Конфликт психология: Конфликт (в психологии). Большая российская энциклопедия

Помощь в решении конфликтных ситуаций в Нижнем Новгороде


КОНФЛИКТ – (от лат. «conflictus» – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. Ничего странного в этом нет.

Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «Жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них.


Поскольку каждый конфликт всегда связан с эмоциями, то человек начинает испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью.


Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.

Кому, например, не знакома внутренне напряжённая ситуация «и хочется и колется» (стремление начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с другой) или проблема буриданова осла (когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями).

В психологии выделяют определённые типы конфликтов:

Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворённости человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей.

Межличностный конфликт является самым распространённым типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.


Межгруппововой конфликт происходит вследствие столкновений интересов различных групп.

Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.

Классификация конфликтов по горизонтали характеризует конфликты, возникающие между рядовыми сотрудниками, которые не находятся в подчинении друг у друга; по вертикали – между людьми, находящимися в подчинении друг другу; в смешанных конфликтах представлены оба варианта. Причём 70-80% от всех конфликтов составляют вертикальные и смешанные.

Возникновение конфликтов возможно по разным причинам и обстоятельствам. Они могут являться результатом недостаточного понимания в процессе общения; неверных предположений по отношению к действиям собеседников; различий в планах и оценках.

Причинами конфликтов могут быть индивидуально-личностные особенности партнёра по общению; неумение (нежелание) контролировать своё эмоциональное состояние; бестактность, отсутствие желания трудиться, потеря интереса к работе.


Для более успешного разрешения конфликта необходимо помнить об определённом «табу».

В конфликте нельзя:

  • критически оценивать партнёра;
  • приписывать ему низменные или плохие намерения;
  • демонстрировать знаки своего превосходства;
  • партнёра и перекладывать на него всю ответственность;
  • игнорировать интересы партнёра по общению;
  • видеть все только со своей позиции;
  • уменьшать заслуги партнёра и его вклад в общее дело;
  • преувеличивать свои заслуги;
  • раздражаться, кричать, нападать;
  • задевать «болевые точки» и уязвимые места партнёра;
  • обрушивать на партнёра все претензии.

В конфликтной ситуации и уже разыгравшемся конфликте всегда нужно помнить о «золотом правиле» нравственности, о соблюдении вежливости и тактичности. Подходите к разрешению проблем творчески: старайтесь увидеть в собеседнике лучшие качества и ориентируйтесь на положительные стороны его характера.

Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух; или более сторон, исходу и последствиям. К тому же отдельный человек и любая общность обнаруживают свою манеру налаживания и поддержания отношений с другими людьми, свой стиль поведения в конфликтных ситуациях.

Но при всей несхожести манер и стилей конфликтное поведение имеет некоторые общие признаки. Это связано в первую очередь с тем, что решение той проблемы, которая стала камнем преткновения в отношениях, в определённой мере значимо для каждой из оппонирующих сторон, делает их взаимодействующими партнёрами.

У всякого конфликта есть стандартная схема развития: непосредственная причина – несовместимость интересов и целей, несовпадение занимаемых позиций, предпринимаемых действий и используемых при этом средств.

Признано существование следующих пяти стилей конфликтного поведения: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

Немаловажными в развитии и разрешении конфликтов признаны и чисто психологические особенности людей – их склонность к компромиссу или, напротив, непримиримости и доминированию.


Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и способ подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь при разрешении определённого типа конфликтов.

Современная позиция специалистов в области человеческих отношений состоит в том, что конфликт может быть управляем, причём управляем таким образом, что мы можем усилить его конструктивный выход, результат и, напротив, уменьшить потенциальные неблагоприятные последствия.

Решающим фактором при этом становится заинтересованность самих участников конфликтной ситуации в её разрешении и в сохранении и продолжении их отношений. Важным является выбор участниками конструктивных, эффективных стратегий поведения. В то же время ряд других факторов могут иметь влияние на то, насколько легко или трудно будет найти конструктивный выход из конфликта. Чтобы научиться управлять конфликтом, нужно, прежде всего, научится управлять собственными эмоциями.


медицинский психолог

психотерапевт, психолог-консультант

медицинский психолог, кандидат психологических наук

Запись на прием


Для решения психологических проблем запишитесь к психологу Центра психиатрии ТОНУС ЛАЙФ по телефону 8 (831) 411-11-31

Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии — Клиническая и специальная психология — 2013. Том 2. № 1

Аннотация

Цель настоящей работы – иллюстрации возможностей применения двух первых методик из авторской системы «Диагностика внутреннего конфликта» в области общей и клинической психологии, а именно методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» и методики «Семь состояний». Первая из них раскрывает уровень диссоциации «ценность – доступность», а также ценностно-ориентированные конструкты «внутренний конфликт», «внутренний вакуум», «нейтральная зона». Вторая методика направлена на оценку специфических особенностей эмоциональной регуляции переживания внутренних конфликтов и внутренних вакуумов в различных жизненных сферах человека. Апробация данных методик проходила как на клиническом контингенте (больные артериальной гипертонией), так и на здоровых лицах (студенты). В работе подтвердились гипотезы, раскрывающие психометрическое содержание основных параметров предложенных двух методик.

Ключевые слова: ценность, доступность, внутренний конфликт, внутренний вакуум, нейтральная зона, семь состояний

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Фанталова Е. Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n1/58926 (дата обращения: 12.03.2023)

Литература

  1. Авдеев В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций (в 2-х томах). 5-ое издание.  М., 1997. Т.2.
  2. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984
  3.  Волошко Н. I. Внутрiшньоособистicнi  конфлiкти у хворих на артерiальну гiпертензiю. Вiсник Киiв. Нац. Ун-та iм. Тараса Шевченка.  Вип. 17-18. Соцiология. Психология. Педагогiка. Киiв, 2003
  4.  Волошко Н. I. Внутрiшньоособистicнi  конфлiкти у хворих на артерiальну гiпертензiю. Автореф. дис. на  здоб. наук. ст. канд.психол.н. Киiв, 2006.
  5. Гурова О. С. Психологические особенности субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн: Автореф. дисс…канд.психол.наук. Барнаул, 2004. 
  6.  Капцова Е. А. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации. Автореф. дисс …канд.психол.н. Москва, 2002.
  7. Красильников И. А. Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал. Автореф. дисс… канд. психол.н.  Саратов, 2005.
  8. Кузнецова С. А. Пространственно-временные и личностные аспекты жизненного пути северян. Автореф. дисс… канд психол. н., М., 1999.
  9. Лебеденко А. В. Влияние внутриличностных конфликтов на эффективность профессиональной деятельности машинистов локомотивов.  Автореф. дисс. .. канд. психол. н., М., 2002.
  10.  Методика диагностики ценностных ориентаций личности Е. Б. Фанталовой в модификации Л. С. Колмогоровой, Д. В. Каширского // Диагностика психологической культуры школьников»: практ. пособие для школьных психологов / Сост. Л. С. Колмогорова.  М., 2002.
  11. Мухаматулина Е.  А., Обидная С. Н. Проблемы социально-психологической адаптации подростков в процессе построения жизненной перспективы и оценивания своих субъективных возможностей  // Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
  12. Райгородский Д. Я. (ред.) Практическая психодиагностика. Методики  и тесты. Самара, 2002.
  13.  Салихова Н. Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. Казань, 2005
  14. Стойлик А. Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников. Автореф. дисс… канд.психол.н. М., 2004.
  15. Фанталова Е. Б. Внутренний конфликт, внутренний вакуум и нейтральная зона как ценностно-ориентированные личностные конструкты в экзистенциальном пространстве человека // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века: Монография. Краснодар, 2012.
  16.  Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара – М., 2001.
  17. Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов ( на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц). Психол.журн., 1992.
  18. Фанталова Е. Б. Особенности ценностных предпочтений у студентов // Семья и современные проблемы формирования системы базовых гуманитарных ценностей человека: Материалы 6 Междунар. конф. студентов и молодых ученых , 12-13 мая 2011 года /отв. ред М. К. Кабардов. Рязань
  19. Фанталова Е. Б. Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»: психометрическое исследование показателей. Методика // Мир психологии. Научно-методический журнал №2 (66). М., 2011.
  20. Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика. Lap Lambert Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2012.
  21. Фанталова Е. Б., Куприна О. А. Возможности методики Семь состояний для экспресс-диагностики в критических ситуациях / Материалы IV-ой научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в медицине» 12-17 декабря 2010 года, Хургада, Египет // Академический журнал Западной Сибири. №4. 2010
  22. Фанталова Е. Б., Куприна  О. А. Методика Семь состояний как вариант экспресс-психодиагностики в критических ситуациях // Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 11-12 ноября 2010) г.) / под ред. Л. И. Дементий. Омск, 2010.

Фанталова Елена Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии развития, кафедра общей психологии, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Специальные разделы психологии конфликта: особо конфликтные случаи

Факультет: Стефани Блонделл и Билл Эдди

Особые темы психологии конфликтов: конфликтные ситуации — это интерактивный курс, предназначенный для расширения набора инструментов специалиста по разрешению конфликтов в управлении этими случаи, которые просто кажутся неразрешимыми. Использование информации из когнитивных и социальных психологии, нейросотрудничества и теории коммуникации, инструкторы рассматривают эти динамики и личности, которые ставят в тупик даже самых опытных посредников. Эдди, автор четырех книг о конфликтных личностях, подготовит студентов к наиболее сложных спорных ситуаций, помочь им в выявлении пяти высококонфликтных модели личности, а также предоставить инструменты для управления когнитивными искажениями таких лица. Блонделл будет использовать информацию, полученную в результате работы в клинических условиях с профессиональным се население для изучения текущих вопросов в разрешении споров, в том числе психологии этического увядания, морального отчуждения и обмана. Тренеры предлагают нюансы и изощренный взгляд на самые сложные дела, их и ваши.

Чему вы научитесь:

  • Что такое личность и обзор пяти высококонфликтных моделей личности
  • Как определить модели поведения в высококонфликтных случаях и способы их устранения. управлять этими шаблонами
  • Навыки обращения к высококонфликтным личностям, включая ответы BIFF и EAR заявления
  • Психология этики, включая моральное отстранение и этическое угасание
  • Психология и наука обмана

Стефани Блонделл — доцент права и помощник директора Института Штрауса Разрешение спора. Она курирует клинику медиации и преподает теорию медиации. и Практика, Психология конфликта и Уголовное право. До прихода в Pepperdine она работала менеджером программы альтернативного разрешения споров округа Кинг. и Межместная группа по разрешению конфликтов, объединяющая три округа программа политического посредничества в районе Сиэтла, штат Вашингтон. До этого она была координатором альтернативного разрешения споров в городе Сиэтл, где она разработала и внедрила программу посредничества в сфере труда и занятости для городских властей. Прежде чем присоединиться к Straus на постоянной основе, Блондель работал адъюнкт-профессором в Straus, юридический факультет Сиэтлского университета и магистр общественных наук Вашингтонского университета. программа администрирования. Блонделл получила степень бакалавра с отличием в области американской цивилизации. из Университета Брауна, а ее доктор права – из Школы права Вашингтонского университета.

Уильям А. («Билл») Эдди, CFLS, LCSW, занимается семейным правом в Сан-Диего с 1993 г. (он был сертифицированным специалистом по семейным делам). Специалист по праву в течение 15 лет) и является выпускником школы Университета Сан-Диего. закона. До своей юридической карьеры он двенадцать лет был терапевтом (он также лицензированный клинический социальный работник). В настоящее время он является старшим семейным посредником в Национальный центр разрешения конфликтов в Сан-Диего, Калифорния. Эдди преподает психологию конфликтов в Институте разрешения споров Штрауса в Университете Пеппердайн Caruso School of Law и работал на адъюнкт-факультете Национального судебного Колледж. Он директор по обучению и бывший президент Института высоких конфликтов. и был постоянным лектором по управлению высококонфликтными личностями для адвокатов, судей и посредников в более чем тридцати штатах США, а также в Канаде, Австралии, Новая Зеландия, Франция, Швеция, Израиль, Нидерланды, Англия и Греция. Эдди — это автор нескольких книг о высококонфликтных личностях и разработчик нескольких методы управления высококонфликтными ситуациями. Его веб-сайты: www.HighConflictInstitute.com и www.NewWays4Families.com.

Психология конфликтов – Институт интегративного консультирования клиентов

Модель конфликта: Психология конфликтов на основе нейробиологии и привязанности

Юристы, специалисты по разрешению конфликтов и любые специалисты (работа в сфере психического здоровья, образование и т. д.), работающие с вовлеченными людьми в той или иной форме конфликта нужна модель психологии конфликта. Но область психологии не предлагает такой модели, по крайней мере, общеизвестной. Институт интегративного консультирования клиентов предлагает модель конфликта.

Модель конфликта фокусируется на том, что движет конфликтом, что в простейшем случае является нейрофизиологическим и психологическим побуждением, которое, как правило, приводит к идентифицируемым моделям информационного процесса и самозащитного поведения. Модель конфликта была разработана в основном из области межличностной нейробиологии ( IPNB ) и модели динамического созревания привязанности и адаптации ( DMM ), обе из которых в значительной степени основаны на теории привязанности и теории поливагуса. как и многие другие теории и дисциплины. МДМ является предпочтительной теорией привязанности, потому что она основана на определении привязанности как потребности человека в получении защиты от опасности вместе с отношениями с фигурой привязанности, которая может обеспечить такую ​​защиту. Специалисты по разрешению конфликтов рассматриваются как временные фигуры привязанности, обеспечивающие защиту в контексте своей работы.

Модель конфликта разработана так, чтобы быть простой и надежной, чтобы ее можно было масштабировать для описания практически любой ситуации. Как и многие другие модели, модель конфликта начинается с двух начальных разделов. Первое и основное разделение состоит в том, чтобы рассматривать мысли и поведение с когнитивной или аффективной ориентации. Степень ориентации варьируется немного или сильно у любого человека.

Вторичное деление немного сложнее описать одним словом или простой концепцией. Это разделение описывается некоторыми теориями как безопасное или небезопасное, функциональное или дисфункциональное, более или менее подверженное риску. В юридическом контексте принятие решения клиентом является ключевым вопросом, и второе деление часто описывает клиентов, принятие решений которых включает простые или сложные процессы. Простые и сложные отражают суть объема помощи, которая может понадобиться клиенту, когда он участвует в процессах принятия решений. Модель конфликта и ICCM ориентированы на клиента (с уважением к решениям клиента), поэтому термины «простой» и «сложный» лучше подходят для описания вторичного разделения.

Первые два деления создают первичную четырехквадрантную модель с когнитивной и аффективной ориентацией слева и справа, а также простой и сложной сверху и снизу. Клиенты (и противоборствующие стороны, юристы и судьи) могут попадать в когнитивно-простую, аффективно-простую, когнитивно-сложную или аффективно-сложную модель стратегий самозащиты и моделей обработки информации, которые, как правило, в некоторой степени предсказуемы. .

Цифровой мультиметр более точно определяет стили конфликтов, в настоящее время предлагая не менее 23 моделей стратегий самозащиты и моделей обработки информации.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts