Донаучная психология. Психология общения. Этикет. Развитие ума.
Atma-spb.ruПсихология | http://roll-service.by — акции
17.07.2012 | Видео
Донаучная психология — это познание другого человека и самого себя конкретно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Тут деятельность и познание слиты воедино, обусловленные необходимостью осознавать другого человека и предвидеть его поступки. Источником познаний о психике в донаучной психологии выступают: личный опыт, возникающий из наблюдения за иными людьми и самим собой; общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколение. Такое познание не систематизировано, неотрефлексировано, потому нередко вообщем не осознается как познание.Донаучная психология — это познание другого человека и самого себя конкретно в процессах деятельности и взаимного общения людей, — процессах, все усложняющихся в протяжении всей людской истории.
Первым, кто заговорил о измерении в психологии был немец Вольф, который считал, «что можно измерить величину наслаждения осознаваемым нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить». В том же веке эта мысль психометрии смутно высказывалась философами, естествоиспытателями, математиками, хотя и не повлекла за собой непосредственных измерений.
Эстонский психолог К. Рамуль собрал ряд интересных фактов, свидетельствующих о исследованиях еще в XVIII веке, которые очевидно подходят под категорию экспериментально-психических. В качестве примера одной из первых и притом практических заморочек психического измерения можно привести проблему «личного уравнения» (ее начало — 1796г.). Идущее из XVIII века мировоззрение о том, что измерение — важная, ежели не единственная цель хоть какой науки, было лейтмотивом начала экспериментальной психологии и того периода, когда она реально стала складываться в особую область научного исследования. Организатор одной из первых психических лабораторий Ф. Гальтон писал тогда: «Психометрия — значит, искусство охватывать измерением и числом операции ума, как к примеру, определение времени реакций у различных лиц… Пока феномены какой-нибудь области познания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки». К настоящему времени нет, пожалуй, ни 1-го вида людской деятельности, который не стал бы объектом психического исследования.
Донаучный период заканчивается приблизительно в VII-VI веках до н.э., другими словами до начала объективных, научных изучений психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на бессчетных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). 2-ой, научный период начинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а поэтому он получил условное заглавие философского периода.
В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной фактически для хоть какого исторического исследования, появляются некие разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Время от времени появление самостоятельной психической науки связывают со школой В.Вундта, другими словами с началом развития экспериментальной психологии. Но психическая наука определилась как самостоятельная значительно ранее, с осознания независимости собственного предмета, уникальности собственного положения в системе наук — как науки и гуманитарной и естественной сразу, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета исследования в университетах уже в конце XVIII — начале XIX веков.
Таковым видом, правильнее гласить о появлении психологии как самостоятельной науки конкретно с этого периода, относя к середине XIX века становление экспериментальной психологии. Но в любом случае нужно признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. В протяжении наиболее чем 20 веков психическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психических изучений, и взаимоотношение психологии с иными науками.
Из истории донаучной психологии — Психологос
Раздел 1.
Введение в психологиюЛекция 1 (2.09.97)
Клод Леви-Стросс изучал древние мифы и легенды. Мы не вполне понимаем их, мы воспринимаем эти мифы и легенды подчас как загадки, как вопросы, на которые надо найти ответы. Пытаемся эти мифы расшифровать, узнать что за ними стоит. Так вот Леви-Строс однажды сообразил: вот это положение «миф-загадка», «миф-вопрос» надо перевернуть. Он говорит: «Миф (древняя легенда, древний текст) — это некий ответ на вопрос, который мы пока ещё не задали. Когда зададим вопрос – поймём ответ». Вот, что имеет ввиду Леви-Строс. Про конспект общей психологии вы должны знать главное: конспект – это совокупность ответов на те вопросы, которые вы пока себе даже не задавали. Эти вопросы могут возникнуть в будущей профессиональной жизни.
Сначала будем говорить на языке, который способен сопоставить психологию житейскую и научную.
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки
Вступление
Фильм «Лекции В.
В. Петухова» Термин «Психология» состоит из двух слов: «pshyche» и logos». Оба эти слова восходят к древним грекам. Перевод первого слова «pshyche» для грека – душа. А для нас пожалуй, более скромно, но и более точно – психика. Кто знает греческую мифологию, тот вспомнит о том, что Психея – легендарная героиня древних греков, невеста одного из богов Эроса. Она родилась как смертная, а в течении своей жизни стала бессмертной. Вот таковое отношение древних греков к слову душа. Кем бы ты не родился, ты можешь обессмертить себя, можешь стать вечным. Слова нашему уху не очень привычные.Второе слово – «logos». Пожалуй, не менее важное, во всяком случае, не менее интересное для нас. Имеет одновременно несколько значений. Обычно «logos» переводят на русский язык как «слово», но это будет не точно. Более точные варианты перевода: «разумное слово», «осмысленное слово». То есть «logos» это слово, позволяющее что-то осмыслить, что-то понять. Мы могли бы вновь шагнуть через века и сказать, что для нас «logos» будет переводиться как «понятие», ведь любое понятие и есть осмысленное разумное слово.
Понимание, осмысление, изучение – это всё разные значения слова «logos».И тогда, если переводить слово «психология» вместе, объединить эти два слова вместе, то получится, древний грек сказал бы: «разумное осмысленное слово о душе». А мы с вами сказали бы гораздо скромнее: «наука о психике». И скажем сразу, что наука эта сравнительно молодая и, конечно, древние греки и их последователи много рассуждали о душе, но сейчас слово душа в каком-то смысле уже ушло из науки по разным причинам. И начиная с последней трети прошлого века, а именно, с 1879 года, психология возникает как самостоятельная научная дисциплина. Причём заметим сразу же, что первая психология ориентируется на науки естественные, такие как физика, химия биология. И вот этот подход – естественно-научный подход, был для психологии основным. Мы скажем, что сегодня это не только так. И ведь действительно, психология не может быть только естественной наукой, психология это, конечно, и гуманитарная наука.
Сколько существует факультет психологии МГУ, столько деканы просят ректора сделать их естественными факультетами. Это во многом изменило бы статус факультета. И тем не менее ректоры всегда отвечают, что психология стремится быть естественной, но при этом всегда остаётся гуманитарной.
Как только мы рассмотрели термин «психология», дадим сразу определение психики – хотя это немножко огрублять суть дела. И всё же, определённое понимание психики универсально, его признает каждый. Для начала выделим две характеристики психики:
- Отражение. Психика — есть субъективное отражение реальности, отражение мира, в котором субъект , например человек, живёт и действует. О чём бы мы не говорили, о восприятии, о памяти, о мышлении и т.д. это всё отражение.
- Регуляция. Это функциональная характеристика. Слово функция – это ответ на вопрос «Зачем?». Психика нужна для регуляции собственного поведения. Роль психики – управлять собой.
И если эти два слова отражение и регуляция вновь соединить, то мы получим такое определение. Психика – это отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней (для управления своим поведением). Психикой обладает не только человек. Психикой обладает субъект: как человек, так и животное.
Но если мы отважились дать хотя бы грубое определение психики, то, продолжая ряд, дадим определение сознания. Именно сознание было первым предметом научной психологии. В школьных представлениях о философии, в курсах обществоведения, например, встречается определение: сознание суть высшая форма психики. Обе характеристики (отражение и регуляция) надо ещё раз уточнить, но теперь это будут характеристики сознания:
- Отражение. Если мы говорим о сознании, то оно связано со способностью отражать не только мир, но и себя в этом мире. Сознание – это способность дать (субъективный) отчёт о себе. Если наш субъект может что-то рассказать о себе (о переживаниях, впечатлениях и т.д.), то значит, этого субъекта можно изучать. Именно тогда же в 1879 году основатель научной психологии — немецкий учёный Вильгельм Вундт, не просто строил науку о сознании, он опирался на определённый метод. Если сознание можно изучать, то надо спросить: «Как изучать? Каким методом?». Первый метод научной психологии был назван – интроспекция (смотрю внутрь, наблюдаю себя). По-русски иногда переводят, и это отчасти правильно, интроспекция – самонаблюдение . Это и есть в самом широком смысле возможность дать отчёт о себе.
- Регуляция. Сознание в мировой психологии многозначный термин, а в отечественной (пока давайте опираться именно на неё), сознание считается характеристикой только человека. Ну, хотя бы потому что только человек может дать отчёт о себе. Но не только поэтому. Это функциональная характеристика. Зачем необходимо сознание? Сознание необходимо для регуляции совместной деятельности людей. «Со» плюс «знание» — совместное знание . Для того, чтобы действовать совместно необходимо сознание.
Сознание – есть представление субъекта о мире (и своём месте в нём), связанное со способностью дать отчёт о своём внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности людей.
Посмотрим на слово психология ещё раз. Слово «logos» имеет ещё одно значение. Даже житейски, начиная с тех же древних греков, его переводят как «разумное устройство» или «разумная организация». И тогда психология – есть разумная организация психики (разумная организация психических черт). У каждого из нас есть масса психических черт (свойств, качеств), и поэтому у каждого из нас своя психология.
И когда мы используем слово «психология» в таком значение, то имеем ввиду индивидуальный портрет психики каждого. И это второе значение подчас заменяют такими словами как характер (темперамент, менталитет). Менталитет это буквально «строение психики». Все эти слова можно объединить в одну группу и назвать – индивидуальностью.
Индивидуальность есть совокупность всех психических черт, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Конечно, индивидуальностью, как и психикой, обладает не только человек, но и животное. У тех кто любит животных или содержит их, например, у сотрудников зоопарка, конечно, есть развёрнутое представление об индивидуальности их питомцев. Иногда все посетители зоопарка кажутся им на одно, лицо, а вот животные, которых любишь и за которыми ухаживаешь, обладают индивидуальностью. И тогда мы, сами того не заметив, можем подвести маленький итог.
Наука о психике и сознании, о психических процессах, где рассматривается любой субъект, сегодня именуется общая психология. А вторая ветвь, там, где рассматривается индивидуальность – психология индивидуальных различий, дифференциальная психология. Эти две ветви всегда дополняли друг друга. Есть представление о человеке вообще и, конечно, должно быть представление об индивидуальных особенностях каждого.
Раз есть два значение у слова психология, то конечно, как минимум два значения должно быть у слова психолог. Первое значение ясно – представитель науки. Есть, конечно, и второе. Помимо научного есть и житейское значение, в котором психологом является каждый человек, потому что в общении с другими каждый вынужден быть житейским психологом. Соответственно и психология всегда будет не только научной, но и житейской. Между ними не надо устраивать конкуренции. Научная психология сравнительно молода, а житейская всегда существовала и всегда будет существовать. Мы всю эту тему посвятим сравнению психологии научной и житейской.
Вопрос 1. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологииДля того, чтобы разговор был структурирован , попробуем опереться на цитату одного крупного психолога, работавшего в нашей стране, одного из основателей психологии в нашей стране. Это Сергей Леонидович Рубинштейн, который известен, прежде всего тем, что написал один фундаментальный учебник по общей психологии – «Основы общей психологии».
Сергей Леонидович, открывая нам путь в психологию, говорит следующее: «Психология и очень древняя и очень молодая наука. Она основана на тысячелетиях житейского опыта, столетиях философских размышлений и десятилетиях точной экспериментальной науки». Родина научной психологии это город Лейпциг, Лейпцигский университет.
Из истории донаучной психологии (психологическое знание внутри житейской практики)
Житейскую психологию, прежде всего, интересуют индивидуальные различия. Психология начинается с дифференциальной, с интереса к конкретному человеку. Здесь нам просто обязательно назвать имя древнего грека Теофраст (Феофраст), который известен нам как автор книги «Характеры». Приведу несколько отрывков из этой книжки. Сразу же скажу следующее, наверняка, каждый по-своему знаком с психологическими тестами . Тест это всегда определение какой-то черты, которую иногда исследователь скрывает от того, кого тестирует. Для определения черты надо описать (в конкретных положениях, с которыми надо согласится или нет) проявления этой черты в различных ситуациях, описать способы поведения. Точно также действует и древний грек Феофраст. Он в каждом маленьком отрывке про человеческий характер даёт определение черты, а потом описывает как поведёт себя человек в этой конкретной ситуации. Отрывки из книги Теофраста «Характер»:
Суетливость мы определим, пожалуй, как излишнее усердие в речах и действиях. А суетливый вот какой человек. Он дает обещания, которые потом не может выполнить. Он один выступает с возражениями, несостоятельность которых очевидна. Если врач запрещает что-то давать больному, он все-таки дает это, говоря, что хочет испытать – поправится ли он. Собираясь принести клятву, он объявляет присутствующим: «Не впервой мне, я уже много раз клялся».
Тщеславие определим как низменное стремление к почету. А тщеславный вот какой человек. В гостях за обедом он старается занять место рядом с самим хозяином. Возвращая взятую в долг меру серебра, он старается отдать ее целиком новой монетой. После торжественного шествия с всадниками он велит рабу отнести домой все вещи и снаряжение, а сам, накинув гражданский плащ, но в шпорах, красуется, разгуливая по рынку.
Грубость есть резкость при обхождении, проявляющаяся в речах. Вот какой человек грубиян. На вопрос где такой то, он отвечает: «Оставь меня в покое». На приветствия он не отвечает. А случись ему что продавать, то не объявит, почем продает, а спрашивает у покупателей, что те дадут. Людям, из уважения посылающим ему подарки к празднику, он говорит что вовсе, мол, не нуждается ни в каких подарках. Он не принимает извинений, если прохожий его нечаянно заденет, толкнет или наступит ему на ногу. Споткнувшись на улице о камень, он готов и этот камень осыпать проклятиями. Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может.
В книге Теофраста мы встречаем различные индивидуальные портреты. Это первый этап дифференциальной психологии: описать факт, прежде чем его обобщить.
В качестве другого примера приведем источник из истории восточной. Есть книга «Цза-цзу-ань», которая пишется из века в век, которая началась в древнем Китае. На русский ее название можно перевести как «Заметки о разном». Еще один вариант перевода: смесь, кое-что кое о чем, различные разнородные факты. Слово «смесь» здесь не случайно. Слово «смесь» или «смешиваю» – это латинское слово «темперамент». Темперамент значит – смешиваю в различном соотношении.
Древние китайцы в отличие от Теофраста помимо индивидуальных портретов описывают и эмоциональные состояния. Помимо ответа на вопрос: «Чем я отличаюсь от других», они также дают ответ на вопрос: «Как управлять собой, своими эмоциональными состояниями».
Отрывки из книги «Цза-цзу-ань»:
Умен. Тот, кто тверд в своих стремлениях, кто умеет хранить тайну, дружит с умными людьми, вовремя спохватывается.
Неразумно. Не объяснив в чем дело бранить, человека. Не зная сути дела, поступать как другие. Стараться выгадать на мелочах.
Из желания показать себя. Увидев у кого-то книгу, тут же выхватит ее и листает. Если двое дерутся, поддаст одному под бок. Если спорят – лезет судить, кто прав, кто неправ.
Заметим, что черта «из желания показать себя» у Теофраста описывалась как «тщеславие». А у основателя психоанализа Зигмунд Фрейда черта «из желания показать себя» или «из желания обратить на себя внимание» называется «истерия». Так у житейских терминов рано или поздно появляются свои научные аналоги.
Житейская психология часто использует метафорическое сравнение. Чтобы дать характеристику человеку его сравнивают с животным, растением, иногда предметом. А психоаналитик Фрейд скажет, что это элементарные проекции.
Рассмотрим метафоры из древнекитайской книги «Цза-цзу-ань»:
Очень напоминает столичный чиновник тыкву: растет незаметно и быстро. Уездный начальник – тигра: чуть шевельнется – жертвы. Монахиня – мышь: вечно прячется.
А не было ли тогда же попыток обобщить весь этот материал? Первая типология или классификация темпераментов (от слова «смесь», смешиваю в определённом соотношении) принадлежит уже не древнему греку, а древнему римлянину, основателю медицины — Гиппократу. Что интересно, Гиппократ основатель медицины, но не психологии. То, что сейчас мы вспомним из Гиппократа, не касалось психики, а термины сохранились и сегодня приобрели психологическое содержание. Гиппократ говорил о смешении жидкостей в теле человека, а поскольку был врач, то говорил не только о здоровых людях, но и о больных. Таких жидкостей четыре и их названия – кровь (сангва), слизь (флегма), желчь (холе) и чёрная желчь (меланхоле).
Кто-то может вспомнить, что гораздо более поздний ученик Гиппократа Гален дал психологическое определение темпераментам. Философ Кант взял эти четыре слова для обозначения простых темпераментов, он доказал, что темпераментов должно быть только четыре. Многие писатели дали нам характеристики типов темперамента.
В научной психологии основания для выделения типов изменились. Современный физиолог скажет, что темперамент основан на свойствах нервной системы. Но удивительно, что Павлов будет выделять свойства нервной системы , затем выделит типы нервной системы, типов окажется четыре, настанет пора их назвать и опять будут гиппократовские слова.
Типологию темпераментов построил Айзенк. Существуют опросники на типологию. После Второй мировой войны он изучал солдат невротиков с эмоциональными расстройствами. А затем расширил поле своего исследования и применял современную технику анализа индивидуальности – факторный анализ (это математическая техника, но придумал её психолог, а психофизиолог Айзенк эту технику использовал). Назначение техники: сначала существует много свойств (разнообразных способов поведения), а математическая процедура позволяет их обобщить, позволяет выделить фактор более общего порядка, свести частные проявления к общим. Айзенк 20 лет терпеливо изучал темпераменты своих испытуемых и пришёл к тому, что есть два фактора определяющих темперамент вообще. Мы встречались с этим уже у Феофраста и в «Цза-цзу-ань»: один фактор содержит два полюса (плюс и минус), двоичный или бинарный фактор. Умен, не умен, удовольствие, не удовольствие. У Айзенка первый фактор – эмоциональная устойчивость, а в противовес – неустойчивость (или нейротизм). Второй фактор – его название было известно задолго до Айзенка, название этому различию предложил Юнг — ученик и сотрудник Фрейда. В начале века Юнг пишет книгу «Психологические типы». Он обращается к истории философии, литературы, живописи, поэзии и замечает одну важную деталь – всегда люди выделялись парами: Платон и Аристотель, Гёте и Шиллер. Юнг замечает, что существует некоторая дополнительность в отношениях человека с миром: одна направленность на мир (вовне, к миру, к природе, к другим людям) – экстраверсия. И есть, напротив, направленность к себе (на себя, внутрь) – интроверсия. Это и есть второй фактор, который был выделен также и Айзенком: экстраверсия-интроверсия.
20 лет человек работал и получил в результате 4 типа темпераментов:
- эмоционально устойчивый экстраверт — сангвиник,
- эмоционально устойчивый интроверт – флегматик,
- эмоционально неустойчивый экстраверт – холерик,
- эмоционально неустойчивый интроверт – меланхолик.
По Айзенку вовсе не следует думать, что какой-то человек является только одним типом. Всегда есть определенный индивидуально-конкретный случай или портрет.
Крупным житейским психологом обязательно является каждый человек, создающий произведение искусства. И вот что интересно, крупные открытия в психологии сначала совершались в искусстве, а потом они как бы заново воссоздавались в науке.
Классикой мирового авангарда в нашем веке считается Джеймс Джойс с романом «Улисс». Роман удивителен тем, что это попытка записать внутреннюю речь человека (там даже несколько человек, хотя их не много) в течении одного дня. Человек что-то делает, встречается со своими друзьями и т.д. Постоянно описывается субъективный отчёт. Не интроспекция по Вундту, а что-то другое. Юнг в начеле 30-х по просьбе своих друзей-литераторов читает роман Джойса, вышедший в 1922 году. Юнг читает этот роман и находит у себя следующие переживания: «Это настолько скучный роман, скучный и кроме того задевающий мою эмоциональную сферу. Автор как бы задался целью меня разозлить!» В какой-то момент Юнг заснул, потом как опытный аналитик, проснувшись, посмотрел на каком месте заснул и сделал выводы. Когда он проснулся и был уже близок к тому, чтобы сделать вывод, он говорит: «Простите, но если надо мной так издеваются, я вообще-то говоря психиатр, я сейчас поставлю диагноз. Ещё немного и я автора назову больным шизофренией». Но что-то удержало его, и он сказал себе: «А вдруг этот роман мне непонятный является произведением искусства? Мне непонятно, но если это произведение искусства – мне запрещено ставить психиатрический диагноз, я должен сменить вопрос. Вопрос тогда вовсе не в том, кто написал Улисса, каков был его автор. Более важный вопрос в том, кто будет читателем Улисса, кому этот роман будет интересен». Улисс описал в начале века человека его конца. Юнг говорит: «В конце века появится читатель Улисса». Так совершилось психологическое открытие. Джойс предсказал облик (характер, менталитет) человека завтрашнего дня. Юнг говорит: «Джойса поймёт тот, кто сможет совместить в своём сознании позиции главного героя, сына, жены (все она представлены в романе своей внутренней речью) их разные миры, тому будет интересен роман». Он описал современных программистов. С психологической точки зрения это и есть те люди, которые в одном сознании могут совместить различные позиции, разные виртуальные реальности. На языке начала века – это были больные шизофренией. На языке конца века – люди с новым сознанием.
Психология и философия или психология внутри философии
Каждый философ неизбежно является и психологом. Настоящий философ ищет ответ на вопрос: «Почему мир устроен так, а не иначе»? Философа обязательно интересует: «А кто субъект? Кому принадлежит такая, а не другая картина мира?». Почти все психологические понятия (психика, сознание, личность, рефлекс) пришли из философии. И факультет психологии когда-то был отделением философского факультета. Мы возьмем только двух, но зато ярких философов древней Греции Платона и Аристотеля. Кстати по мнению Юнга это типовая пара (Платон — экстраверт, Аристотель – интроверт). И зададим каждому три вопроса: Что такое душа? Какова стратегия (общее направление) познания души? Какова тактика (конкретные приемы) познания души? См.→
Сознание как первый предмет психологии
Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон. Психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3). См.→
Psy 101 lec1
Psy 101 lec1Реклама
1 из 33
Верхний обрезанный слайд Скачать для чтения в автономном режимеОбразование
yahoo14 3. webs.com
Реклама
Реклама
Реклама
Psy 101 lec1
- Введение в психологию Название курса: Введение в психологию Код курса: PSY-101 По: Мухаммад Билал Юнас 0323-6168636
- Цели: По завершении этой лекции студенты будут в состоянии понять, как психология приобрела статус социальной науки, переживая различные периоды истории.
- Определение психологии Слово «психология» происходит от двух греческих слова «Психика и Логос» Психея означает «Душа/Дух/Разум», а Логос означает «Знание» Психология выступает за знание разума/души Психология – это наука о разуме и поведении
- Предмет психологии Предметом психологии является A-B-C А означает аффект B означает поведение (открытое и скрытое). Поведение) C означает- Познание
- Психология для экостудентов? Понимание склонности людей вести себя в определенные подходы к различным ситуациям позволяет нам многое возможность создать эффективность и успех. Если мы сможем лучше понять, почему люди делают то, что они делать, и как они реагируют при определенных обстоятельствах, мы можем создать возможности для достижения успеха и процветать, основываясь на своих сильных сторонах.
- Промышленная/организационная психология Эти психологи заинтересованы в том, чтобы работник/бизнес более эффективным. Они способствуют успеху организации, улучшение работоспособности и самочувствия своего люди.
- Исторические основы психологии Корни психологии можно проследить до некоторых полмиллиона лет. Первобытные люди предполагали, что поведение было вызвано присутствием добра и зла души . Людей интересовало поведение других людей на протяжении всей истории, так что корни психологии можно найти в философии, религии и науке.
- Можно разделить исторический период на два периода Донаучный период Научный период
- Донаучный период Некоторые из наших современных представлений о разуме пришли из древних Греция. Термин «психология» произошел от греч. слова «психея» (душа) и «логос» (знание). Это со временем стало означать «изучение разума». Донаучный период можно разделить на три под периоды.
- i) греческий период ii) Средневековье iii) Исламский период
- Греческий период Некоторые ранние греческие философы рассматривали Психею как вещество. Считалось, что это вещество контролирует тело. Некоторые греческие философы: Гиппократ (430 г. до н.э.): греческий врач Гиппократ. считал, что личность состоит из четырех темпераменты, и эти темпераменты находились под влиянием присутствием «гуморов или жидкостей» в организме. Проблема, интересовавшая ранних греческих философов, была отношения между «душой» и телом.
- Греческий период Платон (427-347 гг. до н.э.) Он подчеркивал контролирующее влияние души или разума. Он постулировал теорию дуализма разума и тела и считал, что пока душа остается в тело, человек жив, и когда оно покидает тело, человек умирает.
- Греческий период Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Отвергал теорию Платона и предположил, что разум есть функцией самого тела, точно так же, как зрение является функцией глаз. Его концепция разума как функции телесных процессов была важный шаг на пути превращения психологии в наука. В конце концов внимание переключилось с чистой спекуляции на разум к изучению организма.
- Средние века Плотин (205-270): На него повлияли мысли Платона и Аристотеля. Он пытался понять религиозные убеждения через рассуждения. Св. Августин (354-430): Будучи христианским философом, он считал, что человек бытие есть взаимодействие души и тела.
- Средние века Он был основоположником интроспективного метода. Он считал, что человек может понять свою собственные внутренние переживания.
- Исламский период Если представления современных психологов о психическом здоровья, мы узнаем, что это на основе взглядов исламских философов и мыслители. Мусульманские философы описали принципы жизнь в свете Корана и Сунны.
- Исламский период Здесь можно кратко описать мусульманских философов. вписать в историю психологии. Алкунди (803-873): Он был великим арабским философом. Он считал, что наши души произошли от души Бога. Согласно для него наше настоящее счастье заключается в разуме и Духовная жизнь.
- Исламский период Он пытался соединить религию и философию как искать реальность; философия фокусируется на теоретических аспектах тогда как религия делает акцент на действиях. Аль-Фараби (870-950) Он написал более 80 книг на различные темы. Он считал, что человек состоит из тела и души, которые принадлежат Богу.
- Бог бессмертен и превыше всех человеческих мыслей. Фараби находился под влиянием учения Платона и Аристотель. Ибн-э-Сина (980-1037) Он был врачом, поэтом и психологом одновременно. По его словам, есть три вида ума. : Человеческий разум, Животный разум и Растительный разум.
- Только Человеческий разум обладает разумом и интеллект. Он сказал, что физическое заболевание может быть лечиться лекарствами, но психические заболевания могут быть лечится психологически религией. Он думал, что тело не имеет связи с разумом; тело погибает, но разум остается живым.
- Имам Газали (1058-1111) Он написал ряд книг о религии. Согласно к нему одержимые любовью к Богу и идущие правильный путь не связываться с психическими расстройствами. Поэтому он также поручил людям следовать правильный путь.
- Он сказал, что этот мир — место действия и жесткого работать, и никому не позволялось бездействовать в жизни. Он видел, что человека узнавали по его действиям. Он делал акцент на воспитании детей. Он сказал возможности детей должны быть оценены для правильного образование. Он считал, что психические заболевания вызванные негативными эмоциональными проблемами и одним следует избавиться от них.
- Аллама бин Халдун (1332-1406) Он предложил теории социальной психологии и объяснял человеческие убеждения, предрассудки, взгляды и другие предметы. По его мнению, религия влияет на сознание человека. и всю жизнь.
- Шах Вали Улла ( 1702-1763) Он написал много книг и глубоко изучил человеческий ум и поведение. Он открыл причины психических расстройства и лечили их. По его мнению, происходит конфликт между позитивным и отрицательные силы в человеческом уме и здоровом личность развивается только путем установления баланса ч/б обоих. Если иррациональные идеи в избытке, страдает психическое здоровье.
- Научный период Этот период можно разделить на два подпериода: 1. Период Возрождения: Ниже приведены важные фигуры этого периода:
- Фрэнсис Бэкон (1564-1642) Он был основоположником современной науки. Он отделил науки от религии и философии. Он предложил несколько теорий об образовании, привычках и человеческом личность. Он подчеркивал важность наблюдения вместо домыслов.
- Декарт (1596-1650): Он рассматривал организм как сложный механизм которые могут быть активированы светом, звуком и другими раздражители. Хотя у него было весьма неадекватное представление о структуры и функции нервной системы, его изучение человеческого организма привнесло новое понимание психология.
- Джон Лок (1632-1704): Он считал, что мы рождаемся с пустым сознанием в мир, как чистые доски, на которых вся жизнь опыт можно написать. Другое влияние на раннюю психологию оказали биология и физика.
- Чарльз Дарвин (1809-1882): В своей книге «Происхождение видов» в 1859 г. изложил свою теорию эволюции. В своей теории он предположил, что животные и люди демонстрируют поведение, приспосабливается к окружающей среде и помогает им выживание.
- Герман фон Гельмгольц (1820-1894) Он измерил скорость нервного импульса и установил выдвинуть теорию цветового зрения для нашего восприятия музыкальные тона.
- Поль Брока (1860 г.) Французский врач идентифицировал часть мозга (до сих пор под названием «Район Брока»), работающий в качестве центра управления для речь.
- Вебер (1795-1878): Примерно в середине 19 в. века открытия, сделанные в физике породила новую область, известную как «психофизика» Вебер наблюдал взаимосвязь между изменениями физические раздражители и способность человека воспринимать изменения.
- Фехнер (1866): Он исследовал математическую связь между физические и психологические изменения. Впервые было показано, что психологическое явление может быть определено количественно и исследуется научным методом.
Реклама
Должны ли мы датировать начало научной психологии до 1787 года?
Психология восемнадцатого века
Конец восемнадцатого века был замечательным периодом для психологии (Vidal, 2000, 2011; Schwarz and Pfister, 2016). Это было особенно верно для принца-епископства Мюнстера, Германия, где началась новая эра обширной политической, экономической и образовательной реформы (Esser, 1842; Brühl, 19).05), что в конечном итоге привело к становлению психологии как самостоятельной дисциплины в только что основанном Мюнстерском университете. Но были ли эти разработки достаточно новаторскими, чтобы выступать за предвосхищение зарождения научной психологии? 1
В 1762–1780 годах вновь назначенный министр Франц Фридрих фон Фюрстенберг поставил перед собой цель модернизировать сельское хозяйство, государственный бюджет, полицию, армию, юрисдикцию и образование (Esser, 1842). Образовательная часть этих реформ включала основополагающую приверженность психологии, когда Фюрстенберг объявил психологию «основной наукой», которую следует преподавать в каждой школе на территории (фон Фюрстенберг, 1776). Вскоре после этого Фюрстенбергу было предоставлено право основать университет в городе Мюнстере (Пипер, 19 лет).02). В соответствии с традиционными процедурами основание университета было санкционировано Папой Климентом XIV, а затем ратифицировано императором Священной Римской империи Иосифом II. Сам университет был открыт в 1780 году и состоял из четырех канонических факультетов: философии, обеспечивающей общее образование для всех студентов, и трех прикладных факультетов: юрисдикции, медицины и теологии.
Первый профессор, преподававший философию в Мюнстере, Алоис Хавичорст (1737–1783), внедрил уроки психологии в свои занятия по метафизике, следуя, таким образом, общепринятым научным таксономиям того времени (Meier, 1757). Однако это положение дел изменилось, когда его преемник Фердинанд Юбервассер (1752–1812) был назначен профессором философии в 1783 г. (Schwarz and Pfister, 2016; см. также Carus, 1808; Bödeker, 2003).
В отличие от типичных взглядов своих современников, Юбервассер не включал психологию в область метафизики, а скорее следовал призыву Фюрстенберга концептуализировать психологию как самостоятельную науку. Соответственно, он изменил наименование своей профессорской должности на «Профессор эмпирической психологии и логики» (нем.: «Professor für empirische Psychologie und Logik»; позже также: «Психология и метафизика»; Schwarz and Pfister, 2016). Наконец, в 1787 году он издал замечательный учебник под названием « Инструкция по регулярному изучению эмпирической психологии для кандидатов философии в Мюнстерском университете » (нем.: «Anweisungen zum regelmäßigen Studium der Empirischen Psychologie für die Candidaten der Philosophie zu Münster»).
В своем учебнике Юбервассер изложил методологические основы научной психологии, за которыми последовал широкий обзор соответствующих психологических явлений, начиная от восприятия и памяти и заканчивая мотивацией, эмоциями и волей (Ueberwasser, 1787; см. также Schwarz and Pfister, 2016, для подробности о психологии Юбервассера). Таким образом, в 1787 году научная психология, по-видимому, впервые появилась как независимая дисциплина: она была официально представлена финансируемой государством профессурой, университет включил психологические курсы в свою учебную программу, а в раннем манифесте была изложена структура и объем дисциплины. .
Психология перед свиданием?
Приверженность Юбервассера и Фюрстенберга психологии как независимой научной дисциплине явно превышает акцент, который обычно делается в академических дискуссиях по эмпирической психологии в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков (Meier, 1757; Schmid, 1791; Herbart, 1824/1825). . Кроме того, эти разработки, по-видимому, параллельны хорошо известным более поздним достижениям Вильгельма Вундта (1832-1920) с его лекциями по психологии человека и животных 9.0106 (Wundt, 1863; нем.: « Vorlesungen über die Menschen- und Thierseele ») и официальное основание Лейпцигской лаборатории в 1879 г. (Wontorra et al., 2004). То есть, в то время как другие пионеры научного и экспериментального подхода к психологическим вопросам, такие как Вебер (1795–1878), Фехнер (1801–1887) или Гельмгольц (1821–1894), не считали себя психологами, Юбервассер и Вундт оба пытались установить психология как самостоятельная область исследования, явно изображающая из себя психологов.
В дополнение к этим структурным сходствам концепции научной психологии Юбервассера и Вундта также сходятся в ряде важных теоретических аспектов. Например, оба подчеркивают полезность физиологических процессов для понимания психологии, одновременно выступая против физиологического редукционизма. Таким образом, физиология в основном рассматривается как предоставление методов и подходов для проверки и проверки психологических объяснений. Оба также выступают за четкие связи между философией и психологией, тем самым выступая против чисто естественнонаучного подхода к психологическим явлениям, а скорее защищая уникальный подход к психологическим вопросам. Наконец, оба метода способствуют повторному наблюдению в контролируемых, структурированных контекстах для получения обобщаемых и воспроизводимых результатов. 2
Эти общие черты заставляют задуматься о том, следует ли рассматривать наследие Юбервассера либо как раннего предшественника современной психологии, либо, наоборот, заслуживает ли оно еще более сильного признания с точки зрения даты основания научной психологии?
Мы полагаем, что, несмотря на то, что достижения Юбервассера были выдающимися и беспрецедентными в свое время, они все еще не соответствуют истинному основанию научной психологии по той единственной причине, что его работы не заложили продолжающуюся традицию научной психологии в академической системе и не они, по-видимому, сыграли ключевую роль в более поздних разработках, особенно в ранней психофизической работе (например, Fechner, 1860) или всеобъемлющем подходе Вундта к психологии (см. Luna, 2016). Напротив, наследие Юбервассера, по-видимому, исчезло относительно быстро, так что лишь немногие ссылки на его работу появляются даже в трудах, опубликованных вскоре после его смерти, то есть в начале девятнадцатого века (Carus, 1808; Biunde, 1832).
Каковы были причины такого развития событий? До своего академического назначения Юбервассер был новичком в Обществе Иисуса, таким образом делая карьеру клерикала. После того, как общество было запрещено папским указом в 1773 году, бывшие иезуиты часто устанавливали тесные связи с избранными членами местной католической элиты. Это было верно и для Убервассера, поскольку Фюрстенберг был решительно католическим государственным деятелем и активным сторонником бывших иезуитов; таким образом он добился того, чтобы несколько бывших иезуитов заняли должности в известных школах, местной военной академии или Мюнстерском университете. Кроме того, Юбервассер был давним членом «Мюнстерского кружка», небольшого сплоченного общества вокруг Фюрстенберга и принцессы Амалии Галлицин (Bödeker, 2003). Круг Мюнстера существовал с 1779 года./1780 по 1806 год и включал в себя ряд выдающихся бывших иезуитов. Таким образом, члены кружка и их непосредственные академические коллеги, особенно назначенный преемник Юбервассера Георг Лайманн, были убежденными католиками, и их повестка дня явно следовала духу католического Просвещения (Niehaus, 1998).
Несмотря на то, что эта договоренность проложила путь к ранней эмансипации психологии в Мюнстере, она также сыграла решающую роль в ее упадке. В начале девятнадцатого века революционные войны (179 г.2–1802) и более поздние наполеоновские войны (1803–1815) доминировали в европейской политике и привели к падению Мюнстера перед Пруссией, т. е. объявленной протестантской державой (Pieper, 1902; Elstrodt and Schmitz, 2013). В последующие годы достижения образовательной реформы Фюрстернберга были сведены на нет, и Мюнстерский университет был закрыт уже в 1818 году. Эти события не позволили наследию Юбервассера бороться, и его бывшие ученики устроились с новым порядком, перейдя в духовные школы в район Мюнстера (Гегель, 1971).
Кажется вполне вероятным, что — не будучи омраченным такими радикальными политическими событиями — наследие Юбервассера могло бы пережить его смерть в 1812 году. публикация Убервассера « Инструкции по регулярному изучению эмпирической психологии » для того, чтобы психология окончательно закрепилась в системе наук. Пока нет доказательств, связывающих достижения Юбервассера с какими-либо разработками, проложившими путь современной научной, экспериментальной психологии, мы, следовательно, утверждаем, что момент основания современной научной психологии следует датировать основанием лаборатории Вундта в 1879 году.. 3 Несмотря на этот аргумент, Юбервассер по-прежнему кажется первым ученым, считавшим себя психологом, так что Юбервассер, как и Фюрстенберг, несомненно, заслуживают видных мест в (до)истории научной психологии.
Вклад авторов
Оба автора принимали участие в историографическом исследовании, приведшем к написанию этой статьи. RP подготовил первую версию рукописи, а KS внес критические изменения.
Финансирование 9В более общем плане можно задаться вопросом, должна ли научная психология в западном духе занимать первое место по сравнению с другими (в основном неколичественными и неэкспериментальными) подходами к психологическим вопросам, возникшим в различных незападных культурах.
Мы считаем, что этот вопрос является жизнеспособным, хотя он выходит за рамки настоящей аргументации. Мы благодарны рецензенту за то, что он поднял этот вопрос.Ссылки
Biunde, FX (1832). Versuch einer Systematischen Behandlung der Empirischen Psychologie: Zweiter Band. [Попытка систематического описания эмпирической психологии. 2-й том] Трир: Ф. А. Галл.
Бёдекер, Х. Е. (2003). «Der Kreis von Münster — Freundschaftsbund, Salon, Akademie?», Formen der Geselligkeit в Северо-Западной Германии, 1750–1820 гг., [Типы социальных отношений в Северо-Западной Германии, 1750–1820 гг.] , под редакцией П. Альбрехта, Х. Э. Бёдекера и Э. Хинрихс (Тюбинген: Max Niemeyer Verlag) 139–160.
Брюль, HJ (1905). Die Tätigkeit des Ministrys Franz Freiherrn von Fürstenberg auf dem Gebiet der inneren Politik des Fürstbistums Münster 1763–1780 [Работа министра Франца Фрейхерра фон Фюрстенберга по теме внутренней политики княжеского епископства Мюнстера] . Мюнстер: Regensbergsche Buchhandlung.
Карус, Ф. А. (1808 г.). Geschichte der Psychologie [История психологии] . Лейпциг: Иоганн Амбриозиус Барт и Пауль Готтельф Куммер.
Эльстродт, Дж., и Шмитц, Н. (2013). Geschichte der Mathematik an der Universität Münster — Teil I: 1773–1945 [История математики в Мюнстерском университете — Часть 1: 1773–1945] . Мюнстер: Автор.
Эссер, В. (1842 г.). Франц фон Фюрстенберг. Dessen Leben und Wirken nebst Seinen Schriften über Erziehung und Unterricht [Франц фон Фюрстенберг. Его жизнь и достижения, сопровождаемые его работами по образованию и обучению.] . Мюнстер: JH Deiters.
Фехнер, Г. Т. (1860 г.). Elemente der Psychophysik [Элементы психофизики] . Лейпциг: Breitkopf und Härtel.
Гегель, Э. (1971). Geschichte der Katholisch-Theologischen Fakultät Münster 1773–1964, [История факультета католического богословия в Мюнстере, 1773–1964] . Мюнстер: Ашендорф.
Гербарт, Дж. Ф. (1824/1825). Psychologie als Wissenschaft, neu Ggründet auf Erfahrung, Metaphysik, und Mathematik. [Психология как наука, недавно основанная на опыте, метафизике и математике] . Кенигсберг: Август Вильгельм Унцер.
Луна, К. (2016). Был ли Вундт первым, кто попытался сделать психологию самостоятельной дисциплиной? Ciencia Cognitiva , 10, 59–61.
Google Scholar
Мейер, Г. Ф. (1757). Метафизика: Дриттер Тейл. Die Psychologie [Метафизика: третья часть. Психология] . Галле: Иоганн Юстинус Гебауэр.
Нихаус, И. М. (1998). «Versuchetes, ob meine Lehre gotlich sey!» (Ин. 7,17) . Aufklärung und Religiosität bei Amalia von Gallitzin und im Kreis von Münster. Диссертация, Мюнстерский университет.
Пипер, А. (1902). Die alte Universität Münster, 1773–1818 [Старый университет Мюнстера, 1773–1818] . Мюнстер: Regensbergsche Buchhandlung und Buchdruckerei.
Шмид, CCE (1791). Empirische Psychologie [Эмпирическая психология] . Йена: Крёкер.
Шварц, К. А., и Пфистер, Р. (2016). Научная психология в 18 веке: новое историческое открытие. Перспектива. Психол. науч. 11, 399–407. дои: 10.1177/1745691616635601
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Юбервассер, Ф. (1787). Anweisungen zum Regelmäßigen Studium der Empirischen Psychologie für die Candidaten der Philosophie zu Münster [Инструкции по регулярному изучению эмпирической психологии для кандидатов философии в Мюнстерском университете]. Мюнстер: Фридрих Кристиан Тейссинг.
Видаль, Ф. (2000). Восемнадцатый век как «века психологии». Энн. Ред. Юридическая этика 8, 407–434.
Google Scholar
Видаль, Ф. (2011). Науки о душе: истоки психологии раннего Нового времени . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.
Google Scholar
фон Фюрстенберг, Ф. Ф. (1776). Schulordnung [Правила образования] . Мюнстер: Ашендорф.
Вонторра, М.