Гуманистическая психология, гуманистическое направление — Психологос
Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) – направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века (Смотри статью Н.И. Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической).
С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.
Фильм «Целитель Адамс»
Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психологии сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам.
Истоки идей гуманистической психологии – в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения. В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подхода поведенческого.
В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии. Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступает психотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К. Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑. Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.
Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.
Гуманистическая психология и Синтон-подход
Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода. В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности. Смотри→
Критика гуманистической психологии
Гуманистическая психология имеет своих критиков.
К. Бенсон показывает этноцентризм концепции самоактуализирующейся личности и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, с. 227].
Б.С. Братусь также считает, что гуманистическая психология, несмотря на свое название, внеморальна – это «психология самости как самоцели человека» [Братусь, 1997, с. 12]. Ссылаясь на В. Франкла, он подчеркивает, что «самоактуализация, направленная на самое себя, означает промах в главном», поскольку «центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» [Братусь, 1997, с. 8].
Что такое гуманистическая психология: особенности взгляда и основные принципы
Личность каждого человека – уникальна и целостна. Именно такого мнения придерживается гуманистическая психология. Ее почитатели считали, что человек не рождается с полным «пакетом» присущих ему качеств, а самореализуется в жизни путем долгой и упорной работы над собой и своим представлением о существовании.
Гуманистическая психология – это направление в психологии, которое обрело настоящую популярность в основном в США. Цель изучения гуманистической психологии – человек во всех своих проявлениях. Самореализация человеческой личности, смысл существования, любовь, свобода, ответственность и т. д. – это малая часть того, что рассматривают представители данного течения.
Впервые о новом течении в науке заговорили в 1960 году. Представители гуманистической психологии считали себя полной противоположностью бихевиоризма и психоанализа. По их мнению, сторонники бихевиоризма не уделяют личности человека должного уважения. Ведь рассматриваемая ими модель человека по полной аналогии с животным миром была чужда гуманистам. То же самое касается и психоанализа: они полностью отвергали значение бессознательных влечений и многочисленных комплексов человека.
Гуманистической психологии характерна идеализация человеческой сущности. По мнению психологов, личность сама по себе цельная и самодостаточная. В ней заведомо присутствуют потенциал и желание к дальнейшему развитию, свободе. Помимо этого, гуманисты считали, что человек сам вправе решать, как ему действовать в зависимости от жизненных ситуаций. Иными словами, ему предоставляется полная свобода в отношении к внешнему миру, не зависящему от предписанных социальных норм.
Гуманистическая психология: что это, особенности взгляда
Психолог Дмитрий Леонтьев в своих многочисленных трудах широко рассматривает гуманистическое течение в психологии.
По мнению ученого, гуманисты придерживаются философских взглядов. Жизнь человека для них – это единый и долгий процесс бесконечного становления. Личность является тем, кто она есть на самом деле, и тем, кем стремится быть в будущем.
Переживания и душевные муки человека – это данность, вытекающая из его опыта и тех или иных жизненных ситуаций.
К слову, на возникновение гуманистической психологии повлияло послевоенное время, окутавшее все американское население. Человеческий страх за будущее, тщетные попытки в стремлении к искренним отношениям и невозможность этого добиться привели к популярности нового течения в психологии. Первым делом новая волна охватила молодежь. Представления гуманистов четко засели в головах хиппи, которые стремились получить от жизни все, живя одним днем, не думая о будущем.
Основные представители гуманистической психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй, Карл Бюлер и другие видные психологи и психотерапевты. Все они выступали против механического подхода, используемого их коллегами в изучении человеческой личности.
В 1963 году Джеймс Бьюдженталь, будучи президентом Ассоциации гуманистической психологии, представил миру несколько главных положений нового течения в психологии.
Так, по мнению ученого, человеческую личность невозможно изучить научными методами. Человек – высшее создание, с присущими ему особенностями. Кроме прочего, индивидом всю сознательную жизнь движет определенная цель. Он не стоит в сторонке и не наблюдает за процессом своего существования, а участвует в нем.
Бьюдженталь глубоко осмысливал гуманистическую психологию человека. По его мнению, наука должна понимать, что индивид имеет сложнейшее самосознание, состоящее из множества уровней. Также личность всегда думает о будущем, ведь ею движет цель, она ищет смысл своего существования и имеет определенные ценности.
Изображение с сайта shutterstock.comПринципы гуманистической психологии
Имея широкую популярность, такое течение в науке нашло почитателей. Довольно быстро под ее влиянием появились некоторые направления психотерапии.
Гуманистический психолог прежде всего сосредоточен на человеке. Он внимательно выслушает клиента, проявит чувство сопереживания, будет внимателен к мелочам и вещам, волнующим пациента. Несмотря на то что общение специалиста с клиентом больше подходит на приятельский разговор, на деле это вовсе не так просто. Гуманистическая психология базируется на философских взглядах на жизнь, у нее есть множество действенных методов работы.
Принципы гуманистической психологии следующие:
01Человек уникален в своем представлении. Наличие сознания выделяет его среди остальных живых существ на планете.
02Личность человека постоянно развивается, отсюда ее невозможно изучить научными путями.
03Личность целостна и неделима.
04Человек уже рождается с определенным складом характера и качествами. Он может казаться добрым или, напротив, жестким. В любом случае личность всегда нацелена вперед, к будущему.
05Личность должна ощущать свободу в выборе того или иного отношения к жизненной ситуации.
06Индивид должен преследовать моральные принципы: уважительно относиться к окружающим и нести полную ответственность за свои деяния.
Помимо этого, приверженцы гуманистической психологии были убеждены, что человек способен сам излечивать свои душевные раны. В нем уже заведомо заложен потенциал к самоизлечению, поэтому психотерапевты считают главным в своей работе создание наиболее комфортных условий для самостоятельного выздоровления личности.
Изображение с сайта shutterstock.comЯркие представители гуманистической психологии
Американский психолог и основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу построил иерархическую модель мотивации, которая и сделала его известным в научных кругах.
Следуя мысли Маслоу, каждый человек проходит следующие классы потребностей:
- Физиологические потребности, к которым относят голод, сон, сексуальное влечение.
- Необходимость безопасности. Человек стремится ощутить свободу от своих страхов и неудач, случающихся в жизни.
- Потребность в любви. Личность всегда стремится находиться вблизи родных и любимых людей, пытается добиться их благосклонности и отвечать им взаимной любовью.
- Желание добиться уважения среди своего окружения, стать успешным.
- Потребность в получении новых знаний.
- Потребность достичь гармонии в эстетическом плане, приблизиться к идеалу красоты.
- Потребность в достижении своих целей и реализации идей.
В основе этой пирамиды лежат физиологические потребности, тогда как эстетические и другие занимают наивысшую ступень. Помимо этого, Маслоу считал, что удовлетворение высших потребностей никак невозможно без удовлетворения нижних.
Карл Роджерс, другой лидер гуманистической психологии, полагал, что каждый человек сам строит свое будущее. Личность уже рождается с умением к самосовершенствованию, а ему, как известно, нет конца и края. Следовательно, вся человеческая жизнь – это постоянный поиск лучшей версии себя.
К тому же Роджерс был уверен, что только человек может быть судьей самому себе и ответственным за все поступки, совершаемые в жизни. Индивид сам выстраивает для себя ценности и определяет смысл жизни, который может разительно отличаться от общепринятых канонов общества.
Психолог выделял важное понятие в жизни личности – это «Я». Именно через него человек пропускает все свои идеи, мечтания, цели и ценности и пытается соответствовать своим представлениям. Главное, что должно интересовать личность на протяжении всего существования, – это ответ на вопрос: «Кто я? И что я должен сделать, чтобы стать лучшим в своем представлении?»
Этот образ «Я», который Роджерс ставил во главу угла, у разных людей имеет разную окраску. У кого-то «Я» имеет положительное значение, у других отрицательное или нейтральное. Независимо от этого, «Я» складывается из всего жизненного опыта человека, и именно через его призму личность строит собственное отношение к окружающему миру и восприятию реальности.
Впрочем, образ «Я» в некоторых случаях может отражать неправильное представление о мире и самом себе. Это зависит от фантазийности и чрезмерно развитого воображения человека. То, что человек считает неприемлемым, запросто отвергается из «Я», а на деле же является истиной и реальным отражением действительности.
Еще один видный деятель гуманистической психологии – австрийский психолог и психиатр Виктор Франкл. Он называл свой подход к изучению человеческой личности логотерапией (от греческого «логос» – смысл). Как нетрудно догадаться, главной задачей, по мнению ученого, является поиск смысла жизни человеком.
Франк считал, что человека ничто не должно сковывать на пути поиска жизненного смысла, он вправе ощутить полную свободу и действовать так, как удобно лично ему. При этом если индивид не занимается поиском смысла, то начинает страдать всевозможными неврозами и стрессами.
Теория ученого коренным образом отличается от других представителей гуманистической психологии. В понимании Роджерса, человек должен быть открыт смыслу и не бояться окунуться в его мир. Таким образом, личность обязана стремиться к самотрансценденции, то есть выходить за пределы своего разума. Благодаря этому индивид начинает жить настоящей жизнью, со всеми вытекающими последствиями. Он любит, страдает, совершает те или иные деяния в зависимости от ситуаций, открывает новые границы своей личности и тем самым развивается и растет.
Франклу принадлежит уникальный метод психотерапии, цель которого – избавление личности от гнева, страхов и других негативных эмоций. Эти чувства возникают у человека в том случае, когда ему приходится сталкиваться с психологически трудными ситуациями. Если в таком состоянии индивид теряет смысл жизни, то это влечет за собой сокрушительные потери для личности в виде тоски, депрессии и утраты интереса к жизни.
Гуманистическая психология уникальна в своем представлении о человеческой личности. По мнению многих последователей, человек должен постоянно развиваться, не останавливаясь на достигнутых успехах. Главная цель течения – это познать мощную и ни с чем не сравнимую природу человеческого сознания, используя самореализацию.
Post Views: 134
Что такое гуманистическая психология — Ассоциация гуманистической психологии — AHP
Обзор гуманистической психологии
Мы педагоги, врачи, медсестры, работники социальных служб, общественные активисты, специалисты по организационному развитию, студенты, писатели, музыканты, художники, медицинские и социальные работники. консультанты, ученые, архитекторы, бизнесмены, политики, духовные лидеры, домохозяйки, торговцы, все, кто разделяет гуманистические ценности и хочет изменить ситуацию. Несмотря на то, что он очеловечил и произвел революцию в психологии, сделав упор на нашу сознательную способность выбирать и творить, AHP предназначен не только для психологов.
Трудно придерживаться гуманистических идеалов в мире, таком страшном, жестоком и все более жестком. В этом обществе, движимом производством и потреблением, иногда может показаться, что вы единственный, кто защищает человечество.
На протяжении всей истории многие люди и группы подтверждали неотъемлемую ценность и достоинство человека. Они выступали против идеологий, верований и практик, которые считали людей просто средством для достижения экономических и политических целей. Они напомнили своим современникам, что цель институтов состоит в том, чтобы служить и продвигать свободу и власть их членов. В западной цивилизации мы чтим времена и места, такие как классическая Греция и Европа эпохи Возрождения, когда высказывались такие утверждения.
Гуманистическая психология является современным проявлением этой постоянной приверженности. Его послание является ответом на очернение человеческого духа, которое так часто подразумевалось в образе человека, нарисованном поведенческими и социальными науками. В первой половине двадцатого века в американской психологии доминировали две школы мысли: бихевиоризм и психоанализ. Ни тот, ни другой полностью не признавали возможность изучения ценностей, намерений и смысла как элементов сознательного существования. Хотя различные европейские точки зрения, такие как феноменология, имели некоторое ограниченное влияние, в целом господствующая американская психология была захвачена механистическими убеждениями бихевиоризма и биологическим редукционизмом и детерминизмом классического психоанализа.
Работа Ивана Павлова с условным рефлексом (вызванным под жестким лабораторным контролем, эмпирически наблюдаемым и поддающимся количественной оценке) породила академическую психологию в Соединенных Штатах во главе с Джоном Уотсоном, которая стала называться «наукой о поведении» (в Абрахаме Поздняя терминология Маслоу — «Первая сила»). Его упор на объективность был усилен успехом мощных методологий, используемых в естественных науках, и философскими исследованиями британских эмпириков, логических позитивистов и операционалистов, которые стремились применить методы и ценности физических наук к вопросам. человеческого поведения. В этих поисках были получены ценные знания (особенно в теории обучения и изучении ощущений и восприятия). Но если что-то и приобреталось, то что-то и терялось: «Первая Сила» систематически исключала субъективные данные сознания и большую часть информации, имеющей отношение к сложности человеческой личности и ее развитию.
«Вторая сила» возникла из психоанализа Фрейда и глубинной психологии Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Эриха Фромма, Карен Хорни, Карла Юнга, Мелани Кляйн, Отто Ранка, Гарри Стэка Салливана и других. Эти теоретики сосредоточились на динамическом бессознательном — глубинах человеческой психики, содержание которых, как они утверждали, должно быть интегрировано с содержанием сознательного разума, чтобы создать здоровую человеческую личность. Основоположники глубинной психологии считали (с некоторыми вариациями), что человеческое поведение в основном определяется тем, что происходит в бессознательном. Итак, в то время как бихевиористы игнорировали сознание, потому что считали, что его сущностная приватность и субъективность делают его недоступным для научного изучения, глубинные психологи склонны рассматривать его как относительно поверхностное выражение бессознательных влечений.
” Необычное в современной психологии предположение состоит в том, что субъективное человеческое существо имеет важную ценность, которая является базовой; что как бы его ни клеймили и не оценивали, он человек прежде всего и наиболее глубоко. ” Карл Роджерс, 1962.
К концу 1950-х начала формироваться «Третья сила». В 1957 и 1958 годах по приглашению Абрахама Маслоу и Кларка Мустакаса в Детройте состоялись две встречи психологов, заинтересованных в создании профессиональной ассоциации, посвященной более осмысленному и более гуманистическому видению. Они обсудили несколько тем, таких как самость, самоактуализация, здоровье, творчество, внутренняя природа, бытие, становление, индивидуальность и смысл, которые, по их мнению, могут стать центральными проблемами такого подхода к психологии. В 1961, при спонсорской поддержке Университета Брандейса, это движение было официально запущено как Американская ассоциация гуманистической психологии. Первый номер Журнала гуманистической психологии вышел под названием «Феникс» в декабре 1963 года. новое движение. Среди участников были психологи, среди которых Гордон Олпорт, Дж.Ф.Т. Бюгенталь, Шарлотта Бюлер, Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Гарднер Мерфи, Генри Мюррей и Карл Роджерс, а также гуманисты из других дисциплин, такие как Жак Барзун, Рене Дюбо и Флойд Мэтсон. не имеет дело ни с людьми как с уникальными людьми, ни со многими реальными проблемами человеческой жизни. Они согласились с тем, что если психология должна стать чем-то большим, чем узкая академическая дисциплина, ограниченная предубеждениями бихевиоризма, и если она будет изучать человеческие качества, такие как ценности и самосознание, которые глубинные психологи предпочли приуменьшить, их «третье Сила» должна была бы предложить более полную концепцию и опыт того, что значит быть человеком.
К этому времени термин «человеческая психология» стал общеупотребительным. В нем отразились многие ценности, высказанные евреями, греками, европейцами эпохи Возрождения и другими, которые пытались изучить те качества, которые присущи только человеческой жизни и которые делают возможными такие сущностно человеческие явления, как любовь, самосознание, самосознание. решительность, личная свобода, жадность, жажда власти, жестокость, мораль, искусство, философия, религия, литература и наука.
Авраам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй, принимавшие участие в конференции в Олд-Сэйбруке, в последующие десятилетия оставались самыми уважаемыми интеллектуальными лидерами движения. Маслоу (см. «Выдержки из произведений Абрахама Х. Маслоу», «Библиография Абрахама Х. Маслоу, составленная Морисом Бассетом» и «Краткая биография А. Х. Маслоу») разработал иерархическую теорию мотивации человека, которая утверждала, что при удовлетворении определенных основных потребностей возникают более высокие мотивы. к самореализации может возникнуть. Роджерс представил личностно-центрированную терапию, которая утверждает, что внутренние тенденции к самоактуализации могут быть выражены в терапевтических отношениях, в которых терапевт предлагает личную конгруэнтность, безусловное положительное отношение и точное эмпатическое понимание. Таким образом, Маслоу и Роджерс восприняли самоактуализацию и как эмпирический принцип, и как этическую идею. Их представление о человеческой природе как о внутренне добром стало главной темой движения за «человеческий потенциал», но было раскритиковано некоторыми другими психологами-гуманистами как неадекватная модель человеческого опыта.
Ролло Мэй представлял европейские течения экзистенциализма и феноменологии, которые оказали влияние на гуманистическую психологию и подчеркивали трагические по своей сути аспекты человеческого существования. Его книги обеспечили прочную философскую перспективу и столь необходимое понимание вопросов, связанных с непреходящим присутствием зла и страданий в мире, природой творчества, искусства и мифологии, а также ценностью гуманитарных наук как психологических ресурсов. Гуманистическая психология расширила свое влияние на протяжении XIX в.70-е и 1980-е годы. Его влияние можно понять с точки зрения трех основных областей: 1) Он предложил новый набор ценностей для подхода к пониманию человеческой природы и человеческого состояния. 2) Он предлагал расширенный горизонт методов исследования человеческого поведения. 3) Он предложил более широкий спектр более эффективных методов в профессиональной практике психотерапии.
Морин О’Хара, президент AHP, 1991-92
Гуманистическая психология: определение, пример и происхождение
Вы могли столкнуться с философией гуманизма в своем образовании, будь то история, искусство или философия. На протяжении всей истории и в разных областях этот принцип имел множество применений. И вы, вероятно, уже изучили основы психологии. Но что такое гуманистическая психология?
- Во-первых, мы рассмотрим происхождение гуманистической психологии.
- Далее мы рассмотрим психологию гуманистического подхода.
- Затем погрузитесь в гуманистическую психологию Абрахама Маслоу.
- После этого рассмотрим пример гуманистической психологии.
- Наконец, рассмотрим некоторые проблемы с подходом гуманистической психологии.
Происхождение гуманистической психологии
Каково происхождение гуманистической психологии?
В начале 20 века бихевиоризм был на подъеме. Бихевиористская точка зрения утверждает, что поведение — это научный подход, связанный с психическими процессами. Это была единственная область, которой занималась психология. Бихевиористы не считали полезным изучение мыслей, памяти, эмоций или других необъективных процессов. Психоанализ развивался одновременно с бихевиоризмом и изучал такие феномены, как импульсы бессознательного.
Зигмунд Фрейд предположил, что некоторые люди не понимают своих мотивов. Таким образом, его подход заключался в том, чтобы помочь своим пациентам раскрыть скрытые побуждения, которые управляли их поведением. В 1950-х годах психологи разработали теоретическую точку зрения, отличную от бихевиоризма и психоанализа.
Гуманизм представляет собой смесь этих доминирующих сил; его основой является классическая и ренессансная философия, которая подчеркивает самореализацию . Подобные философские движения в Европе, такие как развитие феноменологии и экзистенциализма, поддерживали развитие гуманизма.
Самореализация — это способность осознавать потребности, брать на себя ответственность за выбор и развиваться психологически, интеллектуально и этически.
Рис. 1 Афинская школа
Гуманистический подход связывает концепции, возникшие в середине 20 века в ответ на две теории — психодинамические теории, созданные Зигмундом Фрейдом, и теорию бихевиоризма, разработанную Б. Ф. Скиннером. Смешение обоих считалось « третьей силой 9».0031» в психологии.
Абрахам Маслоу и Кларк Мустакас внесли огромный вклад в развитие гуманистического подхода как дисциплины в психологии. обозначают личные качества, которые считались полезными для производственного процесса, требуемого постиндустриальным обществом
В 1961 году после получения спонсорской помощи от Университета Брандейса началось создание Американской ассоциации гуманистической психологии 9.0005
Работа Карла Роджерса считается одним из первых источников гуманистической психологии; Отто Ранк сильно повлиял на него. Роджерс считал, что сосредоточение внимания на процессах развития сделает его клиентов более здоровой и творческой личностью; он создал «тенденцию актуализации», которая привела Абрахама Маслоу к исследованию самоактуализации и представила позитивную гуманистическую психологию.
Кроме того, в работах Роджерса также подчеркивалась самооценка и безусловное положительное отношение.
Безусловное положительное отношение — это потребность быть принятым другими, независимо от того, как мы себя видим или что делаем.
Для Роджерса несчастье и неудовлетворенность являются результатом конфликта между я-концепцией (представлением, которое у вас есть о себе) и идеальным я (представлением о том, каким вы хотели бы быть). Несоответствие — это контраст между нашим реальным и идеальным «я».
Когда человек находится в конгруэнтности , я-концепция выравнивается с идеальным я. Однако не всегда бывает единство. По этой причине большинство людей будет испытывать некоторый уровень неконгруэнтности. По словам Роджерса, объединение нашего реального и идеального «я» — жизненно важный шаг к тому, чтобы стать девяткой.0030 полностью функционирующий (самореализация) индивидуум.
Психология гуманистического подхода
Психология гуманистического подхода утверждает, что каждый человек уникален и имеет свой взгляд на мир. Он считает, что люди добры сердцем и способны делать правильный выбор.
Гуманизм подчеркивает, что принятие себя истинного ведет к полноценной жизни. Перспектива гуманистической психологии настаивает на том, что бихевиористский и психодинамический подходы являются редукционистскими и детерминистскими. Его результаты не могут объяснить целостную (холизм фокусируется на понимании всех аспектов человеческого опыта и взаимодействия) сложность человеческого поведения.
Основные принципы гуманистической психологии
Заявлено J Эймсом Бугенталем в 1964 году и позже адаптировано Томом Гринингом . Пять основных принципов определяют гуманистический подход в психологии (Ассоциация гуманистической психологии, 2006 г.) 1 :
- Человеческие существа, как люди, превосходят сумму своих частей. Они не сводятся к компонентам.
- Человеческие существа существуют в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
- Люди осознают и осознают, что они осознают, т. е. они сознательны. Сознание человека всегда включает в себя осознание себя в контексте других людей.
- Люди могут делать выбор и поэтому несут ответственность.
- Люди преднамеренны, стремятся к целям, осознают, что они вызывают будущие события, и ищут смысл, ценность и творчество.
Абрахам Маслоу Гуманистическая психология
Абрахам Маслоу твердо верил в важность изучения положительных человеческих качеств и достоинств. Гуманистическая психология Абрахама Маслоу, или гуманизм, подчеркивает, что люди добры сердцем и что раскрытие их полного потенциала имеет важное значение. Его гуманистический взгляд на психологию также отражал его индивидуальный и коллективный акцент на важности людей.
Не соглашаясь с акцентом бихевиоризма на исследованиях на животных и акцентом психоанализа на людях с психическими заболеваниями, Маслоу стремился бросить вызов этим двум школам мысли в психологии. Вместо этого он считал, что применительно к населению в целом люди без психических заболеваний должны быть основой теорий.
Тесное сотрудничество с другими психологами-гуманистами, такими как Альфред Адлер, помогло ему в гуманистическом исследовании самореализации. Это побудило его опубликовать эссе в 1943, описывая его гуманистические идеи, которые помогли заложить основу гуманистической психологии. В его эссе, озаглавленном «Теория мотивации человека», говорится, что люди естественным образом стремятся к росту, развитию и моральным нормам, которые влияют на их поведение, и ценят их.
Его гуманистическая теория также соглашается с тем, что личностный рост является основным компонентом человеческого поведения и что самореализация является неотъемлемой частью функционального общества.
Маслоу не рассматривал поведение как заученные или условные реакции, которыми манипулирует среда. Вместо этого он понимал поведение, учитывая постоянное стремление человечества к совершенству и его потенциал.
Маслоу также считал, что у людей есть иерархия потребностей, которые их мотивируют. Начиная с физиологических потребностей и потребностей в безопасности как наиболее важных, переходя к любви и принадлежности, затем к потребностям в уважении, пока человек не достигнет самоактуализации.
Курт Гольдштейн был первым, кто придумал термин «самореализация», который он определил как стремление полностью реализовать свой потенциал.
Самые основные потребности сосредоточены на основных жизненных потребностях или физиологических потребностях — например, в воздухе, еде, воде и крове.
Когда люди продвигаются вверх по иерархии, их потребности концентрируются на уважении и самореализации. Самореализация может быть редким достижением, но она дает возможность подлинного самосознания и честного отношения к реалиям несовершенного мира.
Гуманистическая психология Пример
Гуманистические взгляды и идеи не просто остались теорией в психологии; пример гуманистической психологии можно найти во многих областях, таких как терапия и образование. Вот несколько примеров гуманистической психологии на практике.
Согласно Маслоу 2 , «конечная цель всей терапии » (Абрахам Маслоу, Мотивация и личность , 1970) состоит в том, чтобы помочь клиенту перейти от основных потребностей к самоактуализации.
Рис. 2 Подход, ориентированный на клиента, обычно проводится в обстановке, аналогичной обычной разговорной терапии.
Кроме того, Маслоу концептуализировал гуманистический принцип психотерапии, который включает следующее:
- Ответственность за свои действия.
- Признание точек зрения других.
- Жить настоящим и мыслить так, чтобы это подчеркивалось.
- Практика, позволяющая чувствовать и осознавать свои эмоции как часть человеческой жизни, а не пытаться их подавить.
- Люди, живущие гуманистической моралью, хотят получить опыт, который поможет им расти.
Другим существенным вкладчиком в гуманистическую психотерапию является Карл Роджерс, который первым разработал концепцию гуманистических рабочих отношений между клиентом и терапевтом. Он разработал гуманистический клиентоцентрированный подход , где он описал роль терапевта как фасилитатора. Как фасилитатор, терапевт активно показывает клиенту, как он может внести значимые изменения. Однако клиент всегда будет самым влиятельным человеком в своей жизни, и терапевт может только признать и поддержать это.
Гуманистический подход к образованию также известен как аффективное образование. Гуманистическое образование также учитывает аффективную сторону (например, эмоции и интересы) обучения.
Согласно Маслоу, обучение происходит не только в классе, но и на протяжении всей жизни. Обучение — это непрерывный процесс, который вызывает изменения в том, как вы видите себя, чувствуете, действуете и относитесь к своему окружению.
Концепции гуманистического образования включают:
- Каждый человек несет ответственность за свое обучение и рост как личности.
- Учет и поддержка важности стремления человека к любви и самоуважению.
- Роль учителя как основного организатора в открытом классе.
- Поощрение совместного обучения, такого как работа в группах и интерактивное обучение между учащимися.
Открытый класс — это учебная среда, в которой учителя берут на себя роль фасилитатора (ориентация на ученика), а не авторитарную роль (ориентация на учителя). Учащиеся в открытом классе берут на себя ответственность за свое обучение, где у них есть доступ к различным образовательным ресурсам и свобода передвижения по классу. Кроме того, учащиеся могут работать самостоятельно или в группах.
Вот примеры мероприятий, осуществляемых и пересматриваемых на постоянной основе школьными округами в рамках программ, направленных на применение иерархии потребностей Маслоу для улучшения учебной среды и результатов их школ.
- Физиологические потребности: бесплатное питание
- Потребности в безопасности: аварийные тренировки и другие меры безопасности
- Потребности в любви и принадлежности: семинары и сеансы терапии
- — Уважение и самореализация0031 участие в специальных представлениях и мероприятиях и оценка достижений учащихся посредством вознаграждения и признания
Проблемы гуманистической психологии
гуманистическая психология.
Вот несколько проблем гуманистической психологии, поднятых критиками:
- Термин «гуманистический» имел различные значения, начиная с эпохи Возрождения. Нет единого мнения о том, что именно подразумевается под этим термином, поскольку существуют и другие подходы, которые также могут сойти за гуманистические, вызывая противоречия внутри гуманистической психологии. Б. Ф. Скиннер однажды получил 1972 Премия «Гуманист года», присуждаемая Американской гуманистической ассоциацией, является примером этого противоречия внутри школы мысли.
- Критики также утверждают, что гуманистическая психология упрощена. Как указал Rollo May 3 (1982), одним из аргументов в пользу этого аргумента является неспособность гуманистической точки зрения адекватно обсудить зло из-за ее акцента на хороших качествах людей.
- Требование гуманистической психологии актуальности своих исследований может негативно повлиять на процесс научных открытий. Критики отмечают, что исследования прошлого заложили основу для более поздних новаторских исследований, несмотря на то, что они, возможно, не соответствуют гуманистическому подходу.
- Из-за того, что свободная воля занимает центральное место в гуманистической психологии, практикующие ее специалисты рискуют провести поверхностный анализ, мешающий научным исследованиям. Акцент на свободе воли может упустить важные, но незаметные открытия, которые могут углубить понимание сложных явлений.
- Бихевиористы вроде Скиннера утверждали, что гуманистическая психология ненаучна, поскольку использует самоанализ. Кроме того, некоторые специалисты в области психологии считают, что гуманистический подход был попыткой дистанцировать психологию от эмпирических исследований, проводимых психологами-экспериментаторами.
Гуманистическая психология. Ключевые выводы
Гуманистическая психология, или гуманизм, является «третьей силой» психологии, основанной на классической философии и философии эпохи Возрождения, делающей упор на самореализации.
Гуманистический подход в психологии утверждает, что каждый человек уникален и имеет свой взгляд на мир. Он также считает, что люди по своей природе хороши и способны принимать мудрые решения.
Абрахам Маслоу создал иерархию потребностей, которая, по его мнению, мотивирует людей, начиная с основных потребностей выживания и заканчивая самореализацией.
Одним из примеров гуманистической психологии на практике является образование, в котором подчеркивается ответственность учащихся в процессе обучения.