Гештальтпсихология ее основные представители: Гештальтпсихология основные положения. Понятие гештальтпсихологии.

представители, основные положения и понятия

Гештальтпсихология – это психологическое направление, зародившееся вследствие попыток трактовать, прежде всего, мыслительную деятельность, восприятие, мышление и непосредственно личность. Базисным объяснительным постулатом гештальтпсихология делает принцип целостности. Ключевым является, каким образом воспринимает информацию личность. Рассматриваемое направление возникло вследствие исследования восприятия. В фокусе его внимания сосредоточена характерная предрасположенность психики к преобразованию опыта в доходчивое понимание целое. Так, например, сознание в ходе восприятия букв с недостающими частями силится компенсировать пробел, поэтому человек узнает всю букву.

Представители гештальтпсихологии

Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.

Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.

Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М. Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.

Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».

Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.

Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.

Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.

Основные понятия гештальтпсихологии

Ключевая идея описываемого направления представлена «гештальтом», являющимся конфигурацией, паттерном, определённой формой построения отдельных элементов, создающей целостность. Отсюда, «гештальт» – это целостная конструкция, обладающая особыми спецификами, что отличает её от суммы собственных составляющих элементов. Так, например, человеческий портрет часто характеризуется определённым комплектом составных частей, однако в каждом конкретном случае человеческий образ воспринимается по-разному.

Дабы доказать факт целостности, Вертгеймер провёл опыт со стробоскопом, позволивший наблюдать иллюзию динамики двух поочередно мерцающих источников света. Движение было обманным, существовавшим исключительно в конкретном виде, который нельзя расчленить на отдельные элементы. Описываемое явление стало именоваться фи-феномен.

В дальнейших своих трудах Вертгеймер расширяет собственные воззрения также и на иные явления психики. Мыслительные процессы он рассматривает в качестве попеременной смены «гештальтов». Другими словами, есть возможность лицезреть под разными аспектами одну и ту же проблему согласно намеченной цели.

Отталкиваясь от приведённого выше, можно очертить основные идеи гештальтпсихологии, заключающиеся в следующем. Прежде всего, психические функции изначально являют собой целостность и отличаются наличием определённого строя, в котором можно определить составляющие структуры, являющиеся вторичным относительно этого строя.

Следовательно, предмет исследования гештальтпсихологии – это сознание, являющее собой динамическую неделимую структуру, в которой все составляющие взаимозависимы.

Ещё одной идеей рассматриваемого направления стала константность восприятия, которая заключается в сравнительной устойчивости восприятия отдельных характеристик вещей при преобразовании условий их осознания. К таким свойствам причисляют константность освещения или цвета.

Основываясь, на неизменности и неделимости восприятия, гештальтпсихологи выделили принципы организации формирования восприятия. Они акцентируют на подходе, говорящем о том, что формирование восприятия свершается в момент, когда индивид концентрирует внимание на интересующим его предмете: части ощущаемого поля между собой соединяются, становясь единым целым.

М. Вертгеймер определил принципы гештальтпсихологии и их последовательность: принципы близости, сходства, замкнутости, неделимости, фона и фигуры. Именно в соответствии с ними и происходит формирование восприятия.

Принцип близости заключается в объединении между собой и соединении в единую форму структурных элементов, расположенных в пространстве и времени вблизи друг от друга.

Схожие части воспринимаются цельно, образуя замкнутый круг – в этом состоит принцип схожести.

Направленность на завершение индивидом незаконченных фигур формирует принцип замкнутости.

Принцип целостности заключается в достраивании человеком неполных фигур до примитивного целого (здесь прослеживается направленность на упрощение целого).

Принцип фона и фигуры состоит в восприятии человеком в качестве фигуры на не столь структурированном фоне объектов, наделяемых им определённым смыслом.

Исследования К. Коффки позволили разгадать, как именно образуется восприятие человеческого индивида. Благодаря ряду опытных исследований, у него получилось определить, что малыш рождается с несозревшими «гештальтами», расплывчатыми образами внешней среды. Так, к примеру, любое видоизменение внешности папы, приводит к тому, что малыш его не узнает. Учёный выдвинул предположение, заключающееся в формировании «гештальтов», как образов внешнего мира, созревающих у человеческого индивида по мере взросления, приобретая более чёткие значения, то есть, становясь более ясными и разграниченными.

Детально изучая цветовое восприятие, Коффка привел доводы того, что человек различает отношение цветов между собой, а не сами цвета. Анализируя процесс формирования цветового восприятия, он заметил, что малыш изначально способен различать между собой лишь предметы, имеющие какой-то окрас и бесцветные предметы. При этом окрашенные объекты кажутся ему фигурами, а неокрашенные – фоном. Затем, добавляются холодные цвета и тёплые оттенки, в более взрослом состоянии эти тона подразделяются на более определённые цвета. Отсюда, он заключил, что в созревании восприятия центральная роль отдана фигуре и фону, на котором она показана. Следствием этого стал закон «трансдукции», гласящий, что индивидом воспринимаются именно соотношение цветов, а не цвета.

Эксперименты, проводимые В. Кёлером с шимпанзе, дали ему возможность понять, что задача, поставленная перед животными, решается либо вследствие внезапного осознания, либо путём попыток и промахов. Базируясь на результатах опыта, он выдвинул предположение: объекты, находящиеся в поле видения животным, несвязанные между собой, при решении любой задачи объединяются в целостную структуру, восприятие которой содействует разрешению проблемы. Подобное структурирование возникает мгновенно, то есть происходит инсайт, осознание.

К. Левин, в свой черёд, обосновал предположение, что базисный «гештальт» является полем, функционирующим как неделимое пространство, а некоторые составляющие к нему присоединяются. Личность обитает в заряженном психологическом пространстве частиц. Валентность каждого объекта, находящегося в таком пространстве, бывает отрицательной и положительной. Разнообразие предметов, окружающих индивида, способствует зарождению потребностей. Эти потребности могут обнаруживаться наличием напряжения. Поэтому, для достижения гармонии индивиду необходимо удовлетворить собственные потребности.

Основные положения гештальтпсихологии

Рассматриваемое направление психологии построено на «гештальтах», являющихся структурами организации, создающей цельность психологических явлений. Представители гештальтпсихологии тематикой своих изысканий считали анализ психики, исследование познавательных функций, структуры и динамики формирования личности. Процессы, проистекающие в мозге, схожи с явлениями, наблюдающимися во внешнем мире, осознаваемыми людьми в мыслях и переживаниях. Каждый индивид способен осмыслить свои переживания и отыскать выход из текущей ситуации.

Сегодня благодаря проведённым научным изысканиям раскрыты фактически все особенности восприятия. Помимо того доказан смысл этого процесса при развитии и созревании воображения, мыслительной деятельности и иных когнитивных функций.

Эксперименты, основанные на использовании феноменологического подхода, предоставили возможность установить, что частицы поля зрения соединяются в зависимости последовательности факторов в перцептивное построение. Такими факторами служит близость частиц, их схожесть, замкнутость, симметричность. Следствием этого стало положение о целостности образа, являющегося динамичным строением и образующегося в соответствии с особыми законами организации.

Представители рассматриваемого течения психологии определили такие базисные положения гештальтпсихологии. Сознание является динамическим и целостным пространством, в котором, постоянно взаимодействуя друг с другом, находятся все его точки. Сознание изучается с помощью гештальтов, являющимся неделимым феноменом.

Гештальты анализируются путём объективного созерцания и отображения сути восприятия. Основой восприятия ощущения не являются, поскольку ощущения существовать физически не могут. Базисным процессом психики является зрительное восприятие, определяющее сформированность психики и подчинённое собственным закономерностям. Интеллектуальные операции представляют собой процесс, не формирующийся на основе опыта. Они являются процессом разрешения конкретных задач, осуществляемыми через «инсайт».

Законы гештальтпсихологии

Изначально последователи гештальтпсихологии ограничивались исследованием феноменального поля, представляющего собой совокупность переживаний людей «здесь и сейчас». Однако впоследствии они расширили тематику своих трудов. В сравнении с предшествующими течениями психологии, гештальтпсихология внесла значимый вклад в направлении объективизации понятия о восприятии. В целом, гештальтпсихология изучает психику с позиции неделимых структур, первичных в отношении определённых элементов. Адепты этой школы выступали против концепции эмпатии, перенеся упор с сознания, чувствующего индивида на свойства воспринимаемой фигуры. Рассматриваемое течение особенно направлено на искусство. Поэтому в его рамках сформирована гипотеза, заключающаяся в воплощении художественной формой в себе наиболее фундаментальных структур эмоций. Это и определяет её стержневую задачу – опознание такой структуры.

В аспекте проблематики гештальтпсихологии интеллектуальные процессы являются попеременной сменой «гештальтов». Проще говоря одно событие рассматривается с различных сторон.

Таким образом, гештальтпсихология кратко и понятно – ветвь психологической науки о функционировании психики, пытающаяся пояснить процессы интеллектуальной деятельности и перцепции.

Сознание является основным, на чём делает акцент гештальтпсихология. Это динамическое целое, в котором все структурные элементы взаимодействуют между собой. Ярким аналогом служит сбалансированное функционирование организма – он работает бесперебойно и прилежно долгие годы, при этом состоя из огромного числа взаимозависимых систем.

Гештальт являет собой единицу сознания, неделимую образную структуру. Гештальты изучаются посредством метода наблюдения с последующим описанием содержимого восприятия. Человеческое восприятие исходит не от чувств, поскольку в реальности они не существуют.

Зрительное восприятие считается ключевым психическим процессом, который определяет уровень созревания психики.

Мыслительная деятельность не состоит из набора навыков, выработанных путём проб и промахов. Она является операционной деятельностью, направленной на решение задач, которая осуществляется посредством структурирования поля, иначе говоря, через инсайт.

Образовавшиеся «гештальты» всегда представляют неделимость, завершённые структуры, имеющие резко ограниченные контуры, характеризующиеся уровнем чёткости и замкнутостью либо разорванностью очертаний, являющиеся фундаментом гештальта. Ключевое свойство гештальта заключается в тяготении к завершённости.

При обрисовке гештальта также применяется понятие важности. Элементы целого могут быть неважными, а целое – важным, и наоборот. Всегда важнее фона будет фигура. Также важность иногда распределяется таким образом, что все элементы становятся одинаково значимыми.

Ниже приведены основополагающие законы гештальтпсихологии.

Психика откликается на соотношение раздражителей – в этом заключается закон транспозиции. Другими словами, элементы объединяются, когда существуют хоть какие-нибудь сходные признаки, например симметрия.

Закон константности гласит, что всё тяготеет к постоянству.

Закон прегнантности говорит, что существует стремление воспринимать самую стабильную и простую фигуру из потенциальных перцептивных альтернатив.

Тенденция к слиянию в единый образ структур, смежных в пространственно-временном аспекте, называется законом близости. Человек проще всего объединяет сходные предметы.

Заполнение промежутков в рассматриваемой фигуре именуется законом замыкания. Когда субъект видит нечто ему непонятное, мозг его стремится преобразовать, перевести воспринимаемое в понятный для него предмет. Иногда в этом может таиться опасность, поскольку индивиды начинают видеть несуществующее в действительности.

Положения гештальтпсихологии используются во многих направлениях психологии. Также сложно сегодня представить такие течения, как когнитивная психология или необихевиоризм без подходов гештальтпсихологии.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

представители, понятие, принципы, способы и характеристики

Гештальтпсихология является направлением в психологии, которые возникло в Германии. Она позволяет изучить и понять психику с точки зрения целостных структур, которые первичны по отношению к определенным компонентам.

Данная статья позволит понять, что такое теория гештальтпсихологии и кто является ее представителями. Далее будут рассмотрены такие моменты, как история возникновения этого направления психологии, а также какие принципы заложены в его основу.

Определения и понятия

Прежде чем рассмотреть идеи и принципы, необходимо дать определение основным понятиям гештальтпсихологии. Это психологическое направление, которое нацелено на объяснение восприятия, мышления и личности в целом.

Данное направление построено на гештальтах – формах организации, которая создает целостность психологических явлений. Другими словами, гештальт – это некая структура, обладающая целостными качествами, в отличие от суммы своих составляющих. К примеру, портрет или фотография определенного человека включает в себя набор определенных элементов, однако другие люди воспринимают образ в совокупности (при этом в каждом отдельном случае он воспринимается по-разному).

История возникновения данного психологического направления

История развития направления гештальтпсихологии берет свое начало в 1912 году, когда Макс Вертгеймер выпустил свою первую научную работу на данную тематику. Этот труд основывался на том, что Вертгеймер поставил под сомнение общепринятое представление о наличии отдельно существующих элементов в процессе восприятия чего-либо. Благодаря этому 20-е годы вошли в историю как период развития школы гештальтпсихологии. Основные личности, которые фигурировали в зарождении данного направления:

  1. Макс Вертгеймер.
  2. Курт Коффка.
  3. Вольфганг Келер.
  4. Курт Левин.

Эти ученые внесли неоценимый вклад в развитие данного направления. Однако подробнее об этих представителях гештальтпсихологии будет рассказано немного позже. Эти люди ставили перед собой сложную задачу. Первые и основные представители гештальтпсихологии являлись теми, кто хотел перенести физические законы на психологические явления.

Принципы данного психологического направления

Представители гештальтпсихологии установили, что единство восприятия, а также его упорядоченность достигаются на основании следующих принципов:

  1. Близость (стимулы, которые имеют близкое расположение, имеют тенденцию восприниматься не в отдельности, а совокупно).
  2. Схожесть (стимулы, имеющие похожий размер, форму цвет или же очертание, восприниматься совокупно).
  3. Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности).
  4. Замкнутость (описывает тенденцию завершать какую-либо фигуру так, что она приобретает целостную форму).
  5. Смежность (близкое положение стимулов во времени и пространстве).
  6. Общая зона (принципы гештальта формируют повседневное восприятие так же, как и прошлый опыт).
  7. Принцип фигуры и фона (все, что наделяется смыслом, выступает в роли фигуры, которая имеет менее структурированный фон).

Руководствуясь данными принципами, представители гештальтпсихологии смогли определить основные положения данного направления психологии.

Основные положения

Исходя из принципов можно описать основные положения следующим образом:

  1. Все процессы психологии – это целостные процессы, имеющие свою структуру, имеющую свой набор конкретных элементов, которые всегда будут вторичными по отношению к ней. Исходя из этого предмет гештальтпсихологии – это сознание, которое имеет структуру, наполненную тесно связанными элементами.
  2. Восприятие имеет такую особенность, как константность. Это говорит о том, что константность восприятия – это относительная неизменность определенных свойств, которыми обладают предметы (при наличии изменений условия восприятия). К примеру, это может быть константность освещения или же цвета.

Основополагающие идеи гештальтпсихологии

Представители данной школы определили такие основные идеи данного направления психологии:

  1. Сознание – это целостное и динамическое поле, в котором все его точки находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
  2. Создание анализируется при помощи гештальтов.
  3. Гештальт – целостная структура.
  4. Гештальты исследуются путем объективного наблюдения и описания содержаний восприятия.
  5. Ощущения не являются основой восприятия, так как первое не может существовать физически.
  6. Основной психический процесс – это зрительное восприятие, которое определяет развитость психики и подчинено своим закономерностям.
  7. Мышление – это процесс, который не формируется на основании опыта.
  8. Мышление является процессом решения определенных задач, который осуществляется через «инсайт».

Определив, что это за направление в психологии, а также разобравшись в его основах, следует более подробнее описать, кто является представителями гештальтпсихологии, а также какой вклад они внесли в развитие этой научной области.

Макс Вертгеймер

Как уже отмечалось ранее, Макс Вертгеймер является основоположником гештальтпсихологии. Родился ученый в Чехии, однако свою научную деятельность он вел в Германии.

Согласно историческим данным, Макса Вертгеймера во время отдыха посетила мысль провести эксперимент для того чтобы понять, почему человек может видеть движение определенного предмета в тот момент, когда в действительности оно отсутствует. Сойдя на перроне Франкфурта, Вертгеймер приобрел самый обычный игрушечный стробоскоп с целью провести эксперимент прямо в отеле. Уже спустя некоторое время ученый продолжил свои наблюдения в более официальной обстановке во Франкфуртском университете.

В целом данные исследования были направлены на изучение восприятия движения предметов, которого не происходит на самом деле. В ходе эксперимента ученый использовал термин «впечатление движения». При помощи такого прибора, как тахистоскоп, Макс Вертгеймер пропускал луч света через небольшие отверстия игрушки (одна прорезь игрушки располагалась вертикально, а вторая имела отклонения от первой на двадцать — тридцать градусов).

В процессе исследования луч света пропускали через первую прорезь, а потом через вторую. Когда свет проходил через вторую щель, то интервал времени увеличивали до двухсот миллисекунд. В этом случае участники эксперимента наблюдали, как свет появляется сначала в первой, а в последующем и во второй щели. Однако если временной промежуток освещения второй прорези сокращали, то создавалось впечатление, что обе щелочки освещены постоянно. А при освещении второй прорези на протяжении 60 миллисекунд казалось, что свет постоянно перемещается от одной прорези ко второй, а затем возвращается обратно.

Ученый убедился, что такое явление по-своему является элементарным, но в то же время представляет нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. В последующем Макс Вертгеймер дал этому явлению название «фи-феномен».

Многие пытались опровергнуть результаты этого эксперимента. В частности, теория Вундта подтверждала, что должно было создаваться восприятие двух световых полосок, находящихся по соседству, но при этом ничего более. Однако насколько бы строго ни проводилась интроспекция в эксперименте Вертхеймера, полоска продолжала двигаться, и объяснить это явление при помощи имеющихся теоретических позиций никак не удавалось. В данном эксперименте целым являлось движение световой линии, а суммой составляющих элементов – две неподвижные линии света.

Опыт Вертхеймера бросил вызов привычной атомистической ассоцианистской психологии. Результаты эксперимента были опубликованы в 1912 году. Так было положено начало гештальтпсихологии.

Курт Коффка

Еще одним представителем гештальтпсихологии является Курт Коффка. Он был немецко-американским психологом, который вел свою научную деятельность вместе с Вертхеймером.

Он посвятил достаточное время тому, чтобы понять, как устроено восприятие и из чего оно формируется. В процессе своей научной деятельности он установил, что появляющийся на свет ребенок еще не имеет сформированных гештальтов. К примеру, маленький ребенок может и не узнать даже близкого человека, если тот изменит некоторые детали своей внешности. Однако в процессе жизнедеятельности у любого человека происходит формирование гештальтов. Со временем ребенок уже становится способным узнать маму или бабушку, даже если они сменят цвет волос, стрижку или любой другой элемент внешности, отличающий их от других, посторонних женщин.

Вольфганг Келер (Келлер)

Гештальтпсихология как научная область многим обязана этому ученому, так как он написал множество книг, которые стали основой теории, и провел несколько удивительных экспериментов. Келер был уверен, что физика как наука должна иметь определенную связь с психологией.

В 1913 году Келер отправился на Канарские острова, где он изучал поведение шимпанзе. В одном из экспериментов ученый помещал банан для животных за пределы клетки. Фрукт был обвязан веревкой, и шимпанзе легко решал эту задачу – животное просто тянуло за веревку и приближало к себе угощение. Келер сделал вывод, что это простая задача для животного, и усложнил ее. Ученый протянул к банану несколько веревок, и шимпанзе не знал, какая из них ведет к угощению, поэтому чаще ошибался. Келер сделал вывод, что решение животного в этой ситуации является неосознанным.

Ход другого эксперимента был немного другим. Банан помещали все так же за пределами клетки, а между ними клали палку (напротив банана). В этом случае животное воспринимало все предметы как элементы одной ситуации и с легкостью пододвигало к себе лакомство. Однако когда палка лежала в другом конце клетки, шимпанзе не воспринимало предметы как элементы одной ситуации.

Третий эксперимент проводился в похожих условиях. Точно так же банан помещался вне клетки на недоступном расстоянии, а обезьяне давали в руки две палки, которые были слишком короткими, чтобы достать фрукт. Для решения задачи животному было необходимо вставить одну палку в другую и достать угощение.

Суть всех этих экспериментов сводилась к одному – сравнить результаты восприятия объектов в различных ситуациях. Все эти примеры, точно так же, как и эксперимент Макса Вертгеймера со светом, доказали, что перцептивный опыт имеет качество целостности (законченности), чего не имеют его составляющие. Другими словами, перцепция – это гештальт, а попытка разложить его на составляющие оканчивается неудачей.

Исследования дали понять Келеру, что животные решали поставленные задачи либо путем проб и ошибок, либо при помощи внезапного осознания. Таким образом был сформирован вывод – объекты, лежащие в поле одного восприятия и не связанные между собой, при решении задач соединяются в общую структуру, осознание которой помогает решить проблему.

Курт Левин

Этот ученый выдвинул теорию, сравнивающую давления социума, определяющее поведение человека с различными физическими силами (внутренние – чувства, внешние — восприятие чужих желаний или ожиданий). Данная теория имеет название «теория поля».

Левин утверждал, что личность – это система, в которой есть субсистемы, находящиеся во взаимодействии. Проводя свои эксперименты, Левин отмечал, что когда особенность активна, состояние субсистемы напряжено, а при прерывании деятельности оно все равно будет в напряжении до момента возвращения к выполнению действия. В случае если логическое завершение действия отсутствует, то напряжение субституируется или дренажируется.

Говоря простыми словами, Левин пытался доказать взаимосвязь поведения человека и окружения. Данный ученый ушел от идей влияния опыта на структуру личности. Теория поля гласит, что человеческое поведение абсолютно не зависит от будущего или прошлого, но при этом оно зависит от настоящего.

Гештальтпсихология и гештальт-терапия: определение и отличия

В последнее время гештальт-терапия стала очень популярным направлением психотерапии. Методы гештальтпсихологии и гештальт-терапии различны, а также вторая чаще поддается критике со стороны приверженцев первой.

Как утверждают одни источники, Фриц Перлз – ученый, который считается основателем гештальт-терапии, не имеющей отношения к научной школе гештальтпсихологии. Он синтезировал психоанализ, идеи биоэнергетики и гештальтпсихологии. Однако от школы, которую основал Макс Вертгеймер, в данном направлении терапии нет ничего. Некоторые источники утверждают, что на самом деле привязка к гештальтпсихологии являлась всего лишь рекламным ходом, для привлечения внимания к синтезированному направлению психотерапии.

При этом другие источники отмечают, что такая терапия все-таки связана со школой гештальтпсихологии. Однако это связь не прямая, но она все же есть.

Заключение

Разобравшись подробным образом в том, кто является представителями гештальтпсихологии, а также что представляет собой это направление научной деятельности, можно сделать вывод, что оно направлено на изучение восприятия, которое является целостной структурой.

Гештальт-подходы со временем проникли во многие научные области. К примеру, в патопсихологии или теории личности, а также такие подходы встречаются в социальной психологии, психологии научения и восприятия. На сегодняшний день тяжело представить такие научные области, как необихевиормзм или когнитивную психологию, без гештальтпсихологии.

Как уже было отмечено ранее, основными представителями гештальтпсихологии являются Вертгеймер, Коффка, Левин и Келер. Узнав о деятельности этих людей, можно понять, что данное направление сыграло огромную роль в развитии мировой психологии.

ГЕШТАЛЬТ

ГЕШТАЛЬТ

«Гештальт-теория началась в конце 19 века в Австрии и на юге Германии как протест против раздробленности ассоциативных и структурных школ анализ опыта атомистического элементов.» Макс Вертхаймер, Вольфганг Кхлер и Курт Коффка сотрудничал, чтобы основать гештальт. (Британника) Ранние исследования иметь дело с иллюзия, например, треугольник Канижи, который мы использовали в качестве фона для многих наших страниц.

Когда вы смотрите на Треугольник Каниши, граница видна там, где воспринимается белый цвет. треугольник соответствует белому фону; граница между белым и белым!
«Гештальт-психологи (Коффка, 1935; Кхлер, 1940) считали что ряд врожденных склонностей влияет на то, как мы видим. В то время как многие современные психологи утверждают, что даже эти тенденции результат опыта и обучения, все согласны с тем, что они сильны и практически универсальные тенденции» (Дарли и др. 114).

Дэвид Марр, который думал, что многие, кто исследовал взгляды были «введены в заблуждение кажущейся простотой акта видения», подошел к вопросу на более базовом уровне: как он распознает линии и другие элементы. (30 марта)

Посмотрите на изображение (Гомбрих 104) из «The < > должен делай»

Какое второе слово, исписанное чернилами пятно? Наши знания римлян буквы и общеупотребительные английские слова, грамматика и фразы ведут многих из нас сделать вывод, что законченное предложение читается работа должна получить Выполнено. (Реже пятно также может быть трактуется как импрессионизм. силуэт осла, приговор чтение: ослик должен получить Выполнено. Однако такое восприятие появляется спонтанно только через несколько лет васкетбол.) Возможность интерпретировать блоб поскольку слово «работа» больше впечатляет, учитывая, как мало слов мы на самом деле видел. (Гомбрих 104)

Эта способность может ввести в заблуждение Что ж. Обратите внимание, что изображение ниже страница, которая выглядит как абзац на первый взгляд, но на самом деле состоит из бессмысленных символов. Мы обмануты, потому что эти символы напоминают латинские буквы и сгруппированы как слова.

Поскольку мы знаем, что у планеты Сатурн есть кольца, мы можем вывести их из фотография планета, формы мы видим кольца.
Однако, рисунки, сделанные астрономом Гевелием Сатурна, показывают что он не есть кольца «в уме» в то время.
Аналогично, Томас Рисунки Харриота с луной отражают его невежество. своей природы.
акварели Галилея являются свидетельством к его пониманию, а также к его таланту.


подделка абзац (Гомбрих 97)

Люди в значительной степени полагаются на предварительно сформированные представления мира. «А классический вопрос, поставленный перед философ Джон Локк своим другом Уильямом Молинье. . .: Будет ли мужчина слепой от рождение, захватившее пространство прикосновением и движением, сможет смысл и интерпретация визуальное пространство, если бы его зрение вдруг вернулся?» (Эдельман 41) Интересный случай видения Инвалидность — это история человека, который пришлось научиться видеть. Слепой с тех пор рождения, он приобрел зрение после операция. Однако ему пришлось научиться связать этот новый сенсорный ввод с представлениями уже в его мозг. Без возможности визуализировать карту восприятие названных предметов с известные функции, мир был бессмысленным размытие.

Только после того, как он одновременно смотрел и чувствовал скульптуру, мог ли он начать систематизировал увиденное. Слепой пропустил критический период во время какие люди с нормальным зрение соединяет зрение и реальность. Ответ на вопрос Молинье: да он может научиться видеть, но только очень медленно.

Гештальт-теория: Общество гештальт-теории и ее приложений (GTA)

Essentials of


Gestalt Theoretical Psychotherapy

Edited by Gerhard Stemberger

Co-authored by
Doris Beneder
Angelika Böhm
Thomas Fuchs
Bernadette Lindorfer
Edward Ragsdale
Gerhard Stemberger
Katharina Sternek
Giancarlo & Elena Trombini
Анджей Жучковски

184 страницы; печатное издание: 14,00 евро; Электронная книга 9,99 евро
Содержание, обзор и введение
Информация и заказ : в BoD-Bookshop

 ************************ *

С самого начала особый холистический и феноменологический подход гештальт-психологии, ее идеи и результаты исследований произвели глубокое впечатление на многих людей, интересующихся психическим здоровьем и клиническим применением психологических идей.

Но эта клиническая область применения формирующегося нового научного подхода гештальт-теории не была основным направлением исследовательской работы основных основоположников гештальт-теории (Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка) и их учеников и сотрудников на первом этапе. развития гештальт-теории. По ряду важных причин они выбрали первичным полем исследования восприятие, а затем процессы мышления и решения проблем.

На этих ранних этапах развития гештальт-психологии именно их коллега Курт Левин взялся за сложную задачу применения этого нового направления мышления в более широком масштабе человеческого поведения, дополненного работой гештальт-психолога Адемара Гелба и целостного невролог Курт Гольдштейн по вопросам функционирования организма в целом. Поскольку в центре внимания исследований и применения гештальт-теории — по крайней мере, в отношении ее основателей и главных соавторов — на этом первом этапе развития и продвижения не стояли клинические вопросы и приложения, те студенты и люди, интересующиеся этими конкретными областями, более или менее усвоили свои знания.

сделать свои выводы и найти способы применения новых идей в клинической практике. И действительно, многие из них так и поступили: некоторые из учеников и сотрудников основателей гештальт-теории, позже работая в области медицины, нашли свои собственные специфические способы применения гештальт-психологии в клинической психологии, психопатологии и психотерапии.

Например, гештальт-психология оказала глубокое влияние на основателей группового психоанализа Фоулкса и Биона и последующих направлений групповой терапии, она оставила свой след в мышлении многих психоаналитиков, связанных с теорией и практикой индивидуальных психологов в традициях Альфреда. Адлера, вошел в психопатологические и перцептивно-психологические основы кататимно-имагинативной психотерапии Г. Х. Лейнера и, возможно, наиболее широко известный, оказал глубокое влияние на Фредерика и Лору Перлз в развитии их психотерапевтического подхода, позже даже вольно названного «гештальт-терапией». ссылаясь на гештальт-психологические корни их конкретного подхода.

Хорошо известно, что гештальт-терапия, предложенная Fritz Perls et al. нашла очень критический и противоположный прием у многих представителей академической гештальт-психологии. Рудольф Арнхейм, Мэри Хенле, Соломон Аш и другие гештальт-психологи и ученые считали, что гештальт-терапия Фрица Перлза и других не имеет ничего общего с гештальт-теорией, выдвинутой Кёлером, Коффкой, Вертхаймером, Левином, Мецгером и др. Например, Мэри Хенле написала довольно обстоятельную (и язвительную) статью о «Гештальт-психологии и гештальт-терапии», опубликованную в Журнал истории поведенческих наук 14 (1978). Хотя с теоретической и научной точки зрения кто-то склонен разделять большинство ее конкретных точек зрения критиков, предполагается, что общее суждение о работе Perls et al. должен быть более дифференцированным. Нужно преодолеть первое разочарование (вызванное довольно жестоким искажением гештальт-психологических терминов и понятий в его несколько слабых теоретических работах) и более внимательно взглянуть на творческий путь, которым они имплицитно реализовали несколько гештальт-психологических открытий и мыслей в своих работах. практическая работа. Тогда можно увидеть некоторые основные и важные соответствия гештальт-терапии и гештальт-теории, которые могут быть полезными и вдохновляющими (см., например, работу Жоржа Волланта «Терапия ситуации», в которой показаны некоторые возможности применения гештальт-теории в Гештальт-психотерапия; о новых разработках гештальт-терапии на международном уровне см. «Новости гештальта» и «Заметки»).

Менее известны, хотя и не менее важны, применения гештальт-теории в клинической сфере несколькими студентами, которые были ближе к основателям гештальт-психологии и более образованы и глубоко укоренились в гештальт-психологии (чем, например, Фриц Перлз), например Авраам С. Лучинс, Эрвин Леви, Дж. Ф. Браун, М. Харроуэр и другие. Но их индивидуальные усилия и вклад в применение и продвижение гештальт-психологии в клинической сфере не оказали влияния на общее развитие психотерапии, которого они заслуживали, и до сих пор почти не известны в психотерапевтическом сообществе. И поскольку этим пионерам не хватало необходимой поддержки сети сотрудничающих людей в одной и той же области по нескольким причинам, их усилия не привели к систематической разработке применения гештальт-психологии в психотерапии.

Ганс-Юрген П. Вальтер, немецкий гештальт-психотерапевт и ученик гештальт-психолога Фридриха Хоэта, находившийся под влиянием Вольфганга Мецгера, одного из самых выдающихся представителей немецкой гештальт-психологии «второго поколения» (посетите АРХИВ ГЕШТАЛЬТ, чтобы прочитать избранные статьи Мецгера на английском языке), взялся за такую ​​систематическую разработку в 1970-х годах в Германии, написав первый набросок подлинной гештальт-теоретической концепции психотерапии на основе работ Вертгеймера, Келера, Коффки, Левина, Мецгера и др. др. и в то же время обеспечивая основу для интеграции концепций и опыта других, совместимых школ психотерапии. [См. «Gestalttheorie und Psychotherapie» (Westdeutscher Verlag, 3-е изд., 19).94; ISBN 3-531-12621-0. Щелкните здесь для обзоров на английском языке)]. В группе психотерапевтов, получивших образование в области гештальт-психологии, большинство из которых из Германии и Австрии, работа Вальтера и его коллег привела к развитию гештальт-теоретической психотерапии, , которая в настоящее время является хорошо зарекомендовавшим себя психотерапевтическим подходом в немецкоязычных странах. прежде всего в Австрии, где он сам по себе имеет статус одобренного государством научного метода психотерапии (помимо психоанализа, поведенческой терапии, системной терапии, интегративной гештальт-терапии, роджерианской терапии, психодраматической терапии и других).

Английские тексты по гештальт-теоретической психотерапии долгое время были редкими: статья Уолтера «Когнитивно-поведенческая терапия и гештальт-теоретическая психотерапия: сравнение с точки зрения «самоопределения»» была опубликована на английском языке в журнале E- журнал ГЕШТАЛЬТ!. Его статья «Какое отношение между собой имеют гештальт-терапия и гештальт-теория?» был опубликован на английском языке в «The Gestalt Journal» (весенний выпуск 1999 г., стр. 45-68). Синопсис Х.-Дж. «12 характеристик гештальт-ориентированной психотерапевтической работы» Вальтера были опубликованы на португальском языке М. Азеведу Фернандесом: «Sobe a psicologia da forma e od 12 preceitos de H. -J. Walter» .
См. также обсуждения на Behavior Online Forum (BOL) по общим и конкретным вопросам: ТЕОРИЯ ГЕШТАЛЬТОВ И ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (1996/1997) — с Томасом Фуксом и др.; ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ И ГЕШТАЛЬТ-ТЕОРИЯ (1997) — совместно с Герхардом Штембергером и соавт. ; РИСУНОК/ФОН В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ И В ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИИ (1998) — совместно с Герхардом Штембергером и соавт.
Англоязычную статью об основах гештальт-теоретической психотерапии и диагностики Герхарда Штембергера можно найти в книге: Психотерапевтическая диагностика. Руководство по новому стандарту (Вена/Нью-Йорк: Springer 2008).

В 2021 г. был опубликован специальный выпуск «Gestalt Theory — An International Multidicular Journal» 43(1), в котором представлено несколько статей на английском языке по основам гештальт-теоретической психотерапии :

Gerhard Stemberger (Вена и Берлин):
Психотерапия: вызов и сила последовательности
Катарина Штернек (Вена):
Критический реализм: эпистемическая позиция гештальт-теоретической психотерапии
Бернадетт Линдорфер (Вена):
Теория личности в гештальт-теоретической психотерапии: пересмотр теории поля Курта Левина и его теории систем в напряженности
Герхард Штембергер (Вена и Берлин):
Эго и Я в гештальт-теории
Анжелика Бём (Мистельбах и Вена) ):
Основные принципы терапевтических отношений и практики в гештальт-теоретической психотерапии
Томас Фукс (Бонн):
Гештальт-теоретическая психотерапия – клинический пример
Джанкарло Тромбини, Елена Тромбини, 8 Болонья), Герхард Штембергер (Вена и Берлин):
Примирение временных перспектив как критерий завершения терапии
Эдвард С.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts