Кто я? Где я? Какой я? – Психология без соплей
Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать — это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях — это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.
Но вот как раз здесь начинается самая путаница — что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье — ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.
Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.
Это и есть фундамент самооценки — насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это — МЕНЯоценка…
Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница — очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.
То, что я о себе думаю — это не то, что я чувствую. То, что я чувствую — это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…
[[Продолжение — так кто же «Я» на самом деле?]]((Ну и кто вы после этого?))
Я — это мое тело
Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз — о чудо! — оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку — подняли. Захотели скорчить гримасу — запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».
Взрослый человек так и говорит — «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует — «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…
Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.
На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто — нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго — ничего сложного тут нет.
Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?
Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт — это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.
Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» — это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять — они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.
Но все-таки «Я» — это не мои инстинкты и «Я» — это не мое тело. Физическая оболочка — это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.
Я — это мой ум
Следующий и самый проблемный уровень непонимания — это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия — «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.
В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго — это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго — это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.
Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я — это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он — это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?
То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли — это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго — это узаконенная форма сумасшествия.
На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности.
Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, — нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.Психологи даже придумали специальный термин такой — рационализация, только используют его обычно в более узком значении — например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.
То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит — «Я это сделал, потому что…» — и дальше начинает врать.
В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции — «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть — и это самая несусветная глупость какая только может быть.
Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе — «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить».
И сказав это, он считает дело сделанным: понял — значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии — сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается — внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.
Вот вам и внутренний конфликт — на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе — реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?
Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто — его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда — их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.
Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными — их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.
Итак, «Я» — это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, — это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» — это нечто другое, что находится гораздо глубже.
Я — это моя память
Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.
Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос — а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?
Для этого у человека есть память — копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек — последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.
Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения — успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.
Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.
Иметь характер — хорошо, не иметь его — плохо. «Я» — это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» — это мой характер, а мой характер — это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.
Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели — заслужить признание и уважение. Потому что характер — это хорошо, а хороший характер — еще лучше.
Помните статью про Тень и Персону? Так вот, характер — это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и — что гораздо опаснее! — самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?
С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? — Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.
Я — это мои чувства
Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех — мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару — иррациональными.
Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?», а чувства — на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства — нравственную.
И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.
А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств — иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.
Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость — обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать — они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.
Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни — это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация — чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.
Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.
Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.
Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения — то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.
Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное — либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.
Так вот, утверждение, что «Я» — это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека — то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.
Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, — это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств — это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.
У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации — это отделение себя от своей Персоны («Я» — это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» — это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ — это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.
Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.
И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.
Я — это пустота
Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше — это не «Я», то где же все-таки его искать?
Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные — в них и скрывается предмет наших поисков.
Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.
Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом — вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» — «Вы» уже там были.
Самые ранние и зыбкие воспоминания — эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие — «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» — уже есть!
Посмотрите на это «Я» повнимательнее — не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?
Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?
Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.
Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция — осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.
Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок — оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.
Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну — существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между гордостью и ничтожеством своего Эго.
Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.
Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации — к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».
От слов к делу
Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя — это процесс творческий, в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.
Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия — как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.
Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я — это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире — это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя — изучайте свои поступки.
Наша рассылка
БУДЬТЕ В КУРСЕ!
Новости сайта, статьи, видео
с доставкой на дом
БУДЬТЕ В КУРСЕ!
Новости сайта и публикации
с доставкой на дом
Кто я? Психологическая статья
Скажи мне кто ты? Возможно, ты студент, получающий юридическое образование. Но я не спрашиваю, на кого ты учишься, я спрашиваю кто ТЫ?
Наверно, ты скажешь: «я — классный парень, мне 35 лет, у которого много друзей». Но опять же, я не спрашиваю насколько ты классный, сколько тебе лет и есть ли у тебя друзья, я спрашиваю кто ТЫ?
Уже войдя в некий ступор, ты вероятно ответишь: «Я – человек!» И в этот раз я не приму твой ответ, т.к. я не спрашиваю к какому биологическому виду ты относишься, я спрашиваю кто ТЫ?
Не буду больше тебя мучить, и скажу, что вся прелесть ответа на этот вопрос заключается в том, что ТЫ – ЭТО ТЫ! И это не просто громкие слова. Лично мне эти слова кажутся чем-то магическим, потому что когда понимаешь всю их глубину и масштабность, ты обретаешь настоящую свободу! Позволь я тебя объясню…
Ты – это не то, сколько тебе лет, ты это не то, сколько ты зарабатываешь и на какой машине ты ездишь. Ты – это не то, в чем ты сегодня одет. Ты это не то, как ты говоришь, сколько у тебя друзей, что ты сделал в раннем детстве, какие у тебя родители – это все не ты. ТЫ – ЭТО ТЫ!
Ты – это неосязаемый мощный стержень внутри тебя – Божественный потенциал, который воплощен в биологическом теле! Просто задумайся, что все, что ты привык слышать про себя ( что ты классно/ужасно выглядишь, что у тебя хорошая/плохая машина, что кому-то нравится/не нравится как ты сделал свою работу, что у тебя красивые/некрасивые глаза, что у тебя полное/худое тело) это все не о тебе! Ты- это ты!
А теперь на секунду представь, какая безграничная свобода открывается перед тобой, когда ты осознаешь, что Ты – это не комплекс чьих-то мнений и убеждений, ты — это только твое индивидуальное ощущение собственного Я! Я не призываю тебя наплевательски относиться к чужим мнениям, но я предлагаю тебе избавиться от их постоянного влияния на твое восприятие самого себя!
Давай вспомним, как это обычно бывает… Несколько человек тебе сказали, что ты неважно выглядишь или, что ты плохо делаешь определенную работу и постепенно в твоей голове начинает доминировать мысль: «Ты — некрасивый», «Ты — неумеха» и т. д. И самое главное, ты начинаешь в это верить.
Или представим другую ситуацию. Несколько людей оценили твои способности в чем-либо и с восхищением сказали тебе об этом. Ты приободрился, поверил в себя и в голове начинает доминировать другая мысль «Ты — профессионал», «Ты делаешь это лучше всех». Вы наверное спросите, разве это плохо? Нет не плохо, но это то, что ограничивает нашу свободу, т.к. и в первом и во втором случае мы привязываемся к мнению окружающих, а это влечет к зависимости и несвободе.
Сконцентрируйся на своем я! Почувствуй некий неосязаемый и невидимый потенциал внутри тебя! Пойми, что все, что тебя окружает – это не ты! ТЫ – это ТЫ!
© Никулин К.И.
*при копировании материала ссылка на источник mirpozitiva.ru обязательна
В избранное
Комментировать
«Кто я?» + Другие вопросы, чтобы лучше узнать себя
«Кто я?» + Другие вопросы, чтобы лучше узнать себяЧики Дэвис, Массачусетс, доктор философии «Кто я?» — это вопрос, который мы задаем себе, когда хотим лучше понять, кто мы есть. Здесь мы поможем вам ответить на этот вопрос, чтобы вы могли лучше узнать себя. *Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов. Вы изо всех сил пытаетесь познать себя? Вам интересно, что вы в основе? Может быть, вы хотите лучше узнать различные части себя? В этой статье мы углубимся в некоторые области исследований, чтобы помочь вам изучить множество различных частей себя – ваши ценности, убеждения, цели, эмоции и многое другое. Изучение этих разных частей себя может помочь вам чувствовать себя более уверенно и уверенно в том, кто вы есть.Прежде чем мы углубимся в тему, мы подумали, что вам могут понадобиться другие полезные для здоровья подарки. Если вы стремитесь к лучшему самочувствию, получите бесплатный персонализированный отчет, пройдя наш викторину о благополучии. А для наших благополучных предпринимателей, коучей и консультантов? Загрузите нашу электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов, инструменты и ресурсы, которые помогут вам добиться большего эффекта и быстро развить свой бизнес. Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше $ быстрее Что значит знать, кто ты?Когда мы знаем, кто мы есть, у нас появляется четкая самооценка — или четкий образ нашего материального «я», внутриличностного «я» и межличностного «я» (Эпштейн, 19 лет).73). Знать свое материальное «я» означает, что мы знаем о своем теле, например, о его размере, форме и внешнем виде. Познание нашего внутриличностного «я» означает, что мы знаем свои эмоции, потребности, ценности, мнения и другие внутренние процессы. А знать наше межличностное «я» означает, что мы знаем, как нас видят другие. Все это части того, кто мы есть.Другой способ ответить на вопрос «Кто я?» это размышления о категориях, в которых мы находимся. Например, наша возрастная группа, пол, раса, религия и сообщество могут быть важными составляющими того, кто мы есть. Неудивительно, что отвечая на вопрос «Кто я?» может быть так жестко! Мы могли бы дать так много разных ответов. В следующих разделах мы разберем все это, чтобы показать вам, как построить многогранное, но четкое определение того, кто вы есть. Кто я, когда дело доходит до моей материальной сущности?Изучение нашего материального «я», вероятно, является самой простой частью познания того, кто мы есть. Итак, давайте начнем здесь. По крайней мере, таким образом вы будете уверены, что знаете кое-что о себе. Вы можете лучше узнать свое материальное «я», задав себе следующие вопросы:
Кто я, когда дело доходит до моего внутриличностного «я»?Когда мы задаем вопрос «Кто я?» мы, вероятно, в основном имеем в виду наше внутриличностное «я» или наши внутренние качества и переживания. Тем не менее, наше внутриличностное «я» может быть труднее всего определить и понять. Итак, давайте поговорим о некоторых ключевых частях внутриличностного «я» более подробно, чтобы ответить на вопрос «кто я?» «Я есть»… агент моих ценностей Итак, найдите время, чтобы изучить этот список ценностей и определить, какие ценности делают вас тем, кто вы есть: Список ценностей: «Я есть». .. продукт моих целей Мы держим в уме возможность того, что мы могли бы стать многими разными возможными личностями. Но когда у нас есть четкое представление о наших мечтах, стремлениях и целях и мы знаем, как они сочетаются с другими частями нас самих, у нас появляется более четкое представление о нашем идеальном я (Boyatzis, & Akrivou, 2006). Таким образом, постановка четких целей и работа над их достижением могут помочь нам почувствовать, что мы знаем, кто мы есть (а также как человек, которым мы являемся). Чтобы получить дополнительную помощь в постановке четких и значимых целей, посетите наш мастер-класс по манифестации. «Я есть». .. тот, у кого есть особые потребностиНаши потребности также являются частью нас самих. Согласно иерархии потребностей Маслоу, нам нужно удовлетворить дефицитные потребности, такие как пища, вода и кров, прежде чем сосредоточиться на других потребностях, таких как любовь, самооценка, самореализация и бескорыстные занятия. Потребности, на которых мы в настоящее время сосредоточены, вероятно, играют большую роль в том, кто мы есть. Например, если вы чувствуете, что у вас есть надежная система социальной поддержки с семьей, друзьями и партнером, который любит вас, то потребности, на удовлетворении которых вы сосредоточены, скорее всего, связаны с уважением, ростом или каким-то образом в ответ. . Таким образом, на то, кто вы есть, в основном влияют потребности, которые у вас есть — и которые — не были удовлетворены. Другая популярная теория потребностей предполагает, что у всех нас есть три основные потребности, которые мы стремимся удовлетворить в любой момент времени. Этими потребностями являются:
«Я есть»… человек с определенным набором убеждений «Я есть»… человек с определенными характеристиками Вот несколько вопросов, которые помогут вам лучше оценить и понять свою личность (с ipip.ori.org): Экстраверсия: Я — душа компании. Доброжелательность: Я сочувствую чувствам других. 90 021 Нейротизм/эмоциональная стабильность: большую часть времени я расслаблен. Открытость: У меня живое воображение. Добросовестный ness: Я всегда готов. «Я есть»… кто-то с эмоциями Также может быть полезно поразмышлять о своем опыте положительных эмоций? Вы часто чувствуете себя спокойно? Или взволнован? Или вдохновил? Или страстный? Эмоции, которые мы испытываем в ответ на окружающий мир, помогают определить нас и отделить от всех остальных. Кто я, когда дело доходит до моего межличностного Я?Интересно, что мы склонны воспринимать себя так же, как и другие люди видят нас (Эпштейн, 1973). Исследователи думали, что это связано с тем, что мы, люди, как социальные существа, многое узнаём о своей идентичности из нашего взаимодействия с другими.Это как в старой поговорке про дерево, падающее в лесу. Это издает звук? Ну, если нам не с кем взаимодействовать, есть ли у нас вообще личность? Наша идентичность существует только в контексте социальных взаимодействий. Вот почему понимание нашего межличностного «я» так полезно, когда мы пытаемся понять, кто мы есть. Чтобы лучше понять себя в межличностных отношениях, может быть полезно подумать о некоторых наиболее очевидных частях себя, которые могут видеть другие. Например, вы можете спросить себя:
«Я»… кто-то с членством в определенных группах Членство в других менее очевидных группах также может иметь решающее значение для нашей личности. Например, я знаю многих своих бывших одноклассников, которые сейчас являются профессорами колледжей и считают себя учеными — этот ярлык и членство в группе помогают многое понять о том, кто они, что они ценят и как живут. Еще один пример, который мне всегда кажется интересным, — личность курильщика. Курильщики являются частью сокращающейся группы людей, которых теперь выбрасывают из ресторанов в переулки и отдаленные места, чтобы курить. Таким образом, у курильщиков есть собственный набор уникальных переживаний, которые некоторые из них могут использовать для самоопределения. Другими примерами могут быть веганство, палео, марафонец, путешественник, фотограф и т. д. Я уверен, что есть еще миллион примеров. А вы? Частью каких групп вы являетесь, которые помогают определить, кто вы есть? Спрашивать других «Кто я?» Вы также можете обнаружить, что другие люди думают о вас так же, как вы думаете о себе. Или у других людей может быть мнение о вас, о котором вы совершенно не подозревали. Например, когда я делал это упражнение, несколько человек сказали мне, что я их поддерживаю. Хоть я и не думал о себе так, они были правы! Теперь я знаю о себе немного больше, чем раньше. «Кто я?» Вопрос, на который мы тратим всю жизнь, отвечая на негоНекоторые предполагают, что наше рабочее определение того, кто мы есть, — это всего лишь теория, которую мы имеем о самих себе. Мы продолжаем получать новый опыт , который помогает нам проверить, верна ли наша теория, и мы модифицируем эту теорию в ответ на новый опыт (Эпштейн, 19 лет).73). По мере того, как мы становимся старше, противоречивые данные могут оказывать меньшее влияние на нашу личность, поскольку у нас есть больше прошлого опыта , от которого можно отталкиваться, и мы более уверены в том, кто мы есть.С другой стороны, мы с большей вероятностью зададим вопрос «кто я?» когда мы моложе и наша «теория о себе» менее организована или интегрирована. Я предполагаю, что мы также задаем этот вопрос иногда в нашей жизни, когда мы чувствуем себя менее организованными или интегрированными. Например, если мы теряем важную часть себя в отношениях — после развода или смерти в семье — мы можем задаться вопросом, кто мы теперь, когда мы не жена или сын, — мы потеряли те групповые членства, которые мы имеют решающее значение для того, как мы думаем о себе. Другие вызовы нашей личности могут заставить нас задуматься о том, кто мы такие. Например, мы можем подвергнуть сомнению свою идентичность, если одно из наших основных убеждений находится под угрозой или если мы больше не идентифицируем себя как христиане, республиканцы или верующие. У меня был такой опыт несколько лет назад, когда, проведя всю жизнь в качестве вегетарианца, я стал палео. Диета, в которую я когда-то так сильно верила, больше не подходила для моего здоровья. Я был вынужден отбросить огромную часть своей личности и понять, кем я стал сейчас. И вот как это происходит. Мы часто теряем частичку себя, и это побуждает нас находить новые части себя. Видео: Как ответить на вопрос «Кто я?»Итак, кто ты?Надеюсь, представленные здесь идеи и упражнения помогли вам понять, кто вы есть. Итак, что вы нашли? Какие аспекты себя наиболее важны для вас? Или какие аспекты вас самих сейчас наиболее важны? Какой части вашего самопознания не хватает и как вы можете начать заполнять пробелы? Это может потребовать некоторого самоанализа и времени, но оно того стоит. Действия, чтобы узнать больше о себеВот еще несколько занятий, которые могут помочь вам узнать о себе еще больше, в частности о своих положительных качествах.
статей, чтобы узнать больше о себеНужна дополнительная помощь, чтобы узнать, кто вы? Эти статьи могут быть полезны.
Заключительные мысли о «Кто я»Знание того, кто мы есть, может помочь нам ориентироваться в мире и лучше понимать свою роль в нем. Изучая наши ценности, потребности, личность, эмоции и многое другое, мы можем лучше понять многие аспекты самих себя и, возможно, легче двигаться в желаемом направлении. Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! Ссылки
| Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!Ключевые статьи:
|
Кто я? – CBT Psychological Associates
Перейти к содержимому{2:36 минуты на чтение} Кто я? Этот вопрос возник в начале времен и продолжался на протяжении всей истории. Сократ, Платон, Аристотель, мировые лидеры и даже Иисус задавали этот, казалось бы, простой вопрос. Самосознание — это начало самопринятия, которое приносит плоды самоуважения.
Вы когда-нибудь задумывались, кто вы? Если бы я задал вам этот вопрос, как бы вы ответили? Я:
- Учитель
- Юрист
- Плотник
- Пастор
- Отец
- Жена
- Мать
- Студент
- Старший
Все эти ответы верны и достойны признания. Однако на самом деле они не отвечают на вопрос «кто я?», а скорее являются заголовками, рассказывающими нам, чем вы занимаетесь. Титулы не отражают вашу уникальность и могут быть изменены.
Чтобы ответить на вопрос «кто я?», нужно познакомиться с собой на более глубоком уровне. Часто люди теряются в том, что они делают (названия). Некоторые поглощены своими титулами, в то время как другие теряют свою индивидуальность и отключаются от самих себя. Это может привести к печали, отсутствию мотивации и полуживой жизни.
Знание того, кто вы есть, не означает, что вы поглощены собой. Это делает вас лучшей версией себя, открывая мир возможностей. Самосознание также помогает отношениям процветать.
Найдите минутку и спросите себя:
- Что мне нравится?
- Что я ненавижу?
- Каковы мои сильные стороны?
- Каковы мои слабости?
- Что я люблю делать?
- Что делает меня счастливым?
- Что меня огорчает?
- Во что я верю?
- Чем я отличаюсь от других?
Ответы на эти вопросы — первый шаг к пониманию того, кто вы есть, что поможет вам взглянуть на жизнь с другой точки зрения. Знание того, кто вы есть, также поможет вам узнать, кто вы не . Эта истина может изменить вашу жизнь и защитить вас.
Ты один, и ты очень важный человек. У вас есть ценность и ценность. Осознание того, кто вы есть, позволит вам начать принимать и ценить себя и действовать в полную силу — уверенно и безопасно.
Итак, кто вы?
- Автор
- Последние сообщения
Джеймс С. Стрикленд, доктор философии
Доктор Джеймс С. Стрикленд, психологОснователь / директор James C. Strickland, PhD
169 Commack Rd.
Suite 364
Commack, NY, 11725
Только почтовый адрес
В настоящее время только встречи с клиентами Виртуально
(631) 486-5140
[email protected]
Последние сообщения Джеймса С. Ст Рикланд, доктор философии (см. все)
Доктор Джеймс С. Стрикленд, психолог Основатель / директор Джеймса С.