Психология больших социальных групп: Психология больших групп.

Психология больших групп.

Виды больших социальных групп.

Существует два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп (по Г.Г. Дилигенскому).

 

  1. Основанием служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений, положение, детерминированное общественным разделение труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.
  2. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.

Для усиления сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.

В первом случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общность – первичное основание.

Классификация по разным признакам:

1)по времени различаются длительно существующие большие группы – классы, нации и коротко существующие – митинги, аудитории, толпа.

2)по характеру организованности – неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

3)по примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные, профессиональные) и реальных группах (митинги, собрания).

4)Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками групп.

Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. (по Дилигенскому)

  1. Типологическая группа – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Таким признаком может быть демографический показатель (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.). характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.
  2. Сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические.

Предмет психологии больших групп: Г.М. Андреева ставит вопросы, подлежащие изучению:

  1. какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;
  2. какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи;
  3. каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;
  4. какими методами можно пользоваться при изучении этих явлений?

Дилигенский: психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп, механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследования путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым.

Уровни развития больших социальных групп (по Дилигенскому):

Первый – низкий уровень – типологический. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства.

Второй уровень развития характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации.

Третий уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень солидарности или уровень интегрированности.

Факторы, определяющие уровень психологической общности группы.

  1. Степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих».
  2. Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций.
  3. Идеология. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.
  4. Общественно-исторический опыт. Системообразующий признак этого опыта является практика коллективного действия.

Элементы

общественной психологии:

Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень – сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом.

Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: — потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; — потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности.

Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.

Формы проявления:

Психический склад – социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.

Социальный характер – определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев.

Традиции – это исторически сложившаяся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.

Обычаи – прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно значимых действий.

Предрассудки – элемент психического склада, примыкающий к социальным обычаям, укоренившееся в обществе мнение.

Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах.

2.2. Большие социальные группы. 2. Психология социальных групп. Социальная психология. Курс лекций

Существуют две основные традиции в классификации социальных групп: психологическая традиция и социологическая традиция. Психологическая традиция в выделении принципов классификации исходит из формы жизнедеятельности группы: время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и некоторые другие.

Отечественная традиция социальной психологии преимущественно использует социологическую классификацию групп (Г.М.Андреева, 1997):

Рисунок 13. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

В соответствии с этой классификацией мы уже рассмотрели один из типов больших стихийных групп: толпу/ массу и публику. В рамках настоящего учебного курса мы также рассмотрим другие реальные, естественные, большие и малые группы (выделены на Рисунке 14. желтым цветом), особенности их структуры, групповой динамики и их влияние на личность и ее поведение, поскольку именно они являются объектом исследования социальной психологии.

Хотя большие социальные группы традиционно представляют интерес, прежде всего для социологии. Именно в данной научной дисциплине разрабатываются актуальные проблемы теории и методологии исследования:

  • Какие группы следует рассматривать в качестве «больших»?
  • Какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи?
  • Каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии?
  • Какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений?

Тем не менее, не смотря на наличие довольно серьезной социологической традиции рассмотрения больших социальных групп, рассмотрение данного объекта в социальной психологии вполне оправдано.

Как бы ни были велики роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе эти группы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта, прежде всего больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами. По выражению Г.Г. Дилигенского, этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида.

Под большими социальными группами в социальной психологии понимают «…группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании«.

Одним из важных отличий больших групп является существование специфических регуляторов социального поведения, которых нет в малых группах:

  • Нравов;
  • Обычаев;
  • Традиций.

Их существование обусловлено наличием достаточно специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. В социально-психологическом плане исследование образа жизни предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.

В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.

Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

Таким образом, структура психологии большой социальной группы включает в себя еще целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

Однако, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, и этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью.

Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений«, разрабатываемой французской психологической школой (С. Московичи). Она в значительной мере претендует на то, чтобы предложить одновременно и метод исследования больших групп. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления – инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.

Социальные представления составляют такое понятие как менталитетинтегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных ответов на картину мира. Представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения. С полным правом такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Типичный для нее набор социальных представлений и определяет менталитет группы, ее психологию и соответствующее поведение.

Важно понимать, что общие черты в психологии представителей определенной социальной группы существуют объективно, поскольку они проявляются в реальной деятельности группы. По отношению к каждому отдельному «сознанию» групповая психология выступает как некая социальная реальность, выходящая за пределы сознания отдельного индивида и воздействующая на него вместе с другими объективными условиями жизни.

В отечественной традиции в качестве двух основных примеров больших социальных групп, обладающих вышеперечисленными социально-психологическими характеристиками являются социальные классы, а также этнические группы.

Каково же влияние социально-психологических особенностей этих групп на индивидуальное сознание и поведение?

Выделение в социальной общности социальных классов восходит к социологии конфликта К.Маркса и его последователей. В соответствии с этими представлениями, классы являются макросоциальными стратами капиталистического общества и обладают собственным уникальным классовым сознанием. Следует учитывать, что рассмотрение особенностей психологии классов в большей степени характерно для европейской и отечественной социально-психологической мысли. Американская социально-психологическая традиция в меньшей степени была подвержена влиянию марксизма и, соответственно, существенно меньшее внимание уделяла данной тематике.

В традиционном для марксистской социологической традиции понимании класса можно наметить три основные линии исследования психологии классов. Во-первых, это выявление психологических особенностей различных конкретных классов, которые существовали в истории и существуют в настоящее время. Во-вторых, внимание концентрируется на характеристике классовой психологии разных классов определенной эпохи, анализируется взаимосвязь психологических черт разных классов, создающая особый «колорит» эпохи. Характеристика общей атмосферы эпохи, несомненно, включает в себя наряду с описанием экономических и политических интересов классов и структуру их психологических особенностей и отношений. Этот путь исследования вполне правомерен, хотя до сих пор в большей степени развит в социологии.

Наконец, в-третьих, анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса как частный случай проблемы соотношения психологии группы и психологии индивида, включенного в данную группу. Иными словами, исследование в данном случае выявляет, посредством каких механизмов классовая психология воплощается в психологическом облике членов класса.

Естественно, какой бы путь ни был выбран для анализа, необходимо при всех условиях возвратиться к структуре психологии групп и посмотреть на специфику каждого элемента, представленного в психологии класса.

Одним из самых значимых элементов в данном случае являются классовые потребности, которые представляют собой элемент эмоциональной сферы общественной психологии. Поскольку классовое положение определяет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, постольку оно же задает и определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них.

Психологи придерживающиеся марксистских позиций считают, что классовое положение индивида задает определенным образом иерархию его деятельностей, что определяет и структуру его потребностей. Но этого общего положения недостаточно, коль скоро в анализ включаются более конкретные и сложные факторы, такие, например, как реальная жизненная ситуация различных слоев одного и того же класса. Так, общие условия труда и быта рабочего класса определяют и его классовую психологию вообще, и структуру его потребностей как ее элемент, в частности.

Важным элементом эмоциональной сферы психологии классов являются интересы. Природа интересов гораздо лучше исследована в социологии, чем в социальной психологии. Вместе с тем ряд проблем требует социально-психологического анализа. Конкретное содержание классовых интересов также задается всей системой отношений, в которую данный класс включен в определенном типе общества. Психологически важно выяснить, как классовый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с общечеловеческими интересами и как это детерминирует поведение и деятельность каждого отдельного индивида. Интерес формируется как интерес всей группы, но каждый член класса включен не только в данную группу, он — член многих социальных групп во-первых, внутри самого класса есть много подгрупп, различающихся по уровню квалификации, по конкретным сферам занятости и т д., во-вторых, каждый представитель класса может в то с самое время быть членом какой-либо группы в сфере образования (например, в школе или вузе), где он непосредственно взаимодействует с членами другого класса. Возникает переплетение различных интересов, каждый из которых определен принадлежностью к значимой социальной группе. Как в этой системе интересов индивида обозначаются наиболее устойчивые интересы, и, напротив, при каких обстоятельствах менее коренные интересы начинают играть доминирующую роль — имеет принципиальное значение.

Кроме потребностей и интересов к психологии класса иногда относят так называемые социальные чувства – определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. Понятие «социальное чувство» не является общепризнанным в литературе; в известной степени оно спорно и уязвимо, поэтому использовать его можно лишь как описательное определение некоторого состояния эмоциональной сферы группы. Неопределенность термина не умаляет значения самой проблемы, она лишь свидетельствует о том, что в социальной психологии нет сложившейся традиции исследовать эту область при помощи научного понятийного аппарата, ей приходится заимствовать терминологию из других традиций, например, из традиции гуманистической литературы, философии и истории, где само явление существования некоторых социальных «чувств» и «эмоций» давно установлено и описано. Так, в исторических исследованиях, посвященных рабочему классу в периоды его революционных выступлений, неоднократно было констатировано преобладание оптимистического настроя, вызванного революционным подъемом; в эпоху буржуазных революций, когда класс буржуазии выступал в качестве революционной силы, доминирующим типом «социальных чувств» и внутри этого класса были чувства энтузиазма, уверенности в привлекательности политических программ, оптимистического восприятия исторических перемен.

В некоторых классификациях компонентов классовой психологии вводятся еще и другие элементы, которые находятся в определенном отношении к описанным ранее. Так, в динамическую часть классовой психологии кроме потребностей включают иногда такие элементы, как «набор социальных ролей» и осознание его, а также «социальную ориентацию личности» (систему ее ценностных ориентации, норм поведения и осознания целей жизнедеятельности).

Когда речь заходит о фиксации в классовой психологии ее наиболее устойчивых компонентов, вопрос представляется значительно менее разработанным. В самом деле, важнейшим из таких компонентов является «психический склад», но на операциональном уровне этот компонент относительно лучше раскрыт лишь для одного вида больших групп — для наций. Что же касается классов, то «психический склад» здесь обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся как определенный способ поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Из традиций других научных дисциплин — истории, философии, культурологии — можно почерпнуть большой материал относительно проявлений различных черт социального характера, свойственных тому или иному классу, особенно в поворотные эпохи исторического развития, но в собственно социально-психологической литературе проблема эта занимает весьма скромное место. Сам термин «социальный характер» широко представлен в трудах неофрейдистского направления, в частности, в работах Э. Фромма. Для него социальный характер — это связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Формы социального характера не привязаны у Фромма к определенным социальным классам, но соотносятся с различными историческими типами самоотчуждения человека -с человеком эпохи раннего капитализма («накопительский тип), эпохи 20-х годов («рыночный тип», связанный с обществом «тотального отчуждения») и т.п..

Социальный характер определяется описательно как то, что проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов, который присутствует в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов. Эти описания не являются достаточно строгими и дальнейшая их конкретизация, очевидно, зависит не только от новых фактов, полученных в исследованиях, но и от общетеоретической разработки проблемы характера вообще, в том числе в общей психологии. При этом могут быть использованы описания, содержащиеся в марксистской социологической литературе. Так же история культуры, гражданская история, литература полны описаниями совершенно конкретных проявлений психического облика классов, их социального характера (достаточно вспомнить произведения Бальзака, Драйзера, Горького). Литература, по существу, проделала «социально-психологическую работу», являя собой пример того типа исследований, которые именуются монографическими. Тот факт, что продукт такого исследования существует не в форме научной теории, не в системе научных понятий, а в художественных образах, т.е. в свойственной литературе форме отражения действительности, не делает это исследование менее ценным.

Кроме социального характера, психический склад раскрывается в привычках и обычаях, а также в традициях класса или социальной группы. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы, а потому имеют огромное значение в понимании психологии группы, дают важнейшую характеристику такого комплексного признака класса, как его образ жизни. Социально-психологический аспект исследования образа жизни, в частности, в том и состоит, чтобы в рамках объективного положения класса определить и объяснить доминирующий образ поведения основной массы представителей этого класса в массовых, типичных ситуациях повседневной жизни. Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Анализ привычек и обычаев есть собственно социально-психологическая проблема. Методы исследования этой проблемы также более близки к традиционным психологическим методам, поскольку здесь возможно использование методик наблюдения. Что же касается традиций, то часть их воплощена в предметах материальной культуры, и потому к изучению их применимы методики, известные в психологии под названием анализа продуктов деятельности.

Степень и мера проявления привычек и обычаев в качестве регулятора социального поведения, естественно, не одинакова для различных классов различных эпох. Так установлено, что прочнее всего привычки и обычаи сохраняются даже в современных обществах, прежде всего в крестьянстве. Большой город с разветвленной системой общения способствует, напротив, известному смешиванию обычаев, привычек и традиций разных социальных групп. Поэтому вычленение самого объекта исследования здесь затруднено.

Таким образом, мы указали основные направления анализа, по которым социальной психологии еще предстоит выполнить задачу изучения психологических характеристик различных классов общества, проанализировать, с одной стороны, способы, которыми «строится» психология группы, и с другой стороны, механизмы, посредством которых она в дальнейшем обеспечивает «освоение» каждым индивидом социальной реальности.

Здесь важно понять механизм, при помощи которого относительно большая масса людей — при всем их психологическом разнообразии -в каких-то значимых жизненных ситуациях демонстрирует сходство различных представлений, вкусов, даже эмоциональных оценок действительности.

Хотя члены всякого класса объединены в большое количество многочисленных и разнообразных малых групп — в собственные семьи, производственные объединения, спортивные организации и т.д. , но значимый «репертуар» поведения не задается этими малыми группами. Если в рамках социально-психологического анализа остаться лишь на уровне малой группы, то ни содержание норм, ценностей, установок, ни их возможный «набор» не могут быть поняты. Проявление или не проявление тех или иных индивидуальных психологических особенностей также зависит от характера ситуаций, от меры их значимости для данной личности. Ситуации же эти есть ситуации особых жизненных условий, определяемых, прежде всего, принадлежностью к конкретной большой социальной группе, поэтому социальная психология не может игнорировать этот факт в построении объяснительных моделей человеческого поведения и деятельности.

Утрата марксизмом политических и идеологических позиций не могла не сказаться на популярности и актуальности данного подхода к анализу социальных явлений. Таким образом, к 80-м гг. XX века было не только поставлено под сомнение само существование классового сознания, но и существование в современном обществе классов как таковых, по крайней мере в том понимании, в каком они есть в классическом марксизме.

Спорность существования классового сознания привело интерес исследователей к другим формам массового сознания больших социальных групп, – этносов и культур.

В современной психологии изучением влияния принадлежности человека к большим социокультурным общностям занимается кросс-культурная психология. В рамках этого подхода культура рассматривается как предпосылка поведения индивида. В большинстве кросс-культурных теорий рассматривают культуру как фактор, предшествующий поведению и как непосредственная причина поведения.

Одной из самых популярных тем для исследований культурных особенностей, определяющий социальное поведение является уровень коллективизмаиндивидуализма. Коллективистские культуры подчеркивают взаимосвязанность любого человека и определенных коллективов (семьи, племени, нации). Индивидуалистические культуры подчеркивают, что люди не зависят от своих групп. Отличия между коллективистскими и индивидуалистическими культурами определяются по четырем основным критериям (Таблица 3).

Таблица 3. Особенности коллективистских и индивидуалистических культур

Отличительные социально-психологические признаки

Коллективистские культуры

Индивидуалистические культуры

Независимость «Я» Взаимозависимое «Я» Независимое «Я»
Целеполагание Доминирование коллективных целей Доминирование индивидуальных целей
Детерминанты социального поведения Социальные установки Социальные нормы
Акцент в социальной коммуникации Важность обмена Важность общественных отношений

Кроме указанных отличий между коллективистскими и индивидуалистическими культурами внутри каждой из них существуют особенности, дифференцирующие один вид коллективизма от другого. Некоторые исследователи выделяют до 60 отличительных признаков одного вида коллективизма от другого. Например, горячий спор внутри группы в большинстве коллективистских культур Восточной Азии, где большое значение уделяется внутригрупповому согласию, является нежелательным. В то время как, такой спор вполне приемлем в коллективистских культурах Средиземноморья.

Другой важной отличительной особенностью индивидуалистических и коллективистских черт является представление о вертикальной или горизонтальной структуре общества.

Таблица 4. Особенности представления коллективистских и индивидуалистических культур о структуре общества

Структура общества Тип культуры

Коллективистские культуры

Индивидуалистические культуры

Вертикальная: делают акцент на иерархии

Признание ценности иерархии; Лицо, пользующееся авторитетом внутри группы, имеет более высокий статус, чем рядовые члены, включенные в группу; Особый акцент делается на принесении в жертву личности ради сохранения группы Включение таких отношений как «обособленный» и «лучший» по отношению к себе и другим людям. Использование понятия «иной» по отношению к окружающим.

Горизонтальная: подчеркивают равенство

Поглощение «Я» группой; Отсутствие допущений о различном статусе членов группы

«Все люди равны», но «каждый человек уникален»

С точки зрения одного из авторитетнейших исследователей социально-психологических особенностей различных культур Дж.Хофстеде индивидуализм обнаруживается в богатых обществах, в особенности, если они имеют несколько нормативных систем (то бывает при пересечении множества культур или в некоторых урбанизированных, связанных с разными культурами, космополитических обществах), так что индивиду приходится решать, в соответствии с какой системой он должен действовать. Уровень индивидуализма высок также среди высших классов и профессионалов в любом обществе.

Исследователи выявили следующие факторы, влияющие на формирование коллективизма:

  • Национальные меньшинства
  • Общества, обладающие относительно высокой степенью однородности;
  • Общества, в которых плотность населения и зависимость друг от друга в процессе работы высоки;
  • В сельскохозяйственных обществах среди старших членов общества;
  • Среди членов больших семей;
  • В группах с высоким уровнем религиозности.

«Внутрикультурный анализ показывает, что индивидуализм и коллективизм не являются противоположностями. Их следует понимать как многомерные конструкты. (…) Конкретно индивидуализм часто связывается с соперничеством, уверенностью в своих силах, эмоциональной дистанцией по отношению к группе и гедонизмом; коллективизм часто связывают с целостностью семьи, небольшой дистанцией по отношению к группе, высоким уровнем коммуникабельности и взаимозависимости».

Важно отметить, что кроме коллективизма – индивидуализма, как основных конструктов, характеризующих социально-психологические особенности конкретной культуры, выделяют также властную дистанцию, маскулинность – феминность и избегание неопределенности. Однако эмпирическим исследованиям данных конструктов уделяется гораздо меньшее внимание.

Исторически первые социально-психологические концепции в центре своего внимания держали макросоциальные образования – народы, нации или просто социальные массы. Тем не менее эволюция представлений о предмете социальной психологии привела к тому, что большая часть работ концентрируется на исследовании малых социальных групп.

Наука о том, почему люди следуют за толпой

Источник: Neko1998/Flickr

Может показаться, что мы контролируем свои мысли и поведение. Но социальная психология говорит о другом.

Социальная психология определяется как «научное исследование того, как мы думаем, влияем и взаимодействуем друг с другом». Мы социальные существа. Большинство из нас общаются с другими каждый день, проводя большую часть времени бодрствования в той или иной форме.

Один из уроков социальной психологии заключается в том, что другие люди влияют на нас. Исследования показывают, что мы не так сильно контролируем свои мысли и поведение, как мы думаем. акт

Как группы влияют на нас

Рассмотрим концепцию групповой поляризации. Идея состоит в том, что единомышленники в группе укрепляют точку зрения друг друга. Групповая поляризация усиливает мнение каждого члена группы.

В ходе исследования, проведенного французскими психологами Сержем Московиси и Марисой Заваллони, исследователи задали участникам несколько вопросов. Сначала исследователи спросили их мнение о французском президенте. Во-вторых, они спросили об их отношении к американцам. Затем исследователи попросили участников обсудить каждую тему в группе.

После обсуждения группы, у которых был предварительный консенсус, стали более радикальными в своих мнениях. Например, участники несколько благосклонно относились к президенту Франции. Но их отношение усиливалось по мере того, как члены группы говорили друг с другом. У них было несколько негативное отношение к американцам. Но их отношение усилилось, когда каждый член узнал, что другие разделяют их взгляды на их союзников за границей. Исследователи пришли к выводу: «Консенсус в группе, по-видимому, вызывает изменение отношения, при котором субъекты, вероятно, занимают более крайние позиции». Когда мы видим, как наше неуверенное мнение отражается на нас, наши убеждения укрепляются9.0003

Многим из нас также нравится общаться с людьми, разделяющими схожие убеждения. В одном эксперименте исследователи предложили людям обсудить такие вопросы, как однополые браки, позитивные действия и изменение климата. Люди в одной группе прибыли из преимущественно либерального Боулдера, штат Колорадо. Люди из другой группы были в основном из консервативного Колорадо-Спрингс. Обсуждение спорных тем привело к большему согласию внутри групп. Убеждения, которых мы придерживаемся, укрепляются, когда мы находимся среди людей, придерживающихся схожих взглядов.

Если это делают другие люди, значит, это правильно. Верно?

Существует эвристика, которую большинство из нас использует, чтобы определить, что делать, думать, говорить и покупать: принцип социального доказательства. Чтобы узнать, что правильно, мы смотрим на то, что делают другие люди. В своем бестселлере Влияние: психология убеждения психолог Роберт Чалдини пишет: «Вопрос в том, что делать с пустой коробкой из-под попкорна в кинотеатре, как быстро ехать на определенном участке шоссе или как съесть курицу на званом обеде, действия окружающих будут важны для определения ответа». Социальное доказательство — это кратчайший путь к решению, как действовать.

Компания Cialdini использовала принцип социального доказательства для предотвращения воровства из окружающей среды. Рассмотрим случай национального парка Петрифайд-Форест в Аризоне. Посетители приходили в парк и узнавали о прошлом воровстве по вывеске: «Ваше наследие подвергается вандализму каждый день из-за воровства окаменевшей древесины в размере 14 тонн в год, в основном по кусочку за раз».

В ходе одного эксперимента Чалдини убрал знак с определенной дорожки в парке, чтобы измерить возможные различия. На пути без знака было на треть меньше краж, чем на пути со знаком. Посетители интерпретировали сообщение вывески как разрешение. Иными словами, посетители считали «нормальным» брать небольшие куски дерева, потому что каждый год воровали так много.

Исследователи также использовали принцип социального доказательства, чтобы помочь людям преодолеть свои страхи. В одном исследовании Альберт Бандура и его коллеги работали с группой маленьких детей, которые боялись собак. Дети наблюдали, как четырехлетний мальчик с удовольствием играл с собакой по 20 минут в день в течение четырех дней. По прошествии четырех дней 67% детей, наблюдавших, как мальчик играет с собакой, согласились войти в манеж с собакой. Когда месяц спустя исследователи провели дополнительное исследование, они обнаружили, что те же самые дети были готовы играть с собакой. Наблюдение за тем, как маленький мальчик веселится с собакой, уменьшило страх у детей. Они использовали поведение мальчика, играющего с собакой, как образец для изменения собственного поведения.

Почему другие так сильно на нас влияют?

Очевидно, что другие люди влияют на наше поведение. Одна из причин этого заключается в том, что мы живем в сложном мире. Мы используем решения других как эвристический или ментальный ярлык, чтобы ориентироваться в своей жизни. Английский философ и математик Альфред Норт Уайтхед однажды сказал: «Цивилизация продвигается вперед, увеличивая количество операций, которые мы можем выполнять, не задумываясь о них». является «самым быстрорастущим» или «самым продаваемым». Рекламодателям не нужно убеждать нас в том, что продукт хорош, им нужно только сказать, что так думают другие9.0003

Чалдини отмечает, что потребители часто используют простую эвристику: Популярность — это хорошо. Следование за толпой позволяет нам действовать в сложной среде. У большинства из нас нет времени углублять свои знания обо всех товарах и исследовать каждый рекламируемый товар, чтобы измерить его полезность.

Вместо этого мы полагаемся на такие сигналы, как популярность. Если все остальные что-то покупают, то есть большая вероятность, что этот предмет стоит нашего внимания.

Вторая причина, по которой окружающие влияют на нас, заключается в том, что люди общительны. Мы выжили благодаря нашей способности объединяться. Ранние люди, которые формировали группы, имели больше шансов выжить. Это сказалось на нашей психологии.

Как отмечает Джулия Култас, исследователь из Университета Эссекса, «для человека, присоединившегося к группе, копирование поведения большинства было бы разумным и адаптивным поведением. Конформистская тенденция облегчила бы принятие в группу и, вероятно, привела бы к выживанию, если бы она включала решение, например, сделать выбор между питательной или ядовитой пищей, основанное на копировании поведения большинства».

В нашем эволюционном прошлом наши предки находились под постоянной угрозой. Острая осведомленность о других помогала нашим предкам выжить в опасном и неопределенном мире. Современные люди унаследовали такое адаптивное поведение.

Эти виды поведения включают в себя сплочение и продвижение социальной гармонии. Это включает в себя отказ от участия в группе. В группе охотников-собирателей изгнание или изгнание могло быть смертным приговором.

Вдумчивое размышление о социальном влиянии может привести нас к лучшему пониманию самих себя и наших отношений с другими.

От психологии толпы к динамике больших групп: исторический,

Содержание Описание книги Отзывы критиков

    258 страниц

    к Рутледж

    258 страниц

    к Рутледж

    258 страниц

    к Рутледж


    Узнайте об электронных книгах VitalSource Открывает всплывающее окно

    Также доступна в виде электронной книги по адресу:

    • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
      (покупка для организаций)Открывается в новой вкладке или окне

    Продолжить покупки

    От психологии толпы к динамике больших групп предлагает междисциплинарные исследования истории изучения социальных формаций, начиная от психологии толпы девятнадцатого века во Франции и фрейдистской массовой психологии двадцатого века, включая развитие критической теории, до изучения психодинамики современных больших групп.

    Карла Пенна представляет уникальное сочетание социологии, психоанализа и группового анализа в изучении социальных образований. Эта книга пересматривает эпистемологическую основу группового анализа, представляя и обсуждая его исторический путь, особенно в связи с изучением больших групп и исследованием социального бессознательного в людях, группах и обществах. Он также исследует ранние работы по групповым отношениям и современные исследования группы основных предположений в Англии, в частности теорию Хоппера о несплоченности как четвертом основном предположении. От психологии толпы к динамике больших групп позволяет читателю наметить область бессознательной жизни толпы, освещающую тьму коллективных движений двадцать первого века.

    Размышления в этой книге открывают перед психологами, психоаналитиками, групповыми аналитиками, социологами и историками новые перспективы для исследования психодинамики современных толп, масс и социальных систем.

    Благодарности

    Предисловие Эрла Хоппера

    ГЛАВА ВТОРАЯ

    Массовая психология Фрейда ХХ века

    ГЛАВА ТРЕТЬЯ

    Левая массовая психология ХХ века

    ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

    Размышления об обществе индивидуумов

    ГЛАВА ПЯТАЯ

    Эксперименты в Нортфилде: колыбель групповой работы в Англии

    ГЛАВА ШЕСТАЯ

    Групповые отношения и наследие Биона

    ГЛАВА СЕДЬМАЯ

    К новым базовым предположениям в группах

    ГЛАВА ВОСЬМАЯ

    Фоулкс и групповой анализ: развитие теории социального бессознательного

    ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

    Психодинамика больших групп в групповом анализе

    ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

    Травматический опыт в бессознательной жизни социальных систем: теория Эрла Хоппера о четвертом основном допущении несвязности: агрегация/массификация или (ba) I: A/M

    Эпилог

    Ссылки

    Алфавитный указатель

    Биография

    Карла Пенна , доктор философии, психоаналитик и групповой аналитик из Бразилии. Она является членом Психоаналитического кружка Рио-де-Жанейро и Международного группового аналитического общества.

    «Карла Пенна отправляет нас в путешествие сквозь века размышлений о людях, которые являются как социальными, так и разумными существами. Ее книга — это больше, чем набор размышлений, поскольку она включает в себя всесторонний обзор политической и социологической природы групп. «, сообщества и общества. Затем в нем рассматриваются различные современные формы терапии в группах. Нам предлагается увидеть, как социальные теоретики, такие как Курт Левин или Норберт Элиас, внесли свой вклад в терапевтическое мышление, в то время как терапевтическая практика повлияла на социологическое мышление. Это многомерное картина показывает людей в матрице обществ, созданных людьми, и то, как эта матрица может исцелить нас, а также сформировать нас». — Р. Д. Хиншелвуд, психиатр, психоаналитик, профессор психоанализа, Университет Эссекса

    «Наконец-то полезный научный обзор теоретической истории теории больших групп. Книгу следует рекомендовать для установления связи между социологией, психоанализом и современным групповым анализом. У читателей не остается никаких сомнений в том, что явления больших групп может быть понято только междисциплинарным образом, и что существует множество способов взглянуть на человеческие собрания в большом количестве». — Герхард Вильке, групповой аналитик, независимый организационный консультант в Лондоне и сотрудник бизнес-школы Ashridge

    » От психологии толпы к динамике больших групп является важным дополнением к литературе о том, как понять требования нашего неспокойного времени и жить с ними. Продвигаясь с большой ясностью и энергией через историю орд, стад, массы и толпы, а также опираясь на свое глубокое понимание групповой психологии и группового анализа, Карла Пенна предлагает как сбалансированное и хорошо информированное руководство по теории групп, так и набор новаторских идей для противостояния социальной и психологической реальности». Стивен Фрош, доктор философии, профессор психосоциальных исследований, Биркбек, Лондонский университет

      «Книга Карлы Пенна « От психологии толпы к динамике больших групп: исторические, теоретические и практические соображения » представляет собой монументальный исследовательский проект. Книга богата фактами и идеями, описывающими развитие концепции толпы, рождение работ Биона (Тавистокский институт) и Фоулкса (Групповой анализ), неструктурированной психодинамической Большой группы, Бессознательных социальных процессов и четвертого основного предположения Хоппера о несвязности. ее исторические исследования широки и раскрывают множество важных фактов с конца девятнадцатого века до наших дней. Эта широта захватывает дух. В современном мире, в начале третьего десятилетия двадцать первого века, наводненного социальными конфликтами, поляризация, разногласия и массовое влияние социальных сетей, эта книга необходима для понимания бессознательных процессов больших социальных групп. Ее перспектива позволяет читателю отойти от текущих политических, социологических и культурных кризисов и посмотреть на них с другой стороны. более широкий угол. Эта книга настоятельно рекомендуется социологам, историкам, психологам, психотерапевтам, групповым терапевтам, групповым аналитикам и всем, кто хочет больше узнать о бессознательных социальных процессах».0127 Хаим Вайнберг, доктор философии, психолог и групповой аналитик в Калифорнии и Израиле, бывший президент Израильской ассоциации групповой психотерапии и бывший директор международных программ Профессиональной школы психологии, Калифорния

      «Карла Пенна предоставляет в наше распоряжение свои энциклопедические знания о явлениях, затрагивающих большое количество людей. Она приближается к контексту масс с помощью психоаналитических и групповых аналитических инструментов, сначала «составляя карту поля» бессознательной жизни толпы, освещая тьму толпы и массы двадцать первого века». — Роби Фридман, доктор философии, групповой аналитик, бывший президент Group Analytic Society International

        «Эта книга представляет собой впечатляющее проявление силы. Автор отправляет нас в захватывающее путешествие в трансдисциплинарный анализ и исследование психодинамики более крупной группы, начиная с Дюркгейма и Лебона и заканчивая Фрейдом, Франкфуртской школой, экспериментами Нортфилда, Бион и Фоулкс, заканчивая четвертым основным предположением Хоппера о несвязности. Это выдающееся достижение, и мы настоятельно рекомендуем его». — Герда Винтер, магистр психологии, бывший доцент медицинского факультета Копенгагенского университета и бывший президент Group Analytic Society International

           «Особый взгляд Карлы Пенна из Бразилии в сочетании с ее многолетним опытом работы практиком, учителем и ученым в области психоанализа и группового анализа позволяет полностью изучить, на каком этапе понимания больших групп мы сейчас находимся. доступ к писателям из Латинской Америки и Европы, часто с ее собственными переводами». — Д-р Jale Cilasun, BM FRCPsych, психиатр-консультант, специалист по медицинской психотерапии и групповой аналитик

          «Это очень нужная книга – вовремя и вовремя.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts