Психологические защиты. Что такое психика
Мы видим в радуге семь цветов, потому что так нашей психике легче воспринимать это явление. Разберемся, как еще психика помогает адаптироваться к миру и понимать себя.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Константин Кунах
Практикующий психолог-консультант
Прежде, чем начать разговор о психологических защитах, определимся с тем, что такое психика, и в чем заключаются ее главные функции.
Это достаточно сложный вопрос, к которому каждая наука подходит по-разному. Мы сформулировали максимально простое определение 👇
🧠 Процесс восприятия, который производит наша психика, тоже достаточно сложный — все ощущения, которые приходят в мозг с помощью осязания, обоняния, зрения и слуха, соединяются в единый объект.
🍔 Например, когда мы едим, наш мозг воспринимает блюдо целиком, а не его запах, вкус, температуру по отдельности.
Восприятие человека отличается от примитивных существ.
🦠 Например, амеба может двигаться по направлению к свету или ощущать уровень температуры. Так она отражает действительность пассивно.
🦧 Человек и другие более сложные биологические виды, обладают активным отражением действительности. То есть, мы выбираем, что из окружающей нас реальности отразить и как это скомпоновать.
Например 👇🌈 Мы делим радугу на 7 цветов потому, что нам так проще ее воспринимать.
🎶 Мы делим звуки на ноты, хотя на самом деле у них нет такой классификации.
🌃 Активное восприятие появилось, когда внешних феноменов стало настолько много, что ресурсов мозга перестало хватать на их отражение в прямом виде.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Так зачем же нам нужна психика в целом?
Психика помогает нам адаптироваться к окружающей среде, чтобы мы лучше удовлетворяли свои потребности.
🐶 Например, голодная собака пройдет мимо магазина и останется голодной, потому что в ее реальности нет понимания того, что в магазине есть еда.
👶 Или маленький ребенок может обжечься о чайник, потому что у него еще нет понимания того, что он может быть горячим.
🧔 А у взрослого человека эти понимания есть. Чем их больше, тем лучше он может удовлетворять свои потребности, как банальные, так и более сложные — любовь, уважение, признание.
➡️ Главная функция психики — составлять нашу картину мира так, чтобы мы максимально легко адаптировались и максимально много своих потребностей удовлетворяли.
курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽
2950₽
подробнее о курсе
«Психология» («Общая психология»)
Параграф первый. Психика и мозг человека.
Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга. Насколько необозримы, удивительны и неповторимы явления в окружающем нас мире, настолько не беспределен в своей сложности человеческий мозг. Он занимает в нашем организме особое место. Можно сказать, что мозг является органом познания. Австрийский анатом Ф. Галль в начале 19 века определил важную роль головного мозга. В истории науки Галль остался как создатель френологии, учения, согласно которому по конфигурации черепа можно было судить о характере человека. Позднее эту идею использовали расисты всех мастей. Тем не менее, взгляды ученого оказали плодотворное влияние па развитие науки о мозге.
Ученые полагают, что мозг — это центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. У позвоночных животных и человека анатомически различают спинной мозг, который находится в позвоночном канале, и головной мозг, который находится в черепной коробке. Мозг покрыт оболочками — твердой, паутинной и сосудистой. Ткань мозга состоит из серого и белого вещества.
Мозговые клетки отличаются друг от друга. Каждая группа клеток выполняет определенные функции. Так, например, одни клетки управляют дыханием, сном, другие клетки принимают участие в работе сердца. Такой участок мозга как гипоталамус сигнализирует о возникновении чувства голода, жажды. А затылочная часть мозга, именуемая мозжечком, координирует движения. Кора головного мозга представляет собой тонкий слой серого вещества, покрывающий переднюю и боковые поверхности головного мозга. Она напрямую связана с такими психическими процессами как мышление, память, речь и другими.
Параграф второй. Развитие психики животных.
В психологии существует множество идей относительно возникновения и развития психики человека и животных. Однако бесспорно то, что причиной совершенствования психики явилась существующая действительность, которая содействовала возникновению сложной нервной системы и высших уровней психического отражения.
Психологи выделяют несколько стадий развития психики. Каждая стадия характеризуется определенными элементами двигательной активности и формами психического отражения. Так, например, на низшей стадии элементарной сенсорной психики находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы. Они обладают раздражимостью, то есть способностью реагировать на биологически значимые воздействия среды посредством изменения своей активности. Следующий этап развития психики характеризуется наличием чувствительности как способности к научению методом условных рефлексов. Этой способностью обладают высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки) и некоторые беспозвоночные.
Качественный скачок в развитии психики и поведения животных связан с возникновением инстинктов. Это врожденная форма приспособительного поведения организма к условиям среды. Она характерна для рыб, насекомых, головоногих моллюсков и т.д.
Более высокий уровень развития психики обнаруживают птицы и некоторые млекопитающие. У них проявляются элементарные формы мышления, готовность к научению.
Наиболее высокого уровня достигают обезьяны и некоторые другие высшие позвоночные, такие как, например, собаки и дельфины. Для них характерны исследовательские способности с использованием приобретенных ранее знаний, умений и навыков.
Учеными доказано, что некоторым высшим животным, например, человекообразным обезьянам, свойственны интеллектуальные формы поведения, а также способность к изготовлению элементарных орудий.
Так, например, научные наблюдения за обезьянами свидетельствуют об их сообразительности. Более того, они также как человек выражают радость и печаль, гнев и любопытство. Хотя нельзя утверждать, что это проявление высокой степени интеллектуального развития, так как существуют принципиальные различия в развитии психики у человека и у животных.
Высшей ступенью развития психики, свойственной только человеку, является сознание.
Вопросы для самоконтроля.
Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.
Первый вопрос. Каково назначение мозга?
Второй вопрос. Какие функции мозг выполняет?
Третий вопрос. Как происходит развитие психики у животных?
ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.
Первый вопрос. Мозг, расположенный внутри позвоночного столба и представляющий собой толстый шнур, состоящий из нервной ткани…
Ответ А: головной мозг
Ответ Б: спинной мозг
Ответ В: серое вещество головного мозга
Второй вопрос. Отдел головного мозга, регулирующий равновесие и обеспечивающий координацию произвольных движений?
Ответ А: мозжечок
Ответ Б: промежуточный мозг
Ответ В: продолговатый мозг.
Третий вопрос. Врожденная форма приспособления организма к условиям среды?
Ответ А: инстинкт
Ответ Б: раздражимость
Ответ В: интеллектуальное поведение
Ответ Г: чувствительность
Четвертый вопрос. Способность реагировать на биологически значимые воздействия среды посредством изменения своей активности…
Ответ А: чувствительность
Ответ Б: раздражимость
Ответ В: инстинкт
Ответ Г: научение
Пятый вопрос. Способность к научению методом условных рефлексов. ..
Ответ А: интеллектуальное поведение
Ответ Б: чувствительность
Ответ В: инстинкт
Ответ Г: раздражимость
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!
Правильными являются следующие ответы: вопрос первый — Б; вопрос второй — А; вопрос третий — А; вопрос четвертый — Б; вопрос пятый – Б
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. ПОСЛУШАЙТЕ, ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
На заре своей истории люди пытались сравнивать себя с животными. Например, жители Таймырского полуострова думали, что животные совсем не отличаются от людей. Они считали волков и медведей превращенными людьми, приписывали им дар речи и мышление.
У якутов в 19 веке были такие же убеждения. Они считали, что «медведь умен, как человек, даже умнее: он может все, все знает и понимает, и, если он не говорит, то только потому, что не хочет».
Очень много интересного в жизни муравьев. Исследователь Д. Хаксли, наблюдая за ними, пришел к выводу, что они тоже отдыхают, как и люди. Вот что он пишет: «Они выбирают в качестве постели небольшое углубление в земле и укладываются в нем, плотно прижав ножки к телу. А когда просыпаются (обычно после трех часов отдыха), то ведут себя примерно как люди: потягиваются, расправляя во всю длину шесть своих ног и голову, часто встряхивают ими. Челюсти широко раскрыты, словно муравьи зевают.
Психология: Том 5: Исследования психики и психологии: некоторые новые перспективы
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Misra, Girishwar (ed.),
Psychology: Volume 5: Explorations into Psyche and Psychology: Some Emerging Perspectives
(
Delhi,
2019;
online edn,
Oxford Academic
, 23 января 2020 г.
, по состоянию на 10 февраля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychology: Том 5: Исследования психики и психологии: некоторые новые перспективыКогнитивная психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPsychology: Том 5: Исследования психики и психологии: некоторые новые перспективыКогнитивная психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Abstract
Этот обзор исследований по психологии в пяти томах является частью серии, проводимой ICSSR с 1969, который охватывает различные дисциплины социальных наук. В пятом томе этого обзора, «Исследования психики и психологии: некоторые новые перспективы », рассматривается будущее психологии в Индии. В течение очень долгого времени интеллектуальные инвестиции в понимание психической жизни приводили к различным формулировкам о разуме и его функциях во всем мире. Однако критическое осмысление состояния дисциплинарных дел указывает на доминирование евро-американских теорий и методов, которые предлагают понимание, окрашенное западным мировоззрением, которое не в состоянии отдать должное многим незападным культурным установкам. Главы в этом томе расширяют сферу психологии, чтобы охватить знания коренных народов, доступные в индийской традиции, и предлагают заняться освободительными проблемами, а также расширить дисциплинарную базу. Авторы помещают разницу между восточными и западными концепциями разума в практику психологии. Они рассматривают эту дисциплину как сформированную и формирующуюся между такими системами, как йога. Они также анализируют поведение животных через призму психологии и делают вывод об эволюции индивидуального и социального поведения.
Ключевые слова: мозг, сознание, эволюционный подход, индийские мыслительные системы, интегративный подход, методология, разум, парадигма, общественная психология, йога
Предмет
Психология развитияКогнитивная психология
Содержание
Передняя часть
- Страница авторского права
- Предисловие
- Предисловие
- Благодарности
- Введение
-
- Расширять 2
Мирские и бестелесные аспекты психологии йоги
- Расширять 3
Эволюция индивидуального и социального поведения: вклад исследований поведения животных
- Расширять 4
Требуются новые концептуальные рамки психологической практики в Индии: возможна ли общественная психология?
- Расширять 5
Перед вызовом: понимание разума и поведения
Конец Материи
- Индекс
- Редактор и участники
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Реклама
Реклама
Природа и Психика | Государственный университет Нью-Йорка Press
Дэвид В. Киднер
Темы:
Экологическая психология
Мягкая обложка
: 9780791447529,
388 страниц,
ноябрь 2000 г.
Твердый переплет
: 9780791447512,
388 страниц,
Ноябрь 2000 г.
Альтернативные форматы доступны по адресу:
Посмотреть оглавление
Служба запросов или копия для экзамена
Запрос копии для обзора СМИ
Предисловие
Часть первая
Природа и психика в промышленном ландшафте
1. Введение: в поисках «естественного»
2. Предательство психологии естественного мира
3. Колонизация психики
Часть вторая
Реинтеграция природы и психики
4. Природные культуры, психические ландшафты
5. Психодинамика отношений между собой и миром
6. Ресимволизация природы
7. Исцеление ран мира
Примечания
Библиография
Алфавитный указатель
Подчеркивает ограниченность традиционной психологии в представлении о более здоровом экологическом и психологическом будущем.
Nature and Psyche утверждает, что психологическое и экологическое письмо и действие слишком часто колонизируются одними и теми же предположениями, которые препятствуют экологическому и культурному разнообразию. Индустриальные монокультуры скрывают характер нашего отчуждения от природы и тем самым препятствуют появлению эффективных решений. Опираясь на разнообразие дисциплин, Дэвид Киднер иллюстрирует, что традиционное психологическое понимание часто по своей сути враждебно естественному порядку и что доминирующая форма самости, возникшая в промышленно развитом мире, способствует приручению природы. На самом деле, даже некоторые из самых радикальных защитников окружающей среды, которые упрощенно выступают против технологий, также попали в ловушку этой парадигмы. Автор демонстрирует, что более критическое историческое и культурное сознание, укорененное в природе, может способствовать реинтеграции природы и психики.
Дэвид В. Киднер — старший преподаватель психологии программ гуманитарных наук и коммуникативных исследований в Университете Ноттингем Трент.
«Книга Дэвида Киднера… делает для теории окружающей среды то же, что книга Эдварда Саида «Ориентализм» сделала для постколониальной культурной критики: она вскрывает живот промышленного зверя и показывает, насколько широко распространены допущения индустриализма в современной психологической теории и практике, а также как в академическом дискурсе, так и в экологической практике». — Экологическая практика
«…научная дискуссия, в которой анализируется фрагментарная промышленная идеология, которая, по его мнению, способствует постепенному исчезновению природных структур». — ВЫБОР
«Титаник тонет, и Киднер справедливо показывает, что уже недостаточно просто замедлять скорость Нам нужна новая лодка, и в его книге представлены первые детальные планы ее постройки, корабля — человеческого сознания, — который начинается не с высокомерия и хвастовства непотопляемостью, потому что мы так дистанцировались от мир природы. Книга Киднера по праву приглашает к участию, основанному на нашем резонансе с природой. В основе психики уходит своими корнями глубоко в землю. Этой книге суждено стать вехой », — Роберт Романишин, автор книг «Технология как симптом и мечта» и «The Душа в горе: любовь, смерть и трансформация
«Природа и Психея» обладает огромным теоретическим напором и цельностью. Киднер не боится делать громких заявлений и пишет с твердой уверенностью призвания, но никогда не теряет остроты критики.