Античная психология. Учение античных врачей
Гиппократ Герофил Эразистрат Гален
Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.
Гиппократ (460 —377 гг. до н.э.) — «отец медицины».
Он собрал и систематизировал почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Главное, что отстаивал Гиппократ, — это эмпирический характер медицинского знания. Он доказывал, что оно не может строиться без опытных исследований, на основе одних рассуждений, что отвлеченные понятия холодного или теплого, хорошего или плохого не применимы к медицине. Нет понятия теплоты вообще, есть более или менее теплые или холодные вещества, которые приносят в разных ситуациях пользу или зло больному человеку.
В философии придерживался линии Демокрита и выступал как представитель материализма в медицине. Заложил принципы научного знания и научного исследования. Признавал опыт и наблюдение единственно плодотворным путем познания в медицине. Все болезни объяснял естественными причинами, выявление которых позволяет выработать правильные методы лечения. Требовал индивидуального подхода в каждом конкретном случае: врач не знает холодного и теплого вообще, но есть многие средства, действия которых различны в каждом индивидуальном случае; необходимо определить количественную меру, подобающую каждому конкретному случаю. Как и Алкмеон, Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг.
«И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное… удовольствия и тягость… От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, и являются нам страхи и ужасы… а также сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием — тогда человек здраво мыслит».
Наибольшую известность получило учение о темпераментах, основанное на сочетании 4 видов жидкости в организме.
По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока:
слизь (вырабатывается в мозгу),
кровь (вырабатывается в сердце),
желтая желчь (из печени),
черная желчь (из селезенки).
Как полагал Гиппократ, «из них состоит природа тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым».
Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека.
Преобладание крови — основа сангвинического темперамента (от лат. sanquis — кровь),
слизи — флегматического (от греч. phlegma — слизь),
желтой желчи — холерического (от греч. choie — желчь),
черной желчи — меланхолического (от греч. melaina choie — черная желчь).
Важным моментов в его теории было и понятие меры, которое он считал ведущим в эмпирической медицине, доказывая, что, хотя абстрактного понятия меры и не существует, опытный и умеющий наблюдать врач может вывести эту меру в каждом конкретном случае и для каждого больного. Понятие меры (кразис) стало главным и в концепции темперамента, при этом считалось, что отступление от нормы, нарушение (акразия) сочетания четырех видов жидкости ведет к ярким проявлениям того или иного темперамента.
Изучая проявления темперамента, Гиппократ ставил вопрос о его связи с образом жизни человека, понимаемом в самом широком смысле — от еды и питья до природных условий и особенностей общения. Таким образом, в учении Гиппократа впервые появились мысли о дифференциации, многообразии индивидуальных вариаций общего понятия человек. Поэтому в определенной степени можно говорить и о том, что Гиппократ был первым психологом, заговорившим об индивидуальных различиях, о дифференциальной психологии.
Гиппократ сформулировал основные положения врачебной этики. «Клятва Гиппократа» и в наше время сохраняет свое значение.
Гиппократ и Аристотель одними из первых связали психологию с естествознанием. Эта связь упрочилась в период эллинизма в работах Галена, а в средневековый период в исследованиях многих арабских мыслителей, которые являлись не только философами и психологами, но и врачами, — Ибн Сины, Ибн аль-Хайсама и др.
Античная медицина получила особенно интенсивное развитие в период эллинизма в связи с ростом античной науки в целом, ее дифференциацией на отдельные науки. Возникают крупные научные центры: в Пергаме (Малая Азия), на о. Родос, в Александрии (Египет), которая в III в. до н. э. при Птолемеях в силу исторически сложившихся обстоятельств становится главным центром античной культуры. Здесь начинает развиваться положительное знание. В Александрийском Музее — по существу Академии — работали основатель геометрии Евклид, гениальный математик Архимед, географ Эратосфен, исследователь живой природы Стратон, создатель геоцентрической системы астроном Клавдий Птолемей.
В Александрии некоторое время было разрешено вскрытие трупов «безродных» людей. Это способствовало важным открытиям, связанным с именами двух александрийских ученых-врачей — Герофила и Эразистрата.
Герофил, комментатор Гиппократа, врач Птолемея II, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Он описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал важное значение. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик.
Эразистрат, выходец из Книдской школы, подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины, связал богатство извилин мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными. С именем Эразистрата связано первое упоминание о патогенной роли задержанных эмоциональных переживаний.
Анатомо-физиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил знаменитый римский врач Клавдий Гален (ок. 130-200 гг.), автор сводного сочинения по медицине, анатомии и физиологии, которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Материальной основой качественно несходных процессов (питание, рост, размножение, ощущение, мышление) он называл пневму — особое жизнетворящее вещество. Различал два рода пневмы: животную, ее источник в сердце порождает физиологические функции, и психическую, ее источник в мозгу управляет произвольными движениями и психическими переживаниями. Пневма движется по нервам.
Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Предприняв серию опытов с перерезкой нервов, снабжающих различные мускулы, Гален пришел к выводу: «…врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, и ни единого чувства». Также экспериментально Гален установил функции спинного мозга. При поперечной перерезке спинного мозга уничтожалась произвольная подвижность и чувствительность всех частей тела, лежащих ниже перерезки, при этом паралич наступал от нарушения передних корешков, потеря чувствительности — задних. Таким образом, Гален различал по функции передние и задние корешки спинного мозга.
Ряд сочинений Гален посвятил головному мозгу. Критиковал аристотелевское понимание: мозг не является холодильником сердца, как думал Аристотель: он — седалище интеллекта и чувств.
Из более 400 работ Галена по медицине, философии и психологии наибольшее значение для последней имеет трактат «О частях человеческого тела», в котором описаны взаимосвязь жизнедеятельности организма и нервной системы. Гален считал, что органами психики являются мозг, сердце и печень. При этом, исходя из выделенных в учении Платона частей души, доказывал, что печень связана с вожделением, сердце — со страстями, а мозг — с разумом. Гален также высказал мысль о том,что именно желудочки мозга, а не кора, играют ведущую роль в мозговой активности, так как именно в них хранится психическая пневма. Большое значение имели и открытые им задние и передние корешки мозга, исследование которых впервые показало существование разных, специальных волокон, связывающих мозг с мышцами и органами чувств. Все эти данные позднее помогли раскрыть законы мозговой регуляции психики, рефлекса и т.д.
Гален также, развивая идеи Гиппократа об акразии и ее роли в формировании темперамента, высказывал гипотезу о том, что темпераментов не четыре, но много больше, в зависимости от разных сочетаний соков организма. Он выделял четыре начала всех вещей — теплое, холодное, сухое, влажное — и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. От комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 — некоторое отклонение от нормы. Описывая теплые (мужественные) или холодные (медлительные) типы, Гален подчеркивал, что темперамент имеет не только медицинское, но и психологическое значение, раскрывая специфику поведения человека в определенной ситуации. Преобладание определенных соков, теплого и холодного, связано, по его мнению, и с развитием аффектов.
Так, гнев он описывает как повышение сердечной теплоты, которая и приводит к возникновению определенного эмоционального состояния, осознаваемого как гнев. Таким образом, можно сказать, что в теории Галена закладывался периферический взгляд на происхождение эмоций, который впоследствии найдет воплощение в теории эмоций Джемса-Ланге.
Римский врач Аэций (V B. H. Э.) описал четыре темперамента, которые традиционно называют гиппократовскими.
К разделу естественно-научных относятся также знания о зрительном восприятии. Их сводку дал Александр Афродизийский (конец II — нач. III вв.), перипатетик, преподаватель философии в Афинах.
В психологических системах Античности душа отождествлялась с жизненным началом: в сферу душевных феноменов включались все процессы, обеспечивающие слаженную работу всех систем организма, в том числе пищеварение, дыхание и т. п. Внутренний мир еще не выделялся в качестве самостоятельного предмета исследования.
В неоплатонизме у его основателя Плотина (205 — 270) развивается учение о происхождении индивидуальной души от мировой души в процессе эманации (от лат.— истечение, исхождение), излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной — нисходящей — лестницей ступеней совершенства. Одной из ступеней на этой лестнице является душа как посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Плотин указывает на своеобразную природу души, которая проявляется в знании о себе самой. В этом признак человеческого духа.
Источник:
А.Н. Ждан История психологии
Т.Д. Марцинковская История психологии
Гиппократ и его учение о темпераменте.
Близкие к этим взглядам, и особенно к философии Эмпедокла, общие положения относительно природы в целом и человека в частности выдвигал крупный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир образуется из четырех стихий. Подобно всем другим телам, организм человека также представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции. Гармоническое сочетание стихий обусловливает физическое здоровье человека. Однако в результате внешних воздействий (климат, смена времени года, условия жизни, характер употребляемой пищи и т.д.) пропорция стихий может нарушаться и вызывать у человека болезни. Вариации в пропорции стихий у отдельных людей, лежат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижности, душевным способностям, склонностям и характеру.
Среди современников Анаксагора и Гиппократа из наиболее крупных философов античной эпохи особо выделяется Демокрит (460-370 гг. до н. э.) — ближайший ученик Левкиппа, философа, одно лишь имя которого дошло до наших дней, но которого в истории философии и психологии оценивают как дейного вдохновителя атомистического учения. Подлинным же основателем атомистического направления принято считать Демокрита, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Исходным положением в философской системе Демокрита является то, что за первооснову мира им принимаются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по своему составу образования, а атомы. Атомы меньше по величине, более легки, не делимы и не тождественны видимым предметам. Атомы различаются друг от друга по величине, форме и положению или повороту. Главным и необходимым условием движения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, он принял бы статически мертвый характер. Только благодаря пустоте атомы могут находиться в постоянном движении, а природа и мир в целом — в его вечном изменении и развитии.
Практика здравоохранения в Древней Греции: идеал Гиппократа
J Med Ethics Hist Med. 2014; 7: 6.
Опубликовано в Интернете 15 марта 2014 г. и лечение болезней, подчеркивая важность понимания здоровья пациента, независимости ума и необходимости гармонии между индивидуальной, социальной и природной средой, как это отражено в клятве Гиппократа.
Целью данного исследования было представить философию оказания медицинской помощи в Древней Греции и подчеркнуть влияние идеала Гиппократа на современную практику здравоохранения.
Обзор литературы был проведен с использованием методов просмотра в международных базах данных.
Согласно литературе, «здоровый дух в здоровом теле» был основным компонентом философии Гиппократа. В гиппократовском оказании помощи наблюдались три основные категории: укрепление здоровья, вмешательства при травмах, а также психиатрическая помощь и вмешательства в арт-терапию. Укрепление здоровья включало физическую активность как неотъемлемую часть физического и психического здоровья и подчеркивало важность питания для улучшения результатов на Олимпийских играх. Вмешательства по лечению травм включали хирургические методы, разработанные Гиппократом, в основном из-за частых войн в Древней Греции. Вмешательства в области психической помощи и арт-терапии соответствовали первой классификации психических расстройств, предложенной Гиппократом. В этой категории музыка и драма использовались как инструменты управления при лечении болезней и улучшении человеческого поведения. Была подчеркнута роль Асклепиона Косского, что ясно указывает на целостную модель оказания медицинской помощи. Наконец, все практики касались подробных записей и оценки информации в рамках руководящих принципов.
Философия Гиппократа в отношении оказания медицинской помощи была сосредоточена на целостной модели медицинского обслуживания с применением стандартов и этических правил, которые действуют и сегодня.
Ключевые слова: Медицина Гиппократа, древнегреческая медицина, оказание медицинской помощи, медицинские вмешательства
Общепризнано, что основы науки и изучения физиологии, анатомии и психологии в Древней Греции были разработаны для того, чтобы найти источников болезней и для улучшения состояния здоровья (1). Кроме того, существовали моральные обязательства лиц, работающих в области здравоохранения и других областях науки (2). С развитием медицинской науки в результате образования различных медицинских школ сформировались различные представления о медицинской практике. Одним из самых известных является врач Книдо, философия которого полностью сосредоточилась на болезни, отягощающей пациента (3). Однако наиболее доминирующей до сих пор была философия методистов (медицинское мышление), основанная Асклепием и сосредоточенная на поддержании здоровья и важности понимания всего рассмотрения здоровья и состояния здоровья пациентов (4).
Следуя парадигме Асклепия, Гиппократ сосредоточился на «естественном» лечении болезни (5). Этот подход широко распространен и сегодня, поэтому Гиппократа считают основателем древнегреческой медицины. Согласно Кристену и др., центральным элементом медицины Гиппократа является вера в то, что медицина должна практиковаться как научная дисциплина, основанная на естественных науках, диагностировать и предотвращать болезни, а также лечить их (6). Кроме того, Гиппократ считал, что врач должен изучать анатомию, в частности позвоночник и его связь с нервной системой, которая контролирует все функции тела. Кроме того, он был первым, кто считал, что это наблюдение помогает распознать симптомы каждой болезни (7). Более того, традиция Гиппократа подчеркивала экологические причины и естественное лечение болезней, причины и терапевтическое значение психологических факторов, питания и образа жизни, независимости разума, тела и духа, а также необходимость гармонии между человеком и социальной и природной средой. 8). Кроме того, «гиппократовский» врач прежде всего следил за тем, чтобы пациент был здоров, как того требовала медицинская практика (9).). Удивительно, но идеал Гиппократа нашел отражение в Клятве Гиппократа (клятва, необходимая для получения медицинской лицензии в Греции), в которой делается акцент на добропорядочности профессионала, доброжелательности и человеческом достоинстве в медицинской практике (7, 10).
Целью данной статьи является представление философии здоровья и оказания медицинской помощи на физическом и психическом уровне в Древней Греции, а также выделение влияния идеала Гиппократа на современные практики здравоохранения.
Обзор литературы проведен методом просмотра в международных базах данных (Medline, Scopus и Proquest) в период с июня 2011 г. по май 2012 г. Было просмотрено 185 статей по теме. В этом обзоре литературы только семнадцать обзоров, восемь оригинальных исследований и девять общих статей соответствовали критерию включения, представляющему медицинский интерес, тогда как в общей сложности 151 ссылка была исключена по философским или археологическим причинам.
Физические упражнения: ключ к поддержанию здоровья
Древние греки считали, что психическое и физическое здоровье взаимосвязаны, поскольку они обнаружили, что тело и разум должны быть в гармонии. Аристотель считал, что спорт и гимнастика необходимы для развития человеческого тела для оптимизации функциональных возможностей и гармонии между разумом и телом, отсюда и знаменитая фраза «здоровый дух в здоровом теле» (11). Это утверждение было подтверждено несколькими недавними исследованиями, в которых сообщалось, что учащиеся, время бега/ходьбы на милю которых превышало стандарты Калифорнийского фитнес-грамма, или те, чей индекс массы тела (ИМТ) был выше, чем стандарты для пола и возраста, предложенные Центрами по контролю за заболеваниями. (CDC), показали менее удовлетворительные результаты в академических тестах, чем учащиеся с более здоровым ИМТ или более высоким уровнем физической подготовки, даже с учетом образования родителей и других переменных (12). Другое открытие указывает на то, что одиночные энергичные занятия умеренно интенсивными аэробными упражнениями, такими как ходьба, могут улучшить когнитивный контроль внимания у детей предподросткового возраста. Кроме того, упражнения умеренной интенсивности могут способствовать улучшению внимания и успеваемости. Эти данные свидетельствуют о том, что отдельные сеансы упражнений влияют на определенные основные процессы, которые полезны для когнитивного здоровья и могут иметь важное значение для удовлетворительной работы человека в течение жизни (13). Кроме того, девочки, занимающиеся более длительными занятиями физкультурой (70–300 минут в неделю), показали немного, но значительно более высокие результаты по математике и чтению (референт: 0–35 минут в неделю). Однако таких различий не наблюдалось среди мальчиков, на академические успехи которых, по-видимому, не влияли ни положительно, ни отрицательно более длительные занятия физкультурой (14).
Укрепление здоровья
Физическая активность была необходимой частью обучения в школах в первую очередь для укрепления физического и психического здоровья (15). Укрепление здоровья появилось во время Олимпийских игр, так как уход за спортсменами и профилактика травм были специализированными услугами, оказываемыми инструкторами, называемыми «пайдотривай» (16). Согласно исследованию Гиппократа «о еде», для упражнений, которые выполняли спортсмены, оливковое масло использовалось для повышения температуры тела, разогрева и придания гибкости мышцам во избежание спортивных травм (17). Кроме того, для повышения работоспособности спортсменам предлагались инжир и другие фрукты с высокой концентрацией глюкозы, дающие энергию (18).
Вмешательство при травмах
Войны были обычным явлением в Древней Греции. Есть записи, указывающие на методы лечения ран во время Троянской войны и даже на лечение инфицированных ран. Для такого лечения брали лекарственные препараты из природы, такие как морская вода, мед, уксус, дождевая вода и лекарственные растения в виде порошка (18). В «Илиаде» Гомера травмы и ампутации, отражающие действительный уход за ранами, описаны на войнах в Древней Греции, а Гиппократ заметил разделение гангрены конечностей и делал надрезы между мертвыми и живыми тканями для лечения этого состояния (19).). Взгляды Гиппократа были весьма новаторскими для своего времени, поскольку он предложил вывод плевральной дренажной трубки для возможной жидкости при внешней фиксации и тракции при выравнивании сломанных костей. Он считал, что для правильного и быстрого заживления раны их необходимо держать сухими, предварительно позаботившись об использовании чистой воды или вина (20). Кроме того, образование гноя считалось положительным фактором для снижения раневых осложнений из-за частого возникновения инфекций. Как следствие, совместные открытия Гиппократа и Галена оказали влияние на хирургическую практику лечения травм и ран вплоть до Средневековья (21).
Психологическая помощь и арт-терапия
Первая классификация психических расстройств, предложенная Гиппократом, была: мания, меланхолия, френит, безумие, непослушание, паранойя, паника, эпилепсия и истерия. Некоторые из этих терминов используются до сих пор (22). Психологические и психические заболевания рассматривались как воздействие природы на человека и лечились так же, как и другие болезни. Гиппократ утверждал, что мозг является органом, ответственным за психические заболевания, и что разум и чувствительность достигают мозга через рот при дыхании. Гиппократ считал, что психические заболевания можно лечить более эффективно, если лечить их так же, как и физические заболевания (23). Согласно Гиппократу, диагностика и лечение психических и физических заболеваний основываются на наблюдении, рассмотрении причин, равновесии теории и на четырех жидкостях: крови, слизи, желтой желчи и черной желчи (22). Интересно, что в теории Платона упоминается, что исцеление тела и души может быть как истинным, так и ложным, а медицина и гимнастика классифицируются как истинные методы лечения, тогда как при истинном исцелении души у нас есть законодательная и судебная власть.
Роль музыки и театра в лечении физических и психических заболеваний и улучшении поведения человека была существенной. Считалось, что исцеление души с помощью музыки также исцеляет тело, и существовали особые музыкальные приложения при определенных заболеваниях. Например, чередующиеся звуки флейты и арфы лечили подагру. Асклепий был первым, кто применил музыку в качестве терапии для преодоления «страсти» (24). Аристотель утверждает, что у некоторых воздействие религиозных мелодий, которые волнуют душу, напоминает действие тех, кто прошел лечение и душевный катарсис (25). Античные трагедии действовали как психотерапия для больных (26). Театр Эпидавра в древнем храме Эпидавра был местом, где происходил «катарсис» или высвобождение эмоций посредством представления. Более того, были спроектированы «тихие комнаты», в которые пациенты ложились спать, чтобы они могли мечтать о том, чтобы быть психически здоровыми, и считалось, что это поможет им улучшить свое психическое здоровье (27).
Понятие «физика» было впервые предложено Гиппократом, который превратил иератику или теократическую медицину в рациональную дисциплину. Базовая структура Асклепиона на Косе указывает на тот факт, что Гиппократ верил в целостную модель здравоохранения, и в его школе наука встречалась с лекарственной терапией, диетами, физическими и умственными упражнениями, а также с божественным ходатайством (28). Кроме того, Асклепион Коса предлагал всем пациентам общее лечение, которое включало физические упражнения, массаж и прогулки, которые считались необходимыми для восстановления здоровья, благополучия души и внутреннего мира человека, а также использование сновидений как в диагностических, так и в терапевтических целях (5). , 29). Для достижения желаемого терапевтического результата терапевт должен иметь предварительное представление о концепции души и ее отличии от тела в соответствии с платоническим разделением души (30).
Доказательные знания Гиппократа
Другим большим вкладом Гиппократа в медицину являются профессиональная этика и стандарты, которые уважаются и соблюдаются даже сегодня (28). По словам Майлза, медицина Гиппократа основана на доступных знаниях, основанных на фактических данных, поскольку врачи Гиппократа должны были давать полные и подробные истории болезни, и это напоминает нам о существующих сегодня протоколах исследований (31). В частности, при диагностике синдромов или заболеваний греческим врачам было предписано учитывать географическое положение, климат, возраст, пол, привычки и диету. Также регистрировались рациональные перепады настроения, продолжительность сна, сновидения, аппетит, жажда, тошнота, локализация и выраженность болей, озноб, кашель, чихание, отрыжка, метеоризм, судороги, носовые кровотечения, даже менструальные изменения. Физикальное обследование требовало большого внимания, уделяемого лихорадке, дыханию, параличу и цвету конечностей, боли при пальпации, стулу, моче, мокроте и рвоте. Общая оценка этих записей позволила интерпретировать окончательный диагноз и определить вид лечения заболевания. Более того, Шифски упоминает, что ключевой областью медицины Гиппократа была точность или детализация прогноза и надежность прогностических признаков (32). Согласно недавнему греческому обзору, врач Гиппократа должен был обследовать пациента, внимательно наблюдать за симптомами, ставить диагноз и затем лечить пациента (33). Таким образом, Гиппократ заложил основы клинической медицины в том виде, в каком она практикуется сегодня. Он ввел многочисленные медицинские термины, повсеместно используемые врачами, включая симптом, диагноз, терапию, травму и сепсис. Кроме того, он без суеверий описал множество болезней. Их имена до сих пор используются в современной медицине, например, диабет, гастрит, энтерит, артрит, рак, эклампсия, кома, паралич, мания, паника, истерия, эпилепсия и многие другие.
Соответственно, Гиппократ внес большой вклад в современную медицину, заявив, что медицина должна зависеть от тщательного наблюдения, разума и опыта для установления диагноза, прогноза и лечения. Очевидно, что после Гиппократа уже не было смеси суеверий, магии, религиозных воззрений и эмпирических методов лечения, рассматриваемых жрецами-медиками, и медицина стала настоящей наукой путем накопления опыта (34).
Учитывая, что древние греки давно поняли, что «здоровый дух в здоровом теле» является ключом к физическому и психическому здоровью людей, наши результаты показывают, что медицинское обслуживание в Древней Греции в первую очередь предлагалось для продвижения обоих; таким образом, медицинская помощь и психологическая поддержка направлены на то, чтобы приблизиться к психосоматической сущности, а не только к симптомам заболеваний. Умственная и физическая помощь оказывалась параллельно друг другу, независимо от того, исходила ли болезнь от души или от тела. В целом, Гиппократ заложил основы медицины, разработав медицинские термины и определения, протоколы и руководства по классификации болезней, которые считаются золотыми стандартами диагностики, лечения и профилактики заболеваний.
Авторы заявляют, что у них нет конкурирующих интересов.
1. Тунтас Ю. Исторические истоки основных концепций укрепления здоровья и образования: роль древнегреческой философии и медицины. Health Promot Int. 2009;24(2):185–92. [PubMed] [Google Scholar]
2. Coleman C, Bouësseub M, Reisb A, Capronc A. Как этические нормы должны быть включены в политику и практику общественного здравоохранения? Всемирный орган здравоохранения Быка. 2007;85(7) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
3. Петерсдорф Р. Студенты-медики и первичная медико-санитарная помощь: что делает специальности такими особенными? ДЖАМА. 1994;271(12):946–7. [PubMed] [Google Scholar]
4. Портер Д. Цивилизация здравоохранения и государство: история общественного здравоохранения с древних времен до наших дней. Лондон: Рутледж; 2001. [Google Scholar]
5. Хейс-Мур Л. Говоря о смерти: Практическое руководство по использованию навыков консультирования в паллиативной помощи. Издательство Джессики Кингсли; 2009. [PubMed] [Google Scholar]
6. Kirsten T, Van der Walt H, Viljoen C. Здоровье, благополучие и благополучие: антропологический экосистемный подход. Здоровье SA Gesondheid. 2009 г.;14(1) [Google Scholar]
7. Ротштейн М. Сделка Гиппократа и информационные технологии в области здравоохранения. J Law Med Ethics. 2010;38(1):7–13. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Гордон С. Холистическая медицина и практика психического здоровья: к новому синтезу. Am J Ортопсихиатрия. 1990;60(3):357–71. [PubMed] [Google Scholar]
9. Фабр Дж. Бедро, бедро, Гиппократ: выдержки из книги «Гиппократов доктор». БМЖ. 1997;315(7123):1669. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Йоттеранд Ф. Клятва Гиппократа и современная медицина: диалектика между прошлыми идеалами и настоящей реальностью? J Мед Филос. 2005; 30:107–28. [PubMed] [Google Scholar]
11. Василиадис Э., Гривас Т., Каспирис Аг. Исторический обзор деформаций позвоночника в Древней Греции. Сколиоз. 2009;4(6) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
12. Roberts Ch, Freed B, McCarthy W. Низкая аэробная подготовленность и ожирение связаны с более низкими результатами стандартизированных тестов у детей. J Педиатр. 2010;156(5):711–18. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Хиллман Ч., Понтифекс М., Рейн Л., Кастелли Д., Холл Э., Крамер А. Влияние интенсивной ходьбы на беговой дорожке на когнитивный контроль и успеваемость у детей предподросткового возраста. Неврология. 2009;31(3):1044–54. 159. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
14. Carlson S, Fulton J, Lee S, Maynard M, Brown D, Kohl H, III, Dietz W. Физическое воспитание и успеваемость в начальной школе: Данные лонгитюдного исследования в раннем детстве. Am J Общественное здравоохранение. 2008;98(4):721–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
15. Mac Auley D. История физической активности, здоровья и медицины. JR Soc Med. 1994;87:32. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Tipton Ch. Спортивная медицина: век прогресса. Дж Нутр. 1997;127(5):878S–885S. [PubMed] [Google Scholar]
17. Номикос Н., Номикос Г., Корес Д. Использование глубокого фрикционного массажа с оливковым маслом для лечения спортивных травм в древние времена. Arch Med Sci. 2010;6(5):642–5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
18. Мариани-Костантини Р., Каталано П., ди Дженнаро Ф., ди Тота Г., Анджелетти Л. Новый взгляд на черепно-мозговую хирургию в Древнем Риме. Ланцет. 2000;22(9200):305–7. 355. [PubMed] [Google Scholar]
19. Киркап Дж. Восприятие ампутации до и после применения пороха. Везалий. 1995;1(2):51–58. [PubMed] [Google Scholar]
20. Мэнринг М., Хоук А., Калхун Дж., Андерсен Р. Лечение военных ранений: исторический обзор. Clin Orthop Relat Relat Res. 2009;467(8):2168–91. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Эрдли В., Браун К., Боннер Т., Грин А., Класпер Дж. Заражение раненых в ходе конфликта. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2011;366(1562):204–18. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
22. Мелетис Дж. Верования, мифы и реальность, окружающие слово хема (кровь), от Гомера до наших дней. Анемия. 2010;857657 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Иванович-Зувич Ф. Эпистемологические соображения о медицине и психическом здоровье в Древней Греции. Преподобный Чил Нейропсихиатр. 2004;42(3):163–75. [Академия Google]
24. Конрад Кл. Искусство врачевания: музыка для исцеления: от магии к медицине. Ланцет. 2010; 376(9757):1980–1. [PubMed] [Google Scholar]
25. Георгиади Э. Лечебные свойства музыки на протяжении веков. Вима Асклипиу. 2007; 2:1–8. [Google Scholar]
26. Куркута Л. Древнегреческая психотерапия для современных медицинских сестер. J Psychosoc Nurs Ment Health Serv. 2002;40(8):36–9. [PubMed] [Google Scholar]
27. Ouzouni Ch. Терапевтическое использование изоляции в психиатрической клинике. Νοсилефтики. 2006;45(1):68–77. [Академия Google]
28. Орфанос К. От Гиппократа до современной медицины. J Eur Acad Dermatol Venereol. 2007;21(6):852–8. [PubMed] [Google Scholar]
29. Xatzinikolaou A, Scanthalaki N. Лечебно-сестринский уход в Asclepieions Древней Греции. Νосилефтики. 2007;46(3):326–34. [Google Scholar]
30. Миллер Ио. Новые подходы к геномной науке: поиск и курирование. DNA Decipher J. 2012;2(2):104–29. [Google Scholar]
31. Miles St. Искусство медицины: Гиппократ и информированное согласие. Ланцет. 2009 г.;374(9698):1322–3. [PubMed] [Google Scholar]
32. Шифск М. Гиппократ о древней медицине. Брилл: академические издательства; 2005. [Google Scholar]
33. Yapijakis Ch. Гиппократ с Коса, отец клинической медицины, и Асклепиад из Вифинии, отец молекулярной медицины. В Виво. 2009;23(4):507–14. [PubMed] [Google Scholar]
34. Grammaticos Ph, Diamantis A. Полезные известные и неизвестные взгляды отца современной медицины Гиппократа и его учителя Демокрита. Ад Джей Нукл Мед. 2008;11(1):2–4. [PubMed] [Академия Google]
Гиппократовское смирение | Psychology Today
Величайший врач, который когда-либо жил, был очень скромным парнем. Гиппократ — отец медицины, потому что он ввел натуралистическую концепцию болезни — вы заболели, потому что ваши органы не работали должным образом — ни духов, ни проклятий, ни разгневанных богов.
Но он также подавал драгоценный пример врачебного смирения, слишком часто забытого. На близлежащем греческом острове врачи агрессивно обращались со своими пациентами — зачастую это приносило больше вреда, чем пользы. Это побудило Гиппократа сформулировать наиболее надежное и устойчивое открытие во всей истории медицины: «правило третей» гласит, что одна треть пациентов выздоравливает сама по себе; треть не отвечает на лечение; и только одна треть действительно выигрывает от этого.
Это было частью знаний студентов-медиков на протяжении почти 2500 лет и удивительно хорошо сохраняется во времени, по специальностям и заболеваниям.Отсюда следует, что цель медицины состоит в том, чтобы диагностировать и лечить только тогда, когда существует благоприятное соотношение риск/польза: позволить людям исцелить себя, когда они могут; утешить тех, для кого нет эффективного лечения; и резервировать рискованные методы лечения для тех, кто в них нуждается и может извлечь из них пользу.
Конечно, трудно предсказать течение заболевания, и ответ на лечение часто определяется методом проб и ошибок. Но очевидный вывод учения Гиппократа состоит в том, чтобы смиренно относиться к способности врача лечить и предотвращать болезни. В первую очередь — «Не навреди».
Доктор Диана О’Лири, писательница и философ, считает, что врачебная скромность сейчас в дефиците. Она пишет:
«Гиппократовское чувство смирения ценно для всех врачей — как с точки зрения принципа и этики, так и с точки зрения простой обработки чисел».
«В этой стране около 30 миллионов человек с редкими заболеваниями. Это примерно 1 из 10 американцев, обращающихся к врачам за помощью в лечении заболеваний, которые могут привести к диагностической неопределенности. Это вдвое больше, чем людей, больных раком».
«Поскольку в текущих списках насчитывается почти 7000 редких заболеваний, врачи не могут ни по человеческим, ни по статистическим причинам быть знакомыми с большинством из них. Без смирения — без осознания того, что диагностические знания всегда ограничены — врачи не могут начать заботиться о 1 из 10 человек с редким заболеванием».
«Учитывая эти цифры, врачам должно быть нелегко предположить, что симптомы, которые они не могут объяснить, имеют психиатрические причины, но на самом деле это легко. Это стандартная практика.»
«Поскольку распространенные заболевания также проявляются необычным образом, простые психиатрические объяснения могут быть опасными не только для тех, у кого редкие заболевания, но и для всех. Когда врачи рассматривают их неспособность понять симптомы как свидетельство психических проблем пациентов, отсутствие смирения стоит на пути здравого диагностического рассуждения».
Конкретный призыв доктора О’Лири к смирению врачей перед лицом «необъяснимых» медицинских проблем касается более широкой потребности в смирении во всех аспектах медицинского и психиатрического лечения.
- Плохо продуманный DSM 5 «Соматические симптомы расстройства» заменяет ложную психиатрическую уверенность, которая обманчиво скрывает медицинскую неопределенность в отношении соответствующего диагноза. Лучше признать то, чего мы не знаем, чем прикрывать это бессмысленными ярлыками.
- Психиатрия должна сдерживать свой недавний энтузиазм по диагностике психических расстройств всех жизненных проблем.
- Исследователям нужно обрезать свои преувеличенные заявления о том, что мы скоро разгадаем неуловимую тайну того, как мозг создает разум и поведение. Процесс преобразования захватывающих результатов фундаментальной неврологии в точные диагностические тесты или улучшенные методы лечения будет очень медленным и приведет ко многим тупикам.
- Врачи должны перестать ставить поспешные диагнозы и начинать преждевременное лечение после первых встреч с людьми, которых они только что встретили и едва знают. Бдительное ожидание побеждает навязчивую диагностику и изобилие лечения, когда проблемы пациента легкие и терпимые.
- Врачи первичной медико-санитарной помощи должны признать свои ограничения в предоставлении психиатрического лечения – для них нет смысла назначать 80% психиатрических препаратов. Не каждому пациенту приходится выходить из кабинета с таблеткой.
- И пациенты должны принять неуверенность и смирение врача. Не подталкивайте врачей к быстрым ответам, которые будут неправильными и вредными. Не ждите и не просите таблетку от каждой проблемы. Доверьтесь времени, стойкости и поддержке семьи и друзей, чтобы решить ожидаемые и преходящие жизненные проблемы.
Психиатрическая диагностика и лечение часто меняют жизнь — обычно к лучшему, иногда к худшему, иногда с равным количеством баллов.