Почему люди матерятся психология: Психолог объяснила, почему люди стали больше материться в интернете – Москва 24, 07.04.2021

Сахалинский профессор рассказала, почему люди матерятся

27 марта 2019, 17:58Социум

Фото:

Матерщину часто называют нецензурной бранью. С точки зрения филологической науки подобная оценка не совсем верна.

Это только кажется, что здесь все так просто. Наука же сразу разводит такие группы слов, как мат (обсценная лексика) и бранная лексика. Они взаимно пересекаются, хотя и не полностью идентичные, объясняет профессор Татьяна Табаченко, заведующая кафедрой русского языка СахГУ.

Брань − это оскорбительные, ругательные слова, так называемая сниженная лексика, и не имеет абсолютного запрета на употребление.  В отличие от мата или нецензурных слов – это грубейшие вульгарные выражения, находящиеся за пределами нормы. Главный признак, неразрывно связывающий две эти лексические группы, − эмоционально-экспрессивная реакция на неожиданные и неприятные события, слова, действия и тому подобное. Можно сказать, что термин «бранная лексика» − понятие более широкое, чем мат.

− В нашем родном языке имеется целый арсенал средств для передачи негативной оценки. Внутри группы «бранная лексика» лингвисты выделяют большое количество лексико-семантических групп, в том числе и группу нецензурной лексики, − объясняет тонкости Татьяна Табаченко. – Бранные слова порой даже входят в литературный язык и становятся литературной нормой. В толковых словарях их дают с пометой «бранные». Они начинают употребляться достаточно широко.

А вот употребить матерные выражения любой здравомыслящий человек постыдится. Но вместе с более приличной бранной лексикой они могут в определенных условиях служить средством психологической разгрузки. И еще для выражения как агрессии, что является оскорбительным для человека, так и его эмоционального состояния кратчайшим путем, без долгих, как говорится, подводок.

Обсценная лексика (матерщина, мат) представляет собой ограниченный список. Богатый русский язык насчитывает всего несколько базовых слов этой группы, от которых образуется большое количество производных. Все остальное может быть просто бранными словами, цензурными или нецензурными по употреблению. Условно можно сказать, что собственно мат находится на вершине пирамиды из бранных слов, принадлежащих к разным лексическим пластам языка и сферам его употребления.  

И что еще характерно – если бранные слова могут потом перекочевать в словари и стать литературной нормой, то обсценные – никогда.

– Можно привести примеры, когда нейтральное раньше по своему значению слово или выражение обрело со временем негативный оттенок?

 – Давайте вспомним слова, содержащие экспрессивную оценку поведения человека, − хам, негодяй. Первое восходит к библейскому имени собственному, а сегодня используется для экспрессивной негативной оценки поведения человека. Или, например,  слова, отсылающие к названиям животных и подчеркивающие какие-либо отрицательные свойства человека: корова, свинья, козел и прочее. В лингвистике это называют зоосемантическими метафорами.

– Изменяется ли мат со временем?

– Для ответа надо обратиться к истории его происхождения. Зародились матерные слова в языческие времена и обозначали детородные органы человека и процесс интимной близости. Причем они не считались запретными. Почему? Потому что в них вкладывали сакральный смысл, они являлись для язычников-славян символами жизни, использовались во время магических ритуалов, заговоров, которые в большей мере были связаны с идеей продолжения рода.

Но со времен установления христианства отношение к этим словам изменилось. До наших дней сохранилось множество циркуляров и указов православных иерархов, направленных на искоренение мата. Когда же в XVII веке произошло жесткое разграничение разговорного языка и литературного, за матом окончательно закрепился статус сборища «нецензурных выражений». То есть эти слова приобрели функции, которых в языческие времена у них не было. Поэтому перекочевали в другой пласт языка, стали запретными. За их употребление даже наказывали физически.

Мат с тех пор практически не претерпел изменений. В отличие от других пластов языка. Если говорить о нашем времени, то на лексику заметное влияние оказало развитие Интернета, появление гаджетов. Мы обрели много заимствованных слов. Главное – понимать их значение. А  употреблять их в своей речи  или заменять русскими аналогами – личное дело каждого, это в большинстве случаев никоим образом не нарушает культуру речи.

– Сейчас можно наблюдать, что люди все чаще используют жаргон и поэтому стали больше материться. Это верно с научной точки зрения?

– Жаргон – этo cлoвa и выpaжeния, зaимcтвoвaнныe из языкa внyтpeннeгo oбщeния oпpeдeлeнныx coциaльныx гpyпп. Иcпoльзoвaниe жapгoнизмов пoзвoляeт чeтчe oпpeдeлить coциaльнyю или пpoфeccиoнaльнyю xapaктepиcтикy человека. Матерщинные слова, как и бранные, – это словарь всех социальных групп. Его используют все – от низов до верхов. Это раньше считалось, что такая лексика – уровень низкокультурных, необразованных слоев населения.

Давайте вспомним, что мат, как и бранные слова, обозначает агрессию и служит для передачи кратчайшим путем эмоционального состояния человека. То есть для этих целей необязательно использовать только обсценную лексику. Без мата тоже можно донести свое агрессивное намерение или оскорбить.

Есть такой раздел науки о языке, как лингвокриминалистика. В нем используется такое понятие, как инвективная лексика. Это слова, имеющие оскорбительное значение в определенной ситуации и в определенной социальной среде. Сюда входит и мат. Но не только он.

Мне и преподавателям нашей кафедры часто приходится  участвовать в проведении лингвистических экспертиз. Например, если нужно дать ответ – является ли употребленное в тексте или устной речи слово оскорбительным. Если да, то человека могут привлечь по статье за оскорбление. Критерии оскорбительности – эмоциональность, агрессивность высказывания и то значение, которое вкладывается в прозвучавшее или написанное слово в определенной речевой ситуации. Яркий пример – тюремная среда. В обычной среде слова «козел» или «петух» обозначают только животное и домашнюю птицу. А там они считаются серьезным оскорблением. Таким, что могут за него и убить. Кстати, в тюремной среде матерные слова, знакомые нашему уху, употребляются нечасто. Но в неволе свой жаргон, который не всегда можно сразу понять. Люди с криминальным стажем просто так матерные слова употреблять не будут, подумают, какой они будут иметь смысл в их среде.

 – Можно ли говорить, что нецензурная лексика уходит из употребления в общественных местах, но закрепляется в коллективах, социальных группах и Интернет-пространстве?

– Нет. Мат – это, прежде всего, язык улицы. Это примета устной речи, и в Интернете, и в соцсетях он не будет жить так, как живет в устном общении. Потому что служит, как мы уже говорили, для передачи эмоций. А в письменной речи их так бурно не выразишь. К тому же, согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство (статья 20. 1), наказываемое штрафом или административным арестом. Однако сегодня употребление мата не редкость во всех слоях и половозрастных группах общества.

В современной литературе он также широко распространен. Другое дело, что люди стали чаще, чем раньше, выражать словесную агрессию и свое негативное эмоциональное состояние в общении друг с другом. Для этого матерные слова зачастую не требуются. А эффект от агрессии и оскорбления может быть ужаснее, чем от прозвучавшего мата.

– Можно ли мат искоренить?

– Наверное, нет. Это ведь пласт языка, имеющий определенные функции, а также богатую историю в жизни нашего общества. На мой взгляд, он не исчезнет, даже если за его использование ужесточат наказание. Просто употреблять будут с оглядкой.

 – Островное положение делает сахалинский мат каким-то специфичным? Все-таки социум на территории, со всех сторон окруженной водой, более замкнут.

– Ни в коей мере. Как я уже говорила, мат – это закрытый список слов, что называется – ни убавить ни прибавить, вне зависимости от территории употребления. Да и в других группах лексики вряд ли происходят какие-то изменения, связанные с ее употреблением, как вы говорите, в замкнутом пространстве островов. Мы живем на ограниченной территории, но к нам постоянно приезжают люди из других регионов, стран. Жители островов очень мобильны. И мы постоянно ездим по России и за границу. У нас нет мест, где несколько поколений сохраняют определенные традиции в языке и речи, как это происходит в различных областях материковой части России, где формируются диалектные особенности употребления языка. На наших островах вряд ли сформируются диалектные особенности и особенности употребления матерных слов.

историясахгуэкспертиза

Авторы:ГВ Корректоры

О сквернословии

 

 

«И похабничал я, и скандалил»

Говорите, когда вы в гневе, — и вы произнесёте незабываемую речь,

потому что жалеть о ней будете всю жизнь

 

 

Даже воспитанный человек порой может выдать в сердцах такое, что потом вспоминать стыдно

(к слову, такая вот спонтанная реакция, как лакмусовая бумажка, отражает истинное, не замаскированное внутреннее состояние человека).

Во многих учениях считается, что слово обладает колоссальной силой — в случае с матом эта сила разрушительная. Тому есть и научные подтверждения. Говоря языком психологии, срабатывает феномен коллективного бессознательного: на протяжении многих поколений именно эти слова ассоциировались с деструктивом, желанием унизить и обидеть. Если же говорить о подростках, то мат для них — это еще и способ выйти за рамки общепринятого, не подчиниться правилам, что очень важно для пубертатного периода.

Где же наши тинейджеры набираются нецензурных слов? Психологи считают, что источников сквернословия много: средства массовой информации, окружение. Но все-таки в первую очередь на речь ребенка влияет семья, ведь большинство моделей поведения дети усваивают именно там. Если отец и мать используют в речи «крепкие» слова, вероятнее всего, и ребенок будет копировать их манеру общения. Однако одного желания вырастить воспитанного отпрыска может быть недостаточно. Даже самые интеллигентные родители не смогут полностью оградить ребенка от сквернословия, ведь так или иначе в жизни ему придется столкнуться с людьми разных социальных слоев. Что остается делать в такой ситуации? Ответ прост: обучать чадо навыкам самоконтроля и корректному выражению своих эмоций.

В случае употребления детьми матерных слов не следует забывать о том, что мат в речи является выражением сильных негативных эмоций: страха, обиды, разочарования, боли. Так же нужно помнить о том, что и агрессивное поведение имеет под собой базу — страх, который влечет агрессию как способ защиты. А употребление ребенком мата — способ привлечения внимания родителей к своим негативным переживаниям. При употреблении малолетним ребенком (3-5 лет) мата — копирование речи родителей (дети наблюдательны). В результате социализации они постепенно сами начинают понимать, что мат — это нехорошие слова, а также отмечают, в каких ситуациях мат употребляется, в каком состоянии находится человек, с какими эмоциями это связано.
Лет до 10 дети, употребляя мат, не понимают, что он связан с определенной физиологической символикой, но в процессе взросления и пополнения знаний о сексуальных отношений начинают в этом разбираться.

У подростков все намного сложнее. Во-первых, не смотря на то, что многое они уже могут осознавать, контроль над эмоциями является еще очень слабым. Этому способствует интенсивное физиологическое развитие. Подростки — это «гормональные бомбы», которые в любой момент взрываются эмоциями, и виной этому не их сознание, мышление и воспитание, а состояние их организма.
Во-вторых, в подростковом возрасте идет интенсивное развитие личности — активное набирание нового опыта во всех сферах жизни. Самооценка становится то завышенной, то заниженной и любые средства хороши, чтобы поднять ее. А легкий способ поднятия самооценки — демонстрировать взрослое поведение (в том числе и употреблять мат).
В-третьих, родителям стоит знать, что в этом возрасте редко кто из них продолжает оставаться для своего ребенка авторитетом. Здесь приоритеты меняются в сторону социума и намного большее влияние на подростка оказывает компания, с которой он общается. А употребление мата в среде сверстников — способ повысить свой статус, показать, что он «крутой», то есть опять же продемонстрировать взрослое поведение. Только в силу недостатка опыта приоритеты еще не расставлены, поэтому в основном демонстрируется социально неодобряемое поведение — мат, курение, алкоголь, агрессия.
Стоит сказать, что если родители не являются для подростка авторитетами, если он слабо ориентируется на их мнения, желания и требования, то это проблема родителей, а не подростков. В этом случае нужно стать ближе к ребенку, установить с ним хорошие контакты, и делать это не через насилие и нравоучения, а уважая его личность, поддерживая его стремление стать взрослым, показывая своим примером, как достойно ведут себя взрослые люди. И конечно делая скидку на его физиологические процессы. Не нужно забывать, что употребляя мат при родителях, подросток не столько стремится показать свою взрослость, сколько выражает свое негативное состояние и возможно стоит мягко поинтересоваться, чем именно оно вызвано.
Самая главная ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) — усматривать в «недопустимом» поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение!
Знаете ли вы, что изменения во внутреннем мире подростка специалисты-психологи сравнивают… с процессами, происходившими в Европе начала XVIII — XIX веков? Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял бурный и страстный романтизм. Так вот подростки, по мнению ученых, — те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними. Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми. И напрасно родители задают сакраментальные вопросы типа «почему» и «как ты мог» — подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не «друг Коля», способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире.

Родители должны понять, что сквернословие не оружие защиты, которое выводит убийственные эмоции наружу и тем освобождает психику человека или нападения (обезоруживает противника психологически), а грязь, словесное неряшество.

 

Далее можете ознакомиться с мнением психолога Колмановского Александра Эдуардовича с сайта
www.realisti.ru

— Начиная разговор о мате, уточним, что мы говорим не о тех людях, которые раз в год могут выругаться в сердцах, а о тех, которые приправляют всю свою речь матерными словами. Эти люди явно отличаются от тех, которые не матерятся. Какие психологические причины могут подвинуть их к этому?
— Эти психологические причины легко понять на основе нашего с вами обывательского опыта. Что такое мат как языковый институт? Это какая-то табуированная часть языка, то есть язык, которым нельзя разговаривать. Странно: почему должен существовать язык, на котором нельзя разговаривать? Он есть, но говорить на нем нельзя. Если над этим противоречием задуматься, тогда чисто логически становится понятно: он нужен, чтобы показать, что я этот культурный барьер проламываю, я с ним не считаюсь. Вот я какой мощный, вот я какой крутой, вот я какой независимый!

Это инструмент, регулирующий отношения. Можно сказать, что мат у людей — аналог рычания у животных, предупредительный сигнал: я небезопасен.

Люди чаще матерятся, когда у них обостряется потребность в защите, в самоутверждении. Это не от бескультурья и не от избытка сил. Наоборот, это судорога неуверенности в себе, это состояние, в котором человек особенно жадно прибегает к внешним атрибутам своей значимости. Проще говоря, чем больше люди перепуганы, тем больше они матерятся!

Испуганы мы бываем по самым разным причинам. Из расшифровок «чёрных ящиков» известно: последним, что говорят пилоты, успевшие понять неизбежность гибели, является не слово «конец», а его матерный аналог.

Но вы спрашиваете о других людях, которые матерятся вроде бы безо всякой видимой причины. В таких случаях причиной является другой страх, действительно невидимый и не сознаваемый самими «матерщинниками», но сильный: это страх собственной несамодостаточности, безотчётный страх того, что «я плохой», и что меня за это ждёт наказание.

Есть другое представление о том, почему люди матерятся: это представление о «дурном примере», от которого все родители хотят оградить своих детей. Кажется, что если ребёнок услышит «много новых слов» от приятеля, он захочет ему подражать и тоже начнёт материться.

Это поверхностное представление. Ведь этот пример матерщины (и любой другой агрессии) предъявлен более-менее всем на свете детям и подросткам. Но все по-разному ему следуют, все с разной податливостью ему подчиняются. И с большим энтузиазмом ему следуют неуверенные в себе люди. Чем меньше чувство самодостаточности, тем больше желание сойти за своего.

— А можно предположить, что влияют такие факторы, как недостаточность словарного запаса? Человек не знает, как выразить свою мысль или эмоцию. И вот он прибегает к этим словам. Возможна такая связь: человек недостаточно читал книжки, поэтому у него не хватает чисто выразительных средств?

— Нет, такой прямой связи нет. Если у психологически сохранного человека не хватает слов, чтобы выразить какое-то тонкое чувство или описать какую-то новую реалию, он может испытывать затруднения, может прибегать к междометиям, «мекать — бекать», но у него не будет потребности материться. Тем более что мат заменяет пустоты в эмоциональном плане, но не в смысловом, он не помогает собеседнику лучше понять: о чем, собственно идет речь.

На самом деле связь между бескультурьем и матом есть, но не прямая, а, так сказать, опосредованная. Нехватка слов для выражения тех самых тонкостей возникает от того, что ребёнок этих слов просто не слышит. Это ребёнок, в чьей семье говорили в основном на конкретные материально-хозяйственные темы. «Дай соль. Уже поздно. Сколько раз тебе повторять». А о тонких чувствах не говорили, красотой не восхищались, чужому горю не сочувствовали. Значит, в той семье не говорили и о чувствах самого ребёнка, и его переживаниями не сочувствовали. Так и формируется неуверенность ребёнка в себе, чувство непринятости, которое потом провоцирует его на «матерщинную защиту».

— Имеется в виду неблагополучная среда в психологическом и нравственном отношении, или то, что окружающие матерятся, и это как заражение?

— Это одно и то же. Внешне это может выглядеть так, что отец матерится, сосед матерится, и поэтому наш пациент матерится. Но это не инфекция, которая передается воздушно-капельным путем. Эта «инфекция» передается иначе. Если отец матерится, значит, у него повышена агрессивность (то есть, как мы поняли, страх). А это в свою очередь означает, что отец мало принимающий, он не будет сильно вникать в состояние ребенка, да и жены. Поэтому ребенок будет чувствовать себя незащищенным, испуганным. Вот от этого у него будет потребность материться.

— Как влияет привычка материться на способность человека поддерживать полноценное общение с близкими людьми?

— Влияет очень сильно, но только не сама матерщина, а её истоки. Те же психологические причины, что провоцируют мат, портят отношения человека с окружающими.

Для наших близких полноценным является такое общение, когда мы принимаем в них участие. Когда мы к ним реально присоединяемся, представляем себе их чувства, сосредотачиваемся на их обстоятельствах. Когда мы больше выслушиваем, чем выговариваемся.

Посмотрев на отношения под этим углом зрения, вы сразу заметите, что участливые люди гораздо меньше матерятся, чем люди, чьё участие остаётся в основном виртуальным. Вы не увидите человека, который склонен выслушивать, сосредотачиваться на собеседнике, и при этом энергично матерится. Это какие-то разные образы.

— То есть человек, который матерится, испытывает трудности в близком общении?

— Да. Не потому, что он матерится, а по той же причине, по которой он матерится: из-за неуверенности в себе. От этого он матерится, и от этого же такой человек бывает менее участлив. Его собственный психологический дискомфорт так велик, что ему трудно сосредотачиваться на дискомфорте другого человека. Мат как проблема речи отражает проблему его менталитета. Очень редко человек матерщиной сопровождает предложение помочь. Как правило, матерщина сопровождает отказ в помощи: «Да пошел ты… туда-то и туда-то». Матерящийся человек бывает более негативен для окружающих, для домочадцев.

Есть и другая сторона этой проблемы. Жизненная позиция матерщинника близка к позиции кулачного бойца. А надо сказать, что люди любят или не любят себя ровно за то же, за что они любят или не любят окружающих. Поэтому кулачный боец безотчётно не любит себя. У него, как говорят психологи, негативное самопринятие. Ведь никто из нас — ни интеллигенты, ни отъявленные матерщинники, — никто не любит партнера, который стоит перед тобой в кулачной стойке. Поэтому когда человек в такой стойке живет, у него развивается аутоиммунная агрессия, он себя не любит.

— У нас издавна принято женщин ограждать от мата, говорить, когда кто-то матерится: «Что ты делаешь, здесь же женщины, дети». Можете как-то это психологически объяснить?

— Мне кажется, это связано с двумя причинами. Главная — то, что мат действительно является прелюдией к удару, к толчку, к негативному физическому воздействию. И женщин и детей первыми уводят из-под этого удара. Другая причина состоит в том, что словарь мата на 90 % связан с сексуальными реалиями.

— Сейчас мы видим, что молодые девушки зачастую не смущаются, а сами матерятся. Можете как-то прокомментировать это?

— С чем это связано, точно не скажу, у меня есть два предположения. Одно состоит в том, что это есть закономерное следствие общего феминистического движения, на мой взгляд, губительного для человеческой культуры и человеческой психики.

А второе объяснение состоит в том, что сейчас матерщина вообще гораздо больше пропитывает всю культуру, язык, в том числе публичные выступления, чем это было 15-20 лет тому назад. И, если справедлива наша логика, что матерятся перепуганные люди, то это есть результат гигантской социальной ломки, вследствие которой люди в своей массе сейчас перепуганы. Старые устои приемлемой жизни сломаны, а новые не только еще не сформировались, их даже еще не видно на горизонте. И люди потеряны, поэтому чувствуют обостренную потребность в самоутверждении.

— У человека есть разные способы удовлетворения своих потребностей. Здоровые, не здоровые. Вот мат — это один из способов удовлетворения потребности в защищенности и самоутверждении. Вот человек матерится. И что происходит с его потребностью при этом?

— Ничего хорошего. Это наркотик, а не витамин С.

— Кстати, слово «наркотик» очень подходит, в контексте следующего вопроса. Вопрос о том, как люди отучаются от этого дела. Мы знаем, что от наркотика очень тяжело отучиться, и мы все встречали людей, которые когда-то матерились, теперь они засоряют язык какими-то странными междометиями, типа «ля» (кусочек одного матерного ругательства). Это делает из них каких-то клоунов. Смотришь, человек взрослый, серьезный, а как только он начинает «лялякать», представление о нем меняется. Почему они не могут легко отучиться и говорить нормально?

— Вы приводите случаи чисто механического избавления от мата. Механического, а не содержательного. То есть человек осознал, что лучше бы не материться, и начинает бороться с этим на уровне лексики, а не на уровне причины. Тогда неизбежно возникают всякие эвфемизмы, тот или другой. Иногда эти эвфемизмы выглядят комично, иногда вполне культурно. Например, человек начинает без конца говорить «как бы».

В чем состоит содержательная борьба с матом, как с наркотиком? Действительно, это хорошая аналогия. Пока наркоман не найдет, не нащупает своей правильной, содержательной деятельности, никакие химические, медицинские меры не окажутся долгосрочными. Он быстро скатится обратно. Здесь то же самое. Поскольку матерщина провоцируется ощущением собственной несамодостаточности, то вытесняется этот негатив поиском собственной достаточности.

Прежде всего, речь идет о развитии своей участливости, о навыке сосредотачиваться на любом человеке, который появился в поле зрения. Это трудно. Чем более человек истощен, тем труднее, но в преодолении этой трудности его главное спасение.

— Попробуем поставить себя на место этого человека. Он держался за мат как за некую оболочку, защищающую от внешнего мира, он был как ощетинившийся ежик. И вдруг он эти иголки сбросил, он ощущает себя таким голеньким и беззащитным. Наверное, ему будет страшно, «как я такой без мата, меня все могут обидеть»? И как его участливость поможет ему переменить отношение к людям, поможет чувствовать, что они не угроза, а наоборот, что они, может быть, нуждаются в его участии, защите, и так далее?. .

— Справедливые сомнения. Значит, надо начинать не с того, чтобы усилием воли держать себя за горло и отказываться мата, это такому человеку будет страшно, поэтому практически непосильно. Ему надо начинать с того, чтобы, ещё отучаясь от мата, приучаться мысленно сосредотачиваться на собеседнике. Приучаться представлять себе: что этот человек хотел бы от него сейчас услышать. Чего он хочет: спать ли, в туалет ли, поделиться ли впечатлениями от фильма? Поначалу это будет очень трудно. Тут не надо себя насиловать, надо идти на то усилие, пусть небольшое, которое сейчас доступно. Пусть он ограничится одним-двумя вопросами и на этом свернёт разговор. Чем чаще он будет предпринимать даже такие ограниченные усилия, тем больше у него будут расти эти возможности. Как мускулатура накачивается. А мат потом сам по себе отпадет.

Как бороться?

Лучше побороть первое побуждение закричать в ответ, одёрнуть, наказать Это бесполезно, так как коррекция грубого поведения должна зависеть от вызвавших его причин.

В отличие от маленького ребенка, подросток прекрасно понимает смысл бранных выражений и знает, что употреблять их запрещено. Так что его ругательства чаще всего говорят о проблемах. Может быть, у него накопились обиды на родителей, а возможно виной всему конфликты с одноклассниками или проблемы с учебой. Возможно сквернословие — это попытка привлечь к этим проблемам внимание родителей, призыв о помощи. Убедите его, что в просьбах о помощи нет ничего «детского». Приводите примеры из своей жизни, делитесь проблемами и просите его совета, помощи. Решитесь на откровенный разговор, не кричите но и не скрывайте своих истинных чувств. Постарайтесь реагировать не на внешние проявления, то есть грубость, но на ситуацию в целом и решать проблему в зависимости от обстоятельств. Научите, ребенка выражать отрицательные эмоции и переживания в другой форме. Редко какой взрослый будет объяснять это. Наоборот, они пытаются заставить ребёнка подавить болезненные чувства, вести себя «прилично» в любой ситуации, даже если он испуган или обижен. Сдерживание доводит ребенка до срыва, он может от отчаяния грубить и сквернословить. Родители должны подсказать ребенку, как выплеснуть неприятные переживания. Пусть он привыкнет делиться с вами огорчениями, обсуждать. Можно побоксировать с диванной подушкой. Подвигаться под громкую музыку, мысленно «расправляясь» с тяжелыми воспоминаниями. Да и у всех нас есть свои способы избавления от плохого настроения, кое-каким можно научить и подростка)

Для подростка сквернословить зачастую значит влиться в компанию, которой он принадлежит или хочет принадлежать. Он материться в кругу товарищей, чтобы не прослыть «маменькиным сынком». Со временем эта проблема только усугубляется: он и хотел бы уже избавиться от грязной брани, но у него не получается, мат «въелся» в речь. Поэтому начинать противодействовать сквернословию необходимо сразу же, как только оно было замечено.

Но реагировать на него возмущением, растерянностью или испугом не стоит, это покажет, что вы не владеете ситуацией и только подкрепит желание ругаться. Шок родителей — хороший повод повторять эти слова, чтобы позлить родителей, выместить злость за то, что терпели подобное от них. Иногда помогает частичное позволение. Взрослый может объяснить, что матерные слова в крайних обстоятельствах применять допустимо. Например: «Кто-то предлагает тебе табак или алкоголь, не отстает и не принимает отказов, вот тогда и посылай подальше прямым текстом!» Такой совет снижает притягательность «запретного плода»

«Сматерился — плати»

За рубежом детские психологи хорошим методом борьбы с нецензурной бранью подростков считают систему штрафов. У нас такие меры особого распространения не получили. Но некоторые родители говорят, что это им помогло. Действовали так. Говорили подростку: «Материться плохо, это ты сам знаешь. Кроме того брань — правонарушение, за которое полагается штраф. Чтобы ты не подвергся наказанию в общественном месте, мы сами будем штрафовать тебя. За каждое ругательство из твоих карманных денег будем вычитать определенную сумму. Давай определим ее вместе»

А вот чего делать точно не стоит, так это бить по губам, мыть рот мылом, ставить в угол, кричать и ругать детку в ответ. Все это насилие над личностью, и ни к чему хорошему оно не приведет. Представьте, что то же самое по отношению к вам делает кто-то могущественный и сильный — как бы вы себя при этом чувствовали? А что остается?
Да, подросшие дети — не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: «И это пройдет». Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение. Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья — это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.
Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. А это так важно, когда на пороге маячит старость. ..

При сложившихся уважительных отношениях между родителями и детьми, подросткам и в голову не придет грубить взрослым или нецензурно при них выражаться. Помните, от вас во многом зависит, как будет вести себя с вами ребенок. Главное, во время выявлять и обращать внимание на изменение поведения подростка, интересоваться им и его жизнью, стараться понять и отследить мотивы поведения. Надо построить отношения так, чтобы ребенок доверял вам и знал, что вы на его стороне, и он может всегда рассчитывать на вашу помощь, что бы ни случилось.

 

Материал подготовила Елена Васильева

Черт, да: 7 веских причин для ругани

Источник: Pixabay

[Статья изменена 4 мая 2020 г.]

Наши родители и учителя делали все возможное, чтобы мы не ругались. Детям моего поколения каждый раз, когда они ругались, втирали мыло в рот — практика, которую, конечно, не рекомендуется.

Тем не менее, даже будучи взрослыми, почти все мы прибегаем к нецензурной брани, часто по нескольку раз в день. И наши родители и учителя, вероятно, тоже, хотя (в основном) тихо или за нашей спиной.

Вот 7 причин почему.

1. Обезболивающее. Ругань активирует реакцию «бей или беги», что приводит к выбросу адреналина и соответствующему обезболивающему эффекту. Ричард Стивенс из Кильского университета обнаружил, что люди, которые ругаются матом, способны держать руки в ледяной воде в два раза дольше. Но это относится только к людям, которые ругаются несколько раз в день, а не к тем, кто клянется на цепи. Предположительно, те, кто клянется на цепях, теряют чувствительность к своей ругани и больше не возбуждаются ею. Остается неясным, являются ли одни бранные слова более эффективными, чем другие, хотя это кажется очень вероятным, и у каждого из нас есть своя личная иерархия ругательств — иногда даже переход на наш родной язык для самых высоких уровней! Философ Эмиль Чоран презирал свое румынское происхождение. Но, несмотря на то, что он переехал в Париж, сменил имя и писал по-французски, он по-прежнему предпочитал ругаться по-румынски.

2. Питание и управление. Ругань может дать нам большее чувство силы и контроля над плохой ситуацией. Ругаясь, мы показываем, хотя бы самим себе, что мы не пассивные жертвы, а уполномочены реагировать и давать отпор. Это может повысить нашу уверенность и самооценку, а также мотивировать и мобилизовать нас на корректирующие действия. Как сказал Марк Твен: «Когда злишься, считай до четырех; когда очень зол, ругайся».

3. Ненасильственное возмездие. Нецензурная брань позволяет нам отомстить плохим людям или ситуациям, не прибегая к насилию. Вместо того, чтобы бить кого-то по лицу или того хуже, мы направляем и обезоруживаем свой гнев, вместо этого ругаясь. Правда, ругань тоже может обидеть, но лучше несколько колких слов, чем холодный кинжал. Ругань также может служить предупредительным сигналом или маркером ранга и авторитета, что-то вроде рычания животного, говорящего: «Осторожно. Останови это. Или ты чертовски хорошо заплатишь цену.

4. Юмор. В кругу друзей ругань может быть источником веселья. В таких обстоятельствах это представляет собой освобождение от нормальных социальных ограничений или, подобно игровой драке, пренебрежительно относится к потенциально угрожающему человеку или ситуации, а в некоторой степени и к нам самим. В этом отношении ругань и юмор в целом могут помочь восстановить представление об определенном человеке или ситуации.

5. Сверстники и социальные связи. Нецензурная брань может показать, что мы принадлежим к определенной группе, что мы можем быть самими собой и в полной безопасности и комфорте с членами этой группы. Если все сделано правильно, это также может сигнализировать о том, что мы открыты, честны, самоуничижительны, покладисты и любите веселиться. Другой формой вербализации, тесно связанной с нашими эмоциями, является пение, и в клинической практике я заметил, что когда люди теряют способность говорить из-за повреждения головного мозга (чаще всего слабоумия или инсульта), способность петь часто сохраняется. — вместе со способностью ругаться.

6. Самовыражение. Ругань может быть способом показать, что мы действительно что-то значим или что это действительно важно для нас. Вот почему ругань так важна в любом виде спорта. Это также расширяет наш регистр и делает нас более живыми и интересными, например, чтобы добавить акцент или «изюминку» в нашу речь. Шекспир часто ругался матом, хотя и более изобретательно, чем большинство других: «Прочь, голодный, ты, эльфийка, ты, высохший язык, бычья пицца, ты, вяленая рыба!» В то же время ругань также может быть способом показать, что что-то действительно что-то для нас значит. Философ Пауль Фейерабенд выразил это очень глубоко: «…когда изощренность теряет содержание, тогда единственный способ сохранить связь с реальностью — быть грубым и поверхностным».

7. Улучшение психологического и физического здоровья. Польза для здоровья от сквернословия включает усиление кровообращения, повышенный уровень эндорфинов и общее чувство спокойствия, контроля и благополучия. Главное делать это скупо и в то же время не злиться, что было бы очень плохо для вас и ужасно вульгарно.

Если вы можете придумать другие веские причины для нецензурной брани, не забудьте добавить их в разделе комментариев.

Нил Бертон — автор Рай и ад: Психология эмоций и другие книги.

Действительно ли люди, которые матерятся, более честны?

Ключевые моменты:

  • Люди, которые сообщали о том, что ругались, чаще получали более высокие баллы по критериям честности.
  • Люди, которые использовали больше ненормативной лексики в своих сообщениях на Facebook, также чаще использовали фразы, которые сильнее коррелируют с честностью.
  • Пользователи Facebook, которые использовали больше ненормативной лексики в сообщениях, с большей вероятностью жили в штатах, жители которых оценивались выше по критериям честности.

Подумайте о действительно честных людях в вашей жизни, возможно, о супруге, коллеге или лучшем друге. Они склонны много ругаться? Или наоборот: люди, которых вы считаете самыми нечестными — которые чаще всего лгут, мошенничают или воруют, — также и те, у кого довольно чистый рот?

В более общем смысле, вы ожидаете, что ругань будет связана с большей или меньшей честностью? Мы можем представить аргументы с обеих сторон. С одной стороны, мы могли бы подумать, что чем больше ругательств, тем ниже честность человека. В конце концов, ненормативная лексика иногда идет вразрез с общественными стандартами хорошего поведения. Так же и нечестность. Ненормативная лексика может быть использована во вред другим. Так может нечестность. Ненормативная лексика может быть признаком отсутствия самоконтроля. То же и с нечестностью. Ненормативная лексика может указывать на сомнительный или ненадежный характер. Нечестность, естественно, подрывает доверие.

Но подождите минутку. Мы также можем убедительно доказать, что сквернословие и честность идут рука об руку, по крайней мере, большую часть времени. Человек, который говорит «дерьмо», когда роняет инструмент на ногу или проливает кофе на свой компьютер, открыто говорит о своих чувствах. Эмоционально она выражает то, что чувствует в данный момент. Внешне делать вид, что все в порядке, а внутренне сильно расстраиваться, значит намеренно искажать факты. Это способ не быть честным. Кроме того, ругань связана с увеличением словарного запаса, снятием стресса и терпимостью к боли.

Так что это? Связана ли честность с ненормативной лексикой или нет? Было бы неплохо, если бы у нас были какие-то эмпирические данные — и сейчас они у нас впервые есть.

Гилад Фельдман из Маастрихтского университета и его коллеги впервые провели серию исследований, чтобы проверить взаимосвязь, и обнаружили положительную корреляцию между ненормативной лексикой и честностью. Три исследования были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science.

В первом исследовании 276 участников только что ответили на ряд вопросов. Некоторые из них касались ненормативной лексики, например «Как часто вы ругаетесь (ругаетесь/ругаетесь нецензурной лексикой)» в разных контекстах, например, обращаясь к другому человеку, когда вы сами или в своем письме.

Некоторые вопросы касались честности, например: «Если вы говорите, что сделаете что-то, всегда ли вы выполняете свое обещание, каким бы неудобным оно ни было?» Результаты. Участники, которые чаще ругались, получили более высокие баллы по показателю честности.

Я не склонен придавать большое значение таким опросам, особенно когда речь идет о лжи и обмане. К счастью, Фельдман и его коллеги использовали и другие методы. В своем втором исследовании они заручились помощью Facebook — в частности, обновлений статуса 73 789 пользователей, которые согласились стать участниками. У Фельдмана не было возможности самостоятельно проверить обновления статуса, и вместо этого он использовал умную косвенную меру. Ведь оказывается, когда люди лгут, проявляются определенные лингвистические тенденции, в том числе использование меньшего количества местоимений первого лица («отмежеваться от лжи») и больше негативных слов (поскольку они «вероятнее всего, будут чувствовать дискомфорт, лгая и поэтому выражайте больше негативных чувств»).

Эти лингвистические тенденции ни в коем случае не являются идеальным инструментом для обнаружения лжи, но они помогают.

Вернуться на Facebook. Те же самые обновления статуса для этих участников также были проверены на распространенные нецензурные слова. Оказалось, по словам Фельдмана, что «те, кто использовал больше ненормативной лексики, были более честными в своих обновлениях статуса в Facebook».

Наконец, третье исследование сместило акцент с индивидуального на общественный уровень, в частности на 50 штатов США. Существует государственная мера честности, называемая Государственным расследованием честности. Так Фельдман взял данные о ненормативной лексике для американских пользователей Facebook (29701 участник) и определили, из какого штата они были. Выяснилось, что в среднем люди, которые больше ругались на Facebook, как правило, были из штатов с более высоким рейтингом честности. Коннектикут и Нью-Джерси оказались в тройке лидеров по ненормативной лексике. (Это удивительно?) Они были чуть ли не в тройке самых честных штатов.

(Удивительно ли , что ?)

Говори правду

Источник: Фото Бретта Джордана на Unsplash

Итак, на основании этих предварительных выводов оказывается, что ругань является признаком большей честности. Фактически, Фельдман в своем первом исследовании спрашивал участников о причинах использования ими ненормативной лексики. Две основные причины заключались в том, чтобы выразить свои эмоции и выразить свое истинное «я».

Следует упомянуть о некоторых предостережениях: это всего лишь предварительные исследования, и нам нужно увидеть множество других критериев честности. Они корреляционны, поэтому мы ничего не можем сказать о причинно-следственной связи. Кроме того, эти исследования просто выявили общие тенденции. По-прежнему будет много людей, которые много ругаются и нечестны, наряду с теми, кто клянется очень мало и честен.

Тем не менее, пока ненормативная лексика ассоциируется с большей честностью, чем нечестностью. Думаю, знание этого будет небольшим утешением в следующий раз, когда я буду ходить босиком по куче острых Лего.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts