Общая психология. Бихевиоризм — psy_konspekt — LiveJournal
В ходе своего развития психология помимо структуралистского подхода делалась также на элементаристский и функционалистский подходы. Зачатки последнего ввел еще Аристотель, говоря о сознании, как о функции человека.
В период развития психологии этот взгляд разделял Уильям Джемс, который ввел понятие потока сознания. Он заявил, что сознание едино, что в корне отличалось от структуралистской точки зрения, которая пыталась выделить элементарные частицы сознания. Поток сознания сравнивается с рекой. Если Вундт пытался измерять объем сознания, то Джемс утверждал, что некорректно ставить такой вопрос, поскольку фиксация объема останавливает потом, течение сознания, что делает невозможным его изучение.
Психология 20 века
Очень быстро психология, как наука, впадает в кризис метода. Причин этому было несколько.
1) Метод интроспекции оказался субъективным и не мог использоваться в качестве научного.
2) Возник разрыв теории с практикой. Эксперименты давали больше результатов, чем существовало теорий, объясняющих их. То есть теории писались под отдельные результаты, что не может считать научным подходом, который подразумевает изначальное возникновение теории и проверку ее экспериментом.
3) К психологам пришло осознание, что психические явления и феномены поведения невозможно объяснить исключительно физиологией. Использовались теории Павлова, Сеченова и Бехтерева, однако в психологии они доказали свою несостоятельность и возникла острая необходимость в создании для психологии отдельного научного метода.
4) Дефицит представлений о сознании приводил к тому, что ему приписывали не относящиеся многие феномены проявлений психики.
Осмысление этих причин приводит к тому, что вначале 20 века в психологии одновременно возникает множество параллельных методологий. Психология становится полипредметной наукой.
Бихевиоризм
В переводе с английского означает «поведение». Именно оно стало центральным предметом внимания этого направления. Бихевиоризм отличается закреплением естественнонаучной парадигмой, которую наследует у основателя психологии Вильгельма Вундта. Методом нового направления был избран эксперимент и наблюдение.
Основателем бихевиоризма принято считать Джона Уотсона, который в 1913 году пишет манифест «Психология с точки зрения бихевиоризма». В ней он выдвигает основные задачи направления.
Выделяя единицу поведения «стимул-реакция» (R-S), Уотсон говорит о необходимости изучить максимально возможное количество стимулов, которые вызывают одну и ту же реакцию и изучить максимально возможное количество реакций на один стимул.
Соответственно целью исследования ученый обозначает как изучение возможности предсказания поведения в зависимости от стимула и напротив, по поведению изучить стимул. В основе нового течения был положен принцип реактивности. То есть субъект фактически отменялся тем, что все поведение определяли внешние стимулы. В свою очередь изучение работы стимулов и реакций ставило в необходимость изучать жизнь подопытных от рождения до смерти.
Бихевиоризм признавал наличие сложного поведения, которое объяснял комбинациями цепочек стимулов и реакций. Собственно их изучение также входило в главные задачи течения.
В экспериментах Уотсон базируется на теориях Павлова. К примеру, исследуя феномен страха, он пытается выяснить какие его формы являются врожденными, а какие приобретенными. Павлов это обозначал через условные и безусловные рефлексы.
Уотсон экспериментирует на детях в детских домах. Подсовывая младенцам различных животных (жаб, пауков, больших собак) он отмечал отсутствие проявлений страха. Из этого можно было сделать вывод, что страх перед ними является приобретенным. В ходе экспериментов было выявлено, что врожденными проявлениями страха младенцы обладают по отношению к потере опоры (резко вырывался матрац) и резкому металлическому звуку.
Уотсон выдвигает предположение, что образование реакций происходит при соединении врожденных стимулов с приобретенными. То есть для того, чтобы выработать нужную реакцию необходимо подкрепить ее стимул врожденным.
К примеру, выработка страха младенцев к белому кролику. Сажают к люльку кролика и издают резкий металлический звук. После нескольких повторений, белый кролик вызывает у младенца страх. Уотсон приходит также к выводу, что если можно выработать нужную реакцию, то ее можно и отменить. К примеру, объект страха соединяют с позитивным врожденным стимулом. Уотсон в данном случае использовал усвоенный страх белого кролика и кормление, в процессе которого кролика показывали вначале издалека, затем ближе до тех, пор пока реакция страха не исчезала и ребенок спокойно мог питать в присутствии животного.
Стоит отметить, что подобные эксперименты становятся первым в истории примером использования психологических практик.
Вместе с тем, бихевиористам не всегда удавалось внедрять стимулы и удалять их. К примеру, страх у некоторых младенцев закреплялся особенно сильно и его не получалось устранить. Несколько таких экспериментов привели к бихевиористов к общественному порицанию и они были вынуждены перейти к использованию в опытах животных. В частности, белых крыс. Продолжительность их жизни была меньшей, у человека, что было удобнее для наблюдения.
Важным элементом теории бихевиоризма является утверждение, что сознание не может являться предметом изучения психологии. Нет объективных инструментом для его описания. Поэтому Уотсон делает вывод, что бихевиористы должны изучать только то, что можно наблюдать извне. Важно подчеркнуть, что бихевиоризм не отрицает наличие сознания, но считает его невозможным для изучения.
В этом отношении эксперименты с крысами были удобны, поскольку их поведение не было «замутнено» сознанием, что существенным образом очищает эксперимент. Однако, это одновременно является минусом таких исследований, поскольку тяжело установить их сопоставимость с психикой человека.
Феномен сложного поведения, который особенно присущ человеку, бихевиористы объясняли суммой стимулов и реакций. К примеру, широкий спектр реакций младенца при появлении матери объяснялся совокупностью стимулов, которыми она обладала: грудь вызывает желание, лицо – улыбку, поглаживание – удовольствие. Однако, зачастую младенцы испытывали схожие гаммы реакций и при появлении других взрослых, что делало неверным не только это объяснение, но и всю схему объяснения сложного поведения применительно к людям.
В ходе своего развития у бихевиоризма появилось несколько направлений.
Когнитивный бихевиоризм или необихевиоризм.
Концепция развития данного направления бихевиоризма принадлежит Эдварду Чейзу Толмену. Он проводил эксперименты на белых крысах, которых помещал в лабиринт. В нем Толмен помещал приманка, и крыса должна была найти к ней короткий путь. Когда крыса методом проб и ошибок находила приманку, ученый усложнял задачу, закрывая найденный ей проход перегородкой. Предполагалось, что животное начнет поиск заново, однако, большинство крыс сразу же находили приманку, и не проводило повторных исследований лабиринта.
Тогда Толмен вводит в изначальную формулу бихевиористов «стимул-реакция» промежуточное звено, которое называет когнитивной или познавательной картой. Именно этой переменной объяснялось то, что у крысы в ходе изначального исследования лабиринта возник целостный образ ситуации, на который она в последствие и ориентировалась.
Теория оперантного поведения или оперантный бихевиоризм.
Теорию разработал Беррес Фредерик Скиннер, который возвращаясь к классической бихевиористской формуле «стимул-реакция», говорит о подкреплении реакция. То есть для того, чтобы закрепить нужную реакцию, необходимо закреплять не стимул, как это делал Уотсон, а реакцию.
Подкрепление реакций может происходить искусственным и естественным путем. Естественный вариант связан с адаптивными процессами в среде. Такие реакции могут прошиваться в основную базу инстинктов и работать наряду с ними.
Искусственное подкрепление хорошо демонстрируется в дрессировке дельфинов. Выполняя упражнение, они получают награду в виде пищи. Таким образом, у них появляется желание выполнять это упражнение, чтобы и в дальнейшем получить пищу. Поэтому перед выступлениями дельфинов специально не кормят. Данные полученные в ходе изучения этого направления в настоящий момент активно используется в американской системе образования. В этом, впрочем, есть существенный минус, поскольку происходит ориентация на механическую память, а не на смысловую. То есть обучение происходит ради награды, а не ради усвоения материала.
Достоинства бихевиоризма:
1) Внес в психологию сильный крен в естественно научную сторону
2) Ввел объективный метод
3) Был чрезмерно расширен класс исследуемых объектов.
4) Были значительно продвинуты отдельные разделы психологии – проблемы научения, образование, образование навыков и другие.
5) Первые психотерапевтические техники
Недостатки бихевиоризма:
1) Недоучет сложности психической деятельности
2) Игнорирование процессов сознания
3) Перенос результатов исследования на животных на человека
4) Негуманные эксперименты
5) Игнорирование высших форм научения (творчество, самоопределение личности)
Tags: Общая психология, Скиннер, Толмен, Уотсон, бихевиоризм
Бихевиоризм
Начало бихевиоризму было положено статьей американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S — R появились «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.Представители
Предмет рассмотрения
Изучать не сознание, а поведение человека.
Личность — все то чем обладает индивид.
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.
Теоретические положения
Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.
Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:
1) исходный пункт — проблемная ситуация;
2) организм противостоит ей как целое;
3) он активно действует в поисках выбора;
4) выучивается путем упражнения.
Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида: закон упражнения — при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе. закон готовности — упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. закон ассоциативного сдвига — если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. закон эффекта -
Сфера психологии — взаимодействие между организмом и средой.
Коннексия — это элемент поведения.
Практика
Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться — чистая иллюзия.
Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас.
Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.
Вклад в психологию
Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.
В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)
- Дескриптивный бихевиоризм
- Направление бихевиоризма, автором которого выступил Б.Ф. Скиннер. Использовались не просто описания наблюдений и отношений между наблюдаемыми фактами, а достаточно формализованный математический аппарат, основанный на определенных аксиомах и правилах вывода.
- Молекулярный бихевиоризм
- Направление бихевиоризма, разработанное Дж. Уотсоном. Анализировались минимальные поведенческие акты (в частности, рефлексы).
- Молярный бихевиоризм
- Направление бихевиоризма, разработанное Э.Ч. Толменом, характеризующееся тем, что в нем анализировались не самые элементарные поведенческие акты, а достаточно сложные — целостные и целеориентированные.
- Необихевиоризм
- Направление в психологии, основанное на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех, которые являются феноменами поля сознания. Авторы: Б. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен.
См. также
- Акмеология
- Аналитическая психология
- Атомистическая психология
- Военная психология
- Гештальтпсихология
- Глубинная психология
- Гуманистическая психология
- Дескриптивная психология
- Динамическая психология
- . .. и другое
История психологии — бихевиоризм и гуманизм — общая психология
Перейти к содержаниюПсихологические основы
Цели обучения
- Дать определение бихевиоризму и вкладу Павлова, Уотсона и Скиннера в психологию
- Объясните основные принципы гуманизма и вклад Маслоу в психологию
Поведенческая психология
Ранние работы в области поведения проводил русский физиолог Иван Павлов (1849 г.).–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем приучались производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом.
Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами. Рисунок 1 . Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, чья самая известная работа была сделана в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как
Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.
Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).
Рисунок 2 . а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка.
Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).
В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда.Маслоу, Роджерс и гуманизм
— это перспектива психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующем разделе, здесь будет представлен краткий обзор.
Рисунок 3. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что основные потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, в еде, воде, крове), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005).
Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).
Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).
Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n.d.).
Лицензии и атрибуты (Щелкните, чтобы развернуть)Контент с лицензией CC, совместно используемый ранее
- История психологии. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-2-history-of-psychology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
License
General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Бихевиоризм: определение, анализ и пример
Если дерево падает в лесу, и никто не может наблюдать за его падением; это вообще произошло?
Бихевиорист мог бы сказать то же самое о школах мысли в психологии, которые слишком много внимания уделяют самоанализу или психическим состояниям субъекта. Бихевиористы считают, что психологию следует изучать как науку и сосредотачиваться только на поведении, которое можно наблюдать и измерять.
- Что такое бихевиоризм?
- Каковы основные типы бихевиоризма?
- Какие психологи способствовали бихевиоризму?
- Какое влияние оказал бихевиоризм на область психологии?
- Что такое критика поведения?
Что такое определение бихевиоризма?
Бихевиоризм — это теория, согласно которой психология должна сосредоточиться на объективном изучении поведения с точки зрения обусловленности, а не на произвольном изучении психических состояний, таких как мысли или чувства. Бихевиористы считают, что психология — это наука, и она должна фокусироваться только на том, что поддается измерению и наблюдению. Таким образом, эта теория отвергает другие школы психологии, сосредоточенные только на самоанализе, такие как школа психоанализа Фрейда. По своей сути бихевиористская теория рассматривает поведение просто как результат реакции на стимул.
Основные типы теории бихевиоризма
Два основных типа теории бихевиоризма: методологический бихевиоризм, и радикальный бихевиоризм .
Методологический бихевиоризм
Это точка зрения, согласно которой психология должна изучать поведение только с научной точки зрения и должна быть чисто объективной. Эта точка зрения гласит, что при изучении поведения организма следует учитывать и другие факторы, такие как психическое состояние, окружающая среда или гены. Это было общей темой во многих из сочинений Джона Б. Ватсона. Он предположил, что разум с рождения — это «tabula rasa», или чистый лист.
Радикальный бихевиоризм
Подобно методологическому бихевиоризму, радикальный бихевиоризм не считает, что интроспективные мысли или чувства человека следует принимать во внимание при изучении поведения. Однако эта точка зрения утверждает, что факторы окружающей среды и биологические факторы могут играть роль и могут влиять на поведение организма. Психологи этой школы мысли, такие как Б. Ф. Скиннер, считал, что мы рождаемся с врожденными поведенческими особенностями.
Ключевые игроки в области психологического анализа поведения
Иван Павлов , Джон Б. Ватсон , Эдвард Торндайк и Б.Ф. теория изма.
Иван Павлов
Родившийся 14 сентября 1849 года русский психолог Иван Павлов первым открыл классическую обусловленность, при изучении пищеварительной системы собак.
Классический Обусловливание : тип обусловливания, при котором субъект начинает формировать ассоциацию между стимулом окружающей среды и естественным стимулом.
Собака Павлова
В этом исследовании Павлов начал звонить в колокольчик каждый раз, когда подопытному, собаке, давали еду. Когда собаке давали еду, у нее начиналось слюноотделение. Павлов повторил этот процесс, звоня в колокольчик перед тем, как принести еду. У собаки выделялась слюна при поднесении еды. Со временем у собаки начиналось выделение слюны только при звуке звонка, даже до подачи еды. В конце концов, у собаки начиналось выделение слюны даже при виде лабораторного халата экспериментатора.
В случае с собакой Павлова стимулом окружающей среды (или условным раздражителем ) является звонок (и, в конечном счете, лабораторный халат экспериментатора), а естественным стимулом (или условным рефлексом ) является слюноотделение собаки.
Стимул-реакция | Действие/Поведение |
Безусловный стимул | представление пищи | Безусловный ответ | слюноотделение собаки при подаче корма |
условный раздражитель | звук колокольчика |
условная реакция | слюноотделение собаки на звук колокола |
Этот эксперимент был один из первых примеров классического обусловливания в поведенческой психологии, который позже повлиял на работу других поведенческих психологов того времени, таких как Джон Б. Уотсон.
Джон Б. Уотсон
Джон Бродус Уотсон, родившийся 9 января 1878 года недалеко от Гринвилля, Южная Каролина, считается основателем школы бихевиоризма. Уотсон выпустил несколько работ, которые оказали значительное влияние на развитие теории бихевиоризма в психологии. Его статья 1913 года «Психология с точки зрения бихевиористов» широко известна как «манифест бихевиористов». В этой статье Уотсон изложил важное бихевиористское мнение о том, что психология как естественная наука должна иметь теоретическую цель предсказывать поведение и контролировать его. Уотсон выступал за использование условных реакций в качестве важного экспериментального инструмента и считал, что использование животных необходимо для психологических исследований.
«Маленький Альберт»
В 1920 году Уотсон и его помощница Розали Рейнер провели исследование 11-месячного ребенка, которого назвали «Маленький Альберт». В этом исследовании они начали с того, что поместили белую крысу на стол перед Альбертом. Альберт поначалу не боялся крысы и даже реагировал с любопытством. Затем Ватсон начинал стучать молотком по стальному стержню за спиной Альберта каждый раз, когда ему показывали белую крысу. Естественно, ребенок начинал плакать в ответ на громкий шум.
Ребенок боится и плачет, Pixabay.com
Со временем Альберт начал плакать только при виде белой крысы, даже без присутствия громкого шума. Это еще один пример, как вы уже догадались, классического обусловливания. Уотсон обнаружил, что Альберт также начинал плакать при сходных раздражителях, которые напоминали белую крысу, таких как другие животные или белые пушистые предметы.
Это исследование вызвало много споров, потому что Уотсон никогда не декондиционировал Альберта, и таким образом отправил ребенка в мир с ранее не существовавшим страхом. Хотя сегодня это исследование сочли бы неэтичным, оно было важным исследованием, используемым для поддержки теории бихевиоризма и классического обусловливания.
Эдвард Торндайк
Эдвард Торндайк играет важную роль в психологическом анализе поведения благодаря его вкладу в теорию обучения. На основе своих исследований Торндайк разработал принцип «Закона эффекта».
Закон Эффекта гласит, что поведение, за которым следуют удовлетворительные или приятные последствия, с большой вероятностью повторятся в той же ситуации, в то время как поведение, за которым следуют неудовлетворительные или неприятные последствия, менее может произойти в той же ситуации.
Коробка-головоломка
В этом исследовании Торндайк поместил голодного кота в коробку и положил кусок рыбы снаружи коробки. Первоначально поведение кошки будет случайным, она будет пытаться протиснуться сквозь решетку или прокусить ее. Через некоторое время кошка натыкалась на педаль, которая открывала дверь, позволяя ей убежать и съесть рыбу. Этот процесс повторялся; каждый раз кошке требовалось меньше времени, чтобы открыть дверь, ее поведение становилось менее случайным. В конце концов, кошка научится идти прямо к педали, чтобы открыть дверь и достать еду.
Результаты этого исследования подтвердили «Теорию эффекта» Торндайка в том смысле, что положительный результат (например, кошка убегает и ест рыбу) усиливает поведение кошки (например, находит рычаг, открывающий дверь). Торндайк также обнаружил, что этот результат подтверждает теорию о том, что животные могут учиться методом проб и ошибок, и полагал, что то же самое можно сказать и о людях.
Бихевиористы, последовавшие за Торндайком, такие как Скиннер, находились под сильным влиянием его открытий. Его работа также заложила важную основу для Оперативное обусловливание.
Б. Ф. Скиннер
Бурхус Фредерик Скиннер родился 20 марта 1904 года в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Скиннер — один из самых важных игроков в развитии теории бихевиоризма. Он считал, что концепция свободы воли была иллюзией и что все человеческое поведение было следствием обусловленности. Самым важным вкладом Скиннера в бихевиоризм было введение им термина оперантного обусловливания.
Оперативное обусловливание — это тип обусловленности, при котором вознаграждение и наказание используются для создания ассоциаций между поведением и следствием.
Скиннер сделал еще один шаг в этой концепции, заявив, что наличие r подкрепления (или вознаграждения за определенное поведение) может усиливать поведение, в то время как отсутствие подкрепления (отсутствие вознаграждения за определенное поведение) может со временем ослабить поведение. Два разных типа подкрепления — это положительное подкрепление и отрицательное подкрепление.
Положительное подкрепление представляет положительный стимул или последствие. Вот несколько примеров положительного подкрепления:
Джек получает от родителей 15 долларов за уборку в своей комнате.
Лекси усердно готовится к экзамену AP по психологии и получает 5 баллов.
Хорошие оценки. pixabay.com
Отрицательное подкрепление удаляет отрицательный стимул или последствие. Вот несколько примеров отрицательного подкрепления:
Фрэнк извиняется перед женой и больше не должен спать на диване.
Хейли доедает горошек и встает из-за обеденного стола.
Эрин стучит в потолок, а ее соседи выключают громкую музыку.
Ящик Скиннера
Вдохновленный «Ящиком-головоломкой» Торндайка, Скиннер создал похожий аппарат, названный ящиком Скиннера. Он использовал это для проверки своих теорий оперантного обусловливания и подкрепления. В этих экспериментах Скиннер помещал либо крыс, либо голубей в закрытую коробку с рычагом или кнопкой, которая выдавала пищу или какое-либо другое подкрепление. Коробка также может содержать свет, звуки или электрическую сеть. Например, будучи помещенной в коробку, крыса в конечном итоге натыкалась на рычаг, который выдавал кормовую таблетку. Пищевые гранулы являются положительным подкреплением такого поведения.
Скиннер сделал еще один шаг в эксперименте Торндайка, используя подкрепление или наказание, чтобы контролировать поведение крысы. В одном случае пища может быть выдана, когда крыса начинает двигаться к рычагу, усиливая это поведение положительным подкреплением. Или, когда крыса отдаляется от рычага, может генерироваться небольшой электрический удар, который останавливается при приближении, усиливая это поведение за счет отрицательного подкрепления (удаление отрицательного стимула электрического удара).
Влияние бихевиоризма на изучение психологии
Бихевиоризм оказал большое влияние на изучение психологии в образовании, а также на лечение психических заболеваний.
Примеры бихевиоризма
Примером, иллюстрирующим бихевиористский подход, является ситуация, когда учитель вознаграждает учащегося за хорошее поведение или хорошие результаты тестов. Поскольку человек, вероятно, захочет снова получить вознаграждение, он попытается повторить это поведение. А для наказания дело обстоит наоборот; когда учитель отчитывает ученика за опоздание, он с меньшей вероятностью повторит такое поведение.
Примеры поведенческой психологии в образовании
Многие учителя используют положительное/отрицательное подкрепление и оперантное обусловливание для улучшения обучения в своих классах. Например, учащиеся могут получить золотую звезду за прослушивание в классе или дополнительное время на перемене за получение пятерки за тест.
Учителя могут также использовать классическое обусловливание в своих классах, создавая среду, способствующую обучению. Это может выглядеть так, как если бы учитель трижды хлопнул в ладоши и попросил учеников замолчать. Со временем ученики научатся замолкать сразу после того, как услышат три хлопка. Образование и обучение в классе не были бы такими, какими они являются сегодня, без вклада психологического анализа поведения и теории бихевиоризма.
Примеры поведенческой психологии в области психического здоровья
Бихевиоризм сегодня также оказал важное влияние на лечение психических расстройств. Классическое и оперантное обусловливание использовались для управления поведением людей с аутизмом и шизофренией. Например, теория бихевиоризма помогла детям с аутизмом и задержкой развития управлять своим поведением с помощью таких методов лечения, как:
Бихевиоризм также заложил основу для поведенческой терапии. Примеры поведенческой терапии включают: 9Прикладной анализ поведения 04 Экспозиционная терапия
Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)
Когнитивная — поведенческая терапия, например, является расширением теории бихевиоризма, которая использует мысли для управления поведением человека.
Основная критика теории бихевиоризма
Несмотря на то, что бихевиоризм внес значительный вклад в изучение психологии, эта школа мысли подвергается серьезной критике. Определение бихевиоризма не учитывает свободную волю или самоанализ, а также такие режимы, как настроения, мысли или чувства. Некоторые считают, что бихевиоризм слишком одномерен, чтобы действительно понять поведение. Например, обусловливание учитывает только влияние внешних раздражителей на поведение и не учитывает какие-либо внутренние процессы. Кроме того, Фрейд и другие психоаналитики считали, что бихевиористы не учитывают бессознательное в своих исследованиях.
Бихевиоризм — основные выводы
Бихевиоризм — это теория, согласно которой психология должна сосредоточиться на объективном изучении поведения с точки зрения обусловленности, а не на произвольном изучении психических состояний, таких как мысли или чувства
Джон Б.