Кон психология ранней юности: Психология ранней юности — Скачать бесплатно

Психология ранней юности

www.koob.ru

Рецензенты: учитель русского языка и литературы В. Г. Богин (г. Зеленоград), психотерапевт Н. В. Жутикова (г. Новосибирск)

Книга представляет собой расширенное и переработанное издание пособий «Психология юношеского возраста» и «Психология старшеклассника», изданных в 1979—1982 гг., и дает систематическое изложение основных психологических проблем 14—18-летних школьников и учащихся ПТУ. Новое издание переработано с учетом новейших научных данных. Добавлена новая глава «Девиантное поведение». Существенно расширен материал о неформальных юношеских группах и субкультурах, психосексуальном развитии подростков и т. д. Адресованная в первую очередь классному руководителю, книга может быть полезной также студентам пединститутов, родителям и другим людям, интересующимся проблемами ранней юности.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЮНОСТЬ И ЮНОШЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ИНСТИТУТЫ

Глава II. ЮНОСТЬ КАК СТАДИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ НА РАСПУТЬЕ

ВОЗРАСТ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Глава III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

МИР ЭМОЦИЙ

САМОСОЗНАНИЕ: ОТКРЫТИЕ «Я»

Глава IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИЕСЯ

Глава V. ОБЩЕСТВО СВЕРСТНИКОВ И ЮНОШЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА

ОБЩЕНИЕ И ОБОСОБЛЕНИЕ

ОБЩЕСТВО СВЕРСТНИКОВ В ШКОЛЕ И ВНЕ ЕЕ

ЮНОШЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА

Глава VI. ДРУЖБА

Глава VII. СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Глава VIII. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

УХАЖИВАНИЕ И ЛЮБОВЬ

ПОДГОТОВКА К БРАКУ И ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Глава IX. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

НОРМА И ПАТОЛОГИЯ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ

Предисловие

«А прежде всего надо, чтобы знание знало. » Януш Корчак. «Как любить детей.»

Эта книга имеет долгую историю. Первый вариант ее — «Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности» — был опубликован в 1979 г., а расширенное издание — «Психология старшеклассника» — в 1980 и 1982 гг. Написал я ее не потому, что считал себя готовым к такой работе, а только ради того, чтобы заполнить зияющий вакуум, существовавший в нашей психологической литературе без малого пятьдесят лет: систематического курса юношеской психологии не выходило с конца 1920-х годов, да и в общих трудах по возрастной психологии юность освещалась гораздо скупее, чем детство или отрочество.

Не имевшая конкурентов книга была тепло встречена научно-педагогической общественностью, быстро раскуплена и переведена на болгарский, чешский и латышский языки; существенно расширенный венгерский ее вариант вышел двумя изданиями. Разумеется, я хорошо понимал ее несовершенство, тем более что для серьезного анализа некоторых проблем юношеской психологии в те годы не было, да и сейчас нет даже исходных фактических данных.

Во втором издании «Психологии старшеклассника» (1982, с. 196—197) прямо говорилось: «Из-за непростительной скудости социально-педагогических и социально-психологических исследований групповой портрет «современного юноши», с которым соотносит и сверяет свои личные впечатления учитель, выглядит расплывчатым, недостаточно конкретным. Мы говорим о психологии юношеского возраста, а фактически описываем: а) преимущественно мальчика, потому что девичью психологию не изучали; б) школьника, потому что сравнительных данных об учащихся ПТУ и других категориях молодежи того же возраста еще меньше, чем о школьниках; в) жителя очень большого города, потому что сельская молодежь и подростки из маленьких городов социологически и психологически изучены хуже; г) неопределенного социального происхождения, потому что данные об особенностях воспитания детей в разных социальных слоях и средах отрывочны и несистематичны; д) неизвестно какого поколения, потому что нет систематических когортных и сравнительно-исторических исследований, а эпизодические сравнения сегодняшних данных с данными 1920-х или 1930-х годов этот пробел восполнить не могут.

Остро необходимы также межкультурные, историко-этнографические данные о национальных различиях воспитания и процессов взросления в прошлом и настоящем. Этот большой и серьезный счет учительство вправе предъявить педагогической науке, прежде всего Академии педагогических наук СССР».

Увы! Ни АПН, ни Минпрос оплачивать этот счет не собирались, психология все больше хирела и серела, а социальная педагогика откровенно лакировала действительность.

Перестройка все изменила. Новое издание книги потребовало ее коренной переработки. Многие привычные стереотипы нашего мышления рухнули. Исчезли запреты на обсуждение некоторых проблем (например, в венгерском издании я рассматривал природу юношеских самоубийств, а в советском — нет). Поведение сегодняшних старшеклассников существенно отличается от того, каким оно было 10—15 лет назад. В психологии развития появились новые идеи и методы. Жить стало если и не лучше, то определенно веселей. Зато работать стало труднее.

Общие свойства юношеской психологии, конечно, не изменились. Но они по-разному проявляются в конкретных социальных условиях. Каждое новое поколение для старших — племя младое, незнакомое. Между тем наука наша развивается крайне медленно, достоверных фактов, относящихся к сегодняшнему дню, а не к позавчерашнему, очень мало. Анализ новых проблем сплошь и рядом подменяется их обозначением. Вместе с тем актуальность темы такова, что и при недостатке данных нужно знать то, что уже известно.

Логическая структура книги проста. Первая глава является социологической. В ней рассматриваются важнейшие социальные проблемы и тенденции, определяющие взаимоотношения поколений, цели, средства и институты социализации юношества в современную эпоху. Это минимум социологической культуры, без которого не может обойтись думающий учитель, и вместе с тем — как бы камертон, по которому настроено все последующее изложение.

Вторая глава — теоретико-методологическая. В ней обсуждены важнейшие теории юношеского возраста, новые тенденции и методы психологии развития, определяется место переходного возраста в структуре жизненного пути, соотношение возрастных и индивидуальных особенностей, диалектика постоянства и изменчивости личностных черт и т.

д. Эта глава наиболее трудна для чтения, прагматически настроенному учителю она покажется вообще излишней и ее можно пропустить. Но когда с читателем говорят от имени науки, он имеет право знать, как строится эта наука, на чем основаны ее утверждения и насколько можно им доверять. А это, естественно, требует больших интеллектуальных усилий, нежели некритическое усвоение готового знания.

В третьей главе анализируются закономерности и свойства умственного развития, способностей, эмоционального мира и в особенности — самосознания юношей и девушек. Четвертая глава посвящена их взаимоотношениям с наиболее значимыми взрослыми — родителями и учителями. В пятой главе обсуждаются закономерности юношеского общения, роль и значение общества сверстников, спорные проблемы юношеской субкультуры. Шестая глава посвящена психологии юношеской дружбы. В седьмой главе рассматриваются процессы и стадии социального самоопределения юношей и девушек: как формируются их жизненная перспектива, мировоззрение, отношение к труду, как происходит выбор профессии и складывается моральное сознание.

Восьмая глава посвящена проблемам психосексуального развития. В ней показано, как соотносятся биологические и социальные факторы полового созревания, каковы свойства юношеской сексуальности и любовных отношений и какие задачи это ставит перед школой и учителем. Последняя, девятая глава содержит характеристику и анализ девиантного, отклоняющегося от нормы поведения, с которым нередко приходится сталкиваться учителю и которое является предметом изучения, с одной стороны, психиатров, а с другой — криминологов.

Книга не претендует на то, чтобы нарисовать социально-психологический портрет современных юношей и девушек и дать учителю какие-то педагогические рецепты. Моя единственная цель — опираясь на данные науки, познакомить учителя с важнейшими социально-психологическими проблемами ранней юности и тем самым пробудить его мысль и дать пищу для самостоятельных размышлений.

Главная мысль книги: юность — не пассивный объект обучения и воспитания, а самостоятельный субъект деятельности, подход к ней может быть только личностным, в духе педагогики сотрудничества.

📖 Психология ранней юности. Кон И. С. Читать онлайн

Игорь Кон

Правообладателям

Скачать:›doc


Книга представляет собой расширенное и переработанное издание пособий «Психология юношеского возраста» и «Психология старшеклассника», изданных в 1979—1982 гг., и дает систематическое изложение основных психологических проблем 14—18-летних школьников и учащихся ПТУ. Новое издание переработано с учетом новейших научных данных. Добавлена новая глава «Девиантное поведение». Существенно расширен материал о неформальных юношеских группах и субкультурах, психосексуальном развитии подростков и т. д. Адресованная в первую очередь классному руководителю, книга может быть полезной также студентам пединститутов, родителям и другим людям, интересующимся проблемами ранней юности.



Читайте еще:

Брачные игрыШлахтер Вадим

Вместо заключения

Добрые Селяне пытались затравить его собаками, но самые свирепые псы, поджав хвосты и скуля, отказывались преследовать Тигра.

Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 4Фопель Клаус

Глава 4. Групповая сплоченность

Начните игру сами, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того, как дети Вас отгадают, вернитесь обратно в круг и спрячьте в центре круга кого-нибудь из детей. Сначала выбирайте достаточно уверенных в себе детей, которые смогут хорошо чувствовать себя и под…

Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого внутреннего источникаАндреас Коннира

Часть II Упражнение Сущностного Состояния.

Части II, III, IV и V обучат вас Процессу Сущностной Трансформации от начала до конца. Вы выявите его с легкостью благодаря легкодоступным «порциям», которые быстро усваиваются. Каждая часть, в которой есть упражнения, построена в определенной последовательности, предназначенной для удобства. ..

Я и МыЛеви Владимир

КАК НАЙТИ ЖЕНУ ДЛЯ ГЕРЦОГА?. Глава третья, подробней о проблеме теста (кто из какого сделан теста). А в сущности, продолжение разговора о типах

Пятый — абстрактный или конкретный характер мышления, смотря по тому, что рисуется на пустом месте: какая-нибудь геометрическая фигура, предмет или зверюшка, человечек и т. п.

Кармический путь женщиныЗубкова Галина

ЧАСТЬ 5. ДАВАЙТЕ ВСЕ ПЕРЕИГРАЕМ!

Чтобы искупить свою ущербную природу, женщина должна ценой своих неимоверных усилий максимально улучшать себя, причем не потому, что это доставляет удовольствие лично ей, а потому что иначе она потеряет цену в глазах мужчин. «Вперед и вверх!» — вот девиз современной женщины. Не дай бог…

Женщина и мужчина: кармический путь вдвоемЗубкова Галина

Часть первая. Карма и матриархат

Когда та или иная противоположность заполоняет мир, вступают в действие кармические законы Вселенной. В том и состоит смысл законов вселенского равновесия, чтобы регулировать любой перебор, если уж он станет губительным для самого существования Вселенной. Но пока этого не произошло, и Вселенная…

Измененные состояния сознанияТарт Чарльз

5. О медитации

После выбора конкретной позы покачайтесь немного из стороны в сторону, чтобы устроиться, глубоко вздохните несколько раз и начинайте. Полезно наводить внимание на различные части тела, особенно на основу — ноги и бедра, на которых вы сидите. Теперь вы готовы управлять своим вниманием согласно…

Грамматика общенияКрижанская Юлия

В упомянутом эксперименте оценивалась такая ситуация: водитель оставил машину без тормозов на горе и ушел

Другая ситуация в общении с подчинением. Так как в ней всегда задействованы позиции Родителя и Ребенка, а следовательно, соответствующие этим позициям комплексы установок, схем восприятия мира, поведения, то действия чаще всего состоят не только и не столько в передаче какой-то информации…

Психологическая войнаВолкогонов Дмитрий

Мощное наступление Советской Армии способствовало нарастанию народно-освободительных движений

Мощное наступление Советской Армии способствовало нарастанию народно-освободительных движений, активизации сил Сопротивления. Советский Союз оказывал движению Сопротивления, зародившемуся в оккупированных гитлеровцами странах Запада, патриотическим отрядам и различным антифашистским военным…

Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защитыГрачев Георгий

Глава 1. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние проблемы.

Рассматривая понятия, отражающие способы и проявления тайного принуждения человека как социально-психологического явления, присущего социальному взаимодействию людей, следует отметить, что в научных исследованиях затрагиваются теоретические и прикладные вопросы различных организационных форм…

Медицинская психология. Полный курсПолин Анатолий

Тема 20. Психологические школы

6. Методы, ориентированные на психофизиологические процессы. В данном случае в процесс психотерапии обязательно вовлечение соматики, чаще всего в виде физиологической обратной связи.

Форд и Сталин: О том, как жить по-человеческиВнутренний Предиктор СССР

Приложения

– Мой опыт работы в американском правительстве и Всемирном Банке говорит мне, что нет какого-то одного человека, принимающего подобного рода решения. Это сложный процесс, в котором задействованы многие силы. Даже Президент США не способен влиять на многие вопросы. У него отсутствует даже…

Ранний подростковый возраст (9–13 лет) = изменение к худшему

Как более подробно описано в моей книге о подростковом возрасте «Выживание вашего ребенка в подростковом возрасте» , начальный этап подросткового возраста, ранний подростковый возраст, может оказаться трудной адаптацией для родителей, поскольку они внезапно увидеть, как их ребенок меняется к худшему.

Нежелательная трансформация обычно начинается в конце начальной школы, а практически у всех молодых людей — в средней школе. Какая потеря! Родители никогда больше не будут иметь своего сына или дочь как милого, обожающего и очаровательного «ребенка».

Сначала приходит дезорганизация с разочаровывающей (для родителей) потерей внимания; затем отрицательное отношение с его перечислением критических замечаний и жалоб; затем идет бунт с его активным и пассивным сопротивлением; а затем начинается раннее экспериментирование с его проверкой пределов, чтобы увидеть, что может сойти с рук.

Родители не должны принимать эти нежелательные изменения на свой счет. Эти изменения в поведении не отражают действий, которые ребенок предпринимает, чтобы намеренно расстроить родителей. Это действия, которые ребенок совершает для себя, чтобы отделиться от детства и начать путь к большей свободе и независимости. Поставьте других родителей на свое место, и ваш ребенок в той или иной степени все равно будет проходить ту же трансформацию. Рассмотрим эти фазы по очереди.

Фаза первая: Дезорганизация

Первое, что родители обычно замечают, так это снижение умственных способностей у ребенка. Теперь молодой человек становится более неорганизованным, рассеянным, забывчивым, неряшливым, склонным к блужданию внимания и к потере и утере вещей.

Как однажды папа поэтично описал это: «Как будто у грузовика оторвались колеса». Ребенок, который раньше был компетентен, когда дело доходило до выполнения обязанностей и сохранения постоянного внимания и направления, кажется, все больше теряет эффективный самоконтроль, отклоняясь на всем жизненном пути.

Что происходит? «У нашего ребенка СДВГ или СДВГ?» — спросила мать, обеспокоенная этим всплеском импульсивности и сниженной способностью долго концентрироваться на чем-то одном. В большинстве случаев ответ «Нет». Оставив детство позади, девочка или мальчик обнаруживает, что старая система самоуправления, которая работала в то более простое, защищенное время, недостаточна для того, чтобы справиться с более сложным миром подросткового возраста, который сейчас начался. Вот почему средняя школа кажется такой сложной и пугающей по сравнению с начальной школой. Для родителей сейчас не время расстраиваться, раздражаться, злиться, критиковать или наказывать молодого человека за все эти промахи; настало время научить подростка развивать новые навыки самоуправления, чтобы справиться с требованиями следующей фазы роста.

Они должны помочь молодому человеку создать умственную и физическую организационную систему для управления этой новой сложностью. Они должны напоминать, проверять и контролировать, обучая раннего подростка управлять собой так, как это работает. Это требует практики, и чем терпеливее, настойчивее и последовательнее родители, тем быстрее будут усвоены необходимые новые навыки.

Вторая фаза: «Плохое отношение»

Примерно в это же время родители замечают следующее негативное отношение — рождение «плохого отношения», как его часто называют родители. Что случилось с ребенком, который все время был полон положительной энергии и с которым было приятно жить? Теперь, кажется, произошел поворот к худшему. Это похоже на то, как будто кто-то отключил молодого человека, и вся его или ее положительная энергия, необходимая для каких-либо действий, была высосана.

Он вступил в стадию того, что один из родителей поэтично назвал «неуклюжестью развития». Кажется, что все, чего хочет ранний подросток, это лежать и жаловаться на то, что ему нечего делать. Но когда родители предлагают какую-нибудь работу по месту, которое нужно сделать, подросток просто сердится: «Ой, оставьте меня в покое, вы не понимаете, я слишком устал!» Потом звонит друг, и он выходит за дверь.

Устали от чего? Ничегонеделания, скуки, разочарования, незнания, что с собой делать. Он знает, чего он не хочет делать, но у него нет четкого представления о том, что он хочет делать. Когда дело доходит до мотивации и направления, он едет впустую, и ему это не нравится.

Теперь, когда положительная энергия уходит, отрицательная энергия начинает накапливаться. Внезапно, это как иметь критика в семье. Он критически относится к позитивным предложениям, к семейным мероприятиям, к другим членам семьи и к тому, что родители часто не замечают, — к самому себе: «Я ненавижу быть просто ребенком!»

Кажется, он настроен отвергнуть все и всех. Почему? Из-за того, что он отвергает ребенка, которым был, отвергая самого себя и злясь на это неприятие, он превращает гнев по поводу самоотречения в критику окружающих. Что особенно привлекает его гнев, так это родительские требования и ограничения, правила и запреты, которые теперь стоят на пути увеличения свободы, к которой он стремится. Так развивается чувство обиды, щепка на плече: «Что дает тебе право указывать мне, что я могу и не могу делать? Ты не хозяин мира!»

Но родители — хозяева его мира, и теперь ему это не нравится. В детстве он не особо возражал против их авторитета, но как ранний подросток, желающий больше свободы для роста и возможности стать другим, но еще не зная, как достичь этих целей, он возмущается их направлением и противодействием.

Рождение «плохого отношения» начинается в раннем подростковом возрасте, потому что люди не меняются, если они недовольны тем, кто они и какие они. И ранний подросток неудовлетворен развитием. Он больше не хочет, чтобы его определяли и относились к нему как к ребенку.

Это изменение отношения, которое обеспечивает мотивацию для начала подросткового возраста, может совпадать с половым созреванием, но не обязательно. Когда это происходит, высвобождение гормонов роста только делает процесс более эмоционально интенсивным и неотложным. В раннем подростковом возрасте начинается отрыв от детства и желание действовать по-взрослому. Половое созревание, развитие половой зрелости, которое обычно начинается в раннем подростковом возрасте, усложняет поиск более старой идентичности, поскольку также начинается путешествие к юношеской зрелости и юной женственности.

Фаза третья: Восстание

Люди не бунтуют без уважительной причины, и теперь негативное отношение вызвало у подростка адекватную обиду. Теперь возмущение по поводу «слишком опекающих» ограничений и «несправедливого» обращения со стороны родителей используется для оправдания возражений против их требований.

Восстание в первую очередь не против родителей. На самом деле она направлена ​​против старого уступчивого и зависимого определения ребенка. Чтобы перерасти это определение, подросток восстает из детства. Ранний подростковый бунт — это оппозиция старому самоопределению, разыгрываемая против родителей ради трансформации.

Бунт принимает две формы в раннем подростковом возрасте: пассивное и активное сопротивление. Активное сопротивление связано с дебатами и неповиновением. Пассивное сопротивление связано с прокрастинацией и задержкой. Чем более волевой ваш ребенок, тем больше сопротивления каждого типа вы, вероятно, получите. В конечном счете, оба вида сопротивления служат одной и той же потребности роста: помочь подростку собраться с силами, чтобы измениться.

И сопротивление работает. В какой-то степени в некоторых случаях родители будут слишком рассеяны или слишком утомлены, чтобы выполнять требования. Они позволят сопротивлению подростка оттолкнуть их на какое-то время или полностью. Тогда «больше свободы» становится названием обретенной подростковой власти.

Активно сопротивляясь, ранний подросток выражает больше несогласия и жалоб на родительские требования, ставит под сомнение правильность правил и родительское право устанавливать правила и бесконечно спорит почти обо всем ради спора. «Это похоже на то, что мы обучаем судебного адвоката», — жалуются родители, уставшие от непрекращающихся устных вызовов их авторитету.

Пассивно сопротивляясь, ранний подросток будет откладывать обязательства и просьбы до тех пор, пока ему не потребуются повторные напоминания, чтобы молодой человек делал то, что от него требовалось или велели. «Я буду, через минуту!» она обещает. Но к настоящему времени родители знают, что подростковая минута может растянуться на час с лишним. — Мойте посуду сейчас же! — раздраженно командуют они. — Ну, не надо об этом расстраиваться! — возражает подросток и, наконец, делает то, о чем его просили, но не полностью. Она не пользуется мылом. И родитель возвращается к исходной точке.

Что происходит? Это компромисс, называемый задержкой. Это похоже на то, как подросток говорит: «Вы можете сказать мне, что, а я скажу вам, когда. Когда я наберусь достаточно «когда», я сделаю то, что вы хотите — частично». Требуется сила родительской настойчивости (надзор или ворчание), чтобы сломить это сопротивление: «Я буду следить за тобой, и за тобой, и за тобой, пока не будет выполнено то, о чем я просил».

Фаза четвертая: Ранние эксперименты

С новой свободой, полученной благодаря бунту, у раннего подростка теперь есть возможность экспериментировать с большим риском, узнавать о запретном и проверять пределы, чтобы увидеть, что ему сойдет с рук . В то время как негативное отношение было связано с накоплением мотивации к изменению, а бунт — с накоплением силы для изменения, раннее экспериментирование — с накоплением опыта для изменения, опыта, лежащего вне запретов, установленных родителями и другими социальными властями. прописали.

«Какие правила тверды, а какие нет?» Вот вопрос, на который хочет ответить ранний подросток. Единственный способ выяснить это — провести некоторые тесты на предельные значения, чтобы увидеть, что ему сойдет с рук. Там, где не происходит неблагоприятных последствий, это место, где, по-видимому, допускается больше социальной свободы. Чем больше незаконной свободы позволяется раннему подростку, тем более невнимательным он становится к социальным правилам.

Это возраст, когда можно начинать экспериментировать с пробными веществами, особенно ингалянтами, табаком и алкоголем. Это возраст, когда можно начинать экспериментировать с невыполнением домашних заданий — «забыл», «делал в школе», «сделаю утром», «не было». И это возраст, когда могут произойти три распространенных вида социальных нарушений: розыгрыш, вандализм и магазинная кража. Воровство в магазине не связано в первую очередь с получением желаемого; речь идет о том, чтобы увидеть, что может сойти с рук — риск, как правило, в компании друзей.

Некоторые родители списывают это раннее экспериментирование как невинное озорство и на этом заканчивают, но такая вседозволенность — плохая идея. Для родителей лучше замкнуть петлю ответственности, заставив своего раннего подростка столкнуться с последствиями того, что он сделал, — встретиться с жертвой и признаться, услышать эмоциональную реакцию жертвы на то, что было сделано, устранить любой нанесенный ущерб и сделать что-то вроде реституции. Пусть нарушения исчезнут, и, скорее всего, последуют худшие ограничения и нарушения правил.

Родители, не теряйте веру в фундамент семейных ценностей, заложенных вами в детстве, только потому, что ваш младший подросток, кажется, отвергает их сейчас через невнимание, критику, бунт и экспериментирование, веря и ведя себя не так, как вы учили. Эти различия носят скорее пробный характер, чем конечный, временно принятый для экспериментального и развивающего использования. Держитесь своих правил и ценностей. Во взрослом возрасте ваш сын или дочь вернут себе большую часть этих ранних знаний и в конечном итоге будут больше похожи на вас, чем отличаться от них.

Дополнительную информацию о воспитании подростков см. в моей книге «Выживание вашего ребенка в подростковом возрасте » (информация здесь).

Запись на следующей неделе: Подростковый возраст (13-15 лет): Стремление к свободе.

Социальное развитие | Психология развития

Психосоциальное развитие

Подростки продолжают совершенствовать свое самоощущение по мере того, как они относятся к другим. Эриксон называл задачу подростка противопоставлением идентичности путанице ролей. Таким образом, по мнению Эриксона, главные вопросы подростка: «Кто я?» и «Кем я хочу быть?» Некоторые подростки принимают ценности и роли, которые ожидают от них их родители. Другие подростки развивают идентичность, которая противоречит их родителям, но соответствует группе сверстников. Это распространено, поскольку отношения со сверстниками становятся центральным направлением жизни подростков.

По мере того, как подростки работают над формированием своей идентичности, они отдаляются от своих родителей, и группа сверстников становится очень важной (Shanahan, McHale, Osgood, & Crouter, 2007). Несмотря на то, что они проводят меньше времени со своими родителями, большинство подростков сообщают о своих положительных чувствах по отношению к ним (Moore, Guzman, Hair, Lippman, & Garrett, 2004). Теплые и здоровые отношения между родителями и детьми связаны с положительными результатами для детей, такими как более высокие оценки и меньше проблем с поведением в школе, как в Соединенных Штатах, так и в других странах (Hair et al. , 2005).

Похоже, что большинство подростков не испытывают юношеских бурь и стресса в той степени, в какой однажды это было известно Дж. Стэнли Холлу, пионеру в изучении подросткового развития. Только небольшое количество подростков имеют серьезные конфликты со своими родителями (Steinberg & Morris, 2001), и большинство разногласий незначительны. Например, при исследовании более 1800 родителей подростков из различных культурных и этнических групп Барбер (1994) обнаружил, что конфликты возникали из-за повседневных вопросов, таких как домашнее задание, деньги, комендантский час, одежда, работа по дому и друзья. Эти типы аргументов, как правило, уменьшаются по мере взросления подростков (Galambos & Almeida, 19 лет).92).

Родители. Хотя сверстники приобретают большее значение в подростковом возрасте, семейные отношения также остаются важными. Одно из ключевых изменений в подростковом возрасте связано с пересмотром отношений между родителями и детьми. Поскольку в это время подростки стремятся к большей независимости и автономии, различные аспекты воспитания становятся более заметными. Например, дистальный надзор и мониторинг со стороны родителей становятся более важными, поскольку подростки проводят больше времени вдали от родителей и в присутствии сверстников. Родительский контроль охватывает широкий спектр моделей поведения, таких как попытки родителей установить правила и узнать друзей, занятия и местонахождение своих подростков, а также готовность подростков раскрыть информацию своим родителям (Stattin & Kerr, 2000 9).0097 [1] ). Психологический контроль , который включает в себя манипулирование и вторжение в эмоциональный и когнитивный мир подростков путем обесценивания их чувств и принуждения их к определенному мышлению (Barber, 1996 [2] ), является еще одним аспектом воспитания, который становится все более заметным. в подростковом возрасте и связано с более проблематичной подростковой адаптацией.

Сверстники

Когда дети становятся подростками, они обычно начинают проводить больше времени со своими сверстниками и меньше со своими семьями, и это взаимодействие со сверстниками все чаще остается без присмотра взрослых. Представления детей о дружбе часто сосредоточены на совместных занятиях, тогда как представления подростков о дружбе все больше сосредотачиваются на интимном обмене мыслями и чувствами. В подростковом возрасте группы сверстников эволюционируют от преимущественно однополых до смешанных. Подростки в группе сверстников, как правило, похожи друг на друга в поведении и отношении, что объясняется как функция гомофилия (подростки, похожие друг на друга, предпочитают проводить время вместе по принципу «одного поляка») и влияние (подростки, которые проводят время вместе, формируют поведение и взгляды друг друга). Один из наиболее широко изучаемых аспектов влияния сверстников-подростков известен как девиантное заражение сверстников (Dishion & Tipsord, 2011 [3] ), который представляет собой процесс, посредством которого сверстники подкрепляют проблемное поведение смехом или другими знаками одобрения. которые затем увеличивают вероятность проблемного поведения в будущем.

В подростковом возрасте сверстники могут выполнять как положительные, так и отрицательные функции. Негативное давление со стороны сверстников может привести к тому, что подростки будут принимать более рискованные решения или вести себя более проблематично, чем в одиночку или в присутствии своей семьи. Например, подростки гораздо чаще употребляют алкоголь, наркотики и совершают преступления, когда они со своими друзьями, чем когда они одни или со своей семьей. Однако сверстники также служат важным источником социальной поддержки и товарищеских отношений в подростковом возрасте, и подростки с позитивными отношениями со сверстниками более счастливы и лучше приспособлены, чем те, кто социально изолирован или имеет конфликтные отношения со сверстниками.

Толпы относятся к разным группам людей, например, к «театральным детям» или «защитникам окружающей среды». В некотором смысле они похожи на бренды одежды, которые маркируют людей, связанных с этой толпой. [Изображение: Гарри Найт]

Толпа — это зарождающийся уровень отношений со сверстниками в подростковом возрасте. В отличие от дружбы (которая представляет собой взаимные диадические отношения) и клики (которые относятся к группам людей, которые часто взаимодействуют друг с другом), толпы характеризуются в большей степени общей репутацией или имиджем, чем реальными взаимодействиями (Brown & Larson, 2009). [4] ). Эти толпы отражают различные прототипы идентичности (например, спортсмены или мозги) и часто связаны с социальным статусом подростков и восприятием сверстниками их ценностей или поведения.

Романтические отношения

Подростковый возраст — это период развития, в течение которого обычно впервые возникают романтические отношения. Первоначально однополые группы сверстников, которые были обычным явлением в детстве, расширяются до смешанных групп сверстников, которые более характерны для подросткового возраста. Романтические отношения часто формируются в контексте этих разнополых групп сверстников (Connolly, Furman, & Konarski, 2000 9).0097 [5] ). Хотя романтические отношения в подростковом возрасте чаще недолговечны, чем долгосрочные партнерские отношения, их важность не следует преуменьшать. Подростки уделяют много времени романтическим отношениям, и их положительные и отрицательные эмоции больше связаны с романтическими отношениями (или их отсутствием), чем с дружбой, семейными отношениями или школой (Furman & Shaffer, 2003 [6] ). . Романтические отношения способствуют формированию личности подростков, изменениям в семье и отношениях со сверстниками, а также эмоциональной и поведенческой адаптации подростков.

Кроме того, романтические отношения тесно связаны с формирующейся сексуальностью подростков. Родители, политики и исследователи уделяют большое внимание сексуальности подростков, в значительной степени из-за проблем, связанных с половыми актами, контрацепцией и предотвращением подростковой беременности. Однако сексуальность включает в себя нечто большее, чем этот узкий фокус. Например, подростковый возраст часто наступает, когда лесбиянки, геи, бисексуалы или трансгендеры начинают воспринимать себя таковыми (Russell, Clarke, & Clary, 2009). [7] ). Таким образом, романтические отношения — это область, в которой подростки экспериментируют с новым поведением и идентичностью.

Формирование личности

Теории подросткового развития часто фокусируются на формировании идентичности как на центральной проблеме. Например, в классической теории стадий развития Эриксона (1968 [8] ) формирование идентичности было выделено как первичный показатель успешного развития в подростковом возрасте (в отличие от смешения ролей, которое было бы показателем неуспешного решения задачи). подросткового возраста). Марсия (1966 [9] ) описали формирование личности в подростковом возрасте как включающее как точки принятия решений, так и обязательства в отношении идеологии (например, религии, политики) и занятий. Он описал четыре статуса идентичности: лишение права выкупа, распространение идентичности, мораторий и достижение идентичности. Лишение права выкупа происходит, когда человек совершает идентичность без изучения вариантов. Распространение идентичности происходит, когда подростки не исследуют и не принимают никаких идентичностей. Мораторий — это состояние, в котором подростки активно изучают варианты, но еще не взяли на себя обязательств. Достижение идентичности происходит, когда люди изучают различные варианты, а затем берут на себя обязательства по идентичности. Основываясь на этой работе, другие исследователи исследовали более конкретные аспекты идентичности. Например, Финни (1989 [10] ) предложил модель развития этнической идентичности, которая включала этапы неисследованной этнической идентичности, поиска этнической идентичности и достижения этнической идентичности.

Раннее антиобщественное поведение приводит к дружбе с другими людьми, которые также ведут себя антиобщественно, что только увековечивает нисходящий цикл агрессии и противоправных действий. [Изображение: Филипп Пут]

Несколько основных теорий развития антиобщественного поведения рассматривают подростковый возраст как важный период. Модель Паттерсона (1982 [11] ) раннего и позднего начала развития агрессивного и антисоциального поведения различает молодых людей, чье антиобщественное поведение начинается в детстве (раннее начало) и подросткового возраста (позднее начало). Согласно теории, те, кто рано начал, подвержены большему риску долгосрочного антиобщественного поведения, которое распространяется на взрослую жизнь, чем те, кто поздно начал. Теоретически поздно начинающие дети, которые становятся антисоциальными в подростковом возрасте, испытывают плохой родительский контроль и надзор, аспекты воспитания, которые становятся более заметными в подростковом возрасте. Плохой контроль и отсутствие надзора способствуют более тесному общению с девиантными сверстниками, что, в свою очередь, способствует собственному антиобщественному поведению подростков. Поздно начинающие воздерживаются от антиобщественного поведения, когда изменения в окружающей среде делают другие варианты более привлекательными. Точно так же Моффит (1993 [12] ) устойчивая на протяжении всей жизни модель по сравнению с моделью, ограниченной подростками, различает антиобщественное поведение, которое начинается в детстве, и подростковом возрасте. Моффит считает антисоциальное поведение, ограниченное подростками, результатом «разрыва в зрелости» между зависимостью подростков от взрослых и их контролем и их желанием продемонстрировать свою свободу от принуждения взрослых. Однако по мере того, как они продолжают развиваться и им становятся доступны законные взрослые роли и привилегии, становится меньше стимулов к антиобщественному поведению, что приводит к отказу от этого антиобщественного поведения.

Тревога и депрессия

Модели развития тревоги и депрессии также рассматривают подростковый возраст как важный период, особенно с точки зрения появления гендерных различий в показателях распространенности, которые сохраняются во взрослом возрасте (Rudolph, 2009 [13] ). Начиная с раннего подросткового возраста, по сравнению с мужчинами, у женщин уровень тревожности примерно в два раза выше, а уровень депрессии — в 1,5–3 раза выше (American Psychiatric Association, 2013 [14] 9).0098). Хотя показатели различаются в зависимости от конкретных диагнозов тревоги и депрессии, показатели некоторых расстройств заметно выше в подростковом возрасте, чем в детстве или во взрослом возрасте. Например, показатели распространенности специфических фобий составляют около 5% у детей и 3–5% у взрослых, но 16% у подростков. Тревога и депрессия вызывают особое беспокойство, поскольку самоубийство является одной из основных причин смерти в подростковом возрасте. Модели развития фокусируются на межличностных контекстах как в детстве, так и в подростковом возрасте, которые способствуют депрессии и тревоге (например, Rudolph, 2009). [15] ). Семейные невзгоды, такие как жестокое обращение и психопатология родителей в детстве, создают основу для социальных и поведенческих проблем в подростковом возрасте. Подростки с такими проблемами создают стресс в своих отношениях (например, плохо разрешая конфликты и чрезмерно ища утешения) и выбирают более неадекватные социальные контексты (например, сценарии «страдание любит компанию», в которых депрессивные подростки выбирают других депрессивных юношей в качестве друзей, а затем часто совместно рассуждают при обсуждении своих проблем, усугубляя негативный аффект и стресс). Эти процессы более выражены у девочек по сравнению с мальчиками, потому что у девочек более ориентированные на отношения цели, связанные с близостью и социальным одобрением, что делает их более уязвимыми для разрушения этих отношений. Затем тревога и депрессия усугубляют проблемы в социальных отношениях, что, в свою очередь, способствует устойчивости тревоги и депрессии с течением времени.

Академическая успеваемость

Подростки проводят в школе больше времени бодрствования, чем в любом другом контексте (Eccles & Roeser, 2011 [16] ). Успеваемость в подростковом возрасте определяется межличностными (например, участие родителей в образовании подростков), внутриличностными (например, внутренняя мотивация) и институциональными (например, качество школы) факторами. Успеваемость важна сама по себе как показатель положительной адаптации в подростковом возрасте, а также потому, что академическая успеваемость закладывает основу для будущих образовательных и профессиональных возможностей. Наиболее серьезным последствием неуспеваемости в школе, особенно отсева из школы, является высокий риск безработицы или неполной занятости в последующем взрослом возрасте. Высокие достижения могут подготовить почву для колледжа или будущей профессиональной подготовки и возможностей.

Разнообразие

Подростковое развитие не обязательно идет по одному и тому же пути для всех людей. Некоторые особенности подросткового возраста, особенно в отношении биологических изменений, связанных с половым созреванием, и когнитивных изменений, связанных с развитием мозга, относительно универсальны. Но другие особенности подросткового возраста в значительной степени зависят от обстоятельств, которые более изменчивы в зависимости от среды. Например, подростки, растущие в одной стране, могут иметь иные возможности для принятия рисков, чем подростки в другой стране, а поддержка и санкции за различное поведение в подростковом возрасте зависят от законов и ценностей, которые могут быть специфическими для того места, где живут подростки. Точно так же различные культурные нормы, касающиеся отношений в семье и со сверстниками, формируют опыт подростков в этих областях. Например, в некоторых странах ожидается, что родители подростков сохранят контроль над основными решениями, тогда как в других странах ожидается, что подростки начнут участвовать в принятии решений или брать на себя контроль над ними.

Даже в пределах одной страны пол, этническая принадлежность, статус иммигранта, религия, сексуальная ориентация, социально-экономический статус и личность подростков могут определять как поведение подростков, так и то, как другие реагируют на них, создавая различные контексты развития для разных подростков. Например, раннее половое созревание (которое происходит до того, как половое созревание наступило у большинства других сверстников), по-видимому, связано с худшими исходами для девочек, чем для мальчиков, вероятно, отчасти потому, что девочки, рано вступающие в половое созревание, склонны общаться со старшими мальчиками, что, в свою очередь, связано с раннее половое поведение и употребление психоактивных веществ. Для подростков, принадлежащих к этническим или сексуальным меньшинствам, дискриминация иногда представляет собой ряд проблем, с которыми не сталкиваются представители меньшинств.

Наконец, генетические вариации являются дополнительным источником разнообразия в подростковом возрасте. Современные подходы подчеркивают взаимодействие гена X с окружающей средой, которое часто следует модели дифференциальной восприимчивости (Belsky & Pluess, 2009 [17] ). То есть определенные генетические вариации считаются более рискованными, чем другие, но генетические вариации также могут сделать подростков более или менее восприимчивыми к факторам окружающей среды. Например, связь между генотипом CHRM2 и экстернализирующим поведением подростков (агрессией и делинквентностью) была обнаружена у подростков, родители которых плохо контролируют поведение (Dick et al., 2011 9).0097 [18] ). Таким образом, важно иметь в виду, что индивидуальные различия играют важную роль в развитии подростков.

Подростковое развитие характеризуется биологическими, когнитивными и социальными изменениями. Социальные изменения особенно заметны, поскольку подростки становятся более независимыми от своих родителей, проводят больше времени со сверстниками и начинают исследовать романтические отношения и сексуальность. Адаптация в подростковом возрасте отражается в формировании идентичности, которая часто включает в себя период исследования, за которым следует приверженность определенной идентичности. Подростковый возраст характеризуется рискованным поведением, которое становится более вероятным из-за изменений в мозге, в которых центры обработки вознаграждения развиваются быстрее, чем системы когнитивного контроля, что делает подростков более чувствительными к вознаграждению, чем к возможным негативным последствиям. Несмотря на эти обобщения, такие факторы, как страна проживания, пол, этническая принадлежность и сексуальная ориентация, формируют развитие таким образом, что это приводит к разнообразию опыта в подростковом возрасте.

Внешние ресурсы

Подкасты : Веб-сайт Общества исследований подростков со ссылками на подкасты по различным темам, связанным с развитием подростков
http://www.s-r-a.org/sra-news/podcasts
Исследование: Добавить веб-сайт Health, посвященный одному из крупнейших лонгитюдных исследований подросткового возраста на сегодняшний день
http://www.cpc.unc.edu/projects/addhealth
Видео: Подборка выступлений TED о развитии мозга подростков
http://tinyurl.com/lku4a3k
Веб-сайт: Веб-сайт ЮНИСЕФ о подростках во всем мире
http://www.unicef.org/adolescence/index.html

Вопросы для обсуждения

  1. Что могут сделать родители, чтобы помочь своим подросткам адаптироваться к жизни?
  2. Каким образом изменения в развитии мозга и познании делают подростков особенно восприимчивыми к влиянию сверстников?
  3. Как можно разработать вмешательства, направленные на предотвращение или снижение проблемного поведения подростков, чтобы воспользоваться тем, что мы знаем о развитии подростков?
  4. Размышляя о своем подростковом возрасте, приведите примеры случаев, когда вы думали, что ваш опыт отличался от опыта ваших сверстников из-за чего-то уникального в вас.
  5. Чем ваш подростковый опыт отличался от подросткового опыта ваших родителей? Как, по вашему мнению, подростковый возраст может измениться через 20 лет?

  1. Статтин Х. и Керр М. (2000). Родительский контроль: новая интерпретация. Развитие ребенка, 71, 1072–1085. ↵
  2. Барбер, Б.К. (1996). Родительский психологический контроль: пересмотр забытой конструкции. Развитие ребенка, 67, 3296–3319. ↵
  3. Dishion, TJ, & Tipsord, JM (2011). Заражение сверстниками в социальном и эмоциональном развитии детей и подростков. Ежегодный обзор психологии, 62, 189–214. ↵
  4. Браун, Б. Б., и Ларсон, Дж. (2009). Отношения со сверстниками в подростковом возрасте. В Р. М. Лернер и Л. Стейнберг (ред.), Справочник по подростковой психологии (стр. 74–103). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли. ↵
  5. Коннолли, Дж., Фурман, В., и Конарски, Р. (2000). Роль сверстников в возникновении гетеросексуальных романтических отношений в подростковом возрасте. Развитие ребенка, 71, 1395–1408.
  6. Фурман, В., и Шаффер, Л. (2003). Роль романтических отношений в развитии подростков. В П. Флоршейм (ред.), Романтические отношения и сексуальное поведение подростков: теория, исследования и практические последствия (стр. 3–22). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум. ↵
  7. Рассел, С.Т., Кларк, Т.Дж., и Клэри, Дж. (2009 г.). Являются ли подростки «пост-геями»? Ярлыки сексуальной идентичности современных подростков. Журнал молодежи и подростков, 38, 884–890. ↵
  8. Эриксон, Э. Х. (1968). Идентичность, молодость и кризис. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон. ↵
  9. Марсия, Дж. Э. (1966). Развитие и подтверждение статуса эго-идентичности. Журнал личности и социальной психологии, 3, 551–558. ↵
  10. Финни, Дж. (1989). Этапы этнической идентичности у подростков групп меньшинств. Журнал раннего подросткового возраста, 9, 34–49. ↵
  11. Паттерсон Г. Р. (1982). Принудительный семейный процесс. Юджин, Орегон: Castalia Press. ↵
  12. Моффит, Т. Е. (1993). Ограниченное подростковым возрастом и стойкое антиобщественное поведение на протяжении всей жизни: таксономия развития. Психологический обзор, 100, 674–701. ↵
  13. Рудольф, К. Д. (2009). Межличностный контекст подростковой депрессии. В S. Nolen-Hoeksema & LM Hilt (Eds.), Справочник по депрессии у подростков (стр. 377–418). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ↵
  14. Американская психиатрическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд.). Арлингтон, Вирджиния: Американское психиатрическое издательство. ↵
  15. Рудольф, К. Д. (2009). Межличностный контекст подростковой депрессии. В S. Nolen-Hoeksema & LM Hilt (Eds.), Справочник по депрессии у подростков (стр. 377–418). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ↵
  16. Экклс, Дж. С., и Розер, Р. В. (2011). Школа как контекст развития в подростковом возрасте. Журнал исследований подросткового возраста, 21, 225–241. ↵
  17. Бельский, Дж., и Плюсс, М. (2009). Помимо диатеза-стресса: дифференциальная восприимчивость к воздействиям окружающей среды. Психологический бюллетень, 135, 885–9.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts