Процессуально-ориентированная психотерапия — Психологос
Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа — теоретическое и практическое направление в практической психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы. В США она обычно известна под названием «процессуальная работа», тогда как название «процессуально ориентированная психология» используется на территории Европы и Азии.
История
Процессуально ориентированная психология была основана в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, занимавшимся в то время юнгианским анализом. Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые — хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность — согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.
Физическое образование Минделла способствовало формированию точки зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете концепция «бессознательного» была расширена, чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется — с другой.
Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом.
Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощряются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание». Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.
В начале 1980-х вместе со своими коллегами по процессуальной работе Минделл начал применять концептуальную рамку, используемую им для работы с индивидами, парами и семьями, для фасилитации решения конфликтов в больших группах. Он стал автором термина «работа с миром», описывающего эту новую дисциплину.
В конце 1990-х Минделл вновь вернулся к своему интересу в физике, и приступил к разработке системы по пониманию общих основ человеческого опыта, на которых, с одной стороны, основывается психология, а с другой — квантовая и релятивистская физика.
Основные идеи процессуальной работы
По определению Минделла, процессуальная работа — это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутреличностного, межличностного, группового и глобального характера. Хотя процессуальная работа применяется и к ситуациям психотерапии, и к таким традиционно не считающимся терапевтическими, как разрешение конфликтов, основные идеи процессуально ориентированной психологии можно более чётко понять именно с психотерапевтической точки зрения.
Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания — и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.
Согласно процессуально ориентированной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как «чуждый» клиенту. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом клиентом уровне. Опыт, маргинализируемый клиентом в качестве «чуждого», называются «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания. Более того, когда клиента поощрают принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» индентичности человека.
Грани можно категоризировать, основываясь на источнике той идентичности, которую они определяют:
- Личные: у человека грань может лежать касаться его интеллекта, что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.
- Семейные: у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.
- Социальные: пол, религия, этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных. Это один из механизмов, движущих гомофобией.
- Человеческие: существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе», в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса, или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.
В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.
Уровни опыта
Категоризирование опыта на первичные и вторичные процессы, как правило, акцентирует внимание на контрастностях в опыте клиента, а не на его целостности. На этом уровне, который в процессуальной работе называется «сновидением», вторичнопроцессуальные переживания вступают во взаимодействие с первичными процессами клиента, угрожая его целостности и выражаясь в виде «проблем», которые необходимо решить.
Подробное исследование опыта клиента раскрывает более глубокий, довербальный и доконцептуальный уровень, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне сновидения. Этот уровень опыта описывается Арнольдом Минделлом как «чувствующая сущность». Работа с чувствующими сущностями может оказаться весьма полезной для клиентов, страдающих от полярных сновиденческих процессов на протяжение многих лет и внутренних конфликтов, связанных с напряжением из-за неразрешённости проблемы.
Сферы применения
Арнольд Миндел со своей женой Эми Минделл и коллегами исследовали возможность применения концепций процессуально ориентированной психологии и её методов на широком спектре ситуаций, в некоторых случаях выходящих за пределы внимания вербально основанных и ориентированных на понимания видов психотерапии. В качестве примеров можно привести:
- Работа с физическими симптомами как с проявлениями процесса сновидения. Проявляя внимания к субъективному опыту болезни, переживание «создателя симптома» зачастую раскрывает важные и потенциально полезные вторичные процессы. Если клиент может интегрировать эти переживания, они могут оказать целительный эффект на физический симптом.
- Работа с клиентами в коматозных и околосмертных состояниях сознания (см. также терминальные состояния). Такие субъекты обычно рассматриваются как обладающие недостаточным уровнем сознавания, чтобы с ними взаимодействовать вербально ориентированными способами коммуникации и психотерапии.
- Работа с людьми в экстремальных состояниях сознания, диагностированных как обладающие психиатрическими расстройствами.
- Фасилитация конфликтов в малых и больших группах. Группа схожа с индивидом в том, что у неё есть идентичность, или первичный процесс, а также вторичные процессы, беспокоящие эту идентичность. Если помогать группе интегрировть эти влияния, это обогащает её идентичность и помогает ей стать ещё более глубоко демократичной.
- Работа с миром (worldwork, букв. «мировая работа») в ситуациях бизнеса, с некоммерческими и правительственными организациями. Работа с миром представляет собой глобальную теорию с универсальными категориями, описывающими и анализирующими все организационные процессы. Многие организации применяют этот метод при разрешении конфликтов или ликвидации препятствий для развития стратегии, проведения переговоров или роста лидерских навыков.
Организации
- Process Work Institute
- Research Society for Process Oriented Psychology, Zurich
- Process Work Australia
- Research Society for Process Oriented Psychology in the United Kingdom
- Process Work Greece
Ссылки
- Официальный сайт Арнольда и Эми Минделлов
- Worldwork site
- Клуб Процессуальной работы в Санкт-Петербурге (www. pwclub.ru)
Процессуально-ориентированная психология Арнольда Минделла
Процессуально-ориентированная психология Арнольда Минделла
Процессуально-ориентированная психология выросла из аналитической психологии Юнга, использует телесно-ориентированную терапию, НЛП, глубинную психологию и другие направления XX и XXI века. Уникальный и особый взгляд на происходящие процессы является основой процессуальной работы.
Арнольд Минделл родился в США в 1940 году. Получив диплом по физике в Массачусетском технологическом институте в Кембридже, он отправился в Цюрих, Швейцария, где начал изучать аналитическую психологию Юнга. В 70-е годы Минделл расширил свою практику аналитика-юнгианца, включив движение и работу с телом. Вместе с единомышленниками он начал исследовать, как связаны телесные ощущения, симптомы со снами. Появилось понятие «сновидящее тело» — то, что порождает сны, телесные ощущения, симптомы. Работа со сновидящим телом привела к созданию концепции процесса и каналов, затем теории сигналов. В 1986 году Арнольд Минделл со своей женой и партнером во всем Эми Минделл начали путешествовать по разным странам и континентам – Азия, Австралия, Африка, участвовали в различных психологических конференциях, по гуманистической, трансперсональной, аналитической психологии и гештальту, а также в научных конференциях. В их практику добавились работа со взаимоотношениями, с людьми, находящимися в измененных состояниях сознания, с умирающими, работа с глобальными проблемами и разрешение конфликтов.
В процессуальную работу также включены идеи квантовой физики, буддийских учителей медитации, учения Дона Хуана Матуса, описанного Карлосом Кастанедой, представления о сновидении аборигенов Австралии, Африки и Америки.
В процессуальной работе существуют специфические термины, основные понятия, такие как сновидящее тело, первичный и вторичный процесс, двойные сигналы, край, уровни описания реальности.
В процессуальной работе привлекает и вдохновляет не только это, а также, то, что называется «дух процессуальной работы». Это скорее специфическое отношение к людям и природе, чем набор технических приемов. В процессуально-ориентированной психологии есть самая важная техника – осознание. Задача состоит в том, чтобы научиться понимать, как мы воспринимаем этот мир.Дух процессуальной работы – это интерес к обучению и росту, творчество, смелость, экспериментирование с неизвестным. «Если у нас достаточно смелости последовать за непроизвольным сигналом к его краю, мы не упадем, а откроем новые миры».
В настоящее время процессуальная работа имеет много аспектов и вдохновляет разнообразием подходов к людям, взаимоотношениям, группам.
Первичный и вторичный процесс
С первичным процессом мы отождествляемся большую часть времени. Первичный процесс – часть того, что мы называем собственным «Я», часть, которая «живет» нашу жизнь, играет определенные роли, работает, выполняет обязанности.
Также у нас есть соображения и тревоги, которые являются вторичными, то есть не совпадают с тем, что мы делаем. Вторичный процесс реагирует на то, что мы делаем и затрудняет сосредоточение внимания на этом. Это источник телесных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Также вторичный процесс может проявляться вокруг нас в виде происшествия, расстраивающего наши планы, или сна, который будит среди ночи. Вторичный процесс не всегда пребывает в согласии с первичным. Аспекты нас самих, с которыми мы, как отдельные люди или группа, предпочитаем не отождествляться – это также проявление нашего вторичного процесса. Нередко мы проецируем эти аспекты на людей, которых считаем «врагами».
По мере развития осознанности мы можем преодолеть край и интегрировать опыт вторичного процесса в свою повседневную реальность. Это позволит нам более целостно и эффективно действовать в нашей жизни.
Край
Опыт неспособности что-либо делать, ограничений или препятствий в осуществлении чего-либо, мышлении, или общении. Со структурной точки зрения, край отделяет первичный процесс от вторичного. Граница между нашим известным миром и непознанным.
Край появляется, когда возникает что-то новое и неизвестное, и мы оказываемся в нерешительности и отступаем к своей привычной идентичности. Иногда, на краю, когда начинают возникать новые переживания, люди глупо хихикают, медлят, или смущаются.
Если вы приятный человек, ваш вторичный процесс, против которого у вас край, состоит в том, чтобы быть жестче и менее чувствительным в каких-то ситуациях. Вы обнаруживаете, что вам больше не хочется быть приятным, но фактически у вас край против этого!
Также край – это точка, которая заключает в себе наибольший потенциал для изменения и часто воспринимается как область, в которой вещи выходят из-под контроля.
Если мы работаем над своими краями, то постепенно становимся более гибкой личностью.
Сновидящее тело
Мы описываем свое реальное тело всякий раз, когда говорим: «Мое тело чувствует то-то и то-то», и обычно мы отождествляем себя с реальным телом. Сновидящее тело или тело сновидения – это переживание, которое случается с нами или нашим телом. Например, мы можем сказать, что плохо себя чувствуем из-за сильной головной боли («голова раскалывается»). Это выражение показывает каким образом реальное тело переживает сновидящее тело, например, раскалывающийся характер головной боли. Минделл называет их переживаниями сновидящего тела, потому что в образах сновидений можно найти отражение любого телесного симптома или боли. Формулируя это по-другому, можно сказать, что наше тело сновидит. При сосредоточении на телесных переживаниях и их усилении, они всегда оказываются отраженными в сновидениях, которые у нас были до появления симптомов.
Чаще всего реальное тело воспринимает себя в качестве жертвы переживаний сновидящего тела. Впервые мы замечаем сновидящее тело как расстройство реального тела. В наших сновидениях оно предстает в виде персонажей или ситуаций, которые бросают вызов нашим личным самоотождествлениям. В жизни мы можем проецировать его на других людей. Если мы можем отождествиться со сновидящим телом, то это дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию, а в случае телесного симптома – перестать испытывать боль.
Двойные сигналы
Двойные сигналы – это непреднамеренные сигналы, посредством которых мы общаемся. Эти сигналы содержатся в тоне нашего голоса, в том, как мы используем тело, в жестах, в нашей позе, в расстоянии, на котором мы стоим, когда общаемся с другими людьми. Бессознательные телесные жесты, выражающие внутренние фигуры сновидения, с которыми мы не отождествляемся в данный момент.
Двойной сигнал представляет собой сигнал, содержащий два конфликтующих послания.
Например, в отношениях мы можем соглашаться с каким-то предложением, а бессознательно выражать безразличие или демонстрировать отвержение. Минделл приводит пример женщины, которая говорила о чувстве беспомощности и обиды, глядя в пол – это было первичным сигналом. А сжатые в этот момент кулаки были вторичным сигналом. Женщина не замечала этого, пока Минделл не попросил ее обратить внимание на свои кулаки. Женщина не осознавала своей силы, и единственным способом выхода этой силы наружу был двойной сигнал. Двойные сигналы зачастую являются ключами, позволяющими распутать сложные взаимоотношения.
Типичными двойными сигналами являются переживания, которые мы боимся выражать прямо, или переживания, в которых отказываемся признаваться даже самим себе.
Сочувствие
Нам нужно добавить новое измерение к нашим убеждениям относительно человеческого бытия. Это новое измерение довольно точно выражается в старинном изречении: «Мир совершенен в том виде, как он есть». Этим новым измерением могло бы стать приятие и обработка всех событий, включая гнев, ревность и жадность, с тем, чтобы раскрыть их жизнеутверждающий потенциал. Вместо того, чтобы пытаться исправить свою природу в соответствии с нашими представлениями о гармонии и мире, мы можем стремиться найти целесообразность, стоящую за событиями.
Сочувствие – важнейший элемент процессуальной работы, поскольку оно позволяет с любовью терпеть и принимать потенциальный рост внутри нас. Это означает принятие ценности всех наших частей и взаимоотношений с другими, которые потенциально могут стимулировать наш личный рост. Нет «плохих» и «хороших» людей: все мы – части одного целого, требующего осознания и взаимодействия. И сочувственное осознавание всех наших собственных восприятий является центром процессуальной работы.
Автор — Могилевкина Ирина
Арнольд Минделл, двойные сигналы, край, первичный процесс, Процессуально-ориентированная психология, сочувствие
Процессуально-ориентированная психология
Процессуально-ориентированная психология , также известная как процессная работа, представляет собой целостный психотерапевтический подход , предполагающий бессознательный материал, который может быть воспринят физически, межличностно или в окружающей среде. Этот метод помогает людям, проходящим лечение, развивать личное осознание и идентифицировать себя с подавленными мыслями, эмоциями и переживаниями, которые могут негативно повлиять на их повседневную жизнь. В то время как процессная работа часто используется, чтобы помочь людям управлять внутриличностными конфликтами здоровым образом, ее принципы также могут использоваться для развития лидерских навыков или разрешения социальных конфликтов между небольшими и большими группами людей.
Развитие процессно-ориентированной психологии
Арнольд Минделл, американский юнгианский аналитик, разработал процессную работу в 1970-х, проводя исследования концепции бессознательного. Он заметил, что элементы сновидений человека проявляются в соматических ощущениях и физических симптомах. Минделл называл эту связь телом сновидения .
Найти терапевта
Минделл считал, что сны отражают различные телесные переживания. В результате терапевт может решать физические проблемы, работая со сновидениями, или обращаться к бессознательному материалу во сне, работая с телом. В конце концов Минделл расширил свое определение термина «бессознательное», включив в него сны, мечты, непреднамеренные вербальные и невербальные сигналы, а также убеждения, восприятия и идеи, с которыми человек не отождествляет себя. Термин «процесс» относится к потоку опыта и к тому, как опыт может меняться по мере доступа к информации из разных каналов. Эти каналы могут включать чувства, визуальные данные, слуховые данные, движение, отношения и обратную связь с окружающей средой.
Психология, ориентированная на процессы, представляет собой междисциплинарный подход, объединяющий принципы юнгианской психологии, физики и теории информации. Он также включает модели осознания из буддизма, даосизма и шаманизма. В 1980-х Минделл применил концептуальную основу, которую он использовал с семьями, парами и отдельными лицами, к организациям, сообществам и другим большим группам людей.
Сегодня психология, ориентированная на процесс, является широко практикуемым и уважаемым терапевтическим подходом. Международная ассоциация процессно-ориентированной психологии (IAPOP) выступает в качестве контролирующего органа по обучению, аккредитации и сертификации во всем мире.
Как работает процессно-ориентированная психология?
Основной целью психологии, ориентированной на процесс, является повышение осведомленности. Сторонники этого подхода утверждают, что осознание бессознательных эмоций и познания может быть улучшено путем изучения соматических сигналов.
Психология, ориентированная на процесс, предполагает, что существует два вида переживаний:
- Первичный процесс: Переживания, с которыми человек может ассимилироваться и отождествляться, они находятся на переднем плане осознания и являются частью сознательного мышления.
- Вторичный процесс: Опыты, к которым человек не имеет отношения и которые кажутся чуждыми, находятся на заднем плане, пытаясь выйти на передний план осознания.
Индивидууму может быть трудно или невозможно идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, как если бы между ними и переживаниями первичного процесса существовала граница или стена. В процессе работы эта граница называется «краем». Ссылаясь на край личности человека, край определяется как предел осознания человека.
Существует четыре типа ребер:
- Личное: Человек с интеллектуальным преимуществом может считаться другими людьми блестящим но считать себя глупым. Первичный процесс «Я глупый» принимается, но человеку трудно принять вторичный процесс «Другие люди думают, что я гений».
- Семья: Если семейная ячейка пропагандирует мирное, неконкурентное поведение, у члена семьи с духом соперничества может развиться агрессия и драйв. Человек легко идентифицирует себя с первичным процессом, миролюбивым подходом семьи, и ему трудно принять вторичный процесс, собственную соревновательную природу.
- Social: Эта граница создается социальным опытом. Чувствительный мужчина, выросший в среде, где твердость считается мужественной чертой, может развить в себе преимущество. Он отождествляет себя с первичным процессом, заключающимся в том, что мужчины жесткие, и отвергает вторичный процесс, заключающийся в том, что он чувствителен.
- Человек: Этот первичный процесс включает поведение или переживания, считающиеся частью человеческой природы. Это поведение, с которым человеку комфортно, и область, в которой опыт уместен и приемлем. Вторичный процесс включает в себя любой опыт, который находится за пределами сферы человеческой природы. Эти переживания считаются нечеловеческими, животными, сверхъестественными или инопланетными.
Идеалы и переживания, выходящие за рамки основного процесса, часто рассматриваются как проблемы, требующие решения. Поэтому вторичные процессные переживания могут проявляться как трудности в жизни человека. Психология, ориентированная на процесс, помогает терапевтам и людям, ищущим помощи, идентифицировать первичные процессы, вторичные процессы и границу между ними. Во время терапии вторичные процессы разворачиваются до тех пор, пока не будут поняты на соматическом и когнитивном уровнях, и они станут частью индивидуального сознания и мира переживаний.
Процессуальная работа – это позитивный подход. Существующие проблемы рассматриваются не как патологии, которые необходимо устранить, а как возможность осознать, что необходимо для увеличения мудрости, счастья и личностного роста.
Процессуально-ориентированная психология в терапииВ процессе работы границы рассматриваются как препятствия, которые мешают человеку делать то, что необходимо для осознания и роста. Это блоки между первичным и вторичным процессами.
Человек может нервничать, волноваться, беспокоиться, смущаться или бояться идти на компромисс, поскольку его первичная личность может быть оспорена. Терапевт может работать с людьми, чтобы определить границы и узнать о них как можно больше. Хотя в терапии можно переступить через край, основная цель состоит в том, чтобы повысить осознание этого края. Терапевт обычно не подталкивает людей к тому, чтобы они быстро переходили границы, так как это может привести к эмоциональной реакции, особенно если границы не были должным образом обработаны.
Практики процессно-ориентированной психологии считают, что подавленные переживания и черты могут быть полезными для людей, проходящих лечение, если бессознательный материал аккуратно доводится до сознания и лучше понимается. Например, человек, который идентифицирует себя как миролюбивый и склонный к сотрудничеству, может осознать, что в определенных ситуациях полезно демонстрировать соответствующий уровень гнева или устойчивости. Тщательно преодолевая край, люди могут испытать личностный рост.
В настоящее время процессно-ориентированная психология используется для лечения таких проблем, как:
- Беспокойство
- Депрессия
- Еда и проблемы с питанием
- Конфликты отношений
- Деменция
- Семейные вопросы
- Зависимость
- Управление гневом
- Горе и потеря
- Посттравматический стресс (ПТСР)
- Сексуальные проблемы
- Духовные заботы
Процессуальная работа также используется для оказания помощи людям, находящимся в коматозном состоянии или состоянии медицинского транса. Поскольку эти люди не могут использовать типичные формы общения, практикующие врачи анализируют тонкие соматические реакции, чтобы лучше понять, что эти люди могут думать и чувствовать. Есть несколько случаев, когда методы процессной работы использовались для установления двусторонней связи между людьми, находящимися в коме, и другими людьми посредством вокализации и движения век или пальцев.
Найти терапевта
Deep Democracy and WorldWorkКлассическая демократия относится к системе, в которой голос большинства слышен. Напротив, концепция глубокой демократии относится к системе, в которой признаются все голоса, какими бы слабыми они ни были. В клинических условиях глубокая демократия требует включения всего опыта, голосов и ролей, учитывая все голоса, необходимые для полного понимания системы. Терапевт, использующий процессную работу, может попытаться перенести бессознательные переживания в сознание, где их можно будет полностью понять и соответствующим образом обработать.
Мировая работа — это процессный метод работы, в котором принципы глубокой демократии применяются к большим и малым группам людей. В этой социальной среде глубокая демократия относится к позиции, при которой как центральные, так и маргинальные голоса считаются важными. Принимая во внимание небольшие или кажущиеся незначительными проблемы, группы людей могут увидеть неожиданные решения и позитивные изменения.
Мировая работа и глубокая демократия используются в построении сообщества. Эти методы использовались для разрешения конфликтов между расовыми группами, религиозными группами, сообществами и организациями. Он также используется для устранения напряженности, которая может существовать внутри определенной группы людей.
Проблемы и ограниченияОдним из недостатков процессно-ориентированной психологии является то, что ее междисциплинарный характер затрудняет определение.
Несмотря на то, что значительное количество литературы подтверждает его эффективность, некоторые критики считают этот подход слишком субъективным, особенно когда клиницисты анализируют тело сновидения или занимаются вопросами духовности.
Процессуальная работа также подвергалась критике за то, что она слишком позитивна и может рассматриваться людьми, проходящим лечение, как способ свести к минимуму серьезные проблемы. Некоторые люди могут отказаться от лечения, если лечащий врач не может сопереживать и смотреть на ситуацию с другой точки зрения.
Хотя психология, ориентированная на процесс, не представляет опасности, были высказаны опасения, что методы психологии, ориентированной на процесс, могут использоваться людьми со злым умыслом в качестве средства контроля над разумом.
Ссылки:
- Краткая история процессно-ориентированной психологии. (н.д.). Международная ассоциация процессно-ориентированной психологии. Получено с http://www.iapop.com/history/
- Коллетт, Д. (н. д.). Собираясь вместе: власть, ранг и межкультурное взаимодействие. Развитие инклюзивных подходов в высшем образовании. Международный журнал разнообразия в организациях. Получено с http://ijd.cgpublisher.com/product/pub.29/prod.575
- Тело мечты. (nd) Получено с http://www.aamindell.net/dreambody/
- Шафер, Д. (2001, 28 августа). Академия мечты: А ты думал, что твоя степень бесполезна. Получено с http://www.wweek.com/portland/article-285-dream-academy.html .
Процессуально-ориентированная психология
Процессуально-ориентированная психология , также известная как процессная работа, представляет собой целостный психотерапевтический подход , предполагающий бессознательный материал, который может быть воспринят физически, межличностно или в окружающей среде. Этот метод помогает людям, проходящим лечение, развивать личное осознание и идентифицировать себя с подавленными мыслями, эмоциями и переживаниями, которые могут негативно повлиять на их повседневную жизнь. В то время как процессная работа часто используется, чтобы помочь людям управлять внутриличностными конфликтами здоровым образом, ее принципы также могут использоваться для развития лидерских навыков или разрешения социальных конфликтов между небольшими и большими группами людей.
Развитие процессно-ориентированной психологии
Арнольд Минделл, американский юнгианский аналитик, разработал процессную работу в 1970-х, проводя исследования концепции бессознательного. Он заметил, что элементы сновидений человека проявляются в соматических ощущениях и физических симптомах. Минделл называл эту связь телом сновидения .
Найти терапевта
Минделл считал, что сны отражают различные телесные переживания. В результате терапевт может решать физические проблемы, работая со сновидениями, или обращаться к бессознательному материалу во сне, работая с телом. В конце концов Минделл расширил свое определение термина «бессознательное», включив в него сны, мечты, непреднамеренные вербальные и невербальные сигналы, а также убеждения, восприятия и идеи, с которыми человек не отождествляет себя. Термин «процесс» относится к потоку опыта и к тому, как опыт может меняться по мере доступа к информации из разных каналов. Эти каналы могут включать чувства, визуальные данные, слуховые данные, движение, отношения и обратную связь с окружающей средой.
Психология, ориентированная на процессы, представляет собой междисциплинарный подход, объединяющий принципы юнгианской психологии, физики и теории информации. Он также включает модели осознания из буддизма, даосизма и шаманизма. В 1980-х Минделл применил концептуальную основу, которую он использовал с семьями, парами и отдельными лицами, к организациям, сообществам и другим большим группам людей.
Сегодня психология, ориентированная на процесс, является широко практикуемым и уважаемым терапевтическим подходом. Международная ассоциация процессно-ориентированной психологии (IAPOP) выступает в качестве контролирующего органа по обучению, аккредитации и сертификации во всем мире.
Как работает процессно-ориентированная психология?
Основной целью психологии, ориентированной на процесс, является повышение осведомленности. Сторонники этого подхода утверждают, что осознание бессознательных эмоций и познания может быть улучшено путем изучения соматических сигналов.
Психология, ориентированная на процесс, предполагает, что существует два вида переживаний:
- Первичный процесс: Переживания, с которыми человек может ассимилироваться и отождествляться, они находятся на переднем плане осознания и являются частью сознательного мышления.
- Вторичный процесс: Опыты, к которым человек не имеет отношения и которые кажутся чуждыми, находятся на заднем плане, пытаясь выйти на передний план осознания.
Индивидууму может быть трудно или невозможно идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, как если бы между ними и переживаниями первичного процесса существовала граница или стена. В процессе работы эта граница называется «краем». Ссылаясь на край личности человека, край определяется как предел осознания человека.
Существует четыре типа ребер:
- Личное: Человек с интеллектуальным преимуществом может считаться другими людьми блестящим но считать себя глупым. Первичный процесс «Я глупый» принимается, но человеку трудно принять вторичный процесс «Другие люди думают, что я гений».
- Семья: Если семейная ячейка пропагандирует мирное, неконкурентное поведение, у члена семьи с духом соперничества может развиться агрессия и драйв. Человек легко идентифицирует себя с первичным процессом, миролюбивым подходом семьи, и ему трудно принять вторичный процесс, собственную соревновательную природу.
- Social: Эта граница создается социальным опытом. Чувствительный мужчина, выросший в среде, где твердость считается мужественной чертой, может развить в себе преимущество. Он отождествляет себя с первичным процессом, заключающимся в том, что мужчины жесткие, и отвергает вторичный процесс, заключающийся в том, что он чувствителен.
- Человек: Этот первичный процесс включает поведение или переживания, считающиеся частью человеческой природы. Это поведение, с которым человеку комфортно, и область, в которой опыт уместен и приемлем. Вторичный процесс включает в себя любой опыт, который находится за пределами сферы человеческой природы. Эти переживания считаются нечеловеческими, животными, сверхъестественными или инопланетными.
Идеалы и переживания, выходящие за рамки основного процесса, часто рассматриваются как проблемы, требующие решения. Поэтому вторичные процессные переживания могут проявляться как трудности в жизни человека. Психология, ориентированная на процесс, помогает терапевтам и людям, ищущим помощи, идентифицировать первичные процессы, вторичные процессы и границу между ними. Во время терапии вторичные процессы разворачиваются до тех пор, пока не будут поняты на соматическом и когнитивном уровнях, и они станут частью индивидуального сознания и мира переживаний.
Процессуальная работа – это позитивный подход. Существующие проблемы рассматриваются не как патологии, которые необходимо устранить, а как возможность осознать, что необходимо для увеличения мудрости, счастья и личностного роста.
Процессуально-ориентированная психология в терапииВ процессе работы границы рассматриваются как препятствия, которые мешают человеку делать то, что необходимо для осознания и роста. Это блоки между первичным и вторичным процессами.
Человек может нервничать, волноваться, беспокоиться, смущаться или бояться идти на компромисс, поскольку его первичная личность может быть оспорена. Терапевт может работать с людьми, чтобы определить границы и узнать о них как можно больше. Хотя в терапии можно переступить через край, основная цель состоит в том, чтобы повысить осознание этого края. Терапевт обычно не подталкивает людей к тому, чтобы они быстро переходили границы, так как это может привести к эмоциональной реакции, особенно если границы не были должным образом обработаны.
Практики процессно-ориентированной психологии считают, что подавленные переживания и черты могут быть полезными для людей, проходящих лечение, если бессознательный материал аккуратно доводится до сознания и лучше понимается. Например, человек, который идентифицирует себя как миролюбивый и склонный к сотрудничеству, может осознать, что в определенных ситуациях полезно демонстрировать соответствующий уровень гнева или устойчивости. Тщательно преодолевая край, люди могут испытать личностный рост.
В настоящее время процессно-ориентированная психология используется для лечения таких проблем, как:
- Беспокойство
- Депрессия
- Еда и проблемы с питанием
- Конфликты отношений
- Деменция
- Семейные вопросы
- Зависимость
- Управление гневом
- Горе и потеря
- Посттравматический стресс (ПТСР)
- Сексуальные проблемы
- Духовные заботы
Процессуальная работа также используется для оказания помощи людям, находящимся в коматозном состоянии или состоянии медицинского транса. Поскольку эти люди не могут использовать типичные формы общения, практикующие врачи анализируют тонкие соматические реакции, чтобы лучше понять, что эти люди могут думать и чувствовать. Есть несколько случаев, когда методы процессной работы использовались для установления двусторонней связи между людьми, находящимися в коме, и другими людьми посредством вокализации и движения век или пальцев.
Найти терапевта
Deep Democracy and WorldWorkКлассическая демократия относится к системе, в которой голос большинства слышен. Напротив, концепция глубокой демократии относится к системе, в которой признаются все голоса, какими бы слабыми они ни были. В клинических условиях глубокая демократия требует включения всего опыта, голосов и ролей, учитывая все голоса, необходимые для полного понимания системы. Терапевт, использующий процессную работу, может попытаться перенести бессознательные переживания в сознание, где их можно будет полностью понять и соответствующим образом обработать.
Мировая работа — это процессный метод работы, в котором принципы глубокой демократии применяются к большим и малым группам людей. В этой социальной среде глубокая демократия относится к позиции, при которой как центральные, так и маргинальные голоса считаются важными. Принимая во внимание небольшие или кажущиеся незначительными проблемы, группы людей могут увидеть неожиданные решения и позитивные изменения.
Мировая работа и глубокая демократия используются в построении сообщества. Эти методы использовались для разрешения конфликтов между расовыми группами, религиозными группами, сообществами и организациями. Он также используется для устранения напряженности, которая может существовать внутри определенной группы людей.
Проблемы и ограниченияОдним из недостатков процессно-ориентированной психологии является то, что ее междисциплинарный характер затрудняет определение.
Несмотря на то, что значительное количество литературы подтверждает его эффективность, некоторые критики считают этот подход слишком субъективным, особенно когда клиницисты анализируют тело сновидения или занимаются вопросами духовности.