Иллюзия психология: Иллюзия (психология) | это… Что такое Иллюзия (психология)?

восприятие и разоблачение иллюзий — Психология PRO



Психика: восприятие и разоблачение иллюзий — Психология PRO

Перейти к содержимому

Консультации &nbsp · &nbsp Книги &nbsp · &nbsp Аудио


Из статей этого раздела вы узнаете, что такое психика, как устроено восприятие, а также о том, как все мы себя водим за нос своими же взглядами на жизнь. Все личные проблемы можно свести к тому, что мы не знаем себя, и потому заполняем пробелы собственной несостоятельности иллюзиями о жизни. Мы воспринимаем происходящее в нашей жизни, как нечто «нормальное», и сами начинаем верить в ту ложь о правильной жизни, в которой с каждым годом увязаем все глубже. Только честность с собой может помочь расчистить свалку психического мусора. Иногда взглянуть честно на собственную персону бывает непросто; если у вас есть реальная потребность разобраться в себе, можете получить мой сторонний взгляд на платной онлайн-консультации.

Психике посвящен ряд выпусков и на моем youtube-канале.

Психика и восприятие:

  • Злость и гнев. Как перестать злиться и ссориться?
  • Нервная система: успокоение и возбуждение
  • Сила мысли и психологические проблемы
  • Точка сборки и картина мира
  • Дофамин — гормон погони за счастьем
  • Тревога — страх неизвестности. Как избавиться от тревоги?
  • Иллюзия личной воли, иллюзия выбора
  • Эго и подсознание
  • Причуды бессознательного
  • Самооценка: крутизна по цельсию
  • Лучший инструмент психолога
  • Депрессия: симптомы и лечение
  • Духовные фетиши
  • Как «контролировать» эмоции
  • Естественный отбор для чайников
  • Разоблачение магии
  • Как сходят с ума
  • Разоблачение ума
  • Как побороть лень
  • Принять себя со всеми потрохами
  • Желания-требования и желания-предпочтения
  • Самообман
  • Эмоции – реальный источник проблем
  • Самоанализ: интуиция и здравомыслие
  • Слои личности
  • «Я», «Оно» и «Сверх-Я», или «Психоанализ для чайников»
  • Предмет психологии
  • Структура личности и внутренний стержень
  • Реальные сны
  • Когда слишком много думаешь
  • Субъективный «объективный» мир
  • Субъективная объективность
  • Бессознательное подсознание
  • Интуиция
  • Чужие игры
  • Душевные спады
  • Образы сознания
  • Влияние образов
  • Убеждения человека – сны разума
  • Выбор и спонтанность
  • Счастье для человека…
  • Гордость
  • Социальная система ценностей и заблуждений
  • Любимые песни эго
  • Блаженство и суета сует
  • Смерть VS самоутверждение
  • Обижаться бесполезно
  • Потребитель реальности
  • Мир снов
  • Надежда и обреченность безнадеги
  • Самосознание маленького человека
  • Познать себя
  • Избавление от страданий
  • Саморазвитие через осознанность и самоутверждение
  • Эгоизм естественен
  • Тщеславие, гордыня и унижение
  • Господство и унижение величественного ничтожества
  • Реальная жизнь в нереальном мире
  • Неврозы невротиков, или о том, как нормальные люди занимаются самообманом
  • Психика человека
  • Разоблачение иллюзий и безусловная любовь
  • Чудо как фактор восприятия
  • Двойственность переживаний
  • Психологическая личность и сущность
  • Осуждение – приговор осуждающему
  • И снова о проекциях ума
  • Мнения и порывы
  • Раздражение и вынужденность
  • Чувство вины, стыд и совесть
  • Лечение депрессии
  • Сила мысли
  • Атман – высшее «Я»
  • Природа мышления и развитие мысли
  • Отождествление и самоидентификация
  • Эго
  • Иллюзия реальности
  • Проекция реальности
  • Свобода выбора как иллюзия

Психика: восприятие и разоблачение иллюзий

Визуальные иллюзии.

Психология

Художники всегда интересовались визуальными и оптическими иллюзиями. Например, Эшер ради собственного удовольствия создал немыслимые и невозможные изображения. Целые художественные школы, такие как оп-арт, изучали природу визуальных и оптических иллюзий как в статических, так и в динамических видах искусства.

Существуют иллюзии, связанные с восприятием яркости и цвета, так же как и с восприятием очертаний и формы. Существуют психологические иллюзии, которые «нарушают» законы физики, но большинство иллюзий — когнитивные. Многие из них широко известны и названы именем их открывателей, такие как куб Неккера или иллюзия Поггендорфа. Предполагается, что все иллюзии можно поделить на четыре группы: двойственные иллюзии, искажения, парадоксы и группировки. Иллюзии, безусловно, представляют особый интерес и для исследователей, изучающих визуальное восприятие, и для когнитивных психологов, так как они дают возможность проникнуть в суть процесса восприятия.

Иллюзия Поггендорфа — классическая оптическая иллюзия, названная в честь немецкого физика И. К. Поггендорфа, обнаружившего её в рисунке, который ему прислал астрофизик И. Цёлльнер

Принципы действия

Восприятие — это процесс распознания информации, которую передают нам наши органы чувств. Это быстрый, автоматический и неосознаваемый процесс. Действие это непреднамеренное, мы обычно можем осознать процесс зрительного восприятия только после того, как он завершен: мы получаем его результат, но не осознаем, как этот процесс протекает.

«Для этого существует поговорка: никто не видит вещи такими, как они есть, а потому никто не знает, какими они должны быть» Джонатан Ричардсон, британский художник, 1715

Так как же это устроено? Что на самом деле происходит с того мгновения, как мы что-то чувствуем, и до того момента, когда мы осознаем? Понять это довольно сложно, и один из самых успешных способов объяснить этот процесс — изучение визуальных иллюзий, понимание их сути.

Изображение и фон

То, что мы видим, определяется нами либо как предмет, на который мы смотрим (изображение), либо как фон. Воспринимается объект как изображение или как фон — зависит не от объекта, а от смотрящего. Мы всегда можем отделить одно от другого, однако в некоторых случаях могут возникнуть сомнения, где фон, а где изображение. Посмотрите на изображение на рис. 1: видите ли вы вазу или два лица? Фон и изображение могут восприниматься по-разному, и в зависимости от этого можно увидеть две разные картинки. Видите ли вы на рис. 2 саксофониста или женское лицо? Что вы видите сначала и почему?

Границы

Один из самых важных аспектов восприятия формы — границы. Если в поле зрения имеется резкое и четкое изменение яркости, цвета или текстуры, то мы воспринимаем это как край. Рисунки 3 и 4 показывают, как можно «увидеть» иллюзорные контуры (линии, которых на самом деле нет). В центре обоих рисунков треугольники могут показаться ярче, чем все остальное. Это следствие действия гештальт-принципа завершения: мы склонны дополнять незаконченные формы и заполнять пропуски.

Принципы гештальта

Психологи интересуются всеми особенностями того, как мы воспринимаем мир: как мы видим цвет, движение и глубину, как мы распознаем людей и предметы. Их интересует и то, насколько сознательно происходит восприятие. На самом абстрактном уровне можно различить три стадии процесса: восприятие световых волн роговицей и радужной оболочкой глаза, перевод — когда физическая (световая) энергия кодируется в виде нейрохимических сигналов, поступающих в мозг, и их декодирование.

Один из главных вопросов заключается в том, как мы «собираем» или формируем целостные изображения предметов из отдельных фрагментов. В период между Первой мировой войной и Второй мировой войной гештальт-психологи изучали принципы так называемой организации восприятия. Они вывели различные «законы» — законы близости и хорошего продолжения, которые пытались объяснить, как мы вычленяем рисунки из абстрактных форм. Эти законы известны под общим названием «законы группировки», и они по сей день считаются точным описанием того, как мы видим.

«Воспринимаемая длина линии зависит от формы и положения соседних линий» Д. Ребер, 1985

Гештальт-психологов особенно заинтересовал вопрос, насколько точно мы видим. В конце XIX века группа немецких психологов разработала концепцию гештальт-психологии — теорию восприятия формы, с законами прегнантности (от немецкого слова, означающего «четкость»), объясняющими особенности нашего восприятия. Так называемым фактором сходства определяется то, что похожие элементы формы с большей вероятностью воспринимаются как объединенные друг с другом. Это может быть сходство по форме, цвету, размеру или яркости. В соответствии с фактором близости близкие друг к другу поверхности или грани с большей вероятностью воспринимаются как часть одного и того же предмета, чем удаленные друг от друга. Кроме того, выделяют фактор замкнутости, фактор общей судьбы и фактор симметрии.

Иллюзия Понцо и иллюзия Мюллера-Лайера

Эти иллюзии объясняют тем, что мы неправильно применяем к этим двухмерным рисункам наше представление о трехмерных объектах. Иллюзия Понцо — это две совершенно одинаковые по длине линии, но нижняя кажется намного короче. Происходит это потому, что линейная перспектива, которую создают сходящиеся линии железной дороги, заставляет предполагать, что верхняя линия находится дальше. Если размер, воспринимаемый сетчаткой глаза, такой же, а сам предмет дальше, значит, он должен быть больше. Наша система восприятия автоматически берет в расчет удаленность, что и порождает ошибку. Подобным же образом объясняется и иллюзия Мюллера-Лайера. Левая линия выглядит как внешний угол здания, а правая — как внутренний угол. Такой внутренний угол в некотором смысле дальше от зрителя, чем внешний, поэтому правая линия кажется более удаленной и — по той же логике, что и в иллюзии Понцо, — при том же размере, воспринимаемом сетчаткой, осознается как более длинная. Эти иллюзии показывают, что на восприятие влияет не только стимул, но и другие факторы. В данном случае это кажущаяся удаленность и прежний опыт восприятия.

Иллюзия Понцо — оптическая иллюзия, впервые продемонстрированная итальянским психологом Марио Понцо

Постоянство

Когда предметы приближаются или удаляются, освещаются по-разному или вращаются, мы не воспринимаем их как другие или изменившиеся предметы, для нас они остаются одними и теми же. Есть различные виды постоянства, которыми можно объяснить визуальные иллюзии, — постоянство формы, размера, цвета, яркости.

Возьмите эту книгу. Держите ее перед глазами, обложкой к себе. Она прямоугольная. Теперь поверните ее сначала в вертикальной плоскости, потом в горизонтальной. Форма, которую вы видите, будет другой, но вы воспринимаете ее форму как неизменную. Этот эффект называется постоянством формы. Или, скажем, если мы посмотрим на слона, который уходит вдаль, нам не кажется, что он уменьшается, хотя отпечаток на сетчатке глаза становится все меньше.

Культура и прямоугольная среда

Представьте себе, что вы родились и выросли в мире, где нет прямых линий — ни прямоугольных домов, ни прямых дорог, ни длинных столбов, ни обычных прямоугольных столов. И дома, и поля у вас круглые. Все дороги кривые и петляющие. Попались бы вы тогда на удочку оптических иллюзий? Действовала бы на вас иллюзия Понцо, если бы вы никогда не видели прямую дорогу или железнодорожные пути? Сработала бы иллюзия Мюллера-Лайера, если бы вы ни разу не видели угол дома или комнаты?

«Восприятие формы полностью зависит от опыта» Джон Рескин (1819-1900), английский писатель, художник, поэт, 1890

Чтобы проверить, насколько знания и опыт влияют на восприятие иллюзий, были проведены исследования с участием деревенских жителей Африки и австралийских аборигенов. Одно из исследований сравнивало восприятие городских и деревенских африканцев, которые одним глазом смотрели на вращающийся трапециевидный четырехугольник — так называемое «окно Эймса». Как и предполагалось, группа деревенских жителей воспринимала его вращающимся приблизительно на 180 градусов. Другое исследование обнаружило, что на зулусов из Южной Африки иллюзия Понцо действовала в гораздо большей мере, чем на белых южноафриканцев, — скорее всего, потому, что зулусы намного чаще видели открытые пространства. Так что наш личный и культурный опыт может увеличивать или уменьшать вероятность действия на нас визуальных иллюзий.

Поделиться ссылкой

Иллюзии (восприятие) | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Иллюзия — это искажение чувственного восприятия. Каждое из человеческих чувств может быть обмануто иллюзиями, но наиболее известны зрительные иллюзии. Некоторые иллюзии субъективны; разные люди могут испытывать иллюзию по-разному или не испытывать ее вовсе.

  • Оптические иллюзии, такие как использование иллюзии Мюллера-Лайера, основаны на предположениях, сделанных зрительной системой человека.
  • Слуховые иллюзии, такие как Тон Шепарда, эксплуатируют наш слух.
  • Иллюзии осязания используют человеческое осязание.
  • Автокинетическая иллюзия

Другое использование

  • В психиатрии термин иллюзия относится к особой форме сенсорного искажения. В отличие от галлюцинации, которая представляет собой сенсорный опыт в отсутствие стимула, иллюзия описывает искажение восприятия, поэтому оно понимается и интерпретируется по-разному. Например, слышать голоса независимо от окружающей среды было бы галлюцинацией, тогда как слышать голоса, возникающие только из-за звука бегущей воды (или другого источника звука), было бы иллюзией.
  • В 2006 году Лайам Карни придумал слово, обозначающее размытое восприятие реальности, возникающее в результате приема малых доз галлюциногенных препаратов. Эти «иллюзии» не являются галлюцинациями в строгом смысле этого слова, поскольку они представляют собой не новые измышления ума, а скорее искажение увиденного и услышанного.
  • Сценическая магия — популярная форма развлечения, основанная на иллюзии. Фокусники используют уловки, чтобы создать у зрителей впечатление, будто произошли, казалось бы, невозможные события. См. магию (иллюзию).

Посмотрите в центр этого, кажется, что круги медленно движутся по часовой стрелке (маленький круг) и против часовой стрелки (большой круг)

См. также

  • Дополненная реальность для более радикального подхода к возможности иллюзии
  • Заблуждение
  • Галлюцинация
  • Гельмгольц, Герман фон
  • майя (индуизм)
  • Перцептивное последействие
  • Персепетуальное искажение
  • Нарушения восприятия
  • Пространственное искажение

Внешние ссылки

  • Разница между галлюцинацией и иллюзией
  • Оптическая иллюзия
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Новый вид визуальной иллюзии раскрывает, как наш мозг соединяет точки

Пресс-релиз

Новый класс иллюзий — «Сверкающие звезды» — подчеркивает в высшей степени конструктивный характер визуального восприятия.

Фото: Джаспер Джеймс/Getty Images.

«Сверкающая звездообразование» дает представление об обработке изображений

Новый класс иллюзий, разработанный визуальным художником и исследователем психологии, подчеркивает в высшей степени конструктивный характер визуального восприятия.

Иллюзия, которую создатели назвали «Сверкающая звездная вспышка», вызывает иллюзорные лучи, которые кажутся мерцающими или мерцающими — как звездная вспышка. Изображения, состоящие из нескольких концентрических звездных многоугольников, побуждают зрителей увидеть яркие мимолетные лучи, исходящие из центра, которых на самом деле там нет.

«Исследование показывает, как мозг «соединяет точки», чтобы создать субъективную реальность в том, что мы видим, подчеркивая конструктивный характер восприятия», — объясняет Паскаль Валлиш, клинический доцент факультета психологии Нью-Йоркского университета и Центра исследований. Data Science и старший автор статьи, опубликованной в журнале i-Perception .

«Изучение иллюзий может быть полезным для понимания визуальной обработки, потому что они позволяют нам отличить простое ощущение свойств физического объекта от перцептивного опыта», — добавляет первый автор Майкл Карлович, основатель и генеральный директор Recursia Studios, многопрофильной студии искусства и моды. Компания.

Стимул «мерцающая звездообразование». Этот стимул состоит из нескольких концентрических пар звездчатых многоугольников в масштабе. Большинство наблюдателей воспринимают мимолетные лучи, лучи или линии, исходящие из центра, которые кажутся ярче фона. Предоставлено Михаилом Карловичем, ООО «Рекурсия»

Авторы признают, что визуальные эффекты этой иллюзии внешне похожи на ряд ранее описанных эффектов других иллюзий, основанных на сетке. Однако их Сверкающая звездная вспышка, в отличие от известных визуальных иллюзий, вызывает ряд недавно открытых эффектов, среди которых мимолетные иллюзорные линии, соединяющие по диагонали точки пересечения звездных многоугольников.

Чтобы лучше понять, как мы обрабатываем этот класс иллюзий, исследователи провели серию экспериментов с более чем 100 участниками, которые просматривали 162 различных версии мерцающих звездных вспышек, которые различались по форме, сложности и яркости.

Затем участникам исследования задавали ряд вопросов о том, что они видели, например: «Я не вижу никаких ярких линий, лучей или лучей», «Я, может быть, вижу яркие линии, лучи или лучи, но они едва заметный» и «я вижу яркие линии, лучи или лучи, но они тонкие и слабые».

Авторы обнаружили, что слияние нескольких факторов, включая контрастность, ширину линии и количество вершин, имеет значение.

«В частности, большое количество заметных точек пересечения приводит к более сильным и ярким лучам, поскольку имеется больше сигналов для обозначения подразумеваемых линий», — отмечает Уоллиш.

Таким образом, это исследование иллюстрирует, как мозг «соединяет точки» для создания собственной субъективной реальности даже на уровне восприятия, подчеркивая конструктивный характер восприятия.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts