Распознать по картинке. Что могут рассказать о человеке его рисунки? | Психология жизни | Здоровье
Рисование — одна из психотерапевтических практик. Есть целое направление — арт-терапия. Психологи же отмечают, что картины и картинки — это еще и мощный диагностический инструмент в руках специалиста. Ведь по определенным методикам специалисты выясняют о своем пациенте буквально все, даже то, что спрятано глубоко внутри.
О том, что может узнать психолог по картинам и картинкам о человека, АиФ.ru рассказал кандидат психологических наук, психоаналитик, клинический психолог высшей категории, доцент Алексей Мелехин.
Суть методики
Такие тесты по картинкам называются проективными, раньше назывались прожективными, отмечает психоаналитик. «В основе их лежит такая вещь, как проекция, она же является основным их механизмом. Человек при восприятии какой-то определенной картинки волей-неволей начинает говорить больше, чем он хотел бы говорить. Он начинает озвучивать какие-то переживания, какие-то ассоциации, какие-то означающие, которые говорят о его психическом самочувствии», — говорит Алексей Мелехин. Среди примеров таких методик — тест Роршаха, тематические тесты и другие.
В основе такого варианта диагностики лежит необходимость при предъявлении какой-то картинки сказать первое, что приходит на ум. Иногда просят составить рассказ об изображении. Вот такие два варианта диагностики.
«Есть и рисуночные тесты. Они тоже бывают разными. Чаще их предлагают детям, можно даже использовать у подростков. С их помощью можно посмотреть на то, какие переживания испытывает человек, каковы особенности психической организации внутреннего мира ребенка», — говорит психоаналитик.
У детей, отмечает Алексей Мелехин, часто используют такие варианты тестов, как несуществующее животное. Это когда просят нарисовать животное, которого нет, и назвать его как-нибудь. На что это направлено? «Такой тест предлагают не только детям, но иногда и взрослым. С его помощью можно выявить, что происходит с самим человеком, от чего он защищается, благополучно ли он себя чувствует, например, по тому, как он будет рисовать животное и какое название ему даст», — говорит психоаналитик.
Самым первым проективным тестом, говорит Алексей Мелехин, был рисунок человека, когда просили нарисовать человека. «И тут уже интересно посмотреть, какого он пола будет, как его расположат на бумаге, каким будет нажим на карандаш — анализируется целый спектр. То есть рисунок человека рассказывает, что происходит с пациентом», — говорит Алексей Мелехин.
Еще один распространенный тест — «моя семья». Детей могут попросить нарисовать семью животных. У взрослых обычно просто просят изобразить семью. «Тут мы видим, как человек располагает себя, есть ли он вообще на этой картинке, кто вообще в его представлении входит в семью, как герои расположены — слева или справа, мы это все смотрим, все это важно», — говорит Алексей Мелехин. Тут очень важный нюанс — мало нарисовать, надо еще и рассказать. Аналогия как со сновидениями, говорит специалист. «Почему следует рассказать о том, что видно? Потому что в момент рассказа раскрываются тонкости. Эти рисуночные тесты пришли из психоанализа, и они позволяют просто посмотреть специфику внутреннего мира человека на данный момент», — говорит Алексей Мелехин.
Интерпретация результата
Конечно же, у специалистов есть немало вариантов оценки рисунка. «Вообще, мы не оцениваем с точки зрения „хорошо“ или „плохо“. Эти тесты интересны тем, что они передают структуру психического. То есть вы видите, как все соткано: какие у человека страхи, какие есть тревоги. Он передает все это с помощью нажима, каких-то линий, фигур. То, что он боится озвучить словами, он изображает на бумаге», — говорит психоаналитик.
Есть две школы, которые поясняют, как интерпретировать результаты рисунков при диагностике по картинам. Первая подарила специалистам четкие алгоритмы и специальные протоколы, используя которые специалисты могут определять, что означает рисунок, анализируется каждая деталь, говорит Алексей Мелехин. Другая школа говорит, что интереснее то, что человек говорит, а не просто рисует. Ведь проективный рисунок снимает ряд барьеров, и человек начинает говорить больше, чем намеревался сказать. «Особенно такое актуально для детей. Когда ребенок приходит и не может рассказать, что с ним, он начинает рисовать и рассказывать, проговаривает, что с ним происходит, особенно какие-то страхи, переживания», — говорит психоаналитик.
Также к проективным методикам можно отнести и лепку. Проективные методики хорошо работают в ситуациях, когда надо продиагностировать людей в тяжелых ситуациях. «Они используются, когда надо помочь человеку, например, в шоковом состоянии, посттравматическом состоянии, в период какой-то меланхолии, потери, когда кого-то потерял, с кем-то расстался, такие тесты помогают извлечь и проработать», — подчеркивает психоаналитик Мелехин.
Стоит ли самостоятельно интерпретировать?
Как отмечает специалист, такие тесты на картинках можно использовать для себя, просто нарисовать — они все доступны в интернете. Однако стоит понимать, что с ними делать дальше. Ведь обязательно нужен кто-то, кто сможет их интерпретировать правильно, потому что сможет задать подходящие вопросы по поводу рисунка.
«Стоит понимать, что проективные тесты могут оказаться опасными. Обычный тестик с перечислением вариантов ответов можно пройти, а проективный — это как хирургический скальпель, можно неаккуратным действием что-то такое у человека выцепить, что потом будет тревожить, появится плохой сон. Иногда можно что-то такое извлечь, что будет болезненно для человека», — говорит Алексей Мелехин.
И уж тем более не стоит заниматься самодиагностикой и лечением тем, у кого есть какие-то психиатрические или психологические заболевания — все метолы диагностики и терапии должен назначать только врач.
Кому подходят такие тесты?
Психологи точно знают, кому такие тесты подходят лучше всего. «Если человек неговорящий. Вот он приходит на прием, у него льются слезы, он не понимает, что с ним происходит, но при этом на заполнение тестов не соглашается, считая их ерундой. Также человек может быть закрытым, не особо верящим в психологическую помощь. И чтобы растопить лед, чтобы человек начал доверять, особенно при депрессиях такое хорошо идет, стоит использовать рисуночные тесты», — говорит Алексей Мелехин.
Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом
Методика «Рисунок человека» — отличный способ узнать ребёнка получше
Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на альбомном листе.
1 Описание проективной рисуночной методики К. Маховер
2 Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»
3 Обработка и интерпретация результата теста
3.1 Возрастные особенности
3.2 Размер и положение
3.3 Общий анализ композиции
3.3.1 Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка
3.4 Части тела
3.5 Одежда и дополнительные элементы
3.6 Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Описание проективной рисуночной методики К. Маховер
Основой методики «Рисунок человека» стало тестирование Флоренс Гудинаф, именно на его основе Карин Маховер в 1946 году разработала рисуночный способ оценки личности и умственного развития пациента. Фигура человека, которую необходимо изобразить испытуемому, есть не что иное, как проекция побуждений, тревог, компенсаций того или иного индивида.
Проведение исследования связано с соотнесением изображения человека с разными значениями:
- представление о самом себе;
- отношение ребёнка к окружающим;
- проецирование на изображение своего идеала;
- отражение привычных действий.
Лёгкость применения методики, которая подходит для работы даже с совсем маленькими детьми (от трёх лет), сделала эту диагностику одной из востребованных среди педагогов и психологов. Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, но не запрещается использовать диагностику и для исследования особенностей детей старшего школьного возраста.
Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»
Рисунок выполняется испытуемым простым карандашом на обычном листе формата А4 вертикального расположения (допустимо использовать бумагу меньшего формата). Ребёнок может перевернуть лист и разместить его горизонтально, исследователь должен это подметить, но не поправлять действия тестируемого. Карандаш нужно предложить не очень жёсткий, оптимальная твёрдость — М и 2М.
Не запрещается детям пользоваться ластиком, но этот атрибут следует выбрать жёстким, тогда все стёртые линии будут различимы на листе, что пригодится педагогу при интерпретации рисунка.
Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Когда возникают вопросы-уточнения, то не следует их игнорировать, но и разъяснять подробным образом нежелательно. Лучше всего уклониться от прямого ответа, дав установку: «Рисуй любого». Если испытуемый совсем маленький, то можно немного «разжевать» инструкцию: «Нарисуй дяденьку как можно лучше». В случае нежелания ребёнка включаться в процесс необходимо мягко посоветовать ему хотя бы начать, убедить, что это интересно и увлекательно. Для сомневающихся в своих способностях детей подойдёт такая словесная конструкция: «Начинай рисование, и мы посмотрим, что у тебя получится. Мне интересны любые рисунки».
Подходящий вариант для анализа — изображение человека в полный рост, а не его портрет или бюстовый вариант. В ситуации с рисованием «неростового» персонажа нужно дать ребёнку ещё один шанс, предложив чистый лист бумаги и обозначив, что фигура должна быть представлена целиком.
После того как ребёнок справится с заданием, необходимо обсудить с ним изображение для получения дополнительной информации об объекте. Можно спросить у тестируемого:
- Какого человека он нарисовал (доброго, злого, смешного и так далее)?
- Что любит/не любит изображённый персонаж?
- Чем занимается и о чём мечтает?
- Какая профессия у человека?
Также можно побеседовать на следующие темы (применительно к изображённому персонажу):
- место проживания;
- наличие друзей;
- характер;
- возраст;
- здоровье.
Обсуждение получившегося рисунка — обязательный этап тестированияПолезной информацией для исследователя будет рассказ испытуемого о том, какие чувства он испытывает к нарисованному человеку, о ком думал ребёнок, когда работал над заданием, знаком ли ему этот персонаж.
Обработка и интерпретация результата теста
Возрастные особенности
Существуют нюансы, которые необходимо учитывать при анализе рисунка, чтобы не принять за отклонение от нормы возрастные особенности ребёнка:
- Для пятилетних детей характерно использование двойных контуров при прорисовывании конечностей; место прикрепления рук, как правило, — середина туловища. К шести годам дети уже осознанно рисуют конечности в верхней части торса обычными линиями.
- В пять лет малыш может проигнорировать второстепенные детали, такие как волосы, брови, ногти, ресницы и прочее. Дополнять ими образ человека дети начинают в шестилетнем возрасте, причём девочки чаще «выписывают» элементы лица.
- В старшем дошкольном возрасте у детей формируются понятия вертикального и горизонтального, поэтому нарисованный персонаж уже не парит в наклоне, как у маленьких детей, а занимает чёткое положение.
- Дети младшего школьного возраста (7–9 лет) переходят от схематичного рисования к более подробному и реалистичному (или же между этими двумя способами изображения соблюдается баланс). Чем старше становится ребёнок, тем менее примитивным должен становиться рисунок.
Размер и положение
Общий анализ композиции
Чтобы исключить признаки психологической патологии, нужно обратить внимание на основные моменты в изображении человека. Оценивая каждый пункт, исследователю следует добавлять по одному баллу за каждое соответствие, а затем сложить получившиеся результаты. Минимальные показатели, которые свидетельствуют о том, что ребёнок не имеет отклонений, таковы:
- для малыша 4–5 лет — 10 баллов;
- 6-ти — 14;
- 7-ми — 18;
- школьника 8 лет — 22;
- 9-ти — 26;
- десятилетнего и более взрослого ученика — 30 очков и больше.
Существуют некоторые детали, добавленные к нарисованному человеку, которые можно считать дополнительным бонусом при оценке умственного развития ребёнка — тросточка у пожилого человека, оружие у солдата, ранец у школьника, коньки у фигуриста и так далее. Эти элементы должны соответствовать созданному образу и не выбиваться из «темы» (неуместно ружье в руках милой принцессы, хоккейная клюшка у бабушки и прочее).
Некоторые неблагоприятные моменты развития личности ребёнка может усмотреть хороший специалист, если в рисунке человека:
- руки изображены с отсутствующими пальцами;
- кисти нарисованы в виде обрубков или варежек;
- не прорисованы глаза;
- в профильном изображении человека два глаза, а в анфас — один;
- нет никаких намёков на принадлежность человека к тому или иному полу;
- персонаж изображён без одежды;
- есть явные нарушения пропорций тела.
О негативных моментах в жизни ребёнка также говорит факт рисования и стирания всей фигуры человека или отдельных её фрагментов.
Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка
Список характеристик нарисованного человека для оценки
Части тела
Голова практически заменила туловище — это может быть свидетельством ослабленного интеллекта- Голова отражает область социальных контактов, самоконтроль. Если этой части и лбу уделено много внимания (ребёнок тщательно и долго по времени их рисовал), то это может быть показателем адаптационного неблагополучия в социальной среде. Об игнорировании умственной сферы говорит отсутствие лобной части. Взаимосвязь физического и духовного отражается на рисунке в пропорциях между телом и головой. Давление на психику, головные боли, ослабление интеллекта проявляются в изображении гипертрофированной головы. Если же она больше туловища, это означает стремление ребёнка к компенсации чего-то недостающего.
О нетерпении к другим людям, о поверхностных отношениях с близкими говорит тот факт, когда ребёнок рисует голову позднее всех остальных частей человека.
- Раннее сексуальное созревание девочек можно «прочитать», если нарисованный человек наделяется излишне пышной и красивой причёской, длинными и ниспадающими на плечи локонами. Акцент мальчиков на волосах можно расценивать как проявление мужественности.
- Черты лица, прорисованные слабо и без чётких линий, свидетельствуют о наличии конфликтов с окружающими, желании избежать этих проблем. Как правило, такие дети очень недоброжелательны по отношению к другим, постоянно ожидают подвоха со стороны. Враждебность и агрессия может быть буквально прорисована в лице персонажа — расширенные глаза, сильно сомкнутые верхняя и нижняя губа, раскрытый рот вкупе с неприятным оскалом. Здоровое самоуважение, внимательное отношение к своей персоне (в рамках нормы) выдают тщательно прорисованные черты. Если тестируемый закрашивает лицо, то это показатель утраты своего «я», отсутствие самоидентификации. Неблагоприятный признак — рисование морды животного, застывшей маски робота.
- Если подбородку уделяется много внимания, это означает боязнь ответственности, нерешительность ребёнка. Он может несколько раз исправлять, стирать эту часть, использовать для её изображения слишком толстые линии. Всё это свидетельствует о поиске компенсации волевых качеств.
- Интерпретацию бровей можно соотнести с расшифровкой изображения волосяной части головы: густые, взъерошенные — грубый, строптивый характер, несдержанность, импульсивность автора рисунка; аккуратные, приглаженные — символ спокойствия, повышенного внимания к себе; поднятые — высокомерие и надменность.
- Если уши прорисованы очень хорошо, то это отражение упрямого нрава, неумения прислушиваться к окружающим или, напротив, зависимость от чужого мнения, излишне внимательное отношение к замечаниям.
- Широко открытые глаза говорят о том, что автор такого рисунка любознателен; маленькие — ребёнок «смотрит» вглубь себя, он скрытен и сконцентрирован на собственных переживаниях. Тестируемый пытается отгородиться от всего, если на рисунке у человека глаза закрыты. Пустые глазницы или отсутствие зрачков свидетельствуют о том, что автор высокомерен. Желание понравиться другим легко распознать по очень красивым глазам, нарисованным с соблюдением симметрии. Много полезного можно увидеть и во взоре персонажа: прямой — открытость и общительность; скошенный взгляд — подозрительность, мнительность; пристальный — отражение агрессии.
- Открытый рот (особенно с прорисованными зубами) – явный признак наличия у ребёнка агрессивных настроений. Не всегда они носят прямой характер, в некоторых случаях это может свидетельствовать о потребности в защите. Выделение рта служит сигналом о подавленности, неумении действовать самостоятельно. Внутреннее напряжение испытуемый спроецирует, изобразив эту части лица одной линией.
- Дети, которые привыкли контролировать себя, нарисуют длинную шею, прямолинейные участники тестирования изобразят короткую. Если малыш «забыл» про эту часть тела, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок незрел в интеллектуальном плане.
- Общительный малыш обязательно нарисует руки, «готовые» для объятий, широко разведённые и немного отошедшие от контура фигуры. Замкнутый ребёнок «спрячет» конечности персонажа за спину или в карманы. Иногда о проблемах с общением говорят руки, прижатые к туловищу или повисшие вдоль тела. Согнутые или неловко вытянутые в стороны конечности — показатель неглубоких контактов с миром. Если же они пластичные и гибкие, то это знак коммуникабельности. Отсутствие ладоней свидетельствует о неверии в свои возможности, чувстве неполноценности. Об агрессивном настрое говорят длинные нарисованные пальцы с ногтями или кисти, сжатые в кулаки. Злобность ребёнка выражается также в поднятых или закрашенных конечностях, пальцах в виде когтей хищной птицы. Отсутствие рук может трактоваться по-разному: у дошкольников как робость, интеллектуальная незрелость, у детей младшего школьного возраста — чувство вины перед взрослыми за свою агрессию и враждебность. Слишком длинные конечности рисуют испытуемые с желанием контактировать с окружающими. Когда тестируемый прорисовывает мускулы на руках, это символизирует его «преклонение» перед авторитетом силы. Тонкие конечности изображают дети, которые адекватно оценивают своё физическое состояние.
- Когда хилый малыш рисует атлетическое тело, то таким образом он старается компенсировать свой не очень физически развитый торс. Если подобное изображает ребёнок с нормальным телосложением, то это проявление его внутренней силы, хорошо развитого эго. О прошлых переживаниях говорит слабое тело, нарисованное сильным пациентом. Некоторые дети уделяют внимание рисованию пупка: если так делает ребёнок дошкольного возраста, то это сигнализирует о его эгоцентризме; эту часть тела выводит младший школьник — можно судить о нём, как об инфантильном индивидууме, стремящемся уйти в свою «раковину». Форма тела прямоугольная, с обилием острых углов — символ мужественности, экспрессивности, избытка энергии автора рисунка; сглаженный контур — показатель спокойствия, уравновешенности. Очень неблагоприятное явление, свидетельствующее о психических отклонениях, — рисование внутренностей.
- Изображение коротких, слабых или заштрихованных ног свойственно детям, неуверенным в себе, слабым, с упадническими настроениями. Об этом также говорит отсутствие стоп. Пропорциональные и хорошо прорисованные ноги характеризуют автора как человека с устойчивой психикой. Дети, испытывающие чувство незащищённости, часто изображают маленькие ступни без должной опоры, словно парящие в пространстве. Это говорит об их несформированности как личности.
- Значимость изображения гениталий отметит каждый тестирующий специалист. Для детей это довольно необычное явление. В силу застенчивости, например, девочки могут рисовать сомкнутые руки внизу живота, прикрывающие интимные части тела. До двенадцатилетнего возраста (период скрытой сексуальности) испытуемые не изображают открыто пенис или вульву. Причины, подтолкнувшие ребёнка рисовать гениталии, могут быть вызваны операциями по удалению грыжи, обрезанием, случаями домогательства, ранним половым созреванием или повышенным интересом к соответствующим органам. Как правило, изображение этих частей тела психологи связывают с поведенческими отклонениями от нормы — агрессией, фобиями.
О спутанности, неопределённости собственной сексуальной роли говорит нарисованный человек противоположного пола. Или, как вариант, это может свидетельствовать о сильной привязанности и даже зависимости от родителя другого пола.
Одежда и дополнительные элементы
Возникновение вопросов об уместности на рисунке предметов гардероба говорит о наличии у ребёнка переживаний, связанных с телом. Излишнее внимание к подробностям в одежде свидетельствует о том, что испытуемому важен собственный внешний вид. Такие дети внешне вполне коммуникабельны, но это чаще связано с желанием услышать одобрение, похвалу, а не пообщаться.
Рисование пуговиц в виде закрашивания и надавливания может быть признаком инфантильности, зависимости и даже неадекватности. Эти же качества присущи детям, которые в одежде прорисовывают карманы.
Галстук — характерный признак сексуальности, он, как правило, чаще присутствует на рисунках мальчиков. Обычно этот атрибут рисуют дети в период полового созревания.
Не должны уйти от внимания специалистов детали, изображённые рядом с фигурой человека. Дети, хорошо умеющие налаживать контакты, рисуют солнце (часто с лучами, улыбкой). Штриховка этого элемента нетипична, этот признак, а также дождевые тучи могут быть свидетельством того, что в жизни малыша есть какие-то несчастья или тревога.
Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Такого человека нарисовал ребёнок дошкольного возрастаАнализируя этот рисунок, можно сделать следующие выводы:
- Испытуемый интеллектуально развит, об этом говорит хорошо прорисованная голова.
- Мальчик, изобразивший этого персонажа, достаточно мужественен (насколько можно таким быть в его возрасте), так как волосяная часть головы выделена чётко.
- О готовности к общению, позитивности и открытости говорят нарисованные черты лица: глаза большие, но не увеличенные, рот улыбается.
- Уши изображены, но скрыты за волосами — это значит, что мальчик адекватно и с должным вниманием относится к замечаниям.
- О стремлении к познанию нового, любознательности свидетельствуют глаза, обведённые несколько раз.
- Длинная шея говорит о том, что испытуемый контролирует свои эмоции. Его телесное и разумное начала находятся в гармонии.
- Об открытом нраве можно судить по рукам, разведённым в стороны, словно приготовленным к принятию других людей в свои объятия.
- Но к сожалению, этот ребёнок не всегда уверен в своих силах (символ этог — маленькие ладони на рисунке), хотя это можно списать на возраст малыша. О неверии в свои возможности говорят и заштрихованные ноги.
- Мальчик очень энергичный — это видно по телосложению в виде треугольника.
Методика «Рисунок человека» позволяет понять психологическое состояние тестируемого, особенности его отношений с окружающими, а также выявить возможные проблемы. Анализ результата поможет педагогу или психологу скорректировать работу с ребёнком, чтобы помочь избавиться от того, что мешает ему нормально развиваться.
Каталог арт-терапии: Рисование человеческих фигур
Рисунок человеческой фигуры (HFD) Ссылка: Koppitz, E. (1968). «Психологическая оценка детских рисунков человеческих фигур». Нью-Йорк: Grune & Stratton.
Цель: этот проективный рисунок используется в первую очередь для того, чтобы увидеть индикаторы, которые могут указывать на эмоциональные проблемы у детей. Оценка также имеет развивающий компонент, который предположительно указывает на уровень развития и интеллекта ребенка, хотя этот компонент эмпирически не доказан.
Возраст: 5-11 лет
Материалы: один чистый белый лист бумаги 8 ½ X 11 и карандаш №2 с ластиком.
Проведение: Оценщик дает ребенку лист бумаги и карандаш. «Нарисуй человека целиком. Это может быть любой человек, которого вы хотите нарисовать, просто убедитесь, что это цельный человек, а не фигурка из палочек или мультяшная фигурка». Ограничения по времени нет, но оценщик должен обратить внимание на количество использованного времени.
Запрос: Оценщик должен сказать что-то вроде: «Расскажите мне о своем рисунке». Ребенка могут попросить разъяснить некоторые аспекты его/ее HFD. Одним из примеров является девушка, которая, по-видимому, не нарисовала ноги на своем рисунке. На вопрос о недостающих ступнях девушка ответила: «Мне не нравятся мои большие ступни, поэтому я не собираюсь надевать ступни на свою персону». Это объяснение предоставляет полезную информацию для оценщика и может привести к более точной оценке.
Интерпретация: интерпретация HFD двояка. Первый основан на элементах развития. Чтобы оценить элементы развития, оценщик должен использовать руководство по оценке HFD, чтобы увидеть, какие элементы являются ожидаемыми и считаются ли какие-либо элементы исключительными. По словам Коппитца, определенные предметы должны быть включены в рисунок ребенка в любом возрасте. Например, ожидается, что типичные 7-летние мальчики будут иметь голову, глаза, нос, рот, тело, ноги, руки, ступни и двумерные руки. Если ожидаемый элемент не включен, то один балл будет вычтен из базовой оценки 5. Исключительные элементы — это элементы, которые считаются очень сложными для данного возраста. Один балл добавляется к оценке развития за каждый включенный исключительный элемент. Коппиц утверждает, что каждое число от 1 до 7 коррелирует с общим показателем IQ, поэтому указывает на уровень интеллекта.
Другая интерпретация HFD основана на Эмоциональных Индикаторах. Эти эмоциональные показатели подразделяются на 3 категории: качество, которое включает в себя такие вещи, как плохая интеграция частей фигуры, асимметрия, затенение и размер фигуры; Особые характеристики, которые включают в себя такие особенности, как негабаритная голова, наличие зубов, гениталий, длина рук и т. д. ; и упущения, которые включают отсутствие черт, которые можно было бы увидеть, таких как глаза, нос, рот, руки и другие типичные части тела. Принимая во внимание эти 3 категории, оценщик отмечает «Существенные особенности» и обращается к приложениям руководства по оценке HFD, чтобы отметить «эмоциональные показатели». Два или более из этих эмоциональных индикаторов могут свидетельствовать о том, что ребенок испытывает эмоциональные трудности.
Отмечается, что оценщик должен учитывать всю полноту созданного изображения в сочетании с прошлым ребенка и его поведением во время художественного задания при его/ее оценке ребенка.
Сильные стороны: Эта оценка обычно выполняется за короткий промежуток времени и требует только самых основных художественных материалов. Его можно завершить практически в любом месте. Коппиц также дает четкие инструкции по интерпретации рисунков. Эта оценка, хотя и не основанная на эмпирических данных, предлагает исходную информацию о ребенке безопасным способом.
Ограничения: Эта оценка дает только один рисунок, поэтому объем предоставленной информации минимален. Коппиц не дает особого представления о том, на что могут указывать рисунки, кроме смутного «эмоционального расстройства». Эта оценка не основана на опыте.
Отражение: Сначала я думал, что система оценки развития плохо построена, но после проведения нескольких HFD я понимаю, что она может быть более точной в прогнозировании интеллектуального уровня, чем я думал. Кажется, что HFD — логичное место для начала терапевтических отношений с ребенком, поэтому я, вероятно, буду использовать эту оценку в своей практике. Я понимаю, что HFD — это только один маленький кусочек общей «головоломки» ребенка.
Рисунки, сделанные с помощью действий, подобных человеческим, более привлекательны.
Новое исследование, проведенное психологами и учеными-компьютерщиками, подтверждает теорию о том, что мозг предпочитает произведения искусства, которые кажутся созданными с помощью естественных движений, подобных человеческим.
Джексон Поллок в действии — Ханс НамутГосподствующая теория в психологии искусства предполагает, что «живопись действия» считается прекрасной не только из-за ее содержания или композиции, но и потому, что она ярко передает усилие и динамику действий, которые выполнял художник. в его изготовлении.
Однако связь между действиями рисования и оценкой их результатов ранее не была подтверждена в научных исследованиях.
В рамках четырех исследований под руководством доктора Ребекки Чемберлен — нейробиолога, специализирующегося на том, как мы создаем искусство и реагируем на него, — исследователи из Голдсмитс, Лондонский университет, изучали связь между типами движений, которые художники и не художники считают естественными и привлекательными.
Команда использовала искусственно сгенерированные сложные штриховые рисунки, напоминающие теги граффити, поскольку важной характеристикой граффити является владение очень быстрыми и плавными движениями рисования. Участникам не сказали, что серии видео и изображений рисуночных движений были сгенерированы компьютером, когда их попросили оценить их естественность и эстетическую ценность.
Первые исследования были проведены с участниками, не имевшими никакого отношения к искусству – они были набраны из пула студентов, не обучавшихся на курсах, связанных с искусством.
Результаты, опубликованные в British Journal of Psychology, показывают, что человеческие движения при рисовании воспринимались как более естественные и приятные, чем движения с однородным профилем. Чем более естественным считалось движение, тем больше люди его предпочитали.
В другом исследовании изучалось, влияет ли скорость движения на одобрение. Результаты ясно показали, что не имеет значения, были ли движения быстрыми или медленными, но люди предпочитали рисовать действия, соответствующие биологическим ограничениям человеческого движения: если это выглядело искусственно, это было не так привлекательно.
Еще один эксперимент показал, что линейные рисунки с визуальными особенностями, согласующимися с динамикой естественных движений, подобных человеческим (таким образом, линии, которые были толще в некоторых местах и тоньше, чем в других), предпочитали, но только студенты-искусствоведы, а не те, кто не занимался искусством. экспертиза.
[Два примера линейных рисунков, созданных с использованием моделей естественного, левого и неестественного, правого движения. Манипуляции исследовательской группы с толщиной линии соответствуют тому, как краска или чернила скапливаются на поверхности, когда художник выполняет рисующее движение]
Исследование было совместным проектом между исследователями факультета вычислительной техники и факультета психологии Goldsmiths. Профессор Фредерик Фол Леймари и доктор Даниэль Берио предоставили вычислительную модель рисующих движений, используемых в психологических экспериментах.
Доктор Ребекка Чемберлен сказала: «Наши результаты показывают, что предпочтение отдается произведениям искусства с кинематикой, которая сигнализирует о присутствии человека. Это исследование напрямую связывает эстетику человеческого действия с визуальной эстетикой рисунков, но также подчеркивает важность включения художественного опыта в воплощенные описания эстетического опыта.
«Я бы сказал, что дополнительная подготовка, которую получают художники-эксперты, позволяет им больше участвовать в творческом процессе, лежащем в основе рисунка или картины, и это заставляет их любить это больше. Мы видели аналогичные результаты в исследованиях танца, где эксперты лучше определяют эмоции, стоящие за конкретным танцевальным движением, потому что они сами исполняли это движение».
Исследования профессора Леймари сосредоточены на творчестве и системах искусственного интеллекта, включая роботов, которые могут действовать с художественными навыками, подобными опытным людям.
Он сказал: «В течение нескольких десятилетий первые результаты исследований в области психологии и неврологии показали, что люди реагируют на каллиграфические следы, написанные, нарисованные или нарисованные, связывая эстетику — их оценку мастерства художника — с «правдоподобным генеративным кинематика», или могли ли они нарисовать ее сами.
«Вы видите рисунок, граффити, подпись, и вы сразу предполагаете порождающее движение — ваш мозг активизируется в своих двигательных областях, как будто вы сами совершаете движение.