Психология человека сознание: Глава 5. Сознание человека

Сознание человека

Общая психология

    Вы здесь:  
  1. Главная
  2. Лекции
  3. Общая психология
  4. Сознание человека
Общая психология
Просмотров: 1983

Сознание и самосознание. Понятие о Я-концепции личности. Самооценка.

Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и совершенствовать себя, он должен познавать свою личность и правильно оценивать себя и свои возможности. Познание человеком самого себя является очень сложным и длительным процессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продолжается всю жизнь по мере развития и изменения физических и психических функций организма.

Сознание – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как существу общественно-историческому.


Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчете об этих событиях.

Характеристики сознания

Активность – воздействие на окружающий мир.

    • Интенциональность – направленность на какой-либо объект.
    • Способность к рефлексии – самонаблюдение.
    • Мотивационно-ценностный характер – система идеалов и ценностей.
    • Различные уровни ясности – во время дремоты, активной деятельности, монотонного труда или отдыха.

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.

Главные функции самосознания

    • Познание себя.
    • Усовершенствование себя.
    • Поиск смысла жизни.

Этапы развития самосознания

Я – концепция

Сначала человек познает свои внешние особенности, сравнивает их с особенностями других людей, в результате чего у него формируется представление о своем внешнем облике. Затем на основе самонаблюдения и рефлексии у него возникает система знаний о своих внутренних психических свойствах. На основе сложившихся представлений и знаний о своей личности у человека возникает сложное психическое образование, которое получило название «образа – Я» или «Я-концепции».

Я–концепция – развивающаяся система представлений человека о самом себе.

Компоненты Я – концепции:
    1. Когнитивный – что человек знает о своих качествах, способностях, внешности и пр.
    2. Эмоциональный – проявляется в самоуважении, себялюбии, либо самоуничижении и пр.
    3. Оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение окружающих и т.д.
В состав Я – концепции входят:
    1. Я – реальное – представление о себе в настоящем времени.
    2. Я – идеальное – то, каким человек по его мнению должен стать, ориентируясь на моральные и этические ценности.
    3. Я – динамическое – то, каким человек намерен стать.
    4. Я – фантастическое – то, каким человек желал бы стать, будь это возможно.

На основе образа Я концепции формируется самооценка личностью своих качеств, которая определяет ее отношение к самой себе и к окружающим людям. В самооценке зафиксирована степень принятия личностью, присущих ей свойств, которые определяют ее поведение наедине с собой и в обществе.

Самооценка

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, — ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам.

Виды самооценки:

Завышенная – переоценка своих способностей, высокомерие, зазнайство, хвастовство.
Заниженная – неуверенность в себе, стеснительность, недооценка своих способностей и личностных качеств.
Адекватная – уверенность в себе, трезвая оценка своих сильных и слабых сторон.

Главные функции, выполняемые самооценкой

    • Регуляторная – обеспечивает принятие решений.
    • Защитная – обеспечение относительной стабильности личности и её независимости.
    • Развивающая – стимулирует личность к развитию и совершенствованию.
    • Отражающая – отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий.
    • Эмоциональная – позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками.
    • Адаптационная – помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру.

 

Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возможностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятельности.

От правильности самооценки своих возможностей зависит уровень притязаний личности. Установлено, что самооценка и притязания личности могут быть адекватными и неадекватными. При адекватной оценке уровень притязаний является нормальным и личность добивается успеха в том виде деятельности, которая соответствует ее возможностям, благодаря чему у нее все время сохраняется самоуважение.

При неадекватной самооценке уровень притязаний может быть заниженным или завышенным.

При заниженном уровне притязаний личность недооценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая заведомо может быть выполнена. Всякая более сложная деятельность ею отвергается. При завышенном уровне притязаний личность переоценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая ей не под силу, хотя она субъективно считает, что справится с нею.

В связи с недооценкой или переоценкой своих свойств и возможностей у личности начинает проявляться или комплекс неполноценности или комплекс превосходства.

При наличии комплекса неполноценности личность теряет самоуважение и у нее начинает проявляться робость, стеснительность, неуверенность и другие отрицательные качества. При наличии комплекса превосходства самоуважение сначала необоснованно раздуто и личность проявляет самоуверенность, зазнайство, высокомерие и презрительное отношение к окружающим. Но по мере того, как сама личность, да и окружающие люди, начинают понимать, что дело, за которое взялся человек, ему не под силу и все его претензии являются необоснованными, он вместо того, чтобы отказаться от них упрямо продолжает стоять на своем. Но поскольку окружающие, видя беспомощность его действий, начинают противодействовать ему, он начинает проявлять нетерпимость, озлобленность, агрессивность и мстительность. Убедившись в своем крахе, он приходит в подавленное состояние, замыкается и теряет самоуважение.

Однако ни одна личность не может нормально существовать в таком состоянии. Она должна обязательно восстановить самоуважение.

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург [и др.
    ] : Питер, Питер Пресс, 2017. — 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Популярные лекции

  • Стратегии поведения в конфликте
  • Коммуникативная сторона общения
  • Темперамент
  • Невербальное общение
  • Интерактивная сторона общения
  • Перцептивная сторона общения
  • Профилактика профессионального выгорания медработника
  • org/Article»> Мышление и интеллект
  • Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.

Понятие о сознании — Курс лекций по общей психологии (Психология)

СОЗНАНИЕ (сознательное) — форма отражения объективной действительности в психике человека — высший уровень отражения психического и саморегуляции. Содержание психической деятельности человека определяется его сознанием, образом жизни и деятельностями, в которые он включен. Сознание является основным атрибутом личности человека. Оно формируется и развивается в процессе его онтогенеза (жизненного пути). Всякое изучение сознания вне личности невозможно, так как, изучая сознание в развитии, психология изучает специфический процесс становления сознательной личности.

Психология изучает происхождение, структуру, свойства и функционирование сознания индивида.

Происхождение Ведущую роль в развитии сознания человека сыграл образ жизни. Сознание человека возникло и развилось в процессе общественной жизни. Предпосылками возникновения сознания человека явились: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация, выработка использования языка и других знаковых систем, а также становление материальной и духовной культуры.

Сознание признается границей, отделяющей человека от животных. Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Только человек способен сделать свой внутренний мир предметом осознания, то есть рефлексии. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. Следовательно, человек способен не просто познавать мир, но и познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.

Главная функция сознания это способность человека соотносить себя с внешним миром. Именно эта способность даёт возможность человеку осознать самого себя и формироваться как личность. Для этого сознание использует разные уровни восприятия и отражения объективной реальности. На сегодняшний день выделяют три уровня:

1. Чувственно–эмоциональный – восприятие и отражение мира органами чувств.

2. Рационально–дискурсивный – восприятие мира, через определение его характеристик.

3. Интуитивно–волевой – способствует целостности восприятия мира и осознанию себя.

Кроме рефлексии и отражения объективной реальности, сознание выполняет и другие функции, которые указаны в следующей классификации:

Отражательная – восприятие объективного мира через познавательные процессы (память, мышление, внимание). Познавательная функция, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить информацию о них. Познание осуществляется в формах отражения: чувственного и рационального — на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления.

Оценочная – наше отношение к этому миру, событиям и к самим себе, которое может выражаться в виде чувств и эмоций. Ценностно-ориентационная функция, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним.

Порождающая – творческая или креативная. Конструктивно-творческая функция, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. Эту функцию в философии часто называют воображение, способность к чему один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.

Преобразующая – управление волевыми процессами, где мы сами принимаем решения и действуем. Управленческая функция, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением. На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, действия коллективов, то есть осуществляет управленческую функцию, обеспечивая разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.

Время образующая – способность отслеживать связь между прошлым, настоящим и будущим. Функция прогностическая — человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, а также прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

Рефлексивная – основная функция, которая характеризует саму сущность сознания, нашу способность к самосознанию.

Аккумулирующая – накопление информации. В сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также добытые предшествующими поколениями людей или современниками. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, а также для осуществления практических действий.

Интеграционная – объединяющая все системы восприятия объективного мира. Систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.

Коммуникативная – определяющая за наше окружение. Деятельность индивида требует общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет коммуникативную функцию.

Количество подобных классификаций, со временем продолжает расти. Это связано с новыми, дополняющими представлениями современной науки о сознании.

Рассмотрев основные важнейшие функции сознания, мы выявили, что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.

Деление на эти сферы условно, так как они не могут существовать друг без друга.

1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:

— мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;

— памяти: объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению;

— внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;

— восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.

2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Чувства — это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:

— нравственные чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;

— эстетические: чувство прекрасного, юмора;

— интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.

Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.

3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления — мотивы.

Свойства сознания: универсальность — в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность — сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность — отражает так, как надо; целеполагание — прежде мыслить, чем думать; активность; творчество.

Совокупность свойств сознания может быть представлена следующим образом.

I. Сознание как целое (свойства системы).

1. Целостность: важнейшее свойство сознания — его целостность. Оно выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности.

а) связность — позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой;

б) ограниченность — ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени оно существует и функционирует в определенные периоды жизни каждого человека.

в) системность — выражается в наличии в составе целого (сознания) совокупности элементов (функций, видов, форм и уровней психического; чувственной и биодинамической ткани, значений и смыслов), связанных определенной структурой (совокупностью связей) и функционирующих совместно.

2. Идеальность — Специфическим свойством сознания выступает его идеальность. Суть его в отвлеченности, относительной самостоятельности образов и переживаний от вызвавших их реальных причин. Иначе говоря, идеальное — это особый способ бытия реальности, когда связь между отражаемым и отражением не носит непосредственного характера. Сознание может оперировать не самими существующими в действительности вещами, а их «заместителями»: образами, понятиями, знаками (с их значением и смыслом). Идеальное — это относительно самостоятельное существование объективного в субъективной форме.

Целостность и идеальность сознания предопределяют его рефлексивность, т. е. способность наблюдать самое себя, способность к самопознанию. На сознательном уровне отражения человек может воспринимать происходящее в его внутреннем мире, понимать свои психические процессы и состояния, влиять на их ход, развитие. На досознательном уровне рефлексия недоступна индивиду, поскольку еще нет выделения себя из среды.

3. Рефлексивность — определяет свойство подотчетности сознания, т. е. представленность сознания как способности человека отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, контролировать их, руководить ими. В более широком плане это свойство есть проявление в человеке единства сознания и личности.

а) способность к самоконтролю;

б) подотчетность.

Целостность, идеальность и рефлексивность являются свойствами, характеризующими сознание преимущественно как целое, как систему. С определенной условностью сюда можно отнести такое свойство, как непрерывность.

4. Непрерывность — способность отражать прошлое, настоящее и будущее. Понятие непрерывности, конечно, шире, но в психологии этот термин используется в данном значении, поэтому оставим его.

Можно указать и на ряд свойств сознания, которые проявляются и на уровне его составляющих, характерных изученным ранее психическим явлениям, структурированным в единое сознание.

II. Сознание как система элементов (свойства элементов).

5. Предметность. — так, предметность сознания проявляется и в предметности восприятий, памяти, мышления, чувств.

6. Знаковость. — Знаковость (семантичность) сознания выражается в знаковости мышления и речи. Обозначающую функцию несут эмоции и психомоторика.

7. Константность — Константность (и более широко — устойчивость) сознания увязывается с константностью восприятия, модальным безразличием кратковременной памяти, устойчивостью внимания.

8. Центрированность — Центрированность (способность к фокусировке) сознания напрямую связана с концентрацией внимания.

9. Активность — присуща всем уровням психической деятельности, и когда речь идет об активности сознания, то имеется в виду не само по себе понятие активности, а наивысшая ступень ее проявления, характерная для этого уровня организации психики вообще и для высших психических процессов в частности (для мышления, для произвольных форм внимания, памяти и воображения, для волевой регуляции).

10. Ясность — Ясность сознания детерминирована прежде всего протеканием процесса внимания; это свойство, пожалуй, есть обобщение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределяемости и др.). Понятие «ясность» применимо также и к интеллектуальной сфере: ясность мысли и речи. Близко по смыслу выражение «светлая память». По степени ясности различаются представления. Главным в этой характеристике является, конечно, степень осознанности объекта, но в него безусловно вплетена и четкость границ, сбалансированность, яркость образа. Следовательно, это свойство — не сугубо качество сознания.

11. Социальность — Часто в качестве свойства сознания приводят такую его характеристику, как социальность. Но, видимо, социальный аспект психики человека следует рассматривать не столько как свойство того или иного психического явления, а как условие его возникновения, формирования, развития, в целом существования. Социализация — механизм перевода психического отражения на сознательный уровень. Одновременно социализация невозможна без достаточного уровня организации психики. Это неразрывные, взаимно обусловливающие друг друга стороны становления человека. Происходит это становление одновременно и как повышение уровня организации психики, и как формирование личности в процессе деятельности людей, в первую очередь трудовой совместной деятельности. Поэтому лучше говорить не о социальности сознания как его свойстве, а о сознании как качестве психической деятельности, определяемом социальными факторами.

Таким образом, вышесказанное позволяет дать следующую общую характеристику: сознание — это высшая, свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

1. Структура сознания и его основные психологические характеристики

Одной из изучаемых проблем сознания была и остается его структура.

Специфические представления о структуре сознания принадлежат австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду. Согласно его взглядам, сознание имеет иерархическую структуру: подсознание, сознание, сверхсознание. В этой структуре основная функция в объяснении целостного сознания ложится на подсознание.

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Отечественный психолог Л.С. Выготский развил идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Им были выделены в сознании два слоя: бытийный и рефлексивный.

В.П. Зинченко пришел к несколько иному выводу и показал, что разделение слоев сознания является относительным. Это значит, что рефлексивный слой сознания, одновременно является событийным, т.е. бытийственным. Бытийный слой сознания он называл со-рефлексивным. Он считал, что если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, то они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг друга.

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:

Стремление определить структуру сознания предпринял А.Н. Леонтьев. В структуре сознания им были выделены три основных компонента: чувственную ткань образа, значение, смысл.

Чувственную ткань образует чувственный состав конкретных образов реальности, которые различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности и т.д. Функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира.

Значение, рассматривалось А.Н. Леонтьевым как осознание человеком своего бытия и как реальная психологическая «единица сознания», как факт индивидуального сознания. Имеются разные классификации видов значения. Выделяют: операциональные, предметные и вербальные значения. Операциональные значения связаны с биодинамической тканью. Предметные – с чувственной. Вербальные – преимущественно со смыслом. Смыслы как и значения, связаны со всеми компонентами структуры сознания.

Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических характеристиках.

Сознание – это, прежде всего совокупность знаний. Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания – это различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя от окружающего мира. Отделение «Я» от «не-Я» – сложный путь, который проходит каждый человек в детстве.

Третья характеристика сознания – целеполагающая деятельность человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.

Четвертая психологическая характеристика – включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.

Вместе с этой лекцией читают «Основные направления развития территорий России».

Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.

Только благодаря овладению речью становится возможным ycвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.

Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значением слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка.

Сознание любого индивида уникально, но не произвольно — оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего — структурами системы социальной, где существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер.

Уровни Сознания

Каждый человек растет по стадиям психологического развития, действует на уровнях сознания и принимает решения о том, как удовлетворить свои потребности, исходя из своего мировоззрения.

Точно так же, как мы можем отметить, где мы находимся на протяжении нашей жизни, с помощью модели семи стадий развития, мы можем отметить, где мы находимся в любой момент времени, с помощью модели семи уровней сознания.

Обычно уровень сознания, на котором мы работаем, совпадает со стадией развития, которой мы достигли. Однако, если мы столкнемся с ситуацией, которая активирует одно из наших ограничивающих убеждений, ограничивающих выживание или безопасность, мы немедленно опустимся на один из первых трех уровней сознания. Например, если мне будет 36 лет — я нахожусь в середине индивидуализирующей стадии развития — и я потеряю работу и свои сбережения, я немедленно опустлюсь на уровень выживания сознания.

Семь уровней личного сознания показаны в следующей таблице. В первой колонке названы этапы психологического развития. Во второй колонке назван уровень сознания, связанный с этапом психологического развития. В третьем столбце указаны некоторые из положительных ценностей, обнаруживаемых на каждом уровне сознания, а в четвертом столбце указаны некоторые из потенциально ограничивающих ценностей, проявляющихся на первых трех уровнях сознания — стадиях развития эго.

Стадии развития и уровни сознания
Уровень 1: Сознание выживания

Первый уровень личного сознания связан с выживанием. Чтобы выжить, нам нужен чистый воздух, вода и полезная пища, чтобы наше тело было здоровым и подтянутым, и мы должны чувствовать себя в финансовой безопасности. То, как вы справляетесь с ситуациями выживания во взрослой жизни, зависит от обусловленности, которую вы получили в детстве. Если у вас были трудности с удовлетворением ваших потребностей в выживании — ваши родители игнорировали вас, когда вы плакали, или вы чувствовали себя брошенными, — вы будете очень осторожны, став взрослым, вы также можете стать микро-менеджером, потому что чувствуете, что не можете доверять другим людям. позаботьтесь о своих потребностях. Всякий раз, когда у вас появляется что-то похожее на проблему выживания, срабатывают ваши основанные на страхе ограничивающие убеждения из детства. Вы можете стать беспокойным и эмоционально расстроенным. Ваша тревога будет исходить из ограничивающего убеждения, что вы не сможете контролировать свое окружение, чтобы удовлетворить свои потребности. С другой стороны, если ваши потребности всегда удовлетворялись в младенчестве, вы сможете справиться с ситуациями выживания без особого стресса. В этом случае, что бы ни случилось, вы будете чувствовать себя уверенно в способности контролировать ситуацию.

Уровень 2: Сознание отношений

Второй уровень личного сознания связан с безопасностью. Чтобы чувствовать себя в безопасности, нам нужно чувствовать себя любимыми и защищенными. Нам нужно чувствовать чувство принадлежности. То, как вы справляетесь с ситуациями в отношениях во взрослой жизни, зависит от обусловленности, которую вы получили в детстве. Если у вас были трудности с удовлетворением ваших потребностей в безопасности на стадии конформного развития, вы будете подозрительно относиться к другим, став взрослым. Кроме того, если вы не чувствовали себя любимыми, вы можете казаться нуждающимся или хотеть нравиться. Всякий раз, когда вы чувствуете, что не принадлежите кому-то или не чувствуете, что вас любят и о вас заботятся во взрослом возрасте, сработают ваши основанные на страхе ограничивающие убеждения из детства, и вы можете начать беспокоиться или эмоционально расстраиваться. Если, с другой стороны, если вы чувствовали себя безоговорочно любимыми в детстве и всегда чувствовали себя в безопасности и под защитой, вы сможете позаботиться о своих отношениях и потребностях позже в жизни.

Уровень 3: Сознание самооценки

Третий уровень самосознания связан с чувством безопасности в своем сообществе. Чтобы чувствовать себя в безопасности, нам нужно чувствовать себя принятыми и уважаемыми нашими сверстниками и признанными теми, кто занимает руководящие должности. То, как вы справляетесь с проблемами самооценки во взрослом возрасте, зависит от условий, которые вы получили в подростковом возрасте. Если у вас были трудности с удовлетворением ваших потребностей в безопасности на дифференцирующем этапе развития, вам не хватит уверенности во взрослом возрасте. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с чем-то, что похоже на вызов самооценке — когда вы чувствуете себя недостаточно хорошо — ваши ограничивающие убеждения подросткового возраста, основанные на страхе, срабатывают, и вы можете начать беспокоиться и эмоционально расстраиваться. Если, с другой стороны, вы были признаны и признаны за то, кем вы были в подростковом возрасте — если вы всегда чувствовали себя принятыми и имели хорошие отношения со своими родителями, сверстниками и авторитетными лицами — вы сможете справиться со своими потребностями в безопасности позже в жизнь.

Уровень 4: Трансформация сознания

Четвертый уровень человеческого сознания связан с обретением свободы и автономии. Вам захочется узнать, кто вы есть за пределами родительского программирования и культурных условий, которые вы получили в годы своего становления. На этом этапе развития вы будете задавать такие вопросы, как «Кто я?» и «Что для меня важно?» Только когда вы найдете ответы на эти вопросы, вы обнаружите свою истинную (душевную) сущность. Полное выражение того, кто вы есть, без страха перед тем, что могут подумать или сказать другие, особенно ваши родители, сверстники, супруги и авторитетные фигуры в вашей жизни, дает вам возможность делать выбор, который больше соответствует тому, кто вы есть. Наградой, которую приносит стремление к самопониманию и знанию, является независимость и способность действовать добросовестно. Когда вы обнаруживаете и выражаете, кто вы есть, вы можете снять маску своего эго и идти под свою дудку, а не под дудку, навязанную вам другими.

Уровень 5: Сознание внутренней сплоченности

Пятый уровень человеческого сознания связан с поиском смысла жизни — поиском того, для чего ваша душа пришла в этот мир. На этом уровне сознания вопрос уже не «Кто я?» но «Почему я здесь, в этом теле?» и «Как я могу полностью выразить себя?» Для тех, кто не чувствует особой цели, это может быть пугающим исследованием. Для других, одаренных особым талантом, ваша цель будет очевидна. Если вы не уверены в своей цели, просто сосредоточьтесь на том, что вы любите делать, и обратите внимание на то, что находится прямо перед вами. Что бы это ни было, делайте это в меру своих возможностей. В качестве альтернативы просто следуйте за своей радостью, развивайте свои самые очевидные таланты и следуйте своей страсти.

Многие люди узнают о своем предназначении лишь в самом позднем возрасте. Однако, когда они оглядываются назад, они понимают, что у всех перипетий была причина — подготовить вас к дару, для которого вы были рождены, — чтобы полностью выразить свою истинную природу. Когда вы найдете свою цель, она может ощущаться как нечто маленькое или как нечто большое. Что бы это ни было, вы должны признать, что это то, ради чего пришла ваша душа, и если вы будете следовать внушениям своей души, вы обретете смысл и удовлетворение в своей жизни. Ваша жизнь станет путешествием синхронности, постоянно разворачивающимся перед вами. Будьте уверены, когда вы направляете свою энергию на цели своей души, всевозможные неожиданные события будут происходить, чтобы поддержать вас.

Ваша сосредоточенность на страсти и цели может означать отказ от образа жизни, который приносит вам комфорт, стабильность и уверенность. Это может означать переезд, отказ от друзей или риск для вашей финансовой стабильности. Короче говоря, это может быть страшно. Но это не то, чего вам следует избегать. Вы никогда не будете в ладах с собой, вы не обретете внутренней стабильности, если не будете следовать своей страсти. Если вы не будете следовать внушениям своей души, вы проведете остаток своей жизни, чувствуя себя неудовлетворенными, подавленными или живя с сожалениями.

Уровень 6: Меняйте сознание

Шестой уровень человеческого сознания связан с изменением мира — в вашей семье, на вашем рабочем месте, в вашем сообществе или нации, или в нашем глобальном обществе. Если вы лидер, работающий на этом уровне сознания, вы поймете, что ваша способность выполнять свое предназначение сильно зависит от вашей способности общаться с другими и облегчать работу тех, кто вас поддерживает. Просветленные лидеры понимают, что именно через других — своих последователей — они оказывают влияние на мир. Чем легче вы сможете общаться и сопереживать другим, тем легче вам будет исполнить свое предназначение. Независимо от того, являетесь ли вы лидером или нет, изменение ситуации всегда подразумевает связь с другими в безусловных любовных отношениях.

Уровень 7: Сознание служения

Седьмой уровень человеческого сознания касается бескорыстного служения делу или работе, которая позволяет вам использовать свои дары и таланты — работу, для которой вы родились. Вы достигаете этого уровня сознания, когда изменение к лучшему становится образом жизни — когда вы сдаетесь своей душе. Теперь вы полностью прониклись целью своей души и живете жизнью наполненной душой личности. Вы спокойно относитесь к неопределенности и принимаете любые возможности, которые появляются на вашем пути. Вы чувствуете, как будто вас ведет ваша душа.

На этом этапе развития вам может понадобиться время для тишины и размышлений. Вы будете искать вдохновение, которое вам нужно, в вашей душе, чтобы вы могли жить и дышать своей целью в каждый момент своей жизни. Вы будете знать, когда будете действовать с этого уровня сознания, потому что вам больше нечего будет делать. Вы не захотите «уходить на пенсию», потому что это закроет ваше самовыражение и лишит вашу жизнь смысла. То, что вы раньше считали работой, теперь становится вашей игрой. На этом уровне сознания вы позволяете действию течь через существо.

Сознание полного спектра

Когда вы достигнете последних лет своей жизни, вам, возможно, посчастливится научиться управлять каждой стадией психологического развития — потребностями вашего эго и желаниями вашей души — и вы сможете управлять из Полноспектрального Сознания. Когда вы действуете из Полноспектрального Сознания, вы можете адекватно реагировать на все ситуации, которые подбрасывает вам жизнь, с внутренним спокойствием — без страха, расстройства или беспокойства. Лица, испытывающие. Люди, действующие из Сознания Полного Спектра, демонстрируют следующие атрибуты:

  • Они справляются со своими потребностями в выживании, оставаясь здоровыми, заботясь о своем теле и своей финансовой безопасности и защищаясь от вреда и травм.
  • Они справляются со своими потребностями в отношениях, строя дружеские и семейные связи, которые создают чувство любви и сопричастности.
  • Они справляются со своими потребностями в самооценке, формируя сильное чувство собственного достоинства и действуя ответственно и надежно во всем, что они делают.
  • Они справляются со своими потребностями трансформации, имея смелость принять свое подлинное «я»; жить своими ценностями и управлять или преодолевать страхи, которые заставляют их сосредоточиться на своих дефицитных потребностях.
  • Они справляются со своими внутренними потребностями в сплочении, раскрывая и принимая предназначение своей души, выражая свои творческие способности и тем самым находя смысл жизни.
  • Они справляются со своей потребностью изменить мир к лучшему, актуализируя свое чувство цели и используя свои действия в мире, соединяясь с другими в безусловных любовных отношениях.
  • Они справляются со своими потребностями в служении, посвящая свою жизнь своему чувству цели и внося прочный вклад в благополучие человечества или планеты, служа нынешнему и будущим поколениям.

Психология сознания

СКАЧАТЬ ОБЛОЖКУ


ISBN: 978-1-949358-98-8

Дата паба: 05/01/2021

ПРОСТО -1-953292-01-8

Паб Дата: 05/01/2021

ПРОСТРАНСТВА: $ 14,99

Повествовано: Fred Sanders

Паб:0073

ПРАЙС-ЦЕНА: $19,99

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 8,4 часа

Аудиокнига скоро выйдет

Прочитав ее, я почувствовал снова и снова, что это была книга, которую я ждал».

– The New Yorker

Новое исправленное издание классического исследования Роберта Орнштейна предлагает свежий взгляд на человеческое сознание и неиспользованный потенциал человеческого разума

Что такое сознание и зачем нам это знать?

В этом новом четвертом издании своего революционного исследования Роберт Орнштейн пересматривает то, что известно о сознании, и почему это понимание так важно в это время огромных проблем, перемен и потенциала.

Он начинает с исследования того, как человеческий мозг развивался как сложная система для ограничения того, что мы «собираем» из обширной внешней среды, только той информацией, которая нам нужна для выживания. Мы заполняем пробелы «бессознательными умозаключениями» — предположениями, категоризациями, ожиданиями и привычками, которые позволяют нам действовать в мире, но ограничивают наше восприятие того, что есть и что возможно.

СКАЧАТЬ ОБЛОЖКУ


ISBN: 978-1-949358-98-8

Дата паба: 05. 01.2021

ПРОСТО Фред Сандерс

Паб Дата:

Прайс: 19,99 долл. США

Продолжительность: 8,4 часа

Audiobook.2-01-8

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 01.05.2021

ПРАЙС-ЦЕНА: 14,99 долл. США

Прочитав ее, я почувствовал снова и снова, что это была книга, которую я ждал».

– The New Yorker

Новое исправленное издание классического исследования Роберта Орнштейна предлагает свежий взгляд на человеческое сознание и неиспользованный потенциал человеческого разума

Что такое сознание и зачем нам это знать?

В этом новом четвертом издании своего революционного исследования Роберт Орнштейн пересматривает то, что известно о сознании, и почему это понимание так важно в это время огромных проблем, перемен и потенциала.

Он начинает с исследования того, как человеческий мозг развивался как сложная система для ограничения того, что мы «собираем» из обширной внешней среды, только той информацией, которая нам нужна для выживания.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts