Гуманистическая ориентация в социальной психологии. основные понятия, представители, постулаты теорий
Введение
Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. Среди существующих в настоящее время психологических школ и направлений гуманистическая психология представляет особый интерес, во-первых, потому, что возникнув сравнительно недавно (в середине XX века), когда большинство психологических школ исчерпало свой исследовательский потенциал, она, вызревая в полемике с бихевиоризмом и психоанализом как «третья сила» в психологии, аккумулировала в себе опыт исследования личности в предшествующих и современных ей психологических направлениях и школах.
Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяемых методах и техниках. Мы подробно рассмотрим направление в теории личности (А.Маслоу)»>гуманистическое направление в психологическом консультировании.
19 стр., 9446 слов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
… человеческих отношений (12, с.9). Обучение психологическому консультированию – это обучение построению помогающих … ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ Фундаментом успешного консультирования являются теоретические знания. Без теоретической концептуализации информации … психологии к конкретной индивидуальности. Это касается всех областей практической деятельности психолога, а консультирования …
Критика
Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.
Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.
Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.
Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.
Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.
Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.
Предмет изучения и задачи науки
Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:
- межличностные отношения;
- автономия;
- психическое здоровье;
- свобода;
- любовь;
- ответственность;
- самоактуализация.
У этой науки есть ряд задач:
- изучение этапов деградации личности;
- поиск самого себя;
- поиск смысла жизни;
- осознание собственного достоинства.
Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:
- вершинных экспериментов;
- идеи освобождения, дзен-буддизма;
- групповой динамики;
- expending drag;
- доктрины актуализации;
- единства противоположностей — Инь-Янь;
- тантрических идей;
- центрирования на личности.
Сильные стороны научного направления:
Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния.
Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека
Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей.
Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности.
Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.. Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания
Она представляет собой комплекс метафизических концепций
Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания. Она представляет собой комплекс метафизических концепций
Общая характеристика концепций психологического консультирования, основанных на гуманистическом направлении в психологии
Гуманистическое направление ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность.
2 стр., 690 слов
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, …
Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.
Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.
Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.
Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.
Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.
Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.
В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.
4 стр., 1566 слов
Итак, для чего людям нужны психологи?
… помощью к психологам, люди все-таки боятся к нам обращаться. Почему? Потому что психология – совсем … же правами, что и психолог, то есть клиент и психолог совместно определяют правила своего … человека постоянно появляются вопросы к жизни, причем, чем интереснее и богаче его личность, … сессии. К психологу люди обращаются также в ситуации какого-либо сложного жизненного выбора… Список можно …
Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.
В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.
Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва).
Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.
Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.(Абрамова Г.С., 2001, стр 108-109 )
Теория Г. Олпорта
Один из основоположников гуманистической психологии — Гордон Олпорт. Он создал теорию личностных черт, согласно которой, у каждого человека есть врожденные предрасположенности реагировать на ту или иную ситуацию типичным образом. Его идеи направлены на выделение интегративных уровней взаимодействия личности с окружающим миром. К ним относятся условные рефлексы, системы черт и навыки, изменяющиеся в разных ситуациях.
Олпорт описал два уровня функционирования — высших мотивов и нужды. К последнему относится гомеостазис или стремление устранить напряжение. А высшие мотивы включают стремление к развитию, сопротивление равновесию, постановка новых целей и задач.
Особенности становления личности Олпорт аргументирует принципом функциональной автономии мотивов. Хотя человек развивается, он сохраняет связь между старыми и новыми стимулами. Это и было противопоставлено бихевиористической психологии, где все высшие мотивы связаны с физическими потребностями.
Черты характера ученый рассматривает как единицы анализа человека. Одни из них в процессе развития становятся второстепенными, другие выходят на первый план. Но в центре может находиться не более 5−10 разных качеств. Олпорт говорил о гуманистической психологии кратко и понятно. Это исследование уникальности каждого человека. Неповторимость описывается им как слияние разных черт в единую систему.Олпорт выделял три стадии развития:
- детская;
- относительной дифференциации;
- интегрированного единства.
Ребенок еще не подвергает себя самоанализу, поэтому требует от окружающих всего или ничего.
Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента
Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни
Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя
Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.
Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.
Терапия и психотерапия
Методы терапевтов основаны на борьбе с отсутствием смысла существования пациентов, с одиночеством, чувством тревоги и со страхом смерти.
Все эти негативные факторы ведут к возникновению у них экзистенциальной боли.
При работе терапевтами данного направления должны быть достигнуты переживания пациентами реальности собственного существования, которому препятствуют неврозы, страхи, отсутствие смысла жизни и боязнь личной свободы.
По К. Роджерсу, стратегия психотерапии должна включать следующие шаги:
- Клиент сам определяет для себя необходимость обращения к специалисту за помощью.
- При взаимодействии клиента с терапевтом уточняются причины его обращения за помощью.
- Терапевтом создается атмосфера, максимально способствующая самовыражению клиента.
- Психотерапевт воспринимает клиента во всех его проявлениях.
- Между психотерапевтом и клиентом создается доверие, последний привыкает к специалисту, его чувства стабилизируются.
- Определяются истинные причины, которые привели к просьбе о помощи.
- Клиентом осознаются истинные причины его обращения к психотерапевту.
При помощи психотерапевта клиент определяет для себя стратегию дальнейшего поведения.
Конкретные действия и борьба с истинной проблемой.
Обретение обратившимся уверенности в себе и собственных силах.
Достижение клиентом чувства самодостаточности и независимости, отсутствия необходимости в помощи специалиста.
Гуманистическая психотерапия подойдет людям, потерявшим свою цель в жизни, разочаровавшимся в собственных возможностях, а также тем, кто желает максимально реализовать свой потенциал, добиться независимости и свободы. Подходит она как для отдельно взятых личностей, так и для семей или пар.
Гуманистическая психология, несмотря на критику, является не только альтернативным взглядом психоанализу и бихевиоризму, восполняет пробелы, допущенные в данных взглядах, но и имеет практическое значение, помогая человеку определиться с жизненными целями, обрести смысл в жизни и максимально самореализоваться.
О гуманистической психологии в этом видео:
https://youtube.com/watch?v=5b8Te4BSHgA
Глоссарий. Основные понятия гуманистической психологии
Бытийная мотивация — мотивация высшего уровня, в которой преобладает потребность в самоактуализации.
В-любовь — любовь без собственничества, характерная для самоактуализировавшегося человека.
Вершинные переживания — мистические состояния сознания, характерные для многих, но не для всех самоактуализирующихся людей.
Даоская наука — альтернатива, выдвинутая Маслоу традиционному научному методу, подчеркивающая ценности и субъективность (вместо объективности).
Движение за человеческий потенциал — социальное движение, направленное на стимуляцию полноценного развития индивидов, находящее отражение в центрах роста и трансформации общественных институтов.
Десакрализация — утрата чувства священного, или духовного.
Дефицитарная мотивация — мотивация на низших уровнях развития.
D-любовь — эгоистичная любовь, характерная для несамоактуализировавшегося человека.
Иерархия потребностей — упорядоченная последовательность мотивов, начиная с основных физических потребностей и вплоть до мотивов наиболее развитых человеческих существ.
Инстинктоид — слабоинстинктивные мотивы, характерные для людей.
Компетентность во времени — шкала Опросника личностной ориентации для измерения озабоченности человека настоящим, а не прошлым или будущим.
Комплекс Ионы — отказ от полноценного развития своего потенциала в силу убеждения, что все равно не удастся совершить ничего важного. Метамотивированный — мотивированный потребностями, находящимися на вершине иерархии
Метамотивированный — мотивированный потребностями, находящимися на вершине иерархии.
Направленность на себя — шкала Опросника личностной ориентации для измерения тенденции человека к получению поддержки не от других людей, а от себя.
Опросник личностной ориентации — самый популярный инструмент для измерения самоактуализации.
Опытное знание — то, что мы знаем благодаря личному переживанию.
Основная потребность — фундаментальная дефицитарная потребность.
Преобладающий — самый могущественный в настоящее время; обозначает потребность, которая, если не удовлетворяется, оказывается самой могущественной в данный конкретный момент.
Самоактуализация — полноценная реализация потенциала человека.
Третья сила — термин Маслоу для обозначения его теории, подчеркивающий ее противоположность психоанализу и бихевиоризму.
Центрированный на методе — научный подход, ставящий процедуру над содержанием.
Центрированный на проблеме — научный подход, ставящий предмет изучения над процедурой.
Центры развития — места, где люди собираются для полноценного развития своего потенциала (например, Исален).
Эупсихея — утопическое общество, в котором равно удовлетворяются индивидуальные и социальные потребности и где общество поддерживает индивидуальное развитие.
Основные принципы гуманистической психологии
Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического направления в психологическом консультировании, -это особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.
Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.
Такими принципами являются:
- Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
- Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
- Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
- Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
- Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера.
9 стр., 4051 словГуманистические теории личности Маслоу и Роджерса
… гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Гуманистическая психология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую, …
Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.
- Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
- Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.
Методы
Для изучения личности психологами используются методики самоотчетов, что позволяет опираться на опыт человека, полученный в его жизни, а также опросники , например, опросник «,Чувства. Реакции. Убеждения.»,, разработанный Д. Картрайтом, а также опросник самоактуализации Э. Шострома.
Количество методик работы с людьми превышает несколько десятков. Сюда относятся следующие:
- арт-терапия , осознание собственного «,Я», посредством музыки, изображений, а также в движениях,
- визуализация , осознание собственных стремлений, желаний, а также истинных целей путем их визуализации,
- аутотренинг по И. Шульцу , путем погружения в себя и диалога со своим глубинным «,Я»,,
- восточные техники , медитации, йога и другие практики.
Также существует и множество других методик, нацеленных на осознание человеком самого себя.
Основные принципы и методы исследования
В процессе развития этого направления сложилось несколько основных принципов, которым следовали ученые:
- Несмотря на любые обстоятельство окружающей среды, личность имеет свободу выбора, независимость.
- Человек — особая сущность, сознание которой выделяет его из окружающего мира. Благодаря этому определяется уникальность, которая отличает людей от животных.
- Человеческие качества от рождения являются позитивными. Изначально он не может быть злым, максимум нейтральным. Со временен общество может пагубно влиять на развитие личности, развивая в ней негативные качества.
- Нельзя окончательно определить природу человека, поскольку он развивается на протяжении всей жизни.
- Главным источником информации являются субъективные переживания личности, накапливаемый жизненный опыт.
- Человек является целостным, единым. Невозможно разделять психические, органические основы.
Исходя из множества принципов, выделяется три нравственных жизненных понятия:
- Субъект не раб своих привычек.
- Нормальное отношение между людьми строится только на взаимном уважении, принятии опыта обоих сторон.
- Личность должна жить, развиваться, ощущая себя в настоящем.
Базовое утверждение сторонников этого направления говорит о том, что индивид имеет потенциал для выздоровления, заложенный от рождения. Если окружающие условия выстроятся благоприятным образом, он сможет его реализовать.
Сторонники
Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.
Реверсивная психология
Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром
Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.
Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида
Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики
Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.
После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.
Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться. Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия
Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию
Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.
Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни
Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.
Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.
Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.
Гуманистическая психология основатель. Основные черты
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии , Джеймс Бьюдженталь , выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика .
Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления
При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч
Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.
Эклектика в психотерапии. Плюсы и минусы.
В мире насчитывается несколько признанных «школ» психологии и психотерапии (психоаналитическая, гештальт, трансперсональная, системная, гуманистическая и т.д.). Каждая из них основана на теории личности, которая объясняет, как устроена психика человека, как она развивается. Какие варианты ее функционирования являются здоровыми, а какие считать патологией, что, как и почему влияет на психику. Часто школа содержит еще и моральные принципы работы с человеком.
Внутри школ есть относительно самостоятельные направления. Школы и крупные направления называют модальностями.
Психолог в России может работать как в одной модальности, так и совмещать несколько. Мнения о том, что лучше, расходятся. Но так сложилось, что в России сочетание школ, особенно, произвольное от встречи к встрече — это очень распространенная позиция. Если терапевт работает в одном подходе, то у клиента появляется какой-никакой инструмент для ориентации, ведь можно изучить основы подхода, хотя бы приблизительно понимать, что к чему. Как же относиться к эклектичному (смешанному) подходу, раз он так распространен?
Работа в нескольких школах одновременно имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы работы в эклектичном подходе.
1. Индивидуальный подход. Поскольку ни одна школа не является единственно правильной и доказанной, у терапевта появляется простор выбора вариантов работы в отношении каждого нового клиента, ведь разным клиентам подходят разные теории личности и методы.
2. Возможность следить за новыми тенденциями. Терапевт не зациклен на одной теории, не впадает в «религиозную веру» в ту или иную школу, может следовать свежим тенденциям.
3. Богатство выбора. Методы из разных школ могут дополнять друг друга и быть более эффективными вместе.
В конце концов, терапевт может создать собственный подход, авторскую школу, совмещающую в себе положения нескольких теорий личности, методы из нескольких подходов, плюс что-то совершенно новое. Но, правда, это уже отдельная теория личности и школа, в которой автор совершенствуется много лет. И это уже нельзя назвать эклектикой, то есть случайным набором методов, который постоянно меняется.
Но в попытке практиковать эклектический подход, особенно в самом начале работы психологом, есть и минусы. Как для клиента, так и для самого терапевта. И они довольно существенны.
1. Недостаток профессионализма. Если начать работать в эклектичном подходе с самого начала карьеры, то можно, несмотря на годы работы, в итоге прийти к нему… недостатку профессионализма. Наборы методов каждой школы основаны на положениях теории личности и связаны друг с другом. Они учитывают бесконечное количество тонкостей, которые обкатываются десятилетиями. Любой, самый простой метод дает огромное количество вариантов реакций на него. И понять, что означает та или иная реакция, к чему ведет в условиях ситуации каждого отдельного клиента — потребуется не год и не два. И надо знать не только каждый метод в отдельности, но и сочетаемость методов при последовательной работе. Для этого необходимо глубоко понимать их структуру и теорию личности, на которой они основаны, понимать, как действуют методы стратегически, ведь действие метода часто не заканчивается в конце сессии. Некоторые действуют вообще только через месяц. Для качественной работы в эклектичном стиле потребуется гораздо более высокий уровень профессионализма в каждом из сочетаемых подходов, а стало быть, и времени, затраченного на обучение в каждом из них, а потом в смешанном.
А просто используя то один, то другой метод с самого начала своей практики (не имея серьезного опыта работы в каждом подходе) — терапевт в большинстве случаев просто скачет по верхам, так и не разобравшись ни в одном подходе по-настоящему, а часто даже не задумываясь о теориях личности и их связи с методами… (зачем вообще лору анатомия…все равно лор работает только с ухом, горлом и носом…)
2. Внутренние противоречия. Многие методы из разных школ, применяемые одновременно, могут уменьшать эффективность друг друга. В основе каждой такой школы лежат ответы на вопросы о том, как устроена психика человека. Поскольку эти ответы разные и многие противоречат друг другу, то и методы работы с психикой, основанные на этих ответах, тоже часто противоречат друг другу.
Сравним это, например, с чашкой для кофе. Если клиент скажет, что его не удовлетворяет эта чашка и попросит помочь, сделать что-то, чтоб удовлетворяла, то апологеты одной школы скажут, что у чашки нужно отпилить ручку (метод №1), потому что она лишняя, мешает гармонии (положение теории личности №1). А приверженцы другой скажут, что дело в том, что нужно сделать две ручки (метод №2). Две руки — две ручки (положение теории личности №2). И если начать выполнять запрос клиента, то отпиливая ручку, то пытаясь приделать вторую, после того, как уже наполовину отпилили первую, то снова отпиливая уже вторую приделанную, вряд ли удастся добиться положительного результата. А главное, будет непонятно, почему нет результата. Ни терапевту, ни клиенту.
И каким бы высоким ни был уровень профессионализма, этих противоречий полностью не избежать, а главное, часто просто не спрогнозировать. Иначе, если бы так было просто, любой бы мог за пять минут создать успешную новую теорию личности и методологию, без какой-то там двадцатилетней обкатки. (гении, к вам это не относится)
3. Риски при долгосрочной работе с одним запросом. Основные минусы проявляются при работе с проблемами, требующими длительной (больше 5-ти встреч) работе. При работе с краткосрочными запросами пробы разных подходов даже с одним и тем же клиентом вполне приемлемы, минусы не успевают проявляться, а плюсы успевают. Но когда речь идет о длительной терапии каких-либо расстройств, претензии к стратегической согласованности методов резко возрастают.
Кроме того, репутацию эклектичного подхода часто подмачивают те, кто фразу «Я работаю в эклектичном подходе» использует, чтобы скрыть недостаток осознанности. Внутренние установки терапевта — это тоже не калейдоскоп, который так легко мог бы менять узор установок с каждым новым клиентом. Представления об устройстве психики и закономерностях ее работы в определенной степени стабильны и соответствуют либо одной из школ, либо представляют собой авторскую школу-позицию этого терапевта. И если терапевт не может назвать даже свои установки или уверен, что они вообще меняются как по мановению волшебной палочки, это как минимум ставит вопрос об уровне осознанности, а как максимум — об уровне профессионализма. Но, опять же, возможно, что терапевт действует по интуиции и довольно успешно.
Работу одновременно в нескольких школах с произвольным и неповторимым выбором методов и подходов на каждой новой встрече с клиентом можно сравнить с созданием какого-нибудь дизайнерского проекта.
В композиции могут изощренно сочетаться несколько разнородных элементов, но для того, чтоб добиться гармонии в этом, требуется серьезный опыт с каждым материалом в отдельности.
А без богатого опыта в моноподходах начинающие профессионалы, сразу считающие себя способными на героические подвиги в эклектике, могут прийти к очень неутешительным результатам.
На данном уровне развития психологии как науки (или как искусства?) каждый терапевт вынужден сам принимать решение о том, на какую теорию личности он будет опираться. Будет ли это готовая теория личности или придется создавать свою и развивать ее. Или он освоит сначала одну, а потом вторую и, может быть, третью школу и в результате придет к своему видению основ личности и методов работы. Или будет полагаться на что-то еще.
Возможно, наиболее важно в этом, насколько терапевт сам понимает внутреннюю логику своей работы, исходя из чего, он принимает решение о стратегии и тактике терапии, насколько успешен данный терапевт, и насколько безопасен его выбор для клиента.
Карточки с описанием поведения человека — Cram.com
Похожие карточки
Пожалуйста, войдите, чтобы добавить в папки.
Войти
Вы создали 2 папки. Пожалуйста, обновитесь до Cram Premium, чтобы создавать сотни папок!
Обновление
- Перемешать
Включить
Выключить
- Алфавит
Включить
Выключить
- Передний Первый
Включить
Выключить
- Обе стороны
Включить
Выключить
- Читать
Включить
Выключить
Чтение…
Передний
Диапазон карт для изучения
через
Кнопка воспроизведения
Кнопка воспроизведения
Прогресс
1/16
Нажмите, чтобы перевернуть
Используйте клавиши со стрелками ВЛЕВО и ВПРАВО для перемещения между карточками;
Используйте клавиши со стрелками ВВЕРХ и ВНИЗ, чтобы перевернуть карту;
H показать подсказку;
A читает текст в речь;
- Делиться
- Распечатать
- Экспорт
- Клон
16 карт в этом наборе
- Передняя сторона
- Спина
Дайте определение эклектизму и почему это важно. | Процесс создания собственной системы путем заимствования из двух или более других систем. Это важно, потому что психологи склонны заимствовать из других теорий, чтобы составить свою собственную комбинацию. | |
Что такое нейробиологический подход? | Рассмотрение поведения как результата функций нервной системы и биологии. | |
В чем преимущество использования нейробиологического подхода? Что такое недостаток? | Преимущество заключается в том, что при таком подходе легче поставить диагноз, и что медицина может помочь сделать процесс более быстрым и полезным. Недостатком могут быть физические изменения и побочные эффекты, а также то, что иногда диагноз ставится слишком быстро. | |
Что такое определение поведенческого подхода? | Рассмотрение поведения как продукта обучения и ассоциаций. | |
Кем были бихевиористы, связанные с поведенческим подходом? | Б. Ф. Скиннер и Джон Б. Ватсон. | |
Каковы преимущества и недостатки поведенческого подхода? | Преимущества. Существует поддержка и доказательства этой теории. Недостатки. Он лишает человека «свободной воли», говоря, что все, что мы делаем, является результатом прошлого опыта. Это не оставляет места для «импульса». | |
Что такое гуманистический подход? | Вера в то, что люди в своей основе хорошие и способны помочь себе сами. | |
Кто связан с гуманистическим подходом? | Карл Роджерс. | |
Каковы преимущества и недостатки гуманистического подхода? | Преимущества: популярный и очень позитивный подход. . Недостатки: слишком хорошо, чтобы быть правдой. | |
Каково определение психоаналитического подхода? | Система взгляда на человека как на продукт бессознательных сил. | |
Кто связан с психоаналитическим подходом? | Зигмунд Фрейд. | |
Каковы преимущества и недостатки психоаналитического подхода? | Преимущества. Можно изучать многие чувства, а не только секс и агрессию. С помощью этого подхода можно изучать восприятие, мышление и память. Недостатки. Теория Фрейда сама по себе слишком негативна. | |
Что такое когнитивный подход? | Подчеркивание того, как люди используют психические процессы для решения проблем или развития определенных личностных характеристик. | |
Каковы преимущества и недостатки когнитивного подхода? | Преимущество: это может помочь нам заменить наши негативные мысли позитивной помощью. Недостатки. Он преуменьшает влияние эмоций и не придает должного значения сложности человеческих эмоций. | |
Что такое социокультурный подход? | На поведение сильно влияют правила и ожидания определенных социальных групп или культур. | |
Каковы преимущества и недостатки социокультурного подхода? | Преимущества. Его можно использовать во всех аспектах психологии. . Недостатки. Как консультировать людей, принадлежащих к другим культурам. |
38.3: Гуманистическая и личностно-ориентированная терапия
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 77116
Одно из следующих достижений в терапии психических заболеваний, появившееся в середине двадцатого века, называется гуманистической или личностно-центрированной терапией (ПКТ). Здесь считается, что проблемы с психическим здоровьем возникают из-за несоответствия между поведением пациентов и их истинной личностью. Таким образом, цель ПКТ состоит в том, чтобы создать условия, при которых пациенты могут раскрыть свою самооценку, чувствовать себя комфортно , исследуя свою собственную идентичность, и изменять свое поведение, чтобы лучше отражать эту идентичность.
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Качество отношений между терапевтом и пациентом имеет большое значение в личностно-центрированной терапии. [Настоящая работа «Личностно-центрированная терапия» лицензирована Джуди Шмитт в соответствии с лицензией CC BY-NC-SA 4.0. Это производное от безымянного изображения Noba Project, которое является общественным достоянием.]История личностно-центрированной терапии
РСТ была разработана психологом по имени Карл Роджерс во время значительного роста гуманистических движений. Теория и человеческий потенциал. Эти точки зрения были основаны на идее о том, что людям присуще стремление реализовать и выразить свои собственные способности и творческие способности. Роджерс, в частности, считал, что у всех людей есть потенциал измениться и стать лучше, и что роль терапевтов состоит в том, чтобы способствовать самопониманию в среде, где наиболее вероятны адаптивные изменения (Rogers, 19).51). Роджерс предположил, что терапевт и пациент должны вступать в настоящие равноправные отношения, в которых терапевт не осуждает и сопереживает. В ПКТ пациент должен испытывать как уязвимость к тревоге, которая мотивирует желание измениться, так и признательность за поддержку терапевта.
Техники личностно-центрированной терапии
Гуманистическая и личностно-центрированная терапия, как и психоанализ, предполагает в значительной степени неструктурированный разговор между терапевтом и пациентом. Однако, в отличие от психоанализа, терапевт, использующий ПКТ, играет пассивную роль, направляя пациента к его или ее собственному самопознанию. Первоначальное имя Роджерса для PCT было недирективная терапия , и это понятие отражено в гибкости ПКТ. Терапевты не пытаются напрямую изменить мысли или поведение пациентов. Скорее, их роль заключается в обеспечении терапевтических отношений как платформы для личностного роста. На таких сеансах терапевт, как правило, только задает вопросы и не дает никакого суждения или интерпретации того, что говорит пациент. Вместо этого терапевт присутствует, чтобы обеспечить безопасную и вдохновляющую среду для того, чтобы человек самостоятельно исследовал эти проблемы.
Важным аспектом отношений РСТ является безусловное положительное отношение терапевта к чувствам и поведению пациента. То есть терапевт никогда не должен осуждать или критиковать пациента за то, что он сделал или подумал; терапевт должен только выражать теплоту и сочувствие. Это создает среду, свободную от одобрения или неодобрения, в которой пациенты начинают ценить свою ценность и вести себя так, как это соответствует их собственной идентичности.
Преимущества и недостатки личностно-центрированной терапии
Одним из ключевых преимуществ личностно-центрированной терапии является то, что она очень приемлема для пациентов. Другими словами, люди, как правило, находят благоприятную и гибкую среду такого подхода очень полезной. Кроме того, некоторые темы ПКТ хорошо применимы к другим терапевтическим подходам. Например, большинство терапевтов любой ориентации считают, что клиенты хорошо реагируют на непредвзятое сочувствие. Однако главный недостаток ПКТ заключается в том, что данные о ее эффективности неоднозначны. Одной из возможностей для этого может быть то, что лечение в основном основано на неспецифические лечебные факторы . То есть вместо использования терапевтических методов, специфичных для пациента и его психической проблемы (т. е. 90 348 конкретных лечебных факторов 90 349), терапия фокусируется на методах, которые можно применять к любому человеку (например, установление хороших отношений с пациентом). (Cuijpers и др., 2012; Фридли и др., 1997). Подобно тому, как «один размер подходит всем» на самом деле не подходит каждому человеку, PCT использует одни и те же методы для всех, которые могут работать для некоторых людей, но не для других.