Интроспективная психология это: ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | это… Что такое ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | это… Что такое ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

ТолкованиеПеревод

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

        одно из ведущих направлений в психологии кон. 19 — нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследования метод самонаблюдения (интроспекции). Гл. представители — Вундт и Титченер. В развитой ими концепции «аналитич. интроспекции» собственно самонаблюдение как наблюдение, осуществляемое в условиях психологич. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр. восприятию», протекающему в естеств. условиях (Вундт, 1888). С др. стороны, самонаблюдению, проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой «психологич.

» установке («интроспекция» в узком смысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание в его психологич. реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности и т. д.). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (Титченер).

        Кризис «аналитич. интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но коренному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихо-логии. Возникла необходимость заменить расчленяющую «аналитич.» установку наблюдателя на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.

Как самостоят. направление И. п. перестала существовать к нач. 20-х гг. 20 в.

        Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19762; см. также лит. к ст. Самонаблюдение.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

(от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) – в широком смысле всякая психологич. теория, считающая сознание совокупностью феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т.е. самонаблюдения. Истоки этого воззрения восходят к Августину; подробно обосновали его Декарт и Локк, к-рые, однако, пытались соединить концепцию И. п. с детерминистич. представлениями о поведении. Эти представления полностью были отвергнуты Беркли, Юмом и Т.

Брауном, чья доктрина И. п. была субъективно-идеалистической. И. п. считает сознание противостоящим внешней реальности как по своей сущности, так и по особой непосредств. познаваемости. Одним из вариантов И. п. является учение о «внутреннем опыте», согласно к-рому психич. явления познаются принципиально иным способом, чем материальные.

И. п. – господствующая доктрина бурж. философии и психологии. Попытки отдельных бурж. философов (напр., Конта) подвергнуть ее критике свелись к отрицанию ценности самонаблюдения, но не коснулись ее основы – идеалистич. представления о сознании. Несостоятельность И. п. вскрыл марксизм. Глубокая критика И. п. содержится в трудах Сеченова.

На рубеже 20 в. субъективизм И. п. обнажается до предела. Психологи-идеалисты различных школ всячески стремятся изощрить субъективный метод, доходя в этом стремлении до требования изучать психич. факты в их «чистой культуре», исключив из них какой бы то ни было намек на объекты внешнего мира (Титченер).

Лит. см. при ст. Самонаблюдение.

М. Ярошевский. Душанбе.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

  • ИНТЕРПОЛЯЦИЯ
  • ИНТУИТИВИЗМ

Полезное


Интроспективная психология | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Интроспективная психология (англ. introspective psychology) — общее название для ряда психологических концепций, авторы которых считали интроспекцию главным или даже единственным средством познания явлений сознания, недоступных, по их мнению, объективному исследованию и «открытых» непосредственно только субъекту этого сознания. С этой т.зр. «чужое» сознание оказывается недоступным прямому исследованию, и при его реконструкции применяется метод умозаключения по аналогии: внешние реакции др. индивидов человек трактует по аналогии с внешними выражениями явлений его собственного сознания. Т. о., чтобы судить о душевном состоянии др. человека, необходимо самому пережить подобное состояние. Психика животных, душевнобольных, людей иной культуры понимается, следовательно, по аналогии с собственным сознанием (ср.

Антропоморфизм).

Истоки Интроспективная психология прослеживаются в работах Р. Декарта и Дж. Локка. К Интроспективная психология относят школу В. Вундта, структурную психологию Э.Б. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, концепцию Вюрцбургской школы, частично гештальт-психологию (особенно в ранний период ее развития, когда гештальт-психологи проводили исследования восприятия методом феноменологического самонаблюдения). В рос. психологии горячими защитниками методов И. п. были К.Д. Кавелин, Л. М. Лопатин, А.И. Введенский, Г.И. Челпанов и др.

Представители Интроспективная психология, критикуя друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом сохраняли понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (Вундт). Интроспективная психология была подвергнута критике во многих психологических школах конца XIX — нач. XXв. Напр., в школе Л.С. Выготского критиковались антиисторизм и антигенетизм И. п., а также отождествление ею «явления» и «сущности» в сознании (т.е. «непосредственных» переживаний и не лежащих на «поверхности» законов психической жизни): если бы законы душевной жизни прямо и непосредственно были бы открыты субъекту сознания, не нужна была бы и наука о сознании. Как отдельное направление Интроспективная психология в настоящее время не существует. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Интроспективная психология (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.

Истоки Интроспективная психология восходят к учению Р. Декарта — Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно, путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (см.

Самонаблюдение), под к-рой имелось в виду внутреннее Восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом (см. Эксперимент). При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у к-рых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о к-рых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены.
На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э.Б. Титченер (см. структурная психология).

Другой вариант Интроспективная психология представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, к-рая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией — последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Против Вундта выступила также Гештальтпсихология, подвергшая критике «атомизм» его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа.

Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Интроспективная психология — см. Психология интроспективная

.

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

  • Другие

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Интроспективная психология

Самоанализ — New World Encyclopedia

Самоанализ влечет за собой направленное внутрь самонаблюдение сознательных мыслей.

Самоанализ — это внутреннее сосредоточение на ментальных переживаниях, таких как ощущения или чувства. Это сознательный умственный и целенаправленный процесс, основанный на мышлении, рассуждениях и изучении собственных мыслей и восприятий. Самоанализ — это процесс непосредственного изучения собственных сознательных психических состояний и процессов. Буквально «самоанализ» означает «смотреть внутрь себя». Это уникальная человеческая способность.

Самоанализ открывает доступ к содержимому сознания. Психологи, особенно Вильгельм Вундт и Э.Б. Титченер, а также более поздние специалисты в области когнитивной науки использовали интроспекцию, чтобы попытаться раскрыть процессы человеческого разума, прося людей рассказать о своих мыслях, восприятиях, чувствах и т. д. в различных формах. ситуации. В этой парадигме предполагалось, что самоанализ не может лгать. Для философов осознание собственных мыслительных процессов было предложено как способ получения людьми знаний о мире и как свидетельство дуализма разума и тела.

Содержание

  • 1 Понимание самоанализа
  • 2 История
  • 3 Эпистемология
  • 4 Самоанализ как психологический метод
    • 4.1 Когнитивный подход
    • 4.2 Самоанализ
    • 4.3 Феноменологический подход
  • 5 Каталожные номера
  • 6 кредитов

Самоанализ позволяет людям размышлять о себе, оценивать свое душевное состояние, свое понимание ситуации и запланированный план действий. Эта саморефлексия позволяет людям не только проверять обоснованность своих психических процессов с точки зрения их точности, но и их моральный или этический статус. Таким образом, способность к самоанализу является существенным балансом нашей свободы воли, позволяя нам проверять свои мысли и планы и, таким образом, нести за них ответственность.

Понимание интроспекции

Если кто-то хочет знать, что происходит в уме другого, он должен наблюдать за поведением субъекта; на основе того, что наблюдаешь, иногда можно разумно сделать вывод о психическом состоянии человека. Так, например, видя, как кто-то улыбается, делают вывод, что он счастлив; видя, как кто-то хмурится, можно сделать вывод, что он расстроен. Но это не тот, по крайней мере типичный, способ, которым человек приходит к познанию своих собственных ментальных состояний. Людям не нужно исследовать свое собственное «поведение», чтобы узнать, что они чувствуют, во что верят, чего хотят и так далее. Понимание этих вещей кажется более непосредственным, чем понимание ментальных состояний других. Термин, используемый для описания этого особого способа доступа, который, по-видимому, есть у людей к их собственным ментальным состояниям, — это 9.0005 самоанализ .

История

Рене Декарт

Начиная с семнадцатого века существуют значительные разногласия по поводу объема, природы и эпистемологического статуса интроспекции. Декарт считал, что все психические состояния подлежат самонаблюдению; что достаточно иметь ментальное состояние, чтобы осознавать его; и что, когда кто-то занимается самоанализом, он не может ошибаться в том, что видит. С этой точки зрения, интроспекция обеспечивает основу для познания физического мира, и человек начинает познавать физический мир, сначала приходя к познанию и/или узнаванию определенных особенностей своего разума, а именно ощущений, которые возбуждают физические объекты, а затем рисуя их. выводы о вероятном источнике этих психических состояний. Таким образом, знание физического мира является косвенным; оно основано на непосредственном знании людьми собственного разума. Декарт выступал за дуализм на основе интроспективных данных. Однако точка зрения, согласно которой интроспекция дает безошибочную и полную картину ума, больше не является общепринятой.

Эпистемология

Дэвид Юм

Интроспекция была призвана поддержать различные метафизические выводы. Дэвид Юм отмечал, что интроспекция не выявляет присутствия постоянного «я», а лишь ряд мимолетных восприятий. На основе философии Юма некоторые более поздние философы пришли к выводу, что не существует устойчивого «я».

Утверждалось, что когда люди пытаются сообщить о процессах, опосредующих воздействие стимула на реакцию, они делают это не на основе интроспекции, а, скорее, на основе имплицитного здравого смысла человека. Эрикссон и Саймон (1980) разработали модель механизмов, с помощью которых генерируются интроспективные отчеты. Они использовали эту модель для определения условий, при которых такие отчеты надежны.

Считалось, что самоанализ помогает формировать убеждения на основе адекватных доказательств, и он использовался заинтересованными лицами как инструмент самозащиты, чтобы понять и уточнить свои мотивы и характеры. Философы, занимающиеся самосовершенствованием, эпистемологическим или моральным, часто обращались к самоанализу.

Интроспекция как психологический метод

Вильгельм Вундт

В психологии интроспекция — это метод исследования, при котором испытуемые пытаются изучить содержание и процессы своего сознания. Самоанализ использовался при изучении ряда психологических процессов, включая память, обучение, мышление, решение проблем, анализ сновидений и восприятие.

Психология девятнадцатого века в значительной степени полагалась на самоанализ. В качестве метода исследования интроспекция использовалась немецким физиологом, философом и психологом Вильгельмом Вундтом в лаборатории экспериментальной психологии, которую он основал в Лейпциге в 1879 году.. Вундт считал, что, используя самоанализ в своих экспериментах, он сможет собрать информацию о том, как работает разум испытуемых. Таким образом, он хотел исследовать ум в его основных элементах. Вундт не изобрел этот способ заглянуть в сознание человека через его опыт; скорее, его можно отнести к Платону и Августину. Отличительный вклад Вундта заключался в том, что он перенес этот метод на экспериментальную арену и, таким образом, во вновь сформировавшуюся область психологии.

Вильгельм Вундт интересовался изучением психических переживаний людей. Его интроспективный метод включал в себя тщательное самоанализ и отчет о своем сознательном опыте — что человек воспринимает, чувствует, думает или ощущает в каждый конкретный момент времени. Например, он подвергал людей воздействию визуального или слухового раздражителя, света или звука и просил их сообщить о своих сознательных реакциях на раздражитель (на что это звучало, как долго длилось, как ощущалось).

Метод интроспекции не был простым отражением опыта. Субъекты были тщательно обучены процессу изучения, описания и сообщения непосредственного сенсорного опыта в ответ на систематические вопросы. Эдвард Б. Титченер определил условия для оптимального интроспективного наблюдения: испытуемые должны быть беспристрастными и не допускать влияния других ассоциаций на отчет о непосредственном опыте. Кроме того, испытуемые должны быть бдительными, свободными от отвлекающих факторов, здоровыми, свежими и свободными от усталости и заинтересованными в изучаемом опыте.

Самоанализ был основным методом школы структуралистов, возглавляемой Вильгельмом Вундтом в Германии и Эдвардом Б. Титченером в Америке. Структуралисты или интроспекционисты стремились разложить опыт на его составные части или элементарные ощущения. Ощущение считалось первичным, а перцептивные процессы рассматривались как вторичная организованная деятельность. Субъективное понимание сознания и содержимого ума было целью структурной или интроспективной психологии.

Против этого метода выступили психологи гештальт-школы. Они отвергли предположение о первичных элементах опыта в пользу врожденных организационных способностей и целостного взгляда на восприятие. Они утверждали, что интроспективный анализ ничего не обнаружил, потому что явления переживались как закономерности, а не просто как сумма их частей. Функционалистская школа, представленная Джоном Дьюи, также выступала против субъективно-интроспективного подхода, подчеркивая вместо этого важность систематической, объективной демонстрации и теории экспериментальной проверки. Бихевиористы, такие как Джон Б. Уотсон, осуждали интроспекцию как качественную и ненадежную и выступали против рассмотрения всех понятий субъективного опыта и вопросов сознания, подчеркивая только наблюдаемое поведение, анализируемое с точки зрения измеримых стимулов и реакций.

Когнитивный подход

Когнитивная психология допускает использование научного метода, но отвергает интроспекцию как действенный метод исследования. Герберт Саймон и Аллен Ньюэлл определили протокол «Разговор вслух» (и протокол «Размышление вслух»), в котором исследователи рассматривают субъекта, занимающегося самоанализом, и который высказывает свои мысли вслух, что позволяет изучать его самоанализ.

Протоколы «Размышление вслух» предполагают, что участники думают вслух, выполняя набор определенных задач. Пользователей просят говорить о том, на что они смотрят, думают, делают и чувствуют, выполняя свою задачу. Это позволяет наблюдателям своими глазами увидеть процесс выполнения задачи (а не только ее конечный результат). Наблюдателей на таком тесте просят объективно записывать все, что говорят пользователи, не пытаясь интерпретировать их действия и слова. Тестовые сессии часто записываются на аудио- и видеозаписи, чтобы разработчики могли вернуться и посмотреть, что сделали участники и как они отреагировали. Цель этого метода состоит в том, чтобы сделать явным то, что имплицитно присутствует в субъектах, способных выполнять определенную задачу.

Родственный, но немного отличающийся метод сбора данных — это протокол разговора вслух. Это предполагает, что участники только описывают свои действия, но не дают объяснений. Этот метод считается более объективным, поскольку участники просто сообщают, как они выполняют задачу, а не интерпретируют или оправдывают свои действия (см. работы Эрикссона и Саймона).

Самоанализ можно считать действенным инструментом для разработки научных гипотез и теоретических моделей, в частности, в когнитивных науках и технике. На практике функциональное (целенаправленное) вычислительное моделирование и компьютерное имитационное моделирование метарассуждения и метапознания тесно связаны с интроспективным опытом исследователей и инженеров. Когда-то самоанализ был приемлемым средством проникновения в суть психологических явлений. Совсем недавно Фил Робертс утверждал, что трудности, возникающие при использовании интроспекции, связаны не столько с изучением человеческого разума, сколько с изучением людей:

В отличие от кислорода, медоносных пчел и мустангов с откидным верхом, у людей существует значительная степень индивидуализации, без сомнения, возникающая из-за возросшей зависимости природы от индивидуального воображения и суждений («рассуждений»). Но поскольку это проблема порядка, а не проблема конфиденциальности, решение состоит не в том, чтобы изгнать самоанализ, а скорее в том, чтобы дифференцировать (расслоить) между более развитыми индивидуальными чертами и более механическими, изоморфными процессами, расположенными ниже в эволюционной схеме вещей. . После того, как индивидуализация завершена, с ней можно справиться, применяя соответствующую степень абстракции и обобщения к тем характеристикам, где индивидуализация кажется наиболее безудержной.

Подход к саморефлексии

Платон Рафаэля Афинская школа Фреска, вероятно, по подобию Леонардо да Винчи.

Самоанализ может использоваться как синоним человеческой саморефлексии. Самоанализ выглядит как деятельность, описываемая Платоном: «…почему бы нам не пересмотреть спокойно и терпеливо свои собственные мысли, а тщательно изучить и увидеть, каковы эти явления в нас на самом деле» ( Теэтет, 155).

Человеческая саморефлексия — это способность людей осуществлять самоанализ и готовность узнать больше о нашей фундаментальной природе, цели и сущности. Самые ранние исторические записи свидетельствуют о большом интересе человечества к самому себе. Человеческая саморефлексия неизменно ведет к исследованию человеческого состояния и сущности человечества в целом. Саморефлексия человека связана с философией сознания, темой осознания, сознанием в целом и философией разума.

Самоанализ можно также назвать созерцанием самого себя, в отличие от «экстраспекции», наблюдения за внешними по отношению к себе вещами. Люди часто считают себя доминирующим видом на Земле и наиболее развитыми в плане интеллекта и способности управлять окружающей средой. Эта вера в западную культуру частично восходит к библейской истории сотворения мира, в которой Адам благословлен править и владычествовать над Землей и всеми ее созданиями (Бытие 1:26).

Карен Хорни

Карен Хорни и Теодор Рейк использовали так называемый интроспективный анализ как метод, эквивалентный или превосходящий традиционный психоанализ. Интроспективный анализ — это тщательное систематическое самонаблюдение с целью узнать больше о себе.

Феноменологический подход

Феноменологическое движение было инициировано в начале двадцатого века немецким философом Эдмундом Гуссерлем. Феноменология — это систематическое изучение непосредственного опыта или мира, каким он представляется наблюдателю. Согласно феноменологическим принципам, наблюдение должно предшествовать анализу и интерпретации. Он контрастирует с аналитическим подходом Вильгельма Вундта и оказал большое влияние на гештальт-психологию и экзистенциализм.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Anderson, S.J. 1975. Непереведенное содержание книги Вундта «Основы физиологической психологии». Журнал истории поведенческих наук, 10, 381-386.
  • Скучно, Э.Г. 1950. История экспериментальной психологии . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 978-01332
  • Бреннан, Дж. Ф. 2002. История и системы психологии . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc. ISBN 978-0130481191
  • Кларк, Х.М. 1911. Сознательные установки. Американский журнал психологии . 22, 214-249.
  • Конт, А. 1930. Введение в позитивную философию. Пер. и изд. Ф. Ферре, Индианаполис: издательство Hackett Publishing Company, 1988. ISBN 978-0872200500
  • .
  • Декарт, Р. [1641] 1985. Размышления о первой философии. В Философские сочинения Декарта Том 2. Транс. Дж. Коттингем, Р. Стоотхофф и Д. Мердок. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521288088
  • Эрикссон К. и Х. Саймон. 1980. Устные отчеты как данные. Психологический обзор 87(3): 215-251.
  • Эрикссон К. и Х. Саймон. 1987. Вербальные отчеты о мышлении. In Самоанализ в исследовании второго языка . К. Фаерх и Г. Каспер (ред.). Клеведон, Эйвон: Вопросы многоязычия. 24-54.
  • Эрикссон К. и Х. Саймон. 1993. Анализ протокола: устные отчеты как данные . Бостон: MIT Press.
  • Фартинг, Г.В. 1992. Психология сознания. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 978-0137286683
  • Хорни, Карен. 1999. Терапевтический процесс: очерки и лекции . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 0300075278
  • ———. 1950. Собрание сочинений Карен Хорни (2 тома) . Нортон. ISBN 1199366358
  • ———. 1946. Рассматриваете ли вы психоанализ? Нортон. ISBN 0393001318
  • ———. 1942. Самоанализ . Нортон. ISBN 0393001342
  • ———. 1939. Новые пути в психоанализе . Нортон. ISBN 0393001326
  • Хьюм, Д. 1740. Трактат о человеческой природе . Публикации NuVision. ISBN 978-1595478597
  • ———. 1777. Исследование человеческого понимания. Под редакцией П. Н. Ниддича. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198245360
  • Гуссерль, Э. 1970. Кризис европейских наук и трансцендентальной феноменологии. Д. Карр (пер.) Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 978-0810104587
  • Лихи, Th. H. 2000. История современной психологии. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 978-0130175731
  • ———. 1979. Вундт и после: меняющиеся отношения психологии с естественными науками, социальными науками и философией. Журнал истории поведенческих наук, 15, 231-241.
  • Лерер, К. 1990. Метамозг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198248507
  • Робертс, Фил. нд Размышления рационолога. Проверено 25 февраля 2021 г.
  • Шульц Д.П. и С.Е. Шульц. 2007. История современной психологии. Белмонт, Калифорния: Уодсворт. ISBN 978-0495097990
  • Титченер, Э.Б. [1910] 2007. Учебник психологии . Издательство Кессингер, 2007. ISBN 978-0548155110
  • .
  • ———. [1929] 1972. Систематическая психология: Пролегомена . Итика, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801491320
  • Вудворт, Р.С. 1906. Безобразная мысль. Журнал философии, психологии и научных методов . 3: 701-708.
  • Вундт, В.М. [1896] 2007. Лекции по психологии человека и животных . Издательство Кессингер. ISBN 978-0548155165
  • ———. [1912] 2007. Введение в психологию . Мюллер Пресс. ISBN 978-1406719086

Авторы

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили Википедия статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Самоанализ история
  • Саморефлексия человека история
  • Think_aloud_protocol  history

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Introspection»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Самоанализ | философия и психология

Ключевые люди:
Вильгельм Вундт
Похожие темы:
сознание классический самоанализ отражение

Просмотреть весь связанный контент →

самоанализ , (от латинского introspicere , «смотреть внутрь»), процесс наблюдения за действиями собственного разума с целью открытия законов, управляющих разумом. В дуалистической философии, отделяющей природный мир (материю, в том числе и человеческое тело) от содержания сознания, главным методом психологии является интроспекция. Таким образом, это был метод первостепенной важности для многих философов, включая Томаса Гоббса, Джона Локка, Джорджа Беркли, Дэвида Юма, Джеймса Милля, Джона Стюарта Милля и Александра Бейна, как и для XIX века.пионерами экспериментальной психологии X века, особенно Вильгельмом Вундтом, Освальдом Кюльпе и Эдвардом Брэдфордом Титченером.

Всем этим людям содержание сознания представлялось непосредственным опытом: иметь опыт означало знать, что он у тебя есть. В этом смысле интроспекция оказалась самоутверждающейся; оно не могло лгать.

Еще из Britannica

философия разума: самоанализ

Вундт и его ученик Титченер считали, что интроспекция находит в сознании динамическую смесь существенно чувственных материалов — собственно ощущений, образов и чувств, очень похожих на ощущения. Этот взгляд, известный как классический самоанализ, оставался популярным только до тех пор, пока Титченер продолжал его излагать. Многие другие психологи находили в сознании иное содержание. Немецкий философ Франц Брентано считал, что сознание состоит как из чувственного содержания, так и из более неосязаемых действий.

Споры о результатах интроспекции ясно показали к 1920 г., что интроспекция не безошибочна, а позже что ее ошибочность связана с тем, что она не является непосредственным, а представляет собой процесс наблюдения, выводов, который требует времени и подвержен ошибки наблюдения ( см. вывод). К 1940 г. как понятие дуализма, так и слово интроспекция в значительной степени исчезли из научной психологии Соединенных Штатов, где господствовал бихевиоризм, отвергавший значение сознания.

На самом деле отказ современной экспериментальной психологии от дуализма привел лишь к отказу от слова интроспекция , а не к отказу от метода. Практики гештальт-психологии использовали общий метод, без названия, в феноменологическом описании, а также феноменологи и экзистенциалисты — в основном в Европе ( см. феноменология; экзистенциализм).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts