Опрос психология: Опрос — это, в психологии

Восемнадцатый общенациональный опрос: Психологические маркеры войны (8-9 октября 2022) — Украина — Исследования

 В рамках восемнадцатой волны проекта «Украина в условиях войны» Социологической группой «Рейтинг» было проведено очередное исследование психологических маркеров: уровней жизнестойкости, психологического истощения и стратегии поведения потребителей.

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН

• Несколько выросло количество респондентов, которые вынуждены были покинуть место постоянного проживания с 24 февраля 2022 года. Рост происходит за счет роста количества внутри перемещенных лиц из восточных и южных регионов.
 

• 85% опрошенных выражают намерение вернуться домой: 21% – в ближайшее время, 19% – хотят вернуться, но подождут, 45% – вернутся, но после окончания войны. Только 6% отметили, что уже не вернутся домой. По сравнению с июлем э.г. возросло количество тех, кто планирует возвращаться немедленно, и уменьшилось тех, кто вернется после войны, или вообще не вернется.
 

• Продолжается постепенное возвращение граждан в места работы. Сегодня 38% работавших до войны вернулись на свои рабочие места в обычном режиме, 18% – работают дистанционно, 7% – нашли новое место работы. Несмотря на это, треть таких опрошенных до сих пор не работает. Больше всего среди самых молодых и старших опрошенных, женщин, жителей востока. В этом опросе впервые зафиксированы положительные тенденции с возвращением на работу среди жителей юга и востока. В то же время следует иметь в виду, что региональная идентификация проходит по месту жительства до 24 февраля 2022 года.

 

 

УРОВЕНЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

• Украинцы на восьмом месяце войны в дальнейшем демонстрируют хороший уровень жизнестойкости (3.9 из 5). Составляющие этого показателя: психологическая устойчивость (3.9) и поддержка физического здоровья (3.7) – не претерпели существенных изменений по сравнению с июнем.
 

• Относительно высокий показатель психологической устойчивости обеспечивается в первую очередь интересом к происходящему вокруг (4.

5), планами на будущее (4.2), нормальным питанием (4.2), отсутствием сожаления о прошлом (4.1) и уверенностью в своих решениях (4.0).
 

• Больше всего сегодня украинцы страдают от усталости (только 34% ее не чувствуют) и недостатка полноценного сна (только 47% имеют полноценный сон). Такие реакции организма естественны для стресса и при этом достаточно изнурительны. Несмотря на это, другие эмоциональные и моральные показатели граждан в лучшем состоянии.
 

• С апреля наблюдается снижение показателей нормального питания, в то же время растут показатели полноценного сна. Это позволяет держать относительный баланс поддержки физического здоровья.
 

• Женщины имеют более низкий уровень жизнестойкости, чем мужчины. Относительно более низкий уровень жизнестойкости фиксируется у самых молодых и старших. Наличие работы положительно влияет на жизнестойкость: работающие полноценно или частично чувствуют себя лучше, чем те, кто не работают, потому что работа (занятость, коллектив) и зарплата закрывают базовую потребность в безопасности и принадлежности к сообществу.

Также более высокий уровень жизнестойкости наблюдается среди тех, кто имеет родственников, которые сегодня воюют.
 

• В региональном разрезе в данном исследовании не наблюдается существенных отличий по интегральному показателю. В то же время заметен существенный разрыв между индексом физического здоровья (относительно более низкий уровень) и психологической устойчивости (относительно более высокий уровень) у жителей юга.
 

• Во всех категориях опрошенных психологическая жизнестойкость (3.9) выше показателей физического состояния (3.7). Как и в предыдущем исследовании, подтверждается гипотеза о том, что война физически истощила больше, а психологическая выносливость пока остается относительно устойчивой.

 

• Динамика индекса жизнестойкости несколько улучшилась. У украинцев, несмотря на восьмой месяц войны, все еще хватает физических и моральных сил жить в сложных условиях, работать, помогать, воевать.
 

 

УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСТОЩЕНИЯ

• Динамика исследования эмоциональных состояний за период с марта по октябрь 2022 г. показывает, что изменения в повседневной оценке собственного эмоционального напряжения в дальнейшем незначительны. Пик напряжения наблюдался в начале апреля 2022 (3.5), в июне наблюдалось постепенное снижение уровня стрессового состояния (3.3), в октябре – фиксацию на том же уровне (3.3).
 

• В спокойном и спокойном состоянии находятся 24% украинцев. В напряженном и очень напряженном – 40% – это относительно невысокий показатель для военного времени. Напряженность растет с возрастом, так как вероятно сужаются возможности позаботиться о себе, материальных и других ресурсах. Также она чаще присуща женщинам (вероятно из-за более высокой чувствительности и необходимости заботиться не только о себе, а о детях) и лицам, которые меняли место жительства – необходимость адаптации к новому месту, ситуация неопределенности, изменение привычных условий жизни значительно повышают стресс.

 

• Индекс психологического истощения все еще достаточно умерен (2.0). В динамике с апреля по октябрь 2022 года он не изменился, кроме в показателе доверия к людям (снизилась). Увеличилось число тех, кто считает, что людям нельзя доверять, и думает о том, что со мной может произойти что-то плохое. Последнее, вероятно, связано с новостями о разрушениях и погибших, и с осознанием, что мало осталось тех, кого это хотя бы косвенно не коснулось.

 

• Индекс психологического истощения продолжает удерживаться за счет относительно более высокого уровня недоверия к другим (2,7) и печальному настроению (2.6). Однако украинцы не чувствуют себя «мертвыми» внутри (1.6) и все еще могут положиться на себя (1.4). Также большинство не чувствует себя слабыми, а окружающий мир не воспринимается враждебным и опасным. С апреля наблюдается уменьшение показателей «печального» настроения, в то же время рост недоверия к другим и уныния в возможность положиться на себя.
 

• Наиболее истощенными чувствуют себя респонденты младшего и старшего возраста, женщины, жители с востока и запада страны, те, кто не работает или на пенсии, изменили свое место жительства, а также имеющие родственников на войне.


 

• Мониторинг эмоциональных состояний, уровня жизнестойкости и психологического истощения с марта года по октябрь 2022 показал, что в целом украинцы смогли удержать и стабилизировать свое психологическое и эмоциональное состояние, приобрести достаточную компетентность в преодолении стрессовых событий военной жизни. Группами риска остаются молодые, люди постарше, женщины и те, кто потерял работу.

 

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

• Чаще всего респонденты принимают решение о покупке продуктов и товаров исходя из соответствия цены и качества (42%). По 29% руководствуются тем, что регулярно покупают одни и те же товары (стратегия регулярного потребления) или из-за возможности купить их дешевле (стратегия минимизации затрат). 20% покупают, потому что покупка доставляет удовольствие (гедонисты), 13% – покупают товары наилучшего качества (перфекционисты). Только 4% отметили, что покупают товары импульсивно (стратегия импульсивного потребления), 2% – потому, что товар является новинкой (потребление новинок).

Соответствие цены и качества, регулярность покупки присущи младшему и среднему поколению, которые руководствуются рациональным подходом к расходам. Покупка по более низкой цене – старшему, поскольку у них чаще более низкие доходы и они вынуждены экономить. Молодежь также относительно чаще покупает товары, поэтому еще это доставляет удовольствие или же руководствуясь показателем качества – это соответствует ценностям молодого поколения, которые являются большими гедонистами и перфекционистами. Регулярность и мотив «дешевизны» преобладает у женщин, соответствие цене и качеству, особенно лучшему – мужчинам. Следовательно, женщины имеют более рациональные стратегии, а мужчины – эмоциональные, хотя обычно ориентацию на эмоции приписывают женщинам, однако у женщин обычно доходы ниже, чем у мужчин.
 

• Результаты кластерного анализа стратегии поведения потребителей позволили разделить потребителей на следующие группы: гедонисты (38%), рационалисты (24%), традиционалисты (21%) и экономные (19%). «Гедонисты» — выбирают товары наилучшего качества, покупают то, что по цене отвечает качеству и доставляет удовольствие – преобладают в категории молодежи, среди мужчин и тех, кто работает (соответственно имеет более высокие доходы). Рационалистов, которые покупают дешевле и когда есть хорошее соотношение цена – качество, их больше среди представителей среднего поколения, мужчин, работающих, а также пенсионеров. «Традиционалистов», которые покупают одни и те же товары в соотношении «цена – качество», их больше среди молодежи и работающих. «Экономных», которые покупают дешевле и одно и то же – больше среди старших, женщин (их больше среди старейшей категории) и безработных и тех, кто на пенсии. В целом это хорошие, адекватные стратегии развитых обществ с неплохими экономическими показателями.

 

 

Аудитория: население Украины в возрасте от 18 лет и старше во всех областях, кроме временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса, а также территорий, где на момент опроса отсутствует украинская мобильная связь. Результаты взвешены с использованием актуальных данных Государственной службы статистики Украины. Выборка репрезентативна по возрасту, полу и типу поселения. Выборочная совокупность: 1000 респондентов. Метод опроса: CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing – телефонные интервью с использованием компьютера. На основе случайной выборки мобильных телефонных номеров). Ошибка репрезентативности исследования с доверительной вероятностью 0,95: не более 3,1%. Сроки проведения: 8-9 октября 2022

 

По вопросам комментирования результатов этого исследования просим обращаться к директору исследовательской лаборатории «Рейтинг Лаб», доктору психологических наук, профессору Марианне Ткалич. Тел.: +38 (050) 322-09-25 (WhatsApp, Signal),

e-mail: [email protected]

Кто связывает будущее своих детей с наукой: опрос Института психологии РАН и социологической группы ЦИРКОН

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

27. 09.2022 / 20:00

текст:

Юрий Медведев

Среди родителей каждый второй не против видеть своего ребенка научным работником или ученым. / Сергей Куксин

Согласно опросу, который провели сотрудники Института психологии РАН и социологическая группа ЦИРКОН, наукой интересуются более 2/3 россиян. Наиболее высок интерес среди респондентов в возрасте от 45 до 54 лет (71%), ниже всего — в возрасте 18-24 лет (61%). Примечательно, что 33 процента молодых людей, интересующихся наукой, «мечтали стать ученым, когда были ребенком».

Новости о достижениях науки россияне получают в основном из телевидения, радио и газет (65%), а также из интернета, соцсетей, которые предпочитает молодежь.

Около 86% респондентов считают, что науки и технологии делают жизнь легче и удобнее. Больше всего людей интересуют разработки в области медицины, которую в лидеры вывела пандемия.

В то же время 42% участников опроса не смогли назвать ни одного крупного достижения науки последних десяти лет. Более того, только 9% назвали фамилии ныне здравствующих российских ученых мирового уровня. Опрос подтвердил, что российская наука в настоящее время, к сожалению, практически не имеет в общественном мнении своих «звезд».

Только 18 процентов опрошенных согласились с тем, что российский бизнес активно внедряет в практику достижения отечественных ученых

Тем не менее уровень доверия к российским ученым составляет 83%. У молодежи этот показатель несколько ниже, чем в старших поколениях: в возрасте от 25 до 34 лет эта цифра 76%, а в группе старше 65 лет — 88%. В целом же доверие к науке выше, чем к другим социальным институтам.

Одним из ключевых показателей популяризации науки в России стало отношение родителей к научной карьере для собственных детей. Около 32% безусловно, а 24% — скорее хотели бы видеть своего ребенка научным работником или ученым. В сумме это дает оптимистичные 56%.

Как воспринимают россияне профессию ученого? Они считают ее сложной, престижной и уважаемой. Хотя и недостаточно хорошо оплачиваемой. Только 18% россиян согласились с тем, что российский бизнес активно внедряет достижения отечественных ученых. Это серьезный барьер для привлечения молодежи в науку.

В связи с только прошедшими выборами нового президента РАН особенно интересен вопрос, что об академии знают россияне. По данным опроса, 32%, что называется, «в курсе», а 57% что-то слышали. Уровень доверия к ней составляет 67%. В наибольшей степени доверяют люди в возрасте 55-64 лет (72%), а в наименьшей — 25-34 лет (62%).

Большинство знающих о РАН в числе ее важнейших задач называют расширение знаний о мире и человеке, прикладные исследования, а также определение научной политики и основных направлений научно-технологического развития России. Наименее популярна точка зрения, что РАН должна стать клубом ученых (2% респондентов).

По мнению авторов исследования, высокий кредит доверия к ученым позволяет более активно доносить до общества позицию РАН по наиболее актуальным вопросам, представлять подготовленные ею научно обоснованные прогнозы, информировать, как российские предприятия используют разработки ученых. При популяризации науки необходимо больше внимания уделять биографиям современных российских ученых и развитию молодежных сообществ.

Российская газета — Федеральный выпуск: №217(8865)

Поделиться

Ресурсы — Исследования — Факультет психологии Вашингтонского университета

Департамент предлагает множество услуг, помогающих в исследованиях и интеграции в образовательный процесс. К ним относятся:

Общие ресурсы

Пул психологических исследований

Пул психологических исследований (PRP) представляет собой административный механизм, который (а) предлагает студентам бакалавриата, обучающимся на курсах психологии, удобный способ получить опыт в широком спектре психологических исследований , и (b) предоставляет преподавателям и аспирантам факультета психологии участников для их исследовательских проектов. Участие студентов в PRP является полностью добровольным.

Читать далее

Qualtrics

Департамент приобрел лицензию на Quatrics. Подробную информацию см. ниже.

Что у нас есть:

  • Неограниченная ведомственная лицензия Qualtrics для факультета психологии с использованием только преподавателями психологии, сотрудниками и студентами/докторантами.
  • Неограниченное количество опросов
  • Неограниченное количество ответов
  • Неограниченная техническая поддержка и обучение.

Включает следующие надстройки:

  • Загрузка файлов. Участники опроса могут прикреплять файлы обратно к создателю опроса. Узнайте больше — здесь (например, пример опроса о загрузке файлов)
  • Автономное приложение. — Используется для исследователей, которые занимаются сбором данных там, где онлайн-доступ недоступен. Узнать больше — здесь
  • SMS-опросы (рассылка через текстовые сообщения)

Чтобы создать учетную запись, следуйте инструкциям здесь.

SPSS

Кафедра психологии может предоставить бессрочные лицензии SPSS v 19любому преподавателю за его персональные настольные компьютеры в кампусе и рабочие столы, связанные с лабораторией (включая рабочие столы студентов в кампусе).

Срок действия этих лицензий не ограничен. Эти лицензии доступны для настольных компьютеров, расположенных в зданиях ведомств. Лицензии не предоставляются для ноутбуков, которые выносятся за пределы здания, или для домашних компьютеров. Чтобы получить доступ к этим лицензиям, свяжитесь с Дугом Калком.

В настоящее время отдел не предлагает лицензии на версии SPSS новее версии 19. Более новые лицензии можно приобрести через университет со скидкой, и эти лицензии требуют ежегодного продления.

Аспиранты могут приобретать домашние лицензии со значительной скидкой через университет или могут бесплатно получить доступ к SPSS через облачный сервер Центра исследований в области демографии и экологии здесь Neuroscience, и этот центр сотрудничает с более широким сообществом университетского городка в управлении специализированным сканером Siemens 3-Tesla для использования в исследованиях нейровизуализации человека. Информацию о сканере можно найти по адресу: https://depts. washington.edu/chnadmin/

Вопросы относительно сканера также можно адресовать директору Джеффри Бойнтону и заместителю директора Джону Пайлсу.

Исследовательский центр электрофизиологии

В отделении используется современная система ЭЭГ BioSemi. Лаборатория находится в Кинкейд-холле. Вопросы, касающиеся планирования и использования системы, можно направлять руководителю лаборатории и старшему научному сотруднику Марку Петте, доктору философии: pettetmw по адресу gmail.com

.

2.2 Подходы к исследованиям — Психология 2e

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описывать различные методы исследования, используемые психологами
  • Обсудите сильные и слабые стороны тематических исследований, натуралистических наблюдений, опросов и архивных исследований
  • Сравните лонгитюдный и кросс-секционный подходы к исследованиям
  • Сравните и сопоставьте корреляцию и причинно-следственную связь

Психологам доступно множество исследовательских методов в их попытках понять, описать и объяснить поведение и когнитивные и биологические процессы, лежащие в его основе. Некоторые методы основаны на методах наблюдения. Другие подходы включают взаимодействие между исследователем и изучаемыми людьми — от серии простых вопросов до обширных, подробных интервью — и хорошо контролируемых экспериментов.

Каждый из этих методов исследования имеет уникальные сильные и слабые стороны, и каждый метод может подходить только для определенных типов исследовательских вопросов. Например, исследования, основанные главным образом на наблюдении, дают невероятное количество информации, но возможность применить эту информацию к большей популяции несколько ограничена из-за небольшого размера выборки. Опросные исследования, с другой стороны, позволяют исследователям легко собирать данные из относительно больших выборок. Хотя это позволяет легче обобщать результаты для большей совокупности, информация, которая может быть собрана в ходе любого данного обследования, несколько ограничена и связана с проблемами, связанными с любым типом данных, предоставленных самими исследователями. Некоторые исследователи проводят архивные исследования, используя существующие записи. Хотя это может быть довольно недорогой способ сбора данных, которые могут дать представление о ряде исследовательских вопросов, исследователи, использующие этот подход, не могут контролировать, как и какие данные были собраны. Все описанные до сих пор методы носят корреляционный характер. Это означает, что исследователи могут говорить о важных взаимосвязях, которые могут существовать между двумя или более интересующими переменными. Однако корреляционные данные нельзя использовать для утверждения причинно-следственных связей.

Корреляционное исследование может найти взаимосвязь между двумя переменными, но единственный способ, которым исследователь может заявить, что взаимосвязь между переменными является причиной и следствием, — это провести эксперимент. В экспериментальных исследованиях, которые будут обсуждаться далее в этой главе, имеется огромный контроль над представляющими интерес переменными. Хотя это мощный подход, эксперименты часто проводятся в искусственных условиях. Это ставит под сомнение достоверность экспериментальных результатов в отношении того, как они будут применяться в реальных условиях. Кроме того, многие вопросы, на которые психологи хотели бы ответить, не могут быть решены с помощью экспериментальных исследований из-за этических соображений.

Клинические или тематические исследования

В 2011 году газета New York Times опубликовала очерк о Кристе и Татьяне Хоган, канадских девочках-близнецах. Эти конкретные близнецы уникальны, потому что Криста и Татьяна — сиамские близнецы, соединенные головой. Есть свидетельства того, что две девочки связаны в части мозга, называемой таламусом, который является основным сенсорным ретрансляционным центром. Большая часть поступающей сенсорной информации отправляется через таламус, прежде чем достигает более высоких областей коры головного мозга для обработки.

Последствия этой потенциальной связи означают, что один из близнецов может испытать ощущения другого близнеца. Например, если Криста смотрит особенно смешную телевизионную программу, Татьяна может улыбаться или смеяться, даже если она не смотрит программу. Эта конкретная возможность вызвала интерес у многих нейробиологов, стремящихся понять, как мозг использует сенсорную информацию.

Эти близнецы представляют собой огромный ресурс в изучении мозга, и, поскольку их состояние очень редкое, вполне вероятно, что, пока их семьи согласны, ученые будут очень внимательно следить за этими девочками на протяжении всей их жизни, чтобы получить как можно больше информации. (Доминус, 2011).

Со временем стало ясно, что, хотя Криста и Татьяна разделяют некоторые сенсорные переживания и двигательный контроль, они остаются двумя разными людьми, что дает неоценимую информацию исследователям, интересующимся разумом и мозгом (Egnor, 2017).

В обсервационных исследованиях ученые проводят клиническое или тематическое исследование, когда они сосредотачиваются на одном человеке или всего на нескольких людях. Действительно, некоторые ученые проводят всю свою карьеру, изучая лишь 10–20 человек. Зачем им это делать? Очевидно, что когда они сосредотачивают свое внимание на очень небольшом числе людей, они могут получить ценную информацию об этих случаях. Богатство информации, собранной в ходе клинических исследований или тематических исследований, не имеет себе равных ни в одном другом исследовательском методе. Это позволяет исследователю иметь очень глубокое понимание людей и конкретного изучаемого явления.

Если клинические исследования или тематические исследования предоставляют так много информации, почему исследователи не проводят их чаще? Как оказалось, основным преимуществом этого конкретного подхода является также его слабость. Как упоминалось ранее, этот подход часто используется при изучении лиц, которые интересны исследователям тем, что обладают редкой характеристикой. Таким образом, люди, которые служат объектом тематических исследований, не похожи на большинство других людей. Если ученые в конечном счете захотят объяснить все поведение, сосредоточение внимания на такой особой группе людей может затруднить обобщение каких-либо наблюдений на большую популяцию в целом. Обобщение относится к способности применять результаты конкретного исследовательского проекта к более широким слоям общества. Опять же, тематические исследования предоставляют огромное количество информации, но, поскольку случаи настолько специфичны, возможность применить полученные знания к среднему человеку может быть очень ограниченной.

Натуралистическое наблюдение

Если вы хотите понять, как происходит поведение, один из лучших способов получить информацию — просто наблюдать за поведением в его естественном контексте. Однако люди могут изменить свое поведение неожиданным образом, если будут знать, что за ними наблюдают. Как исследователи получают точную информацию, когда люди склонны скрывать свое естественное поведение? В качестве примера представьте, что ваш профессор просит всех в вашем классе поднять руку, если они всегда моют руки после туалета. Скорее всего, почти все в классе поднимут руку, но вы думаете, что мытье рук после каждого похода в туалет действительно настолько универсально?

Это очень похоже на явление, упомянутое ранее в этой главе: многие люди не чувствуют себя комфортно, честно отвечая на вопрос. Но если мы стремимся узнать факты о мытье рук, у нас есть другие варианты.

Предположим, мы отправляем одноклассника в туалет, чтобы посмотреть, все ли моют руки после посещения туалета. Сможет ли наш наблюдатель смешаться с окружающей средой туалета, надев белый лабораторный халат, сидя с планшетом и глядя на раковину? Мы хотим, чтобы наш исследователь был незаметен — возможно, стоял у одной из раковин, делая вид, что надевает контактные линзы, и тайно записывая соответствующую информацию. Этот тип наблюдательного исследования называется натуралистическим наблюдением: наблюдение за поведением в его естественной обстановке. Чтобы лучше понять исключение сверстников, Сюзанна Фангер вместе с коллегами из Техасского университета наблюдала за поведением детей дошкольного возраста на игровой площадке. Как наблюдатели оставались незаметными на протяжении всего исследования? Они снабдили нескольких детей беспроводными микрофонами (о которых дети быстро забыли) и наблюдали за происходящим на расстоянии. Кроме того, дети в этом конкретном дошкольном учреждении («лабораторном дошкольном учреждении») привыкли к тому, что на игровой площадке есть наблюдатели (Fanger, Frankel, & Hazen, 2012).

Крайне важно, чтобы наблюдатель был как можно более ненавязчивым и незаметным: когда люди знают, что за ними наблюдают, они с меньшей вероятностью будут вести себя естественно. Если у вас есть сомнения по этому поводу, спросите себя, как ваше поведение за рулем может отличаться в двух ситуациях: в первой ситуации вы едете по пустынному шоссе в середине дня; во второй ситуации вас преследует полицейская машина по тому же пустынному шоссе (рис. 2.7).

Рисунок 2,7 Вид полицейской машины позади вас, вероятно, повлияет на ваше поведение за рулем. (кредит: Майкл Гил)

Следует отметить, что натуралистические наблюдения не ограничиваются исследованиями с участием человека. Действительно, некоторые из самых известных примеров натуралистического наблюдения связаны с тем, что исследователи отправляются в поле, чтобы наблюдать за различными видами животных в их собственной среде. Как и в случае с людьми, исследователи сохраняют дистанцию ​​и избегают мешать животным, чтобы не влиять на их естественное поведение. Ученые использовали эту технику для изучения социальной иерархии и взаимодействия между животными, от сусликов до горилл. Информация, полученная в результате этих исследований, бесценна для понимания того, как эти животные организуются в обществе и общаются друг с другом. Антрополог Джейн Гудолл, например, почти пять десятилетий наблюдала за поведением шимпанзе в Африке (рис. 2.8). В качестве иллюстрации типов опасений, с которыми исследователь может столкнуться при натуралистическом наблюдении, некоторые ученые критиковали Гудолла за то, что он давал шимпанзе имена, а не называл их по номерам — считалось, что использование имен подрывает эмоциональную отстраненность, необходимую для объективности исследования. (Маккай, 2010).

Рисунок 2,8 (а) Джейн Гудолл сделала карьеру, проводя натуралистические наблюдения за (б) поведением шимпанзе. (кредит «Джейн Гудолл»: модификация работы Эрика Херсмана; «шимпанзе»: модификация работы «Afrika Force»/Flickr.com)

Наибольшее преимущество натуралистического наблюдения заключается в достоверности или точности информации, собранной ненавязчиво в естественных условиях. То, что люди ведут себя так, как они обычно ведут себя в данной ситуации, означает, что у нас есть более высокая степень экологической достоверности или реализма, чем мы могли бы достичь с другими исследовательскими подходами. Таким образом, наша способность обобщать результаты исследования на реальные ситуации повышается. Если все сделано правильно, нам не нужно беспокоиться о том, что люди или животные изменят свое поведение просто потому, что за ними наблюдают. Иногда люди могут предположить, что программы реальности дают нам представление о подлинном человеческом поведении. Однако принцип незаметного наблюдения нарушается, поскольку за звездами реалити-шоу следят съемочные группы и берут интервью на камеру для личных признаний. Учитывая эту среду, мы должны сомневаться в том, насколько естественным и реалистичным является их поведение.

Основным недостатком натуралистических наблюдений является то, что их часто трудно настроить и контролировать. В нашем исследовании туалета, что если бы вы простояли в туалете весь день, готовясь записать, как люди моют руки, и никто не вошел? Или что, если вы внимательно наблюдали за стаей горилл в течение нескольких недель только для того, чтобы обнаружить, что они мигрировали на новое место, пока вы спали в своей палатке? Преимущество реалистичных данных имеет свою цену. Как исследователь, вы не можете контролировать, когда (и есть ли) у вас поведение для наблюдения. Кроме того, этот тип наблюдательных исследований часто требует значительных затрат времени, денег и удачи.

Иногда исследования включают структурированное наблюдение. В этих случаях за людьми наблюдают, выполняя поставленные конкретные задачи. Отличный пример структурированного наблюдения можно найти в «Странной ситуации» Мэри Эйнсворт (подробнее об этом вы прочтете в главе о развитии продолжительности жизни). Странная ситуация — это процедура, используемая для оценки стилей привязанности, существующих между младенцем и опекуном. В этом сценарии воспитатели приводят своих младенцев в комнату, полную игрушек. Странная ситуация включает в себя ряд фаз, в том числе появление незнакомца в комнате, выход опекуна из комнаты и возвращение опекуна в комнату. Поведение младенца внимательно отслеживается на каждой фазе, но именно поведение младенца при воссоединении с опекуном является наиболее показательным с точки зрения характеристики стиля привязанности младенца к опекуну.

Еще одной потенциальной проблемой в наблюдательных исследованиях является предвзятость наблюдателя. Как правило, люди, выступающие в роли наблюдателей, активно участвуют в исследовательском проекте и могут бессознательно искажать свои наблюдения, чтобы они соответствовали их исследовательским целям или ожиданиям. Чтобы защититься от такого рода предвзятости, исследователи должны иметь четкие критерии, установленные для типов регистрируемого поведения и того, как это поведение следует классифицировать. Кроме того, исследователи часто сравнивают наблюдения одного и того же события несколькими наблюдателями, чтобы проверить межоценочную надежность: показатель надежности, который оценивает согласованность наблюдений разных наблюдателей.

Опросы

Часто психологи разрабатывают опросы как средство сбора данных. Опросы представляют собой списки вопросов, на которые должны ответить участники исследования, и могут быть предоставлены в виде вопросников, написанных карандашом и бумагой, в электронном или устном виде (рис. 2.9). Как правило, сам опрос можно провести за короткое время, а простота проведения опроса позволяет легко собирать данные от большого количества людей.

Опросы позволяют исследователям собирать данные из более крупных выборок, чем могут быть предоставлены другими методами исследования . Выборка — это подмножество лиц, выбранных из совокупности, которая представляет собой общую группу лиц, интересующих исследователей. Исследователи изучают выборку и стремятся распространить свои выводы на всю совокупность. Как правило, исследователи начинают этот процесс с расчета различных показателей центральной тенденции на основе собранных ими данных. Эти меры дают общее представление о том, как выглядит типичный ответ. Есть три меры центральной тенденции: мода, медиана и среднее. Мода — это наиболее часто встречающийся ответ, медиана лежит в середине заданного набора данных, а среднее — это среднее арифметическое всех точек данных. Средства, как правило, наиболее полезны при проведении дополнительных анализов, подобных описанным ниже; однако средние значения очень чувствительны к влиянию выбросов, и поэтому необходимо учитывать эти эффекты при оценке того, что показатели центральной тенденции говорят нам о рассматриваемом наборе данных.

Рисунок 2,9 Опросы можно проводить несколькими способами, включая электронные исследования, такие как опрос, показанный здесь. (кредит: Роберт Найман)

У опроса есть как сильные, так и слабые стороны по сравнению с тематическими исследованиями. Используя опросы, мы можем собирать информацию от большей выборки людей. Более крупная выборка лучше отражает фактическое разнообразие населения, что обеспечивает лучшую обобщаемость. Следовательно, если наша выборка достаточно велика и разнообразна, мы можем предположить, что данные, которые мы собираем в ходе опроса, могут быть обобщены на большую совокупность с большей уверенностью, чем информация, собранная в ходе тематического исследования. Однако, учитывая большее количество вовлеченных людей, мы не можем собрать такую ​​же подробную информацию о каждом человеке, которая была бы собрана в тематическом исследовании.

Еще одна потенциальная слабость опросов — это то, о чем мы уже упоминали ранее в этой главе: люди не всегда дают точные ответы. Они могут лгать, неправильно помнить или отвечать на вопросы таким образом, чтобы, по их мнению, выглядеть хорошо. Например, люди могут сообщать о том, что пьют меньше алкоголя, чем на самом деле.

С помощью опросов можно получить ответы на любое количество исследовательских вопросов. Одним из реальных примеров является исследование, проведенное Дженкинсом, Руппелем, Кизером, Йелом и Гриффином (2012 г.) о реакции на арабо-американское сообщество США после террористических атак 11 сентября 2001 г. Дженкинс и его коллеги хотели определить, в какой степени это негативное отношение к американцам арабского происхождения все еще существовало спустя почти десять лет после того, как произошли нападения. В одном исследовании 140 участников заполнили анкету с 10 вопросами, в том числе вопросами, напрямую касающимися явного предвзятого отношения участников к людям разных национальностей. В опросе также задавались косвенные вопросы о том, насколько вероятно, что участник будет взаимодействовать с человеком данной этнической принадлежности в различных условиях (например, «Как вы думаете, насколько вероятно, что вы представитесь человеку арабского происхождения?» американского происхождения?»). Результаты исследования показали, что участники не желали сообщать о предвзятом отношении к какой-либо этнической группе. Однако были существенные различия в их характере ответов на вопросы о социальном взаимодействии с американцами арабского происхождения по сравнению с другими этническими группами: они указывали на меньшую готовность к социальному взаимодействию с американцами арабского происхождения по сравнению с другими этническими группами. Это свидетельствовало о том, что участники питали тонкие формы предубеждения против американцев арабского происхождения, несмотря на их утверждения, что это не так (Jenkins et al., 2012).

Архивные исследования

Некоторые исследователи получают доступ к большим объемам данных, не взаимодействуя ни с одним участником исследования. Вместо этого они используют существующие записи, чтобы ответить на различные исследовательские вопросы. Этот тип исследовательского подхода известен как архивное исследование. Архивные исследования основаны на просмотре прошлых записей или наборов данных для поиска интересных закономерностей или взаимосвязей.

Например, исследователь может получить доступ к академическим записям всех лиц, поступивших в колледж за последние десять лет, и рассчитать, сколько времени им потребовалось для получения степени, а также нагрузку на курсы, оценки и внеучебную активность. Архивные исследования могут предоставить важную информацию о том, кто с наибольшей вероятностью завершит свое образование, и могут помочь выявить важные факторы риска для учащихся, испытывающих затруднения (рис. 2.10).

Рисунок 2.10 Исследователь, проводящий архивные исследования, изучает записи, независимо от того, хранятся ли они в виде (а) печатной копии или (б) в электронном виде. (кредит «бумажные файлы»: модификация работы «Ньютаун граффити»/Flickr; «компьютер»: модификация работы INPIVIC Family/Flickr)

При сравнении архивных исследований с другими методами исследования есть несколько важных различий. Во-первых, исследователь, проводящий архивные исследования, никогда напрямую не взаимодействует с участниками исследования. Таким образом, затраты времени и денег на сбор данных значительно меньше при архивных исследованиях. Кроме того, исследователи не имеют никакого контроля над тем, какая информация была первоначально собрана. Поэтому вопросы исследования должны быть адаптированы таким образом, чтобы на них можно было ответить в рамках структуры существующих наборов данных. Также нет гарантии согласованности между записями из одного источника в другой, что может затруднить сравнение и сопоставление различных наборов данных.

Продольные и поперечные исследования

Иногда мы хотим увидеть, как люди меняются со временем, например, при изучении человеческого развития и продолжительности жизни. Когда мы тестируем одну и ту же группу людей неоднократно в течение длительного периода времени, мы проводим лонгитюдное исследование. Лонгитюдное исследование — это исследовательский план, при котором сбор данных осуществляется неоднократно в течение длительного периода времени. Например, мы можем опросить группу людей об их пищевых привычках в возрасте 20 лет, повторно протестировать их десять лет спустя в возрасте 30 лет, а затем еще раз в возрасте 40 лет9. 0003

Другим подходом является поперечное исследование. В поперечном исследовании исследователь сравнивает несколько сегментов населения одновременно. Используя приведенный выше пример пищевых привычек, исследователь может напрямую сравнить разные группы людей по возрасту. Вместо того, чтобы изучать группу людей в течение 20 лет, чтобы увидеть, как их пищевые привычки менялись от десятилетия к десятилетию, исследователь изучил группу 20-летних людей и сравнил их с группой 30-летних людей и группа лиц в возрасте 40 лет. Хотя поперечное исследование требует более краткосрочных инвестиций, оно также ограничено различиями, существующими между разными поколениями (или когортами), которые не имеют ничего общего с возрастом как таковым, а скорее отражают социальный и культурный опыт разных поколений людей. личности делают их отличными друг от друга.

Чтобы проиллюстрировать эту концепцию, рассмотрим следующие результаты опроса. В последние годы наблюдается значительный рост общественной поддержки однополых браков. Многие исследования на эту тему разбивают участников опроса на разные возрастные группы. В целом молодые люди больше поддерживают однополые браки, чем люди старшего возраста (Jones, 2013). Означает ли это, что с возрастом мы становимся менее восприимчивыми к идее однополых браков, или это означает, что пожилые люди имеют разные точки зрения из-за социального климата, в котором они выросли? Лонгитюдное исследование является мощным подходом, потому что одни и те же люди участвуют в исследовательском проекте с течением времени, а это означает, что исследователи должны меньше беспокоиться о различиях между когортами, влияющих на результаты их исследования.

Часто лонгитюдные исследования используются при изучении различных заболеваний, чтобы понять конкретные факторы риска. В таких исследованиях часто участвуют десятки тысяч человек, за которыми наблюдают в течение нескольких десятилетий. Учитывая огромное количество людей, участвующих в этих исследованиях, исследователи могут быть уверены, что их выводы могут быть распространены на более широкую популяцию. Исследование по предотвращению рака-3 (CPS-3) — одно из серии лонгитюдных исследований, спонсируемых Американским онкологическим обществом и направленных на определение прогностических факторов риска, связанных с раком. Когда участники присоединяются к исследованию, они заполняют анкету о своей жизни и истории семьи, предоставляя информацию о факторах, которые могут вызвать или предотвратить развитие рака. Затем каждые несколько лет участники проходят дополнительные опросы. В конце концов, сотни тысяч участников будут отслеживаться в течение 20 лет, чтобы определить, у кого из них разовьется рак, а у кого нет.

Очевидно, что этот тип исследования важен и потенциально очень информативен. Например, более ранние лонгитюдные исследования, спонсируемые Американским онкологическим обществом, представили некоторые из первых научных демонстраций уже хорошо установленных связей между повышенным уровнем заболеваемости раком и курением (Американское онкологическое общество, без даты) (рис. 2.11).

Рисунок 2.11 Продольные исследования, такие как CPS-3, помогают нам лучше понять, как курение связано с раком и другими заболеваниями. (кредит: CDC/Дебора Картахена)

Как и любая исследовательская стратегия, лонгитюдное исследование не лишено ограничений. Во-первых, эти исследования требуют невероятных затрат времени со стороны исследователя и участников исследования. Учитывая, что для завершения некоторых лонгитюдных исследований требуются годы, если не десятилетия, результаты не будут известны в течение значительного периода времени. Помимо временных затрат, эти исследования также требуют значительных финансовых вложений. Многие исследователи не в состоянии задействовать ресурсы, необходимые для доведения лонгитюдного проекта до конца.

Участники исследования также должны быть готовы продолжать свое участие в течение длительного периода времени, и это может быть проблематично. Люди переезжают, женятся и берут новые имена, заболевают и в конце концов умирают.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts