Процессуальная психология: О процессуальной психологии

О процессуальной психологии

О методе

Процессуальная работа — это следование пути природы

Что такое процессуальная работа?

Процессуальная работа или процессуально-ориентированная психология — междисциплинарное направление в современной психологии. Основной акцент в процессуальной работе делается на восприятии потока жизненных событий — «процесса», а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме изначально заключено семя ее разрешения.

То, что человек воспринимает как проблему (проблемы в отношениях, хронические заболевания, депрессии, зависимости, кошмарные сны и т.д.) на самом деле — проявление бессознательного, которое стремится объяснить, что мы живем в чем-то не своей жизнью и где-то идем против своей глубинной Сути. Например, у человека хронический симптом – мигрень. Проживая этот симптом, может прийти понимание того, что головная боль возникает в тот момент, когда человек чувствует себя подавленным и не может защитить свои интересы. Но в самой мигрени уже есть ресурсы, которые только необходимо раскрыть и привнести в жизнь и отношения. Но часто некоторые аспекты личности (там, где проявляется сила, агрессия, сексуальность, свободолюбие и т.д.) бывают подавлены. Мы можем говорить себе «нельзя быть таким, это не принято». Но в тот момент, когда человек начинает вести себя иначе, и при необходимости показывает, что он может быть сильным и постоять за себя, телесный симптом уходит. Так, в повторяющихся ситуациях в отношениях, в кошмарных снах, в телесных симптомах и других сферах жизни проявляется наше подсознательное, которое указывает нам на нашу внутреннюю силу и ресурсы.

Занимаясь процессуальной работой, мы учимся быть разными и гибкими, в зависимости от ситуации. Появляется легкость и уходят тревоги, так как интегрируются прежде отвергаемые части нас самих.

Главное в процессуальной работе – находится в потоке непрерывной многоуровневой практики осознания, замечать малейшие изменения в окружающем пространстве и в теле – все это может быть ключом к развертыванию «процесса», который приведет человека к более целостному и гармоничному восприятию себя и мира. Специалисты по процессуальной работе стараются следовать своему собственному процессу и процессам отдельного человека и группы.

Теории и методы процессуальной работы может лично испытать и проверить любой человек и убедится в их универсальности. Процессуальная работа используется в индивидуальной терапии, для самостоятельной работы, а так же для разрешения семейных конфликтов, конфликтов в различных группах и организациях.

Арни и Эми Минделл в Москве, 29.04.13. История возникновения процессуально-ориентированного подхода, основы теории и работа с клиентами. Встреча со студентами МИП.

И. Зингерман, «Три уровня состояния сознания в процессуальном подходе Арнольда Минделла при работе со снами»

Арнольд Минделл и процессуальная психология

Основные идеи процессуально-ориентированной психологии были разработаны в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, доктором философии, психотерапевтом, автором 20 книг, переведенных на 20 языков.

Арнольд Минделл изучал физику в Технологическом университете Кембриджа, а затем психологию в швейцарском Институте Юнга в Цюрихе и стал юнгианским психоаналитиком. Минделл добавил к своим знаниям в области физики и западной психологии наблюдения за австралийскими шаманами, целителями и изучал древние духовные практики, в том числе даосизм и буддизм. Из таких, казалось бы, разных областей, возникла процессуально-ориентированная психология. Она объединила открытия науки, древние представления о человеке, танец и воображение, ощущения в теле и сновидения.

Арнольд Минделл

Основатель процессуального подхода

Процессуальный подход интересен, поскольку вы должны изменить ваше нормальное состояние сознания или, если выразиться с помощью метафоры, вам нужно сесть на лошадь задом наперед. В одном из племен американских аборигенов существовала смешная, несколько странная шутовская фигура. Ему позволялось быть в племени до тех пор, пока он был «человеком-наоборот», то есть делал все не так, как все. Его лошадь двигалась вперед, но сидел он на ней наоборот, лицом к хвосту.

Скакать на лошади задом наперед означает говорить жизни: «Да, это невозможно» и в то же время: «До чего интересной может оказаться эта болезнь». Вы идете вперед спиной. Обычно вы считаете, что смерть ужасна, но если подумать с точки зрения еретика — смерть может вас чему-нибудь научить. Это может даже понравиться! Скажите «нет» боли, а если уже больше ничего не помогает, попытайтесь сказать ей «да». Когда беда обернется чем-то интересным — вы будете просто прыгать от радости. Это словно божественное откровение или способность быть совсем другим. В процессуальной парадигме всеобъемлющее «да» миру представляется потенциальностью, как бы семенем того, что стремится себя выразить.

Раньше мне необходимо было подумать прежде, чем действовать. Теперь я доверяю естественному течению событий и думаю гораздо меньше. Вместо этого я следую моим чувствам. Мой путь в настоящее время — следовать непредсказуемому. Я действую сейчас, а думаю после. Есть многие вещи в работе процесса, которые мне непонятны. Кое-что я могу объяснить, но есть еще масса такого, что мне хотелось бы изучить. Дело помощи человеческим процессам — это безграничная область, такая же древняя, как даосизм, и такая же новая, как теории холодинамики вселенной.

— «Вскачь задом наперёд», Арнольд Минделл

Основные идеи

Понимание процессуальной работы строится на нескольких базовых понятиях: Основные идеи, которые могут помочь понять, что же такое процессуальная работа – это понимание того, что такое три уровня сознания, понятия первичного и вторичного процесса, «края», а так же метанавыков фасилитатора (терапевта).

Три уровня сознания

Три уровня сознания

В своих наблюдениях Арнольд Минделл пришел к тому, что сновидения и телесные симптомы «говорят» об одном и том же, то есть отражают определенный жизненный процесс человека. Он понял, что если правильно раскрыть послание сновидения, то можно обойти какую-то неприятную жизненную ситуацию, тенденцию, которая уже «созревает» в повседневной реальности, например, болезнь или даже аварию. И тогда Минделл стал исследовать, откуда же приходят сновидения с тем же упорством, с каким он изучал возникновение Вселенной, будучи студентом-физиком. Обращаясь к различным источникам, изучая древние тексты, общаясь с шаманами Австралии, Минделл понял, что про этот источник сновидений люди знали всегда. Кто-то называл это Дао (даосизм), кто-то называл его Всевышним Богом, кто-то называл Основой Мироздания и т.д.

Так сформировалась теория о трех уровнях сознания.

Обычно мы себя сознаем себя в так называемой реальности консенсуса. Реальность консенсуса (общепринятая реальность) — термин, обозначающий такое описание реальности, в отношении которого достигнуто общее (осознанное или неосознанное) соглашение между людьми. В консенсусной реальности существует дуальное восприятие, здесь все разделено на плюс и минус, хорошо и плохо, добро и зло, день и ночь, мужчина и женщина, субъект и объект. Это привычный нам уровень восприятия реальности. Что его формирует и создает консенснусную реальность? Для того, чтобы что-то произошло в жизни, должна быть тенденция — чтобы заболеть, надо промочить ноги. Чтобы появилась зависимость, должна быть большая потребность в расслаблении, и неумение его получать. Возникает вопрос, откуда приходит реальность консенсуса? На этот вопрос можно получить разные ответы: психологи вам скажут, что источник формирования нашей повседневной жизни — это бессознательное, шаманы назовут это сновидением, квантовые физики — волновой функцией… В любом случае они будут описывать второй, более глубинный уровень восприятия реальности, который и формирует сценарии и варианты нашей жизни. Арнольд Минделл предложил назвать этот второй уровень сознания Dream Land (англ. «дрим ленд») — страной снов, или страной грез. В нашем сознании есть некое пространство, которое формирует мечты и будущее. Именно поэтому возможны вещие сновидения, возможны предсказания. И Сновидение является тем состоянием ума, из которого потом и проявляется наша привычная консенсусная реальность.

Сны могут быть кошмарными, могут быть прекрасными. Но может не быть четко выраженной их дуальности. Например, во сне вы можете убивать других и это не вызовет у вас ужаса или отторжения, возможно ходить по воде, летать по воздуху или пить чай на вершине Эвереста в купальнике или домашних тапочках. В сновидениях возможно делать самые немыслимые вещи с точки зрения реальности консенсуса. Второй и третий уровни сознания происходят из недуального состояния сознания, находящегося за пределами нашего привычного, и даже сновидческого, восприятия.

Страна грез, страна сновидений (Dream Land) — это не только ночные образы. К ним относятся любые другие видения. На уровне Страны грез, процессуальная работа имеет дело со сновидениями, глубинными чувствами, невысказанными истинами, «двойными», или непреднамеренными сигналами, «призраками» (не представленными фигурами), и призрачными ролями в историях и мифах отдельных людей и организаций. Большое значение имеют история, мифы, и события, затрагивающие не одно поколение. Здесь также можно ощущать воздействия будущего на настоящее.

Для третьего уровня сознания характерно недуальное состояние, где нет взаимодействия на уровне субъекта и объекта. Именно из этого источника происходит формирование пространства второго уровня — пространства сновидений.

На глубочайшем недвойственном уровне, или уровне «сущности», Основы, Дао, процессуальная работа имеет дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие на нас можно чувствовать, но еще нелегко выразить словами. Здесь вы замечаете глубинные переживания, чувства, на которые вы обычно не обращаете внимания, и ощущения, еще не выразившиеся в виде осмысленных образов, звуков и т.п.

Первичный процесс, край, вторичный процесс

«Первичный процесс», «вторичный процесс» и «край»

Следующие ключевые понятие процессуального подхода — «первичный процесс» и «вторичный процесс». Первичными называются процессы, которые человек не отделяет от собственной персоны. Вторичный процесс обычно в чем-то противоположен первичному. Он воспринимается человеком как нечто чуждое.
Процессуальная психология рассматривает вторичный процесс, как проявление той идентичности человека, которую он в себе вытесняет или не допускает в повседневную жизнь. Именно по этой причине он сталкивается с ней в снах, поступках других людей и телесных симптомах.

Например, человек может чувствовать себя жертвой, но внутри него живет агрессор, с которым он не очень знаком.

Между первичным и вторичным процессом находится «край», то есть опыт переживания неспособности сделать нечто, переживание ограничения или препятствия. Этот край могут представлять различные «краевые фигуры». Их суждения и действия в жесткой форме препятствуют человеку принять вторичный процесс, как часть себя.

В целом, все навыки процессуальной работы представляют собой навыки осознания

Метанавыки терапевта

В процессуальной работе используется понятие «фасилитатор» (вместе терапевт) — специалист, наблюдающий и раскрывающий работу клиента таким способом, который делает результаты этого наблюдения непосредственно доступными тому, кого наблюдают, чтобы они стали частью сознаваемого им мира. Фасилитатору необходимо обладать некоторыми ключевыми навыками, которые помогут ему вести процесс группы или одного человека.

Одна из первых задач фасилитатора во время процессуальной работы — осознавать первичные и вторичные процессы клиента (группы), разделяющие их края и краевые фигуры.

Такого рода работа раскрывает более глубокий уровень сознания, в котором проявляется недуальное восприятие мира, где проблема может стать источником силы и ресурсов.

Второй навык — «следование» самим себе и чувству Дао, то есть, событиям, которые являются наблюдаемыми и/или интуитивно постигаемыми. Мистический аспект процессуальной работы пытается следовать тому, что не вполне выразимо, в то время как ее конкретная и реалистическая часть имеет дело с наблюдаемыми сигналами и их развертыванием, позволяя этим сигналам рассказывать нам, что они означают.

Третий навык — «прозрачность». Фасилитатор стремится оставаться «прозрачным», не привнося в процесс ничего от себя. Более многогранное, объемное восприятие себя и реальности, которое достигается в результате, приводит к решению личных проблем, разрешению межличностных противоречий и излечению физических заболеваний.

Четвертый навык — осознавание себя на трех уровнях реальности. Во-первых, осознавать и чувствовать себя на уровне обусловленной реальности; во-вторых, жить на уровне сновидения: разговаривая с человеком, впадать в легкий транс. Это помогает развернуть процесс еще глубже. И, в-третьих, мы одновременно можем иметь ощущение себя и этого человека в едином, изначальном пространстве. Из этого состояния мы способны любую проблему сделать своим Учителем, и обучаться, проживая источник, откуда приходит это послание, где является суть этой проблемы консенсусной реальности. Таким образом, мы обретаем себя целостных.

Арнольд Минделл

Основатель процессуального подхода

Я полагаю, что если хочешь стать успешным терапевтом, предельно внимательным и гибким в своей работе, то для этого необходимы определенные знания во всех областях психологии. К примеру, занимаясь глобальными проблемами, надо знать психологию взаимоотношений и психологию личности, ведь пока человек не разберется с глубинными личностными проблемами, недостижим мир вовне. Одной работы со внутриличностными проблемами будет тоже недостаточно. Надо понимать, какие процессы протекают в группе. Пусть даже каждый отдельный член группы спокоен и сосредоточен, группе все равно необходимо учиться жить и работать вместе. Группа, не пришедшая к единству, дезорганизует каждого входящего в нее индивида.

Но и этого знания будет недостаточно, если у тебя нет связи с чем-то трансперсональным, некой верой в то, что иные могут счесть очевидно абсурдным или невозможным. Я ищу смысл непонятного сообщения, жеста, ошибки, а затем работаю с ним, позволяя ему раскрыться. Важно особо подчеркнуть, что сокровище спрятано именно в тех сообщениях, которые мы не собирались посылать.

— «Вскачь задом наперёд», Арнольд Минделл

Области применения процессуальной работы

Процессуальная работа универсальна и применима практически к любой сфере жизни и взаимоотношений:

  • работа с телесными симптомами (в том числе хроническими заболеваниями)
  • раскрытие посланий сновидений
  • работу с экстремальными состояниями сознания (психиатрия),
  • работу с взаимоотношениями (личные взаимоотношения, семейные конфликты и т. д.)
  • лечение и профилактика зависимостей
  • раскрытие индивидуального стиля лидерства, работа с критикой
  • процессуальное бизнес-консультирование
  • внешняя и внутренняя работа фасилитатора конфликтов
  • практика работы с комой и околосмертными переживаниями
  • раскрытия посланий «мирового канала» (ролевое осознание и работа с полем; знаки, «флирты» и «заигрывания» пространства
  • внутренняя работа над собой без помощи психотерапевтов
  • техники работы с непроявленным, то есть с тем, что еще не случилось, но есть тенденции тому, чтобы это произошло

И это только некоторые варианты применения процессуальной работы. Особенности процессуально ориентированной психологии делают спектр ее применения очень широким. Ее методы оказываются действенными на всем протяжении жизни человека — от перинатального периода развития до околосмертных состояний. Они применимы для личностного роста, работы с отношениями, коллективами, организациями, бизнес-структурами и мировыми проблемами.

Интеграция техник процессуальной работы в повседневную жизнь сделает ее более гармоничной и позволит не идти напролом, а выбирать наиболее подходящий путь развития событий. Следуя «процессу» таким, какой он есть, мы идем по жизни без неосознаваемой тревоги и внутренних конфликтов, а осознаем свои глубинные потребности и находим источник внутренней силы в самом себе и в пространстве Природы.

Учителя и учебные центры

В Москве, Воронеже, Ижевске, Днепропетровске и других городах, а также на Украине и в США периодически проводятся семинары Ирины Зингерман по процессуальной работе.

ИринаТак же по этим ссылкам можно найти подробный, хотя и не полностью исчерпывающий перечень всемирный Учебных Центров, а также местных контактных сайтов и друзей сообщества процессуальной работы:

— Центр процессуальной работы в Портленде
— Сайт по «мировой работе»
— Официальный сайт Арнольда и Эми Минделл
— Российский сайт Арнольда и Эми Минделл
— Ассоциация процессуально-ориентированных психологов и психотерапевтов, Россия
— Институт глубинной демократии в России

Арнольд и Эми Минделл, Аяко Фуджисаки, Райни Хаузер, Барбара Зюст, Клэр Хилл, Конор МакКена, Александр Пейкришвили, Ирина Зингерман, Юлия Смирнова — вот только некоторые из процессуальных терапевтов, практикующих в России и по всему миру.

Процессуальная работа с телесными симптомами

Предлагаем вам ознакомиться с новым и нестандартным подходом в работе с телесными симптомами

Работа со сновидениями

Добро пожаловать в пространство использования высоких состояний сознания для раскрытия посланий сновидений

Проблемы взаимоотношений

Проблемы отношений — это микрокосм мировых проблем

Шаманизм в процессуально-ориентированном подходе

Путь шамана — это длящаяся всю жизнь борьба с неизвестным

Зависимости

Работа с зависимостями в процессуально-ориентированном подходе

Метанавыки в процессуальной психологии и психотерапии

или чем необходимо обладать процессуальному терапевту

Метанавыки в процессуальной психологии и психотерапии. Часть 2.

Метанавыки в процессуальной психологии Вторая часть. Арнольд и Эми Минделл.

Метанавыки в процессуальной психологии и психотерапии. Часть 3.

Метанавыки в процессуальной психотерапии и психологии Третья часть. Арнольд и Эми Минделл.

Геопсихология

Что такое геопсихология в процессуально-ориентированном подходе? Минделл подробно рассказывает об этой связи и на примерах показывает как можно осознанно использовать…

Работа с комой

Как работать с комой в процессуально-ориентированном подходе? Читайте на нашем сайте.

Процессуальная терапия и процесс-ориентированная психология Арнольда Минделла.

Процесс-ориентированная психология (называемая также process work (англ.)) — один из наиболее интересных и эффективных современных методов практической психологии.

Процесс-ориентированная психология — это концептуально разработанное направление практической психологии. Автором и идейным вдохновителем метода является доктор философии, физик, американский психолог (юнгианский аналитик, гештальт-терапевт) Арнольд Минделл. 

Уделяя ведущее внимание следованию процессу, метод интегрирует в стройную систему техники гештальт-подхода, телесной работы, НЛП, арт-терапии.  

В основе метода
  1. Аналитическая психология Юнга — психодинамическая парадигма и концепция индивидуации
  2. Понимание психофизиологических основ происходящих с человеком процессов
  3. Взаимосвязь законов развития макро- и микрокосма. 
  4. Телеологический подход 
  5. Общая теория систем
  6. Квантовая физика
  7. Духовные практики

Уникальный и особый взгляд на происходящие процессы, включающий в себя работу с целостным опытом (эмоциональным, телесным, ментальным) на всех уровнях реальности (внутриличностном, межличностном и надличностном), является основой процессуальной работы.

Основой философии процессуального подхода является идея о том, что решение проблемы кроется внутри самого процесса происходящего с  человеком, группой или обществом.  Каждый происходящий процесс старается чему-то «научить», донести определённое послание, расширить границы личности. Поэтому целью процессуальной работы  является считывание, осознанное проживание и раскрытие сути посланий бессознательного, и последующая интеграция этого нового опыта в повседневную жизнь.

Область применения метода

Процесс-ориентированный подход разработан  в полную терапевтическую систему, предназначенную для работы с широким спектром человеческого опыта, и обеспечивающую практическую основу, через  которую отдельные люди, пары, семьи и группы могут приходить к большей осознанности и творчеству. В процесс-ориентированной психологии разработана теоретическая и практическая база по всем прикладным аспектам психотерапевтической работы с личностными запросами:

  1. Острые и хронические телесные симптомы и психосоматические заболевания
  2. Сновидения
  3. Семейные и межличностные отношения
  4. Внутренние и внешние конфликты
  5. Жизненные сценарии
  6. Проблемы личностного развития
  7. Изменённые состояния сознания
  8. Химические и поведенческие зависимости
  9. Повторяющиеся события и острые ситуации
  10. Групповая динамика и т.п.

Метод зарекомендовал себя с наилучшей стороны в работе с широким спектром клиентских запросов: от работы с пациентами в состоянии комы (в т.

ч. в России – в институте Бурденко) до работы с международными конфликтами в рамках ООН. 

Освоение метода создаёт прочную основу психологической работы и расширяет возможности работы психологов любой модальности, а также даёт прекрасный инструмент для личностного роста и саморазвития.  

Процесс-ориентированная психология — это метод, который способствует более наполненной и интересной жизни людей, привносит глубокую осознанность в восприятие различных ситуаций, помогает справляться с возникающими жизненными проблемами и становиться истинным со-творцом своей жизни.

 

Будущее психологии уже здесь – New Harbinger Publications, Inc.

by Рошель И. Франк, доктор философии , и Джоан Дэвидсон, доктор философии

Трансдиагностические подходы, которые нацелены на лежащие в основе психологические процессы (а не на совокупность симптомов), становятся все более популярными новый золотой стандарт доказательной медицины. Терапия, основанная на процессе, объединяет клиническую науку и практику, может быть нацелена на более широкий круг проблем, чем протоколы, основанные на диагностике, и ее легче индивидуализировать и применять к клиенту. Подход, основанный на процессе, также позволяет терапевтам решать сразу несколько проблем, иметь более полное представление о том, что ограничивает функционирование клиентов и их удовлетворенность жизнью, а также лечить проблемы, для которых не существует научно обоснованного лечения. Эта растущая волна терапии, основанной на процессах, проистекает из ограничений нашей текущей системы классификации, Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5) , которое имеет обширное совпадение симптомов и использует механистический, а не гуманистический подход к пониманию проблем клиента.

Например, многие люди, страдающие депрессией, тревожностью, борющиеся с обсессивно-компульсивным поведением, имеющие нарушения исполнительных функций и другие проблемы, часто приходят в наши кабинеты с симптомами, которые представляют собой гибриды расстройств из DSM-5 и не обязательно отражают полномасштабные расстройства. Нередко человек с биполярной депрессией импульсивен и дезорганизован, имеет навязчивые мысли и компульсивное поведение, но не соответствует критериям гиперактивного синдрома дефицита внимания (СДВГ) или обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). Точно так же человек может сообщать о низкой самооценке, повышенной реакции на стресс, межличностных трудностях и социальной тревожности, но не иметь посттравматического стрессового расстройства, пограничного расстройства личности или социального тревожного расстройства.

Итак, как мы можем помочь этим клиентам, когда диагноз не ясен, а протокол лечения, составленный вручную, недоступен или не подходит? Это не вопрос составления последовательности протоколов, поскольку мы знаем, что сопутствующие заболевания — это не просто сумма единичных расстройств, и на самом деле они имеют очень разные проявления у разных людей — в основном из-за лежащих в основе трансдиагностических процессов (т. е. психологических механизмов) в играть в.

Трансдиагностические механизмы в игре

Большая часть недавних исследований трансдиагностических механизмов (например, тревожной чувствительности, нетерпимости к неопределенности, избегания переживаний, размышлений) демонстрирует, как они влияют друг на друга, а также серьезность проблем клиента и функциональных нарушений. Многие из этих механизмов хорошо известны как модераторы и медиаторы тревоги, депрессии и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Например, нетерпимость к неопределенности коррелирует с множественными расстройствами и другими механизмами, такими как тревога при генерализованном тревожном расстройстве (ГТР), постсобытийная обработка при социальной тревожности и размышления при депрессии. Точно так же клиенты с проблемами дисрегуляции эмоций (например, с расстройствами настроения, пограничным расстройством личности [ПРЛ], посттравматическим стрессовым расстройством) имеют характерные нарушения нервной системы, которые предрасполагают их к избеганию эмоциональных переживаний, особенно если это было смоделировано для них в раннем возрасте или если они получали сообщения, обесценивающие их. их ответы.

Следовательно, они становятся менее способными управлять эмоциями и становятся более уязвимыми к нарушению регуляции в будущем при столкновении с дополнительными стрессорами. Эти типы петель обратной связи среди трансдиагностических процессов могут быть концептуализированы как механизмы уязвимости и реагирования (Frank & Davidson, 2014). Механизмы уязвимости включают те жестко запрограммированные (например, чувствительность к тревоге) или приобретенные (например, метакогнитивные убеждения) процессы, которые приводят к неэффективным поведенческим реакциям (например, эмпирическому избеганию), которые люди используют, чтобы попытаться справиться с возникающим в результате дистрессом. Лечение, основанное на процессе, позволяет терапевту определить механизмы и то, как они проявляются у вашего клиента, разработать формулировку, объясняющую, как эти механизмы способствуют возникновению проблем, и выбрать вмешательства, нацеленные на эти механизмы на разных этапах терапии. Но как мы на самом деле этого добиваемся?

Магазин научной и справочной литературы

Как выглядит процессное лечение с реальным клиентом?

Давайте посмотрим на Салли, которая борется с: (а) хронической депрессией; (б) навязчивые, основанные на стыде самокритичные мысли, связанные с взрослением в условиях жестких правил, завышенных ожиданий и обесценивания эмоциональных реакций; и (в) избегание социальных ситуаций и нового опыта. Одна из первых вещей, которую следует учитывать, — это наше отношение к Салли: как она относится к нам в комнате, какие-либо культурные соображения, которые облегчают или препятствуют лечению (например, взгляды на терапию, подход к новым отношениям, уровень образования, социально-экономический статус, совместимость). с терапевтом [возраст, пол, раса, этническая принадлежность]), сильные стороны и ограничения; они будут учитываться в нашем подходе к созданию прочного терапевтического альянса. Наше представление о Салли со временем будет меняться и поможет нам проявить творческий подход к адаптации вмешательств к ее конкретным потребностям, включая использование метафор, музыки, фильмов, книг и других средств массовой информации. Например, если Салли занимается спортом, соотнесение эмоциональных проблем, связанных с воздействием, с физическими проблемами, которые она преодолела, занимаясь спортом, может побудить ее попробовать это и другие потенциально трудные вмешательства.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Трансдиагностическая психология: зачем нам нужна трансдиагностическая дорожная карта

Другая стратегия заключается в наблюдении за поведением, которое предполагает первоначальные гипотезы о механизмах, и нацеливании на них на ранних стадиях лечения с помощью вмешательств, которые требуют от клиента небольших усилий и приносят большие дивиденды. Например, проверка текущих эмоциональных переживаний Салли может сочетаться с вмешательствами, ориентированными на сострадание, чтобы помочь ей преодолеть ранее усвоенные реакции и негативные схемы, которые подпитывают самокритичные мысли и избегание социальных ситуаций. Создание поведенческих экспериментов, в которых Салли сможет практиковаться в нарушении правил — и увидеть, что ожидаемые катастрофические результаты, скорее всего, не произойдут, — постепенно изменит ранние сообщения, отговорив ее от риска и попыток попробовать что-то новое. Салли нужно будет развить навыки управления стрессом и регулирования эмоций, чтобы она не была подавлена, не сдалась и не рассматривала себя и/или терапию как неудачу.

Помочь Салли научиться определять неопределенности, которые мешают ей действовать, а затем повысить психологическую гибкость и построить иерархию воздействия, которая постепенно научит ее тому, что она действительно может справляться с неопределенностью (особенно если она способна использовать навыки управления своими эмоциями). и стресс вокруг него), уменьшит поведение избегания нового опыта. Учитывая хроническую депрессию Салли, мы также обсудим с ней возможность приема лекарств и направим ее на консультацию к психиатру. Можно ввести поведенческую активацию, чтобы увеличить количество приятных переживаний Салли и развить/усилить чувство мастерства, что улучшит ее настроение.

Это лишь несколько примеров выбора вмешательств, нацеленных на психологические процессы, вызывающие проблемы Салли. В зависимости от вашей подготовки и опыта могут быть выбраны другие не менее эффективные стратегии. Решения об этих вмешательствах, взвешивание за и против улучшения, мозговой штурм препятствий на пути к прогрессу и оценка того, как Салли реагирует на вмешательства, — это непрерывный совместный процесс между клиницистом и клиентом, который позволяет нам корректировать формулировку и план лечения как новый механизм. разрабатываются гипотезы, пробуются вмешательства и достигаются цели.

Сосредоточив внимание на психологических процессах, а не на их фенотипических симптомах, мы можем добиться более широких терапевтических изменений и помочь клиентам развить большую устойчивость к будущим стрессорам. Таким образом, неудивительно, что исследовательское сообщество также уделяет приоритетное внимание изучению трансдиагностических механизмов, все больше и больше программ подготовки выпускников включают подходы трансдиагностической терапии в свои дидактические и клинические учебные планы, а профессиональные конференции принимают их в качестве основного направления непрерывного образования. для специалистов в области психического здоровья. Эти события ясно знаменуют собой новую эру психологии от лечения, основанного на диагнозе, к лечению, основанному на процессе.

Рошель И. Франк, доктор философии, клинический психолог из Окленда, Калифорния, и доцент клинической психологии в программе клинических наук Калифорнийского университета в Беркли. Она имеет более чем двадцатипятилетний опыт работы в амбулаторных, стационарных и стационарных условиях и специализируется на лечении сложных и сопутствующих психологических проблем, включая биполярные и другие расстройства настроения, травматические и диссоциативные расстройства, а также пограничную личность. Она является соавтором книги «Трансдиагностическая дорожная карта по формулированию случая и планированию лечения».

Джоан Дэвидсон, доктор философии, является содиректором и партнером-основателем Центра когнитивной терапии в районе залива Сан-Франциско и доцентом клинической программы клинических наук Калифорнийского университета в Беркли. Она специализируется на лечении взрослых с аффективными и тревожными расстройствами и является соавтором книги «Трансдиагностическая дорожная карта для постановки диагноза и планирования лечения: практическое руководство для принятия клинических решений».

Процессуально-ориентированная психология | Высоколобый

14.04.2020 | 0

Эпизод №8 курса 10 инструментов для перемен от Кейт Сазерленд

 

Ура, что вы здесь!

Всего три урока, а самые смелые я оставил напоследок!

Сегодняшний инструмент «Психология, ориентированная на процесс» предназначен для тех случаев, когда вам нужно понять ежеминутную динамику, разворачивающуюся в группе.

 

Происхождение

С середины 1970-х годов Арнольд Минделл изучает территорию индивидуальных, групповых и социальных процессов, особенно динамики власти, маргинализации и изменений. Его концепция, которую часто называют процессной работой, уходит своими корнями в даосизм, физику, юнгианскую психологию и, в последнее время, в шаманизм.

В центре внимания Минделла находится процесс, определяемый как постоянный поток информации. Что появляется в этот момент? Какой новый элемент или элементы раскрываются? Какая динамика в игре?

 

Первичный и вторичный процессы 

Наиболее важное различие между «первичным процессом» и «вторичным процессом». Первичный процесс — это то, с чем мы отождествляем себя и как мы хотим, чтобы другие видели нас. Вторичный процесс, момент за моментом, — это то, что мы переживаем как «другое», то, что мы не хотим видеть в себе или чтобы другие видели в нас.

Естественная тенденция, индивидуально и в группах, состоит в том, чтобы поддерживать наш первичный процесс: мы сопротивляемся или маргинализируем то, что вторично, поскольку по определению вторичное бросает нам вызов или беспокоит нас.

 

Например,

Возьмем такой сценарий «закрывать глаза»:

• Участники группы вежливо поднимают беспокоящий вопрос, выражая «вторичный процесс».

• Когда другие игнорируют проблему, она маргинализируется «основным процессом» группы.

• Люди снова вежливо поднимают вопрос вторичного процесса. Основной процесс снова игнорирует проблему.

• Вторичный процесс ставит вопрос более остро. Первичный процесс больше не может игнорировать проблему, а закрывает глаза.

• Вторичный процесс резко поднимает вопрос. Первичный процесс говорит, что он будет слушать вторичный процесс только в том случае, если он представит проблему в «разумной» форме, то есть вежливо.

• Если вторичный процесс вежливо поднимает проблему, первичный процесс ее игнорирует.

• Так будет продолжаться до тех пор, пока люди не продолжат эскалацию, усиливая вторичное нарушение до такой степени, что в системе происходит сдвиг.

Знакомо? Где эта очень человеческая динамика в вашей жизни? Видите ли вы, как это проявляется во всех уголках и закоулках общества и на всех уровнях — внутри вас, в отношениях, группах, организациях, обществах и во всем человеческом поле?

 

И что?

Ключевая цель Процессуальной Работы — помочь людям и человеческим системам лучше осознавать и открываться для своих вторичных процессов, потому что это помещает нас в поток того, что наиболее важно и поддерживает жизнь.

Это приведет нас к «краю»: границе между первичными и вторичными процессами. Когда я нахожусь глубоко внутри края на стороне первичного процесса, я нахожусь на знакомой территории того, с чем я сознательно отождествляю себя.

На грани я, скорее всего, буду демонстрировать то, что Минделл называет «поведением на грани».

 

 

Люди по-разному реагируют на край (и одни и те же люди по-разному реагируют в разное время). Некоторые замолкают и уходят в себя, а другие без умолку болтают или шутят. Некоторые становятся раздражительными, обвиняющими и агрессивными, а другие плаксивыми, истеричными или рассеянными. Постоянная степень дискомфорта, часто с динамикой «горячего картофеля»: энергия ищет выхода.

Как лично, так и при работе с другими полезно лучше осознавать край и модели поведения края. Способность назвать динамику — «Я думаю, мы на грани» — может помочь нам оседлать волны неловкого молчания, сильных эмоций или бурлящих мыслей.

 

Сигналы

Основной способ узнать о вторичных процессах и границах в себе или в группе – улавливать то, что Минделл называет «сигналами». Сигналы передают информацию о процессе. Они отвлекают наше внимание от зоны комфорта основного процесса и указывают на то, что происходит что-то еще. Они могут проявляться внутренне в виде интуитивных ощущений, интуиции, внутренних голосов или телесных ощущений и спонтанных движений. Они могут проявляться внешне в форме языка тела, тона голоса, синхронности и динамики отношений. Могут быть и сигналы из более широкого поля: звонок телефона, птичка в окне, обрывок радио, проносящаяся сирена и т. д.

Сигналы часто незаметны, и их легко пропустить. Однако, когда мы решаем обратить на них более пристальное внимание, их становится легче заметить.

Я надеюсь, что это погружение в процессную работу вдохновит вас на дальнейшие поиски. В этой универсальной структуре есть много других мощных концепций.

Завтра мы рассмотрим еще один способ раскрыть скрытую динамику: системные расстановки.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts