Мальчик 6 лет психология: Как воспитывать мальчика 6 лет: советы опытного психолога

Содержание

Ребенку 6 лет ✔️ Что должен уметь и знать ребенок

Ребёнок подрос, и календарь говорит родителям, что остался всего один год до школы. Как понять, готов он или нет? Что должен уметь ребёнок в 6 лет? Может, надо ещё годик подождать? Вдруг требуется помощь специалистов? Так много вопросов – давайте искать на них ответы.

Содержание:

  • Возрастные особенности детей 6-7 лет
    • Общее
    • Мальчики
    • Девочки
  • Что должен уметь и знать ребёнок в 6 лет по ФГОС? Готовимся к школе
  • Физическое и физиологическое развитие
  • Моторика
  • Особенности речи
  • Познавательные навыки детей в 6 лет 
  • Когнитивное развитие
  • Эмоции, общение и социальные навыки
  • Бытовые навыки и самостоятельность
  • Особенности психологии ребёнка в 6 лет
  • Режим дня и питание
  • Как понять, что с ребёнком что-то не так: тревожные признаки для родителей
  • Как помочь ребёнку развиваться? Советы и методы
    • Готовим дошкольника
  • Тест на определение уровня развития для детей шести лет
    • Тест «9 слов» (Л. А. Ясюкова)

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Prostock-studio/Shutterstock.com

6-7 лет – это переходный возраст от дошкольников к младшим школьникам. Конечно, отдавая ребёнка в школу, мы надеемся, что он тут же перестроится на новый ритм жизни и станет взрослым. Но так не бывает – дети меняются постепенно.

Общее

Перечислить все аспекты возрастных изменений довольно сложно: меняется внимание, мышление, память, активно развивается речь, ведущий тип деятельности постепенно смещается с игры на учёбу.

Ребёнок в этом возрасте уже должен знать:

  1. Свои фамилию и имя.
  2. Адрес.
  3. Имена и телефоны родителей.
  4. Времена года и их признаки.
  5. Названия месяцев, дней недели.
  6. Названия животных, птиц, рыб, насекомых, растений, транспорта, мебели, посуды, электроприборов и т. д.

В этот период происходит интенсивное совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие центральной нервной системы и мелкой моторики.

Дети 6 лет способны отслеживать свои эмоции, контролировать импульсы. Они проявляют интерес к более сложным играм и занятиям. Им ясны правила общения, они понимают границы дозволенного. Шестилетки способны оценить результаты своего труда: порадоваться, когда получилось, и расстроиться, – если нет.

Мальчики

Prostock-studio/Shutterstock.com

Мальчики чаще, чем девочки проявляют признаки гиперактивности в этом возрасте. Им сложнее концентрироваться на обучении, вследствие чего мальчики могут отставать в изучении письма и чтения.

Необходимо обеспечить ребёнку правильный ориентир мужественности, сформировать понятия «отвага» и «честь». Дети в этом возрасте уже способны понимать, что такое смелость, ответственность, защита слабых.

Воспитание мальчиков: как вырастить из сына настоящего мужчину?

Девочки

Prostock-studio/Shutterstock.com

Девочки в 6 лет любят примерять на себя различные роли, их увлекают игры наподобие «дочки-матери», где необходимо играть определённую роль. «Школа», «кухня», «магазин» позволяют девочкам активно развивать коммуникативные навыки, усидчивость и аккуратность. Это, в свою очередь, становится хорошим подспорьем в обучении навыкам чтения и письма.

Если в семье растёт дочка: воспитываем девочек правильно.

Что должен уметь и знать ребёнок в 6 лет по ФГОС? Готовимся к школе

Prostock-studio/Shutterstock.com

Успешным завершением дошкольного образования по ФГОС считается, если ребёнок:

  • положительно относится к себе, окружающему миру, труду и другим людям;
  • у ребёнка адекватная самооценка;
  • ребёнок инициативен и активен при выполнении творческих, учебных и игровых заданий;
  • он может самостоятельно придумать себе занятие и выбрать компанию для игры;
  • знаком с культурой своей страны и умеет поступать соответственно;
  • ребёнок овладел коммуникативными навыками – умеет устанавливать и поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми, проявлять эмпатию, решать конфликтные ситуации;
  • у ребёнка развито воображение, он может использовать его в игре, творческих заданиях;
  • ребёнок умеет отличать реальный мир от фантазийного, знаком с нормами и правилами общества, придерживается их;
  • речь достаточно развита. Ребёнок говорит чётко, предложения длинные и сложные. Он может пересказать сюжет сказки или рассказать свою историю, способен поддерживать разговор со сверстниками и взрослыми;
  • мелкая и крупная моторика достаточно развиты. Ребёнок вынослив, способен на точные движения;
  • ребёнок способен контролировать свои импульсы и волевыми усилиями соответствовать принятым нормам и правилам общества;
  • ребёнок знает и соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок активно изучает окружающую среду и устройство мира, старается делать выводы и искать причинно-следственные связи. Может принимать решения на основе имеющихся данных.

Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению?

Физическое и физиологическое развитие

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дети дошкольного возраста сильно меняются и всё больше становятся похожи по физиологическим показателям на взрослых. Головной мозг у детей 6-7 лет практически сформирован и по активным функциям не уступает взрослому мозгу. Вырастает выносливость опорно-двигательного аппарата – ребёнок способен спокойно переносить длительные прогулки, не испытывая серьёзной усталости. Кости становятся крепче, однако позвоночник всё ещё достаточно пластичен, поэтому, чтобы избежать искривлений, необходимо отслеживать, как ребёнок сидит за столом.

Читайте также Правильная осанка — залог здоровья: что делать, если ребёнок сутулится?

Рост и вес очень сильно зависят от генетической предрасположенности ребёнка. Чем выше родители, тем выше будут дети. Поэтому рост к семи годам варьируется от 113 до 124 сантиметров, а вес от 21 до 25 килограммов.

Поскольку возраст шести лет характеризуется активным ростом организма, чтобы избежать детского ожирения, необходимо стимулировать подвижный образ жизни ребёнка. Для столь сильного скачка также важно, чтобы питание было здоровым и содержало сбалансированное количество необходимых веществ.

Моторика

Prostock-studio/Shutterstock.com

Мелкая моторика

Детская рука становится всё более ловкой. Ребёнок способен правильно взять ручку и карандаш и выполнить простые манипуляции: провести непрерывные линии (прямые, волнистые, ломаные). Может обвести рисунок по контуру, не отрывая ручку от бумаги, дорисовать половину симметричного рисунка, аккуратно заштриховать рисунок по образцу, не выходя за контур.

Крупная моторика

Prostock-studio/Shutterstock.com

Движения детей становятся более осознанными, чёткими. Дети по-прежнему предпочитают активные игры, требующие бегать и прыгать. Мускулатура и внимание достаточно развиты, чтобы выполнить конкретное точное действие, например забить мяч в ворота.

Особенности речи

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дети шести лет становятся всё более и более активными собеседниками. Их словарный запас составляет от трёх до пяти тысяч слов. Конечно, повседневная речь ребёнка скромнее, но в памяти хранится гораздо больше слов.

Дети – отражение родителей, поэтому чем грамотнее и красивее речь взрослых, тем интереснее говорит ребёнок. Он уже способен рассказать в подробностях какую-то историю из жизни или пересказать знакомую сказку.

Шестилетки могут объяснять друг другу правила игры и даже рассказывать, что произойдёт или могло бы произойти в ближайшее время. Как правило, к этому возрасту сформированы все звуки: ребёнок говорит чисто, может произвольно понижать или повышать свой голос.

Познавательные навыки детей в 6 лет

Prostock-studio/Shutterstock.com

К шести годам ребёнок обладает довольно большим запасом знаний об окружающем мире. Он черпает информацию из общения со сверстниками и взрослыми, мультфильмов, книг и прогулок.

Дети в этом возрасте могут подробно рассказать о себе: как их зовут, в каком городе и на какой улице живут, знают, чем занимаются их родители. Шестилетка владеет счётом до двадцати и в некоторых случаях может даже освоить простые арифметические действия – сложение и вычитание. Некоторые дети могут обучиться чтению, но это не является показателем для оценки развития ребёнка. Также шестилеткам должно быть известно, что их окружает: виды транспорта, название животных, виды местных растений.

Дошкольники могут выполнять творческие задания самостоятельно. Им доставляет радость лепить, делать небольшие аппликации, рисовать и вырезать. Конечно, у каждого ребёнка есть своё любимое направление в творчестве. Некоторые дети любят собирать пазлы, другие – рисовать картинки, третьи – лепить из пластилина. Главное, что ребёнок становится всё более усидчивым и может удерживать внимание на одном и том же занятии продолжительное время.

Когнитивное развитие

Prostock-studio/Shutterstock.com

Внимание

Ребёнок в возрасте 6 лет может удерживать внимание на задании около 20 минут, справляется с задачей «найти 10 отличий», может самостоятельно выполнить задание по образцу.

Мышление

Мышление также развивается. Дети в этом возрасте легко классифицируют простые предметы, могут выделить основные сходства и различия, а также особенности окружающего мира. Кругозор расширяется, появляется большое количество конкретных знаний.

Память

Активно развивается произвольная память – ребёнок способен запомнить и воспроизвести предложение из 6–8 слов. В этом возрасте многие дети пересказывают сюжеты фильма или сказок, а также рассказывают, что было днём.

Эмоции, общение и социальные навыки

Prostock-studio/Shutterstock.com

Эмоциональная сфера развивается очень быстро. Ребёнок адекватнее оценивает свои эмоции и чувства. Он может рассказать о переживаниях и постараться объяснить причины своих реакций. Вместе с тем снижается импульсивность поведения, ребёнок способен контролировать себя и вести согласно установленным взрослыми правилам.

Дети в шесть лет активно общаются со взрослыми и сверстниками, у них появляются первые настоящие друзья. Они стремятся работать в команде, помогать и договариваться.

Дети становятся более эмпатичными, могут сочувствовать и сопереживать другим людям. Для развития социальных навыков очень важны сюжетно-ролевые игры, которые имитируют взрослую жизнь, например «дочки-матери» или «магазин».

Бытовые навыки и самостоятельность

Prostock-studio/Shutterstock.com

К шести годам дети осваивают все основные навыки самообслуживания. Они способны сами чистить зубы, умываться, одеваться. Им не составляет труда собрать свои вещи в рюкзак под контролем взрослого или по привычной инструкции.

Дошкольник способен открывать пакеты, коробки, упаковки, банки самостоятельно. Усиливается произвольное внимание – ребёнок меньше отвлекается на посторонние раздражители, полностью концентрируясь на поставленной задаче. Это позволяет выполнять простые задания от взрослых и слушать учителя на занятиях по подготовке к школе.

Особенности психологии ребёнка в 6 лет

Prostock-studio/Shutterstock.com

Главное изменение в самосознании ребёнка происходит с его восприятием образа «Я». Он учится рефлексировать, анализировать, ставить себе цели и оценивать полученные результаты, отдавать отчёт в собственных действиях.

Умение осознавать свои эмоции и чувства становится основой для развития морали у ребёнка. Именно в этот период активно закладывается забота по отношению к окружающим и возникает желание быть общественно-значимым.

Ребёнку открывается новый чувственный мир – он познает удивление, любознательность, чувства гордости и самоуважения, чувство прекрасного. Именно в этот период ребёнок по-настоящему начинает испытывать чувство вины.

Самооценка дошкольников имеет склонность к завышению, но при этом довольно стабильна. Однако, поскольку ребёнок всё ещё ориентирован на внешнюю оценку его действий, он не в состоянии объективно оценить себя и строит образ своего «Я», опираясь на высказывания сверстников и взрослых.

Режим дня и питание

Prostock-studio/Shutterstock.com

Не стоит расписывать режим дня на год вперёд: детям надоедает однообразие, и интерес к соблюдению такого графика быстро сойдёт на нет. Составьте расписание на неделю-две. Включите в режим дня время на садик, мультики, посещение кружков. Важно не забыть и пункт «помощь родителям». Определите совместно с ребёнком, какие обязанности по дому он хотел бы взять на себя – выделите под это отдельное время в расписании.

Важно не перегружать ребёнка. Следите, чтобы в графике было свободное время, которое ребёнок посвящает себе и своим увлечениям. Не надо записывать его на все кружки, «чтобы каждый день был при деле»: 3-4 дополнительных занятия в неделю вполне достаточно.

От качества питания сильно зависит здоровье дошкольника. Ребёнку необходим разнообразный, сбалансированный рацион. Постарайтесь исключить фастфуд и полуфабрикаты. Отдавайте предпочтение домашней пище. Всего в день ребёнок 5-6 лет должен получать:

  • белков и жиров – около 70 г;
  • углеводов – около 280 г;
  • кальция – 900 мг;
  • фосфора – 1350 мг;
  • магния – 200 мг;
  • железа – 12 мг;
  • цинка – 10 мг;
  • йода – 0,08 мг;
  • витамина С – 50 мг.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Интервалы между приёмами пищи должны составлять не более 3,5–4 часов. Таким образом, в течение дня получается 4-5 приёмов пищи, три из которых должны включать в себя горячее питание. Калорийность питания – около 1800 ккал – распределяется неравномерно:

  1. Завтрак – 25% от суточной нормы.
  2. Обед – 40%.
  3. Полдник – 15%.
  4. Ужин – 20%.

По статистике дети дошкольного возраста в своём ежедневном рационе недополучают:

  • йодированную соль;
  • молоко и кисломолочные продукты;
  • рыбу;
  • мясо.

Вместо этого 80% рациона составляют кондитерские и хлебобулочные изделия, что негативно сказывается на здоровье и активности ребят.

Как понять, что с ребёнком что-то не так: тревожные признаки для родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Конечно, хочется, чтобы ребёнок по всем параметрам был лучше, здоровее, умнее. Однако не всегда несовпадение с нормами является проблемой. Но если у вас закрались подозрения, необходимо обратиться к профильному специалисту – педиатру, логопеду, психологу.

Список вопросов, которые помогут вам определиться (ответьте да/нет):

  1. Ребёнок активен, любознателен, стремится к общению со сверстниками и взрослыми.
  2. Ребёнок умеет играть в сюжетно-ролевые игры (например «дочки-матери»).
  3. Ребёнок знает свои имя и фамилию, адрес, информацию о родителях.
  4. Он обладает базовыми знаниями об окружающем мире (название птиц, растений, животных, времена года и т. д.).
  5. Может найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
  6. Может запомнить предложение из 6-7 слов и воспроизвести его.
  7. Может выдержать 20-минутное занятие.
  8. Может пересказать небольшую историю или рассказать свою.
  9. У ребёнка сформированы все звуки, он говорит чётко, ясно, умеет выстраивать сложные предложения.
  10. Ребёнок владеет базовыми навыками самообслуживания (может сам одеться, умыться, почистить зубы и т. д.), а также успешно выполняет небольшие поручения взрослых.
  11. Он эмоционально стабилен, может контролировать свои импульсы, проявляет эмпатию к другим людям.
  12. Мелкая моторика хорошо развита, ребёнок может самостоятельно выполнить творческое задание.

Если на какие-то из этих вопросов вы ответили отрицательно, то это повод для обращения к специалистам за консультацией. Возможно, вы находитесь в рамках возрастной нормы и это просто особенность вашего ребёнка. А может быть, всё серьезно, и требуется квалифицированная помощь. Не надо этого бояться и переживать. Чем раньше вы займётесь проблемой, тем легче её будет решить и тем меньше последствий вы получите.

Как помочь ребёнку развиваться? Советы и методы

Prostock-studio/Shutterstock.com

Залог успешного обучения в школе – последовательное развитие 5-6-летних детей. Не стоит обгонять физические возможности мозга ребёнка и пытаться «впихнуть» в него слишком сложные задачи, например вызубрить английский и математику. В этом возрасте надо максимально широко развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику и социальные навыки. 

Готовим дошкольника

Prostock-studio/Shutterstock.com

Играйте с детьми! Всю информацию о мире дети получают через общение и игру. Решение логических головоломок, сбор пазлов и рисование развивают мышление и внимание. Чтение увлекательных книг расширяет кругозор и развивает воображение ребёнка.

Учите безопасности

Не забывайте разыгрывать «экстремальные» ситуации, чтобы научить ребёнка быстро реагировать и принимать решения на основе имеющихся знаний. Например, спросите ребёнка, что он будет делать, если потеряется в магазине или почувствует запах дыма в квартире?

Шестилетние дети всё чаще остаются без присмотра родителей: в школе, с другими взрослыми, на улице, дома. Чтобы меньше переживать за ребёнка, когда он находится вдали от вас, установите себе на телефон приложение «Где мои дети». С ним вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг него.

Развивайте «взрослые» качества

Тренируйте самодисциплину и усидчивость. Постепенно увеличивайте время занятий – через год ребёнку предстоит сесть за парту в школе, где нельзя просто так вскочить и побежать играть. Поэтому важно привить детям любовь к новым знаниям. Пусть это будут интересные, увлекательные занятия. Поощряйте детей за успехи и не ругайте за неудачи.

Не бойтесь разделять ответственность с ребёнком. Он вполне способен выполнять простые поручения, участвовать в бытовой жизни своей семьи, принимать решения: что надеть, взять с собой и т. д. Ребёнок в 6 лет способен к самообслуживанию – почистить зубы, умыться, переодеться, убрать за собой посуду. Воспитывайте уважительное отношение к окружающим с детства, потому что во время подросткового бунта времени на это уже не будет.

Рассказывайте, как взаимодействовать с окружающими

Учите выстраивать здоровые отношения со сверстниками и взрослыми, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, грамотно аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Это пригодится ребёнку на протяжении всей жизни.

Используйте игры

Prostock-studio/Shutterstock.com

Игры в этом возрасте нацелены на развитие умения контролировать своё внимание, а также на развитие терпения.

Игра «волшебница»

Выбирается «волшебница», её сажают на стул и завязывают глаза. Остальные дети выстраиваются в колонну и по команде ведущего по очереди обходят вокруг стула. Если «волшебница» услышит хоть малейший шорох, то она должна назвать имя шумевшего. Если угадала, игрок становится новой «волшебницей».

«Ладонь в ладонь»

Для развития коммуникативных навыков хорошо подойдут игры в парах. Например «ладонь в ладонь».

Перед детьми выстраивается полоса препятствий, например из столов и стульев. Один ребёнок в паре прижимает свои ладошки к ладошкам другого, и дети таким образом, не отрывая ладошки друг от друга, двигаются вокруг препятствий. При этом останавливаться нельзя: если пара остановилась, она приседает и ждёт окончания игры. Побеждает пара, прошедшая максимально далеко.

Для усложнения упражнения есть вариант, где пара двигается, зажав бумажку между лбами. Если листок упал – пара останавливается.

Существует огромное количество игр, но важно выбирать те, которые научат ребят взаимодействовать друг с другом. Отдавайте предпочтение подвижным играм. Следите, чтобы дети выполняли правила, – это дисциплинирует и учит самоконтролю. Поощряйте инициативу при выборе игр, а также желание быть ведущим – это позволит детям проявить свои лидерские качества.

Тест на определение уровня развития для детей шести лет

Prostock-studio/Shutterstock.com

Существует множество тестов на определение уровня развития детей шести лет. Все они направлены на изучение разных сфер жизни ребёнка: уровня социальной адаптации, коммуникативных навыков, различных психических функций. Для объективной картины необходимо подобрать комплекс методик, с помощью которых специалист сможет оценить готовность ребёнка к школе и сферы, требующие особого внимания родителей и педагогов.

Читайте также Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению?

Любое тестирование должно быть заранее подготовлено. Беседа с ребёнком проводится в тихой уютной атмосфере – ничто не должно его отвлекать или мешать концентрироваться.

Все тесты на готовность к школе можно условно разделить на несколько групп.

Определяют уровень психологической зрелости:

  1. «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка».
  2. Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника».
  3. Методика «Нелепицы» (С. Д. Забрамная).

Оценивают развитие психических функций ребенка (речь, внимание, мышление, память):

  1. Тест «9 слов» (Л. А. Ясюкова).
  2. Методика «Последовательные картинки» (Н. Я.Семаго, М. М.Семаго).
  3. Методика «Четвертый лишний».

Проверяют знания и умения ребёнка, в том числе развитие мелкой моторики:

  • Счёт в пределах 10.
  • Проверка чтения.
  • Тест «Кругозор».

Тест «9 слов» (Л. А. Ясюкова)

Prostock-studio/Shutterstock.com

Тест, разработанный Л. А.Ясюковой, позволяет оценить объём произвольной памяти. Психолог дает ребёнку инструкцию:

«Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй всё, что запомнилось, в любом порядке».

Слова для теста:

  1. 1 вариант: куст, зонт, лук, шёлк, гром, нос, лес, мак, стул.
  2. 2 вариант: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, мёд (даётся, если по каким-то причинам с первого раза не удалось провести тестирование).

Слова читаются только один раз. Если ребёнок не смог повторить или расстроился, что запомнил слишком мало, можно повторить тест ещё раз. Таким образом у ребёнка не будет ощущения провала. Однако при интерпретации учитывается только первый результат.

Психолог записывает все слова, которые произнес ребёнок, в том числе повторёные и придуманные. Поправлять, корректировать или критиковать ответы не нужно. Отмечайте дефекты и неточности в произношении ребёнка.

Какой бы результат ни показал ребёнок, похвалите его в конце: «Задание было трудное, и ты молодец, много запомнил».

Каждое правильное слово приносит ребёнку 1 балл (неважно, в каком порядке ребёнок назвал слова). Незначительные изменения в слове могут присутствовать: «зонтик» вместо «зонт». Однако, если слово полностью заменено на другое – «гроза» вместо «гром», – оно оценивается в 0 баллов.

Уровень развития произвольной речевой памятиКоличество баллов
Высокий7-9
Хороший5-6
Норма3-4
Ниже нормы2
Низкий0-1


Если количество баллов ниже нормы, необходимо в обязательном порядке проверить уровень зрительной (образной) памяти. Велика вероятность, что ребёнку легче запоминать образы, что компенсирует недостаточное развитие речевой памяти. Если же и зрительная память нарушена, необходимо обратиться к неврологу для исключения заболеваний центральной нервной системы и начать коррекцию данной ситуации.

«Переходный возраст»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дети шести лет находятся на рубеже дошкольного и школьного образования. Они готовятся стать школьниками, и в этот момент так важно помочь им выйти на новый уровень. Не торопите их взрослеть, дайте доиграть в игры и набегаться всласть, тогда им будет намного проще сесть за парты и слушать учителя. Уделяйте внимание здоровью и психологическому развитию ребенка.

Если вам кажется, что ребёнок отстаёт от сверстников по каким-либо показателям, не ругайте его, а обратитесь к специалистам за помощью. Проводите время вместе, посещайте мероприятия, музеи, театры – дети открыты всему новому, сохраните этот ценный дар и в школе ему будет гораздо легче.

Оцените, пожалуйста, статью

Это нам очень важно

Рейтинг статьи: 4.8 / 5. Подсчет голосов: 5

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

/>

Проблемное поведение ребенка: 6 полезных советов родителям

13. 10.16


Рекомендации поведенческого аналитика, эксперта Фонда «Выход», доктора Стефани Петерсон

 

 

Доктор Стефани Петерсон — поведенческий аналитик (BCBA-D), профессор факультета психологии Университета Западного Мичигана (США), член кафедры прикладного анализа поведения. Специализируется на различных аспектах процесса усиления, роли коммуникации при проблемном поведении, поведенческих технологиях в коррекционном образовании, дистанционном обучении специалистов в области аутизма, практиках инклюзивного школьного образования.

В первую очередь, я хочу подчеркнуть, что я собираюсь говорить про «обычные» поведенческие проблемы, с которыми сталкиваются родители. Эти советы полезны и детям с тяжелыми поведенческими нарушениями, но, если у ребенка серьезное проблемное поведение, например, самоагрессия, ему, скорее всего, понадобятся и другие методы коррекции, а не только те простые правила, о которых мы будем сейчас говорить.

Эти рекомендации скорее можно назвать «профилактикой» поведенческих проблем. Следуя этим советам, родители могут изначально предотвратить развитие проблемного поведения.

Первое, что должны понять родители, это то, что поведение ребенка во многом зависит от их собственного поведения. То, что говорят и делают родители — это почва как для желательного, так и для нежелательного поведения. Когда желательное или нежелательное поведение происходит, немедленная реакция родителей определит, станет ли это поведение происходить чаще или реже в будущем. И это отличные новости для родителей!

Очень часто родители говорят: «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него аутизм», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него отцовский характер», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него синдром Дауна» и так далее. У всех нас есть склонность объяснять поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. Однако в реальности очень многие, не все, но очень многие виды человеческого поведения в значительной степени контролируются факторами внешней среды. Так что в большинстве случаев можно изменить поведение, если изменить контекст, в котором оно происходит. Поэтому эти новости отличные!

Итак, есть несколько стратегий, с помощью которых родители могут изменить контекст поведения, и могут создать «условия успеха» для ребенка.

1. Отслеживайте хорошее поведение

Родителям нужно внимательно следить за ребенком и стараться «поймать» его за тем, что он сделал хорошо. Слишком уж просто родителям, когда ребенок хорошо себя ведет, просто сказать себе: «Отлично, ребенок хорошо играет, я могу переключиться на свои дела». Например, мама идет в другую комнату разбираться со стиркой или готовить обед, потому что все тихо и спокойно. Поэтому получается, что когда происходит желательное поведение, на него никто не обращает внимания.

Так что первое, что я рекомендую родителям — это специально выискивать хорошие виды поведения у ребенка, и убедиться, что когда ребенок ведет себя хорошо, вы как-то это отмечаете, хотя бы просто говорите: «Какой ты молодец!» Хвалите ребенка за хорошее поведение, обращайте на него внимание. Убедитесь, что когда ребенок ведет себя хорошо, он что-то за это получает, что такое поведение выгодно для него.

В противном случае, очень часто получается, что когда ребенок ведет себя хорошо, его все игнорируют, но когда он начинает баловаться и делать что-то неправильное, родители тут же подбегают к нему: «Что ты делаешь? Просила же не баловаться! Мне ужин надо готовить! Почему ты не можешь просто поиграть с братиком?» И получается, что для того, чтобы получить родительское внимание, заставить маму вернуться в комнату, ребенку нужно опять вести себя плохо. И это ловушка, угодить в которую проще простого.

Поэтому важно развивать у себя такую привычку — осознавать, как сейчас ведет себя ребенок, «отлавливать» его хорошее поведение, обращать на него внимание и как можно чаще хвалить или иначе его поощрять.

2. В случае проблемного поведения подумайте о его причинах

Если нежелательное поведение все-таки происходит, подумайте, что именно получает ребенок в результате. Обязательно есть что-то, что делает это поведение выгодным для ребенка. Это может быть ваше внимание, как в ранее приведенном примере. Это может быть специфическая реакция взрослого или другого ребенка, которую он хочет вызвать. Может быть, у него забрали игрушку и он скандалит, потому что хочет получить игрушку обратно? Или он кричит, потому что вы попросили его сделать то, что он не хочет делать? Попробуйте определить, что он пытается получить таким образом.

Если же вам это удалось, то, по возможности, старайтесь сделать так, чтобы это поведение не приводило к нужным ребенку последствиям. Например, если ребенок скандалит, чтобы получить игрушку, убедитесь, что он эту игрушку не получит. Вместо этого подождите, пока поведение не прекратится. Когда ребенок успокоился, подскажите ему более уместное поведение, например, он может сказать: «Дай машинку, пожалуйста». Проследите, что ребенок получит игрушку только в ответ на социально приемлемое поведение, не в ответ на крики.

Я понимаю, что это не всегда возможно, но все же постарайтесь. И если у вас получится, вы увидите, что ребенок переходит на желательное поведение, потому что оно работает, а от проблемного поведения больше нет никакой пользы.

3. Специально планируйте ситуации, в которых ребенок сможет потренироваться в желательном поведении

Очень часто, особенно если у ребенка есть особенности развития, родители начинают «предугадывать» его желания и потребности. Например: «О, за обедом он обязательно захочет выпить сока. Нужно поставить сок на стол. Ой, а сок у него почти закончился, нужно налить еще, а то он заплачет». Возможно, у ребенка нет хороших речевых навыков, поэтому мама или бабушка думают, что помогают, ведь ребенок сам не может попросить сок. Проблема в том, что когда вы предугадываете желания ребенка, и ему не приходится ничего просить, вы не даете ребенку возможности потренироваться в хорошем поведении.

Я призываю постараться как можно чаще создавать ситуации, в которых ребенок сможет проявлять желательные навыки. Подсказывайте ему, учите его. В каких-то ситуациях можно подсказать ребенку использовать уже имеющийся навык, в других нужно учить ребенка новому. Например, в примере с соком, если у ребенка проблемы с речью, то нужно определить другие способы, с помощью которых ребенок может попросить то, что ему нужно. В США мы часто используем американский жестовый язык, и ребенок может научиться показывать жест «пить», например, это очень простой жест. И в следующий раз, когда у ребенка закончился сок, я могу взять пачку сока и подсказать ребенку сделать жест «пить». Я могу показать ребенку, что он должен сделать. Если ребенок все равно не сделает нужный жест, я могу взять его руку и помочь ему, потом я скажу: «Да, сок!» и налью ему сок. И теперь я научила ребенка, что делать, я предоставила ему инструмент для контроля над внешним миром.

4. Сделайте свои ожидания предельно конкретными и понятными

Еще одна очень важная стратегия — делить каждую задачу ребенка на маленькие и четкие шаги. Есть пара ошибок, которые я очень часто наблюдаю у родителей, и одна из таких ошибок — неясные и абстрактные требования.

Например, если я говорю своей дочери: «Уберись в своей комнате», для меня эта фраза может значить одно, а для нее нечто совершенно другое. Мои критерии чистой комнаты, и ее критерии совсем не обязательно будут совпадать. Иногда для нее это значит: «Собрать все вещи, которые валяются в комнате, запихнуть их в шкаф и закрыть дверь». И мне может показаться, что комната выглядит неплохо, но только до того момента, когда я открою шкаф, и на меня вывалится куча вещей.

Более конкретная инструкция, в данном случае, прозвучит примерно так: «Собери всю одежду, которая валяется в комнате, повесь ее в шкаф на вешалки или сложи и убери в ящик для белья». Таким образом, мои ожидания становятся гораздо более понятными.

Другой момент, на который важно обратить внимание — задачу нужно делить на простые и конкретные шаги, с каждым из которых можно легко справиться. Так что я могу сказать: «Подними вот эту одежду и повесь ее в шкаф». После того, как это будет сделано, я, в первую очередь, должна буду похвалить ее (мы помним — важно акцентировать хорошее поведение): «Просто замечательно, огромное тебе спасибо!» Потом я могу сказать: «Часть работы сделана, теперь давай поднимем вот эту одежду и уберем ее в ящик» или «Давай сложим вот эти игрушки в контейнер».

Если я буду говорить конкретно, буду делить задачу на небольшие части, то вероятность того, что мои требования будут выполнены, значительно повысится. И я могу хвалить ее после каждого шага, «ловить» ее за хорошим поведением.

Есть очень много научных исследований, которые показывают, что формулировка ваших требований имеет огромное значение. Так что если я скажу: «Прекрати бегать!», я вряд ли добьюсь желаемого. Но если я скажу: «Иди рядом со мной», то вероятность, что меня послушают, будет гораздо выше. Мы называем такие просьбы «что делать», в отличие от просьб «чего не делать».

Так что важно сделать свои инструкции конкретными, избегать частицы «не», делить задачи на простые шаги и регулярно хвалить за их выполнение.

5. Создайте для ребенка расписание, где любимые и нелюбимые занятия будут чередоваться

Если у вас будет распорядок дня, когда желательные для ребенка занятия будут естественным образом следовать за не очень желательными, это может значительно улучшить его поведение. Например, моя дочь убирается в комнате, и она знает, что после этого мы пойдем в продуктовый магазин, что ей очень нравится, потому что там я разрешаю ей выбрать что-нибудь вкусное. В этом случае я с легкостью могу использовать магазин в качестве награды за уборку комнаты.

Я могу сказать: «Пора убираться в комнате, собери вещи и повесь их в шкаф». После того, как она это сделает, я могу сказать: «Прекрасно! Отличная работа! Теперь сложи эти вещи в ящик, а когда закончишь, мы пойдем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое». Теперь я увеличила ее мотивацию довести до конца трудную задачу, которую я перед ней поставила.

Так что если я внимательно проанализирую распорядок дня, то я смогу изменить его так, чтобы предпочитаемые ребенком события шли после каких-то сложных задач. Таким образом, ее мотивация выполнить поставленные задачи станет выше, и вероятность успеха тоже повысится.

Такая стратегия называется принцип Премака, но очень часто мы называем ее «бабушкино правило», потому что бабушка может сказать: «Сначала съешь овощи, потом будет десерт». То же самое и здесь.
И после магазина я могу сказать: «Нам пора домой, надо еще сделать то-то и то-то». И это тоже может быть задача, которая ей не нравится. Поэтому я добавлю: «А когда ты закончишь с этим, мы поиграем». Так что я могу анализировать, что я хочу поручить дочери, и не заставлять ее делать все это с утра, лучше растянуть дела во времени, включая что-то приятное между ними.

6. Никогда не забывайте, что вы здесь взрослый

Думаю, у вас в России нет такой присказки, но у нас есть такой детский стишок: «Я резина, а ты клей, что ни скажешь, от меня отскочит, к тебе прилепится». Идея в том, что дети будут плохо себя вести, обязательно будут. Они будут ругаться, будут пытаться вывести вас из себя. Их действия будут вызывать у вас страх, беспокойство и злость, они будут вас расстраивать. Мне очень часто приходится напоминать себе: «Эй, это я здесь взрослая». Если мой ребенок меня обзывает, я не должна быть второй маленькой девочкой и расстраиваться из-за этого.

Моя дочь еще ребенок, она учится, она неизбежно будет совершать ошибки, но я уже взрослая, и я не должна принимать ее ошибки на свой счет. Я делаю глубокий вдох и говорю себе: «Я здесь взрослая, я не буду воспринимать это как личные нападки. Я спокойна, я совершенно спокойна. Я могу с этим справиться».

Потому что если вы будете остро реагировать на поведение ребенка, вы можете только усилить проблему. Поэтому иногда очень важно сделать шаг назад, глубоко вдохнуть и напомнить себе, что вы не идеальны, и вы тоже будете совершать ошибки, и даже если вам нужен перерыв, то ничего страшного, вы сможете разобраться с этим, когда успокоитесь, не нужно чувствовать себя виноватыми.

И наконец, важно помнить о том, что каждый случай проблемного поведения не просто расстраивает нас, он учит нас чему-то полезному. Когда ребенок плохо себя повел, вы можете сказать: «Ага! Этот момент может меня чему-то научить».

Ребенок не пытается расстроить и «довести» вас. Ребенок пытается сообщить вам о какой-то проблеме, которая требует решения. Ребенок пытается показать, что она не знает, как это делается, или чего я от нее хочу. Или ребенок показывает, что она не хочет этого делать. Так что моя задача как родителя, либо научить ее это делать, либо гарантировать, что она получит что-то в результате, так что в следующий раз она будет мотивирована выполнить это задание.

Так что да, иногда нужно отойти в сторону подумать: «Хорошо, о чем говорит это поведение? Какому навыку мне нужно учить ребенка?» Это не значит, что у меня плохой ребенок, это не значит, что я плохая мать, это просто момент, который сообщает о проблеме, требующей решения. И мы оба можем использовать этот момент, чтобы научиться чему-то новому.

И очень важно разделять то, что мы, как родители, можем контролировать, а что нам неподвластно. Я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка инвалидность, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка аутизм, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка отцовский характер. Все эти причины, которыми люди пытаются объяснить поведение, мы не в силах изменить. Но мы можем повлиять на те переменные, которые находятся в окружающем мире, и которые влияют на поведение гораздо больше, чем нам кажется.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

АВА-терапия и поведение, Воспитание детей с аутизмом

Советы по развитию, поведению и воспитанию – SheKnows

Чтобы понять своего 6-летнего ребенка, необходимо иметь общее представление о том, что происходит в процессе его развития. Это возраст, когда личность вашего ребенка действительно начинает сиять, в то время как его маленькие тела претерпевают значительный рост.

Связанная история Как научить детей благодарности, а не праву

Каждый родитель надеялся, что этот мифический справочник для родителей появится в тот или иной момент — напрасно, конечно. На надежде далеко не уедешь, когда дело доходит до воспитания детей, но если вы узнаете все, что можете, о стадии развития вашего ребенка, это определенно даст вам преимущество, когда дело доходит до отношений между родителями и детьми.

Что происходит физически?

Шестилетние дети продемонстрируют повышенный контроль над своим телом, в то время как их физическое развитие продолжит стремительно развиваться. Они также демонстрируют способность выполнять задачи, связанные с более сложными видами деятельности, такими как легкая атлетика, танцы, рисование или одевание.

По словам доктора Ананди Нарасимхана www.doctoranandhi.com, известного детского психиатра из Лос-Анджелеса, «шестилетние дети начинают добиваться успехов в развитии, моторике и речи. У них улучшается координация движений, и в этом возрасте они могут научиться кататься на велосипеде».

Уровень энергии вашего 6-летнего ребенка может вас удивить, хотя большинство из них легко засыпает ночью. Сколько сна им нужно? Врачи рекомендуют от 8 до 10 часов сна в сутки.

Что происходит неврологически?

Мозг 6-летнего ребенка в значительной степени полноразмерный, но он будет продолжать развиваться неврологически в течение следующих 20 лет. В это время у вашего ребенка будет хорошее чувство того, что правильно, а что нет, хотя ему все равно потребуется ваше руководство, особенно когда речь идет о более сложных понятиях, таких как тайм-менеджмент и организация. Это время, когда дети действительно начинают активно взаимодействовать с окружающим миром, а не просто наблюдать и реагировать.

«У шестилетних детей начинают развиваться языковые навыки, навыки письма и понимание более абстрактных понятий, — говорит д-р Нарасимхан.

Что происходит в социальном и эмоциональном плане?

Шестилетние дети только начинают осваивать свою мини-социальную жизнь. Дружба может расцвести, но может и сойти на нет, что может быть новой концепцией. «Они также захотят получить одобрение от авторитетных лиц, таких как родители и учителя», — говорит доктор Нарасимхан. «Дети в этом возрасте захотят общаться и развивать дружеские отношения, и иногда у них будут конфликты с некоторыми понятиями, такими как обмен».

Хотя иногда бывает трудно наблюдать за тем, как растет ваш ребенок, ваше мнение и отзывы важны для вашего 6-летнего ребенка. Ей понадобится ваше руководство, когда дело доходит до того, как научиться делиться, справляться с драмой отношений и выражать эмоции.

Советы по воспитанию детей в возрасте 6 лет

Когда дети маленькие, кажется, что каждый год приходит с новыми проблемами. Имея это в виду, д-р Нарасимхан предлагает следующие советы родителям шестилетних детей:

  • Обеспечьте своему ребенку структурированную среду, режим и физическую активность. Положительное подкрепление также может быть очень эффективным. Это включает в себя похвалу или вознаграждение за положительное поведение и применение таких последствий, как тайм-аут или лишение чего-либо (например, времени у телевизора) за негативное поведение.
  • Многие родители не забывают применять последствия, но забывают о положительном подкреплении. Иногда может показаться неестественным хвалить поведение, которое ожидается от ребенка, но важно помнить, что если вы хотите чаще видеть такое поведение, это помогает создать у детей стимулы. Даже простая похвала или благодарность могут заставить ребенка чувствовать себя особенным, ценным и с большей вероятностью продолжать демонстрировать такое поведение.

Скорее всего, ваш 6-летний ребенок проверит ваши родительские навыки, но с небольшим руководством вы можете сделать этот год незабываемым.

Дополнительные советы по развитию ребенка:

  • 4 Дошкольные навыки, необходимые для успешной работы в детском саду
  • 5-летний ребенок: советы по развитию, поведению и воспитанию детей
  • 4-летний ребенок: советы по развитию, поведению и воспитанию детей

Помогите детям подружиться: 12 советов, основанных на фактических данных

© 2009–2020 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены


Как мы можем помочь детям подружиться? Может показаться, что мы можем сделать очень мало. В конце концов, дружба — это очень личное дело.

Но построение дружбы зависит от эмоциональных навыков ребенка, навыков саморегуляции и социальной компетентности. И родители могут сыграть важную роль в развитии этих способностей.

Например, многим детям трудно завести друзей, потому что они стесняются или беспокоятся. Если мы покажем этим детям, как реагировать на дружеские предложения, и предоставим им простые и безопасные возможности для общения с дружелюбными людьми, мы сможем помочь им установить важные социальные связи.

Точно так же есть дети, которые борются из-за того, что им не хватает надлежащего контроля над импульсами, или ведут себя таким образом, что враждебно относятся к другим. Этим детям будет намного легче подружиться, если мы поможем им развить навыки саморегуляции.

И почти каждый ребенок получит пользу от обучения и практики социальных искусств. Во всем мире успешная дружба зависит от одних и тех же фундаментальных навыков. Чтобы добиться успеха, дети должны

  • регулировать свои собственные негативные эмоции;
  • понимать эмоции и взгляды других людей;
  • проявите сочувствие и предложите помощь нуждающимся друзьям;
  • чувствовать себя в безопасности и доверять другим людям;
  • знать, как знакомиться и участвовать в беседе;
  • быть способным к сотрудничеству, переговорам и компромиссу;
  • знать, как извиниться и загладить свою вину; и
  • понимать (и прощать) ошибки других людей.

Это длинный список, и оттачивание этих навыков требует опыта, усилий и практики.

Но именно поэтому родители и учителя могут быть полезны. Подружиться — это не фокус. Это то, чему мы учимся. Чему-то, чему мы можем помочь нашим детям научиться.

Итак, вот руководство, основанное на фактах — 12 конкретных способов помочь детям подружиться.

1. Проявите к ребенку теплоту и уважение. Не пытайтесь контролировать ребенка с помощью угроз, наказаний или эмоционального «шантажа».


Может показаться, что это не имеет непосредственного отношения к способности вашего ребенка заводить друзей. Но то, как родители относятся к детям, влияет на их эмоциональное развитие и социальное поведение. А это, в свою очередь, может повлиять на их отношения со сверстниками.

Возьмем, к примеру, авторитарное воспитание, подход к уходу, который делает упор на абсолютное послушание, низкий уровень теплоты и попытку контролировать поведение с помощью угроз, наказаний или пристыжения.

Исследования, проведенные по всему миру, показали, что авторитарное воспитание связано с развитием проблем с поведением (Lansford et al 2018). А детям с проблемами поведения сложнее заводить друзей.

Похоже также, что родительский психологический контроль — попытка манипулировать детьми с помощью чувств вины, стыда или лишения любви — настраивает детей на развитие некачественная дружба (например, Cook et al 2012).

Напротив, когда родители проявляют теплоту и используют стратегии позитивной дисциплины — рассуждая с детьми и обсуждая причины правил — дети со временем становятся более просоциальными.

Они с большей вероятностью будут относиться к другим с добротой и сочувствием (Pastorelli et al 2015).

Они, как правило, менее агрессивны, более самостоятельны и больше нравятся сверстникам (Brotman et al 2009; Sheehan and Watson 2008; Hastings et al 2007).

Так как же нам добиться хорошего поведения, не прибегая к угрозам и наказаниям? Если вам нужна помощь, посмотрите мою статью о «позитивном воспитании детей». А чтобы узнать больше о влиянии различных стилей воспитания, ознакомьтесь с этим руководством по воспитанию детей.

2. Будьте «учителем эмоций» своего ребенка.


Все мы испытываем негативные эмоции и эгоистичные импульсы. Мешает ли это нам поддерживать хорошие дружеские отношения? Нет. Нет, если мы знаем, как держать эти реакции под контролем.

Итак, дети должны научиться регулировать свои эмоции. А родители? Мы можем либо помочь им, либо усложнить задачу.

Например, в ходе одного исследования у родителей — матерей пятилетних детей — спросили, как они реагируют на негативные эмоции своих детей. Затем исследователи отслеживали результаты лечения детей в течение нескольких лет. Что случилось?

Дети с большей вероятностью разовьют сильные навыки саморегуляции, если они выросли с родителем, который говорил с ними — сочувственно и конструктивно — о том, как справляться с плохим настроением и трудными чувствами (Blair et al, 2013). И чем сильнее у ребенка навыки саморегуляции, тем больше вероятность того, что у него будут развиваться позитивные отношения со сверстниками по мере взросления.

С другой стороны, исследования показывают, что у детей развиваются более слабые навыки саморегуляции, когда их родители реагируют пренебрежительно («Ты просто глупый!») или карательно («Иди в свою комнату!») на негативные эмоции своих детей ( Давидов и Грусек, 1996; Денхэм, 1997; Денхэм и др., 1997; Денхэм, 1989; Денхэм и Гроут, 1993; Айзенберг и др., 1996).

Поэтому, когда дети расстроены, стоит потратить время на то, чтобы понять их чувства и активно научить их справляться с этими чувствами здоровым и конструктивным образом. Советы читайте в моей статье «Эмоциональный коучинг».

3. Развивайте у ребенка способность сопереживать и «читать мысли».


Детям нужно больше, чем просто контролировать свои негативные эмоции. Им также необходимо понимать эмоции и точки зрения других.

Разве эти вещи не должны происходить естественным путем? Возможно, но «естественно» не означает «автоматически, без поощрения и поддержки». Есть конкретные вещи, которые родители и учителя могут сделать, чтобы помочь детям развить их эмоциональную смекалку.

Для получения дополнительной информации см. мои основанные на фактических данных сведения о воспитании эмпатии, а также эти упражнения для развития навыков чтения по лицу у ребенка.


Детям трудно заводить друзей, если они очень беспокоятся. Но что мы можем с этим поделать?

Чуткое, отзывчивое воспитание особенно важно для социально тревожных детей. Они должны знать, что мы будем рядом, когда они будут в нас нуждаться. И, как я уже отмечал в другом месте, исследования показывают, что чуткие, отзывчивые родители помогают детям развивать безопасные отношения привязанности, которые способствуют уверенности и независимости.

Но когда дети действительно борются с тревогой, им нужна дополнительная поддержка.

Они воспринимают мир как особенно опасный, и, если мы не решим эту проблему, они, вероятно, будут испытывать постоянные эмоциональные проблемы — проблемы, которые могут помешать развитию социальных навыков (Pearcy et al 2020) и очень затруднить ребенку подружиться (Lessard and Juvonen 2018).

Поэтому, если ваш ребенок страдает от сильного беспокойства, поговорите о своих проблемах со своим педиатром или школьным консультантом. Детские психологи разработали эффективные методы лечения клинической тревожности, в том числе когнитивно-поведенческую терапию, подход, предназначенный для переобучения неправильного восприятия вашего ребенка и гиперреактивных эмоциональных реакций (Seligman and Ollendick, 2011).

Но также важно помнить: иногда угрозы вполне реальны.

Например, ваш ребенок может посещать школу, где распространены проблемы с агрессивным поведением. Ваш ребенок может знать о сверстниках или соседях, которые пострадали от насилия. Или, может быть, ваш ребенок подвергается преследованиям, отвержению сверстников или издевательствам.

Если у вашего ребенка такая ситуация, имеет смысл сделать все возможное, чтобы улучшить его окружение. Это включает в себя принятие мер по прекращению насилия, домогательств и издевательств. Но это также может включать в себя поиск для вашего ребенка новой социальной площадки — например, клуба или игровой группы — которая будет особенно гостеприимной и безопасной.

5. Решайте проблемы агрессивного или деструктивного поведения вашего ребенка.


Как я уже упоминал выше, такие проблемы с поведением могут представлять собой серьезный социальный барьер на пути к дружбе. Дети, как правило, избегают или избегают сверстников, которые ведут себя агрессивно.

Что делать, если у вашего ребенка проблемы с деструктивными вспышками или агрессивным поведением?

Советы о том, как справляться с трудностями для родителей, см. в моей статье «Укрощение агрессии у детей: 5 важнейших стратегий эффективного воспитания».

Кроме того, см. мою статью «Проблемы разрушительного поведения: 12 научно обоснованных советов по преодолению агрессии, неповиновения и отыгрывания».

6. Научите ребенка этим важным навыкам общения.


Чтобы завести новых друзей, дети должны научиться представляться другим и придумывать, что сказать.

Им также нужно научиться хорошо слушать. И им нужно научиться давать обратную связь в разговоре, чтобы показать, что они понимают, что выражает другой человек.

Как развивать эти навыки?

Мы можем помочь, демонстрируя хорошие коммуникативные навыки дома и вовлекая наших детей в приятные, взаимные беседы (Feldman et al 2013).

Кроме того, мы можем помочь, активно обучая детей тому, что нужно делать и говорить.

Например, дети получают пользу, когда мы обучаем их искусству «активного слушания».

Это когда человек дает понять, что он или она внимательно слушает, устанавливая соответствующий зрительный контакт, ориентируя тело в направлении говорящего, оставаясь тихим и давая соответствующие вербальные ответы (Bierman 1986).

И, по словам психологов Фреда Франкеля и Роберта Мятта (2003), мы можем научить детей лучше общаться, дав им следующие конкретные советы: не любит».

  • Не будь интервьюером. Не просто задавайте вопросы. Предлагайте информацию о себе.
  • Не будь болтуном. Во время разговора отвечайте только на поставленный вопрос. Когда вы закончите, дайте партнеру возможность высказаться.
  • Вашему ребенку нужно больше возможностей для практики? Попробуйте позвонить по телефону или онлайн-видеочат.


    Исследования показывают, что дети лучше ладят, когда участвуют в совместной деятельности — деятельности, в которой дети работают для достижения общей цели (Roseth et al 2008). Это верно в классе, а также когда дети играют (Гелб и Джейкобсон, 1988).

    Так что, если дети испытывают трудности в общении, возможно, стоит отвести их от соревновательных игр, по крайней мере, до тех пор, пока у них не разовьются более развитые социальные навыки (Frankel and Myatt, 2002).

    А Фред Франкель и Роберт Мьятт предлагают дополнительный совет: если у вашего ребенка назначено свидание, уберите игрушки и игры, которые могут спровоцировать конфликт. Например, рекомендуют родителям убрать игрушечное оружие, а также любые предметы, которые могут спровоцировать соперничество или зависть. Если у вашего ребенка есть ценная вещь, которой он или она не может поделиться, лучше спрятать ее до окончания игрового дня.

    Хотите узнать больше о преимуществах совместной игры? См. эту статью о воспитании детей.

    Список социальных мероприятий, которые можно попробовать, см. на моей странице «Развитие социальных навыков для детей и подростков».


    Чтобы понять, что я имею в виду, давайте уточним.

    Предположим, София видит, как несколько детей играют вместе. Софи хочет к ним присоединиться, но не знает как. Что ей делать?

    Виктория Финни и Алан Рассел представили матерям детей дошкольного возраста этот гипотетический сценарий, попросив их взвесить (Финни и Рассел 1988). И что интересно, матери, которые дали лучший совет, были также матерями, чьи дети продемонстрировали лучшие социальные навыки.

    Что сказали эти мудрые матери?

    • Прежде чем подойти, понаблюдайте, что делают другие дети. Что вы можете сделать, чтобы соответствовать?
    • Попробуйте присоединиться к игре, выполнив что-нибудь важное. Например, если дети играют в ресторанную игру, посмотрите, сможете ли вы стать новым клиентом.
    • Не подрывайте и не критикуйте, не пытайтесь изменить игру.
    • Если другие дети не хотят, чтобы вы к ним присоединялись, не пытайтесь их заставить. Просто отступите и найдите себе другое занятие.

    Это хороший совет, который мы можем передать своим детям. И мы не должны упускать из виду более важный вывод из этого исследования: дети получают пользу, когда мы помогаем им придумать конкретные стратегии выхода из неловких социальных ситуаций.

    9. Помогите детям научиться искусству компромисса и переговоров.


    Чтобы построить позитивные отношения со сверстниками, дети должны уметь придумывать мирные способы разрешения конфликтов. Им нужно уметь понимать, что нужно и чего хотят другие люди; они должны быть способны предвидеть последствия различных действий.

    Дети, которые растут с братьями и сестрами, имеют встроенное преимущество в развитии этих навыков. У них есть масса возможностей попрактиковаться в искусстве ведения переговоров.

    Но вам не обязательно иметь братьев и сестер, чтобы научиться хорошим социальным навыкам, и всем детям — независимо от состава их семьи — полезно небольшое руководство и обучение. Исследования показывают, что дети могут оттачивать свои навыки с помощью ролевых упражнений и занятий, которые требуют от них решения гипотетических социальных конфликтов (Шур и Спивак 19).80; Шур и Спивак, 1982 г.; Вестал и Джонс, 2004 г.; Бойл Д. и Хассет-Уокер, 2008 г.).

    Таким образом, можно сделать ставку на то, что мы можем помочь детям лучше решать социальные проблемы, активно проводя их через этот процесс. В следующий раз, когда ваш ребенок будет бодаться с кем-то еще, рассмотрите возможность обучения. Помогите ребенку придумать решение, приемлемое для обеих сторон.

    10. Научите ребенка, как выражать раскаяние и возмещать ущерб.

    Бывает со всеми. Мы путаемся. Мы делаем плохой вывод. Мы причиняем вред или плохие чувства.

    Что дальше? Если нас стыдят или «отменяют» за наши ошибки, мы склонны сосредотачиваться на собственных негативных эмоциях. Мы можем чувствовать унижение, обиду и даже гнев. И это не помогает нам восстановить наши социальные отношения. Отнюдь не.

    Рассмотрим, напротив, что происходит, если мы испытываем чувство вины. Чувство вины может быть конструктивным. Мы размышляем о том, как наши действия повлияли на других. Мы сопереживаем нашим жертвам. И это вдохновляет нас попытаться возместить ущерб, который мы причинили.

    Разница имеет решающее значение для создания и сохранения друзей.

    Исследования подтверждают, что дети — даже дети в возрасте 4 лет — с большей вероятностью простят сверстнику проступок, если этот сверстник активно извиняется. И по мере того, как дети становятся немного старше (и более искушенными), они обращают внимание на признаки того, что обидчик раскаивается. На самом деле, они не всегда требуют явных извинений — если только не наблюдают признаки раскаяния (Остенбрук и Вайш, 2019).

    Но какой самый эффективный способ восстановить отношения? Не просто извиняйтесь или изображайте раскаяние. Делать поправки.

    В ходе эксперимента с 6- и 7-летними детьми исследователи наблюдали, как дети реагируют на преступника, который разрушил башню, которую они строили. Дети прощали, если нарушитель извинялся, но все равно расстраивались. Единственное, что заставляло этих детей чувствовать себя лучше, это то, что нарушитель активно помогал им восстанавливать свою башню (Дрелл и Джасвал, 2015).

    Вот к чему мы должны стремиться — научить наших детей восстанавливать отношения и избавляться от плохих чувств. С раннего возраста мы должны обучать их тому, как приносить извинения и как исправлять свои ошибки.

    11. Поощряйте ребенка понимать и прощать ошибки других людей.

    Дети умеют прощать, но не всегда это происходит само собой. На самом деле, у некоторых детей есть постоянная проблема с мстительностью. Они склонны предполагать, что другие люди настроены враждебно, и могут размышлять о предполагаемом пренебрежении и оскорблениях.

    Если это проблема вашего ребенка, вы можете помочь изменить его или ее восприятие других людей. Помогите ребенку принять во внимание точку зрения правонарушителя и попросите его придумать альтернативные объяснения проблемного поведения.

    Возможно, это был несчастный случай. Может быть, нарушитель был чем-то расстроен, или чувствовал себя усталым или больным. Может быть, у преступника просто был плохой день, и вы случайно встали у него на пути.

    Когда взрослые просят детей подумать о таких альтернативных объяснениях, дети с большей вероятностью доверят преступникам презумпцию невиновности (Van Djik et al 2019).

    Конечно, не каждому ребенку нужно такое понукание. Некоторые дети слишком снисходительны к обидчикам. Они винят себя, когда становятся жертвами, и остаются в отношениях, из-за которых их постоянно эксплуатируют или плохо обращаются (Luchies et al 2010).

    Поэтому мы должны помнить о ситуации и оказывать каждому ребенку ту поддержку, в которой он или она нуждается.


    Исследования, проведенные в различных культурах, показывают, что детям лучше, когда их родители информированы об их социальной деятельности (Parke et al 2002).

    Под так называемым «родительским контролем» подразумеваются такие вещи, как

    • наблюдение за тем, где играют маленькие дети;
    • помощь детям в поиске возможностей для встреч и общения с дружелюбными, просоциальными сверстниками;
    • поговорите с друзьями ваших детей, когда они придут в гости, и
    • попросите ваших детей рассказать вам о том, чем они занимались в свободное время.

    Есть также доказательства в пользу установления определенных ограничений, например, настаивать на том, чтобы ваш подросток заранее рассказывал вам о деталях вечеринки.

    С кем ты будешь тусоваться? что ты будешь делать? Куда ты пойдешь?

    Но родители должны действовать осторожно. Они могут смутить своих детей и отпугнуть потенциальных друзей, став слишком навязчивыми.

    И если дети считают, что мы слишком контролируем, они, скорее всего, отвергнут наше руководство. На самом деле, в одном исследовании подростки с большей вероятностью выбирали сверстника-правонарушителя в качестве друга, если считали, что их родители злоупотребляют своим авторитетом (Tilton-Weaver et al, 2013).

    Поэтому очень важно дать ребенку чувство автономии и сообщать о своих опасениях разумным и уважительным образом. В противном случае ваш ребенок может начать считать ваш авторитет незаконным и вести себя соответственно.

    Для получения дополнительной информации см. мою статью «Почему дети бунтуют: что дети думают о легитимности власти взрослых».


    Рекомендации: Как помочь детям подружиться

    Beirman KL. 1986. Процесс изменений во время обучения социальным навыкам у подростков и его связь с результатами лечения. Чайлд Дев 57(1): 230-240.

    Блэр Б.Л., Перри Н.Б., О’Брайен М., Калкинс С.Д., Кин С.П. и Шанахан Л. 2013. Косвенное влияние социализации материнских эмоций на качество дружбы в среднем детстве. Дев Психология. 2013 г., 24 июня. [Epub перед печатью]

    Бротман Л.М., О’Нил К.Р., Хуанг К.И., Гули К.К., Розенфельт А. и Шраут П.Е. 2009. Экспериментальная проверка родительских практик как посредника физической агрессии в раннем детстве. J Детская психологическая психиатрия. 50(3):235-45.

    Чен X и Рубин KH 1994. Семейные условия, признание родителей, социальная компетентность и агрессия китайских детей. Социальное развитие 3: 269-290.

    Кук ЕС и Флетчер AC. 2012. Модель процесса воспитания и дружбы подростков. Соц Дев. 21(3):461-481.

    Давыдов М. и Грусек Ю.Е. 2006. Распутывание звеньев родительской реакции на стресс и теплоты на результаты ребенка. Детский Дев. 77(1):44-58.

    Декович М. и Геррис Дж.Р.М. 1994. Анализ развития социальных когнитивных и поведенческих различий между популярными и отвергнутыми детьми. Журнал прикладной психологии развития. 15(3): 367-386.

    Денхэм С.А. 1997. «Когда мне снится плохой сон, моя мама держит меня»: представления дошкольников об эмоциях, родительской социализации и эмоциональной компетентности. Международный журнал поведенческого развития, 20: 301-319.

    Денхэм, С.А., Митчелл-Коупленд Дж., Страндберг К., Ауэрбах С. и Блэр К. 1997. Вклад родителей в эмоциональную компетентность дошкольников: прямое и косвенное влияние. Мотивация и эмоции 21:65–86.

    Denham SA 1989. Материнский аффект и социально-эмоциональная компетентность малышей. Американский журнал ортопсихиатрии, 59: 368-376. Денхэм С.А. и Гроут Л. 1993. Социализация эмоций: путь к дошкольному регулированию влияния. Журнал невербального поведения 17: 215-227.

    Дрелл М.Б. и Джасвал В.К. 2015. Возмещение ущерба: детские ожидания и ответы на извинения. Социальное развитие 25(4): 742-758.

    Эликер Дж., Энглунд М. и Сроуф Л.А. 1992. Прогнозирование компетентности сверстников и отношений со сверстниками в детстве на основе ранних детско-родительских отношений. В Р. Д. Парке и Г. В. Лэдде (редакторы), «Отношения между семьей и сверстниками: способы связи». Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Айзенберг Н., Фабес Р.А., Мерфи Британская Колумбия. 1996. Реакция родителей на негативные эмоции детей: отношение к социальной компетентности детей и утешительное поведение. Детский Дев. 67(5):2227-47.

    Фельдман Р., Бамбергер Э. и Канат-Маймон Ю. 2013. Взаимность родителей от младенчества до подросткового возраста формирует у детей социальную компетентность и диалогические навыки. Прикрепите Hum Dev. 2013;15(4):407-23.

    Финни В. и Рассел А. 1998. Социальный статус детей дошкольного возраста, поведение и знания их матерей в роли наблюдателя. Психология развития 24: 789-801.

    Франкель Ф.Ф. и Мятт Р. 2002 г. Тренинг детской дружбы. Рутледж.

    Гелб Р. и Джейкобсон Дж. Л. 1988. Популярные и непопулярные детские взаимодействия во время совместной и соревновательной деятельности группы сверстников. J Abnorm Child Psychol. 16(3):247-61.

    Гранот Д. и Мэйзелесс О. 2001. Безопасность привязанности и адаптация к школе в среднем детстве. Международный журнал поведенческого развития. 25:530–541.

    Hastings PD, McShane KE, Parker R, Ladha F. 2007. Готовы сделать приятно: родительская социализация просоциального поведения маленьких сыновей и дочерей со сверстниками. J Genet Psychol. 168(2):177-200.

    Хейман Г.Д., Фу Г. и Ли К. 2008 г. Рассуждение о раскрытии успехов и неудач друзьям среди детей в США и Китае. Dev Psychol 44: 908-918.

    Лэдд Г.В. и Голтер Б. 1988. Родительское управление отношениями со сверстниками дошкольников: связано ли это с социальной компетентностью детей? Психология развития 24: 109-117.

    Лэнсфорд Дж.Э., Годвин Дж., Борнстейн М.Х., Чанг Л., Дитер-Декард К., Ди Джунта Л., Додж К.А., Мэлоун П.С., Обуру П., Пасторелли С., Скиннер А.Т., Сорбринг Э., Стейнберг Л., Тапанья С., Урибе Тирадо Л.М. , Alampay LP, Al-Hassan SM, Bacchini D. 2018. Воспитание, культура и развитие экстернализирующего поведения в возрасте от 7 до 14 лет в девяти странах. Дев психопат. 30(5):1937-1958.

    Лессард Л.М. и Ювонен Дж. 2018. Подростки без друзей: объясняют ли восприятие социальной угрозы их внутренние трудности и продолжающееся отсутствие друзей? Джей Рез Адолеск. 28(2):277-283.

    Мруг С., Хоза Б. и Буковски В.М. 2004. Выбор или выбор агрессивно-деструктивных сверстников: способствуют ли они экстернализации и интернализации детей? J Abnorm Child Psychol. 32(1):53-65.

    Остенбрук Дж. и Вайш А. 2019. Появление прощения у маленьких детей. Детский Дев. 90(6):1969-1986.

    Pastorelli C, Lansford JE, Luengo Kanacri BP, Malone PS, Di Giunta L, Bacchini D, Bombi AS, Zelli A, Miranda MC, Bornstein MH, Tapanya S, Uribe Tirado LM, Alampay LP, Al-Hassan SM, Chang Л., Дитер-Декард К., Додж К.А., Обуру П., Скиннер А.Т., Сорбринг Э. 2016. Позитивное воспитание и просоциальное поведение детей в восьми странах. Дж. Детская психологическая психиатрия. 57(7):824-34.

    Пирси С., Гордон К., Чакрабарти Б., Додд Х., Холлдорссон Б., Кресуэлл К. 2020. Обзор исследования: взаимосвязь между социальной тревожностью и социальным познанием у детей и подростков: систематический обзор и метаанализ. J Детская психологическая психиатрия. 11 августа 2020 г. doi: 10.1111/jcpp.13310. Онлайн перед печатью.

    Роуз ЭйДжей и Ашер С.Р. 2004. Детские стратегии и цели в ответ на задачи оказания помощи и поиска помощи в рамках дружбы. Чайлд Дев 75(3): 749-763.

    Селигман Л.Д., Оллендик Т.Х. 2011. Когнитивно-поведенческая терапия тревожных расстройств у молодежи. Детский подростковый психиатр Clin N Am. 20(2):217-38

    Шихан М.Дж. и Уотсон М.В. 2008. Взаимное влияние между методами материнской дисциплины и агрессией у детей и подростков. Агрессивное поведение. 34(3):245-55.

    Simons KJ, Paternite CE и Shore C. 2001. Качество привязанности родителей/подростков и агрессия у подростков. Журнал раннего подросткового возраста. 21:182–203.

    Tilton-Weaver LC, Burk WJ, Kerr M, Stattin H. 2013. Может ли родительский контроль и управление сверстниками уменьшить выбор или влияние правонарушителей? Тестирование вопроса с использованием подхода динамической социальной сети. Дев Психология. 49(11):2057-70.

    Ван Дейк А., Томаес С., Поортуис АМГ, Оробио де Кастро Б. 2019. Может ли самоубеждение уменьшить склонность к враждебной атрибуции у маленьких детей? J Abnorm Child Psychol. 47(6):989-1000.

    Вестал А. и Джонс Н.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts