Психология академическая: Академическая и практическая психология — Психологос

Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика.

Академическая психология — фундаментальная наука, которая занимается в первую очередь исследованием, изучением тех или иных закономерностей (закономерностей развития и функционирования психики, закономерностей взаимодействия людей и пр.), создает  методологическую базу для других областей психологии (экспериментальной, прикладной, практической) и смежных наук: педагогики, валеологии, этологии, акмеологии и других.

В меньшей степени, но академическая наука занимается и прикладными исследованиями, транслирующими научные достижения в практику.

Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги. С этой точки зрения, практическая психология — это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес.

Прикладная психология

— общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика), военное дело (военная психология) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Термин «практическая психология» не является синонимом термина «прикладная психология».

 

В бытовой и профессиональной психологической практике, как случайном или преднамеренном воздействии человека на человека, водораздел между бытовой и профессиональной практикой проходит по линии осознания меры воздействия профессиональным психологом, занимающимся практической деятельностью и случайным, недостаточно осознанным применением меры воздействия бытовым психологом, изменяющим направление активности другого человека.

Обоснованность воздействия нравственными мерами, ориентация своего отношения с другим человеком на научные знания о закономерностях индивидуальной жизни отличает действия профессионального психолога. Бытовой психолог обосновывает свои действия своим знанием жизни, своим личным представлением о мере и целесообразности воздействия на свойства внутреннего мира человека. Это отличие позволяет говорить о том, что бытовая психологическая практика основывается на случайных свойствах человека, проявляющихся в ситуации взаимодействия, а профессиональная практика психолога ориентирована на существенные свойства человека.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИИ: СОТРУДНИЧЕСТВО ПРАКТИЧЕСКОЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЙ

  • Владимир Александрович Мазилов
    • ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского»

Ключевые слова: академическая психология, практическая психология, парадигмы, естественнонаучная парадигма, герменевтическая (гуманитарная) парадигма

Аннотация

Обсуждается вопрос о соотношении психологии академической и психологии практической. Утверждается, что рассогласование между ними нормальны и естественны: нет ничего экстраординарного в том, что между психологией академической (теоретико-экспериментальной, исследовательской), с одной стороны, и психологией практической, с другой, существует разрыв (расхождение, схизис, диссоциация). На наш взгляд, это естественно, так как это два разных вида деятельности, у них различные цели и задачи, «миссии», различная методология. В научной психологии происходит соперничество между естественнонаучной и герменевтической парадигмами. Психологическая практика — как любая практика — имеет свою теорию, и если в качестве таковой выступают не концепции академической науки, то этому должны быть причины. Стало быть в каких-то отношениях академическое знание не удовлетворяет конкретным требованиям к основе практики. Как было в свое время показано, для практик в качестве таковой основы могут выступать разнообразные мифологии. Опять же, ничего страшного не происходит, стоит попытаться понять, почему так происходит и почему академическое знание не удовлетворяет «практическим» запросам.

Парадигмального противостояния между академической и практической психологией нет: это замаскированное «классическое» соперничество между естественнонаучной и герменевтической парадигмами. Утверждается, что эффективное разрешение противостояния между парадигмами возможно при пересмотре предмета психологии. Предлагается трактовка предмета психологии как внутреннего мира человека.

Литература

1. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-40.
2. Дессуар М. Очерк истории психологии. С.-Пб.: Книгоизд. О. Богдановой, 1912. 218 с.
3. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Теоретико-экспериментальная и практическая психология: две разные парадигмы? // Парадигмы в психологии. Науковедческий анализ. М.: ИП РАН, 2012. С. 158-177.
4. Мазилов В.А. Методология психологической науки: проблемы и перспективы // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2. С. 3-21.
5. Мазилов В.А. О предмете психологии // Методология и история психологии: Научный журнал.

2006. Т. 1, вып. 1.С. 55-72.
6. Мазилов В.А. Актуальные методологические проблемы современной психологии // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2, № 2. С. 149-155.
7. Мазилов В.А Методология современной психологии: актуальные проблемы // Сибирский психологический журнал. 2013. № 50. С. 8-16.
8. Мазилов В.А. Перспективы парадигмального синтеза в современной психологии // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2: Психолого-педагогические науки. № 3. С. 186-194.
9. Мазилов В.А. Научная психология: проблема объяснения // Методология и история психологии. 2008. Т. 3, № 1. С. 58-73.
10. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии. Ярославль: МАПН, 1998. 356 с.
11. Роговин М.С. Введение в психологию. М.:Высшая школа, 1969. 384 с.
12. Спиркин А.Г., Юдин Э.Г., Ярошевский М.Г. Методология // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 359-360.
13. Современная психология: Справочное руководство. М.: Инфра-М, 1999. 683 с.
14. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М.: МГУ, 1992. 92 с.
15. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006. 392 с.
16. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 411 с.

Поступила в редакцию 2015-04-15
Опубликована 2015-06-25

Раздел

Психология. Социальная психология

Страницы

42-46

Что такое психология? — Psychology, University of York

Академическая психология – это биологическая и экспериментальная отрасль науки, занимающаяся разумом, мозгом и поведением. Поскольку его предметом является «человеческая природа», он широко применяется в здравоохранении, образовании, промышленности и торговле. Выпускники факультета психологии находят работу в самых разных организациях, которые стремятся понять, предсказать, объяснить или изменить поведение людей. Студенты получают уникальную и мощную комбинацию:

  • научные методы (вместе с другими естественными науками)
  • человеческий предмет (совместно с социальными и гуманитарными науками)
  • критический анализ и общение (характерно для искусства и гуманитарных наук).

Академические психологи — это ученые, которые используют наблюдения и экспериментальные данные, чтобы прийти к обоснованным выводам. Они стремятся понять взаимосвязь между нашими ощущениями и действиями, а также промежуточные процессы, лежащие в основе человеческого поведения (когнитивная психология) и их развития на протяжении всей жизни (психология развития), включая взаимодействие между людьми (социальная психология) и психологические различия между людьми. Некоторые исследователи сосредотачиваются на том, что делает людей уникальными и что делает нас похожими на других животных (сравнительная психология). Многие психологи участвуют в применении науки, например, в работе (профессиональная психология), в уголовном правосудии (судебная психология), в обучении и обучении (педагогическая психология) и в области психического и физического здоровья (клиническая психология). Степень в области психологии обеспечивает отличный фон для продолжения карьеры в самых разных областях, включая исследования, консультирование, обучение, маркетинг, анализ данных и здравоохранение.

Разум или мозг?

Первоначально психология считалась наукой о разуме. Теперь мы знаем, что наш субъективный, сознательный опыт дает лишь одно, часто весьма вводящее в заблуждение, представление о том, что происходит у нас в голове. Психологи ищут объективное понимание этих процессов, и это приводит нас к измерению аспектов поведения и все чаще к исследованию мозга в действии.‌

Как мы воспринимаем, понимаем, запоминаем, думаем, учимся, принимаем решения и действуем? Используя новейшие технологии, такие как магнитно-резонансная томография (МРТ), психологи и нейробиологи теперь могут заглянуть внутрь мозга в поисках ответов.

Изучение поведения

Традиционно психологи изучали мозг не напрямую (это было очень сложно до изобретения современных методов визуализации мозга), а косвенно, посредством тщательно спланированных экспериментов по измерению свойств разума через их влияние на поведение. Например, психолог может исследовать процессы, связанные с чтением, измеряя время, необходимое для ответа на разные слова. Очень часто на важные вопросы о человеческой природе можно ответить без детального понимания лежащих в основе механизмов мозга, и поэтому поведенческие подходы продолжают оставаться методом выбора для многих нерешенных вопросов.

Изучение неврологии

Нейронаука, изучающая механизмы работы мозга и центральной нервной системы, играет все более важную роль в современной психологии. Психологи особенно озабочены теми аспектами нейронауки, которые объясняют человеческое поведение и познание, хотя многие из этих механизмов являются общими с другими животными. Как наши действия, восприятие, мысли, чувства и воспоминания возникают из сети клеток мозга и сигналов, которые они посылают друг другу? «Когнитивная» нейробиология (имеющая дело с психическими процессами, такими как восприятие, внимание и память) — относительно молодая и интересная наука. Используя такие методы, как МРТ, текущее состояние знаний и открытий быстро развивается. Родственная, но гораздо более старая область нейропсихологии — это раздел психологии, который исследует мозговую основу познания, рассматривая влияние конкретных травм головного мозга и болезненных процессов на различные аспекты поведения.

Примеры вопросов по психологии и неврологии человека

  • Как мы интерпретируем и используем информацию, полученную нашими органами чувств?

  • Как различные типы информации организуются и обрабатываются в мозгу?

  • Каким образом наши интеллектуальные и перцептивные способности разрушаются после повреждения или болезни головного мозга?

  • Как мы учимся и запоминаем?

  • Что вызывает депрессию и как ее лечить?

  • Как и почему некоторые вещи забываются?

  • Как мы приобретаем язык

  • Как мы общаемся вербально и невербально?

  • Как возникают такие расстройства, как дислексия и аутизм?

  • Что такое предубеждение и откуда оно берется?

  • Каковы психологические причины антиобщественного и преступного поведения и как их можно предотвратить?

  • Как терапевтические и рекреационные наркотики влияют на мозг?

Психологи продвигаются вверх в академических кругах

Возможно, психологи медленно поднимались в академических кругах, но ситуация меняется. По данным Центра изучения рабочей силы APA, в период с 2003 по 2015 год количество психологов, занимающих руководящие должности в академических кругах, выросло на 61% («Увеличение числа психологов в академических лидерах», 2020 г.).

Благодаря своим навыкам межличностного общения, опыту анализа данных и пониманию человеческого поведения психологи отлично подходят для академического лидерства, говорят руководители.

Теперь урезанные бюджеты, сокращение набора и быстрый переход к дистанционному обучению, вызванный пандемией COVID-19, делают работу академических администраторов более сложной и важной, чем когда-либо. В условиях этой неопределенности такие навыки, как активное слушание, решение проблем и разрешение конфликтов, помогают психологам, занимающим руководящие должности, удерживать свои учреждения на плаву.

«С марта речь действительно шла об антикризисном управлении, и для этого требовалось много трудных решений, — говорит Сара Мангельсдорф, доктор философии, президент Рочестерского университета.

Мангельсдорф начала свою карьеру на факультете психологии Мичиганского университета. Позже она занимала такие должности, как заведующая кафедрой психологии, декан, проректор и проректор по академическим вопросам в нескольких университетах. Как и многие ее коллеги, она не считала себя научным руководителем, но говорит, что психологи, занимающие такие должности, как правило, преуспевают и получают удовольствие от работы.

Даже в такие трудные времена такие лидеры, как психолог Марвин Чун, доктор философии, декан Йельского колледжа, используют возможности, предоставляемые академической администрацией, для улучшения условий для преподавателей и студентов по всем направлениям, например, путем увеличения фондов стипендий, которые помогают студенты с низким доходом. Другие применяют психологические идеи к таким вещам, как успехи учащихся и удаленная работа, чтобы сделать обучение во время пандемии максимально эффективным.

«У психологов есть интересное сочетание подготовки, которая очень хорошо готовит их к академическому администрированию, — говорит Мангельсдорф. «Я бы посоветовал большему количеству людей из этой области подумать о том, чтобы взять на себя эти роли».

Переводимые навыки лидерства

Те, кто занимал руководящие должности, говорят, что ежедневная работа психологов оттачивает навыки, необходимые для управления высшим учебным заведением.

Во-первых, психологи могут использовать свой опыт сбора, обработки и анализа данных — и делать из них выводы — для оценки общешкольных или университетских тенденций и определения необходимых изменений. Мангельсдорф, например, запустила регрессионные модели, которые анализируют гендерные различия в заработной плате в учреждениях, где она работала. В результате этих анализов она и ее коллеги начали устранять некоторые обнаруженные ими гендерные различия в оплате труда.

«Как психологи, мы имеем довольно хорошую подготовку в области анализа данных, и я считаю, что это очень помогло мне на протяжении многих лет», — говорит она.

В Барнард-колледже Колумбийского университета президент Сиан Бейлок, доктор философии, призывает своих сотрудников цитировать числовые данные и избегать расплывчатых обобщений о том, что «все говорят».

«Мне нужны данные, которые показывают полную картину, потому что я знаю, что самый громкий голос или самые последние данные могут изменить наши интерпретации», — говорит она.

Опыт Бейлок в управлении лабораторией, в которой работает около 20 студентов и докторантов, также помог ей подготовиться к требованиям ее нынешней должности. В то время как некоторым из ее учеников требовались структурированные сроки и оценки, другие процветали благодаря более невмешательному подходу.

«Я поняла, что всех нужно вести по-своему, поэтому я привношу это понимание в руководство, которым занимаюсь сейчас», — говорит она.

Психологи, работающие в академической администрации, даже опираются на результаты проведенных ими исследований, чтобы определить приоритеты своего учреждения. Гейл Хакетт, доктор философии, проректор и старший вице-президент по академическим вопросам Университета Содружества Вирджинии (VCU), изучала роль самоэффективности в развитии карьеры среди женщин и представителей меньшинств. Затем она направила эти результаты в инициативы по улучшению удержания студентов и показателей выпуска для этих групп в VCU и Университете штата Аризона, где она раньше работала.

Другие использовали свой исследовательский опыт для информирования своего учреждения о реагировании на COVID-19. Психолог Питер Саловей, доктор философии, президент Йельского университета, изучил влияние формирования сообщений на пропаганду поведения, связанного со здоровьем, включая профилактику рака и ВИЧ.

«Эти направления работы помогли мне принимать научно обоснованные решения, которые одновременно защищают общественное здоровье и помогают поддерживать преемственность приверженности университета преподаванию и обучению», — говорит Саловей.

Все, кроме администраторов самого высокого уровня, должны стремиться поддерживать преподавательскую и исследовательскую деятельность, говорит Чун. Даже будучи деканом, он по-прежнему наставляет аспирантов и студентов бакалавриата и проводит исследования в области нейровизуализации в течение года, откладывая тяжелые письменные проекты на летние каникулы.

«Продолжая активно заниматься исследованиями и преподавать в университете, я лучше обслуживаю преподавателей и студентов, потому что я лично вижу их опыт», — говорит он.

Разрешение конфликтов

Если и есть что-то, что может сделать карьеру академического администратора или разрушить ее, так это навыки межличностного общения.

«Спектр межличностных конфликтов и кадровых вопросов настолько широк, что они подавляют людей, которые к ним не готовы», — говорит Хакетт.

Наиболее эффективные лидеры слушают, сопереживают и сотрудничают с целым рядом групп заинтересованных сторон в университете, включая студентов, преподавателей, сотрудников, родителей и выпускников.

«Существует так много разных составляющих, которые не всегда сходятся во взглядах, — говорит Бейлок. «Вы производите изменения, объединяя группы, поэтому необходимо видеть, где находятся люди, и выяснять, как работать для достижения общей цели».

Широкое понимание психологами личности, общения и поведения помогает подготовить их к управлению этими конфликтами, но некоторые навыки, которые развивают клиницисты, такие как посредничество и активное слушание, могут быть особенно полезными, говорит Исайя Кроуфорд, доктор философии, президент университета. Пьюджет-Саунд в Такоме, штат Вашингтон.

В начале своей карьеры Кроуфорд преподавал курсы клинической и общественной психологии в Университете Лойолы в Чикаго, оказывал помощь в общественной психиатрической клинике и поддерживал собственную психотерапевтическую практику. Он говорит, что клиническая работа помогла сформировать его навыки решения проблем и коучинга, а также дала ему глубокое понимание человеческого состояния.

«Как психологи, мы часто общаемся с людьми, когда они не в лучшей форме, но мы можем видеть дальше того, что возможно», — говорит Кроуфорд. «Администраторы применяют одни и те же навыки, чтобы справиться с ситуацией и найти взаимовыгодный результат».

Применение психологических данных

Помимо навыков и обучения, которые делают психологов успешными администраторами, применение психологических данных в групповой динамике, общении и других темах может сделать их высокоэффективными лидерами.

Бейлок говорит, что во многом полагается на свои знания о человеческом поведении. Например, она старается не совершить фундаментальную ошибку атрибуции, предполагая, что поведение человека в основном определяется его личностью или личностью, а не ситуационными факторами.

Мангельсдорф опирается на литературу по групповому поведению, чтобы понять различные аспекты университетской жизни, такие как динамика заседаний сената преподавателей. Эти идеи также помогли ей сформировать эффективные поисковые комитеты. Например, исследования показывают, что в областях, где доминируют мужчины, одинокая женщина в комитете не имеет хороших возможностей для отстаивания большего гендерного равенства (Файн, Э., и Хандельсман, Дж., «Поиск совершенства и разнообразия: руководство для поисковые комитеты», Институт лидерства женщин в науке и технике, 2012 г.).

Она также полагается на психологические стратегии, в том числе на эмпатическое и прозрачное общение, чтобы стратегически внедрять изменения, например, принимая непопулярное решение перейти на дистанционное обучение, когда в марте разразилась пандемия коронавируса.

«Мы можем использовать психологические принципы, чтобы заставить людей согласиться и показать им, что их голоса услышаны», — говорит Мангельсдорф.

Как сделать шаг

Лучший способ узнать об академическом управлении — это сразу же погрузиться в него, говорят лидеры. Сообщите своему председателю или наставнику, что вы хотели бы присоединиться к комитету по подбору персонала или комитету по проверке сроков пребывания в должности в вашем отделе.

«Будьте доступны. Все всегда начинается с небольших заданий, а затем одно приводит к другому», — говорит Чун.

Бейлок также предлагает присоединиться к комитету, занимающемуся школьными или университетскими инициативами, который может помочь начинающим администраторам узнать, как их отдел вписывается в более широкое учреждение. Например, когда она работала в Чикагском университете, Бейлок присоединилась к комитету совета университетского сената, избранной группе преподавателей, которые раз в две недели посещали встречи с президентом и ректором.

«Это был первый раз, когда я действительно увидела работу учреждения за пределами моей лаборатории и моего отдела, — говорит она. «Меня очень заинтересовало, как можно добиться изменений на институциональном уровне».

Сокращение числа учащихся, сокращение бюджета и планирование в связи с неопределенностью, связанной с пандемией, делают это время непростым для руководства высшим учебным заведением, говорит Кроуфорд. Среди таких проблем поиск чувства выполненного долга является ключевым. Кроуфорд говорит, что подходит к своей работе как лидер, ориентированный на оказание услуг, и ценит ежедневный вклад, который он вносит в университет, его преподавателей, сотрудников и студентов.

«Если психологи заинтересованы в академическом лидерстве, сейчас самое время действовать», — говорит Саловей. «Я надеюсь, что они будут опираться на свой опыт, чтобы помочь своим коллегам и студентам преодолеть этот кризис общественного здравоохранения».

Дополнительная литература

Карьера в академии
Дополнение к Вестнику высшей школы , 2017

Бери на себя ответственность! Советы руководителей начинающим психологам
Стрингер Х.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts