Психология детского воспитания: 6 советов родителям по воспитанию детей от психолога

20 лучших книг о воспитании, которые нужны каждому родителю

‍Литература по воспитанию – важное подспорье для родителей, которые хотят найти общий язык с ребёнком. В ней можно найти не только информацию о том, какую роль сегодня играет семья в становлении детской личности, но и лучшие методы и советы, помогающие привить основные ценности и избежать многих подростковых проблем. Мы составили для вас ТОП книг, в которых классики и современные детские психологи (а также педагоги и педиатры) рассказывают не только о профессиональных наблюдениях, но и о личном опыте.

Нетленная классика

Не стоит думать, что книги по развитию ребёнка, написанные пятьдесят или сто лет назад, не смогут научить вас чему-то полезному. На самом деле фундаментальные знания о детской психике были сформированы именно в первой половине XX века, и с тех пор изменилось не так уж много. Так что смело читайте классиков – первопроходцев детской психологии – и не бойтесь показаться консерваторами. В конце концов, чтобы эффективно реализовывать в семье самые современные методики воспитания, полезно знать, что именно им предшествовало.

«Мой метод» – Мария Монтессори

Об уникальной системе обучения Монтессори хотя бы раз в жизни слышал каждый родитель. Эту педагогическую систему разработала итальянская врач в 1910-х гг., и сегодня метод Марии Монтессори даже признан ЮНЕСКО. Обучение касается детей младшего возраста (поэтому можно встретить множество детских садов, работающих по этой системе) и основано на развитии способностей ребёнка через практические игры. В книге автор делится, в каких условиях нужно воспитывать детей в возрасте от 2 до 12 лет, каким действиям их нужно обучать (от исследования до общения), как помогать им с выражением эмоций и физической активностью, как улучшить их творческие навыки.

«Мой метод» – первая книга Монтессори, изданная в России в 2006 году. Вы можете найти дополненные переиздания, а также отдельные сборники советов и книги об изучении отдельных школьных предметов по методу Монтессори. Альтернативный вариант – почитать современных авторов, которые давно работают с этой концепцией на практике. Например, подойдёт книжка Пола Лилларда и Линн Джессен «Монтессори с самого начала. От 0 до 3 лет».

«Как любить ребёнка» – Януш Корчак

Польский врач, общественный деятель и писатель выпустил эту книгу ещё в 1920 году, но её до сих пор переиздают и переводят во всём мире. И секрет здесь в том, что в основе педагогических идей Януша лежат простые, но непреложные истины о том, какие у ребёнка есть права и какие возможности есть у воспитателя.

Корчак учит не просто любить детей, а правильно общаться с ними, подготавливая их к взрослой жизни и иногда с уважением выдвигая определённые требования. Впрочем, готового рецепта по воспитанию вы здесь не найдёте: текст, в основном, наполнен историями из практики. Когда освоите книгу, попробуйте другой бестселлер того же автора – «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых».

«Вопросы детской психологии» – Лев Выготский

Советский психолог Лев Семёнович Выготский в 1930-х гг. изучал не только мышление и восприятие взрослого человека, но и то, как созревают и развиваются эти «высшие психологические функции» (главный термин в его концепции) в раннем возрасте. Выготский рассказывает, как культура и социальная среда (а также игры и первые кризисы) влияют на индивидуальное развитие ребенка, а также на какие периоды можно разделить детство в соответствии с особенностями психики. Впрочем, начинать знакомство с психологией именно с этой книжки не стоит: её сложный язык, ориентированный на специалистов и профильных студентов, может сбить с толку.

«Книга для родителей» – Антон Макаренко

Бестселлер от классика советской педагогики и выдающегося воспитателя, чьи заслуги были признаны ЮНЕСКО. «Книга для родителей» – сборник текстов, где в художественной и остроумной форме автор делится своими размышлениями. С одной стороны, здесь используются примеры, которые большинству покажутся устаревшими, основанными только на советском прошлом. С другой стороны, темы и вопросы, которых касается Макаренко, будут актуальны всегда. Так что обязательно почитайте эту книгу, если хотите воспитать трудолюбивого ребёнка, уважающего свою страну и относящегося к миру по-доброму. Также в «Книге для родителей» есть полезная информация о том, как научить ребёнка общению с ровесниками и как выстроить отношения в многодетной семье.

«Разговор с родителями» – Дональд Вудс Винникотт

Детский психиатр, психоаналитик и педиатр из Англии хоть и вёл в XX веке передачу для родителей на радио, но никогда не верил в силу советов. Более того, Винникотт считал, что одна неосторожная рекомендация может лишить уверенности в своих силах. Так что «Разговор с родителями» – это прямолинейный, а местами даже пугающе холодный текст о проблемах, которые замалчивали пятьдесят лет назад и замалчивают сейчас. Автор разбирает ситуации, в которых детская ненависть и ревность берут верх над любовью, а также рассказывает, как формируются у ребёнка чувства вины и безопасности, понимание добра и зла, доверие к родителям.

Будущим мамам и папам мы также советуем почитать другую книгу Винникотта – «Маленькие дети и их матери». Это сборник лекций о том, что психологическая неготовность к материнству – нормальное явление, а потому тревога, страх и депрессия в первые годы жизни ребёнка могут часто накрывать родителей. Кстати, Дональд Винникотт является автором терминов «достаточно хорошая мать», «переходный объект», «внутренняя реальность» и создателем арт-терапевтической игры «Каракули».

«На стороне ребёнка» и «На стороне подростка» – Франсуаза Дольто

Сразу две книги для родителей от основоположницы французской школы психоанализа (в том числе и детского) попали в наш список. Франсуаза Дольто в своих работах касается поэтапного взросления ребёнка и становления его сексуальности – «бессознательного образа тела». Конечно, тот факт, что автор является представительницей фрейдизма, который в наши дни местами уже устарел, накладывает на раскрытие темы некоторые ограничения. Однако из книг всё равно можно подчерпнуть массу полезной информации о том, как дети воспринимают самостоятельность и опасность, как у ребёнка формируется мотивация и к чему могут привести частые телесные наказания. Дольто также упоминает в текстах разные детские комплексы, проблемы аутизма, влияние компьютера и телевидения на ребёнка. Кстати, муж Франсуазы – Борис Дольто – основал кинезитерапию.

Современные авторы

Многие хорошие книги по воспитанию детей были написаны в последние тридцать лет. Читать их стоит хотя бы потому, что они учитывают специфику нынешнего мира: возможное воспитание ребёнка в одиночку, игровые и компьютерные детские зависимости и т. д. Кроме того, некоторые психологические теории и социальные концепции были доработаны и переосмыслены, как например, теория поколений или идея эмоционального интеллекта.

«Ваш ребёнок от рождения до двух лет» – Уильям и Марта Сирс

Можно смело сказать, что это настольная книга будущих родителей и путеводитель по беременности и материнству. Здесь содержится полное и весьма красочное описание того, что предстоит пережить и прочувствовать новоиспечённой семье. Авторы, которые по совместительству и сами являются многодетными родителями, учат купать ребёнка, пеленать, лечить, оказывать всевозможную помощь и создавать безопасную среду вокруг него.

Надо сказать, что в книге много отсылок именно к американскому быту и культуре, поэтому, возможно, перенять получится далеко не все советы. Сама же философия воспитания Сирсов основана на формировании близости и привязанности родителей и ребёнка через физиологический контакт. Так, они выступают за совместный сон и грудное вскармливание. Однако авторы не навязывают свою точку зрения и предлагают решить любую проблему разными способами.

«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» и «Как говорить с детьми, чтобы они учились» – Адель Фабер и Элейн Мазлиш

Авторы книг – ученицы психолога Хаима Гинотта, педагоги Нью-йоркской Новой школы социальных исследований и Института семейной жизни при университете Лонг-Айленда, счастливые многодетные мамы и всемирные любимицы. Они читают лекции, участвуют в TV-шоу и пишут целые учебные программы. Книги Фабер и Мазлиш переводят на десятки языков и отмечают даже в The New York Times. В чём же их секрет?

Прежде всего, в этих бестселлерах правдоподобно (и с юмором!) описываются семейные проблемы и трудности детей в разном возрасте. Но важнее, конечно, что авторы учат эффективной коммуникации с ребёнком, чтобы все эти проблемы можно было решить. Книги позволяют посмотреть на логику детского мышления, заглянуть в юную голову и увидеть мир глазами самого ребёнка. Только так вы сможете начать общение на равных и на одном языке, а значит, придёте к компромиссу в любой ситуации и избежите конфликтов в процессе воспитания.

«Не упускайте своих детей» – Гордон Ньюфелд и Габор Матэ

Ещё одна уже современная классика, созданная в соавторстве специалистов по теории привязанности и психологических зависимостей. Книга посвящена ослаблению связей между поколениями: испытывая нехватку воспитания и позитивного влияния со стороны старших, дети переносят привязанность на ровесников, жертвуя своим психоэмоциональным состоянием.

Рано ослабевающие контакты с родителями приводят к детской вседозволенности и низкой личностной самоорганизации. В такой ситуации ребёнок может лишь пытаться привлечь к себе внимание истериками, агрессией и т. д. Книга «Не упускайте своих детей» направлена как раз на то, чтобы научить родителей считывать эти сигналы и помочь ребёнку, не допуская обид, замкнутости, ухода в виртуальный мир или в плохую компанию.

Кстати, идеи Ньюфелда и Матэ стали основой для движения так называемого альфа-родительства. Его цель – обеспечить детям постоянную заботу и поддержку не только в раннем возрасте, но и в подростковый и юношеский периоды. Если вы хотите не потерять детскую привязанность и сохранить доверие в общении с ребёнком, при этом избежав гиперопеки или потакания во всём, обязательно читайте эту книгу.

«Общаться с ребёнком. Как?» – Юлия Гиппенрейтер

Юлия Гиппенрейтер – настоящий живой классик советской и российской психологии. Кроме книг, посвящённых психологии памяти, внимания и мышления, у неё есть множество текстов о коммуникации взрослых и детей. «Общаться с ребёнком. Как?» – первый из бестселлеров, написанный ещё в 90-х гг.

В книге не только собраны советы психолога, но и представлена трогательная история в письмах, которая повествует о 13-летнем мальчике Феде и его бабушке. К ней подросток попадает от родителей «на исправление». Гиппенрейтер анализирует, почему дети становятся проблемными и трудными, откуда в них берутся комплексы и что со всем этим делать маме и папе.

Автор поможет справиться с ситуациями, когда ребёнок обижается, капризничает, раздражается и даже разочаровывается во взрослых. К слову, Гиппенрейтер – одна из первых советских психологов, кто стал уделять внимание бессмысленности физических наказаний для ребёнка. Она открыто заявляла, что модели воспитания, существовавшие в СССР и часто напоминающие дрессировку, устарели, и криками или жестокими ультиматумами решить проблемы с детьми невозможно.

Если одного бестселлера Гиппенрейтер вам покажется мало, можете купить трилогию «Самая важная книга для родителей», куда также вошли книга «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребёнком».

«После трёх уже поздно» – Масару Ибука

Хотя эта книга была написана в 70-х гг., перевод на русском появился только в 1991-м (а переиздание – в 2011-м) и наделал много шума в родительских сообществах. У японского новатора Масару Ибуки необычный подход к воспитанию. Он считает, что большинство навыков дети могут приобрести чуть ли не в младенческом возрасте. Поэтому задача семьи – воспитать в первые три года потенциал к дальнейшему обучению, используя разные игровые методики.

К сожалению, конкретных практических инструментов в книге почти нет, но зато представлена исчерпывающая позиция в пользу раннего интеллектуального развития. Масару Ибуки рассказывает, зачем ребёнку осваивать музыку, учить стихи, смотреть телевизор, заниматься спортом и т. д.

«Как вырастить ребёнка счастливым» – Жан Ледлофф

Американский психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет среди южноамериканских индейцев и заинтересовалась воспитанием детей в этих племенах. В результате наблюдений она пришла к выводу, что общение с детьми в традиции наших предков – верный путь к счастью и спокойствию ребёнка.

Ледлофф уделяет большое значение преемственности и безусловной любви. Её идеи также во многом стали основой для естественного (сознательного) родительства. У этой книги есть и сторонники, и противники, но она точно пригодится, если вы хотите определить для себя, что в воспитании важнее: возвращение к природе или эволюция.

«Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» – Людмила Петрановская

Ещё одна книга о том, как строить отношения детей и родителей на основе привязанности. Петрановская рассказывает, какую роль любовь взрослых и атмосфера доверия играют в развитии личности ребёнка. Автор объясняет, зачем детям нужны слёзы и капризы и что с ними нужно делать родителям. В книге содержатся советы по формированию у ребёнка чувства безопасности.

Людмила Петрановская – один из немногих российских психологов, который разрешает женщинам иногда отдыхать от статуса матери. В её авторстве вы также можете почитать книги «Если с ребёнком трудно» и «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы». Кроме того, у неё есть ряд важных текстов в помощь приёмным родителям и просветительские книги для младших школьников.

«Воспитание свободой» – Александр Нилл

Александр Сазерленд Нилл – основатель частной британской школы «Саммерхилл» с особой образовательной философией. Рассказывая о принципах работы этой школы (которая открылась еще в 1921 году), Нилл по сути написал пособие по воспитанию.

Для Нилла главной целью воспитания является счастье ребёнка, а его источником становится детская свобода. Автор выступает за отказ от слепого повиновения родителям и призывает учить ребёнка критическому мышлению, помогать ему самоопределяться. Собственно, сама школа «Саммерхилл» как раз основана на принципах демократии и лишена какого-либо принуждения.

В книге «Воспитание свободой» автор досконально разбирает нюансы поведения трудных детей и возможные сценарии родительских реакций. Как сделать ребёнка ответственным? Как обсуждать с ним секс или религию? Как бороться с родительскими проблемами, будь то зависть, ревность, тревожность или вера в своё могущество? На все эти вопросы можно найти ответы у Александра Нилла.

«Когда ваш ребёнок сводит вас с ума» – Эда Ле Шан

Хотя Эда Ле Шан по роду деятельности психолог и педагог, её книги больше похожи на задушевный разговор с мудрой бабулей, готовой поддержать родителей безо всяких нотаций и наставлений, основанных на исследованиях. Автор утверждает, что уставать и иногда не ощущать любви к своим детям – это норма. В книге разобрано несколько конфликтных ситуаций, выход из которых не всегда кажется очевидным.

Главное, о чём напоминает Ле Шан, – необходимость унять собственный негатив в момент семейной ссоры и понять, почему ребёнок ведёт себя именно так. Вы узнаете, что хотят сказать дети, когда сбегают из дома, когда ноют и боятся, когда грубят или врут. Также Ле Шан касается тем воспитания ребёнка как будущего достойного гражданина и защиты детей от разочарования во взрослых и ровесниках. Когда освоите книгу, можете прочитать следующий хит автора – «Как перестать беспокоиться и стать лучшими на свете родителями».

Почти новинки

Иногда кажется, что всё новое – это хорошо забытое старое. Но с детскими психологами и книгами прогресс не стоит на месте. Да, философией частных школ и детских садов уже никого не удивишь, но на полках продолжают появляться необычные путеводители по родительству от многодетных матерей и педагогов, учитывающих, например, национальную традицию. Так что некоторые книжные новинки о детском воспитании становятся бестселлерами в первые месяцы продаж.

«Ваш непонятный ребёнок» – Екатерина Мурашова

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова рассказывает родителям, как работает мышление ребёнка в любом возрасте. Чем отличается дошкольник от школьника? Что беспокоит подростка? Кроме ответов на эти вопросы автор упоминает и основные страхи родителей, например, попадание ребёнка под плохое влияние или проявление им агрессии.

В книге рассматриваются конкретные случаи из практики и разные психотравмирующие ситуации. Читатели отмечают эмоциональный и ироничный стиль повествования: Мурашова делится своими чувствами от работы и не забывает в лёгкой форме преподнести разные научные термины, например, гипердинамический синдром или минимальные мозговые дисфункции.

«Французские дети не плюются едой» – Памела Друкерман

Увлекательная книга от американской журналистки, оказавшейся в Париже и собравшей интересные факты о воспитании детей во Франции. Можно использовать эти наблюдения как инструкцию, а можно – как нестандартный способ знакомства со страной.

Многие иностранцы считают, что французы не слишком заботливые и внимательные родители. При этом у них послушные дети, которые сами ложатся спать, не злоупотребляют свободой и знают все правила вежливости. С одной стороны, это связано с тем, что во Франции мощная социальная и образовательная среда. Но важнее и то, что французы не воспитывают детей в привычном нам смысле, они их растят. Приучение ребёнка к самостоятельному решению проблем – основа основ.

«От пелёнок до первых свиданий. Что нужно знать родителям о сексуальном развитии своих детей» – Дебра Хаффнер

Книга на важнейшую для каждого прогрессивного родителя тему. Дебра Хаффнер – президент Совета США по сексуальному просвещению и воспитанию. Свою работу она написала, собрав вопросы мам и пап из разных стран. Из книги можно узнать, например, что сексуальное развитие начинается вовсе не в подростковом возрасте, а намного раньше. Здесь вы найдёте рекомендации, как говорить с детьми о сексе, как защитить подростка от половых болезней, как реагировать на раннюю мастурбацию или нетрадиционную ориентацию.

Важно, что Хаффнер выбрала бережный и аккуратный стиль повествования, поэтому обсуждение даже самых интимных вопросов не отталкивает читателя. Никакого навязывания: только заботливые советы о том, как правильно слушать и слышать ребёнка, а также доносить ему полезную информацию.

«Прежде чем ваш ребёнок сведёт вас с ума» – Найджел Латта

Новозеландский психолог и писатель с юмором и на примерах рассказывает о нюансах отношений между родителями и детьми. Автор делится информацией, как правильно соблюдать личные границы ребёнка и как мягко подтолкнуть его к планированию и ответственности.

Местами книга может напомнить психологический тренинг или мастер-класс от какого-нибудь коуча: в ней много броских реплик и цепляющих лозунгов. К счастью, не обходится и без практических рекомендаций (а также личного опыта автора). Еда, сон, безопасность и туалет – Латта касается всех важных тем родительства. Впрочем, кому-то книга может показаться жёсткой, так как в ней недостаточно внимания уделяется принятию и анализу своих и детских чувств, а акцент сделан на строгой дисциплине.

«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» – Мария Осорина

Книга не просто от российского психолога, а от исследовательницы детских субкультур. Мария Осорина пытается узнать, как дети изучают окружающую нас реальность. В чём суть современных игр и чем они отличаются от советских? Почему ребёнка так привлекают свалки и мусор под ногами? Какой магией обладает тайный шалаш в лесу или секретный штаб в гараже?

Прежде всего, Мария Осорина позволяет родителям вспомнить, каково это – быть ребёнка. Она доходчиво объясняет, зачем в детском мире нужны те ритуалы и идеи, которые мы считает бесполезными или недостойными внимания. Живым языком с изрядной долей юмора книжка расскажет, что иногда дети бывают мудрее взрослых.

12 полезных книг для родителей: о воспитании, психологии и любви

Зачем родителям вообще что-то читать о воспитании? Если вы задаете другим этот вопрос, то дальше можно не читать. А вот для тех, кому интересно и важно узнать что-то больше интуитивного и бытового знания, журналист Лена Калашникова составила подборку незаменимых для родителей книг о воспитании и жизни с детьми.

1. «Тайная опора», Людмила Петрановская

Людмила Петрановская — один из самых известных современных российских психологов-педагогов. Она работает с родителями и детьми, а свой опыт вкладывает в книги, которые пишет простым понятным языком.

Одна из них — и чуть ли не самая известная — «Тайная опора», в которой автор рассматривает такую сторону отношений как привязанность. Наверняка вам приходилось слышать «он у вас с рук не слезает, приучили к рукам». Так вот из этой книги вы можете узнать, насколько важно для ребенка «с рук не слезать» и как ведут себя взрослые «не приученные к рукам».

2. «Общаться с ребенком. Как?», Юлия Гиппенрейтер

Если вы хоть чуть-чуть интересуетесь детской психологией, то вероятно слышали про Юлию Гиппенрейтер. Она занимается научной работой, проводит тренинги, консультирует в области детских и семейных проблем и, конечно, пишет книги для родителей и педагогов. Ее труды очень популярны, неоднократно переиздавались и во многих семьях стали настольными книгами по воспитанию. Чем же они заслужили такую популярность?

Как часто можно услышать про детей, что они «проблемные», «непослушные», «невозможные», «закомплексованные». Но не менее часто все эти проблемы у детей появляются от неправильных взаимоотношений в семье.

Книга «Общаться с ребенком. Как?» написана в форме уроков с небольшой теоретической частью, примерами и письмами реальных родителей, вопросами и заданиями. Из нее вы узнаете, как развить принятие, научитесь не раздражаться, если ребенок делает что-то не то и поймете, что для самостоятельности ребенка важен и негативный опыт.

3. «Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой», Анна Быкова

Однажды детский и семейный психолог Анна Быкова написала в своем блоге статью «Почему я ленивая мама». Прошло несколько лет, а статью всё еще можно встретить в родительских сообществах и она всегда вызывает горячее обсуждение. Что же такое «ленивая мама» и легко ли ей быть? Секрет вот в чем — для того чтобы ребенок стал самостоятельным… иногда маме нужно просто ничего не делать.

Анна Быкова посвятила теме самостоятельности детей несколько книг. И «Самостоятельный ребенок» — одна из них. Как научить ребенка засыпать в своей кроватке, убирать игрушки и одеваться? Когда стоит помочь ребенку, а когда лучше от этого воздержаться? Чем опасна гиперопека и как ее избежать?

Автор советует иногда включать режим «ленивой мамы», осознавая, что это делается в интересах ребенка. Ведь если всегда подсказывать, помогать и советовать, он так и не научится ничего делать сам.

4. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников», Евгений Комаровский

Говоря о литературе для родителей, нельзя не упомянуть и книги о здоровье детей. Доктор Евгений Комаровский назвал парадоксом то, что большинство из нас знает, как создавать детей, но почти такое же большинство из нас не знает, что с этими детьми дальше делать. Детский врач и известный телеведущий взялся за важную миссию — заполнять знаниями это парадокс. И он делает это, применяя свой большой опыт и с юмором.

«Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» — это не учебник, не энциклопедия, не сборник инструкций и не руководство по диагностике и лечению. Автор называет книгу путеводителем, который должен помочь родителям избежать многих проблем. Комаровский настаивает на том, чтобы о здоровье детей заботились без паники и со спокойствием, со здравым смыслом и логическим мышлением.

5. «Детская ревность: особенности воспитания нескольких детей в семье», Валентина Паевская

Большинство родителей, конечно же, хотят вырастить братьев и сестер, которые будут дружить, любить друг друга и поддерживать в сложных ситуациях. Но суровая реальность дает о себе знать и порой это кажется непосильным трудом, особенно когда слышишь вопли из детской комнаты или разнимаешь драку. Если в вашей семье больше одного ребенка, вы, скорее всего, уже знакомы с явлением детской ревности, о которой идет речь в книге Валентины Паевской.

Из книги «Детская ревность: особенности воспитания нескольких детей в семье» вы узнаете, как выстроить личностные границы детей, чтобы каждый из них комфортно чувствовал себя и понимал, что мама любит его не меньше, чем братика или сестричку. Если вы только планируете второго ребенка, эта книга поможет вам избежать большинства ошибок родителей и подготовить старшего ребенка к появлению младшего.

6. «Как роман», Даниэль Пеннак

Книга «Как роман» стоит особняком в нашей подборке. Она не о здоровье, не о психологии и не о хороших манерах. Эту книгу французский писатель Даниэль Пеннак написал о том, как сделать так, чтобы ребенок читал. Не заставить, не принудить, не приучить, а так привязать, чтобы эта любовь осталась на многие годы. Автор, работая в школе, на практике выявил свои правила чтения и теперь щедро делится ими с нами в этой книге.

Право не дочитывать и перечитывать, право читать что попало, право читать вслух и молчать о прочитанном. Эти правила чтения Пеннак выводит как заповеди и размышляет над каждым из них.

Но главную мысль автор проносит через всё эссе — любви по принуждению не бывает! Детское нежелание читать — это не следствие плохих способностей или излишней тяги к телевизору. Всё дело в страхе: быть осуждённым за непонимание или получить плохую оценку.

7. «Ваш непонятный ребенок: психологические прописи для родителей», Екатерина Мурашова

Екатерина Мурашова — известный семейный и возрастной психолог, писатель и преподаватель. Ее книга «Ваш непонятный ребенок» посвящена проблемам воспитания и психологического развития детей дошкольного и школьного возраста.

Гиперактивность, агрессивность, застенчивость, трудности школьной адаптации, неуспеваемость. Автор рассказывает много маленьких историй о разных детях и их сложностях. И о том, как родителям находить общий язык в самых сложных ситуациях.

В одном из интервью Екатерина Мурашова поделилась наблюдением: «Нет никакого критерия, сколько времени нужно проводить с ребенком. Нигде не сказано, что столько-то времени уделять — нормально, столько-то — мало, а столько-то — много. Поэтому идея, что можно не волноваться, что я уделяю ему мало времени или наоборот — стоит волноваться, что я уделяю ему мало времени, все это находится исключительно в голове отдельно взятого родителя».

8. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Борис Никитин

В 80-е годы вышла книга «Ступеньки творчества» Бориса Никитина. В ней были подробно описаны новаторские игры для развития творческих способностей ребенка. Тогда книга стала настоящим хитом, сейчас она пережила несколько переизданий и дополнений автора. Наверняка вы в детстве занимались «умственной гимнастикой» по методу Никитиных, попробуйте теперь этим заняться и со своими детьми!

В книге вы найдете подробное описание того, как самим сделать игры и как правильно ими играть. Это увлекательное занятие не только для детей, но и для родителей. «Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка».

9. «Тыжемать», Надя Папудогло

Когда у вас только появляется ребенок, к вам привязывается новый негласный статус «ты же мать». «Тыжемать» должна сразу всё знать о здоровье, воспитании и развитии ребенка, принимать и отметать многочисленные советы и каждый день отвечать на миллион новых вызовов. Книга Нади Папудогло без назиданий и правил рассказывает об одном опыте материнства и просто говорит читательницам — «в этой ситуации ты не одна».

Книга «#тыжемать» ценна именно этим — от страницы к странице здесь утверждается право оставаться собой, не тратя силы на погоню за мнимым совершенством. «Я писала эту книгу только затем, чтобы однажды ее прочитала женщина, недавно ставшая мамой. Она с чем-то не справляется, у нее что-то не получается с ребенком, она очень устала. Прочитала и почувствовала, что кто-то рядом такой же, как она».

10. «Семья. Нам здорово быть вместе», Лариса Суркова

Счастливые дети растут тогда, когда их воспитывают счастливые родители. Книга «Семья. Нам здорово быть вместе» как раз об этом. Ее автор Лариса Суркова — практикующий семейный психолог. Она популяризует психологию и в инстаграм — у нее более двух миллионов подписчиков и каждый день она дает советы о том, как сделать отношения в семье здоровыми и комфортными. А еще она мама пятерых детей и пишет книги не только для взрослых, но и для детей.

В книгах Сурковой семья — это фундамент, безопасность, поддержка, якорь, к которому всегда можно вернуться. Но автор уверена, что над гармонией в доме надо работать, чувства между супругами необходимо поддерживать, а взаимоотношения с детьми и родственниками — аккуратно строить. В книге «Семья. Нам здорово быть вместе» вы найдете ответы на вопросы об эмоциональном выгорании, конфликтах и понимании.

11. «Психология для самых маленьких: #дунины_сказки», Лариса Суркова

Еще одна книга Ларисы Сурковой «Психология для самых маленьких: #дунины_сказки» для чтения взрослыми детям. Истории из книги всем знакомы — они о детях, которые любят сладкое и отказываются от супа, гуляют по лужам без резиновых сапог, не хотят делиться своими вещами со сверстниками. Через волшебный текст сказки ребенок начнет знакомиться с миром и будет учиться взаимодействовать с ним.

В этой книге Лариса Суркова описывает те ситуации, которые, пусть один раз, но бывали в каждой семье. Эти рассказы помогут в игровой форме объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо; почему родители иногда устают; зачем нужно уступать своим друзьям и как важно слушаться маму и папу. По аналогии с рассказами из книги вы научитесь сочинять свои собственные сказки о повседневных вещах.

12. «Как любить ребенка: книга о воспитании», Януш Корчак

И не можем не вспомнить в нашей подборке классика педагогики — Януша Корчака. Он известен своими гуманистическими идеями и печальной судьбой. В годы войны он создал Дом сирот, в котором практиковалась система детского самоуправления, а у детей формировались навыки самопознания и самоконтроля. Позже более двухсот воспитанников и их учитель были уничтожены в газовой камере концлагеря Треблинка.

В книге «Как любить ребенка» Корчак выводит несколько принципов воспитания детей. И один из главных состоит в том, что — родитель, воспитатель, учитель должен любить детей. Также он ведет речь о том, насколько важно предъявлять ребенку реально выполнимые требования, о том, что нужно общаться с ребенком, учитывая его возраст, о том, что нужно уважать ребенка, но и не забывать о правах и возможностях воспитателя.


На самом деле не так уж и важно, сколько книжек о воспитании вы прочитаете. Гораздо важнее применять любой книжный опыт с осторожностью, вниманием и огромной любовью к своему ребенку.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Новая эра детского образования

Группа членов АРА, заинтересованных в дошкольном образовании, объединилась с одной целью: создать мир, в котором каждый маленький ребенок будет иметь равный доступ к недорогому, высококачественному дошкольному образованию и уходу.

И они знают, что предстоит пройти долгий путь, прежде чем это станет реальностью.

Как члены Рабочей группы APA по психологии в дошкольном образовании и уходе, они работают над тем, чтобы психология занимала место за столом в формировании растущей области дошкольного образования и ухода, а также над тем, чтобы многие организации APA, которые иметь дело с маленькими детьми работать вместе и с другими национальными организациями.

«Мы знаем, что психологи имеют долгую историю работы с маленькими детьми, но совпадение ряда событий увеличило потребность в этой области, а также увеличило возможности и проблемы», — говорит Барбара Ханна Васик, доктор философии, работающая председатель группы и председатель Совета по вопросам образования APA.

Резкие демографические изменения в Америке привели к тому, что о большем количестве детей заботятся вне дома. Важнейшим фактором является то, что постоянно растущий процент матерей выходит на рынок труда, особенно после принятия законодательства о социальном обеспечении для работы. В то время как спрос на дошкольные программы продолжает расти, существует острая нехватка качественных программ, использующих методы, соответствующие развитию.

В ответ на растущую озабоченность родителей, правозащитных организаций и школ по поводу нехватки и дороговизны хороших программ, «в большинстве штатов теперь есть какие-то инициативы дошкольного образования для детей младшего возраста, и количество этих программ быстро растет», — говорит Донна Брайант. , доктор философии, старший научный сотрудник Центра развития детей Фрэнка Портера Грэма при Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл.

Обоснование этих государственных инициатив, по словам Васика, «основано на важности предоставления детям из групп риска качественной дошкольной среды, которая может повысить их компетентность и снизить риск неуспеваемости в школе».

И по мере увеличения числа программ «многие ищут совета в том, как максимально эффективно использовать скудные доллары», — говорит Шэрон Линн Каган, доктор философии, непосредственный бывший президент Национальной ассоциации воспитателей детей младшего возраста ( NAEYC) и профессор политики в области раннего детства и семьи в Колумбийском университете.

Рабочая группа считает, что для психологов настало подходящее время предоставить руководство, основанное на надежных научных исследованиях и теориях.

«Очень тщательное лонгитюдное исследование всех аспектов развития ребенка пришло к выводу, что то, что происходит в течение первых пяти лет жизни, действительно имеет решающее значение для будущей успеваемости и успеха», — говорит Руби Таканиши, доктор философии, президент Фонда детского развития и член рабочей группы. «А поскольку более 50 процентов детей с младенчества находятся под какой-либо опекой вне дома, качество этого опыта и людей, которые заботятся о них и воспитывают их, — это целая область социального кризиса».

Продвижение качественных программ

Недавние результаты «Исследования стоимости, качества и результатов» — лонгитюдного исследования качества детских садов, проведенного ведущими исследователями, показывают, что дети, которые посещали дошкольные программы более высокого качества, оценивались по их учителей, у которых меньше проблемного поведения, более позитивные отношения со сверстниками и лучшие когнитивные навыки и внимание во втором классе. И положительное влияние качественной программы было еще более выраженным для детей из групп повышенного риска.

Тем не менее, то же исследование ранее показало, что около 80 процентов дошкольных программ были низкого или посредственного качества. А для младенцев и детей ясельного возраста цифры еще выше.

Поскольку доступных качественных программ так мало, доступ к ним неизбежно будет неравным. Таканиши описывает ситуацию как U-образную кривую: богатые могут финансировать уход за детьми и образование в частном порядке, а бедные получают государственную поддержку; в то время как те, кто находится чуть выше черты бедности и принадлежит к среднему классу, с трудом находят доступные и качественные условия для своих детей.

«Это ставит их в невыгодное положение с детьми, у которых был хороший дошкольный опыт», — говорит Таканиши.

И она добавляет, что стремление к стандартам подотчетности и тестированию в государственных школах «делает еще более важным для равных условий, когда они приходят в школу».

Например, в Законе «Цели 2000: образование в Америке», принятом Конгрессом в 1994 году, поставлена ​​цель, согласно которой к прошлому году каждый ребенок должен был пойти в школу готовым к обучению.

«Эти цели не были достигнуты», — говорит Лора Барбанел, доктор медицинских наук, член рабочей группы и совета директоров APA. «Если мы хотим дать нашим детям хорошее образование, они должны быть готовы пойти в школу. Чтобы быть готовыми пойти в школу, они должны получить хорошее раннее образование».

Где может помочь психология

Безусловно, психология играет важную роль в обеспечении качественного образования и ухода за детьми младшего возраста.

«Вся эта область представляет собой замечательную смесь различных течений психологии, представленных управлениями APA», — говорит Барбанель. «Это вопрос практики, вопрос рынка, вопрос науки, вопрос образования и вопрос общественного интереса».

Эти члены АПА и их коллеги (см. вставку) предлагают множество областей, в которых психологи могут внести свой вклад:

  • Определение качества. Вместе со специалистами по раннему развитию психологи должны четко определить компоненты качественной программы. В то время как структурные аспекты, такие как соотношение учителей и детей, пространство на одного ребенка в классе и доступные туалеты, важны, программный процесс — то, как учителя и дети взаимодействуют друг с другом, — не менее важен и его гораздо труднее измерить.

«И здесь на помощь может прийти психология, — говорит член рабочей группы Флоренс Рубинсон, доктор философии, — чтобы определить и измерить те переменные, которые труднее измерить».

Например, отношения между дошкольниками и их учителями отличаются от отношений детей старшего возраста. Очень маленькие дети нуждаются в большей поддержке, и качество этих отношений связано с их успеваемостью.

  • Разработка соответствующих программ. Психологи должны продолжать помогать в разработке программ дневного ухода, профилактики и вмешательства, соответствующих уровню развития ребенка. И по мере того, как все больше школ охватывают 3- и 4-летних детей, школьные психологи могут гарантировать, что эти усилия по обучению детей младшего возраста будут не просто нисходящим расширением программ начальной школы, но и прочно основаны на психологических исследованиях и теории, чтобы отразить уникальные потребности детей младшего возраста. .

  • Совершенствование инструментов оценки.

    По мере того, как все больше детей будут получать дошкольное образование и уход, будет возрастать потребность в оценке детей на предмет задержки развития и потребности в психическом здоровье.

«Оценка очень специализирована в отношении детей, потому что, хотя многие понимают, что их оценивают, они еще не приобрели поведения, необходимого для соблюдения», — говорит Рубинсон. «Мы должны быть осторожны, поскольку развитие может происходить спорадически, — предостерегает она, — мы не начинаем вешать ярлыки на этих детей так рано и наблюдаем за детьми на постоянной основе».

Профессионалы должны быть осведомлены о различных видах инструментов и их ограничениях, используемых с детьми дошкольного возраста. В качестве руководства Каган выделяет набор рекомендаций по оценке для детей младшего возраста, предложенных Национальной группой по целям в области образования, «которые заслуживают пристального внимания».

  • Удовлетворение потребностей психического здоровья детей. Многие педагоги и персонал дошкольного образования плохо подготовлены к работе с детьми с социальными и эмоциональными проблемами. Дети с поведенческими проблемами часто исключаются из детских садов и попадают в некачественные учреждения, где их потребности до сих пор не удовлетворяются.

Работа с семьями. Поскольку детей направляют к психологам, психологи также будут работать с их семьями. По словам Васик, они могут даже оказывать семейные услуги на дому, когда обращаются к семьям, которым может быть некомфортно в других условиях.

Психологи имеют опыт работы со сложной семейной динамикой, и они особенно необходимы для работы с семьями, отличающимися культурным и языковым разнообразием, отмечает Рубинсон. Психологи также могут помочь персоналу лучше понять эту сложную семейную динамику, добавляет Каган.

«У маленьких детей должна быть определенная преемственность между домом и школой с точки зрения культуры», — говорит Рубинсон. «Дошкольные учреждения и центры раннего детства должны быть очень осведомлены о культурах, из которых происходят дети, и должны сделать переход как можно более непрерывным в культурном отношении».

  • Исследования и применение результатов. «Последние 40 лет или около того исследования психологов о последствиях и влиянии раннего опыта и программ раннего вмешательства действительно внесли очень значительный вклад в государственную политику и государственные инвестиции в программы Head Start и дошкольные программы», — говорит Таканиши.

Но необходимы дополнительные исследования. В недавнем отчете Национальной академии наук «Стремление к обучению: обучение наших дошкольников» содержится призыв к исследованию, в котором тщательно изучаются характеристики программ, которые приносят пользу всем детям; исследование, в котором изучается, как программы могут предоставить более полезные структуры, учебные планы и методы для детей с высоким риском трудностей в обучении; и исследования по оценке как детей, так и программ.

Просто опубликовать исследование недостаточно. «Если оно не войдет в реальную педагогическую практику в программах для детей младшего возраста, — говорит Каган из Колумбийского университета, — исследование не поможет детям». Это может означать небольшую дополнительную работу по переводу результатов психологических исследований на язык, понятный непсихологам.

  • Поддержка профессионального развития преподавателей и сотрудников. Все эксперты по дошкольному воспитанию согласны с тем, что существует серьезный разрыв между состоянием педагогического образования и оплаты труда и тем, что необходимо для создания высококачественной среды. Например, в нескольких штатах требуется даже среднее образование для воспитателей дошкольных учреждений. В отчете «Жажда учиться» рекомендуется, чтобы каждая группа молодежи имела доступ к учителю со степенью бакалавра.

Но рабочая группа APA предупреждает, что лица, определяющие политику, и администраторы должны будут тщательно продумать шаги, необходимые для выполнения требования о степени. Работники по уходу за детьми являются одними из самых низкооплачиваемых работников в Америке, из-за чего многим будет трудно получить высшее образование даже при финансовой поддержке. Такая низкая заработная плата приводит к высокой текучести кадров и, в конечном счете, к нехватке хороших учителей. Тем временем психологи могут выступать за расширение возможностей профессионального развития для сотрудников дошкольных учреждений и педагогов.

Руководство для роста

Рабочая группа также предлагает APA подумать о руководстве для растущего числа специалистов, работающих с маленькими детьми, их учителями и семьями. Такие рекомендации, скорее всего, касались бы специальных знаний и навыков, необходимых психологам для работы в этой области, — подготовки, которую большинство психологов не получали бы, если бы они не специализировались на раннем развитии детей.

Психологи также должны признать, что «модель работы в дошкольных учреждениях отличается от работы в классах», — говорит Барбанель. Психологи должны тесно сотрудничать с учителями и персоналом, чтобы интегрировать свою работу, и, возможно, им придется использовать методы, нетипичные для детей школьного возраста.

Также необходимо, чтобы психологи работали с различными терапевтами и специалистами по вмешательству, которые окружают ребенка, от учителей до логопедов и эрготерапевтов. Психологи обладают навыками посредничества и групповой динамики, чтобы объединить этих профессионалов и продуктивно работать с родителями.

«Мы много на словах говорим о сотрудничестве и участии семьи, но я хотел бы, чтобы больше профессионалов сотрудничали друг с другом», — говорит Рубинсон. «Цели, которые мы ставим перед детьми, должны быть более интегрированными. Это дает представление о ребенке в целом и о том, что этому ребенку нужно».

Рабочая группа также предупреждает, что хотя маленькие дети получают большую пользу от высококачественного ухода, он не защищает их от последствий плохих начальных и средних школ, районов с ограниченными ресурсами и других социально-экономических трудностей.

«Важно иметь высококачественный уход и образование в раннем возрасте, — говорит Рубинсон, — но это не единственное, что нам нужно делать».

Детская психология | дисциплина | Британика

детская психология

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Жан Пиаже Дж. Стэнли Холл Джером Брунер Бруно Беттельхейм Луиза Бейтс Эймс
Похожие темы:
детские болезни и расстройства психология Стадии морального развития Лоуренса Кольберга детская психиатрия детство

Просмотреть весь связанный контент →

детская психология , также называемая развитие ребенка , изучение психологических процессов детей и, в частности, того, чем эти процессы отличаются от процессов взрослых, как они развиваются от рождения до конца подросткового возраста, и как и почему они отличаются от одного ребенка к другому. Эту тему иногда объединяют с младенчеством, взрослой жизнью и старением в категорию психологии развития.

Как научная дисциплина, имеющая прочную эмпирическую основу, детские исследования появились сравнительно недавно. Он был начат в 1840 году, когда Чарльз Дарвин начал записывать рост и развитие одного из своих детей, собирая данные так, как если бы он изучал неизвестный вид. Аналогичное, более подробное исследование, опубликованное немецким психофизиологом Уильямом Прейером, предложило методы для ряда других исследований. В 1891 Американский психолог-педагог Г. Стенли Холл учредил Педагогическую семинарию , периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике. В начале 20 века разработка тестов интеллекта и создание детских клиник определили область детской психологии.

Ряд выдающихся психологов 20-го века, среди которых Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн и дочь Фрейда Анна Фрейд, рассматривали развитие ребенка главным образом с психоаналитической точки зрения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts