Основные понятия гуманистическая психология: Гуманистическая психология: понятие, основные идеи, теории

Содержание

Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность

Гуманистическими считаются теории личности, изначально признающие человека существом духовным, положительным, стремящимся к саморазвитию и самоактуализации. Весь негатив, свойственный людям, гуманистические теории склонны объяснять неблагоприятным воздействием внешних факторов. Таким образом, согласно теории гуманизма, изначально человек не может быть носителем отрицательных черт и характеристик.

Предыстория появления гуманистических теорий личности

Гуманистические теории личности стали логическим этапом развития психологии и прочих наук, в центре внимания которых был человек. Достаточно долго в психологии господствующее положении занимали теории, согласно которым сущность и поведение человека предопределяется, в основном, биологическими факторами.

На этом постулате строились гипотезы, аналогии с животным миром млекопитающих, проводились эксперименты и прочие исследования. С этих позиций удалось исследовать многие аспекты личности человека, но далеко не все. Обрела актуальность задача найти методы объяснения тем аспектам личности, которые не поддаются экспериментальному исследованию и объяснению с точки зрения физиологии.

Альфред Адлер

Первым позволил себе отойти от биологической составляющей как главной детерминанты поведения человека австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Он в качестве главного фактора развития человека выделил социальный интерес. Также Адлер стал первым, кто отвел огромную роль творческой составляющей в личности человека. Под творческим «Я» Адлер понимает стремление человека найти свою уникальность и создать свой собственный жизненный опыт.

Соответственно, каждого человека можно рассматривать как уникальную личность со своим набором характеристик, взглядов, мотивов, ценностей. Адлер считал, что основы будущего стиля жизни человека закладываются в раннем детстве и зависят от множества факторов, вплоть до того, каким по счету в семье появился на свет ребенок и какие детские воспоминания кажутся ему самыми яркими во взрослом возрасте. От этого же зависят возможные комплексы человека и компенсаторные механизмы, которые начинают работать в сознательном возрасте.

Эрих Фромм

Большой вклад в отход от биологизации человеческой сущности в науке сделал немецкий психолог, социолог и философ Эрих Фромм. Он выделил пять социальных потребностей, свойственных человеку и предопределяющих его развитие в большей степени, чем физиологические факторы или условия жизни.

Социальные потребности человека по Фромму:

  1. Связь с другими людьми.
  2. Трансцендирование.
  3. Укорененность.
  4. Система ориентации.
  5. Возможность быть собой.

Простыми словами, это означает, что человек создает свои собственные отношения с людьми, стремится подняться над животной природой, желает принадлежать социуму, семье, группе, но при этом сохранять самоидентичность и иметь систему ориентиров, как воспринимать окружающий мир, других людей и себя самого. Часто потребности входят в противоречие, например, потребность быть самим собой и потребность принадлежать к группе, и тогда начинается «бегство от свободы», которому Фромм посвятил целую книгу.

Виктор Эмиль Франкл

Однако настоящий прорыв в восприятии человека как высокодуховной личности, способной оставаться таковой, невзирая на все преграды, совершил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба уникальна тем, что он получил ужасающую возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях нацисткого концлагеря, куда попал в годы Второй Мировой войны.

Еще до войны Франкл начал работать над собственной теорией смысла жизни и пришел к выводу, что человек способен к самоактуализации даже в тяжелых жизненных обстоятельствах и при ограниченных возможностях материального мира. Франкл объяснил это тем, что человек способен быть трансцендентен самому себе, т.е. находить смысл жизни за пределами себя. Кроме того, человек, при желании, может отстраниться от ситуации и увидеть себя в ней как бы со стороны.

Взгляды Адлера, Фромма, Франкла и их последователей подготовили основу для гуманистических теорий личности, которые начали активно развиваться во второй половине 20 столетия. Кстати, Виктор Франкл, продолживший заниматься наукой после войны, создал авторскую методику психотерапии – логотерапию, основанную на поиске смысла жизни как основы психического здоровья.

Гуманистические теории личности: основные направления

Едва зародившись, гуманистические теории личности разделились на два основных направления: клиническое и мотивационное. Клиническое направление сосредоточено на оказании психотерапевтической помощи людям, которые в ней нуждаются. Мотивационное направление имеет своей целью разработку системы мотивации для разных людей и ситуаций, что широко востребовано в бизнесе.

Карл Рэнсом Роджерс

Основоположником клинического направления в развитии теории личности является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. Главным звеном его теории стала так называемая «Я-концепция», которая формируется у каждого человека в процессе взаимодействия с окружающим социумом. Это некая цепочка восприятий человеком собственных свойств или свойств «Я», и восприятий его взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, у каждого человека есть собственное «Я», связанное с тем как он воспринимает себя, окружающий мир и свое взаимодействие с ним, и «Я-идеал», т.е. некий образ, которому человек стремится соответствовать. Поэтому развитие человека, предопределяемое «Я-концепцией», всегда направлено на самосовершенствование, самоактуализацию, достижение существующего в сознании человека идеала.

Разумеется, идеал, существующий в мыслях человека, может не совпадать и часто не совпадает с навязанными обществом стереотипами, однако стремление стать лучше в своем понимании выражено у каждой личности. На этом построена вся клиент-центрированная психотерапия Роджерса. Он считает, что у любого человека есть потенциал к развитию и преодолению препятствий, а задача психолога или психотерапевта – помочь раскрыть этот потенциал.

Абрахам Маслоу

Изначально американский психолог Абрахам Маслоу изучал бихевиоризм, однако быстро пришел к выводу, что исключительно бихевиористский подход приемлем только в условиях научной лаборатории и мало соответствует реалиям жизни. Кроме того, Маслоу был едва ли не первым, кто поставил под сомнение применимость данных, полученных в ходе работы психотерапевтов с нуждающимися в психологической помощи людьми, к обычным людям, которые в такой помощи не нуждаются.

Все эти соображения привели Маслоу к необходимости создать некую универсальную теорию, применимую абсолютно ко всем людям. Так родилась схема иерархии потребностей человека, более известная как пирамида Маслоу. Интересно, что сам Маслоу никогда не использовал пирамиду для оформления и презентации своих идей. Маслоу разработал не только систему потребностей, но и способы мотивации на основе актуальных потребностей человека.

Иерархия потребностей в пирамиде Маслоу:

  1. Физиологические (еда, питье, сон, секс и т.д.)
  2. Безопасность (защита, комфортная среда обитания).
  3. Любовь и чувство принадлежности (например, к семье).
  4. Уважение (самоуважение, уважение окружающих, одобрение).
  5. Познание (стремление к новым знаниям, образованию, информации).
  6. Эстетические (стремление к искусству и красоте).
  7. Самоактуализация (раскрытие внутреннего потенциала).

Иногда можно встретить так называемую усеченную пирамиду Маслоу, где всего пять ступеней, а не семь. В этом случае последние три ступени объединяются в одну и рассматриваются как метапотребность в искусстве, творчестве, красоте, самоактуализации, самореализации.

На основе иерархии потребностей Маслоу выделил два типа мотивации: дефицитарную мотивацию и мотивацию роста. По его мнению, пока не удовлетворены базовые физиологические потребности человека и его потребность в защите, им движет дефицитарная мотивация, т.е. поведение и действия осознанно направлены на то чтобы компенсировать дефицит базовых потребностей. Четвертый и последующий уровни в иерархии потребностей наступают после удовлетворения первых трех, достигаются за счет мотивации роста и даны не всем.

Разумеется, такая конструкция не является жесткой и вовсе не значит, что, например, по достижении определенного уровня комфорта человека перестает интересовать материальная сторона жизни и интересует только духовная. Речь о том, что степень актуальности каждой из потребностей, в зависимости от ситуации, может отличаться, а внутренняя потребность подниматься в системе иерархии к высшим ступеням есть у любого человека.

Мешать этому могут неблагоприятные внешние обстоятельства, сомнения в собственных возможностях, избыточная потребность в безопасности, заставляющая застрять на низших ступенях и не предпринимать действий, ведущих к риску потери. Такая модель полностью соответствует основополагающему принципу гуманистических теорий, согласно которому, человек изначально является существом духовным и стремящимся к самоактуализации.

Насколько актуальны сами гуманистические теории личности? Насколько они подтверждены жизнь? Давайте подумаем вместе.

Актуальность гуманистических теорий

Говоря о теории Маслоу, мы уже упомянули, что его конструкцию нельзя рассматривать линейно как замещение удовлетворенной потребности следующей, пока что не удовлетворенной. Более того, истории известна масса фактов, когда великие ученые, художники и музыканты прозябали в глубокой бедности и нищете, что не отвлекало их от занятий наукой и творчеством. А ставшая расхожей фраза «художник должен быть голодным» и вовсе подразумевает, что избыточная сосредоточенность на решении бытовых проблем будет мешать думать о возвышенном.

Классикой жанра считается древнегреческий философ Диоген, живший в бочке и отказавшийся от идеи создания семьи, полагая, что это ограничит его свободу. Опровержения жесткой иерархии ценностей можно найти даже в истории самих гуманистических теорий личности. Психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл, совершивший прорыв в понимании человека как высокодуховного существа, продолжал писать научные труды даже в условиях фашистского концлагеря, когда потребности в пище и безопасности не только не были удовлетворены, но не было даже шанса как-то вырваться из этого повседневного кошмара.

Жизнь преподносит и строго противоположные примеры, когда обеспечившие себя на 10 тысяч жизней вперед высшие чиновники продолжают брать взятки, причем отнюдь не с целью вложить их в свое духовное развитие или подарить миру уникальный научный эксперимент. Тем не менее стоит признать, что, применительно к среднестатистическому гражданину, гуманистические теории личности часто подтверждают свою актуальность.

Так, дефицитарная мотивация, действительно, многих заставляет работать на трех работах и забыть об отдыхе и книгах. Однако как только человек перестает нуждаться, ему требуется не просто жилье, а дом с красивым интерьером и экстерьером, не просто отдых, а поездка в экзотическую страну, где можно увидеть много нового и получить незабываемые впечатления. Часто появляются новые хобби, желание заняться благотворительностью, получить второе высшее образование, притом, что это требует затрат и времени, и денег.

Клиническое направление Карла Рэнсома Роджерса тоже, в целом, выдерживает испытание действительностью. Так или иначе, но большинство психотерапевтических методик сводится к тому, что человеку можно помочь только тогда, когда он сам желает себе помочь.

Таким образом, стоит взять из истории в современность оптимизм гуманистических теорий личности, по умолчанию полагающих, что человек социален и всегда стремится стать лучшей версией себя. Просто потому, что таких людей достаточно много для того, чтобы подтвердить теорию на практике.

Мы желаем, чтобы вас окружали исключительно высокодуховные и мотивированные на удачу люди, которые будут способствовать вашему разностороннему развитию!

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Гуманистическая психология и теория личности А. Маслоу

Содержание:
  • Психология с точки зрения Маслоу
  • Практическое применение и выводы из теории Маслоу
  • Вызов, брошенный  традиционной науке
  • Теория Маслоу — кратко
  • Глоссарий. Основные понятия гуманистической психологии А. Маслоу
Читайте также:
  • Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу
  • Самоактуализация

Основоположник гуманистической психологии Абрахам Маслоу считал, что люди проходят в своем развитии ряд уровней, стремясь к полной реализации своего потенциала. Высшего уровня развития достигают немногие; такие люди называются самоактуализирующимися. Большинство, однако, останавливается на более низком уровне. Маслоу проявлял огромный интерес не к большинству, а к тем немногим, кто достиг наивысшего развития. Он видел в них маяки, указывающие человечеству путь к полноценной реализации своего потенциала.

Предварительный обзор  теории личности А. Маслоу

Как показано в табл. 1, гуманистическая психология Маслоу затрагивает основные теоретические вопросы.

Таблица 1

Индивидуальные различия
Об индивидах можно сказать, что они различаются по своему положению в иерархии потребностей, то есть уровнем развития в направлении самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди полностью реализуют свой уникальный потенциал
Адаптация и приспособляемость Лишь немногие достигают высшей стадии развития, самоактуализации. Маслоу детально описывает таких индивидов
Когнитивные процессы Самоактуализирующиеся люди с точностью воспринимаю мир и отличаются креативностью
Общество Можно представить себе более совершенное общество (Эупсихею). Необходимо вызвать изменения в учебных заведи пнях, на рабочих местах и в религиозных институтах. Для стимуляции развития можно организовать центры роста
Биологические влияния
Биологические мотивации являются основой личности, но они теряют значение, как только удовлетворяются. Биология влияет на половые различия
Детское развитие Необходимо удовлетворять физиологическую потребность детей, а также потребности в любви, безопасности и само уважении. Изменения в школьной системе могли бы способствовать развитию
Взрослое развитие Лишь немногие взрослые достигают в своем развитии пол ной реализации потенциала. Такое положение можно было бы изменить путем производственных и других преобразований

Психология с точки зрения Маслоу

Абрахам Маслоу (Maslow, 1966) не доверял методам господствующей психологии. По его словам, традиционные научные методы не просвещают нас, а препятствуют полноценному познанию человеческой природы. Психологические теория и исследование не сосредоточиваются на важнейших аспектах человеческой природы — высших функциях, которые отличают нас от животных. Разумеется, мы, как и животные, питаемся, размножаемся и учимся. Однако развитие людей позволяет им выйти за рамки этих примитивных процессов. Теория, которая ограничивается этими уровнями, не может объяснить здоровую личность — не больше, чем теория цветового зрения способна объяснить то, что мы видим на картинах Пикассо. Вдобавок к этому, Маслоу критиковал теории, основанные на опыте клинической работы с невротичными индивидами, не реализовавшими полностью человеческий потенциал. Здоровье есть нечто большее, чем простое отсутствие болезни или расстройства.

Психология стремилась принять окостенелые научные формы, и Маслоу утверждал, что такие старания подорвали самую цель психологической науки. Строгая паука могла рассматривать только определенные феномены, оставляя за бортом много интересного. Традиционная научная методология является центрированной на методе. Те человеческие переживания, которые нельзя изучить традиционным образом, объявляются «ненаучными». Взамен этого Маслоу рекомендовал подход, центрированный на проблеме, при котором приоритет отдается не методам, а подлежащим изучению вопросам. Эту точку зрения разделяли и другие гуманисты — например, Карл Роджерс. Гордон Оллпорт, которого хотя и относили к теоретикам черт личности, тоже ратовал за акцент, центрированный на проблеме. Маслоу выражал свое неприятие центрированного на методе подхода в следующем положении: «Не надо хорошо делать то, что вообще не стоит делать» (Maslow, 1966).

Как и философии науки, ни научному детерминизму, ни логическому позитивизму не удалось развернуть психологию к уникальным человеческим переживаниям, с которыми сталкиваются теоретики личности и клиницисты. В качестве альтернативной философии Маслоу (Maslow, 1968b) предложил экзистенциализм из-за его акцента на опытном знании и поиске идентичности. Если психология стремится понять глубокую осмысленность жизни, «предельное одиночество индивида» и подлинную неопределенность будущего, то она должна выйти за рамки более ограниченных детерминистских теорий, существующих в бихевиоризме и психоанализе. Рождалась психология третьей силы, во многом находившаяся под влиянием экзистенциализма. Маслоу получил широкое признание как духовный отец этой новой третьей силы, американского гуманизма.

Маслоу не хотел полностью отбросить традиционные научные методы. Скорее он хотел дополнить их более честным признанием опытной основы исследуемых проблем. Вместо того чтобы фокусироваться на тех симптомах и поведении, которые наблюдаются извне, Маслоу интересовался субъективными переживаниями людей. Затем на основе этого опытного знания должны быть построены эмпирические методы проверки гипотез. Любой акцент, взятый отдельно, оказывается неадекватным: методологией без «души» или опытным знанием без перекрестной валидизации научного метода. По мнению Маслоу (Maslow, 1966), оба эти подхода менее антагонистичны, чем принято считать. Он замечал, что «эмоция не всегда выступает врагом истины и объективности».

Коль скоро традиционная методология оказывается неадекватной, для понимания нормальной личности необходимо разработать инновационные методы. Маслоу (Maslow, 1966) бился над определением такого нового подхода. Он описывал свои представления как Даосскую науку, которую противопоставлял «контролирующей науке». Даосская наука должна быть субъективной и базирующейся на жизненном опыте, а не объективной и абстрактной. Она должна почитать и даже любить объект изучения, вместо того чтобы относиться к нему с холодным безразличием. Она должна быть межличностной (в духе «я — ты» — подхода Мартина Бубера), подлинно участвующей в межличностном взаимодействии с объектом исследования. Она не должна настаивать на ложном разделении наблюдателя и субъекта. По-другому ее можно было бы назвать «сплавом знания». Более того — она должна открыто затрагивать ценности. Все эти соображения попирают традиционные взгляды на научные методы, которыми, по утверждению Маслоу, нельзя адекватно изучать здоровые личности.

Единственное препятствие к развитию такой науки — ограниченное развитие ученых как человеческих существ. Традиционная наука порой функционирует как механизм защиты, суля безопасность и предсказуемость. При изучении высших людских возможностей ученые склонны испытывать сопротивление истине, поскольку эта тема бросает вызов им лично, тогда как с внечеловеческими или клиническими темами этого не происходит (Maslow, 1966).

Практическое применение и выводы из теории личности Маслоу

Поскольку теоретические построения Маслоу имели целью улучшение условий человеческого существования, постольку справедливо, что его идеи нашли применение в различных областях. Взятые вместе, эти пути применения являются частью движения за человеческий потенциал, которое стремится улучшить жизнь людей, стимулируя развитие индивидов до полной реализации их потенциала при помощи специальных центров тренинга и трансформацию социальных институтов типа мест занятости и школ.

Терапия

В пределах психологии из теории Маслоу следуют выводы для психотерапии. Согласно Маслоу, многие люди обращаются за психотерапевтической помощью из- за неудовлетворенности их потребности в любви и принадлежности. Терапевтический прогресс требует удовлетворения этих потребностей. Маслоу считал, что терапевтический подход должен учитывать данного конкретного пациента. Тяжелым невротикам мог бы помочь традиционный фрейдистский подход. Более здоровым индивидам могли бы больше подойти групповая психотерапия и группы встреч.

Центры развития

Идеи Маслоу используются в центрах развития, занятых развитием человеческого потенциала. Самым известным является Институт Исален в Биг-Шур (штат Калифорния). В этих центрах человеческий потенциал повышаются благодаря групповым переживаниям наряду с изменением стиля жизни, часто предполагающим совместное проживание.

Рабочее место

Иерархия потребностей Маслоу стала главной концепцией для индустриально организационных психологов (Massarik, 1992). Те, кто помогает людям выбран, карьеру, могут консультировать эффективнее и даже их помощь людям становится в процессе этого более действенной, если они учтут уровень иерархии потребностей, на котором находятся клиенты (Sackett, 1998). Рабочее место — главная арена для развития самоактуализации, а работники оказываются более эффективными, когда функционируют на уровне высших потребностей.

В 1962 году Маслоу был внештатным сотрудником калифорнийской корпорации NonLinear Systems, занимавшейся высокими технологиями. Он обнаружил, что самоактуализирующиеся менеджеры установили с подчиненными позитивные, поддерживающие межличностные отношения, а их деятельность была более продуктивной и творческой. К сожалению, многие менеджеры не являются самоактуализирующимся, но мотивируются невротическими потребностями во власти. Задача бизнеса — укомплектовать административные должности наиболее высоко развитыми индивидами, несмотря на тот факт, что самоактуализирующиеся люди могут не слишком интересоваться этими постами (Schott, 1992).

Рекламное дело

Стремясь продать товары или услуги, рекламные деятели подают свои сообщения так, чтобы привлечь потенциальных заказчиков. Иерархия потребностей Маслоу обеспечивает структурную основу, позволяющую достучаться до возможных потребителей (Kahle & Chiagouris, 1997). Многие товары можно рассматривать с различных уровней потребностей. Продукты, например, удовлетворяют физиологические потребности, по также затрагивают потребности самоуважения, как признала моя приятельница, беря в магазине консервированные грибы более изысканной марки вместо ножек и шляпок, которые стоили дешевле, но были такими же питательными.

Религия

Маслоу обстоятельно размышлял над вопросами религии, сравнивая ценности, выведенные из его теории, с религиозными традициями. При схожести их заботы об исцелении и росте, самоактуализация и духовность понятия не взаимозаменяемые (Benjamin & Looby, 1998; DeHoff, 1998). Те клинические и консультирующие психологи, разделяющие христианские верования, обычно предпочитают в терапии другие (когнитивно-бихевиоральные) направления гуманистическим или экзистенциальным подходам, которым, в свою очередь, отдают предпочтение те, кто больше склонен к мистицизму и восточным религиям (Bilgrave & Deluty, 1998). Религиозные традиции, оказавшие наибольшее влияние на гуманизм и экзистенциализм, по сути мистические (Martinez, 1998). Как неоднократно показывала история, религия зачастую оказывалась инициатором преследований всех, кто находился вне их группы, хотя ей не следовало выступать в такой форме (Burris & Tarpley, 1998). В религии, как и в других сферах, Маслоу решительно выступал против догматических взглядов. Он интерпретировал переживания религиозных пророков как вершинные переживания. Такие мгновения порождают важные откровения, полезные не только для индивида, но и для человечества вообще. Задача религии — передавать эти откровения своим приверженцам. К сожалению, часто случается гак, что узаконенные религии привлекают лиц, неспособных подняться к вершинам, передать пророческие переживания и заменяющих прозрение догматической косностью (Maslow, 1970). Отчасти это неизбежно из-за трудности перевода правополушарного трансцендентального переживания на язык, который является функцией левого полушария (Frank, 1977).

Хотя Маслоу не поддерживал традиционную узаконенную религию, он сетовал на десакрализацию человеческого опыта как профессионалами (включая психологов и врачей), так и обществом. Устранение чувства святости — высочайших человеческих ценностей благоговения — и обращение с людьми как с животными или роботами явилось тяжелой потерей. Он надеялся, что психология будет способствовать «ресакрализации» человеческого опыта, даже если это будет означать экспериментирование с новыми формами — такими как публикация поэзии и личных характеристик в научных журналах.

Образование

Маслоу (Maslow, 1976) видел задачу образования в «самоактуализации человека, в становлении полноценной человечности, в достижении максимальной высоты, на которую может подняться человеческий род или отдельный индивид». Конечно, эта цель отличается от простого приобретения технических навыков. Маслоу сознавал, что его теория подразумевает коренные изменения в образовательной практике, аналогичные тем, что были выдвинуты Карлом Роджерсом. Гуманистическое образование должно стимулировать, а не притуплять естественное детское любопытство. В большинстве школ детей не побуждают к творческому мышлению, а приучают вести себя так, как нравится учителю.

В идеальном колледже обучение должно быть гораздо больше направлено на себя. Студенты должны следовать своими собственными путями, подсказанными изнутри, ведя осмысленный и честный диалог с преподавателями. «Там не будет ни регалий, ни степеней, ни обязательных курсов» (Maslow, 1976). Конечно, для успеха такой системы студентам и преподавателям придется быть самоактуализирующимися, чтобы их выборы были по-настоящему направлены к росту.

Гендер

Маслоу (Maslow, 1954/1987) побуждал и женщин и мужчин соответствовать их полноценному потенциалу. Самоактуализирующиеся люди не связаны жесткими половыми ролями. В любви и жизни и мужчины и женщины могут быть как пассивными, так и активными. Тем не менее Маслоу считал, что существуют врожденные половые различия биологического характера (было бы странно, если бы психолог, чья докторская диссертация была построена на наблюдении за сексуальным поведением обезьян, отказался от этой концепции). Есть данные, свидетельствующие о том, что Опросник личностной ориентации, мерило самоактуализации, может настраиваться в пользу мужской роли; в любом случае по Опроснику половых ролей Бема итоговые показатели позитивно коррелируют с мужественностью и негативно — с женственностью (Faulkender, 1991). Маслоу предполагал, что мужчины и женщины достигают самоактуализации различными путями или средствами — концепция, с которой соглашаются отдельные психологи феминистского толка (например, Gilligan, 1982), но не все. Если гендерно обусловленные пути к самоактуализации различны, то было бы полезно разработать лучшие показатели для их отражения.

Вызов, брошенный гуманистической психологией Маслоу традиционной науке

Применять традиционные научные методы и придерживаться объективности всегда труднее, когда объектами исследования оказываются люди. Из-за своего акцента на субъективном переживании и уважения к переживанию и развитию гуманистическая психология с особенным постоянством встает перед проблемой научного метода, который представляется неадекватным для изучения реально значимых феноменов.

Маслоу четко сформулировал эту проблему и пошел дальше многих гуманистических психологов — во всяком случае, дальше Карла Роджерса — в оспаривании пригодности традиционной науки для изучения человеческой психологии.

Маслоу обвиняли в подмене научных наблюдений личными ценностями, в навязывании своего описания концепции самоактуализации. Имеется в виду, что его перечень характеристик самоактуализирующихся людей может быть попросту списком качеств, которыми Маслоу восхищался (ср.: McClelland, 1955). Например, его акцент не на разуме, а на мистическом, иррациональном опыте может отражать личную склонность (Daniels, 1988; М. В. Smith, 1973). Высказывалось мнение, будто ценности, представленные в иерархии потребностей, присущи исключительно западной культуре. Была предложена альтернативная иерархия, отражающая китайские ценности, в которой высшим уровнем является не индивидуальная самоактуализация, а «самоактуализация в служении обществу» (Nevis, 1983).

Очевидно, что концепция самоактуализации Маслоу наполнена смыслом, выходящим за рамки научной теории личности. Она была описана, как миф, для стимуляции индивидуального развития и социальных изменений (Daniels, 1988), хотя и ограниченный в способности поддерживать определенные политические программы (Prilleltensky, 1992; Sipe, 1987). Майкл Дэниелс описывает концепцию самоактуализации как «одну из самых оптимистичных и жизнеутверждающих [концепций], когда-либо высказывавшихся в психологии». Однако такая мифическая функция не укладывается в стандарты, которыми обычно оценивается научная теория личности.

Маслоу откликнулся на обвинения в отходе от традиционной методологии, в неподкреплении положений статистическими данными и в допущении столь вопиющего влияния ценностей на свою работу. Он заявил, что это его нисколько не смущает:

У меня есть секрет. Я говорю поверх голов стоящих передо мною людей, обращаясь к моей собственной, личной аудитории. Я обращаюсь к людям, которых я люблю и уважаю. К Сократу, Аристотелю, Спинозе, Томасу Джефферсону и Аврааму Линкольну. И когда я пишу, я пишу для них. Это ограждает меня от многого вздора (Maslow, 1968а).

В противоположность высказанной цели валидной научной теории, которая заключается в составлении прогнозов, Маслоу парадоксальным образом ожидал, что его подход сделает людей менее предсказуемыми. Гуманистическая наука повысит способность людей делать выбор и выражать свою спонтанность.

Конечно, Маслоу знал о силе научного убеждения. В своем предисловии к книге «К психологии бытия»

(Toward a Psychology of Being} он отмечал: «Наука есть только один способ протолкнуть истину в узкое горло» (Maslow, 1968b). Он считал, что его убеждения насчет человеческой природы, если они истинны, «обещают научную этику, естественную систему ценностей, суд последней инстанции в определении хорошего и дурного, правильного и ложного». Новая этика родится из его взгляда на людскую природу (Maslow, 1955; McClelland, 1955).

Маслоу (Maslow, 1968b) прозрел дальше своей психологии третьей силы с ее акцентом на человеческих ценностях.

Я… рассматриваю гуманистическую психологию, психологию третьей силы как переходную, как подготовку к еще более «высокой» четвертой психологии — трансперсональной, трансчеловеческой, с центром, пребывающим в космосе, а не в людских интересах и потребностях.

Принятие подлинно космической точки зрения отводит простым человеческим заботам неопределенную роль; вероятно, что Маслоу просто хотел привлечь внимание к возможности для высокоразвитых людей выйти за рамки своих индивидуальных потребностей ради универсальных ценностей типа истины и справедливости (Koltko-Rivera, 1998). Сегодняшним днем, с его осознанием глобальных планетарных проблем и конфликта между людскими желаниями и ограниченными планетными возможностями самосохранения, видение Маслоу «четвертой психологии» кажется пророческим. И все же он не убедил привычную психологию в необходимости отбросить традиционный научный метод ради его более даоски- рецептивной, интуитивной модели экспериенциального знания. Традиционный научный метод показал себя слишком ценным, чтобы даже многие преданные гуманисты отказались от него теперь во имя гуманизма ли, феминизма или постмодернистской мысли, или любого другого, популярного ныне нового образа мышления (Smith, 1994). В качестве эскиза направления, в котором должна двигаться психологическая наука, гуманистические изыскания в понимании Маслоу необходимо дополнить четкими операциональными определениями (McClelland, 1955; Rychlak, 1988), если они претендуют на преобразование психологии как науки. Многие гуманистические психологи активно разрабатывают методологию поиска — так чтобы исследование личности могло оставаться научным и не отбрасывать человека как целостное, здоровое, процветающее существо (Giorgi, 1992; Polkinghorne, 1992).

Теория личности Маслоу — кратко

Маслоу выдвинул гуманистическую психологию третьей силы, отличающуюся меньшим детерминизмом и большей сфокусированностью на ценностях, чем это свойственно психоанализу или бихевиоризму. Он предположил, что люди, развиваясь, проходят через пять уровней иерархии потребностей: физиологический, безопасности, любви и принадлежности, самоуважения и самоактуализации. На четырех низших стадиях человек мотивирован лишениями. На высшей стадии самоактуализации человек мотивируется бытийной мотивацией и обладает отчетливыми характеристиками, главная из которых — креативность. Вершинные переживания представляют собой мистические состояния сознания, которые особенно свойственны самоактуализирующимся людям.

Теория личности Маслоу затрагивает многие сферы и прочно связана с движением за человеческий потенциал. Он ратовал за меньшую догматичность религии и ее большую озабоченность ростом. Помимо психотерапии, его деятельность способствовала становлению таких центров развития, как Исален, где люди могли жить сообща, что продвигало самоактуализацию. Он призывал работодателей уделять больше внимания потребностям роста своих служащих, а педагогов — поощрять личностный рост и креативность среди учащихся.

Маслоу настойчиво выступал за большую озабоченность психологии человеческими ценностями. Он критиковал привычную психологию за центрированность не на проблемах, а на методе, и утверждал, что научное исследование высших возможностей человека требует развития новых моделей науки.

О ключевых понятиях гуманистической психологии читайте в специальных статьях:

Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу

Самоактуализация по Маслоу

Глоссарий. Основные понятия гуманистической психологии

Бытийная мотивация — мотивация высшего уровня, в которой преобладает потребность в самоактуализации.

В-любовь — любовь без собственничества, характерная для самоактуализировавшегося человека.

Вершинные переживания — мистические состояния сознания, характерные для многих, но не для всех самоактуализирующихся людей.

Даоская наука — альтернатива, выдвинутая Маслоу традиционному научному методу, подчеркивающая ценности и субъективность (вместо объективности).

Движение за человеческий потенциал — социальное движение, направленное на стимуляцию полноценного развития индивидов, находящее отражение в центрах роста и трансформации общественных институтов.

Десакрализация — утрата чувства священного, или духовного.

Дефицитарная мотивация — мотивация на низших уровнях развития.

D-любовь — эгоистичная любовь, характерная для несамоактуализировавшегося человека.

Иерархия потребностей — упорядоченная последовательность мотивов, начиная с основных физических потребностей и вплоть до мотивов наиболее развитых че­ловеческих существ.

Инстинктоид — слабоинстинктивные мотивы, характерные для людей.

Компетентность во времени — шкала Опросника личностной ориентации для из­мерения озабоченности человека настоящим, а не прошлым или будущим.

Комплекс Ионы — отказ от полноценного развития своего потенциала в силу убеждения, что все равно не удастся совершить ничего важного.

Метамотивированный — мотивированный потребностями, находящимися на вер­шине иерархии.

Направленность на себя — шкала Опросника личностной ориентации для изме­рения тенденции человека к получению поддержки не от других людей, а от себя.

Опросник личностной ориентации — самый популярный инструмент для измере­ния самоактуализации.

Опытное знание — то, что мы знаем благодаря личному переживанию.

Основная потребность — фундаментальная дефицитарная потребность.

Преобладающий — самый могущественный в настоящее время; обозначает потреб­ность, которая, если не удовлетворяется, оказывается самой могущественной в данный конкретный момент.

Самоактуализация — полноценная реализация потенциала человека.

Третья сила — термин Маслоу для обозначения его теории, подчеркивающий ее противоположность психоанализу и бихевиоризму.

Центрированный на методе — научный подход, ставящий процедуру над содержанием.

Центрированный на проблеме — научный подход, ставящий предмет изучения над процедурой.

Центры развития — места, где люди собираются для полноценного развития свое­го потенциала (например, Исален).

Эупсихея — утопическое общество, в котором равно удовлетворяются индивиду­альные и социальные потребности и где общество поддерживает индивидуальное развитие.

Гуманистический подход в психологии (гуманизм): определение и примеры

Гуманистический, гуманизм и гуманист — термины в психологии, относящиеся к подходу, изучающему человека в целом и уникальность каждого человека. По сути, эти термины относятся к одному и тому же подходу в психологии.

Гуманистическая психология — это точка зрения, которая делает упор на взгляд на человека в целом и на уникальность каждого человека. Гуманистическая психология начинается с экзистенциальных предположений о том, что люди обладают свободой воли и мотивированы на реализацию своего потенциала и самореализацию.

Гуманистический подход в психологии развился как бунт против того, что некоторые психологи считали ограничениями бихевиористской и психодинамической психологии.

Поэтому гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 1968).

Гуманизм отверг допущения бихевиористской точки зрения, которая характеризуется как детерминистская, сосредоточенная на подкреплении поведения «стимул-реакция» и сильно зависящая от исследований на животных.

Гуманистическая психология отвергла психодинамический подход, потому что он также является детерминированным, с бессознательными иррациональными и инстинктивными силами, определяющими человеческое мышление и поведение.

И бихевиоризм, и психоанализ расцениваются психологами-гуманистами как бесчеловечные.

Гуманистическая психология расширила свое влияние на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Его влияние можно понять по трем основным направлениям :

1) Он предложил новый набор ценностей для приближения к пониманию человеческой природы и человеческого состояния.

2) Он предложил расширенный горизонт методов исследования в изучении человеческого поведения.

3) Он предложил более широкий спектр более эффективных методов в профессиональной практике психотерапии.

СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗЮМЕ Таблица

Ключевые функции
• Качественные исследования
• Идеографический подход
• Личное агентство
• СВОБОДА.0047 • Холизм
Предположения
• Люди обладают свободой воли; это называется личным агентством.
• Все люди уникальны и обладают врожденным (врожденным) стремлением максимально реализовать свой потенциал.
• Правильное понимание человеческого поведения может быть достигнуто только путем изучения людей, а не животных.
• Субъективная реальность является основным ориентиром человеческого поведения
• Психология должна изучать индивидуальный случай (идиографический), а не средний результат группы (номотетический).
• Следует изучать человека в целом в контексте его окружения.
• цель психологии состоит в том, чтобы сформулировать полное описание того, что значит быть человеком (например, важность языка, эмоций и того, как люди стремятся найти смысл в своей жизни).

Методология
• Качественный исследование
• ТЕЧЕРЫ
• Информационные интервью0047 • Контент-анализ
• Феноменологические рамки
Сильные стороны
-долгое обучение, самостоятельное обучение и обучение, ориентированное на студента)
• Иерархия потребностей Маслоу широко используется в здравоохранении и социальной работе в качестве основы для оценки потребностей клиентов.
Ограничения
• Неумеренные — субъективные концепции
• Этноцентрические (смещенные в направлении западной культуры)
• Белис. искажены защитными механизмами Фрейда

 

Основные предположения

Гуманистическая психология начинается с экзистенциального предположения, что люди обладают свободой воли:

Личная свобода действий — это гуманистический термин, обозначающий осуществление свободы воли. Свобода воли — это идея о том, что люди могут выбирать, как им действовать, и что они самоопределены.

Поведение не ограничено ни прошлым опытом индивидуума, ни текущими обстоятельствами (детерминизм).

Личная свобода воли относится к выбору, который мы делаем в жизни, путям, по которым мы идем, и их последствиям. Люди свободны выбирать, когда они конгруэнтны (Роджерс) или самоактуализируются (Маслоу).

Хотя Роджерс гораздо больше верит в свободу воли, он признает, что детерминизм присутствует в случае обусловленной любви, потому что это может повлиять на самооценку человека. Таким образом, свобода воли и детерминизм до некоторой степени являются неотъемлемой частью гуманистической точки зрения.

Люди в своей основе хорошие, и у них есть врожденная потребность сделать себя и мир лучше:

Гуманистическая психология: более поздняя разработка в истории психологии, гуманистическая психология выросла из потребности в более позитивном взгляде на людей, чем это предлагалось психоанализом или бихевиоризмом.

Люди от природы добрые, а это значит, что в них (людях) нет ничего изначально негативного или злого.

Таким образом, гуманистическая точка зрения принимает оптимистический взгляд на человеческую природу, согласно которой люди рождаются хорошими, но в процессе своего роста они могут стать злыми.

Гуманистический подход подчеркивает личную ценность человека, центральное место человеческих ценностей и творческую, активную природу человека.

Подход оптимистичен и фокусируется на благородной способности человека преодолевать трудности, боль и отчаяние.

Люди мотивированы на самореализацию:

Крупнейшие психологи-гуманисты, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, считали, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить и обладают способностью управлять своей собственной жизнью.

Самореализация касается психологического роста, самореализации и удовлетворения жизнью.

И Роджерс, и Маслоу считали личностный рост и удовлетворение в жизни основными человеческими мотивами. Это означает, что каждый человек по-разному стремится к психологическому росту и постоянному самосовершенствованию.

Однако и Роджерс, и Маслоу описывают разные способы достижения самоактуализации.

Согласно Маслоу, у людей также есть потребности, которые должны быть удовлетворены для того, чтобы самоактуализация стала возможной. Основные потребности, например. пища и вода должны быть удовлетворены прежде, чем высшие психологические и эмоциональные потребности. Это показано в иерархии потребностей Маслоу.

Согласно Роджерсу, люди могли самореализоваться только в том случае, если у них было положительное представление о себе (позитивное самоуважение). Это может произойти только в том случае, если они имеют безоговорочно положительное отношение со стороны других — если они чувствуют, что их безоговорочно ценят и уважают окружающие (особенно их родители, когда они были детьми).

Самоактуализация возможна только в том случае, если существует соответствие между тем, как человек видит себя, и своим идеальным «я» (каким он хочет быть или думает, что должен быть). Если между этими двумя понятиями существует большой разрыв, возникнет негативное чувство собственного достоинства, которое сделает невозможным самоактуализацию.

Окружающая среда, с которой человек сталкивается и с которой взаимодействует, может либо мешать, либо способствовать этому естественному предназначению. Если оно угнетает, оно расстраивает; если это благоприятно, это поможет.

Поведение следует понимать с точки зрения субъективного сознательного опыта индивидуума (феноменология):

Психологи-гуманисты также считают, что наиболее фундаментальным аспектом человеческого бытия является субъективный опыт. Это не может быть точным отражением реального мира, но человек может действовать только с точки зрения собственного частного опыта субъективного восприятия действительности.

Психологи-гуманисты утверждают, что физическая объективная реальность менее важна, чем субъективное (феноменологическое) восприятие и понимание человеком мира. Таким образом, то, как люди интерпретируют вещи внутренне, является (для них) единственной реальностью.

Иногда гуманистический подход называют феноменологическим. Это означает, что личность изучается с точки зрения субъективного опыта индивида. Смысл – это цель или ценность, которую человек придает своим действиям или переживаниям

По словам Роджерса, каждый из нас живет в мире, созданном нами самими и сформированном нашими процессами восприятия. Он называл уникальное восприятие реальности человеком его или ее феноменальным полем.

Как однажды сказал Роджерс: «Единственная реальность, которую я могу познать, — это мир, который я воспринимаю и ощущаю в данный конкретный момент. Единственная реальность, которую вы можете познать, — это мир, который вы воспринимаете и переживаете в данный момент. И единственная уверенность в том, что эти воспринимаемые реальности различны. «Настоящих миров» столько же, сколько людей! (Роджерс, 1980, с. 102).

Для Роджерса в центре внимания психологии находится не поведение (Скиннер), бессознательное (Фрейд), мышление (Пиаже) или человеческий мозг, а то, как люди воспринимают и интерпретируют события. Поэтому Роджерс важен, потому что он перенаправил психологию на изучение себя.

Гуманистические теоретики говорят, что эти индивидуальные субъективные реальности следует рассматривать в трех одновременных условиях.

Во-первых, их нужно рассматривать как единое целое и осмысленно, а не разбивать на мелкие компоненты информации, разрозненные или фрагментарные, как у теоретиков психодинамики. Роджерс сказал, что если эти индивидуальные восприятия реальности не сохранить в целости и разделить на элементы мысли, то они потеряют свой смысл.

Во-вторых, это должны быть сознательные переживания здесь и сейчас. Не следует предпринимать никаких усилий для извлечения бессознательных переживаний из прошлого.

Феноменологический означает «то, что проявляется», и в данном случае это означает то, что естественным образом появляется в сознании. Не пытаясь свести его к составным частям – без дальнейшего анализа.

Наконец, весь этот опыт следует рассматривать через самоанализ. Интроспекция — это тщательный поиск своих внутренних субъективных переживаний.

Гуманизм отвергает научную методологию:

Роджерс и Маслоу придавали мало значения научной психологии, особенно использованию психологической лаборатории для исследования поведения людей и животных.

Роджерс сказал, что объективное научное исследование, основанное на детерминистских предположениях о людях, имеет место в изучении людей (наука), но ограничено в том смысле, что не учитывает внутренние человеческие переживания (феноменология).

Изучение субъективного опыта человека является самой большой проблемой для научной психологии, которая подчеркивает необходимость того, чтобы ее предмет был публично наблюдаемым и поддающимся проверке. Субъективный опыт по определению сопротивляется таким процессам.

Гуманизм отвергает научную методологию, такую ​​как эксперименты, и обычно использует качественные методы исследования. Например, дневниковые записи, открытые анкеты, неструктурированные интервью и наблюдения.

Качественные исследования полезны для исследований на индивидуальном уровне и для углубленного изучения способов мышления и чувств людей (например, тематические исследования).

Чтобы по-настоящему понять других людей, нужно сесть и поговорить с ними, поделиться своим опытом и быть открытым к их чувствам.

Гуманизм отверг сравнительную психологию (учение о животных), потому что она ничего не говорит нам об уникальных свойствах человека:

Гуманизм рассматривает людей как принципиально отличных от других животных, главным образом потому, что люди являются сознательными существами, способными мыслить, рассуждать и говорить.

Для психологов-гуманистов исследования животных, таких как крысы, голуби или обезьяны, не имели большого значения.

Исследования таких животных могут рассказать нам очень мало о человеческом мышлении, поведении и опыте.

Историческая хронология

  • Маслоу (1943) разработал иерархическую теорию мотивации человека.
  • Карл Роджерс (1946) публикует Значимые аспекты клиент-центрированной терапии (также называемой личностно-центрированной терапией).
  • В 1957 и 1958 годах по приглашению Абрахама Маслоу и Кларка Мустакаса в Детройте были проведены две встречи психологов, заинтересованных в создании профессиональной ассоциации, посвященной более осмысленному и более гуманистическому видению.
  • В 1962 году при спонсорской поддержке Университета Брандейса это движение было официально основано как Ассоциация гуманистической психологии.
  • Весной 1961 года вышел первый номер Журнала гуманистической психологии.
  • Кларк Халл (1943) Принципы поведения был опубликован.
  • Б. Ф. Скиннер (1948) опубликовал Walden Two , в котором описал утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.

Проблемы и дебаты

Свобода воли против детерминизма

Это единственный подход, в котором прямо говорится, что у людей есть свобода воли, но его позиция по этой теме несколько непоследовательна, поскольку, с одной стороны, утверждается, что у людей есть свобода воли .

Однако, с другой стороны, он утверждает, что наше поведение определяется тем, как к нам относятся другие люди (чувствуем ли мы, что нас безоговорочно ценят и уважают окружающие).

Природа против воспитания

Подход признает как влияние природы, так и воспитание, воспитание – влияние переживаний на способы восприятия и понимания мира человеком, природа – влияние биологических влечений и потребностей (иерархия потребностей Маслоу).

Холизм против редукционизма

Подход целостный, поскольку он не пытается разбить поведение на более простые компоненты.

Идиографический против номотетического

Поскольку этот подход рассматривает человека как уникального, он не пытается установить универсальные законы о причинах поведения; это идиографический подход.

Используемые методы исследования являются научными?

Поскольку этот подход рассматривает человека как уникального, он не считает целесообразным научное измерение его поведения.

Критическая оценка

Сильные стороны

Гуманистический подход применялся к относительно небольшому количеству областей психологии по сравнению с другими подходами. Поэтому его вклад ограничен такими областями, как терапия, аномалии, мотивация, образование и личность.

Клиент-центрированная терапия широко используется в здравоохранении, социальной работе и промышленности. Эта терапия помогла многим людям преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются в жизни, что является значительным вкладом в улучшение качества жизни людей.

Гуманистическая терапия основана на идее о том, что психологические расстройства являются продуктом самообмана. Гуманистические терапевты помогают клиентам рассматривать себя и свои ситуации с большей проницательностью, точностью и принятием.

Основное убеждение в этом типе терапии состоит в том, что клиенты могут полностью реализовать свой человеческий потенциал, если они смогут достичь этих целей. Примеры гуманистической терапии включают клиентоцентрированную терапию и гештальт-терапию.

Терапия, ориентированная на клиента, направлена ​​на повышение самооценки клиентов и уменьшение несоответствия между Я-концепцией и идеальным Я.

Это недирективная терапия, в ходе которой клиенту предлагается найти собственные решения своих проблем в атмосфере поддержки, непредвзятости и безоговорочного положительного отношения.

Он фокусируется на настоящем, а не на прошлом, в отличие от психоанализа. Эта терапия широко используется, например. здравоохранение, образование и промышленность.

Взгляд Роджерса на образование рассматривал школы как в целом жесткие бюрократические институты, сопротивляющиеся изменениям. Применительно к образованию его подход становится «ориентированным на ученика обучением», в котором детям доверяют участвовать в развитии и брать на себя ответственность за свои собственные программы обучения. Его отношение к экзаменам, в частности, несомненно, найдет самую восприимчивую аудиторию среди многих студентов:

«Я полагаю, что проверка достижений студента, чтобы увидеть, соответствует ли он какому-либо критерию, установленному учителем, прямо противоположна к последствиям терапии для значимого обучения».

Гуманистические идеи были применены в образовании с открытыми классами. В открытых классах ученики сами решают, как должно проходить обучение (ориентация на ученика), они должны быть самостоятельными, они свободны выбирать, что изучать, а учитель просто действует как фасилитатор, который создает атмосферу. свободы и поддержки индивидуальных занятий.

Школа Саммерхилл в Великобритании, основанная А.С. Нил — одна из школ, которые с некоторым успехом полностью применили гуманистические идеи для повышения мотивации учащихся.

Школа имеет четкую структуру и правила, а ученики из Саммерхилла очень творческие, самостоятельные (свободный выбор предметов, учебных материалов и т. д.), ответственные и терпимые.

Психологи-гуманисты отвергли строгий научный подход к психологии, потому что считали его бесчеловечным и неспособным уловить богатство сознательного опыта.

Как и следовало ожидать от «антинаучного» подхода, гуманистической психологии не хватает эмпирических данных. Подход включает в себя непроверяемые концепции, такие как «самоактуализация» и «конгруэнтность».

Тем не менее, Роджерс попытался внести больше строгости в свою работу, разработав Q-сортировку — объективную меру прогресса в терапии. Q-сортировка — это метод, используемый для сбора данных о результатах терапии на основе изменений в представлениях клиентов о себе до, во время и после терапии, поскольку он используется для измерения фактических изменений на основе различий между собой и идеальным я.

Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был реакцией на доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии. Например, их вера в свободную волю прямо противоречит детерминистским законам науки.

Однако обратной стороной этого является то, что гуманизм может лучше понять поведение человека с помощью качественных методов, таких как неструктурированные интервью.

Этот подход также помог обеспечить более целостное представление о человеческом поведении, в отличие от редукционистской позиции науки.

Ограничения

Психоаналитическая критика утверждает, что люди не могут объяснить свое собственное поведение, потому что причины в значительной степени бессознательны. Следовательно, сознательные объяснения будут искажены рационализацией или другими средствами защиты.

Бихевиористы были самыми строгими критиками гуманистической психологии из-за феноменологического подхода, который они считают чисто субъективным и дуалистическим.

Таким образом, по мнению бихевиористов, теории лишены какой-либо эмпирической обоснованности, а научный метод отказывается в пользу самоанализа.

Возможная причина ограниченного влияния на академическую психологию, возможно, кроется в том факте, что гуманизм преднамеренно использует ненаучный подход к изучению человека.

Области, изучаемые гуманизмом, такие как сознание и эмоции, очень трудно поддаются научному изучению. Результат таких научных ограничений означает отсутствие эмпирических данных в поддержку ключевых теорий подхода.

Еще одним ограничением гуманистического подхода является то, что он этноцентричен. Многие идеи, занимающие центральное место в гуманистической психологии, такие как индивидуальная свобода, автономия и личностный рост, скорее ассоциируются с индивидуалистическими культурами западного мира, например, Соединенных Штатов.

Коллективистские культуры, такие как Индия, которые подчеркивают потребности группы и взаимозависимость, могут не так легко отождествляться с идеалами и ценностями гуманистической психологии.

Таким образом, возможно, что этот подход не будет хорошо распространяться и является продуктом культурного контекста, в котором он был разработан, и эмический подход является более подходящим.

Гуманизм предлагает позитивный взгляд на человеческую природу, однако можно возразить, что это может быть не очень реалистично при рассмотрении повседневной реальности, такой как насилие в семье и геноцид.

Кроме того, подход, направленный на удовлетворение наших потребностей и реализацию нашего потенциала роста, отражает индивидуалистический, эгоцентричный взгляд, который является частью проблемы, с которой сталкивается наше общество, а не решением.

Ссылки

Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор , 50, 370-96.

Роджерс, Ч. Р. (1946). Важные аспекты клиент-центрированной терапии. Американский психолог , 1, 415-422.

Маслоу, А. Х. (1968). К психологии бытия (2-е изд.) . Нью-Йорк: Д. Ван Ностранд.

Роджерс, Ч. Р. (1946). Важные аспекты клиент-центрированной терапии. Американский психолог 1, 415-422.

Роджерс, Ч. Р. (1959). Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиентоцентрированной концепции. В (ред.) С. Кох, Психология: исследование науки. Том. 3: Формулировки человека и социальный контекст . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.

Оливия Гай Эванс

Бакалавр (с отличием), психология, магистр психологии образования

Заместитель редактора журнала Simply Psychology

Оливия Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.

Сол Маклеод, доктор философии

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, магистр, доктор философии, Манчестерский университет

Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы и высшее образование.

Ключевые понятия гуманистической теории

LYNDA LAMPERT
21 ИЮЛЯ 2017
CLASS

… Wavebreakmedia Ltd/Wavebreak Media/Getty Images

Гуманизм возник как реакция на теории бихевиоризма и психоанализа. Гуманисты считали, что сосредоточение внимания на бессознательных мыслях в психоанализе игнорирует мысли, которые были у людей, и переживания, которые они вызывали. В отличие от бихевиористов, гуманисты считали, что люди лучше контролируют свои реакции, чем просто марионетки для обусловливания. Эти новые мыслители сосредоточились на том, что значит быть человеком, и на всем спектре человеческих чувств.

Исследуйте эту статью

  • Качественные исследования и идиографический подход
  • Самоал и конгруэнтность
  • Holism
  • иерархия
  • Free
  • . статистика и цифры очень мало говорят о человеческом опыте и поэтому не имеют отношения к исследованиям. Единственное, что имело значение, так это так называемые качественные исследования, такие как тематические исследования, неструктурированные интервью и дневниковые записи. Это также обрисовывает в общих чертах идиографический подход или изучение отдельных лиц. Только переживая, что значит быть человеком, исследователь может по-настоящему понять, через что проходит человек. Гуманисты верили в необходимость глубокого изучения людей, чтобы понять состояние человека.

    2 Самость и конгруэнтность

    Гуманисты считали, что конечной целью человека является достижение состояния конгруэнтности. Это когда реальное Я совпадает с идеальным Я. Они верили в постоянное стремление к самопознанию и самосовершенствованию для достижения этого состояния. Считается, что все люди обладают неотъемлемым достоинством просто потому, что они люди. Действия человека могут быть положительными или отрицательными, но это не влияет на его ценность.

    3 Холизм

    Человек в гуманизме изучается в целом. На нее смотрят не по частям, а как на единое целое. Теории, предшествовавшие гуманистам, фокусировались на бессознательном или наблюдаемом поведении, а не на том, как человек думает и чувствует. Эта теория была новаторской, поскольку сосредоточилась на том, что значит быть человеком, а не на научных лабораторных данных, которые производили другие теории.

    4 Иерархия потребностей

    Абрахам Маслоу был одним из пионеров гуманистического движения. Он разработал путь потребностей, которые люди должны удовлетворить, чтобы достичь самореализации или конгруэнтности. Это начинается с потребности в физических вещах, таких как воздух, пища и вода. Пирамида переходит к потребности в безопасности, любви и принадлежности, самоуважении, а затем в знании. Это заканчивается стремлением к эстетике, а затем самореализацией. Здесь человек реализует весь свой потенциал. Это точка, которую не многие люди когда-либо достигают.

    5 Свобода воли

    Люди, которые верят в свободу воли, верят, что у людей есть возможность выбирать, как жить своей жизнью, независимо от любых внешних сил, заставляющих их выбирать. Гуманисты считают, что все люди обладают этой способностью и могут проявить ее в любое время. Вместо того чтобы полагать, что такие вещи, как поведенческая обусловленность или животные влечения, определяют наш выбор, гуманисты считают, что мы естественным образом хотим выбрать позитивный путь и будем делать это свободно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts