Эмоции и мотивы
11.11.2011
Эмоции сопровождают практически любые проявления активности субъекта и определяют ее характер. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции инициируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения.
Эмоции не только указывают на важность и модальность явлений действительности. Они поддерживают установку на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности: активный или пассивный, спокойный или тревожный и т.п. Выполняя любимую работу, мы склонны трудиться с полной отдачей.
Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются. Эта закономерность убедительно продемонстрирована в потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Симонов предложил свою информационную теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные эмоции, так как субъект не знает, не уверен в возможности удовлетворения потребности.
А.Н. Леонтьев считал, что сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж.
Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Мотивационные теории эмоций признают побуждающую функцию субъективных переживаний. Согласно Р.У. Липеру, эмоции представляют собой одну из форм мотивации наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль.Полагая эмоцию в качестве компонента мотивации, Б.И. Додонов подчеркивает двойственность ее психологической сущности: эмоции есть одновременно и оценка других ценностей, и ценности сами по себе. Как оценки эмоции направляют деятельность человека на те или иные объекты или отвращают от них. Как ценности они определяют склонность индивида к каким-то одним деятельностям и безразличие к другим. Эмоции играют роль своеобразного объекта потребностей: человек хочет испытывать какие-либо переживания, наслаждаться ими.
В работах В.К. Вилюнаса акцент ставится на неразрывной связи эмоций и мотивов как двух сторон мотивационной системы личности. Чувства личности также многочисленны, противоречивы и иерархически организованы, как и мотивы. Среди них также могут выделиться одно или несколько ведущих чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают субъекту значимость или смысл самого предмета потребности. Автор разделяет мнение Рубинштейна о том, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивации).
Мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой существования мотивации.
Те процессы, которые подготавливают и определяют появление эмоциональных оценок и побуждений, заслуживают отдельного внимания психологов — исследователей проблемы соотношения эмоций и мотивов.
Ключевые слова: Эмоции, Мотивы
Источник: Карпов А. В., Общая психология
Материалы по теме |
---|
Связь между мотивами, потребностями и эмоциями Тертель А.Л., Психология. Курс лекций |
Проявление эмоций и чувств Шадриков В.Д., Введение в психологию. Способности человека |
Мотив как потребность Мотивация и мотивы, Ильин Е.П |
Виды эмоциональных переживаний Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Мотивы поведения людей в сфере экономики Липсиц И.В. — Экономика (Бакалавриат) — 2016 |
Фундаментальные эмоции (по К. Изарду) Вербина Г.Г., Психология эмоций |
Классификация элементов эмоциональной сферы личности . .. |
Психофизиологические механизмы эмоций Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999 |
Мотивация и эмоции.
Вывод о том, в какой форме мотивация отражается в психическом: здесь повторим в тезисах основные их выводы.
Субъективное отражение потребностей должно осуществляться особыми психическими явлениями, принципиально отличными от тех, которые отражают объективные свойства деятельности. Для того чтобы психический образ, как поле потенциальных действий, мог служить основой для построения и регуляции деятельности, он необходимо, должен, быть «оснащен» специальными, механизмом, который, нарушал, бы равновесие между одинаково, возможными, действиями и направлял бы индивида к выбору и предпочтению некоторых их них.
Функцию выделения в образе субъекта выполняют многочисленные разновидности пристрастного, эмоционального переживания. Сфера эмоциональных переживаний, — есть совокупность всевозможных пристрастных, аффективных отношений. Рубинштейн: «…
Тезис об эмоциональной репрезентации потребностей в психике хорошо согласуется с положением эмоций в структуре психического, обобщенно передаваемой такой их характеристикой, как предметность.
Явное подтверждение тезис об отражении эмоциональными переживаниями потребностной значимости предметов получает со стороны представлений о функциональных характеристиках эмоций. Эмоции оценивают и отражают нечто значимое для индивида.
Способность эмоций служит:1 подкрепления, поведения (Анохин, Симонов), 2.
способность запоминания (Блонский), 3. Образовывать «аффективные комплексы» (Лурия, Леонтьев. Юнг) с приспособительной точки зрения наиболее определяется в том случае, если то, что закрепляется, имеет прямое отношение к удовлетворению потребностей.Методология, не признавала самостоятельного регулятивного значения субъективных явлений, что повлекло исключение эмоциональных переживаний из цепи причин, детерминирующих поведение. В результате поведение стало связываться с процессами и механизмами мотивации непосредственно, без постановки вопроса об их отражении в психике.
В современной психологии такого рода исключения являются разные варианты так называемой «мотивационной» теории эмоций, отстаивающей фундаментальное единство эмоциональных и мотивационных процессов.
По словам Арнолд, «отношение между эмоциями и мотивацией, изображаемое в теоретической литературе, остается совершенно неясным. Хотя снова и снова утверждается, что эмоции мотивируют, едва ли кто-либо смог выступить и недвусмысленно объяснить, как именно это происходит».
Рубинштейн утверждает, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей).
Доктрина гедонизма – этическая, а не психологическая. Гедонизм утверждает другое — человек живет не потребностями, а для того, чтобы испытывать удовольствие и чтобы стремиться к этому наиболее легким и прямым путем.
Мотивационная теория эмоций не ведет к признанию позиций гедонизма еще и потому, что эмоции несводимы к переживанию удовольствия – неудовольствия и, следовательно, их регулятивное влияние несводимо к побуждению субъекта преследовать удовольствие или избавляться от неудовольствия.
Отдельные разновидности эмоциональных явлений различаются характером своего участия в презентации процессов мотивации.
Отчетливо два разных отношения эмоций к потребностям обозначает Додонов: — «заложенные в нас природой и обществом программы жизнедеятельности», а эмоции – «психические феномены, своеобразно «обслуживающие» наши потребности».
Согласно Э. Клапареду, первой эмоциональной реакцией индивида на жизненно важное воздействие является умеренное и полезное переживание, которое ы случае возникновения дополнительных затруднений, препятствующих адекватному приспособлению, усиливается и перерастает под влияние афферентации от органических изменений в более интенсивную эмоцию.
В обсуждаемом различении эмоциональных явлений по тому, как они выражают потребности, важно подчеркнуть
На ряду с системой специфических механизмов мотивации, направляющих активность субъекта на жизненно важные цели, существует еще система более универсальных механизмов, назначение которых заключается в помощи субъекту при достижении этих целей или, как это формулирует Леонтьев во «внутренней регуляции деятельности»
Следует отметить одно возможное возражение в отношении обсуждаемой точки зрения. Речь идет о том, аргументы в пользу часто извлекаются из области человеческих переживаний, тогда как выводы из них распространяются и на дочеловеческую психику.
В порядке защиты данного заключения отметим, что не существует доказательств тому, что животные эмоций не переживают. Отказом признать существование простых эмоций у животных мы лишаемся, возможности объяснения, откуда они появились у людей.
Процессы мотивации на уровне субъективного образа презентируют эмоциональными переживаниями, направленными на потребностно значимые предметы и воздействия и открывающими эту значимость субъекту.
Переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие в образе среды, непосредственно отвечающие им предметы. Являясь непосредственным субъективным коррелятором потребности, эти переживания предшествуют соответствующей деятельности побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность. Они в значительной степени определяют и направленность других эмоций; будем называть их ведущие эмоциональные переживания.
Ко второй группе относятся ситуативные (производные) эмоциональные явления, порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, так или иначе, опосредующие удовлетворение потребности. Они возникают уже при наличии ведущей эмоции в процессе деятельности. (Внутренней или внешней).
Ведущие переживания открывают субъекту значимость самого предмета потребности, то производными эта же функция выполняется по отношению к тому, что, будучи с этим предметом объективно связанным, обуславливает отношение к нему субъекта. Таким образом, предметы производный эмоций, обладают лишь ситуативной, условной жизненной значимостью.
Мотивация и эмоция
Мотивация и эмоция обычно рассматриваются как две психологические характеристики, которые, по-видимому, имеют причинно-следственную связь.
Откройте для себя еще 22 статьи по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Теория эмоций Шахтера-Зингера
- Теория инстинктов мотивации
- Теория эмоций Кэннона-Барда -Ланге Теория эмоций Джеймса
- Когнитивные теории мотивации
Мы часто рассматриваем мотивацию как то, что побуждает человека действовать и вести себя для достижения желаемой цели, тогда как эмоция – это чувства, возникающие из самого мотива или влечения, из действий, вызванных мотивом, а также из достижения или неудачи цели. желаемая цель. Однако мотивация и эмоции — это нечто большее, чем такие отношения.
Что такое мотивация?
На протяжении многих лет мотивацию определяли по-разному, но общим компонентом различных определений является то, что мотивация – это сила, которая заряжает, активирует и направляет поведение. В 2006 году Франкен определил мотивацию как «возбуждение, направление и постоянство поведения человека».
Что такое мотивация?
На протяжении многих лет мотивацию определяли по-разному, но общим компонентом различных определений является то, что мотивация – это сила, которая заряжает, активирует и направляет поведение. В 2006 году Франкен определил мотивацию как «возбуждение, направление и постоянство поведения человека».
Большинство теоретиков, предложивших собственное объяснение мотивации, считают, что любое выученное поведение невозможно осуществить, если оно не подкреплено энергией. Таким образом, мотивация важна для выполнения всех видов поведения. Кроме того, это означает, что любые изменения в мотивации отражаются на поведении человека.
Что такое эмоции?
В психологии под эмоциями понимаются сознательные и субъективные переживания, которые характеризуются психическими состояниями, биологическими реакциями и психологическими или физиологическими выражениями (например, выражением лица). Слово «эмоция» было адаптацией французского слова «emouvoir» (возбуждать) 1579 года.
Эмоции отличаются от «чувств», потому что чувства субъективно представляют эмоции, а это означает, что чувства принадлежат только человеку. Кроме того, эмоции отличаются от «настроения» в зависимости от периода времени, в течение которого они присутствуют; настроение длится дольше, чем эмоция. Взаимозаменяемо используемый с эмоциями, «аффект» — это переживание эмоции, связанное с тем, как эмоция выражается (что видно по мимике или жестам рук).
Сходства
Многие психологи считают, что связь между мотивацией и эмоциями возникла по трем причинам. Во-первых, возбуждение эмоций и мотивы мотивации одновременно активируют или активизируют поведение. Во-вторых, эмоции часто идут вместе с мотивами. Общеупотребительное латинское корневое слово, обозначающее эмоции и мотивацию, «movere» (двигаться), по-видимому, подразумевает указанную причину. И, в-третьих, для базовых эмоций характерно наличие собственных мотивационных свойств. Например, счастье мотивирует человека на достижение лучших результатов.
Заметное сходство между эмоциями и мотивацией заключается в том, что они связаны с энергией или интенсивностью, а не с информацией или направлением. Другой аспект заключается в том, что в то время как познание кажется окутанным «холодом», эмоции и мотивация часто ассоциируются с давлением и жаром. Еще одно сходство заключается в том, что обе психологические конструкции опираются на отношения между человеком и его окружением.
Взаимоотношения
Теоретики, такие как Тайер, Ньюман и Макклейн, объяснили, что эмоции связаны с мотивацией таким образом, что люди склонны выполнять действия, которые, как мы надеемся, приведут к счастью, удовлетворению и любым другим положительным эмоциям в той или иной степени. При этом эмоции можно рассматривать как награду или наказание за конкретное мотивированное поведение.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).
Статьи по теме
Страницы по теме:
edpsycinteractive. org
Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!
Подписаться на @ExplorableMind
Эмоции и мотивация: личность, теории и черты
Вам когда-нибудь было что-то грустно, но это заставляло вас прилагать больше усилий для достижения своих целей? Как насчет того, чтобы быть взволнованным, чтобы начать что-то новое, но не хватает драйва, чтобы начать? Это всего лишь два небольших примера того, как эмоции и мотивация могут влиять друг на друга.
- Что такое эмоция? Что такое мотивация?
- Какие существуют виды мотивации?
- Что такое теории эмоций и мотивации?
Определение эмоций и мотивации в психологии
Эмоция — это очень сложное внутреннее психологическое чувство, которое напрямую меняет наше настроение, но также может влиять на наши мысли, поведение и манеры. Некоторыми распространенными эмоциями являются грусть, гнев, счастье или удовлетворение. Мотивация или стремление – это желание или потребность в достижении целей или определенных задач, которые могут быть или не быть сложными. Итак, вам, наверное, интересно, как связаны эмоции и мотивация?
Хороший вопрос! Наши эмоции влияют на нашу способность достигать наших целей и ожиданий. Хотя это может привести к хорошему результату для саморазвития, есть вероятность, что сильные негативные эмоции могут негативно повлиять на нашу мотивацию.
Фг. 1 Успешные люди, pixabay.com
Как эмоции и мотивация работают в психологии
Эмоции и мотивация гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы испытать эмоции, л имбическая система в нашем мозгу запускается. В то время как части лимбической системы обрабатывают эмоции, чтобы мы их чувствовали, на наш мозг также воздействуют нейротрансмиттеров. Затем мозг вырабатывает нейротрансмиттеры, такие как серотонин , дофамин и норэпинефрин , посылая нам ответ о том, как мы себя чувствуем в своем теле.
Глядя на мотивацию, мы можем представить наши желания и то, как мы хотим их осуществить. Если кто-то чего-то сильно хочет, он будет бороться со многими хорошими и плохими эмоциями. Мотивацию изучали с разных точек зрения психологии, но нет идеального объяснения того, что зажигает это внутреннее желание и стремление к достижению наших целей.
Типы мотивации
Вы можете разделить мотивацию на два основных типа.
Внешняя мотивация
Внешняя мотивация — это мотивация, которую вы получаете от других людей. Возможно, кто-то мог бы бросить вам вызов или подвергнуть сомнению/проверить ваши способности, чтобы повысить мотивацию.
Внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация — это мотивация, которую вы чувствуете изнутри. Большую часть времени это будет то, что вам нравится или что вы хотите делать, независимо от какого-либо вознаграждения или награды.
Теории эмоций и мотивации
Было изучено множество теорий, основанных на эмоциях и мотивации. Ниже приведены лишь пять самых популярных теорий, рассматривающих эмоции и мотивацию.
Иерархия потребностей Маслоу
Иерархия потребностей Маслоу, вероятно, вы уже слышали. В теории Маслоу существует пять уровней достижения ; физиологические потребности, потребности в безопасности, любовь и принадлежность, уважение и самоактуализация . Он утверждал, что наше поведение основывается на этих пяти столпах, и мы не можем перейти на следующий уровень, не удовлетворив потребности ниже. Эта теория утверждает, что мотивация основана на потребностях, а не на желаниях.
Теория реверсирования (динамика мотивации, эмоций и личности)
Теория реверсирования представляет собой комплексный подход к базовым психологическим теориям, касающимся мотивации и эмоций. Проще говоря, мы можем чувствовать волнение только тогда, когда испытываем тревогу. Это может быть правдой во многих сценариях, особенно если мы выходим из зоны комфорта, чтобы сделать что-то новое. На каждую приятную эмоцию у нас будет также и неприятная.
Более глубокий анализ мотивации в этой теории, а именно метамотивации, рассматривает рост и развитие человека. Если два человека сталкиваются с одним и тем же сценарием или ситуацией, они, скорее всего, будут чувствовать или реагировать по-разному, что опровергает большинство других теорий в психологии.
Теория ЭРГ
Теория ЭРГ является дальнейшим представлением иерархии потребностей Маслоу. Он включает в себя те же уровни, которых человек может достичь за свою жизнь, с теми же пятью столпами. Однако теория ERG предполагает, что вам не обязательно следовать иерархии потребностей по порядку. Вы можете добиться успеха в разных сферах своей жизни, не начиная с самого низа.
Эффект Хоторна
Эффект Хоторна предполагает, что когда люди знают, что за ними наблюдают, они прилагают больше усилий, чтобы добиться успеха. Однако эта теория была доказана только тогда, когда люди являются частью экспериментальное исследование. Сотрудники, спортсмены и коллеги мотивированы усердно работать, чтобы выйти за пределы своих возможностей в таких ситуациях.
Эволюционная теория
Эволюционная теория является одной из старейших теорий в психологии и содержит множество недостатков, выявленных с годами. Это говорит о том, что наше поведение является инстинктивным и не зависит от нашей воли. Например, готовность родителя заботиться о ребенке можно считать мотивационным инстинктом. Однако инстинкты очень сложны и не всегда являются причиной нашей мотивации.
Когнитивные взгляды на эмоции и мотивацию
Когнитивные взгляды на эмоции и мотивацию предполагают, что нами движут наши мысли и убеждения. С когнитивной точки зрения мы можем видеть, что наше поведение, скорее всего, основано на наших психических процессах и мышлении. Например, если мы верим в истинность чего-то, например культурного или религиозного убеждения, мы мысленно обрабатываем это как мотивацию для удовлетворения потребности, которую мы стремимся удовлетворить.
Отношения, мотивы, эмоции и личные качества
Давайте посмотрим, как отношения, мотивы, эмоции и личные качества влияют на эмоции и мотивацию. Хотя все эти темы взаимосвязаны, изучение их по отдельности может объяснить эмоции и мотивацию на более глубоком уровне.
Отношение
Отношение часто проявляется через эмоции, которые напрямую связаны с нашими мыслями и поведением. Если наше отношение позитивно, мы, скорее всего, будем более привержены нашим целям. Если мы более привержены нашим целям, у нас, скорее всего, будет постоянная мотивация к успеху. В свою очередь, если наше отношение будет постоянно негативным, мы, скорее всего, не достигнем поставленных целей.
Мотивы
Мотивы, по сути, являются причиной нашего поведения. Наши мотивы — это набор личных причин для выполнения определенных задач. Они лежат в основе постановки наших целей и повышения нашей мотивации к упорству.
Эмоции
Как мы выяснили выше, эмоции — это внутренние чувства, которые регулируют наше настроение с помощью различных функций мозга. Хорошим примером эмоциональной реакции на что-либо может быть « f взлет или полет» 9. Режим 0096, в который переходит ваше тело, когда чувствует опасность. Часто борьба или бегство может произойти, когда вы делаете что-то неудобное или вызываете стресс. Эта тяжелая эмоция может стать основой для нашей мотивации или негативно повлиять на наше стремление.
Черты характера
Черты характера — это характеристики, определяющие нашу сущность. Установив личные качества, вы сможете лучше ставить цели. Стоит составить список личных качеств и посмотреть, какую пользу они вам приносят. Ваша уникальная способность не идет ни в какое сравнение с другими, которые могут делать то же самое или подобные вещи. Установление распорядка дня также может помочь вам усилить и развить личные качества, которые вы, возможно, не заметили бы иначе.
Эмоции и мотивация. Ключевые выводы
- Эмоция — это сложное внутреннее психологическое чувство, которое напрямую меняет наше настроение.
- Мотивация или побуждение – это желание или потребность в достижении целей или определенных задач, которые могут быть или не быть сложными.