Гуманистическая психология мотивация: Гуманистические теории мотивации

Содержание

Гуманистические теории мотивации

По мнению одного из представителей гуманистической психологии американского психолога Карла Роджерса (Carl Ransom Rogers, 1955), нормальная личность открыта опыту, ее не нужно контролировать или управлять ею. Основной мотивирующей силой человеческого поведения он считал стремление к самореализации, самоосуществлению, стремление к реализация своих способностей и возможностей. По К. Роджерсу люди стремятся к тому, чтобы приблизить Я-идеальное к Я-реальному.

Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу является автором иерархической теории мотивации. Он считал, что множество потребностей можно разделить на пять основных категорий и расположить в виде строгой иерархической структуры. Эту структуру он представлял в виде пирамиды, состоящей из пяти ступеней.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания (еда, вода, отдых, секс). 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира.

3. Социальные потребности — чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки. 4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. 5. Потребности самовыражения — это потребности в самоактуализации, реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры. Однако хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею (не обязательно полностью удовлетворять нижележащие потребности). Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.

Маслоу делил мотивы на две группы — на мотивы нужды и мотивы роста. Основное различие в их функционировании состоит в том, что удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста — к по­вышению мотивации.

Кроме того, мотивы роста занимают относительно более высокое положение в иерархии чем мотивы нужды.

Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда. Заметный вклад в разработку проблемы мотивации поведения внесла теория приобретенных потребностейамериканский ученого Д. Мак-Клелланда (David C. McClelland, 1962). Не отрицая значимости биологических и других «базисных» потребностей в мотивации поведения работников, Д. Мак-Клелланд попытался выявить наиболее важные «вторичные потребности», которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности. Онсчитал, что людям присущи три потребности высшего уровня: достижения, соучастия, во власти. Эти потребности приобретаются человеком под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребности достижения (в успехе) проявляются в стремлении человека достичь стоящих перед ним целей эффективнее, чем он делал это ранее.

Потребность соучастия (причастности) проявляется как стремление к дружеским отношениям с окружающими.

Потребность во власти состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью этой потребности является стремление контролировать действия людей, влиять на их поведение, брать на себя ответственность за их действия.

Потребность властвования имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому, стремление полностью отказаться от каких-либо притязаний на власть. Люди с высокой мотивацией властвования подразделяются на две непересекающиеся группы. Первую группу составляют лица, стремящиеся к власти ради возможности командовать. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к власти для того, чтобы с ее помощью более эффективно решать задачи организации.

Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции Д. Мак-Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, а взаимосвязаны.

Гуманистическая психология четко разделила мотивы человеческого поведения на инстинкты и страсти. Инстинкт — это чисто биологическая категория, в то время как страсти и влечения, коренящиеся в характере, — это биосоциальные исторические категории. И хотя они не служат физическому выживанию, они обладают такой же (а иногда и большей) властью, как и инстинкты. Психологи-гуманисты выделили такие мотивы человеческого поведения как: тенденция к самоактуализации, изменению, личностному росту; мотив творчества. Впервые выделили мотивы, которые признавали в человеке активную личность.

Гуманистическая психология. Мотивация и личность

Гуманистическая психология

Современная гуманистическая психология многолика: культурное движение, сеть социальных контактов, набор человеческих переживаний, набор техник, система ценностей, организация и теория. В идеале, каждый их этих аспектов взаимодействует с другими, обогащая их (Maslow, цит. по: Greening, 1984, р. 3).

Я фрейдист, я бихевиорист, я гуманист… (Maslow, 1971,144, р. 4).

Теория

Разработанные Маслоу теории человеческой мотивации и самоактуализации в корне противоречат психоаналитическим и бихевиористским подходам. Вместе с тем, лично для Маслоу, иерархия потребностей стала логическим продолжением его предшествующей работы с бихевиористскими, фрейдистскими и адлерианскими моделями. Сам он считал себя одновременно фрейдистом и бихевиористом, а не бунтовщиком против их подходов. Маслоу видел свою задачу в творческом синтезе, а не в сектантстве, он считал свою работу развитием современных тенденций в психологии.

Почему теории Маслоу и других мыслителей гуманистического направления считаются революционными? Его работа и работа других психологов — гуманистов научная в том смысле, что опирается на эмпирическое исследование человеческого поведения, что отличает ее от других психологических систем, делающих акцент на определенных философских представлениях о людях (Buhler & Allen, 1972).

Гуманистическая психология является революционной в предложении позитивного подхода к человеческим переживаниям. Гуманистические психологи считают себя в первую очередь людьми и лишь во вторую — учеными. Они не претендуют на объективность. Они намереваются открыть методы, которые позволяли бы понять личность другого человека, в рамках крайне субъективного взаимодействия (Buhler & Allen, 1972; Polanyi, 1958).

Следующие особенности характерны для современной гуманистической психологии.

• Неудовлетворенность теориями, центрированными на патологии.

• Признание наличия у человека потенциала к росту, самоопределению, выбору и принятию на себя ответственности.

• Убежденность в том, что не хлебом единым жив человек; что он имеет высшие потребности, такие как научение, работа, любовь, творчество и т. п.

• Оценивание чувств, желаний и эмоций вместо их объективизации или поверхностного объяснения.

• Убежденность в том, что человек способен отличать истину от лжи, вести себя в соответствии с высшим добром; вера в вечные ценности, такие как истина, счастье, любовь и красота.

Гуманистическое движение

Такое определение Третьей силы в психологии было предложено Маслоу летом 1957 г., оно включено во введение к первому номеру журнала Journal of Humanistic Psychology (Sutich, 1961, pp. viii — ix):

Журнал Journal of Humanistic Psychology основан группой психологов и специалистов из других областей, которые проявляют интерес к человеческим возможностям, не нашедшим отражения в позитивистской или бихевиористской теориях, классическом психоанализе. Речь идет, в частности, о креативности, любви, самости, росте, организме, удовлетворении базовых потребностей, самоактуализации, высших ценностях, эго — трансцендентности, объективности, автономии, идентичности, ответственности, психическом здоровье и т. п.

Гуманистическая психология как интеллектуальное движение оформилась в начале 1960–х гг. при создании двух организаций. Эсаленовский институт Калифорнии

(Esalen Institute of Californiaпрототип других центров роста и личностного развития, был основан в 1962 г. В том же году Абрахам Маслоу с коллегами основал Ассоциацию гуманистической психологии (Association of Humanistic Psychology, AHP).

Основной целью журнала и Ассоциации являлось изучение поведенческих характеристик и эмоциональной динамики полноценного и здорового человеческого функционирования. Новая ассоциация символизировала отказ от механистической, детерминистской, психоаналитической и бихевиористской ортодоксальности. В 1985 г. Ассоциация насчитывала 5200 членов во всех 50 штатах и многих иностранных государствах.

В предисловии к книге Фрэнка Гобла The Third Force, The Psychology of Abraham Maslow (Goble, 1970, p. vii) сам Маслоу писал:

Я хотел бы подчеркнуть, что любой из дюжины теоретиков столь же полезен, как и представитель психологии Третьей силы. Как движение она не имеет ни одного явного лидера, ни одного великого имени, в отличие от большинства революций в мировоззрениях, которые начинались под руководством конкретных лидеров, например фрейдизм, дарвинизм, марксизм, эйнштейнианство, Третья сила — результат работы многих людей. Помимо этого, параллельно делались открытия и в других областях. В настоящее время быстро развивается новое представление об обществе и всех его институтах.

Гуманистические психологи исследовали способы поощрения и оценки самоактуализации у отдельных индивидов, групп и организаций. В 1968 г. с целью измерения уровня самоактуализации был создан Опросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory, POI) (Shostrom, 1968). Этот инструмент нашел широкое применение в бизнесе, образовании и психологии.

Гуманистическая психотерапия

Практика современной психотерапии претерпела значительные изменения под влиянием взглядов Маслоу и других психологов — представителей Третьей силы. Хотя сам Маслоу не занимался клинической практикой, его идеи оказали заметное влияние на практическую психотерапию. Он не занимался разработкой системы техник, скорее его интересовал этический подход к человеческим взаимоотношениям в целом.

Маслоу полагал, что удовлетворительные результаты можно получить с помощью различных клинических подходов, а успешная психотерапия должна помочь индивиду в реализации своих основных потребностей, тем самым открывая путь к самоактуализации. Это, по мнению Маслоу, — «главная задача любой терапии» («Мотивация и личность», 1970, 142, pp. 241–264). «Безоговорочно принимается убеждение в том, что истина лечит. Научиться преодолевать собственные ограничения, познать себя, услышать голос побуждений, освободить ликующую природу, приобрести знания, достичь инсайта — вот основные задачи психотерапии», — пишет он в книге Farther Reaches of Human Nature (1971, 144, p. 52).

Гуманистическая этика, разработанная Маслоу (1970, p. 142) и развитая Бюд — женталем (Bugental, 1971), имеет особое значение для психотерапевтической практики. Вот некоторые ее принципы:

• принятие ответственности за собственные действия и переживания;

• взаимность в отношениях: признание взглядов другого человека;

• экзистенциальный подход (здесь — и–теперь), признание того, что человек живет лишь в настоящий момент;

• осознание того, что такие эмоции, как боль, конфликт, скорбь, вина, гнев, — являются часть человеческих переживаний, которые следует понять и даже оценить, а не скрывать и подавлять; выражение эмоций обнаруживает переживаемый смысл в жизни человека;

• люди, усвоившие гуманистическую этику, объединены поиском переживаний, ускоряющих личностный рост.

Следует отдать должное Карлу Роджерсу (Rogers, 1942, 1961): он впервые ввел новую гуманистическую концепцию взаимоотношений между психотерапевтом и пациентом. Теории Маслоу и Роджерса взаимно обогащали их обоих, при этом Роджерс использовал эти концепции при разработке новых подходов к психотерапии своих клиентов. Он назвал свою работу клиент — центрированным подходом. Роджерс представлял себе психотерапевта в роли фасилитатора, активного, но недирективного соучастника терапии. Различные психотерапевты гуманистического направления предложили свои варианты налаживания взаимоотношений между людьми.

Гуманистические психотерапевты признают и используют собственные переживания, полагая при этом, что нельзя недооценивать влияние и важность личности терапевта на процесс консультирования. Психотерапевт служит моделью, наглядно демонстрируя клиенту потенциал креативных и позитивных действий. Психотерапевты гуманистического направления также полагают, что окончательное решение и право выбора остается за клиентом. Хотя терапевт может играть поддерживающую роль, клиент несет главную ответственность за собственную жизнь и всегда останется наиболее влиятельной в ней фигурой (Buhler & Allen, 1972; Maslow, 1970, 142; Rogers, 1961).

Необходимо помнить, что знание собственной природы одновременно служит знанием человеческой природы в целом (Maslow, 1971,144, p. xvi).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 15 Гуманистическая и когнитивная психология

Глава 15 Гуманистическая и когнитивная психология Психологические школы в исторической перспективе Мы уже видели в предыдущих главах, как вновь возникающие школы появлялись, переживали период расцвета и затем вливались в основное русло современной психологической

Гуманистическая психология: третья сила

Гуманистическая психология: третья сила В 60–е годы XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии[144], или <третьей силы>. Это направление, в отличие от неофрейдизма или нео — бихевиоризма, не было попыткой

Гуманистическая психотерапия

Гуманистическая психотерапия Поскольку гуманистическая психология, в отличие от психоанализа, основной акцент делала на исследовании психически здоровых людей, а не невротиков, то и подходы этих двух концепций в области психотерапии также оказались различными. Бурный

9.6 Гуманистическая психология

9.6 Гуманистическая психология Количество академических психологов и студентов, число журналов, научных и популярных книг, а также практикующих психологов всех специализаций сделало США гравитационным центром отрасли. Американская психология обладала влиянием во всем

2. Гуманистическая психология и переживательные терапии

2.  Гуманистическая психология и переживательные терапии В середине XX в. в американской психологии господствовали две главные школы – бихевиоризм и психоанализ Фрейда. Растущая неудовлетворенность этими двумя направлениями как адекватными подходами к пониманию

3.4.3. Гуманистическая (антропологическая) психотерапия

3.4.3. Гуманистическая (антропологическая) психотерапия В это широко понимаемое направление терапии, представители которого отказываются подходить к человеку с редукционистских позиций, как психоанализ, или строго научно и позитивистски, как бихевиоризм, можно включить

69 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

69 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Гуманистическая психология (ГП) (от лат. humanus – «человечный») представляет собой течение, занимающееся изучением смысловых структур человека. Как и когнитивная психология, ГП явилась противоположностью бихевиоризму и психоанализу, по

Не-гуманистическая психология ради человека

Не-гуманистическая психология ради человека Мнение психологической общественности – У Вас же оценочное сознание! Сказал мне Психолог с явным неодобрением. Безоценочным? Настоящие, правильные Психологи относятся к Клубу «Синтон» с большой настороженностью. Некоторые

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология Современная гуманистическая психология многолика: культурное движение, сеть социальных контактов, набор человеческих переживаний, набор техник, система ценностей, организация и теория. В идеале, каждый их этих аспектов взаимодействует с

Вместо предисловия Карл Роджерс и его гуманистическая психология

Вместо предисловия Карл Роджерс и его гуманистическая психология Карл Роджерс — один из основоположников гуманистической психологии, создатель «клиент центрированной» психотерапии, зачинатель движения «Группы встреч»[1]; его книги и статьи привлекли к нему

Гуманистическая психология: история и предыстория

Гуманистическая психология: история и предыстория На заре ХХ века один из пионеров экспериментальной психологии Герман Эббингауз писал: “Психология имеет очень короткую историю, но длинную предысторию”. По прошествии века эти слова можно повторить с не меньшим

Гуманистическая упаковка

Гуманистическая упаковка А ещё всё отчётливее видна тенденция представить эгоистическое поведение не как порок или хотя бы недостаток, а как нечто положительное, не нуждающееся в оправданиях.Хрестоматийный пример — идеология «планирования семьи». Если взяточничество

Гуманистическая теория мотивации (Иерархия потребностей Маслоу)

Д-р Анджела Д. Пирсон (ветеран военно-морского флота) ODCP, CSSBB, MBA, MSOSH, MSIOP, DEIC

Д-р Анджела Д. Пирсон (ветеран военно-морского флота) ODCP, CSSBB, MBA, MSOSH, MSIOP, DEIC

Председатель Совета FPCD | Стратег по вопросам разнообразия, справедливости и интеграции | I-O Психология| Идейное лидерство| посол ветеранов

Опубликовано 1 ноября 2015 г.

+ Подписаться

Гуманистическая теория мотивации — это разновидность мотивационной теории, которая рассматривает значение поведения и природу здорового человеческого развития. Авраам Маслоу, американский психолог, хотел узнать, что движет людьми. Он предположил, что люди были вынуждены удовлетворять определенные потребности. Когда одна потребность удовлетворена, люди стремятся удовлетворить следующую потребность и так далее (Маслоу, 1943). Он разработал пятиэтапную модель, которая охватывала базовые, физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, уважении и самореализации. Эта теория интригует меня, поскольку человеческий элемент (в зависимости от индивидуума), кажется, никогда не удовлетворяет потребности всех уровней одновременно.

Это вращающаяся дверь через уровни, чувствуя себя полностью удовлетворенным как целостная личность. Мне нравится, как эта конкретная теория рассматривает мотивационные аспекты «человека в целом». На мой взгляд, этот элемент «всего человека» состоит из эмоционального, духовного, физического и психического благополучия человека с жизненным балансом. Я также считаю, что именно это имеют в виду, когда люди заявляют, что пытаются «найти себя». Близкие отношения между эго, суперэго и ИД (я, я и я). Мы ставим цели, достигаем их и ставим еще цели. Зачем мы это делаем?

Мотивация создается внутренней искрой. Дофамин — это химический нейротрансмиттер в мозге, который частично отвечает за возбуждение мотивации. Как только эта искра активирована, она может проходить через мозг многими путями. Повышенный уровень дофамина в прилежащем ядре сигнализирует о реакции для прогнозирования вознаграждения (Richard et al., 2013). Наш мозг распознает, что вот-вот произойдет что-то важное (будь то положительное или отрицательное), тем самым активируя мотивацию к действию в форме поведения. Согласно Биндре (1985) время от времени действие наших целей меняется, и никакое конкретное событие не определяет это изменение.

Мы можем идентифицировать эти изменения как импульсы (краткосрочные изменения) или отношения/убеждения (долгосрочные изменения). Когда мы анализируем слово мотивация, оно произошло в конце 19 века от мотива, который усиливается словом мотивировать. Применение этой теории в образовательной среде может быть достигнуто за счет построения доверительных отношений между учеником и учителем и создания конструктивной учебной среды, поддерживающей развитие мотивации учащихся. Эта стратегия также полезна в отношениях между лидером и последователем в любой организации.

  • Использование бережливого производства в повседневной жизни дома

    1 ноября 2019 г.

  • Мой путь к диссертации: бережливая трансформация

    28 сент.
    2019 г.

  • Участие для лидеров

    31 мая 2019 г.

  • Этика и мотивация

    26 ноября 2015 г.

  • Связь между мотивацией и изменением

    26 ноября 2015 г.

  • Внутренняя и внешняя мотивация

    1 ноября 2015 г.

  • Членство в группе и мотивация

    1 ноября 2015 г.

  • Саморегуляция и мотивация

    1 ноября 2015 г.

  • Познание и мотивация

    1 ноября 2015 г.

  • Человеческие потребности (Моя личная история)

    1 ноября 2015 г.

Другие также смотрели

Исследуйте темы

Как гуманистическая теория мотивации Маслоу может помочь вам достичь цели вашей жизни

Гуманистическая теория мотивации в первую очередь основана на ощущении, что у людей есть сильные когнитивные причины для выполнения различных действий.

Как только нижний предел основных потребностей удовлетворен, основным мотиватором становится острая потребность в самореализации или желание реализовать свое предназначение в жизни.

Итак… Что такое гуманистическая теория и что все это значит?

В гуманистической психологии подчеркивается тот факт, что люди обладают свободой воли и играют активную роль в определении своего поведения.

Кроме того, гуманистическая психология фокусируется на субъективных переживаниях людей, а не на вынужденных, определяющих факторах, определяющих поведение.

Психологи-гуманисты пытаются смотреть на жизнь людей так, как эти люди смотрели бы на них своими глазами. Они, как правило, имеют более позитивный взгляд на человеческую природу.

Абрахам Маслоу, психолог, был большим сторонником этой точки зрения и стал известен своими гуманистическими теориями.

Каковы ключевые концепции гуманистической теории и чем они могут вам помочь?

Одними из крупнейших концепций гуманистической теории являются: Самость и конгруэнтность

Гуманисты считали, что основная цель человека — достичь состояния конгруэнтности.

Это происходит, когда фактическое «я» становится таким же, как «идеальное я».

Они верили в постоянное стремление к самопознанию и самосовершенствованию для достижения этого состояния.

Считается, что все люди обладают неотъемлемым достоинством только потому, что они люди.

Действия человека могут быть положительными или отрицательными, но это не влияет на его ценность.

Другая основополагающая концепция — Свобода воли .

Люди, которые верят в свободную волю, верят, что люди имеют право выбирать, как им жить, без каких-либо внешних сил, заставляющих их выбирать.

Гуманисты считают, что эта способность есть у каждого, и они могут использовать ее в любое время.

Вместо того чтобы полагать, что такие вещи, как поведенческая обусловленность или анималистические влечения, определяют наш выбор, гуманисты считают, что мы естественным образом хотим выбрать позитивный путь и будем делать это свободно.

Теория мотивации Маслоу и то, как она может помочь нам в личностном росте…

Маслоу провел много времени, изучая «самоактуализирующихся людей», то есть тех, кто «реализует себя и делает все, что в их силах». способен».

Он твердо верил, что все, кто интересуется ростом, продвигаются к самоактуализации (росту, удовлетворению, счастью) взглядов.

Многие из этих типов людей демонстрируют тенденцию в размерах своей личности. Согласно Маслоу, характеристики этих самоактуализаторов имеют четыре ключевых измерения.

  1. Осведомленность . Бесконечное наслаждение и трепет жизни. Люди в этом измерении часто испытывали «пиковый опыт». Пиковое переживание происходит, когда человек испытывает чувства экстаза, гармонии и глубокого смысла. Примером пикового опыта может быть первый марафон.
  2. Социально-сострадательный . Эти люди обладают человечностью.
  3. Полагаться на собственный опыт и суждения . Они очень независимы и не полагаются на влияние культуры и окружающей среды для формирования мнений и взглядов.
  4. Мало друзей. У них очень тесный, интимный круг друзей, в отличие от многих поверхностных отношений.

Маслоу подчеркивал взгляд на человека как на творческого, активного, переживающего человека, который живет настоящим и реагирует на текущие восприятия, отношения и встречи.

Он рассматривает гуманистические теории как оптимистичные и позитивные предложения, которые выявляют тенденцию личности к росту и самоактуализации.

Это развивающееся я всегда будет оставаться в центре своего постоянно меняющегося мира; мир, который поможет сформировать личность, но не обязательно ограничивать ее.

Это означает, что у вас есть прекрасная возможность для вашего высшего Я постоянно взрослеть на основе того, что оно встречает в этом мире.

У каждого из нас есть собственное представление о том, что побуждает нас просыпаться каждое утро и преследовать свои мечты и цели.

Постоянное стремление к самореализации и личностному росту является ключевым мотиватором всего человеческого поведения.

Мы всегда ищем новые способы расти, становиться лучше, узнавать новое, испытывать психологический рост и самореализацию.

Самые важные выводы для достижения собственной актуализации и самореализации:

  • Узнайте, в чем ваши сильные стороны
  • Создайте видение того, чего вы хотите достичь
  • Принимать во внимание собственные убеждения и ценности
  • Получите опыт, который принесет вам радость и поможет развить ваши навыки
  • Научитесь принимать себя и других без осуждения
  • Сосредоточьтесь на получении удовольствия, а не просто на достижении целей
  • Никогда не переставай учиться новому
  • Занимайтесь любимым делом
  • Всегда будь оптимистом и сохраняй позитивный настрой

Если вам понравилась эта статья о гуманистической теории мотивации, сообщите нам об этом в комментариях ниже!

Кианна Мэйфилд

Помогать людям и есть тако — моя страсть! Этот блог создан для того, чтобы предоставлять советы и ресурсы, которые помогут вам достичь своих целей и жить лучше.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts