Гуманистическая психология суть теории: Гуманистические теории личности

Гуманистическая теория личности А. Маслоу

Гуманистическая психология, как особое направление современной психологической науки, возникла в начале 60-х годов в США. Ее основоположниками и признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Карл Роджерс, Гордон Олпорт и другие. Зародившись в качестве оппозиции психоанализу и бихевиоризму, гуманистическая психология очень быстро получила признание большого числа профессионалов и стала действительно реальной “третьей силой” в современной психологии.

Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти.

Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в психике – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы «Я концепцию» личности.

Маслоу почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию «самоактуализации» – одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них бы ли его современниками, а девять – историческими личностями (А. Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.). Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

  •   физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;
  •   потребность в безопасности – стабильность, порядок;
  •   потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;
  •   потребность в уважении – самоуважение, признание;
  •   потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Одно из спорных мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности». Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или дли тельное – «плато-переживание».

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей.

Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать человека своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом.

Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.

Восемь путей самоактуализации по Маслоу:

1. Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, т. е. переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда Я реализует самое себя… Ключом к этому является бескорыстие…

2. Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день – значит десять раз продвинуться к самоактуализации…

3. Само слово «самоактуализация» подразумевает наличие Я, которое может актуализироваться. Человек – это не «чистая доска» и не податливый воск. Он всегда уже есть нечто… Большинство из нас чаще всего прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиции и т. д…

4. Когда вы сомневаетесь в чем – то, старайтесь быть честными… Обращаться к самому себе, требуя ответа, — это значит взять на себя ответственность…

5. Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть отличным, независимым от других, должен быть нонконформистом.

6. Самоактуализация – это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Самоактуализация – это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать…

7. Высшие переживания – это моменты самоактуализации… Маслоу имеет здесь в виду то самое «внутреннее озарение», «радость от самопознания», «внезапное удивление от понимания».

8. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни – все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, т. к. защиты направлены против чего – то неприятного. Но отказ от защиты стоит того. Вытеснение – это не лучший способ разрешения своих проблем.

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Цель личностного развития – это стремление к росту, самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – это смерть для личности, Самости.

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает, в конечном итоге, лишь за то, чтобы состояться.

Лекция 10. Гуманистическая психология — презентация онлайн

Похожие презентации:

Появление новых отраслей психологии

Теория мотивации А. Маслоу

Теория мотивации А.Маслоу

Суть теории потребностей А. Маслоу

Экзистенциальногуманистическая психотерапия. Психотерапия А.Маслоу. Основные понятия и принципы гештальттерапии

Проблема личности в гуманистической психологии

Маслоу Абрахам Харольд

Гуманистическая теория личности А. Маслоу

Теории личности зарубежные

Теории исследования и развития личности

Гуманистическая
психология
Виктор Франкл (1905-1997)
Психолог
лагере
в
концентрационном
Создатель логотерапии:
«терапии смысла»
Другие представители: Карл Роджерс, Абрахам Маслоу,
Шарлотта Бюлер
Гуманистическая психология выделилась в начале 60-х годов
XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и
психоанализа в США, получив название третьей силы.
Такие психологи подчеркивали необходимость рассмотрения
человека как целостного существа, составляющего здоровую,
гармоническую, нормальную личность. В психоанализе и
бихевиоризме человек несвободен, он зависит от своего
прошлого и той среды, которая его окружает. Психоанализ и
бихевиоризм не в силах объяснить, почему человек способен
на самопожертвование и саморазвитие, не «из-под палки».
Абрахам Маслоу (1908-1970)
Теория самоактуализации
Человеческую природу необходимо исследовать, изучая её
лучших представителей, а не каталогизируя трудности и
ошибки средних или невротических индивидуумов. Только
так можно постичь границы человеческих возможностей и
истинную природу человека.
Зрелость человека наступает в процессе реализации его личностного
потенциала. Иерархия потребностей:
1. Витальные (воздух, вода, пища, сон, размножение).
2. Социальные (общение, причастность к группе, любовь, уважение,
власть).
3.
Духовные
(самообучение,
самопринятие,
самопрезентация,
самореализация, самоактуализация).
Впоследствии отказался от столь жёсткой схемы, объединив потребности в
два класса: мотивы дефицита (Д) и мотивы самоактуализации (Б).
Стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности:
непонимание окружающих и собственную слабость и неуверенность.
Люди отказываются от желания проявить себя. Это приводит к неврозам.
Невротики – люди с неразвитой или с неосознаваемой потребностью в
самоактуализации.
Принципы гуманистической психологии
1.
2.
Принцип развития: человек постоянно стремится к
новым целям, самосовершенствованию благодаря
наличию у него врожденных потребностей стремления к самореализации, желания осуществлять
непрерывное поступательное развитие.
Принцип
целостности:
в
противовес
психоаналитическому разделению психики человека
на враждующие структуры Ид и Супер-Эго.
Принцип гуманности: человек по своей природе является
добрым и свободным, и только обстоятельства,
препятствующие раскрытию его истинной сущности,
делают его агрессивным и отчужденным.
Принцип целевого детерминизма*, предполагающий
изучать особенности личности в аспекте ориентации
человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий,
целей и ценностей, при этом отвергая идею детерминизма
прошлым.
*детерминизм – обусловленность чем-то, «причинность».
Принцип активности: необходимо принять человека
как самостоятельно мыслящее и действующее существо.
Принцип
неэкспериментального
исследования
личности.
Гуманисты
не
соглашались
с
бихевиористами, сравнивающими человека с крысой в
лабиринте
и
распространяющими
результаты
экспериментов над животными на поведение человека.

English     Русский Правила

4 элемента гуманистического подхода к личности | Афина Катедраль-Бугао

Гуманистический подход подчеркивает, что, хотя иногда мы автоматически реагируем на события в окружающей среде (поведенческая теория) и временами можем руководствоваться бессознательными импульсами (психодинамика), у нас есть возможность определять свою судьбу и определяют наши действия практически в любой момент. У нас есть свобода воли.

Хотя это считается ненаучным по своей природе, свобода воли на самом деле ограничена возможностями, открытыми для человека в любой момент. И часто для любого человека принятие такого решения само по себе является проблемой. Как сказал Ролло Мэй: «Теперь вопрос уже не в том, что делать, а в том, как решать». Я хотел бы думать, что мы не марионетки, управляемые нашим прошлым или внешними раздражителями, а напротив, свободны, хотя бы до определенной степени, поскольку нас связывают ограниченные физически возможные возможности, обязанности, нормы и стандарты общества. Было бы трусостью не отвечать за свои действия. В конце концов, мы осознаем и осознаем большую часть того, что мы делаем, а также то, почему мы это делаем. Я также хотел бы думать, что люди не будут намеренно причинять вред другим. Другой принцип заключается в том, что люди считаются в основном хорошими.

Гуманистический подход считает, что люди в основе своей хороши

4 элемента, которые кажутся центральными в любом гуманистическом подходе к личности

1. Акцент на личной ответственности — эта идея была заимствована у экзистенциальных философов и является краеугольным камнем гуманистического подхода. Суть его в том, что в рамках ограничений мы практически ничего не «должны» делать. Гуманистические теоретики утверждают, что наше поведение представляет собой личный выбор того, что мы хотим делать в конкретный момент. Люди активно формируют свою жизнь со свободой изменений, ограниченной только физическими ограничениями. Затем мы несем ответственность за наши действия, потому что они являются продуктами ВЫБОРА, тем самым возлагая на нас ответственность за это. Я твердо верю: «Человек — не жертва судьбы».

2. Акцент на « здесь и сейчас » — Полноценно жить можно только в настоящем. В гуманистическом подходе люди не должны быть жертвами своего прошлого. Мы являемся результатом нашего прошлого опыта, но этот опыт не должен диктовать, кем мы можем стать. «Человек не является жертвой прошлого». Я понял, что мы должны использовать время, которое у нас есть сейчас, поскольку это единственное время, которое нам дано. Зацикленность на прошлом или беспокойство о будущем только помешают нам полностью раскрыть потенциал сегодняшнего дня.

3. Сосредоточенность на феноменологии индивидуума — это соответствует предпосылке, что никто не может знать вас лучше, чем вы сами знаете себя. В ходе терапии клиенты приходят к пониманию себя и вырабатывают соответствующую стратегию решения своих проблем. Не в той мере, в какой платоновская концепция «все знания уже внутри нас», а в том, что мы способны сами находить ответы. Когда мы открыты для того, что мы действительно чувствуем и думаем, потому что, насколько я понимаю, только мы сами можем определить наши истинные мысли и чувства, не фильтруя их для социальной желательности и проблем самопрезентации. Это наша тенденция, когда мы делимся с другими. Таким образом, быть «прозрачным» для самих себя, как упомянул Журар, может быть единственным путем к личной адаптации и личностному росту.

4. Акцент на личностном росте — Гуманистические психологи предполагают, что люди редко прекращают усилия, когда их насущные потребности удовлетворены; скорее, они мотивированы продолжать развиваться в позитивном ключе. В конце концов они будут двигаться к некоему, в конечном счете, удовлетворительному состоянию бытия (полностью функционирующему индивидууму Карла Роджера или самоактуализации Абрахама Маслоу). Предполагается, что этот процесс роста является естественным способом человеческого опыта, если только определенные проблемы не мешают нам это делать. Роджерс описывает это постоянное раскрытие себя как «процесс становления».

Во многих критических замечаниях гуманистического подхода упоминается, что это неприемлемая терапия для дисфункционального человека. Это делает его настолько подходящим для нормы. Обычный человек не хотел бы, чтобы его называли сумасшедшим, хотя иногда он может так себя чувствовать, когда ему не хватает объяснения своим действиям или чувствам. Гуманистический подход предоставляет среднему человеку пространство для объяснения и улучшения. Хотя некоторые считают, что это не имеет научного значения, оно служит для объяснения поведения непрофессионалов, что делает его привлекательным и практичным в повседневной жизни.

Гуманистические теории личности | Психология

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим: — 1. Введение в гуманистические теории личности 2. Теория Я Роджерса — Становление полностью функционирующей личностью 3. Маслоу и изучение самоактуализирующихся людей 4. Исследования, связанные к гуманистическим теориям — изучение Я-концепции 5. Гуманистические теории — оценка.

Содержание:

  1. Введение в гуманистические теории личности
  2. Теория Я Роджерса — Стать полностью функционирующей личностью
  3. Маслоу и изучение самоактуализирующихся людей
  4. Исследования, связанные с гуманистическими теориями – изучение Я-концепции
  5. Гуманистические теории – оценка

1. Введение в гуманистические теории личности:

РЕКЛАМА:

Ид против эго, Джекил против Хайда в целом, психоаналитические теории человеческой природы , утверждая, что мы должны постоянно бороться, чтобы контролировать наши звериные импульсы, если мы хотим функционировать как здоровые, рациональные взрослые. Является ли это представление точным? Многие психологи в этом сомневаются.

Они считают, что человеческое стремление к росту, достоинству и самоопределению столь же важно, если не более важно, в развитии личности, чем примитивные мотивы, подчеркиваемые Фрейдом. Из-за своих более оптимистичных представлений о человеческой природе такие взгляды известны как гуманистические теории.

Эти теории сильно различаются по концепциям, на которых они сосредоточены, но имеют следующие общие характеристики:

Во-первых, гуманистические теории подчеркивают личную ответственность. Эти теории утверждают, что каждый из нас несет большую ответственность за то, что с нами происходит. Наша судьба в основном в наших руках; мы не просто щепки, движимые туда и сюда темными силами внутри нашей личности.

РЕКЛАМА:

Во-вторых, хотя эти теории и не отрицают важности прошлого опыта, они обычно фокусируются на настоящем. Да, на нас могут влиять травмирующие события в раннем возрасте. Тем не менее, они не должны формировать всю нашу взрослую жизнь, и способность преодолевать их и идти дальше реальна и мощна.

В-третьих, гуманистические теории подчеркивают важность личностного роста. Люди не довольствуются простым удовлетворением своих текущих потребностей. Они хотят продвигаться к «большим» целям, таким как стать лучшими, кем они могут быть. Только когда этому росту мешают препятствия, процесс прерывается.

Таким образом, ключевой целью терапии должно быть устранение препятствий, мешающих протеканию естественных процессов роста. В качестве примеров гуманистических теорий мы теперь рассмотрим взгляды, предложенные Карлом Роджерсом и Абрахамом Маслоу.


2. Теория Я Роджерса-

Стать полноценной личностью :

Карл Роджерс планировал стать министром и вместо этого решил стать министром, но после прохождения нескольких курсов психологии сосредоточить внимание на личности человека. Теория, сформулированная Роджерсом, сыграла важную роль в появлении гуманистической психологии и остается влиятельной даже сегодня.

Одно из центральных предположений теории Роджерса заключалось в следующем: Предоставленные самим себе, люди проявляют множество положительных качеств и в течение своей жизни движутся к тому, чтобы стать полностью функционирующими личностями. Каковы такие люди? Роджерс предположил, что это люди, которые стремятся испытать жизнь в полной мере, живут здесь и сейчас и доверяют своим чувствам.

Они чувствительны к нуждам и правам других, но не позволяют стандартам общества чрезмерно формировать их чувства или действия. Полностью функционирующие люди не святые; они могут и действительно поступают так, о чем потом сожалеют. Но на протяжении всей жизни в их действиях преобладают созидательные импульсы. Они находятся в тесном контакте со своими собственными ценностями и чувствами и переживают жизнь глубже, чем большинство других людей.

Если все люди обладают способностью стать полностью функционирующими личностями, почему не всем им это удается? Почему нас не окружают модели здорового и счастливого приспособления? Ответ, как утверждает Роджерс, заключается в беспокойстве, возникающем, когда жизненный опыт несовместим с нашими представлениями о самих себе, короче говоря, когда возникает разрыв между нашей самооценкой (нашими убеждениями и знаниями о себе) и реальностью или нашим восприятием ее.

Например, представьте себе молодую девушку, которая вполне независима и уверена в себе, и которая так о себе думает. Однако после того, как ее старший брат погибает в результате несчастного случая, ее родители начинают нянчиться с ней и снова и снова сообщать, что она уязвима и должна быть защищена от внешнего мира. Такое обращение крайне несовместимо с ее самооценкой.

РЕКЛАМА:

В результате она испытывает тревогу и использует одну или несколько психологических защит, чтобы уменьшить ее. Наиболее распространенной из этих защит является искажение, изменяющее наше восприятие реальности таким образом, чтобы оно соответствовало нашей я-концепции. Например, девочка может прийти к выводу, что ее родители не проявляют чрезмерной заботы; они просто проявляют обычную заботу о ее безопасности. Еще один защитный процесс — отрицание; она может отказываться признаться себе, что в результате того, что она была ребенком, она действительно теряет свою независимость.

В краткосрочной перспективе такая тактика может быть успешной; они помогают уменьшить тревогу. В конечном счете, однако, они создают значительный разрыв между я-концепцией человека и реальностью. Например, девочка может цепляться за веру в то, что она независима, хотя на самом деле в результате обращения родителей она становится все более беспомощной. Роджерс утверждает, что чем больше такие разрывы, тем больше неприспособленность человека и его личное несчастье.

Роджерс предположил, что искажения в я-концепции распространены, потому что большинство людей растут в атмосфере условного положительного отношения. То есть они узнают, что другие, например их родители, одобрят их только тогда, когда они будут вести себя определенным образом и выражать определенные чувства. В результате многие люди вынуждены отрицать существование различных побуждений и чувств, а их представления о себе сильно искажаются.

Как исправить такие искаженные представления о себе, чтобы можно было продолжать здоровое развитие? Роджерс предполагает, что терапевты могут помочь в достижении этой цели, помещая людей в атмосферу безусловного положительного отношения; обстановка, в которой они будут приняты терапевтом независимо от того, что они говорят или делают. Такие условия обеспечивает клиент-центрированная терапия.


3. Маслоу и изучение самоактуализирующихся людей :

Другая влиятельная гуманистическая теория личности была предложена Абрахамом Маслоу (1970). Эта концепция предполагает, что человеческие потребности существуют в иерархии, начиная от физиологических потребностей внизу, через потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и, наконец, потребности в самореализации наверху.

Согласно Маслоу, потребности более низкого порядка должны быть удовлетворены, прежде чем мы сможем перейти к более сложным потребностям более высокого порядка. По-видимому, потребности более высокого порядка не могут служить мотивами до тех пор, пока не будут удовлетворены потребности более низкого уровня. Таким образом, голодный человек не будет сильно заинтересован в самореализации; и тот, чья безопасность находится под угрозой, не будет сосредотачиваться на получении одобрения других, если, конечно, это не поможет удовлетворить ее или его более основные потребности в безопасности.

Однако иерархия потребностей является лишь частью теории личности Маслоу. Маслоу также уделял большое внимание изучению людей, которые, с его точки зрения, психологически здоровы. Это люди, достигшие высокого уровня самореализации; состояние, в котором они полностью реализовали свой истинный потенциал. Каковы такие люди? По сути, очень похоже на полностью функционирующих людей, описанных Роджерсом.

Самореализованные люди принимают себя такими, какие они есть; они признают свои недостатки так же, как и свои сильные стороны. Находясь в контакте со своей собственной личностью, они менее подавлены и менее склонны к конформизму, чем большинство из нас. Самоактуализированные люди хорошо осведомлены о правилах, навязанных обществом, но чувствуют большую свободу игнорировать их, чем большинство людей. В отличие от большинства из нас, они, похоже, сохранили свое детское удивление и восхищение миром. Для них жизнь по-прежнему остается захватывающим приключением, а не скучной рутиной.

Наконец, самоактуализированные люди иногда испытывают то, что Маслоу описывает как пиковые переживания; случаи, когда они испытывают сильное чувство единства со вселенной и ощущают огромные волны силы и чуда. Такие переживания, по-видимому, связаны с личностным ростом, поскольку после них люди сообщают о том, что они чувствуют себя более спонтанными, более ценящими жизнь и менее озабоченными проблемами повседневной жизни. Примерами людей, которых Маслоу описывает как полностью самореализованных, являются Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Элеонора Рузвельт и Джордж Вашингтон Карвер.


4. Исследования, связанные с гуманистическими теориями – изучение Я-концепции

:

На первый взгляд может показаться, что гуманистические теории, как и психоаналитические, не поддаются научной проверке. Однако на самом деле верно обратное. Гуманистические теории были предложены психологами, и приверженность эмпирическим исследованиям является одной из истинных отличительных черт современной психологии.

По этой причине несколько концепций, играющих ключевую роль в гуманистических теориях, были изучены достаточно широко. Среди них наибольшее внимание, вероятно, привлекла идея Я-концепции, которая занимает центральное место в теории Роджерса.

Исследования я-концепции касались различных вопросов, например, того, как формируется наша я-концепция, как она влияет на то, как мы думаем, и какую информацию она содержит.

В совокупности такие исследования показывают, что самооценка сложна и состоит из множества различных частей, включая знание наших собственных черт и убеждений, понимание того, как нас воспринимают другие и как мы относимся к другим, а также знание того, чем мы похожи на других. и отличается от других. Однако одно из наиболее интересных направлений исследований самости было сосредоточено на влиянии культуры на вопрос о том, формируется ли наша самооценка отчасти культурой, к которой мы принадлежим.

Такое исследование показывает, что часть нашей самооценки действительно отражает нашу культуру. Например, в западных культурах, которые часто называют индивидуалистическими, поскольку они придают большое значение индивидуальности (например, личным достижениям и самовыражению), люди часто выражают нереалистично оптимистичные самооценки. Они думают (или, по крайней мере, сообщают), что они лучше, чем есть на самом деле.

Чтобы убедиться в этом, попросите десять своих друзей оценить свой интеллект, лидерские качества и социальные навыки по следующей шкале: 1 = плохо; 2 = ниже среднего; 3 = средний; 4 = выше среднего; 5 = отлично. Почти все они оценивают себя как средние или выше по всем этим параметрам.

Излишне говорить, что мы не можем быть выше среднего во всем! Напротив, в восточных культурах, которые часто называют коллективистскими, больший упор делается на сотрудничество и поддержание социальной гармонии. Результат? Лица из таких культур не выражают сверхоптимистичных оценок себя.

Вместе эти и другие результаты показывают, что Роджерс и другие гуманистические теоретики были правы, отводя Я-концепции важную роль в личности, и их интерес к этой теме помог привлечь к ней внимание и других психологов.


5. Гуманистические теории – оценка

:

Приведенные выше комментарии предполагают, что гуманистические теории оказали длительное влияние на психологию, и это определенно так. Некоторые из идей, впервые предложенных Роджерсом, Маслоу и другими гуманистическими теоретиками, вошли в основное русло психологии. Но гуманистические теории также подвергались резкой критике. Многих психологов не устраивает сильный акцент в этих теориях на личной ответственности или свободе воли.

Гуманистические теории предполагают, что люди несут ответственность за свои действия и могут изменить их, если захотят. В какой-то степени это, безусловно, верно. Однако это противоречит детерминизму, идее о том, что поведение определяется многочисленными факторами и может быть предсказано на их основе. Такой детерминизм является основным допущением всей науки, поэтому его сомнения вызывают у многих психологов беспокойство.

Во-вторых, многие ключевые концепции гуманистических теорий имеют расплывчатые определения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts