Личность и общество
Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.
Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.
Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.
В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.
Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.
Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития.
Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.То, что на первый взгляд представляется «естественными» качествами человека (например, черты характера),
Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, «деляческими», интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.
Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.
Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений
. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.Особенностью личности является и ее обособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.
Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.
Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.
В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).
С другими людьми личность взаимодействует на основе «Я-концепции», личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.
Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.
Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.
При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.
Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в ее смыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.
Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.
Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.
Общество — что это в психологии, понятие и виды
Бывают максимально широкие понятия, которые раскрыть очень сложно, потому что они включают в себя почти всю окружающую нас реальность. К таким понятиям относится «общество». Если быть честным, то это вообще не психологическое понятие.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Взгляд психологии на общество
- 2 Общество как система социальных групп
- 3 Общество как система отношений
- 4 Психологические феномены массового (общественного) сознания
- 5 Типы общества
- 5.1 Традиционное общество
- 5.2 Индустриальное общество
- 5.3 Постиндустриальное (информационное) общество
Взгляд психологии на общество
Психологическими процессами в больших группах людей, в том числе и в обществе, занимается социальная психология. Эта наука рассматривает общество в трех аспектах:
- Как сложную, многоуровневую систему социальных групп.
- Как совокупность отношений входящих в общество личностей.
- Как комплекс социально-психологических феноменов, которые являются следствием взаимодействия входящих в общество групп и отдельных личностей. Эти феномены называют еще продуктами массового или общественного сознания.
Общество – это максимально большая общность людей, связанных исторической судьбой, традициями, совместно выработанными ценностями и идеалами. Общество относится к большим организованным группам. В отличие от него, в естественной стихийной группе – толпе – практически отсутствуют процессы взаимодействия между индивидами. Поэтому и не формируются ни общий менталитет, ни духовные ценности, ни нравственные нормы и идеалы.
В отличие от толпы, общество – устойчивая совокупность, оно сохраняет свою целостность благодаря традициям, общепринятым нормам поведения и социальным санкциям. Однако, несмотря на устойчивость, общество – открытая и динамичная система. Оно постоянно движется, развивается, изменяется и за счет внутренних процессов, и за счет кросскультурных (межнациональных, межгосударственных) контактов с другими сообществами.
Современное общество прошло длительный путь развития, и, учитывая его динамичность, оно серьезно отличается от подобных образований предыдущих эпох. Однако эти отличия лежат больше в области экономики, политики и культуры. А с точки зрения психологии, механизмы и законы взаимодействия людей в обществе существенно не изменились со времен первобытного мира.
Общество как система социальных групп
Многие воспринимают общество (не государство, а именно общество) абстрактно, как нечто находящееся вне их реальности. Для людей актуально непосредственное окружение: близкие, друзья, коллеги, с которыми они связаны множеством отношений. Такие взаимосвязанные индивиды образуют малые или контактные группы. Но эти группы не изолированы, они пересекаются и переплетаются. Один и тот же человек может быть членом трудового коллектива, семьи (и даже не одной), группы друзей, интернет-сообщества и т. д. Малые группы входят в состав более крупных образований, и вся эта сложная, довольно запутанная система и есть общество. Несмотря на запутанность и сложные взаимосвязи, выстроить структуру общества несложно:
- Микрогруппы, объединяющие 2-3 человека: небольшие семьи, близкие друзья.
- Малые контактные группы, в которые входят родственники, более широкий круг друзей, сообщества по интересам, одноклассники, коллеги, спортивные команды и т. д. Малые группы бывают как формальные, так и неформальные.
- Большие группы: культурные и религиозные сообщества, коллективы больших предприятий, вузов, школ, политические партии и этносы.
Ну, и самая большое социальное образование – это общество, которое и состоит из групп. В социологии и политологии общество разделяют еще на классы и слои, или страты. Классовый состав зависит от характера общества. Так, в течение продолжительного времени в обществе выделяли три класса:
- рабочие;
- крестьяне;
- буржуазия (предприниматели).
Интеллигенция традиционно считалась прослойкой. Однако общество, как любая динамичная система, изменяется, поэтому сейчас такая схема кажется устаревшей.
Общество как система отношений
Именно отношения, сложные процессы взаимодействия и взаимозависимостей являются тем цементом, который сплачивает общество. Потребность в общении – в обмене информацией, эмоциональных контактах и в согласованных усилиях для достижения общей цели – лежит в основе существования любой группы.
Когда речь идет об отношениях, то имеются в виду не только связи между отдельными личностями, но и между группами, социальными институтами и слоями общества. Что же касается отдельных людей, то в психологии выделяют два типа отношений:
- Межличностные – отношения между людьми, как уникальными личностями. Они могут быть как позитивными — любовь, дружба, симпатия, привязанность; так и негативными — ненависть, злоба, зависть, соперничество и т. д.
- Социальные – это отношения между социальными ролями. В них индивиды выступают как функциональные единицы общества со своими обязанностями, правами, стереотипами поведения и т. д. Социальными, например, являются отношения: учитель – ученик, директор – подчиненный, врач – пациент и др.
Эти два типа отношений не существуют изолированно. Они могут смешиваться, переплетаться, зависеть друг от друга. Так, между начальником и подчиненным могут быть и личные отношения, как позитивные, так и негативные. А муж и жена – это социальные роли, но в основе взаимодействия реальных людей не социальные, а межличностные отношения.
Отношения людей в обществе регулируются принятыми в нем нормами и формальными законами, особенно это касается ролевых или социальных отношений. Если поведение человека не соответствует нормам, то общество к нему применяет социальные санкции, которые являются действенным средством регулирования общественных процессов.
Процессы взаимодействия в социуме происходят и между отдельными людьми, и между группами. Причем это не только формальные отношения. Так, между школьными классами в параллели могут быть как дружеские отношения, так и взаимная неприязнь. Это же можно сказать о больших группах, например, этносах, молодежных неформальных сообществах или политических партиях.
В социологии и политологии также выделяют экономические, производственные, политические, кросскультурные отношения. Они, несомненно, играют в обществе важную роль, но психология ими не занимается. Разве что кросскультурные отношения (между разными культурами) находятся в сфере интересов этнопсихологии.
Психологические феномены массового (общественного) сознания
У любого общества есть не только экономические и политические характеристики, но и психологические особенности — проявления массового сознания. К нему относят ряд феноменов, которые, с одной стороны, рождаются в процессе взаимодействия людей, с другой – играют интегрирующую, объединяющую роль.
- Общественная психология: устойчивые особенности национального темперамента и характера, проявления эмоциональной сферы, динамические характеристики и т. д.
- Ментальность – устойчивая совокупность идей, взглядов, верований, определяющая поведение людей в обществе, их отношения к представителям других социумов, к собственному существованию. Она формируется в течение длительного времени, иногда даже многих столетий. Ментальность – это психологическая основа общественной идеологии.
- Психологический климат в обществе – особая эмоциональная атмосфера, связанная с реакцией людей на какие-то явления и события в обществе. На психологический климат влияют также отношения между слоями, классами, большими группами в социуме. Любые межгрупповые конфликты или даже усиление напряженности плохо влияют на психологический климат. В отличие от общественной психологии и ментальности, это динамично меняющаяся, неустойчивая характеристика.
- Общественное мнение тоже изменчивая характеристика. Оно отражает взгляды членов общества и их отношение к различным аспектам жизни общества, к лидерам, политическим событиям, реформам и т. д.
- Мода. Среди интегральных характеристик общества мода стоит особняком. В течение продолжительного времени ее не считали частью общественного сознания. Но сейчас большинство социальных психологов и социологов серьезно относится к этому явлению. Мода, как совокупность ценностных ориентаций, привычек и вкусовых предпочтений, как объединяющий фактор даже более заметна, чем другие характеристики.
Все эти проявления общественного сознания не просто побочные эффекты развития отношений людей в обществе. Они играют очень важную интегрирующую, объединяющую роль. И важны они не только для общества, но и для каждой отдельной личности, так как позволяют человеку пережить чувство аффилиации – удовлетворение от принадлежности к определенной группе, культуре, нации.
Типы общества
Общество прошло долгий путь развития. Сменялись формации (экономические этапы), культуры, религии, политический строй, формы государства, и, кажется, что разнообразие видов общества огромно. Это так, но их принято объединять всего в три типа.
Традиционное общество
Главные объединяющие факторы – традиции и обычаи. Натуральное хозяйство и слабые контакты с другими социумами делают это общество замкнутым и очень медленно развивающимся. Для него характерны следующие особенности:
- патриархальность;
- преобладание примитивного, аграрного хозяйства;
- сословный строй, при котором индивид не мог изменить свой социальный статус;
- сильное влияние религиозных идей и культов.
Все эти особенности определяют общество с ярко выраженной коллективной психологией, когда «Я» теряется в массе «Мы», а индивидуализм считается опасным пороком.
Индустриальное общество
Ведущий интегрирующий фактор – промышленность, развивающаяся на научной базе. Освоение новых видов производства, новых материалов и нового пространства – основание для гордости и чувства удовлетворения граждан индустриального мира. И другие сообщества, добивающиеся больших успехов в науке и технике, воспринимаются как конкуренты и даже враги.
Для индустриального общества характерны следующие особенности:
- преобладание технологичного производства;
- большая роль науки, которая становится общественным институтом;
- появление и развитие массовой культуры;
- классовый строй;
- создание четкой правовой основы гражданского общества.
На этапе индустриального общества развиваются не только точные и технические науки, но и гуманитарные, в том числе психология. И именно в этот период начинается серьезное изучение массового сознания и разработка научных методов манипулирования им.
Постиндустриальное (информационное) общество
Этот тип общества формируется в настоящее время. Информация становится не только главной ценностью, но и основным интегрирующим фактором. Распространение компьютерных технологий и развитие глобального информационного пространства (интернет) стирает границы между отдельными социумами. Несмотря на то, что постиндустриальное общество еще находится на стадии становления, уже сейчас можно выделить его особенности:
- высокая ценность информации, знание становится товаром;
- процессы глобализации в различных сферах жизни общества;
- научно-техническая революция, о которой много говорилось в XX веке, сделала науку одной из главных производительных сил;
- единое информационное пространство привело к развитию кросскультурных связей, к унификации ценностей, идеалов и других проявлений общественного сознания.
Постиндустриальное, информационное общество кардинально меняет не только жизнь, но и психологию людей. Это происходит и на уровне интеллекта, и на глубинном уровне восприятия действительности. Меняется психология общения, семейные отношения становятся партнерскими, а новейшие технологии в сфере обучения переводят образование совершенно на иной уровень. Эти глобальные изменения уже заметны, но они только начали изучаться психологами, социологами, культурологами и другими специалистами в области общественного сознания.
Обществознание 5.8
1. Способы влияния
2. Положительное влияние
3. Негативное влияние
Для полноценного развития человека как личности нужно общение с другими людьми. Это способствует скорейшему восприятию социальных норм, установленных законов морали и ценностных ориентаций.
Влияние – это процесс, результатом которого является полное или частичное изменение манеры поведения человека, его интересов, жизненных целей, установок, принципов.
Оно бывает отрицательное или положительное, носит спонтанный характер, но является навязчивым. Влияние общественности не подлежит какому-либо контролю. Может использоваться для достижения положительных или негативных целей.
В психологии утверждают, что влияние не должно негативно сказываться на формировании личности. Грамотность, корректность, аргументированность мысли – главные требования к психологическому воздействию.
Заключается в положительном изменении человека, его личностном росте. Значение имеет окружение. Чтобы результат был действительно позитивным, необходимо общение с успешными, умными, перспективными личностями, у которых можно учиться. Критика от них будет аргументированной, преподнесенной в вежливой, толерантной форме. Нахождение рядом с такими людьми будет мотивировать личность становиться лучше, пытаться достичь такого же высокого уровня развития и самоорганизации. Положительное влияние на изменение личности оказывают психологи, иногда — гипнологи. Это представители таких видов профессиональной деятельности, которые предполагают развитое восприятие и правильную личностную оценку. Применяя различные техники НЛП, внушения, они помогают человеку избавиться от фобических и других психических расстройств, понять свои ошибки, увидеть возможные перспективы. Спикеры-коучеры – еще одна категория людей, мнение и выступления которых положительно сказываются на публике. Их цель – вдохновить на принятие решение и на саморазвитие, объяснить определенное явление.
Человек, который способен принять мысли, полностью противоречивые его размышлениям, способен к самоусовершенствованию и работе над собой. Это положительно скажется на принятии решений в дальнейшем. Правильное воспитание – еще одно проявление положительного влияния на формирование личности. Является базой образования определенного характера. Родители обучают ребенка, как правильно себя вести в обществе, что предпринять в конкретной ситуации и как лучше не поступать. Приучают к основным законам морали, нормам поведения. Положительное влияние общества проявляется в: устранении комплексов; полноценном формировании убеждений; умении аргументировать свое мнение; понимании, что каждый человек – уникальная личность со своими убеждения и рассуждениями, которые могут не совпадать у нескольких человек; стимулировании развития человека в выбранном направлении; ликвидации негативных эмоций, пополнении позитивных и т. д. Современный научный анализ доказал, что некоторые особенности поведения индивида исчезают, когда он покидает социальную среду или выходит из сферы воздействия определенной группы людей. Такая группа является местом, где личность может проявить себя – отработать коммуникативные умения, техники внушения.
Правильно сформированный коллектив дает возможность обучаться воспринимать себя и других, замечать ошибки остальных и суметь увидеть собственные. Человек учится фильтровать информацию, в процессе обсуждения у него формируется собственное мнение или взгляды на конкретные ситуации, модели поведения.
В жизни каждого бывает период, когда в окружении преобладают безуспешные, бесперспективные люди, которые тянут человека на дно. Их критика ничему не обучает, а лишь отображается в виде психологической деформации личности. В результате такой индивид, находясь под давлением общества, часто действует в ущерб собственным интересам. Существует 3 основных реакции на подобное поведение группы. Каждой из этих составляющих присущи свои особенности: Внушаемость. Человек бессознательно соглашается с мнением других, принимает поведение группы. Не замечает, как меняется его манера общения, тип мышления. Конформизм. Состояние, при котором индивид внешне соглашается с некими утверждениями, но внутренне остается при собственном мнении. Происходит расхождение с размышлениями отдельного человека и группы. Сознательное соглашение. Индивид действительно меняет отношение к чему-либо. Происходит активное отстаивание интересов группы. Под таким негативным влиянием группы человек может не иметь собственного мнения. Активизируется процесс деградации.
Последствия негативного влияния: повышенная эмоциональность; снижение уровня самопознания, самовыражения; обезличивание – отказ от своих интересов и мнения; развитие межличностных конфликтов; повышение уровня тревожности и озадаченности и т. д. Еще одним возможным отрицательным следствием группового воздействия может быть невозможность раскрытия творческого потенциала. Главной причиной является нежелание общества воспринимать человека с отличительным типом мышления и другим видением мира. Все творческие идеи отвергаются. В результате творческий потенциал и вовсе может пропасть или застрять в развитии на длительное время. Даже когда индивид хочет показать свою независимость, ему не дают этого сделать. Самооценка падает, и человек находится не в состоянии дать адекватную оценку себе, своим действиям и определенным поступкам. Он не чувствует поддержки со стороны окружающих. Зависимость от мнения социума Созависимость – состояние, которое возникло вследствие того, что человек не сумел противостоять воздействию других. Явление связано со сниженной самооценкой и преобладанием негативных эмоций (гнева, тоски, раздражения, нервозности, переживания, тревоги и т. д.). Созависимость не только негативно влияет на природу личности, но и на эмоциональное, психологическое состояние человека. Он постоянно переживает о том, что подумают о нем остальные – осудят или ободрят, сумеет ли реализовать ожидания других или кого-то разочарует. У созависимых людей вся жизненная энергия и силы уходят на переработку негативных эмоций. У них может появиться желание избавиться от негативного воздействия общества, но сил на осуществление каких-либо действий в этом направлении может не быть.
Основные проявления созависимости, созданной на негативной почве: навязчивая помощь, даже когда в ней нет потребности; ощущение ничтожности без взаимоотношений с кем-то; энергия тратится на поддержание отношений с другими, чтобы получить безопасность и душевное спокойствие; страх сделать что-либо вопреки общественному мнению; восприятие чужих проблем как собственных; погашение творческого потенциала; отсутствие позитивного мышления и принятия оригинальных решений; есть чувство ответственности за действия других; помощь другим даже в случаях, когда человек вынужден делать то, что он не хочет, чтобы не разочаровать кого-либо; может выражать негодование по поводу несправедливости, но неспособен защищать собственные интересы; всегда чувствует себя марионеткой; присутствует отклонения похвалы, комплиментов, приятных высказываний; больной винит себя буквально во всем, даже когда он реально невиновен; всегда считает себя недостаточно хорошим. Созависимый человек не умеет говорить «нет». Из-за этого часто делает то, что ему не нравится. Он буквально привязан к помощи другим людям. У него постоянно присутствует чувство жертвы или собственной ничтожности. Главная проблема таких людей – отсутствие жизненной цели. Они постоянно помогают кому-то, удовлетворяют чужие желания, жертвуя собственными мечтами. Такое влияние общественности отображается на физическом состоянии больного. Появляются нарушения сна, активно развиваются психические расстройства и заболевания ЦНС. Созависимый позволяет другим причинять себе больно. Он никогда не говорит открыто о своих потребностях. Всегда соглашается на условия других, даже если они его не удовлетворяют.
Такая личность боится ошибок и неудач. Теряет интерес к своей жизни. В результате становится трудоголиком. Не доверяет никому, даже себе. Очень переживает, когда ее подводят остальные, из-за чего впадает в депрессию. Страдает пищевыми расстройствами, не способна контролировать эмоции. Созависимость также отображается на стиле жизни индивида. Вместо жизнерадостного и веселого состояния, он постоянно раздраженный, грустный, унылый и жалуется на все, что можно. Всем указывает на ошибки, не замечая собственных. В нем одновременно сочетаются ответственность и безответственность. Коррекция Лучшее решение – стать независимым на психологическом уровне. Перестать бояться самовыражаться, нарушать общепринятые нормы, действовать вопреки другим. Главное правило, которого нужно придерживаться, — отсутствие негативного влияния на общество. Независимость является основной характеристикой сильной личности. Она несет ответственность за каждый поступок и не боится осуждения, неудач. Имеет материальную независимость. Является сознательной, прислушивается к мнению других, но сопоставляет его с собственными интересами. Присутствует здоровый эгоизм.
Правила, которых нужно придерживаться, если необходимо защитить себя от негативного влияния общественности: Помнить, что всем угодить нельзя. Если другого человека что-то не устраивает, не пытаться ему понравиться. Это избавит от необходимости постоянно подчиняться приказам этой личности. Прекратить обращать внимание на неадекватных или вечно недовольных людей. Это отбирает очень много сил и жизненной энергии, которой можно найти более достойное применение. Если кто-то начал изливать свою душу или часто делиться своими проблемами, сумейте вовремя остановить такого человека. Следует объяснить, что вы не готовы или не имеет времени выслушивать подобные жалобы. Больше отдыхать на свежем воздухе. Переутомление негативно сказывается на всех аспектах здоровья. Важно научиться медитации, часто повторять мотивирующие аффирмации. Очень помогают занятия спортом (подойдет даже обычная прогулка в парке). Необходимо брать ответственность только за собственные действия и поступки. Тогда не будет времени думать о других. Следует создавать такие ситуации, которые обогащают положительной энергией и делают счастливым. Никогда не поддавайтесь на грубость. Это один из самых эффективных методов манипуляции. Можно задействовать холодное презрение, чтобы дать понять, что подобное общение недопустимо. Знайте себе цену. Постоянно проводите самоанализ. Это поможет держать себя в тонусе и не поддаваться давлению общества. Старайтесь развивать только хорошие качества. Точно определите цели, расставьте приоритеты и обдумайте план действий. Подобное действие делает человека сильным и независимым. Учитесь отклонять людей с проявлениями жалости. Посочувствовать кому-либо можно, но делать это постоянно – плохое решение. Помните основное правило — никто никому ничего не должен. Избавьтесь от влияния социальных стереотипов. Самый популярный из них – социальный обман. Кто-то делает добро, и другой индивид тоже должен сделать что-то хорошее в ответ. Таким примитивным способом многие управляют другими ради достижения собственных целей. Можно попытаться избавиться от общения с неприятными личностями или свести любой контакт к минимуму. Это позволит сэкономить жизненную энергию и использовать ее более продуктивно.
Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 3
§ 9 стр. 58-65
Составление конспекта по плану:
1. Неоклассическая экономическая теория.
2. Кейнсианство.
3. Монетаризм.
4. Институционализм.
Вопросы для закрепления и повторения:
1. Постарайтесь самостоятельно описать, в чем заключается тот или иной вид познания и в чем их различия.
2. Какие формы познания вы знаете? Объясните их содержание?
3. Что такое истина, как она проверяется?
4. Что такое научное познание, чем оно отличается от обыденного?
5. Перечислите основные методы научного познания.
Человек и общество
Диалектический материализм (А. Спиркин) | ||
---|---|---|
Предыдущий | Глава 5. О человеке и быть человеком | Следующий |
Человек и группа. Проблема человека не может быть решена научно без ясное изложение отношений между человеком и обществом, как видно в первичном коллективе — семье, игре или группа инструкций, производственная команда и другие виды формальная или неформальная общность. В семье личность отказывается от некоторых своих особенностей, чтобы стать членом целый. Жизнь семьи связана с разделением труда в зависимости от пола и возраста, выполнение хозяйство, взаимопомощь в быту, интимное Жизнь мужчина и жена, продолжение рода, воспитание детей, а также различные нравственные, правовые и психологические отношения. Семья – это решающий инструмент развития личности. Именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь, впитывает ее ценности и нормы поведения, образ мыслей, язык и определенные ценностные ориентации. это первично группа, которая несет большую ответственность перед обществом. Его прежде всего долг перед социальной группой, перед обществом и человечество. Через группу ребенок, по мере взросления, входит в общество. Отсюда решающая роль группы. влияние одного человека на другого, как правило, чрезвычайно ограничено; коллектив в целом является основным воспитательным сила. Здесь очень важны психологические факторы. Это важно, чтобы человек чувствовал себя частью группы по собственному желанию, и что группа должна добровольно принять его, примите его личность.
Каждый выполняет определенные функции в группе. Взять для Например, производственная группа. Здесь люди объединились другими интересами, а также интересами производства; Oни обмен определенными политическими, нравственными, эстетическими, научными и другие значения. Группа генерирует общественное мнение, обостряет и полирует ум и формирует характер и будут. Через группу человек поднимается на уровень личность, сознательный субъект исторического творчества. группа является первым формирователем личности, а группа сама формируется обществом.
Единство человека и общества. Личность весь интеллектуальный склад носит явный отпечаток жизни общества в целом. Вся его практическая деятельность индивидуальные проявления исторически сложившаяся социальная практика человечества. орудия, которые он использует, имеют в своей форме эволюционировавшую функцию обществом, которое предопределяет способы их использования. Когда Приступая к любой работе, мы все должны учитывать то, что уже достигнуто до нас.
Богатство и сложность социального содержания личности обусловлены многообразием его связей с социальным целом, степень, в которой различные сферы жизни общества были ассимилированы и преломлены в его сознания и деятельности. Именно поэтому уровень индивидуальное развитие является показателем уровня развития общества и наоборот. Но человек не растворяется в обществе. Он сохраняет свою уникальную и независимой индивидуальностью и вносит свой вклад в социальное целое: как само общество формирует людей, так и люди формируют общество.
Человек является звеном в цепи поколений. Его дела регулирует не только он сам, но и социальные стандарты, коллективным разумом или умом. Верно признаком индивидуальности является степень, в которой определенный человек в определенных конкретно-исторических условиях имеет впитал в себя сущность общества, в котором живет.
Рассмотрим, например, следующий исторический факт. Кто или кем был бы Наполеон Бонапарт, если бы не было Французская революция? Это сложно или даже невозможно чтобы ответить на этот вопрос. Но одно довольно ясно — он никогда не стал бы великим генерал и уж точно не император. Он сам был хорошо осведомлен о его долг И в склонность его лет говорила: «Моя сын не может заменить меня. Я не мог заменить себя. я я существо обстоятельства»[1]. Давно признано, что великие эпохи рождают большой люди. Какие трибуны народа были подняты приливом событий Французской революции — Мирабо, Марат, Робеспьер, Дантон. Какой молодой, иногда даже молодой таланты, дремлющие в народе, были подняты к высотам революционного, военного и организационного деятельность Великой Октябрьской социалистической революции.
Иногда говорят, что общество воспитывает человека как река несет лодку. Это приятное сравнение, но не точный. Человек не плывет по течению; он сама бурно текущая река. События общественной жизни делают не возникают сами по себе; они сделаны. Великий и маленькие дорожки законов истории проложены человеческими усилиями и часто за счет человеческой крови. Законы истории не начертаны заранее сверхчеловеческими силами; они сделаны людьми, которые затем подчиняются их авторитету как чему-то что выше личности.
Ключ к тайнам человеческой природы можно найти в общество. Общество есть человек в его социальных отношениях, и каждый человек есть индивидуальное воплощение социальной отношения, продукт не только существующей общественной системы но всей мировой истории. Он впитывает то, что было накоплено веками и передавались через традиции. Современный человек несет в себе все века истории и все свое также индивидуальный возраст. Его личность представляет собой концентрацию различные слои культуры. На него повлияли не только современные средствами массовой информации, но и произведениями всех времен и всех нация. Он живая память истории, средоточие всех богатство знаний, умений, навыков и мудрости, накапливались веками.
Человек – это некий сверхплотный живой атом в системе социальная реальность. Он представляет собой концентрацию активно творческих Принцип в этой системе. Через мириады видимых и невидимые порывы плод творческой мысли людей в прошлое продолжает питать его и через него современная культура.
Иногда отношения между человеком и обществом интерпретируются таким образом, что последнее кажется чем-то, что идет вокруг человека, то, во что он погружен. Но это в корне неверный подход. Общество делает, конечно, существуют вне индивида как своего рода социальные среде в виде исторически сложившейся системы отношения с богатой материальной и духовной культурой, независимо от его воли и сознания. Человек плавает в этой среде всю свою жизнь. Но и общество существует в самом индивидууме и не могло бы существовать вообще, независимо от реальной деятельности его членов. История сама по себе ничего не делает. Общество не обладает никаким богатством. Он борется никаких сражений. Не растет зерно. Он не производит инструментов для изготовления вещи или оружие для их уничтожения. Это не общество, как такой, как не человек, который все это делает, кто владеет этим, кто создает все и борется за все. Общество не какое-то безличное существо, использующее индивида как средство достижения своих целей. Вся мировая история есть не что иное, как ежедневная деятельность лиц, преследующих свои цели. Мы здесь речь не о действиях отдельных лиц, которые изолированы и заботятся только о себе, а о поступках масс, деяния исторических личностей и народы. Личность, развивающаяся в рамках социальная система имеет как определенную зависимость от целого система социальных стандартов и автономия, которая абсолютно необходимая предпосылка для жизни и развития системы. мера этой личной автономии исторически обусловлена и зависит от характера общественного строя сам. Исключительная жесткость общественного строя (фашизм, т. например) делает невозможным или крайне затруднительным индивидуальные инновации в форме творческой деятельности в различных сферах жизни, а это неизбежно приводит к стагнации.
Отношения между личностью и обществом в история. Вернемся еще раз к сравнению с рекой. История человечество подобно великой реке, несущей свои воды в океан прошлого. Что было в жизни не становится то, чего никогда не было. Независимо от того, как далеко мы идем от прошлое, оно все еще живет в какой-то мере в нас и с нас. С самого начала характер человека-общества отношения существенно изменились в соответствии с потоком исторического времени. Отношения между отдельными и первобытная орда — это одно. Грубая сила превыше всего и инстинкты лишь слегка сдерживались, хотя даже потом были проблески моральных норм сотрудничества без которого любое выживание, не говоря уже о развитии, было бы было невозможно. В племенных условиях людям было тесно связаны узами крови. В то время не было ни государства, ни правоотношения. Не отдельный человек, а племя, род, был законодателем. Интересы личности были синкретизированы с общиной. В орде и в в племенном обществе были вожди, которые вышли на первый план благодаря их находчивость, ум, ловкость, сила воли и скоро. Трудовые функции разделялись по возрастному и секс, как и формы социальной и иной активности. С развитие социума все возрастающая дифференциация имеет место социальная функция. Люди приобретают частные личные права и обязанности, личные имена и постоянно растущая мера личной ответственности. Человек постепенно становится личностью, и его отношения с общества приобретают все более сложный характер. Когда общество, основанное на праве, и государство впервые возникли, люди были резко разделены между господами и рабами, правителями и правил. Рабовладельческое общество с его частной собственностью поставило людей друг против друга. Некоторые лица начали притеснять и эксплуатировать других.
В феодальном обществе возникла иерархия каст, делает одних людей полностью зависимыми от других. На на плечах простого труженика вырос огромный паразитическое дерево с королями или царями на вершине. Эта пирамида общественного бытия определяли права и обязанности его граждан, а права были почти все на верхушке социальный масштаб. Это было общество коленопреклонения, где не только трудящиеся, но и правители преклоняли колени перед догмат Священного Писания и образ Всевышнего.
Эпоха Возрождения была гимном свободной личности. и к идеалу сильного, всесторонне развитого человека прокладывая тропы открытий в чужие земли, расширяя горизонты науки, и создание шедевров искусства и техническое совершенство. История стала ареной деятельности предприимчивая и решительная личность. Не для него препятствия феодальной социальной пирамиды, где праздный растратили свои жизни и деньги, пользуясь всеми привилегиями, и трудящиеся находились в состоянии порабощения и угнетение. Сначала шла борьба за свободу мысли, творчества. Это переросло в спрос на гражданские и политической свободы, свободы частной инициативы и общественной деятельность в целом.
В результате последовавших буржуазных революций владельцы капитала приобрели все привилегии, а также политические сила. Благородное требование, начертанное на знаменах буржуазных революций — свобода, равенство и братство — оказалось, означало изобилие привилегий для одних и угнетение для других. Индивидуализм расцвел в-четвертых, индивидуализм, при котором каждый считал себя центр вселенной и его собственное существование и процветание важнее, чем кто-либо другой. Люди устраиваются в противостояние другим людям и обществу в целом. Такой взаимное отчуждение есть болезнь, разлагающая общественное весь. Жизнь другого человека, даже самого близкого, становится не более чем временное шоу, проплывающее облако. Растущий бюрократизм, утилитаризм и технологизм в культуре значительно сузить возможности человеческой индивидуальности выражать и развивать себя. Индивид становится ничтожный винтик в гигантской машине, управляемой столица. Отчуждение дает о себе знать с особой силой.
Что такое отчуждение? Это преобразование результатов физическую и интеллектуальную активность в силы, выходящие из человеческий контроль и, получив руку кнута, нанести ответный удар их собственные создатели, люди. Это своего рода джинн, который люди призывают к себе на помощь, а затем оказываются не в состоянии справляться с. Таким образом, государство, возникшее в рабовладельческом обществе, стала силой, угнетающей народные массы, аппарат принуждения одного класса над другим. Наука что люди почитают, что приносит социальный прогресс и находится в сама выражение этого прогресса, становится в своем материальное воплощение смертоносной силы, которая угрожает всем человечество. Сколько создано человеком того, что оказывает ужасное давление на его здоровье, его ум и его силу воли! Эти надличностные силы, являющиеся продуктом совместной деятельности людей. социальной активности и угнетать их, являются явлением, известным как отчуждение.
Мыслители прошлого, искренне преданные идея принести пользу трудящимся, указал на опасность система, управляемая силами отчуждения, система в что одни люди живут за счет чужих труда, где попирается человеческое достоинство и физическое и интеллектуальные силы истощены эксплуатацией.
Индивид свободен там, где он служит не только средством достижения целей правящего класса и его партии, но себя главной целью общества, объектом всех его планов и положения. Главное условие освобождения индивида есть отмена эксплуатации одного индивидуума другим, голода и нищеты, и восстановление мужское чувство собственного достоинства. Это было общество, в котором социалисты-утописты и основоположники научной мечтал о социализме. В отличие от буржуазного индивидуализма, Социалистический коллективизм исходит из интересов личности — не только избранные, но все подлинные работающие люди. Социализм везде требует ярких, одаренных личности с большой инициативой. Человек со смыслом перспективы есть высший идеал творческой деятельности социалистического общества.
Отношения личности и общества
Открытый журнал социальных наук Vol.02 No.08(2014), ID статьи:49227,7 страниц
10.4236/jss.2014.28019
Отношения между личностью и обществом
Ф. М. Анайет Хоссейн * , доктор медицины Корбан Али
Факультет философии, Университет Читтагонга, Читтагонг, Бангладеш
Эл. gmail.com
Авторские права © 2014 принадлежат авторам и Scientific Research Publishing Inc.
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution International License (CC BY).
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Поступила в редакцию 10 июня 2014 г.; пересмотрено 27 июля 2014 г.; принято 13 августа 2014 г.
АННОТАЦИЯ
Связь между личностью и обществом очень тесная. По сути, «общество» — это закономерности, обычаи и основные правила античеловеческого поведения. Эти практики чрезвычайно важны для понимания того, как люди действуют и взаимодействуют друг с другом. Общество не существует самостоятельно без личности. Индивидуум живет и действует в обществе, но общество — ничто, несмотря на объединение индивидуумов для совместных усилий. С другой стороны, общество существует, чтобы служить людям, а не наоборот. Человеческая жизнь и общество почти идут рука об руку. Человек биологически и психологически подготовлен к жизни в группах, в обществе. Общество стало необходимым условием возникновения и продолжения человеческой жизни. Отношения между личностью и обществом в конечном счете являются одной из самых глубоких проблем социальной философии. Он скорее философский, чем социологический, потому что затрагивает вопрос о ценностях. Человек зависит от общества. Именно в обществе человек окружен и охвачен культурой как общественной силой. Именно в обществе ему приходится соответствовать нормам, занимать статусы и становиться членами групп. Вопрос об отношениях между личностью и обществом является отправной точкой многих дискуссий. Он тесно связан с вопросом об отношениях человека и общества. Отношения между ними зависят от того факта, что личность и общество взаимозависимы, одно растет с помощью другого. Цель данной статьи — показать вопросы: насколько человек является социальным животным и как индивид и общество влияют друг на друга?
Ключевые слова:
Общество, социальная жизнь, индивидуум
1. Введение
Человек – животное общественное. У него есть естественное стремление жить связанной жизнью с другими. Человек нуждается в обществе для своего существования или выживания. Выживание и рост человеческого ребенка зависят от его родителей и других людей. Врожденные способности ребенка могут развиваться только в обществе. Конечная цель общества состоит в том, чтобы способствовать хорошей и счастливой жизни своих людей. Она создает условия и возможности для всестороннего развития личности. Общество обеспечивает гармонию и сотрудничество между людьми, несмотря на их случайные конфликты и напряженность. Если общество помогает отдельным людям разными способами, великие люди также вносят свой вклад в общество своей мудростью и опытом. Таким образом, общество и отдельные люди связаны интимной и гармоничной связью, а конфликты между ними очевидны и преходящи. В хорошо организованном обществе между ними будет прочная гармония.
2. Общество
Термин «общество» означает отношения социальных существ, людей, выражающих свою природу путем создания и воссоздания организации, которая направляет и контролирует их поведение множеством способов. Общество освобождает и ограничивает деятельность людей, что является необходимым условием каждого человека и потребностью в реализации жизни. Общество представляет собой систему обычаев и процедур власти и взаимопомощи, многих подразделений контроля над человеческим поведением и свободами. Эту изменяющуюся систему мы называем обществом, и она всегда меняется [1] . Общество существует только там, где социальные существа «ведут себя» по отношению друг к другу способами, определяемыми их признанием друг друга.
Общество, не ограниченное человеком [2] . Должно быть ясно, что общество не ограничивается людьми. Есть много степеней обществ животных, вероятно, муравьи, пчелы, шершни известны большинству школьников. Утверждалось, что везде, где есть жизнь, есть и общество, потому что жизнь означает наследственность и, насколько нам известно, может возникнуть только из и в присутствии другой жизни. Все высшие животные, по крайней мере, имеют вполне определенное общество, вытекающее из требований их природы и условий сохранения их вида [3]. В обществе каждый член чего-то ищет и что-то дает. Общество также может состоять из единомышленников, руководствующихся своими нормами и ценностями, причем в доминирующем, большом обществе; общество можно представить как экономическую, социальную или промышленную инфраструктуру, состоящую из разнообразного набора людей. Наконец, можно сказать, что слово «общество» может относиться и к организованному добровольному объединению людей в религиозных, благотворительных, культурных, научных, политических, патриотических или иных целях [4] . Общество универсально и всепроникающе и не имеет определенных границ или установленных пределов. Общество есть совокупность индивидов, объединенных определенными отношениями или способами поведения, которые отличают их от других, не вступающих в эти отношения или отличающихся от них поведением. Таким образом, мы можем заключить, что общество представляет собой весь комплекс социального поведения и сеть социальных отношений [5] .
3. Природа общества: [6]
Общество — это абстрактный термин, обозначающий комплекс взаимоотношений, существующих между членами группы. Общество существует везде, где есть хорошие или плохие, правильные или неправильные отношения между людьми. Эти общественные отношения неочевидны, они не имеют никакой конкретной формы, а потому общество абстрактно. Общество — это не группа людей; по существу оно означает состояние или условие, отношение и, следовательно, обязательно является абстракцией. Общество – это организация отношений. Это совокупность человеческих взаимоотношений. Он включает в себя весь спектр человеческих отношений. Социальные отношения неизменно имеют физический элемент, который принимает форму осознания чужого присутствия, общей цели или общего интереса [7] . Теперь мы можем сказать, что общество есть сам союз, организация, сумма формальных отношений, в которых связываются объединяющиеся индивиды. Общества состоят во взаимодействии и взаимоотношении индивидов и структуры, образуемой их отношениями.
4. Социальная жизнь
Как человек человек не может жить без общения. Итак, жизнь человека — это в огромной степени групповая жизнь. Потому что индивиды не могут быть поняты вне их отношений друг к другу; отношения не могут быть поняты отдельно от единиц (или терминов) отношений. Человеку общества может помочь понимание, скажем, нейронов и синапсов, но его поисками остается анализ социальных отношений [8]. Роль общественной жизни проясняется, когда мы рассматриваем процесс их развития в жизни индивидуума. Кант [9Я думал, что именно антагонизм служит пробуждению в человеке способности преодолевать свою инертность и в поисках силы завоевывать себе место среди своих собратьев, «с которыми он вообще не может жить». Без этого сопротивления, злобного соперничества тщеславия, ненасытной жажды наживы и власти естественные способности человечества дремали бы неразвитыми[10].
Социальная жизнь представляет собой сочетание различных компонентов, таких как деятельность, люди и места. В то время как все эти компоненты необходимы для определения социальной жизни, природа каждого компонента различна для каждого человека и может меняться для каждого человека под воздействием различных внешних воздействий. В самом деле, сложная общественная жизнь наших дней — его поступки, даже его мысли и чувства — в значительной степени зависят от общественной жизни, которая окружает его как атмосфера [11]. Это правда, что человеческое достижение отмечено его способностью делать, причем в большей степени, чем любое другое животное. Везде есть общественная жизнь, устанавливающая ограничения и преимущественно влияющая на индивидуальное действие. В правительстве, в религии, в промышленности, в образовании, в семейных ассоциациях — во всем, что строит современную жизнь, люди сотрудничают. Потому что они работают вместе, объединяются и организуются для конкретных целей, так что ни один человек не живет для себя. Это единство усилий и состоит в том, чтобы сделать общество [12] .
Существуют различные виды социальной жизни, и они зависят от различных факторов. Есть также более неотложные вещи, которые могут влиять на повседневную социальную жизнь человека. Наличие друзей и/или свиданий, текущий денежный поток, личное расписание, недавние положительные отзывы о ресторанах и, возможно, публикация на Perez Hilton о том, где тусуются знаменитости, — все это может определить, с кем вы взаимодействуете, характер деятельности, как часто вы общаетесь. и где такая общественная деятельность имеет место [13] . Эти типы факторов социальной жизни являются нормальными и для нормальных людей. Тем не менее, социальная жизнь зависит от разных вещей, таких как: а) политическая жизнь; б) экономическая жизнь; в) добровольные объединения; г) Образовательные ассоциации; д) способы связи и; е) Семья [14] .
Однако я пришел к выводу, что моя общественная жизнь или, по крайней мере, то небольшое количество выходов в свет, которое считается «социальным», полностью определяется вещами, которые не должны иметь ничего общего с определением социальной жизни человека.
5. Человек – общественное животное
Хотя точных сведений о точном происхождении общества нет, общепризнанным фактом является то, что человек живет в обществе с незапамятных времен. Давным-давно Аристотель сказал, что «человек по своей природе является общественным животным». Он не может жить без общества, если он это делает; он либо зверь, либо бог. Человек должен жить в обществе для своего существования и благополучия. Почти во всех аспектах своей жизни он чувствует нужду общества. Биологически и психологически он вынужден жить в обществе.
Человек никогда не сможет развить свою личность, язык, культуру и «внутреннюю глубину», живя вне общества. Суть дела в том, что человек всегда принадлежал к какому-то обществу, без которого человек вообще не может существовать. Общество удовлетворяет все его потребности и обеспечивает безопасность. Каждый человек родился, растет, живет и умирает в обществе. Без общества человеческая жизнь похожа на рыбу, вытащенную из воды. Следовательно, между человеком и обществом существует очень много близких отношений. И то, и другое тесно взаимосвязано, взаимосвязано и взаимозависимо. Отношения между ними носят двусторонний характер. Но эта тесная связь между человеком и обществом поднимает один из важнейших вопросов, а именно: в каком смысле человек есть общественное животное? Без сомнения, Аристотель сказал это давным-давно. Однако человек является социальным животным главным образом по следующим трем причинам:
5. 1. Человек по своей природе является социальным животным
Человек является социальным животным, потому что таковым его делает его природа. Социальность или общительность — его естественный инстинкт. Он не может не жить в обществе. Все его человеческие качества, такие как: думать, исследовать, изучать язык, играть и работать, развились только в человеческом обществе. Все это развивалось через взаимодействие с другими. Человек не может быть нормальным существом в изоляции. Его природа заставляет его жить со своими собратьями. Он не может позволить себе жить один. Известный социолог Макивер привел три случая, когда младенцев изолировали от всех социальных отношений, чтобы они могли экспериментировать с социальной природой человека.
Первый случай касался Каспера Хаузера, который с детства до семнадцати лет воспитывался в лесах Нюрнберга. В его случае было обнаружено, что в возрасте семнадцати лет он едва мог ходить, имел ум младенца и бормотал лишь несколько бессмысленных фраз. Несмотря на свое последующее образование, он так и не смог стать нормальным человеком.
Второй случай касался двух индуистских детей, которые в 1920 году были обнаружены в волчьем логове. Один из детей умер вскоре после обнаружения. Другой мог ходить только на четвереньках, не обладал языком, кроме волчьего рычания. Она стеснялась людей и боялась их. Только после тщательного и чуткого обучения она смогла научиться некоторым социальным привычкам.
Третий случай касался Анны, незаконнорожденного американского ребенка, которого поместили в комнату в возрасте шести месяцев и обнаружили пять лет спустя. При обнаружении выяснилось, что она не могла ходить и говорить и была равнодушна к окружающим ее людям.
Все вышеперечисленные случаи доказывают, что человек по своей природе социален. Человеческая природа развивается в человеке только тогда, когда он живет в обществе, только тогда, когда он делится со своими собратьями, начинается совместная жизнь. Общество есть то, что удовлетворяет насущную потребность в конституции человека, а не что-то случайно добавленное или наложенное на человеческую природу. Он знает себя и своих собратьев в рамках общества. Действительно, человек по своей природе социален. Социальная природа не накладывается на него и не прибавляется к нему, а является врожденной.
5.2. Необходимость делает человека общественным животным
Человек — социальное животное не только по природе, но и по необходимости. Говорят, что нужды и нужды делают человека социальным. У человека много потребностей и потребностей. Из этих различных потребностей социальные, умственные и физические потребности очень важны и нуждаются в удовлетворении. Он не может удовлетворить эти потребности, не живя в обществе.
Все его нужды и потребности заставляют его жить в обществе. Многие из его нужд и потребностей останутся неудовлетворенными без сотрудничества с его собратьями. Его потребности в психологической безопасности, социальном признании, любви и самореализации реализуются только в ходе жизни в обществе. Его выживание полностью зависит от существования общества. Человеческий младенец воспитывается под опекой своих родителей и членов семьи.
Он не прожил бы и дня без поддержки общества. Все его основные потребности, такие как пища, одежда, кров, здоровье и образование, удовлетворяются только в рамках общества. Он также нуждается в обществе для своего социального и умственного развития. Его потребность в самосохранении заставляет его жить в обществе. Индивид также удовлетворяет свои сексуальные потребности социально приемлемым в обществе способом.
Чтобы выполнить свою задачу безопасности в старости человек живет в обществе. Точно так же беспомощность во время рождения заставляет его жить в обществе. Потребность в пище, крове, тепле и ласке заставляет его жить в обществе. Таким образом, для удовлетворения человеческих потребностей человек живет в обществе. Отсюда верно и то, что не только для природы, но и для удовлетворения своих нужд и потребностей человек живет в обществе.
5.3. Человек живет в обществе для своего умственного и интеллектуального развития
Это еще одна причина, по которой человек является социальным животным. Общество не только удовлетворяет его физические потребности и определяет его социальную природу, но и определяет его личность и направляет ход развития человеческого разума.
Развитие человеческого разума и личности возможно только в обществе. Общество формирует наши взгляды, убеждения, мораль, идеалы и тем самым формирует индивидуальную личность. С течением жизни и с процессом социализации личность человека развивается, и он становится полноценной личностью. Человек обретает самость или личность, только живя в обществе. От рождения до смерти человек приобретает различные социальные качества посредством социального взаимодействия со своими собратьями, что формирует его личность. Индивидуальный разум без общества остается неразвитым на младенческой стадии. Культурное наследие определяет личность человека, формируя его взгляды, убеждения, мораль и идеалы. С помощью социального наследия раскрываются врожденные возможности человека.
Таким образом, из приведенного выше рассуждения мы заключаем, что Человек является общественным животным. Его природа и потребности делают его социальным существом. Он также зависит от общества, чтобы быть человеком. Он обретает личность в обществе. Между индивидуумом и обществом существует очень тесная связь, такая же, как между клетками и телом.
6. Отношения между личностью и обществом
Человек не может выжить без общества, а общества не могут существовать без членов. Тем не менее могут быть конфликты между личностью и обществом; можно представить себе, что социальные системы функционируют лучше, когда они имеют значительный контроль над своими отдельными членами, но это смешанное благо для членов системы. Точно так же может ли конкуренция с другими обществами укреплять социальную систему, изматывая при этом ее составляющих членов? Эту мысль высказал Руссо (1769 г.), который считал, что мы жили лучше в первозданном естественном состоянии, чем в условиях цивилизации, и который по этой причине относился к классической греческой цивилизации менее позитивно, чем его современники. Отношения между личностью и обществом представляют собой интересную и в то же время сложную проблему. Можно сказать более или менее, что до сих пор он бросал вызов всем решениям. Ни один социолог не смог дать
решение отношения между ними, которое было бы полностью удовлетворительным и убедительным за счет уменьшения конфликта
между двумя до минимума и показывая способ, которым оба будут способствовать здоровому росту друг друга. Аристотель рассматривал личность только с точки зрения государства и хочет, чтобы личность вписывалась в механизм государства и общества. Совершенно очевидно, что отношения между личностью и обществом очень близки. Итак, мы обсудим здесь три модели Ролза отношения между индивидуумом и обществом:
6.1. Утилитаризм
Первая модель — это изложение Ролзом позиций классического утилитаризма. Его самый убедительный аргумент против утилитаристской позиции состоит в том, что она объединяет систему желаний всех людей и приходит к благу для общества, рассматривая его как один большой индивидуальный выбор. Это подведение итогов над полем индивидуальных желаний. Утилитаризм часто называют индивидуалистическим, но Ролз убедительно доказывает, что классическая утилитаристская позиция не принимает всерьез множественность и индивидуальность индивидов [15]. Он применяет к обществу принцип выбора для одного человека. Ролз также отмечает, что понятие идеального наблюдателя или беспристрастного сочувствующего зрителя тесно связано с этой классической утилитаристской позицией. Только с точки зрения такого гипотетического симпатичного идеального человека различные индивидуальные интересы могут быть суммированы во всем обществе [16]. Представленная здесь парадигма, отвергнутая Ролзом, представляет собой парадигму, в которой интересы общества рассматриваются как интересы одного человека. Множественность игнорируется, а желания людей смешиваются. Напряжение между личностью и обществом разрешается путем подчинения личности социальной сумме. Социальный порядок понимается как единство. Принципы индивидуального выбора, вытекающие из опыта самости как единства, применяются к обществу в целом. Ролз справедливо отвергает эту позицию как неспособную объяснить справедливость, за исключением, может быть, какого-то административного решения, согласно которому желательно, чтобы в целом люди давали какой-то минимальный уровень свободы и счастья. Но отдельные лица не входят в теоретическую позицию. Они просто источники или направления, из которых черпаются желания.
6.2. Справедливость как справедливость
Вторая парадигма характеризует исходное положение. Уже высказывалось предположение, что это картина совокупности индивидов, взаимно незаинтересованных и мыслимых прежде всего как воля. Хотя они не обязательно эгоистичны, каждый из них выбирает свои интересы. У них свои планы на жизнь. Они сосуществуют на одной географической территории и имеют примерно схожие потребности и интересы, так что между ними возможно взаимовыгодное сотрудничество.
Я подчеркну этот аспект обстоятельств справедливости, предполагая, что стороны не заинтересованы в интересах друг друга . .. Таким образом, вкратце можно сказать, что обстоятельства справедливости возникают всякий раз, когда взаимно незаинтересованные лица выдвигают противоречивые требования. к разделу социальных благ в условиях умеренного дефицита [17] .
Здесь напряжение между индивидуумом и обществом разрешается в пользу множественности, совокупности незаинтересованных индивидов, занимающих одно и то же пространство в одно и то же время. Он решается в пользу множественного числа, отказываясь при этом от любого социального единства, которое могло бы быть достигнуто. Классическая утилитаристская модель и первоначальная позиция, набросанная Ролзом, обеспечивают парадигмы для двух полярных способов, которыми может быть разрешено противоречие между множественностью индивидов и единством социальной структуры. Одна резолюция выступает за единство, а другая за множественность.
6.3. Идея социального союза
Третья парадигма включена в обсуждение Ролзом соответствия справедливости и добра и проблемы стабильности. Оно описывается как благо, как цель сама по себе, которая является общей целью. Эта парадигма отличается как от комплексного применения ко всему обществу принципа выбора для одного человека, так и от концепции общества как совокупности взаимно незаинтересованных индивидов. Идея социального союза описана в противопоставлении идее частного общества. Частное общество по существу является второй моделью, реализованной в реальном мире. Это проистекает из рассмотрения условий исходного положения как описания социального порядка. В противовес этому понятию частного общества Ролз предлагает свою идею социального союза [18]. В ней общие конечные цели и ценятся общественные институты.
6.4. Маркс и Энгельс об отношениях между индивидуумами и обществом
Непосредственные разработки Маркса и Энгельса об отношениях между индивидуальными действиями и социальными процессами можно разделить на три категории для целей обсуждения: 1) общие утверждения о диалектических отношениях между ними и историчность человеческой природы; 2) конкретные описания — часто гневные, иногда сатирические — влияния на людей их особого отношения к производственному процессу и рассмотрение в качестве основной проблемы «отчуждения» или «отчуждения»; 3) анализ сознания с особым вниманием к всепроникающей силе товарного фетишизма в классовом обществе [19]. ].
Кроме того, отношения между личностью и обществом можно рассматривать еще с трех точек зрения: функционалистской, интеракционистской и культурно-личностной.
6.4.1. Функционалистский взгляд: как общество влияет на человека?
Каковы отношения между личностью и обществом? Функционалисты считают личность сформированной обществом под влиянием таких институтов, как семья, школа и рабочее место. Ранние социологи, такие как Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм и даже Карл Маркс, были функционалистами и рассматривали общество как существующее отдельно от индивидуума. Для Дюркгейма общество — это реальность; это первое по происхождению и важности для человека. Углубленное обсуждение Дюркгеймом коллективного сознания показало, каким образом социальные взаимодействия и отношения и, в конечном счете, общество влияют на установки, идеи и чувства индивидуума. Он использовал свою теорию «коллективного представительства» для объяснения явлений религии, самоубийства и концепции социальной солидарности. В отличие от Огюста Конта (известного как отец социологии), который рассматривал индивидуума как простую абстракцию, Дюркгейм придерживался несколько более существенной позиции, согласно которой индивид был получателем группового влияния и социального наследия. В социологическом кругу это был «насущный вопрос» (индивидуум против общества) дня [20] .
Значение общества в формировании личности человека ясно видно на примере изолированных и диких детей (детей, выросших в компании животных, таких как медведи и волки). Упомянутые ранее исследования одичавших детей ясно продемонстрировали важность социального взаимодействия и человеческих ассоциаций в развитии личности.
6.4.2. Интеракционистский взгляд: как устроено общество?
Как человек помогает в построении общества? Для интеракционистов именно взаимодействие людей формирует общество. Главным сторонником этого подхода был Макс Вебер (теоретик социального действия), который сказал, что общество построено из интерпретаций индивидуумов. Структуралисты (или функционалисты) склонны подходить к отношениям Я (индивидуума) и общества с точки зрения влияния общества на индивида. Интеракционисты, с другой стороны, склонны работать от себя (индивидуума) «вовне», подчеркивая, что люди создают общество.
Выдающийся теоретик прошлого века Талкотт Парсонс разработал общую теорию изучения общества, названную теорией действия, основанную на методологическом принципе волюнтаризма и эпистемологическом принципе аналитического реализма. Теория пыталась установить баланс между двумя основными методологическими традициями: утилитарно-позитивистской и герменевтико-идеалистической. Для Парсонса волюнтаризм установил третью альтернативу между этими двумя. Парсонс представил больше, чем теорию общества, теорию социальной эволюции и конкретную интерпретацию «побуждений» и направлений мировой истории. Он добавил, что структура общества, определяющая роли и нормы, и культурная система, определяющая высшие ценности, являются конечными. Его теория подверглась резкой критике со стороны Джорджа Хоманса. В своем президентском обращении, «возвращая человека обратно», Хоманс вновь установил необходимость изучения индивидуальных социальных взаимодействий, строительных блоков общества. Недавно известный теоретик Энтони Гидденс не принял идею некоторых социологов о том, что общество существует помимо индивидуумов. Он утверждает: «Человеческие действия и их реакции являются единственной реальностью, и мы не можем рассматривать общества или системы как имеющие существование помимо индивидуумов». [21] .
6.4.3. Культура и взгляд на личность: как личность и общество влияют друг на друга? Или как взаимодействуют личность и общество?
Оба приведенных выше представления неполны. На самом деле не общество или индивидуум, а общество и индивидуум помогают понять реальность в целом. Крайний взгляд на личность или общество уже давно отброшен. Социологи от Кули до наших дней признавали, что ни общество, ни личность не могут существовать друг без друга. Эта точка зрения была сформулирована в основном Маргарет Мид, Кардинер и др. , которые утверждали, что культура общества влияет на личность (индивида), а личность, в свою очередь, способствует формированию культуры общества. Эти антропологи изучали, как общество формирует или контролирует людей и как, в свою очередь, люди создают и изменяют общество. Таким образом, в заключение можно констатировать, что отношения между обществом и личностью не являются односторонними. Оба необходимы для понимания любого из них. Оба идут рука об руку, каждый существенно зависит от другого. Оба взаимозависимы друг от друга.
Человек должен подчиняться обществу и должен жертвовать своим благополучием за счет общества. Оба эти взгляда являются крайними, которые рассматривают отношения между личностью и обществом лишь с одной или с другой стороны. Но ведь не все гармонично между личностью и обществом. Индивид и общество взаимодействуют друг с другом и зависят друг от друга. Социальная интеграция никогда не бывает полной и гармоничной.
7. Заключение
Благополучие наций может достигаться за счет благополучия их граждан, и это, похоже, случалось в прошлом. Но в современных условиях такого конфликта нет. Общество и личность становятся взаимозависимыми, ответственными и взаимодополняющими. В результате общество хорошо развивается с минимально возможными ограничениями для личности. Очень широкий размах отводится естественному развитию энергий личности таким образом, что в конце концов. Общество выиграет от этого лучше всех. В то время как общество извлекает наибольшую выгоду из правильно использованной и развитой энергии индивидуумов, предпринимается попытка увидеть, что нормальные, а иногда даже ненормальные слабости индивидуумов имеют наименьшее возможное влияние на общество. Дух служения и долга перед обществом является идеалом личности, а дух терпимости, широты взглядов и безопасности личности является заботой общества. Не существует жесткого правила для развития личности по определенному образцу, соответствующему правилам общества. Общество требует больших жертв от своих великих индивидуумов, в то время как плоды труда всех предназначены в равной степени для всех. Общее правило таково: чем выше статус и культура личности, тем меньше у нее прав и больше обязанностей. Социологи искренне стараются свести к минимуму столкновение между личностью и обществом, чтобы и у личности, и у общества было меньше психологических проблем. Врожденные способности, энергии и слабости индивидуума должным образом принимаются во внимание, и развитие отношений между ними делается настолько естественным, насколько это возможно. При должном уважении к человеческим ценностям и идеализму развитие отношений между ними носит более или менее философский характер.
Ссылки
- MacIver and Page (1965) Общество. Macmillan and Company, Лондон, 5-6.
- Зеленый А.В. (1968) Социология: анализ жизни в современном обществе. McGraw Hill Book Company, New York, 10-14.
- Horton, P.B. и Хант, К.Л. (1964) Социология. McGraw Hill Book Company, New York, 67.
- Ленски Г., Нолан П. и Ленски Дж. (1995) Человеческие общества: введение в макросоциологию. McGraw-Hill, Boston, 11.
- Марьянски, А. и Тернер, Дж.Х. (1992) Социальная клетка, человеческая природа и эволюция общества. Stanford University Press, Redwood City, 119.
- Цитируется по Ritzer, G. (1993) Макдональдизация общества. Pine Forge Press, Thousand Oaks, 39.
- MacIver and Page (1965) Society, op., cit., 21-23.
- Сандерсон, С.К. (1995) Социальная трансформация. Блэки Пресс, Нью-Йорк, 110.
- Боттомор, Т.Б. (1979) Социология. George Allen & Unwine Ltd., Лондон, 19–27.
- Там же, 13-17.
- Хьюберт, Л. (1972) Критика искусственного разума. Harpen & Row, New York, 139.
- Hampshire, S. (1972) Новая философия справедливого общества. The New York Review of Books & Company, Нью-Йорк, стр. 34–39.
- Гидденс, А. (2009) Социология. 6-е издание, Wiley India Pvt. Ltd., Нью-Дели, 329-331.
- Абрахамсон М. (1988) Социологическая теория. Prentice Hall Ltd., Лондон, 15–19.
- Цитируется по Nagel, T. (1973) Rawls on Justice. Издательство Гарвардского университета, Кембридж, 27.
- Ролз, Дж. (1958) Справедливость и справедливость, The Philosophical Review. Penguine Press, New York, 184.
- Ibid., 128.
- Цитируется по Nagel, T. (1973) Rawls on Justice, op., cit., 329.
- Giddens, A. (2009) Sociology. 6th Edition, op., cit., 87.
- Абрахамсон, М. (1988) Sociological Theory, op., cit., 19.
- Hauser, A. (1982) The Sociology of Art. Рутледж и Кеган Пол, Лондон, стр. 43–46.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Автор, ответственный за переписку.
Человек как социальное животное
12 марта 2012 г. 19:47 ISTОбновлено: 12 марта 2012 г. 19:47 IST
Социология – это наука об обществе с различными областями специализации. Исследования в этой дисциплине в основном основаны на опыте или экспериментах, а не на теориях.
Социология – это наука об обществе с различными областями специализации.
Исследования в этой дисциплине в основном основаны на опыте или экспериментах, а не на теориях.Существует распространенное заблуждение, что исследования ограничиваются наукой и технологиями. Даже студенты, изучающие гуманитарные науки, часто не знают о богатых возможностях для исследований в выбранной ими дисциплине. У нас есть несколько институтов, которые предлагают возможности для исследований в области социальных наук.
Легендарный греческий философ Аристотель сказал: «Человек по своей природе является общественным животным; индивидуум, асоциальный по своей природе, а не случайно, либо недостоин нашего внимания, либо более чем человек. Общество есть то, что предшествует личности».
Человек не может жить один. Он должен удовлетворять определенные естественные основные потребности, чтобы выжить. Он должен вступать в отношения со своими ближними, чтобы жить жизнью. Ни один человек не может разорвать оковы взаимной зависимости. Это начинается, возможно, между эмбрионом и матерью и продолжается до его последнего вздоха. Потребность эмбриона может быть больше физической, чем умственной, но потребность матери — наоборот.
«Общество дружбы и любви / Божественно дарованное человеку», — пел Уильям Каупер, изображая муки одиночества Александра Селкирка, который долгие годы находился на необитаемом острове.
Что такое социология?
Социология — наука об обществе. Джон Стюарт Милль предложил слово «этология». Герберт Спенсер разработал свое систематическое исследование общества и принял слово «социология». Огюст Комет (1798-1857), французский мыслитель-позитивист, считающийся отцом-основателем социологии, определяет ее как науку о социальных явлениях, «подчиненных естественным и неизменным законам, открытие которых является предметом исследования». Социологию по-разному определяют как науку о социальных институтах, науку о социальных отношениях, науку о социальных явлениях, изучение систем социального действия и их взаимосвязей и так далее.
Независимо от того, какое определение мы примем, социология использует разнообразные инструменты исследования и систематического анализа, сосредотачиваясь на социальной деятельности на микро- и макроуровнях. Используемые методы могут быть количественными, качественными или и теми, и другими. Конечной целью таких исследований часто является применение принципов обеспечения благосостояния людей. Расслоение общества, раса, класс, каста, религия, пол, культура, язык, условности, нормы, девиантность (поведение, нарушающее социальные нормы), преступление и наказание, здоровье, бедность, структура семьи и социальная мобильность — вот некоторые из проблем. социологии.
Существуют различные области специализации и исследования в социологии, такие как социальные изменения, социальная стратификация, социальные движения, межэтнические отношения, социология образования, отсталые классы, кастовая система, расовые отношения, борьба с бедностью, клиническая социология, социология коммуникации , социология девиантности, преступности несовершеннолетних, промышленная социология, социальная психология, социология права, социология здоровья, экологическая социология, военная социология, социология миграции, жестокое обращение с супругом, жестокое обращение с детьми, инвалидность и общество, наркомания, алкоголизм и семейная жизнь, гендерное неравенство, право и управление, кризис идентичности, политика и общество, международная социальная политика и демография.
Подходы
Исследования в этой области в основном основаны на опыте или экспериментах, а не на теориях. Другими словами, исследования основаны на эмпирических данных. Они могут проверить и подтвердить соответствующие теории. У нас может быть обоснованное предположение о возможных отношениях. Должен быть обширный сбор данных, подкрепленный тщательным наблюдением.
Могут проводиться подробные опросы с использованием письменных анкет или серии устных интервью. В некоторых случаях также можно использовать изучение соответствующих записей или статистических данных, подготовленных государственными ведомствами или надежными частными агентствами. Эксперименты с последующим статистическим анализом данных необходимы для оценки степени социальных изменений и установления корреляций. Меры социальной коррекции могут быть разработаны на основе результатов таких исследований и оценок. Достоверность и надежность результатов, естественно, будут зависеть от добросовестного сбора данных. В отличие от исследований в области естественных наук, могут быть неэтичные попытки со стороны корыстных интересов повлиять на манипулирование данными и сделать искаженные выводы. Настоящие исследователи должны опасаться этой ловушки, которая может дискредитировать их самоотверженные усилия по поиску истины.
Социальная работа
Социология и социальная работа отличаются друг от друга, хотя есть области пересечения. Они являются отдельными полями сами по себе. Мы видели разные определения социологии. Социальная работа связана с облегчением проблем людей в обществе. Социолога будет интересовать не только судьба бедняка, но и то, как бедность влияет на общество в целом. Социальная работа направлена на помощь отдельным лицам, группам или сообществам. Он также может попытаться внести изменения в политику, направленную на благосостояние общества.
Социальная работа будет включать применение различных дисциплин, таких как социология, экономика, психология, образование, общественное здравоохранение, развитие, криминология и так далее.