаются со способностью организовывать элементы нашего воспринимаемого мира, производя наилучшее или наиболее полное восприятие окружающей среды.
Гештальт-психологи утверждали, что в восприятии целое больше, чем сумма его сенсорных частей.
Гештальт-психологи разработали несколько принципов для описания способов восприятия. Эти принципы также известны как «гештальт-законы организации восприятия» и «гештальт-принципы организации восприятия».
Гештальт-законы/принципы организации восприятия
Основные законы или принципы гештальт-психологии:
Закон фигуры и фона
Закон фигуры и фона является одним из примеров гештальт-законов организации восприятия. В соответствии с этим, когда мы видим зрительный раздражитель, центр нашего внимания, привлекающий наше видение, называется фигурой, а остальное — нечетким фоном, называемым фоном. Например, картина, висящая на стене, слова на странице, горы на фоне неба воспринимаются как фигуры, а стена, страница и небо — как земля. См. рисунок,
Неоднозначная фигура: старуха и девушкаФигура обладает следующими характеристиками:
- Фигура является первой перцептивной задачей для восприятия любого объекта, отличного от его окружения, называемого землей.
- Фигура находится в центре нашего внимания, фон является напоминанием о нашем восприятии.
- Фигура имеет тенденцию быть меньше, красочнее, значимее и ярче, чем фон.
- Фигура воспринимается близкой к человеку, а фон далекой от него.
- Фигура отчетливая и ощущается на поверхности земли.
- Фигура имеет определенную форму и положение, в то время как земля, кажется, простирается повсюду в бесконечности.
Если фигура перевернута, это дает более одного восприятия. Если мы не знаем, что фигура обратима, она не будет обращена. Такие обратимые фигуры и фон демонстрируют, что один и тот же стимул может вызвать более одного восприятия. Когда фигура и фон не определены четко или могут возникнуть неоднозначные сдвиги в восприятии, из-за отсутствия ориентира и задач гораздо сложнее. Столкнувшись с подобными фигурами в виде лица или вазы, мы можем организовать материал по крайней мере двумя способами. Что воспринимается первым? Тот, из которого вы делаете предметы или фигуру, идет впереди остальных частей.
Принцип сходства
Один из важных принципов гештальт-психологии — сходство. По этому принципу мозг склонен группировать сходные элементы, группируются похожие предметы. Например, XXXOOO воспринимается как три X и три O. Объекты, похожие по цвету, размеру или форме, обычно воспринимаются как часть узора.
Следуя приведенному выше рисунку, люди воспринимают треугольник и круг как вертикальные столбцы одинаковой формы (рис. а), а не как горизонтальные ряды разнородных форм. Точно так же люди воспринимают один и тот же круг или треугольник в горизонтальных рядах одинаковой формы (рис. б).
В организации все сотрудники, которые носят желтые платья, воспринимаются как единая группа, в то время как на самом деле каждый работник — уникальная личность.
Принцип близости
В соответствии с принципом близости гештальт-психологии наш мозг склонен группировать объекты, расположенные близко друг к другу. Предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как группа.
На приведенном выше рисунке мы видим не отдельные шесть линий, а три набора из двух линий. Сотрудники завода воспринимаются как группа из-за физической близости. Рабочие, работающие на конкретной машине, рассматриваются как единое целое или группа. Понятие команды более мощное и популярное в настоящее время, означающее близость.
Принцип непрерывности
Также известен как хорошее продолжение или общая судьба. Если возможно, мозг организует стимулы в непрерывные линии или узоры, а не в прерывистые элементы. Принцип непрерывности гештальт-психологии гласит, что мы легче воспринимаем непрерывные плавные линии, чем прерывистые. Элементы, которые продолжают шаблон или направление, как правило, группируются как часть шаблона.
Из рисунка мы воспринимаем (а.) его как один набор точек, образующих дугу, и другой набор точек, образующих прямую линию. Точки, которые воспринимаются как дуга, имеют общее направление или общую судьбу (б.), мы воспринимаем две непрерывные линии, одну волнистую и одну прямую.
Принцип замыкания
В соответствии с принципом замыкания гештальт-психологии люди склонны воспринимать неполные фигуры как завершенные. Если часть знакомого паттерна или формы отсутствует, процессы восприятия завершают паттерн, чтобы создать законченный цельный объект.
Мы легко заполняем пробелы в контуре фигуры (рис. а, б и в) и видим полный треугольник и весы. Точно так же пунктирные линии из-за близости создают букву Т. Люди видят эти фигуры как завершенные, но на самом деле ее не существует, мозг просто заполняет пробел, чтобы воспринимать знакомые узоры.
В организации руководитель отдела выдвинул идею отдела по заданному проекту, когда на самом деле было сопротивление со стороны нескольких членов. Голова закрывает существующий разрыв между членами и воспринимается как полное согласие, когда на самом деле его нет. Точно так же политические партии выдвигают свою повестку дня или стратегии, несмотря на различные внутренние разногласия.
Принципы организации восприятия хорошо видны в мире природы. Они эффективно помогают нам организовать воспринимаемый мир.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Что это такое, характеристики, законы и основные приложения
Что такое гештальт-теория? Откройте для себя здесь одно из самых важных направлений в психологии. Мы расскажем вам об их характеристиках, основных авторах, вкладах и приложениях. Также бонус за то, как они способствуют на личном уровне.
Гештальт-теория: целое не является суммой частейСодержание
Что такое гештальт-теория?
Гештальт — определяющее направление в истории психологии. Он родился в Германии в начале 20 века. Именно Христиан фон Эренфельс, австрийский философ, дал название этому движению в своей наиболее важной работе «Атрибуты формы». Идеального английского перевода термина «гештальт» не существует. Но мы можем интерпретировать его как «тотальность», «фигуру», «структуру», «конфигурацию» или «организованное единство».
«Целое больше, чем сумма его частей» — это его максимум. Основные авторы гештальта предложили альтернативы доминирующим психологическим парадигмам и внесли большой вклад в когнитивную психологию.
Этот особый фокус был глотком свежего воздуха и позволил людям, которые не чувствовали себя представленными основными течениями психологии, найти альтернативу.
Гештальт-теория: характеристики
- Основными предшественниками гештальт-теории являются философы: Такие мыслители, как Кант, Декарт или Гуссерль, разработали теоретическую основу, на которой развивалась эта школа. Психологи, принадлежащие к этому течению, смогли перенести свои идеи в лабораторию и получить поразительные результаты.
- Мы должны относиться к людям как к единому целому: Мы не можем исследовать различные измерения, формирующие нас по отдельности. Когда речь идет о психическом здоровье, необходим целостный подход. Сложность человеческого разума не может быть уменьшена. Теория гештальта исследует динамические отношения, соединяющие различные элементы реальности.
Теория гештальта не рассматривает отдельные процессы, такие как обучение по памяти.
- Мы активны в понимании реальности: Не все мы воспринимаем реальность, точно так же у нас есть свое видение. Каждый структурирует полученную информацию в соответствии со своим предыдущим опытом. Наши мысленные представления не полностью соответствуют тем, что существуют в реальности, мы сами их конструируем. Мы также можем адаптировать наши мыслительные процессы и содержание по мере возникновения новых ситуаций.
- Они выступали против господствовавших в свое время школ: Психологи гештальт-теории не соглашались с такими подходами, как бихевиоризм, который ограничивает человеческое поведение ассоциациями между стигмами и реакциями. Эта точка зрения оставляет в стороне психические процессы и не рассматривает потенциал человеческого интеллекта. С другой стороны, они не придерживались и психоаналитиков, видя в людях пассивных агентов без силы воли.
- Основной областью изучения гештальт-теории является восприятие: Гештальт-теоретик уделял особое внимание поиску простых и естественных объяснений, которые можно было бы адаптировать к нашему естественному способу восприятия реальности. Благодаря восприятию мы можем получать знания о мире, взаимодействовать с ним и связываться с другими.
Наши чувства и умственные процессы взаимодействуют, позволяя нам выполнять такие разнообразные задачи, как убрать руку с горящей поверхности или заметить, что человек, говорящий с нами, расстроен из-за того, что он хмурится. Теория гештальта фокусируется на визуальном восприятии. Однако их идеи были адаптированы к таким областям, как музыка.
Гештальт-теория: основной вклад
Гештальт-психологи известны своим вкладом в изучение процесса обучения и решения проблем. Однако наиболее важным их вкладом, о котором говорил Вертгеймер, является разработка некоторых основных законов, управляющих нашим восприятием.
Законы гештальт-теории
Мы можем видеть множество примеров применения этих принципов вокруг себя. Кроме того, они полностью применимы к нашей повседневной жизни.
1. Закон Прегнанца
Восприятие стремится организовать элементы самым простым способом. Наш мозг предпочитает гармоничные композиции. Психические процессы не бесконечны, мы не можем посвящать время и ресурсы всему, что нас окружает. Поэтому мы упрощаем то, что воспринимаем, и предпочитаем простоту. На этой картинке нам не нужны дополнительные данные, чтобы понять, что мы смотрим на чашку.
2. Фигура-основной закон
Все мы хоть раз видели стакан Рубина, это самый известный пример этого явления. Мы поймем, что невозможно воспринимать лица и чашу одновременно.
Гештальт-теория3. Закон близости
Ближайшие друг к другу элементы имеют тенденцию образовывать группу, как если бы они были одним набором. Если вы посмотрите на три стопки конфет, вы заметите три группы вместо того, чтобы видеть все конфеты по отдельности. В этом примере мы воспринимаем объекты в каждой коробке как единый блок.
4. Закон подобия
Подобные фигуры кажутся одинаковыми. Их сходство может быть связано с тем, что они имеют схожий цвет, форму или любую другую характеристику, позволяющую провести между ними параллель. Мы знаем, что каждое дерево имеет свои особенности; не все деревья имеют одинаковую высоту и цвет. Однако с этой точки зрения они кажутся нам практически одинаковыми в силу своего сходства.
5. Закон общей судьбы
Элементы, которые, кажется, движутся вместе к определенной ориентации, воспринимаются как единое целое. Если мы увидим детей, бегущих к ларьку с мороженым, мы посмотрим на них как на единое целое. Однако мы также можем просмотреть их один за другим, если нам это интересно. В этом случае мы воспринимаем группу однородно.
6: Закон замыкания
Мы склонны мысленно замыкать контуры, чтобы упростить реальность. Если мы увидим слегка изогнутую кривую, которая практически замкнута, мы заметим окружность. Также возможно применить этот закон к вербальным сообщениям.
Например, рекламодатели выпускают наводящие на размышления фразы, чтобы их аудитория могла их закончить. Этот метод требует небольших усилий со стороны общественности, чтобы быть эффективным. Тем не менее, он сохраняет свой интерес и может добиться большей вовлеченности.
Эта фотография наводит нас на мысль о замкнутой линии, объединяющей всех людей. Мы видим, что они отдельные, но наш мозг уменьшает информацию.
7. Закон хорошей непрерывности
Мы предпочитаем игнорировать резкие изменения в изображении, которое мы видим. Вообще говоря, мы уделяем больше внимания характеристикам стимула, которые позволяют нам воспринимать плавную непрерывность.
Один из примеров: если мы ходим и замечаем на плакате букву А, закрытую пополам уличным фонарем, мы продолжаем знать, что это буква А, и без труда читаем текст. В этом примере мы можем видеть непрерывность ветвей.
Теория гештальта – Хорошая преемственностьТеория гештальта: приложения
Фундаментальные исследования
Теория гештальта повлияла на изучение основных психологических процессов, таких как внимание или восприятие. Их исследования имеют основополагающее значение для применения другими авторами своих открытий на практике.
Например, достижения в области восприятия позволяют нам выполнять программы по улучшению дорожных знаков и предотвращению несчастных случаев. Их идеи продолжают пересматриваться и модифицироваться экспертами, чтобы помочь нам лучше понять, как мы работаем.
Решение проблем
Гештальт-психологи считали, что обстоятельства состоят из нескольких компонентов, которые взаимодействуют друг с другом. Если мы хотим решить проблему, мы должны реорганизовать ее компоненты, чтобы найти новое решение. Эту идею можно экстраполировать на все сферы нашей жизни. Что мы должны делать каждый день, чтобы решить проблему?
Вертгеймер предложил различие между продуктивным мышлением , состоящим в проведении творческих реорганизаций элементов задач с целью их решения, и репродуктивным мышлением , которое ограничивается механическим применением предшествующих знаний.
Теория гештальта настаивает на использовании продуктивного мышления, которое поможет нам достичь понимания. Этот термин относится к моменту озарения, когда мы внезапно понимаем, каков ответ на наши трудности.
Образование
Учащиеся должны быть больше, чем просто регистраторами данных, и научиться самостоятельно искать пути решения своих проблем. Практически все вклады гештальта могут быть интегрированы в сферу образования. От их понимания психических процессов до их идей о терапии, они позволяют студентам прогрессировать как в учебе, так и в личной жизни.
Коммуникация
Люди, связанные с миром коммуникации и творчества, такие как художники, дизайнеры или публицисты, должны очень хорошо знать гештальт-теорию, чтобы привлечь внимание своей аудитории. Знание того, как мы интерпретируем изображения, необходимо для того, чтобы они могли создавать работы, которые позволяют им передавать свои сообщения и устанавливать эффективный диалог со своей аудиторией.
Когда мы видим плакат, насыщенный визуальными элементами и изобилующий различными типографиками на рекламном щите, мы, скорее всего, проигнорируем его напрямую. Эти законы позволяют нам понять, что «меньше значит больше».
Если мы хотим создать запоминающиеся образы, которые попадут непосредственно к нашим получателям, что мы должны выбрать? является наиболее важной частью нашего сообщения. Мы должны выразить это как можно яснее. Все внимание должно быть сосредоточено на самом важном без посторонних отвлекающих факторов.
Гештальт Теория: Терапия
Эта терапия основана на гуманистическом подходе , который рассматривает людей как активных и независимых существ. Он анализирует человеческий разум с его самой трансцендентной стороны, исследует его функционирование с целостной точки зрения и фокусируется на положительных аспектах жизни.
Теория гештальт-терапии принимает кантианскую идею о том, что мы не можем знать, как обстоят дела на самом деле, если только мы их переживаем. Каждый человек представляет свои собственные мысли, переживания, желания и другие сложности. Наша изменчивость предполагает, что каждый человек рассматривается индивидуально. Эта терапия также имеет сходство с буддизмом, поскольку направлена на развитие внимания и осознания.
Теория гештальт-терапии начала разрабатываться Фрицем Перлзом в 1940-х годах. Для этого автора у каждого из нас есть своя правда и он сосредоточил внимание на творческом потенциале каждого человека. Перлз подчеркивал, что восприятие — это ключ к реальности, и мы несем ответственность за его изменение. Он составил предложение, обобщающее его мысли:
Я делаю то, что делаю, а вы делаете то, что делаете. Я в этом мире не для того, чтобы оправдывать ваши ожидания, а вы в этом мире не для того, чтобы оправдывать мои ожидания. Ты это ты, а я это я, и если случайно мы встретимся, это будет прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь — Фриц Перлз
Гештальт-терапия хочет, чтобы мы жили «здесь и сейчас», не притворяясь кем-то, кем мы не являемся. Намерение состоит в том, чтобы мы росли лично и имели четкую идентичность. Терапевт и пациент сотрудничают в этом процессе, не создавая иерархии, они два человека с общей целью.
Что может дать нам гештальт-теория?
Мы можем применить все, что мы прочитали в этой статье, в нашей повседневной жизни. Большими преимуществами гештальт-теории являются ее применение к повседневным областям и простота ее подходов.
Ваши идеи помогают нам лучше понять, как мы обрабатываем и интерпретируем реальность. Например, они объясняют некоторые оптические иллюзии или наше поведение, когда мы идем по улице и группируем различные элементы вместе, вместо того, чтобы обращать внимание на каждый из них.
Кроме того, гештальт может помочь нам в повседневных задачах, таких как решение проблем, побуждая нас быть более творческими и организованными. С другой стороны, мы можем следовать некоторым указаниям гештальт-терапии, чтобы способствовать нашему личностному росту.
Критика гештальт-теории
Их идеи по-прежнему успешны, но они не избавлены от критики. Некоторые эксперты считают свои перцептивные организационные подходы расплывчатыми и двусмысленными. Кроме того, другие специалисты утверждают, что их эксперименты не были достаточно научными.
С другой стороны, гештальт-терапию обвиняют в ее индивидуализме. Они предлагают, чтобы каждый человек нашел свой собственный путь в изоляции, а не углублял свою социальную сторону. Это может привести к эгоистичному поведению. Однако его последователи утверждают, что нам нужно сначала открыть себя, чтобы потом соединиться с другими.
Существуют разные подходы к психологии, и мы не можем определить, кто прав. Тем не менее, можно комбинировать различные точки зрения, чтобы разработать более полные и интегративные объяснения.
Гештальт-теория: фундаментальные авторы
Эти психологи были наиболее важными представителями гештальт-теории. Их идеи продолжают пересматриваться и сегодня вдохновляют на новые теории.
1. Вольфганг К.
ö hler Основал это движение вместе с Коффкой и Вертхаймером. Его главный вклад заключался в обучении путем открытия, и он утверждает, что этот процесс является активным и динамичным.
Он показал, что шимпанзе пытаются решать проблемы методом проб и ошибок. После нескольких неудач в таких задачах, как поиск еды, приматы, с которыми он экспериментировал, казалось, размышляли над решением, пока не нашли его. Фактически, они смогли экстраполировать это на аналогичные новые ситуации.
2. Макс Вертхаймер
Феномен фи или кажущееся движение является его самым революционным открытием. Он заключается в восприятии движения из последовательности различных фрагментарных образов. Например, это происходит, когда мы воспринимаем последовательность кадров фильма так, как если бы это было реальное движение.
3. Курт Коффка
Его вклад был элементарным в нескольких областях. Он изучал память, обучение, восприятие, а также применял гештальт в таких областях, как детская психология.
Подчеркивалась необходимость рассматривать психические процессы с целостной точки зрения. Он также помог Вертхаймеру в его исследовании кажущегося движения, участвуя в нем в качестве субъекта.
4. Курт Левин
Он не был одним из основателей гештальт-теории. Однако он был выдающимся социальным психологом, который привнес идеи гештальта в эту область. Его исследование было больше сосредоточено на мотивации и психосоциальном вмешательстве с использованием гештальта.
Эти четверо психологов были вынуждены эмигрировать в Соединенные Штаты после того, как почувствовали угрозу со стороны нацизма.
Большое спасибо за чтение этой статьи. Мы надеемся, что гештальт-теория вдохновила вас. Если у вас есть какие-либо вопросы или вы хотите внести свой вклад, пожалуйста, не стесняйтесь комментировать.
Этот пост написан на испанском языке Айноа Арранз, а переведен Алехандрой Салазар.
Алехандра — клинический и медицинский психолог. Она детский специалист с дипломом по оценке и вмешательству при аутизме. Более 6 лет работала в разных школах с маленькими детьми и занималась частной практикой.