Понятие и строение человеческой деятельности психология: Лекция 10. Понятие и строение человеческой деятельности

Лекция 10. Понятие и строение человеческой деятельности

Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Активность растений практически ограничена обменом веществами с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность– это осмысленное, целенаправленное поведение человека в окружающей среде.

Главные отличия деятельности человека от активности животных:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

Человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это — потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

Почти все формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности.

Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры животные обращаются так, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Несколько десятков поколений людей за относительно короткий срок удалось создать грандиозный мир духовной и материальной культуры.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Основные характеристики деятельности человека

1. Мотив деятельности– то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (всякая человеческая деятельность полимотивирована).

2. В качестве цели деятельностивыступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, определенные знания, умения и навыки, творческий результат.

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы.

3. Предметом деятельностиназывается то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

4. Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности, а также уровень психофизиологических функций, которые являются основой для реализации определенного действия (н-р, мнестические функции, моторные функции и т.д.).

Действие– часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.

Операция – способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Виды человеческой деятельности

Общение— первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Игра— это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем. индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Учениевыступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и неорганизованным. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Труд — целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый — физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый — умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Развитии человеческой деятельности

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется.

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А. Н Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.

Деятельность и психические процессы

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредствованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Умения, навыки и привычки

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения— это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки— это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пишущего текст. При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются частью более сложного навыка.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений — навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические.

Привычкаот умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой (часто неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

Деятельность человека и ее основные формы

 

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека:

  • Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
  • Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
  • Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
  • Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

 СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


 

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Найдите в ней субъект и объект, мотив, цель, подберите методы и средства, опишите процесс и результат.


МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.

Есть различные критерии классификации деятельности:

  • по объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей;
  • по субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная;
  • по характеру самой деятельности — например, репродуктивная или творческая;
  • по соответствию правовым нормам — законная и незаконная;
  • по соответствию моральным нормам — моральная и аморальная;
  • по соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная;
  • по сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР КАЖДОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Основные формы человеческой деятельности:

  1. Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
  2. Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
  3. Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
  4. Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.

Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:    

1) комбинирование уже имеющихся знаний;

2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы;

3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;

4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются. 


Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  ПРИЗНАКИ   ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А)  освоение опыта предыдущих поколений 1)  труд
Б)  преобразование предметов окружающего мира 2)  общение
В)  обмен информацией и её преобразование в процессе взаимодействия  3)  учение
Г)  осуществление реального действия воображаемыми средствами 4)  творчество
    5)  игра

Иерархия человеческой деятельности [Теория деятельности]

Теория деятельности или «Культурно-историческая теория деятельности (ЧАТ)» представляет собой междисциплинарную философскую основу для изучения как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческого поведения. С точки зрения теории деятельности человеческая деятельность или «то, что люди делают» представляет собой основную единицу анализа при изучении человеческого поведения. Наиболее важным аспектом теории деятельности является понимание как индивидуальных, так и коллективных аспектов человеческой деятельности с культурной и исторической точки зрения.

In 2012, Kaptelinin and Nardi summarized five basic principles of Leontiev’s activity theory:

  • Object-orientedness
  • Hierarchical structure of activity
  • Mediation
  • Internalization and externalization
  • Development

Иерархическая структура деятельности первоначально была сформулирована А. Н. Леонтьевым (1978). Следует отметить, что целью Леонтьева была разработка психологической теории на индивидуальном уровне с понятием Деятельности. Таким образом, мы увидим, что три уровня деятельности соответствуют трем уровням психологических представлений.

Давайте сначала посмотрим на схему. Я нашел следующую диаграмму из книги Виктора Каптелинина и Бонни А. Нарди Действуя с помощью технологий (2006, стр. 64). Три уровня деятельности: активность, действия и операции. Три уровня психологических понятий: мотив, цели и условия.

Источник: Виктор Каптелинин и Бонни А. Нарди («Действуя с помощью технологии», 2006, с.64)

По Леонтьеву, «Отдельные конкретные виды деятельности могут различаться между собой по различным признакам: по своей форме, по их выполнения в соответствии с их эмоциональной интенсивностью, в соответствии с их потребностями во времени и пространстве, в соответствии с их физиологическими механизмами и т. д. Главное, что отличает одну деятельность от другой, однако, это различие их объектов . Именно предмет деятельности придает ей определенное направление». (1978, с.98)

Итак, что является объектом деятельности?

Ответ Леонтьева — мотив деятельности. Леонтьев утверждал: «По предложенной мною терминологии предмет деятельности есть ее истинный мотив. Подразумевается, что мотив может быть как материальным, так и идеальным, либо присутствующим в восприятии, либо исключительно в воображении или в мысли. Главное, чтобы за деятельностью всегда стояла потребность, чтобы она всегда отвечала той или иной потребности». Он также добавил примечание о термине мотив: «Такое ограниченное понимание мотива как того объекта (материального или идеального), который вызывает и направляет деятельность на себя, отличается от общепринятого понимания» (19).78, с.98)

Определив уровень «деятельность — мотив», Леонтьев перешел на его подуровень: уровень «действие — цель». Он говорил: «Мы называем процесс действием, если он подчинен представлению о результате, который должен быть достигнут, т. е. если он подчинен сознательной цели. Точно так же, как понятие мотива связано с понятием деятельности, понятие цели связано с понятием действия». (1978, стр. 99)

Леонтьев также взаимозаменяемо использовал термины «целенаправленные процессы» и «действия». Например, он говорил: «Мы называем процесс действием, если он подчинен представлению о результате, который должен быть достигнут, т. е. если он подчинен сознательной цели. Точно так же, как понятие мотива связано с понятием деятельности, понятие цели связано с понятием действия» (19).78, p.99)

Грегори З. Бедни и Стивен Р. Харрис утверждали, что существуют проблемы перевода терминов, связанных с теорией деятельности. Например, они указывали: «Точного эквивалента английскому слову «цель» в русском языке не существует, а понятия цель и цель несут в деятельностно-теоретической психологии четко дифференцированные значения… Слово «цель» может быть переведено как цель и намерение как намерение или цель. Советские теоретики деятельности приложили большие усилия для выяснения различий и сходств между этими представлениями и, в частности, для различения целеобразность’ , — целеустремленность, целенаправленное поведение — от целенаправленность , ‘намерение достичь осознанной цели… Вследствие этих различных соображений мы считаем понятие «цель» открытым для неверного толкования , и поэтому не может одобрить его использование в качестве базовой концепции в AT-HCI». (2008)

Думаю, поэтому на диаграмме для среднего уровня показано «действие — цель», а не «действие — цель».

Третий уровень относится к «работе — состоянию». По Леонтьеву, «всякая цель, даже такая, как «достижение точки N », объективно достигается в определенной объективной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступать в абстракции от этой ситуации, но его действие не может быть абстрагировано от нее. По этой причине, , несмотря на свой интенциональный аспект (что должно быть достигнуто), действие также имеет свой оперативный аспект (как, какими средствами этого можно достичь), что определяется не целью самой по себе, а предметно-предметными условиями ее достижения. Другими словами, выполняемое действие адекватно поставленной задаче; тогда задача представляет собой цель, поставленную в конкретных обстоятельствах. По этой причине действие имеет специфическое качество, специфически «формулирующее» его и особенно способы, которыми оно совершается. Я называю способы совершения действий операциями» (19).78, с.102)

Схему этой трехуровневой структуры деятельности Леонтьев не привел. Приведенная выше диаграмма была разработана другими. Проблема диаграммы — это стрелка с одним направлением, которая указывает на одностороннее отношение между тремя уровнями. Однако теоретики деятельности так не понимают. Леонтьев (1978), Каптелинин и Нарди (2006) и другие четко указали, что это двусторонние отношения.

Ниже приведена более точная диаграмма, которую я нашел в книге 2013 года Лаборатория изменений: инструмент для совместного развития работы и образования (Virkkunen, J. & Newnham, D.S., 2013)

Источник: Лаборатория изменений (2013, стр. 37)

Согласно Леонтьеву, «Человеческая деятельность не существует, кроме как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность — в школьных действиях, социальная деятельность — в действиях (актах) общества и т. д. Если из нее мысленно вычесть действия, составляющие деятельность, то от деятельности не останется ровно ничего. Это можно выразить и иначе: когда перед нами происходит конкретный процесс, внешний или внутренний, то с точки зрения его отношения к мотиву он выступает как человеческая деятельность, но когда он подчинен цели, затем оно предстает как действие или совокупность цепочки действий… Кроме того, действие и действие представляют собой подлинную и несовпадающую реальность. Одно и то же действие может совершать различные виды деятельности и может переходить из одной деятельности в другую, проявляя таким образом свою относительную самостоятельность. Очевидно и обратное, а именно, что тот или иной мотив может получить конкретное выражение в различных целях и, соответственно, вызвать различные действия». (1978, с.100)

Каптелинин и Нарди (2006) указывали на трансформацию между действиями и операциями: «Уровни деятельности могут переходить один в другой. Автоматизация является примером преобразований между действиями и операциями. В ходе практики действия могут стать автоматическими операциями. Противоположный процесс — «деавтоматизация», превращение рутинных операций в осознанные действия. Такое преобразование может иметь место, например, когда автоматизированная операция не дает желаемого результата, и человек размышляет о причинах неудачи и о том, как можно «исправить» операцию. которое сначала осуществляется как сознательное действие, а затем становится операцией» (2006, с. 63–64)

Хотя целью Леонтьева является разработка новой психологической теории, многие исследователи приняли эту трехуровневую модель в качестве аналитического инструмента для эмпирических исследовательских проектов.

Распаковка теории деятельности

Рэйчел Пейн

Когда мне впервые представили теорию деятельности как концептуальную основу, в рамках которой я мог бы расположить дизайн, мне стало любопытно. Исследование выявило множество существующих визуальных диаграмм.

Рисунок A: Структура системы человеческой деятельности (адаптировано из Engeström, 2005)

Рисунок B: Система деятельности (адаптировано из Activity Theory: Mapping the Terrain)

Рисунок C: Диаграмма теории деятельности (адаптировано Davis, 2012)

Рисунок D: Иерархическая структура деятельности (адаптировано из Nardi, 2006)

После исследуя каждое изображение, я был недоволен своим пониманием теории деятельности. Как дизайнер, я хочу полностью понимать концепции, с которыми работаю. Я использовал исследования, чтобы улучшить свое владение этой структурой и выяснить ее влияние на дизайн и мир в целом.

Теория деятельности служит основой для анализа деятельности. Желание взаимодействовать с окружающей средой и влиять на нее посредством деятельности лежит в основе человеческой природы (Davis, 2012). Деятельность определяется как целенаправленное взаимодействие человека с окружающей его средой. Люди используют физические и психологические инструменты для управления миром. Теория деятельности представляет собой концептуальную основу для преодоления разрыва между мотивацией и действием (Дэвис, 2012).

Чтобы лучше понять теорию деятельности, я разделил каждый узел на куски размером с укус. Я начал с прошлого опыта, восприятия, мотивов, эмоций и способов рассуждения пользователя. Чтобы снизить уровень спекуляций внутри каждой категории, я определил каждый узел, используя существующие исследования и теории.

Несколько теорий эмоций возникли в результате исследований в области психиатрии и неврологии. Я преобразовал эмоциональный узел теории деятельности в высокоуровневый центр различных настроений, используя Двумерную модель настроения возбуждения-валентности Джеймса Рассела (, рис. E ) (Russell, 1980). На графике Рассела показана базовая шкала эмоциональных состояний. Ось X обозначает спектр от положительного до отрицательного, а ось Y представляет уровень бдительности.

Рисунок E: Двумерная модель настроения возбуждения и изменчивости (адаптировано из Рассела, 19 лет).80)

При определении мотивации я использовал Теорию самоопределения Райана и Деси (Ryan, 2000), создав визуальный ряд как внутренних, так и внешних действий, желаний и потребностей (рис. F) . Теория самоопределения — это теория мотивации, которая обращается к трем врожденным психологическим потребностям: компетентности, автономии и привязанности (Dec et all).

Рисунок F: Теория мотивации: внутренняя + внешняя мотивация (адаптировано из Ryan + Deci, 2000) Я создал визуальное представление того, как люди решают проблемы и принимают решения ( Рисунок G ). Психология рассуждений используется во многих дисциплинах, включая философию, лингвистику, когнитивистику и искусственный интеллект (Википедия, 2017).

Рисунок G: Типы логических рассуждений (адаптировано из Bradford, 2015)

Мой процесс продолжался с пониманием того, что каждый узел диаграммы теории деятельности имеет определение, список атрибутов и существующие исследования. Вместо того, чтобы продвигаться вперед по диаграмме теории активности, делая спекулятивные выводы об одном пользователе, я позволил исследованию добиться более глубокого понимания.

Как дизайнер, я могу предположить, что может чувствовать пользователь или какова его мотивация. И все же, какое значение имеет моя работа, если я просто создаю волшебный набор обстоятельств, чтобы наполнить свой дизайн? Как могут спекулятивные умозаключения не поддаваться предвзятости моего собственного опыта, восприятия, мотивов, эмоций и рассуждений? Разбиение теории деятельности на более мелкие, более удобоваримые части дало возможность избавиться от моего собственного узкого мышления.

Постоянное расширение узлов в рамках теории деятельности служит метафорой систем деятельности. Деятельность — это не одна большая система, в которой мы живем, или единый мгновенный процесс. Это миллион крошечных вещей, миллион микропонятий, действий, операций, процессов, составляющих целое. Обретение этого понимания позволяет нам проектировать за пределами наших идей, предубеждений и схем, в то же время осознавая, что у нашей аудитории есть свои собственные идеи, предубеждения и схемы. Чтобы быть эффективными визуальными коммуникаторами, мы должны осознавать наши предположения и знания нашей аудитории. Предполагать, что пользователи понимают мир так же, как и мы, — значит ограничивать.

Результирующая разработанная диаграмма ( Рисунок H ) служит визуальным инструментом для рассмотрения ситуативной последовательности через полный цикл деятельности. Как дизайнер, я могу представить изменения в опыте, восприятии, мотивах, эмоциях или рассуждениях людей (одного человека). Как этот сдвиг может повлиять на использование разработанного объекта?

Рисунок H: Визуальная исчерпывающая обработка

Как часто у нас возникает искушение «перепрыгнуть» персону в будущий цикл быстрее, чем это было бы возможно в рамках настоящего цикла деятельности? Движения, которые мы совершаем, изменяясь под влиянием мира и изменяя мир, малы — кажущиеся невидимыми нюансы. Каждый миниатюрный сдвиг опирается на себя, чтобы изменить внешний и внутренний миры.

Процесс раскрытия теории деятельности открыл много вопросов и возможностей для будущих исследований. Система деятельности — это «виртуальная машина, производящая беспорядки и инновации» (Engestrom, 2008). Каждый раунд активности немного изменит все будущие раунды. Вещи влияют на людей, а люди влияют на вещи. Для дизайнеров это открытие имеет большое значение. Пользователь никогда не увидит артефакт, интерфейс, процесс одним и тем же образом более одного раза. Мы изменяем мир и одновременно изменяем мир через все, что мы делаем. Деятельность корректирует наши умственные конструкции. Мы учим. Мы развиваемся. И мы влияем на окружающий мир.

Мы не создаем фиксированные вещи для фиксированного мира. Артефакты, которые мы производим, будут испытаны множеством способов, многие из которых останутся непредсказуемыми и, возможно, неизвестными. Как понимание этого постоянно меняющегося развития деятельности может открыть возможности для изменения дизайна артефактов и объектов? Как я могу использовать эту концепцию приобретенного знания и понимания, чтобы направить людей в новом направлении через противоречия, творчество и беспокойства?

Рэйчел Пейн — недавняя выпускница программы магистра графического дизайна Университета штата Северная Каролина с 13-летним профессиональным опытом. После выпуска Рэйчел планирует продолжить карьеру преподавателя дизайна, где она сможет раскрыть творческие таланты своих учеников.

Ссылки:

«Теория деятельности: картографирование местности». Блог PhD (точка) Net , phdblog. net/tag/activity-theory/, 2011.

Дэвис, Мередит. Теория графического дизайна (графический дизайн в контексте). Thames & Hudson, Inc., 2012. стр. 229-230.

Брэдфорд Алина. «Психология рассуждений». Live Science , 2015 г., www.livescience.com/21569-deduction-vs-induction.html

Engeström, Yrjö. Исследования в области развития: расширение теории деятельности на практике. Lehmanns Media, 2005.

Энгестрём, Юрьё. От команд к узлам: теоретико-деятельностные исследования сотрудничества и обучения на работе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008. Стр. 205.

Каптелинин, Виктор; Нарди, Бонни А. Действие с помощью технологий: теория деятельности и дизайн взаимодействия . The MIT Press, 2006. Стр. 64.

Рассел, Джеймс. «Циркумплексная модель аффекта » . Журнал личности и социальной психологии , 1980.

Райан, Р. М.; Деси, Э. Л. «Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию », .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts