Мышление это психология: Мышление (психология) | это… Что такое Мышление (психология)?

Мышление : виды,понятие — PSYchology


Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь — процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Как же работает  мышление ?

Виды мышления.

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. 

Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. 

Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. 

Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. 

Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным.

Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Вербально – логическое мышление – один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Пространственное мышление – совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Определи какой у тебя тип мышления   http://nazva.net/logic_test9 

какие виды и типы бывают

Психология

19.05.2021  |   573 просмотра

Вернуться к статьям

Поделиться

Скрыть

Вебинар

Развитие эмоционального интеллекта

Забронировать место

Вебинар

Развитие эмоционального интеллекта

Подробнее

Скрыть

Общеизвестен тот факт, что от прочих млекопитающих человека отличает способность к мышлению. А что такое мышление? Из этой статьи вы узнаете, каким может быть мышление, что за функции выполняет, какие задачи способно решить, и с чем связано.

Понятие мышления

В психологии мышление — это процесс познавательной деятельности человека. Благодаря этой особенности, свойственной только высшим приматам, индивид моделирует реальность, которая его окружает. Как уже было замечено ранее, мышление является сугубо человеческим свойством — животные, включая человекообразных обезьян, познают мир и формируют представление о нем преимущественно с помощью ощущений. 

Изучая суть мышления, психологи и философы определили две важных его особенности: опосредованность и обобщенность. Проще говоря, через мышление каждый человек способен познать окружающий мир как прямо, так и косвенно, а также прийти от общего к частному. 

Формы мышления

Итогом любой мыслительной деятельности становится формирование понятий, суждений и умозаключений. Что это?

  1. Понятие представляет собой общее представление человека о чем-либо. 
  2. Суждение — это способ мышления, в процессе которого происходит либо утверждение, либо отрицание какого-либо признака конкретного предмета или явления.
  3. Умозаключение (логическое умозаключение) — это форма мышления, заключающаяся в формировании последовательности из нескольких суждений.  

Стоит отметить, что исходная (то есть, наиболее простая форма мышления) — это суждение. Именно оно, в конечном счете, приводит к формированию у индивида понятий и вынесению умозаключений.

Функции мышления


  1. Обобщение. Благодаря мышлению, мы можем выделить несколько общих качеств и свойств у разных предметов окружающей действительности.
  2. Анализ. Под анализом понимается функция мышления, позволяющая из целого выделить составляющие. Обратный анализу процесс называется синтезом. 
  3. Сравнение. Благодаря данной особенности мышления, мы можем выявить, чем определенные предметы похожи друг на друга, а в чем состоит их отличие. 

Онлайн-тест «Определи свой психотип»

Пройти тест


    Типы мышления

    Если понаблюдать за поступками и послушать, о чем говорят разные люди, то можно обнаружить, что мышление у них организовано по-разному. Эта разница определяет то, к какой категории относится каждый конкретный человек. 

    1. Интроверсия и экстраверсия. К интровертам относятся те люди, чье мышление направлено вовнутрь. Соответственно, у экстравертов все мысли — о том, что их окружает.
    2. Практика и теория. В первом случае люди больше сконцентрированы на воплощении чего-либо в реальной жизни. Во втором — немного оторваны от реальности, так как больше привыкли философствовать, нежели делать. 
    3. Позитивизм и негативизм. Как следует из названия, первые подмечают положительные моменты в конкретной ситуации, вторые — видят сначала отрицательные качества или черты.
    4. Логика и эмоции, интуиция. Люди с хорошо развитой логикой доверяют получаемой извне информации. Те же, кто полагается на интуицию, больше верят эмоциям и впечатлениям. 

    Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что мышление — это одно из самых высоких качеств человека. Более подробно ознакомиться с другими составляющими нашего сознания вы можете с помощью статей раздела «Психология».

     

    Вебинар

    14 января

    19.00

    Ведущий вебинара

    Павел Лебедько

    Развитие эмоционального интеллекта

    Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить

    Спасибо, что оставили свои контактные данные
    наш менеджер скоро с вами свяжется

     

    Даю согласие на обработку своих персональных данных

    Думая о мышлении | Psychology Today

    Источник: Copyright Randall Munroe (CC BY-NC 2.5)

    Что мы должны думать о мышлении? Даже попытка сделать это сродни попытке открыть коробку с запертым внутри ломом?

    Широко распространенная статья Aeon, опубликованная ранее в этом году, очень разозлила и запутала по этому вопросу, заключив, что вся когнитивная наука основана на очень простой ошибке — эта ошибка заключается в том, что «люди — это компьютеры». (1) Излишне говорить, что автор, Роберт Эпштейн, был очень суров и саркастичен в отношении глупости утверждения, что мы — маленькие заводные игрушки, которые бездумно пищат, и он изо всех сил старался нас исправить.

    К сожалению, в своем стремлении исправить ошибки Эпштейн продемонстрировал свое непонимание науки в целом, когнитивной науки в частности, а также хода истории в придачу. Созданный им соломенный человечек рухнул, но в науке это никого не волнует. И вот почему:

    Колеса в колесах

    Сначала я хотел бы поговорить об истории, потому что это то, чего многие люди не знают, но мне посчастливилось получить непосредственную пользу. Обычная история с метафорой «люди как компьютеры» выглядит так:

    Люди всегда сравнивали мышление со своими самыми впечатляющими технологиями, скажем, с гидравликой или часовым механизмом. Любая другая метафора потерпела неудачу, так же как и эта.

    Эпштейн формулирует это следующим образом:

    «В самом раннем из них, сохранившемся в Библии, люди были созданы из глины или грязи, которую разумный бог затем наполнил своим духом. Этот дух «объяснял» наш разум — по крайней мере, грамматически.

    Изобретение гидротехники в 3 веке до н.э. привело к популярности гидравлической модели человеческого интеллекта, идеи о том, что потоки различных жидкостей в теле – «гуморы» – объясняют как наши физические, так и умственные способности. функционирование… К 1500-м годам были изобретены автоматы, приводимые в действие пружинами и шестернями, что в конечном итоге вдохновило ведущих мыслителей, таких как Рене Декарт, утверждать, что люди — это сложные машины. В 1600-х годах британский философ Томас Гоббс предположил, что мышление возникает в результате небольших механических движений в мозгу. К 1700-м годам открытия в области электричества и химии привели к появлению новых теорий человеческого интеллекта — опять же, в значительной степени метафорических по своей природе. В середине 1800-х годов, вдохновленный последними достижениями в области коммуникаций, немецкий физик Герман фон Гельмгольц сравнил мозг с телеграфом. Каждая метафора отражала самое передовое мышление породившей ее эпохи. Как и ожидалось, всего через несколько лет после появления компьютерных технологий в 19-мВ 40-х годах мозг, как говорили, работал как компьютер, где роль физического оборудования играл сам мозг, а наши мысли служили программным обеспечением. Знаменательным событием, положившим начало тому, что сейчас широко называют «когнитивной наукой», стала публикация книги «Язык и общение» (1951) психолога Джорджа Миллера».

    Извините за длинную цитату, но на самом деле Эпштейн дает довольно хороший обзор того, как люди пытались использовать метафоры для объяснения человеческого познания. И это характеристика, с которой согласны даже противники Эпштейна, такие как Сэм Харрис и Дэвид Кракауэр. (2) Однако эта история людей как «эпистемологических нарциссов», которые проецируют свои новейшие технологии на самих себя, имеет одно довольно вопиющее упущение. Что возвращает меня к личному замечанию в начале. В этой истории отсутствует человек, чей дом я могу увидеть, если высунусь из окна своего офиса на опасное расстояние, чье имя украшает лекционные залы, в которых я преподаю, и библиотеку, в которой я учусь. жена, это основная причина существования машины, на которой я это пишу и причина, по которой вы можете это прочитать. Его зовут Джордж Буль, и озарения, которые он сделал, пытаясь проанализировать все познание, ровно за сто лет до изобретения физического компьютера, в первую очередь являются причиной того, что компьютеры существуют. (3).

    Джордж Буль.

    Источник: авторское право UCC (с разрешения)

    Переходя к булю

    Здесь нет места для подробностей, но это булева алгебра — общий способ анализа грамматики всех возможных отношений между идеями— это сделало возможным когнитивную революцию и информационную революцию. Вам не нужно читать «Законы мышления» Буля, чтобы понять, почему это важно (хотя, пожалуйста, прочтите). Тот факт, что вы читаете это на компьютере, само существование которого зависит от точности его анализа, и есть настоящий пудинг, сочное доказательство которого вы едите. Вернее, чтение.

    Таким образом, утверждение о том, что современная когнитивная наука использует самые впечатляющие современные технологии для объяснения мышления, просто не соответствует действительности. С точки зрения исторической прогрессии, именно попытки Буля полностью проанализировать мысль привели к созданию технологии спустя много времени после его смерти. Это то, что сделало технологию возможной, в первую очередь, благодаря функциональному анализу познания. Функционализм — это нить, пронизывающая всю науку. Это понимание того, что эссенциализм — вера в магические свойства — это тупик. Мы знаем лучше. Функционализм — это позиция, согласно которой что-то есть то, что оно делает. Функционализм в отношении мысли — что разум — это то, что делает мозг — появился за сто лет до технологии, которая стала триумфальным подтверждением этого понимания.

    [И путь от Буля через Шеннона, Тьюринга и фон Неймана к современному пониманию информации и порядка является глубоким и интересным путем соединения теории информации и физики. У меня просто нет времени и места для этого здесь]

    Мышление, как и мышление

    Вот вам и история. Но это плавно переходит ко второму пункту, который Эпштейн не может оценить. Ученые-когнитивисты (если только они не совсем запутались) не думают, что человеческий разум — это компьютер. Скорее, они думают, что компьютеры — говорят физические объекты на вашем столе — это всего лишь один из способов сделать функции реальными. Функции — это математические операции, но мы не должны слишком зацикливаться на числах и уравнениях. Вы можете сами превратить уравнение в физический объект (и обратно), и вы делали это в старшей школе (вы называли это «построением графика»), и есть много способов увидеть, что функции могут быть реализованы по-разному.

    Машины в целом представляют собой способы превращения абстрактных функций в физические вещи. И это то, что изучают когнитивисты. Функции. Например. «Как мы превращаем электромагнитные входы в восприятие?» или «Как наш прошлый опыт заставляет нас опасаться подобных настоящих опасностей?». Разочарование Эпштейна по поводу того, что ученые-когнитивисты продолжают думать таким образом, просто неуместно. Весело он предлагает то, что, по его мнению, является альтернативой функциональному мышлению в объяснении ловли мяча:

    «Перспектива IP [Обработка информации] требует, чтобы игрок сформулировал оценку различных начальных условий полета мяча — силы удара, угла траектории и тому подобного — затем создал и проанализировал внутреннюю модель траектории, по которой, вероятно, будет двигаться мяч, а затем использовать эту модель для непрерывного направления и корректировки двигательных движений во времени, чтобы перехватить мяч.

    Все бы ничего, если бы мы функционировали как компьютеры, но МакБит и его коллеги предложили более простую версию: чтобы поймать мяч, игроку просто нужно двигаться таким образом, чтобы мяч оставался в постоянном визуальном поле. отношения по отношению к домашней тарелке и окружающему пейзажу (технически, в «линейной оптической траектории»). Это может показаться сложным, но на самом деле это невероятно просто и совершенно свободно от вычислений, представлений и алгоритмов».

    Здесь возникает интересная проблема. А именно: построить что-то, что выполняет эту «простую задачу». С нуля. Не помогать себе ранее существовавшим (функциональным) системам, которые уже решили те проблемы выравнивания и интегрированного движения, на которые вы так бесцеремонно махаете рукой. Буду смотреть и ржать. Эпштейн совершил классическую ошибку (и особенно вопиющую для психолога), думая, что то, что кажется простым для сознательного доступа, не имеет под поверхностью множества очень сложных бессознательных процессов.

    Гениальный Ганс Моровец дал свое имя общему заблуждению такого рода: парадоксу Моровека. (4)

    Моровек задал вопрос: Почему для таких вещей, как управление самолетами, диагностика болезней и игра в шахматы, нужны самые умные люди; когда мы сможем сделать довольно глупые компьютеры, которые с легкостью превзойдут всех, кроме лучших из людей в этих вещах? Другая сторона этой медали заключается в том, что вещи, которые, как мы (ошибочно) думали, будут легко программироваться с вычислительной точки зрения, например, подъем по лестнице, распознавание лиц и т. д., оказались ужасно сложными для компьютеров. Почему это было? Мы совершали ту же ошибку, что и Эпштейн, — забывая, что эволюционно новые задачи (например, шахматы) обнажают свою вычислительную архитектуру. Люди, считающие задачу легкой, просто не задумывались о миллионах лет, которые ушли на то, чтобы сделать ее такой. Вот почему нам нужны умные люди, чтобы делать такие вещи, как играть в шахматы, потому что не так много (в вычислительном плане) нужно знать (и люди с самым большим мозгом знают это лучше и быстрее).

    Как заметил блестящий специалист по искусственному интеллекту Роб Брукс, «Слоны не играют в шахматы». Обучение тому, чтобы быть слоном, заняло миллионы лет до появления этого конкретного слона. Обучение шахматам занимает несколько лет. (5)

    Альтернативой всеведению является не отчаяние

    Эпштейн все больше и больше разочаровывается в невежественном сообществе ученых-когнитивистов по мере того, как он продолжает.

    «Чтобы понять хотя бы основы того, как мозг поддерживает человеческий интеллект, нам может понадобиться знать не только текущее состояние всех 86 миллиардов нейронов и их 100 триллионов взаимосвязей, не только разную силу, с которой они связаны, и не только состояние более 1000 белков, существующих в каждой точке соединения, но и то, как ежеминутная активность мозга способствует целостности системы». 926 субатомных частиц в моей чашке кофе тоже действуют индивидуально. Но я знаю, что они делают в сумме, когда беру кубок. Это называется «тепло». И это средняя кинетическая энергия молекул в жидкости (например, среднее количество свистящих движений, которые они совершают, и удачи в попытках отобразить их на индивидуальной основе). Мне не нужно знать все, чтобы что-то знать.

    Нам предстоит решить еще много проблем, но это проблемы, а не тайны. И есть только одна игра в городе, чтобы решить их: Функционализм. Альтернатива, которую предлагает Эпштейн, — эссенциализм — прошла путь астрологии, алхимии и гомеопатии. И точно по той же причине. Эссенциализм исходит из донаучного времени человечества. Это волшебное мышление.

    Есть поговорка, что те, кто считает задачу невыполнимой, не должны мешать тем, кто ее выполняет. Ирония в том, что противники когнитивистики живут в мире, где самолеты летают сами, машины управляют инвестициями, искусственные глаза и руки можно вживить на место утраченных, прямо в нервную систему. Эти вещи работают, потому что функционализм верен. Буль всегда был прав. Ваш разум — это не компьютер : их тысячи. Функционалистский подход к человеческому мозгу — это не то, что мы предсказываем. Мы живем посреди этого. (6)

    Комикс Рэндалла Монро с сайта XKCD.com (CC BY-NC 2. 5).

    Магическое мышление | психология | Британника

    Похожие темы:
    вера

    Просмотреть весь связанный контент →

    магическое мышление , вера в то, что чьи-либо идеи, мысли, действия, слова или использование символов могут влиять на ход событий в материальном мире. Магическое мышление предполагает наличие причинно-следственной связи между внутренним, личным опытом человека и внешним физическим миром. Примеры включают в себя убеждения, что на движение Солнца, Луны и ветра или на появление дождя могут влиять чьи-то мысли или манипулирование каким-либо типом символического представления этих физических явлений.

    Магическое мышление стало важной темой с развитием социологии и антропологии в 19 веке. Утверждалось, что магическое мышление является неотъемлемой чертой большинства религиозных верований, так что внутренний опыт человека, часто при участии высшей силы, может влиять на ход событий в физическом мире. Выдающиеся ранние теоретики предположили, что магическое мышление характерно для традиционных, незападных культур, которые контрастируют с более развитой рационально-научной мыслью, характерной для промышленно развитых западных культур.

    Таким образом, магическое мышление было связано с религией и «примитивными» культурами и считалось более низким в плане развития по сравнению с научным мышлением, присущим более «продвинутым» западным культурам.

    Эта точка зрения оказала влияние на теоретиков психологии 20-го века, особенно на Зигмунда Фрейда и Жана Пиаже. Фрейд утверждал, что существуют две основные формы мышления: первичный и вторичный процесс. Мышление первичного процесса управляется принципом удовольствия, согласно которому инстинктивные желания, управляемые Ид, стремятся к осуществлению без учета ограничений внешнего мира. Магическое мышление — вера в то, что желания могут навязывать свой порядок материальному миру, — это форма первичного мыслительного процесса. Вторичный процесс, напротив, представляет собой более продвинутое развитие, возникающее в результате появления эго, которое обеспечивает рациональные оценки под руководством принципа реальности, допускающие адаптивные реакции на окружающую среду. Фрейд использовал эту модель индивидуального развития для объяснения стадий культурного развития, предложенных антропологами.

    То есть Фрейд постулировал, что развитие личности — от импульсов Ид и магического мышления в детстве до ограничений эго и рациональности во взрослой жизни — зеркально отражало развитие человеческих культур от магически-религиозной к рационально-научной.

    Исследование Пиаже также поместило магическое мышление в центр мышления маленьких детей. Пиаже опросил детей об их понимании событий в физическом мире и обнаружил, что дети в возрасте до 7 или 8 лет считают свою собственную деятельность причинным источником физических событий.

    Исследования показывают, что магическое мышление одновременно и менее, и более распространено, чем считалось ранее. Во-первых, данные свидетельствуют о том, что, хотя маленькие дети действительно используют магическое мышление, их эгоцентризм гораздо менее распространен и глубок, и они способны к гораздо более сложному пониманию физической причинности в гораздо более раннем возрасте, чем предполагал Пиаже. Во-вторых, взрослые, несмотря на их способность к научному мышлению, действительно придерживаются религиозных верований, которые часто включают в себя черты магического мышления, временами вовлекаются в магическое мышление и могут поддаться влиянию, чтобы думать таким образом при некоторых обстоятельствах.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts