Характер человека в психологии
Связь характера с темпераментом и личностью человека
Грань между темпераментом и характером в психологии достаточно условна. На формирование характера влияет воспитание и взаимодействие социальных и биологических факторов. В ходе формирования личности мы видим создание не абстрактного индивида, а человека, имеющего неповторимый генный набор, который определяет помимо биологических особенностей (пол, цвет глаз, строение тела и др.), еще и темперамент. Характер человека психология определяет как синтез воспитания и генного набора личности.
Во время формирования, развития и функционирования характер человека, темперамент идут бок о бок друг с другом, при этом не совпадая. Также характер имеет близкие связи с личностью человека, хотя это совершенно разные понятия. При анализе личности и характера одного человека, могут выдвигаться оценки, противоположные друг другу. Талантливые творческие люди в большинстве случаев имеют сложный характер, и во время анализа их личности, недостатки характера не будут играть никакого значения.
Характер человека проявляется не только в его способностях что-либо делать, но и в способах его действий. Он влияет не на содержание, а на стиль совершаемых действий. Характер предстает стержнем психических свойств человека, которые накладывают отпечаток на все совершаемые действия и поступки, которые, в свою очередь, определяют типичные методы реакции личности на жизненные ситуации.
Замечание 1Характер человека составляют исключительно наиболее выраженные и устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, которые свойственны для определенного человека и которые систематически проявляются во время его действий и поступков.
Особенности характера человека
Определение 1Характер – это синтез устойчивых и важных форм индивидуальных качеств человека, в которых отражается все многообразие его отношение к себе, людям и труду.
Характер – подчиненная подструктура личности. Взрослый зрелый человек может хорошо владеть своим характером, а также в его силах контроль его проявлений.
Психологически незрелые люди склонны к порывам поведения, которые указывают на отсутствие контроля над своим характером. На формирование характера влияет не только воспитание, но и самовоспитание. В силах любой разумной личности скорректировать негативные проявления своего характера.По М. Е. Литваку, характер является социогеном индивидуума. Так биоген определяет физический облик, а социоген формирует социальный облик и судьбу.
Как личность относится к себе (Я), к родным и близким людям (Вы), к обществу в целом (Они), к труду, все это является личностным комплексом. Все перечисленные отношения являются позициями и кодируются знаками (+) благополучие и (-) неблагополучие.
Рассмотрим как М. Е. Литвак рассматривает социоген личности.
+ | |
Отношение к себе или позиция «Я+» определяется тем, что личность считает себя благополучным человеком: добившись успеха в чем-либо, он отдает дань собственным усилиям, а при возникновении негативных ситуаций он не опускает руки и пробует заново. | Оценивая себя в позиции (Я-), человек оценивает себя как не приспособленную, неблагополучную личность и, соответственно, совершает неуверенные поступки. Успех оценивается как случайный, неудача – закономерна. Не предпринимает активные попытки, для того чтобы из неудачной сферы. Подчиняется жизненным обстоятельствам. |
В отношениях с близкими людьми в позиции (Вы+) личность апеллирует к их положительным свойствам. Они являются для него благополучными людьми. Такой человек дружелюбен, испытывает привязанность, готов помириться во время конфликта, готов к разумным уступкам, чтобы сохранить хорошие связи. Видит недостатки близких людей, готов принять других людей с недостатками. | Позиция (Вы-) определяет настрой человека на конфликты с родными. В такой ситуации близкие люди – неблагополучные. У личности есть желание их перевоспитать. Часто делает ироничные замечания, есть сарказм, придирчивость. Совместная жизнь с такими людьми возможна только при постоянных уступках. В большинстве случаев это руководители, которые не доверяют подчиненным и которые стремятся выполнять все ответственные действия самостоятельно. |
Позиция (Они+) подразумевает расположенность к новым контактам. Личность обращает внимание на достоинства новых людей. Такие люди дружелюбны. Для них нет сложностей при вступлении в деловые отношения. | При позиции «Они-« личность застенчива и максимально избегает новые контакты. Такие люди обращают внимание на недостатки характера и поступки новых знакомых. |
Позиция «Труд+» уделяет большое внимание процессу труда или учебы. Любая деятельность кажется личности интересной. Существует большое желание внести свой вклад, приобрести новые навыки. Такие люди склонны к самосовершенствованию и развитию своих способностей. | Позиция «Труд-» концентрируется на конкретных результатах труда. В такой ситуации личность постоянно ищет более выгодную работу, ожидает «настоящую» жизнь после достижения результатов. Такие люди не видят интереса в процессе труда. |
Таблица 1. Социоген личности (по М. Е. Литваку)
Вывод
На основе этого можно сделать вывод, что благополучная личность – это та, которая имеет показатель «+» во всех позициях. Это человек, который сформировал положительное отношение в себе, обществу и труду. Такие люди адекватно оценивают как свои положительные, так и отрицательные свойства. Общение с другими людьми проходит продуктивно, а работа приносит радость. Во время жизненных неудач и кризисов люди такого формата спокойны и стойки. Они ищут ошибки в своих действиях и постоянно самосовершенствуются. Для таких людей свойственно обращение к миру и людям, нет желания изменить согласно своим требованиям. Жизнь для людей, сформировавших к себе, обществу и труду положительное отношение, воспринимается такой, какая она есть.
Хотя бы один минус гипертрофирует позитивные показатели других позиций.
Пример 1К примеру, во время негативного отношения в людям изменяется положительное отношение к себе. В таких ситуациях появляются минусы и по другим позициям, что в свою очередь, приведет к тому, что человек не реализуется как личность.
Процесс восстановления положительного отношения ко всем показателям требует основательного изменения своего характера. И тут отправной точкой будет трудовая деятельность. Во время положительной работы личность приходит во взаимодействие с другими людьми, что способствует повышению самооценки, изменению отношения к себе и обществу.
Существует 64 варианта стабильных характеров, которые получаются при различных сочетаниях позиций со знаками «+» и «-».
Замечание 2Изучить проявления характера можно и в отношениях с другими явлениями мира. Сочетание черт характера определенной личности дает возможность определить ее к определенному типу.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии.
Кандидат психологических наукособенности характера. Виды характеров у ребенка
Коучинг
27.10.2020 | 8881 просмотр
Вернуться к статьям
Поделиться
Скрыть
Вебинар
Как реализоваться в коучинге и зарабатывать
Забронировать место
Вебинар
Как реализоваться в коучинге и начать зарабатывать
Подробнее
Скрыть
Мнение о человеке других людей формируется на основе особенностей его характера. И хотя «сколько людей, столько и характеров», можно выделить черты, позволяющие составить типологию характеров. Узнайте, к какому типу относится ваш характер.
Характер человека
Характер — устойчивые особенности личности, проявляющиеся в разных видах отношений человека:
- К другим людям — общительность / замкнутость; отзывчивость / грубость; уважение / презрение и др.
- К делу — трудолюбие / лень; ответственность / безалаберность; настойчивость / податливость и др.
- К себе — чувство собственного достоинства / самомнение; гордость / тщеславие; скромность / эгоизм и др.
- К собственности — аккуратность / неряшливость; бережность / небрежность и др.
Что такое особенности характера
Особенностей характера — это те черты, которые проявляются ярче, чаще и заметны для окружающих.
Характер человека формируется с момента рождения и корректируется в течение жизни. Что влияет на особенности характера:
- социум, окружение — родители, друзья, соседи, воспитатели, учителя, одноклассники, коллеги и т.д.;
- жизненные обстоятельства. Например, материальное положение семьи, потеря близкого человека и пр.;
- существует мнение, что определенные черты характера передаются по наследству.
Все многообразие черт характера можно свести к трем группам:
- Волевые — настойчивость, смелость, выдержка и самообладание и др.
- Эмоциональные — вспыльчивость, нежность, зависть и др.
- Интеллектуальные — любознательность, вдумчивость и др.
Каждый человек имеет уникальный характер. Его особенности в полном объеме не повторяются больше ни у кого. Но психология выделяет набор базовых черт, по которому можно отнести характер человека к определенному типу.
Особенности характера человека используют консультанты, проводящие коучинг. Прочитать о коучинге вы можете в разделе «Коучинг» на нашем сайте.
Виды характеров у ребенка
Психологи выделяют у детей следующие виды характеров:
Гипертим |
подвижный, энергичный, коммуникабельный |
Замкнутый |
закрытый, отгороженный от внешнего мира, погруженный в себя и свои фантазии |
Напряженно-эффективный |
неуживчивый, ярко проявляет негативные эмоции, трудолюбив, но часто застревает на мелких деталях |
Тревожный |
«домашний» ребенок, очень чувствительный, трудно справляется со стрессами |
Демонстративный |
общительный, стремится постоянно быть в центре внимания, любит фантазировать, часто закатывает истерики и устраивает скандалы |
Эмоционально-лабильный |
эмоциональный, подвержен частой смене настроения |
Неустойчивый |
непослушный, неорганизованный, плохо поддается воспитанию, терпимый к недостаткам других |
Конформный |
послушный, не любит перемен, неэмоциональный |
Смешанный |
чаще всего в одном человеке совмещаются несколько типов |
Характер ребенка отражает главным образом отношение родителей к нему, к окружающим, к миру в целом. Вид детского характера зависит от типов характеров его родителей.
Характер. Типы характера у взрослых
Психология выделяет девять основных типов характера:
Гиперактивный (гипертимический) |
Восторженный и доброжелательный. Необидчивый. Легко справляется с трудностями. Поверхностный в суждениях. Не способен довести начатое дело до результата. |
Аутический |
Малообщительный, чаще всего холодно официальный. |
Лабильный |
Человек настроения. Очень любит похвалу. Грубое отношение приводит в уныние. |
Демонстративный |
Стремится к славе, хочет всегда хорошо выглядеть. Несамокритичный. |
Психастенический |
Аналитик. Добросовестный, пунктуальный. Сомневающийся во всем. Неэмоциональный. Слабо развита интуиция. |
Застревающий |
Властолюбивый, эгоистичный, черствый, злопамятный. |
Конформный |
Несобранный, несамостоятельный. Дисциплинированный, исполнительный. |
Неустойчивый |
Контактный, мобильный. Стремится к получению быстрых удовольствий. Отсутствуют внутренние принципы, убеждения, чувство долга. |
Циклоидный |
Подвержен перепадам настроений и деловой активности. |
Согласно исследованиям, под эту типологию попадает 55-60% людей, остальные 40-45% представляют комбинации описанных типов.
Читайте также про психотипы личности.
Демо-уроки по программе «Коучинг»
Получить доступ
Что такое тяжелый характер
Тяжелый характер — характер, с которым непросто как самому человеку, так и окружающим. «Тяжесть» характера определяется по его чертам. Особенности трудного характера — обидчивость, завистливость, эгоизм, угрюмость, властность, грубость, жадность, склочность и т.п.
Часто тяжелый характер бывает у того, кому пришлось многое пережить. У того, кому не удалось переработать тяжелый опыт, который ставил отпечаток на характере. Негативные черты характера можно корректировать с помощью различных видов психологического консультирования.
Хотите помогать людям корректировать негативные черты характера? Вы можете освоить востребованную профессию и иметь высокий доход. Приглашаем пройти обучение в Академии EdPro по специальности «Психологическое консультирование и коучинг» с выдачей государственного диплома. Ознакомиться с программой курса можно, перейдя по ссылке.
Вебинар
05 марта
15:00
Ведущий вебинара
Вероника Сим
Как реализоваться в коучинге и начать зарабатывать
Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить
Спасибо, что оставили свои контактные данные
наш менеджер скоро с вами свяжется
Даю согласие на обработку своих персональных данных
10 вещей, которые нужно знать о психологии личности
Личность — это сочетание качеств, которые делают человека тем, кто он есть. Когда все основные характеристики человека складываются, мы можем увидеть его индивидуальную индивидуальность. У всех есть отличительные черты. Многие из нас также имеют некоторые общие характеристики. Эти качества или характеристики, о которых мы говорим, являются моделями того, как люди думают, чувствуют и ведут себя.
Психология личности – это попытка изучения сходств и различий между личностями людей. Когда эти паттерны и модели поведения анализируются, мы видим, что корни личности уходят корнями в нашу психологию. Довольно интересно, правда? Давайте исследуем глубже. Вот 10 вещей, которые нужно знать о психологии личности…
Психоаналитическая теория была разработана Зигмундом Фрейдом и утверждает, что человеческий мозг состоит из трех структур:
- ID
- Эго
- Суперэго.
Эти структуры создают нашу личность. Теория черт утверждает, что наша личность определяется пятью примечательными чертами: открытостью, добросовестностью, экстраверсией, покладистостью и невротизмом. Гуманистическая теория утверждает, что наша личность и черты являются личным выбором. Теория социального познания основывает черты и характеристики личности на социальных взаимодействиях и нашей среде.
Существует 4 теории личности.
Личности путаются. Есть много факторов, и ни один мозг не является одинаковым. Тем не менее, есть некоторые общие знаменатели, когда дело доходит до упрощения концепции. Эти общие знаменатели помогают нам понять личности и то, как они различаются. Существует четыре категории личности, и они включают:
- психоаналитические взгляды
- теория черт
- гуманистические взгляды
- теория социального познания.
Есть основные черты характера, которые есть у каждого из нас.
Хотя все люди разные, мы всего лишь люди в конце концов. Мы все во многом связаны. Черты характера — это один из способов, которыми мы все связаны. Есть основные черты личности, на которых мы можем основывать все человеческие личности. Например, дружелюбие, уверенность, позитивность, смелость. Мы находимся на скользящей шкале того, сколько из этих черт мы на самом деле идентифицируем. Некоторые относятся к одной категории больше, чем к другой, но все мы связаны этими основными характеристиками.
Когда мы развиваем личность?
Наша личность определяет, кто мы есть, но когда это происходит? С возрастом мы начинаем понимать, кто мы есть. Через модели поведения мы развиваем нашу личность в течение длительного периода времени. Хотя очень приятно думать, что у младенцев появляется личность сразу после рождения, это не обязательно то, что мы можем увидеть сразу. Окружающая среда, генетика, методы воспитания и социальные факторы — все это брошено в один котел и развивает личность человека. Исследования показали, что наиболее активная часть этого процесса происходит в возрасте от 20 до 40 лет. Активность начинает замедляться примерно в 50 лет.
Личность и природа против воспитания.
По многим темам психологии обсуждается теория природы и воспитания. Когда дело доходит до развития личности, спор между природой и воспитанием уже давно является спорным вопросом. Природа утверждает, что люди устроены определенным образом из-за нашей генеалогии и биологии. Воспитание утверждает, что люди устроены определенным образом из-за внешних факторов, которым мы подвергаемся после рождения. Например:
- опыт
- методы воспитания
- путешествия и т. д.
Хотя эксперты спорят с обеих сторон, возможно, на личности людей влияют оба этих фактора. Есть тема поведенческой генетики. Эксперты считают, что если мы на самом деле наследуем черты, эти типы черт могут различаться, но обычно они распознаются довольно рано.
Наш характер может меняться в зависимости от среды, в которой мы находимся.
Вы когда-нибудь чувствовали, что человек, которым вы являетесь на работе, не тот, кем вы являетесь, когда находитесь рядом с друзьями? Вы когда-нибудь чувствовали, что человек, которым вы являетесь, когда возвращаетесь домой со своими родителями, отличается от человека, которым вы являетесь, когда находитесь дома со своим партнером? Это потому, что многие из нас меняют то, как мы говорим и как мы действуем, в зависимости от нашего окружения. Пока мы остаемся собой в ядре, мы можем читать окружение и вносить некоторые изменения. Это может быть ради того, чтобы быть уместным, чтобы быть внимательным к чувствам других, из-за отсутствия уверенности или по любой другой причине.
10-13% людей в мире страдают расстройствами личности.
Расстройство личности, как и любое расстройство, является разновидностью норм и ожиданий. Люди, страдающие расстройствами личности, думают, чувствуют и ведут себя по-разному из-за психологических различий. Это может вызвать проблемы с человеческим взаимодействием, обучением и т. д. Большинство психологов считают, что существует 10 различных расстройств личности. Большинство группирует расстройства в три категории. К ним относятся:
- подозрительный
- эмоциональный и импульсивный
- тревожный
Каждая категория различается по тяжести и симптомам.
Очень популярны личностные тесты.
Личностные тесты — это способ оценить личность человека на более глубоком уровне. Тесты обычно представляют собой длинную и подробную анкету. Тест личности можно использовать, чтобы просто помочь нам узнать больше о себе или посмотреть, в каких профессиях мы могли бы преуспеть. Его также можно использовать для помощи в клинической диагностике и помощи в определении метода терапии. Хотя мы часто думаем о своей личности и личности окружающих, личностные тесты позволяют нам копнуть глубже на научном уровне.
Черты характера могут быть связаны с успехом.
Есть определенные личности, которые выделяют людей из группы. Когда вы думаете о ком-то, кто очень успешен, как бы вы описали его личность? Многие могут ответить, что этот человек — лидер, трудолюбивый, интуитивный, со сложным мышлением и т. д. Заметив это, мы поймем, что успех — это то, на что мы психологически способны.
Черты характера могут играть роль в дружбе и общественной жизни.
Некоторые личности могут тянуться друг к другу, в то время как некоторые уже не могут быть разными. На среднем плане некоторые личности дополняют друг друга. Когда дело доходит до дружбы, люди могут тянуться к людям, на которых они больше всего похожи. Что касается людей, которые отличаются друг от друга, они могут узнать, что их разные личности на самом деле дополняют друг друга. Для некоторых людей они просто никогда не будут ладить друг с другом. Из-за этого личностные черты могут играть большую роль в нашей дружбе и в том, с кем мы себя окружаем.
Изучение и анализ психологии личности — это профессия.
Психология личности — популярная и хорошо известная форма психологии. Это изучение личностей и того, как они различаются среди людей. Люди, которые изучают и анализируют эту форму психологии, стремятся понять, как развиваются личности, а также как они влияют на то, как мы думаем и действуем. Психология личности полезна по многим причинам, но, пожалуй, самая популярная — это то, как она может изменить жизнь людей. Тот, кто является психологом в этой области, может анализировать, диагностировать и лечить людей, страдающих расстройствами личности.
Связанные статьи:
- 20 способы использования психологии в повседневной жизни
- 5 карьерные условия для когнитивного психолога
- 5 Примеры обучения мозга
. Ознакомьтесь с нашими предстоящими мероприятиями по приему в бакалавриат, а также с различными способами посетить нас.
Наши личности оцениваются работодателями. Проверено интернетом. Предсказано гороскопами и изучено учеными. Формирование личности служит краеугольным камнем понимания того, кто и что мы есть. Поэтому она является ключевым предметом психологических исследований.
Доктор Джон Ким, доцент кафедры психологии и прикладной терапии Университета Лесли, определяет личность как «характерные способы мышления, чувствования и поведения, которые объясняют то, как люди относительно постоянны в различных ситуациях». Изучение личности, объясняет Ким, означает задавать вопрос: «Почему конкретные люди обычно такие, какие они есть?» Широкий характер этого вопроса привел к множеству подходов к пониманию развития личности.
Теоретические объяснения
Как формируются личности, до конца не известно. Однако существует множество теорий. Здесь только несколько.
Психоаналитическая теория
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, разработал психоаналитическую теорию, которая предполагает, что личность отражает работу бессознательного, согласно Психология: краткое введение . Фрейд считал, что личность делится на три части, каждая из которых выполняет свою особую функцию:
Гуманистическая теория
Абрахам Маслоу разработал гуманистическую теорию в 1950-х годах. Он считал, что психоаналитическая теория с ее упором на ненормальную личность ошибочна. Вместо этого Маслоу подчеркивал важность понимания сознательного разума и личности в их нормальных состояниях. Гуманистическая теория предполагает, что люди обладают свободой воли и что люди делают выбор, основываясь на предельном стремлении к самосовершенствованию. Личности основаны на субъективном опыте и взаимодействии людей с окружающей средой.
Гуманистическая теория личности в конечном итоге привела к знаменитой модели Маслоу «Иерархия потребностей», которая предполагает, что по мере удовлетворения основных потребностей людей они заменяются более сложными. Simply Psychology описывает пять уровней потребности. От высшего к низшему:
- Потребности в самореализации
- Потребность в уважении
- Потребность в любви/принадлежности
- Потребности в безопасности
- Физиологические потребности
Лесли Онлайн Психология Степень
1 Программы
Психология онлайн
Теория черт
Теория черт, в значительной степени определенная Гордоном Уиллардом Олпортом, утверждает, что личность состоит из набора характеристик внутри индивидуума, называемых чертами. Эти характеристики помогают выразить уникальность каждого человека и могут быть разделены на три основных типа:0156 .
Теория социального познания
Теория социального познания, разработанная Альбертом Бандурой, подчеркивает, что личность формируется на основе социального контекста. Согласно Уильямсу и Червоне, он предполагает два ключевых принципа:
- Внутренняя психология людей, их окружение и их поведение влияют друг на друга.
- Люди лучше всего понимаются с точки зрения трех типов когнитивных способностей: тех, которые помогают им символически представлять события в своем уме, саморефлексии и саморазвития.
Согласно теории социального познания, формирование личности происходит, когда люди наблюдают за поведением других. Это приводит к адаптации и ассимиляции, особенно если такое поведение вознаграждается. Социальную когнитивную теорию часто считают связующим звеном между теориями личности, делающими упор на поведение, и теми, которые делают упор на познание.
Ким дает представление о реальном применении четырех теорий в области психологии:
- Психоаналитическая теория поощряет клиницистов использовать «ориентированный на прошлое» и «скрытый» подход к лечению. Консультанты могут часто смотреть на ранние события жизни своих клиентов, чтобы обеспечить лучший уход.
- Гуманистическая теория призывает консультантов подходить к проблемам клиентов с точки зрения, ориентированной на настоящее.
- Теория черт характера полезна при научном изучении личности (в отличие от терапевтических услуг). Это позволяет исследователям увидеть связь между характеристиками, мыслями, чувствами и поведением.
- Социальная когнитивная теория помогает исследователям дополнить свои знания социальной психологии. Это позволяет им изучать способы, в которых ситуации могут вызвать у людей несоответствие личности.
Оценка личности
При оценке личности клиницисты часто обращаются к двум основным типам оценок: объективным и проективным тестам.
Объективные тесты измеряют аспекты личности человека по отношению к академически признанным нормам. Наиболее распространенным примером является Миннесотский многофазный опросник личности, или MMPI-2. (Тест был первоначально опубликован в 1940, а затем пересмотренный в 1989 году. ) В MMPI-2 люди должны ответить на 567 вопросов «верно/неверно» за сеанс продолжительностью от 60 до 90 минут. Вопросы по MMPI-2 выявляют потенциальные черты личности, такие как гнев или зависимость. Тест является всеобъемлющим и предназначен для защиты от ложных срабатываний и лжи. Оценки MMPI-2 часто используются в таких областях, как психическое здоровье и медицина. Они также распространены при оценке кандидатов на «высокорисковые» профессии, такие как пилоты авиалиний и работники атомных электростанций, согласно данным 9.0155 Медицина труда .
Проективные тесты — это субъективные оценки, в которых клиентам предлагается реагировать на неоднозначные стимулы, такие как слова или зрительные образы. Ответ человека призван помочь раскрыть его или ее внутреннюю борьбу и эмоции. Тест Роршаха на чернильные пятна — классический пример проективного теста. После просмотра 10 чернильных пятен разной формы и цвета клиентов просят описать, что они видят. Ответы интерпретируются на основе таких факторов, как предмет, выделенные формы или цвета, а также местоположение увиденного изображения. Хотя тест Роршаха полезен, Ким рассматривает его как один из многих инструментов и отмечает, что его недостаточно для понимания нюансов личности.
Расстройства личности
Когда личность становится проблематичной для повседневной жизни, это считается расстройством. Клиника Майо определяет расстройство личности как характеризующееся жесткими или нездоровыми моделями мышления, функционирования или поведения.
«Очень важно, — объясняет Ким, — чтобы мы не смешивали расстройства личности с тем, что является просто личностью. Расстройство личности… глубоко разрушает повседневную жизнь человека. «Глубоко разрушительный» — это не то же самое, что просто раздражающий».
Расстройства личности можно разделить на три основные группы:
Хотя специалисты до сих пор не до конца понимают, как возникают расстройства личности, по-видимому, существуют определенные способствующие факторы. Американская психологическая ассоциация предлагает следующие влияния:
- Генетика
- Детская травма
- Словесное оскорбление
- Высокая чувствительность
Наоборот, расстройства личности можно предотвратить путем последовательного позитивного взаимодействия со сверстниками.