Психология и религия: Психология и религия — Психологос

Психология и религия — Психологос

31 декабря 2005 г., 21:00

Психология и религия работают бок-о-бок, но исходят из разных посылок, пользуются разными методами и имеют разные задачи. И психология, и религия помогают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, однако пропасть между двумя мировоззрениями можно продемонстрировать на примере известной библейской истории.

Всем хорошо знаком случай, когда Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения.

Основное различие в том, что психология — это научное знание о человеке и его поведении: все, что утверждает психология, проверяемо или подлежит проверке. Академическая психология заботится о своем научном имидже, и религию, по крайней мере пока, близко к себе не подпускает.

Некоторые уступки сделаны только христианской (православной) психологии. Можно предположить, что уступки вызваны соображениями политкорректности, поскольку научных оснований для этого нет, основания христианской психологии не могут быть признаны научными.

У практической психологии с наукой отношения более сложные. Поле практической психологии объединяет очень разные подходы и очень разных специалистов, как уважающих науку, так и далеких от науки людей, в связи с чем в практической психологии много и мифов, и суеверий, и прямых заимствований из традиционных и не традиционных религиозных воззрений. Даже там, где психологи стремятся к научной обоснованности своих взглядов, количество используемых ими рабочих гипотез, то есть непроверенных утверждений, существенно больше, чем установленых наукой фактов. Важно при этом другое: практическая психология это не скрывает и, по крайней мере в лице лучших своих представителей, считает своим основанием научный подход.

Религия — противоположность научному подходу, она не критична к противоречиям и не требует доказательств своих истин. Религия основывается на догматах, данных (в представлении верующих) человеку от Бога, и религиозные люди претендуют на обладание полнотой знания (пути, истины и жизни). В отличие от этого, психология требует научных доказательств и основывается на контролируемой критичности. Психологи соглашаются, что они обладают ограниченным знанием, и в своей работе используют стратегию «ограниченного учительства».

Психологи и религиозные деятели очень по-разному видят, как можно и нужно помочь человеку в его трудностях, как помочь человеку на его пути совершенствования. Религиозное мировоззрение требует от человека искать в себе грехи, только избавлением от грехов человек может стать лучше. Психология считает разумным избавляться от чувства греховности, рассматривая это как проявление невротической вины. В работе с клиентами психолог рассчитывает на свои силы как специалиста, священник полагается на молитву, зовущую милость Божью.

«Есть еще один, может быть самый эффективный способ, притягивающий обстоятельства встречи с мужчиной вашей мечты. Звучит он несколько необычно с точки зрения традиционной атеистической философии, которой сегодня заражено огромное количество людей, особенно молодых. Однако работает этот метод исключительно четко. Когда не помогают обычные психологические советы, я всегда рекомендую именно его. Это молитва Всевышнему о том, чтобы он послал вам любимого и близкого человека. Каким бы данный способ воздействия на обстоятельства ни казался странным тем, кто ни во что не верит и считает разговоры о Боге пустой фантазией, он обязательно сработает, если молиться правильно и соблюдать все необходимые условия». Сергей Юрьевич Ключников.

А самое главное, у религии и психологии — разные конечные цели. Религия учит человека жить в гармонии с Богом, ее задача — подготовить человека к переходу в иной мир, подготовить к встрече с Богом. Психология интересуется задачами земной жизни, ведёт людей к гармонии, в первую очередь, с самим собой и окружающими.

Впрочем, религиозный человек об этом напишет по-другому: «Мне кажется, что человек, идущий к Богу, даже если он обогатится психологическими знаниями, найдя ответы на свои вопросы, всё равно будет продолжать идти к Богу. А если он нашёл всё необходимое на этапе психологических ответов, значит, он не шёл к Богу, а просто стремился к получению внутреннего комфорта. Психология – дело сугубо земное. А если человек духовно вырастает (в том числе и с помощью психологии), то он должен прийти к некому переосмыслению жизни, выйти за рамки земных понятий, осознать, что на самом-то деле на земле ничего не заканчивается и земной жизнью ничего не ограничивается. Психология решает жизненные проблемы, а религия — проблемы вечности».

  • Психология и близкие области
  • Автор Н.И. Козлов
  • Религия

Комментарии (18):

Кирилл Карпенко, 11 декабря 2012 г., 06:57

Я у себя в ЖЖ на эту тему написал заметку «Различия психологии и религии» http://itisall.livejournal.com/9325.html

Рахиб, 08 августа 2015 г., 10:41

Здравствуйте, имя мое Рахиб, мне очень понравилась ваша тема о религии и психологии. С детства меня обстоятельства привели к религиозному образу жизни. И с юных лет мечтой и духовным питанием моим было быть другом Бога. У нас это дружество называют «авлийа». Со временем я начал отказываться от исповедования в пределах сект. После мне пришлось изучать психологию. Очень интересная и полезная наука. В психологии я нашел себя,свои недостатки и ценности. Пишу я вам по поводу того, что религиозные догматы ниспосланы от совершенного разума, которого называют по-разному: Бог, Аллах,Танры и т.д. Не может быть, что взгляд на вещи, подход к проблемам и понимание происходящего, рожденные высшим разумом человека, противоречили его создателю. Мне кажется, мы и наш создатель одинакового мышления. По крайней мере так должно быть у здорового человека. Я хочу вам предоставить несколько примеров, в которых создатель выражает свой подход к проблемам. Одновременно хочу также показать вам неправильное понимание мышления создателя со стороны религиозных, так называемых ученых. Первый пример начну с Авраама, которому Бог повелел «в неправильном понимании слова Бога «пожертвовать единственного сына Исмаила. Позвольте мне отдельно написать тему и после прислать вам на сайт.

Напишу я это сразу как будет свободное время. Благодарю вас за то, что вы выбрали путь служения людям.

Дарья, 16 ноября 2015 г., 01:05

В Церкви также, как и в психологии, человек слышащий голоса (если только он не святой) тоже считается больным. И такого человека отправят либо к психиатру, либо к экзорцисту: священнику, получившему особый дар изгонять бесов.

1

ответ

Гость, 03 февраля 2019 г., 14:32

Дарья, здесь уже встаёт вопрос здоровья и личного выбора. Какое-то общепринятое «здоровье» не всегда воспринимается человеком хорошо. В процессе выздоровления человек может открыть мир с другой стороны, потерять сверхспособности и это с точки зрения здоровья нормально. Вопрос в том, что реально определения здоровья для каждого отдельного человека ещё никто не дал. Есть только предположения или попытки выдвинуть общие теории на эту тему, которые в итоге всегда ссылаются на индивидуальность. Так что тут вопрос не к церкви и не к психотерапевтам. А к вам. Захотите ли вы разбираться со здоровьем или продолжать жить так, как вы живете. В любом случае, разобравшись, вам будет легче принимать решения.

Гость, 13 февраля 2017 г., 12:35

Я долгое время ходила в церковь, пока у меня не началась неврастения. Сейчас не хожу, но выздороветь не могу. Навязывание чувства вины чудовищное. А грамотного священнослужителя, как и грамотной религиозной литературы не сыскать. Из десяти прочитанных книг, купленных в церквях, лишь одну можно считать достойной внимания и полезной для прихожан. А ведь всем этим мусором задурманивают людям, особенно неграмотным, мозг. Священники — люди в большинстве своем лишь поверхностно осознают свое призвание, а большая часть ходит в церковь просто на работу. С духовностью их мало что связывает, а некоторые откровенно используют церковь для обогащения. Перестала я ходить в церковь, когда один раз пошла на исповедь перед Пасхой. Меня мучил один жизненно важный для меня вопрос, на который я хотела получить совет. Он вздыхал, охал, что я занимаю время, прерывал. Все В результате я и ответ не получила и на пасху в таком состоянии не пошла.

Теперь для общения с Богом посредники в виде церкви мне не нужны

4

ответа

Гость, 31 июля 2017 г., 19:06

КРА-СА-ВА!!! УВАЖАЮ!!!

Гость, 06 августа 2018 г., 00:11

Ура, Слава Богу, есть думающие люди и берущие ответственность за свою жизнь!!!

Гость, 25 сентября 2020 г., 18:54

Пожалуйста, послушайте лекции Алексея Ильича Осипова на ЮТУБ. И вы поймёте, что христианская православная вера многими священниками и прихожанами воспринимается формально и вообще неправильно. Если Бог есть любовь, то церковь ни в коем случае не должна довести до неврастении.

Гость, 23 февраля 2022 г., 16:17

Есть православный психолог Дмитрий Семеник, он может вам помочь, посмотрите его на ютубе. У него можно взять онлайн консультацию.

Гость, 13 февраля 2017 г., 13:03

В христианстве ключевое слово вера. Церковь, призванная служить Богу не решает эту задачу, а по большей части задачу эту не выполняет. Поэтому для меня в общении с Богом безграмотные посредники в виде служителей церквей не нужны.

А литература, которая продается в церквях, вообще на 90% бездарная и вместо того, чтобы давать ответы людям на их вопросы, задурманивает мозг. и вредна для людей. Вообще создается впечатление в последнее время, что служители Церкви, вместо служения людям, используют все чаще в корыстных целях свое положение.

1

ответ

Гость, 26 апреля 2017 г., 16:31

Книга одна — Библия. Читайте ее и, насколько Ваша душа готова к восприятию, так и поймете. Читайте в первый раз, в пятый, в двадцатый, в сто первый… С каждым разом будет открываться что-то новое; что в первый раз не поняли, вдруг станет ясным и понятным. Как озарение. Удачи Вам.

1

ответ

Гость, 16 марта 2019 г., 21:32

Здравствуйте, слушайте проповеди Александра Меня, лекции Осипова. Самому в Библии разобраться тяжело, так как Библия сама себя не обьясняет. Читайте святых отцов, например Брянчанинова.

Гость, 02 марта 2018 г., 15:23

Дуже дякую! Цікава стаття, зрозуміла. Конкретні приклади допомогли краще зрозуміти, в чому різниця між релігією та психологією.

Гость, 19 марта 2019 г., 14:03

«Всем хорошо знаком случай, когда Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения. «У меня мысли, что это метафора к тому, чтобы отдать детей на служение. Не уподобляться родительским интересам и не пытаться реализовывать свои цели или мечты за счет детей. У них есть свои цели, может. Не знаю. Вот такие у меня мысли. Что тут речь не идет об убийстве от Иакова: «14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? 17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». Метафора, тоже близка к психологии.

Гость, 02 февраля 2020 г., 11:18

Друзья! Вот вы говорите: «мало хорошей литературы и мало священнослужителей, которые, на ваш взгляд, являлись бы «грамотными посредниками»», но на самом деле Господь уже всю литературу дал нам — Евангелие, Слово Божие и Послание Апостола Павла. Вот сказано Господом: «не судите, и не судимы будете», «любите друг друга, как Я возлюбил вас», «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам», «стучите и вам отворят»… очень много нам сказал Господь. Он своей самоотверженностью нам показал, как жить. И вот мы говорим: «я не понимаю, что написано в Евангелие», и ищем какую-то литературу, так на понимание нужно просить помощи у Того, Кто это Слово нам дал): «Господи, вразуми!» и следовать Слову Божьему надо стараться. «Царство Небесное силой берется…» — это огромный труд, а кому охота трудиться до самоотвержения? По поводу осуждения, друзья.

.. это очень трудно — не осуждать. Мы же всех судим, священник плохой, церковь корыстолюбивая, и поехали… Чувство вины, покаяние ведь нужно для того, чтобы человек давал отчет в своих действиях, чтобы он не озлобился, в психологии это самоанализ, если я не ошибаюсь. Так Господь не заставляет тебя себя гнобить, но Он говорит: «какая вам награда за то, что вы любите любящих вас?…», то есть когда мы ругаемся на тех, кто нас обидел, мы заповедь Божию не выполняем. Вспомним, что Он молился за тех, кто Его распинал, друзья, Господь молился за тех, кто забивал Ему в тело гвозди… а мы жалуемся на плохих священников. Давайте представим наш разговор с Господом. Он спросит нас: «Вот Я сказал тебе, не суди и не будешь судим, так скажи, ты просишь Меня не судить тебя, а судил ли ты брата своего или сестру? Да, Господи, судил… стыдливо ответим мы… Ну ладно, скажет Господь, тогда Я тебе заповедал, чтобы ты прощал тех, кто тебя обидел, и тогда и Я прощу тебя, всех ли обидчиков ты простил? Нет, Господи.
.. стыдливо ответим мы…» и так представляете сколько наберется? Господи помилуй нас

1

ответ

Гость, 14 декабря 2020 г., 05:00

Иисус Христос не Господь! Сын Божий, посланник, пророк. Господа! никто не распинал, гвозди в Его тело не вбивал! Пожалуйста будьте же корректны. Осуждение и констатация факта имеет разную основу и значение. Иисус Христос имел ввиду и запрещал под видом суда широко распространенный среди людей порок, существующий в виде греха злоязычия, злословия, порицания и злорадства над недостатками ближних. Ведь многие люди, любящие обличать с большим удовольствием и ядовитым злорадством, подмечают малейшие оплошности других людей, даже издали видя сучек и даже соринку в глазу брата своего (ближнего). И в то же время обличитель недостатков, любящий высмеивать чужие, даже незначительные пороки, упорно не замечал своих собственных недостатков, как бы очевидны и велики как бревно они не были. Но наряду с этим Иисус Христос не запрещал обсуждать (в смысле логически анализировать) поступки ближнего с целью помочь ему исправить его недостатки и грехи.

“Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” (Матф.18:15). Однако исправлением недостатков ближнего надо заниматься с любовью к ближнему своему, проявляя вместо злорадства сожаление, вместо осуждения, милосердие. А фактов обогощения священослужителей за счёт веры и доверия прихожан масса. Там же и говорят в комментарии, что это причина отказа посещать церковь, а не от Бога.

Гость, 24 июня 2020 г., 16:06

Ну а вообще, какие психологиеческие потребности человека удовлетворяет Бог? Как формируется у человека понятие о Боге, его образ, роль в жизни?

1

ответ

Гость, 09 августа 2020 г., 00:42

Господь всегда с нами, он любит всех своих детей. Я верю в Бога, но я не понимаю, почему мы должны ходить в церковь. Ведь наши молитвы Господь слышит везде. Когда батюшка включается в политику и начинает говорить тебе, что ты раскольник, я хожу в церковь к богу, а не к Московскому или Украинскому патриархату. Уж слишком наши святые отцы хотят управлять, а не духовно нас направлять.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Нужна ли психология церкви

Психологический Навигатор: Отец Иоасаф, скажите, пожалуйста, как человек, который изнутри знает и психологию, и богословие, связаны ли между собой эти две стороны жизни человека? Игумен Иоасаф: Конечно, связь есть, но не такая явная. Начать нужно с того, что психология «выросла» из философии, науки, которая пытается понять смысл жизни, и которую в прошлом называли служанкой богословия. С течением времени, когда мир стал постепенно расцерковляться, философия пошла своим путём, а уже из неё выдвинулась психология. То есть корни у психологии и философии одни и те же — в богословии. Исходя из этого, если человеку нельзя что-либо понять или доказать богословскими словами, то он может это увидеть через призму психологии. Так что, отвечая на Ваш вопрос о взаимосвязи психологии и богословия, скажу, что как и философия, психология – еще одна служанка богословия.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Православная психология

Православная (святоотеческая) психология анализирует психологию страстей греховных, наклонности к ним, виды их проявлений, корни их и происхождение, научает пастырей быть лекарями грехов и пороков кающихся, наглядно-убедительно приводит к покаянию, которое не есть осознание наименованиями греха священнику на исповеди, но есть жительство, перерождение сердца с принесением плодов осознания греха.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психология и близкие области

Психология — наука, изучающая внутренний мир и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.

0Подробнее

01 янв. 2006 г.

Религиозное мировоззрение и позиции восприятия

Примениение опросника «позиции восприятия» для оценки связи религиозного мировоззрения и позиций восприятия. Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия». Основных, классических, позиций пять…

1Подробнее

Психология и религия

Развитие темы

Категории

  1. Главная
  2. Идеи
  3. Психология и религия
Тициан. Жертвоприношение Авраама. 1542-44 г.

Кирилл Карпенко

Можно ли объединить религию и психологию? Или как выразился В. М. Розин, «возможен ли кентавр»?

И психология, и религия помогают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями. Психолог может быть верующим, и верующий – психологом. Есть священники, которые активно изучают и используют психологическое знание в своей работе. Есть психологи, которые эффективно используют религиозный опыт и религиозные знания в своей работе. Но помимо точек пересечения, общих черт у психологии и религии есть ряд принципиальных различий.

Пропасть между двумя подходами можно продемонстрировать на примере известной библейской истории, в которой Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения.

Религия учит человека гармонии с Богом. Психология ведёт людей к гармонии, в первую очередь, с самим собой и окружающими.

Религия возлагает ответственность на Бога, психология – на человека.

Религиозное мировоззрение требует от человека искать в себе грехи, чем больше грехов найдёт человек, тем лучше. Психология помогает человеку избавиться от чувства греховности (невротической вины).

Религия явление национальное, местное. Хотя есть мировые религии, всё же можно сказать, что в каждой стране своя религия. Психология как наука явление универсальное. Хотя есть разные школы, направления, методологии справедливо утверждение, что в разных странах психология – это одна и та же наука.

Религия основывается на одной системе догм и не приемлет никакие другие подходы. Психология основывается на разных методологиях, разных представлениях о природе человека.

Религия стремится быть вечной, верующему трудно представить, что когда-нибудь его религия станет никому не нужна. Психология стремится быть полезной, а не вечной. Так знаменитый психоанализ сегодня практически не востребован психологами и психотерапевтами, лишь несколько процентов профессионалов в настоящее время используют его в своей работе. Однако психологи нисколько не огорчаются этому факту, а разрабатывают и используют новые методы помощи людям.

Религия не критична к противоречиям и не требует доказательств своих истин. Психология требует доказательств и основывается на контролируемой критичности.

Религиозные люди претендуют на обладание полнотой знания (пути, истины и жизни). Психологи обладают ограниченным знанием и в своей работе используют стратегию «ограниченного учительства».

С некоторыми из приведённых утверждений можно поспорить. Мне же хотелось бы, чтобы остался бесспорным только вывод: психология и религия это разные явления, разные сферы. Между ними много общего. Специалисты в гносеологии говорят, что сегодня наука и религия близки как никогда. Однако как бы близко они не сходились они остаются разными сущностями.

  1. Розин В. М. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // Консультативная психология и психотерапия. 1994. № 2.
  2. Слободчиков В. И. Христианская психология в системе психологического знания. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2.
  3. Спиридонов В. Ф. Опасные связи, или тщетная предосторожность. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4.
  4. Пашковский В. Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: краткое руководство для врачей. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006.

Статья опубликована: Школьный психолог. — 2013. — № 3.

Новые статьи

  • Педагогика сотрудничества 15 июня 2023
  • Принцип добропорядочности 05 июня 2023
  • Симон Соловейчик о счастье 30 апреля 2023
  • Трудное решение – лёгкая жизнь 27 апреля 2023
  • Ошибки мотивации детей 22 апреля 2023
  • Притча про двух дровосеков 🪓 20 апреля 2023
  • Пирамида потребностей Маслоу 19 апреля 2023

Популярные материалы

  • Психологическое айкидо
  • org/Article»> 55 правил Рона Кларка для успеха в обучении каждого ребёнка
  • Теория игр Эрика Берна
  • Обращайтесь к человеку по имени
  • Думайте в духе «Выиграл/Выиграл»
  • Стратегии поведения в конфликте
  • Календарь жизни в неделях
  • Рон Кларк
  • org/Article»> Притча о трёх ситах Сократа
  • Стили родительского поведения
  • Психологическая амортизация
  • Светская школа
  • Тест. Умеете ли вы определять эмоции по выражению лица?
  • Успешные переговоры
  • Растождествление, или «Мои ботинки — это не я!»

Причина верить

Возвращаясь к Зигмунду Фрейду, некоторые психологи охарактеризовали религиозные убеждения как патологические, рассматривая религию как пагубную социальную силу, которая поощряет иррациональные мысли и ритуальное поведение.

Конечно, сомнения психологов — и бесчисленного множества других на протяжении всей истории — не ослабили мощного влияния религии на людей. Религия выжила и процветала более 100 000 лет. Он существует в каждой культуре, и более 85 процентов населения мира придерживаются той или иной религиозной веры.

Исследователи, изучающие психологию и неврологию религии, помогают объяснить, почему такие верования так живучи. Они обнаруживают, что религия на самом деле может быть побочным продуктом того, как работает наш мозг, вырастающим из когнитивных тенденций искать порядок в хаосе, антропоморфизировать нашу среду и верить, что мир вокруг нас был создан для нашего использования.

Религия выжила, предполагают они, потому что помогла нам сформировать все более крупные социальные группы, объединенные общими убеждениями.

«Если мы на правильном пути с этой побочной идеей — а выводы действительно становятся убедительными — тогда будет трудно построить довод в пользу того, что религия — это патология», — говорит психолог Джастин Барретт, доктор философии, директор отдела познания, проект религии и теологии в Центре антропологии и разума Оксфордского университета.

Предрасположенность к вере

Не существует какой-либо когнитивной тенденции, лежащей в основе всех наших религиозных верований, говорит Барретт. «На самом деле это ваши базовые, самые разнообразные познания, которые дают импульс религиозным убеждениям», — говорит он.

Общим для этих познаний является то, что они заставляют нас видеть мир как место с преднамеренным дизайном, созданным кем-то или чем-то. Маленькие дети, например, склонны верить, что даже тривиальные аспекты мира природы были созданы с определенной целью, согласно серии исследований психолога Бостонского университета Деборы Келеман, доктора философии. Если вы спросите детей, почему группа камней, например, заостренная, они ответят что-то вроде: «Это для того, чтобы животные не сели на них и не сломали их». Если вы спросите их, почему существуют реки, они ответят, что мы можем ловить рыбу.

Взрослые также склонны искать смысл, особенно во времена неопределенности, показывают исследования. Исследование 2008 года в журнале Science (Vol. 322, No. 5898), проведенное Дженнифер Уитсон, доктором философии, и Адамом Галинским, доктором философии, показало, что люди с большей вероятностью увидят закономерности в случайном отображении точек, если исследователи сначала подготовили их к ощущение, что участники не имели никакого контроля. Это открытие говорит о том, что люди склонны видеть знаки и закономерности в окружающем их мире, заключают исследователи.

Люди склонны верить в сверхъестественное, говорит Барретт. В своей работе он обнаруживает, что дети в возрасте 3 лет естественным образом приписывают «Богу» сверхъестественные способности и бессмертие, даже если их никогда не учили о Боге, и они рассказывают подробные истории о своей жизни до своего рождения. называет «преджизнью».

«Мы показываем, что наш базовый когнитивный аппарат склоняет нас к определенным видам мышления и приводит к размышлениям о дожизни, загробной жизни, богах, невидимых существах, которые что-то делают — темы, общие для большинства религий», — говорит Барретт.

Это базовое оборудование включает в себя систему памяти, которая исключительно хорошо запоминает истории, встречающиеся во многих религиозных текстах. В частности, исследования показывают, что нам легче всего вспоминать истории с некоторыми, но не слишком большим количеством контринтуитивных или «сверхъестественных» элементов. В одном исследовании, опубликованном в 2006 году в Cognitive Science (Vol. 30, No. 3), Скотт Атран, доктор философии, и Ара Норензаян, доктор философии, проверяли, как люди вспоминают концепции, которые варьировались от интуитивного (пасущаяся корова) до слегка от нелогичного — ругающаяся лягушка — до крайне нелогичного — визжащего цветущего кирпича. Хотя люди легче запоминали интуитивные истории через час после их прочтения, через неделю они с большей вероятностью вспоминали истории, слегка противоречащие здравому смыслу.

Это открытие подтверждается как американскими студентами колледжей, так и жителями деревень майя из мексиканского Юкатана, предполагая, что истории с несколькими минимально противоречащими интуиции элементами, такие как те, что встречаются во многих религиозных историях, легче запоминаются и, по-видимому, легче передаются из от человека к человеку, — говорит Норензаян, психолог из Университета Британской Колумбии.

Тем не менее, большинство исследователей не верят, что когнитивные тенденции, которые склоняют нас к религиозным убеждениям, развились специально для размышлений о религии. Скорее всего, они служили другим адаптивным целям. Например, поскольку люди быстро верят, что кто-то или что-то стоит даже за самыми безобидными переживаниями, они могут воспринимать звук ветра, шелестящего листьями, как потенциального хищника. С точки зрения эволюции, говорит Атран, для нас, вероятно, было лучше ошибочно предположить, что ветер был львом, чем игнорировать шорох и рисковать смертью.

Но эта склонность также заставляет нас верить в вездесущую богоподобную концепцию. Взятые вместе, легко понять, как эти когнитивные тенденции могут позволить нашему разуму создавать религии, основанные на идее сверхъестественных существ, которые наблюдают за нашей жизнью, — говорит Атран, директор по исследованиям Национального центра научных исследований в Париже.

Такое исследование также поддерживает представление о том, что религиозная мысль во многом является неизбежным побочным продуктом работы нашего разума. Психолог Томас Планте, доктор философии, надеется, что эта точка зрения поможет людям увидеть себя «более цельными».

«У нас долгая история веры в то, что духовные вещи принадлежат к одному лагерю, а наука и технология — к другому», — говорит Планте, профессор и директор Института духовности и здоровья в Университете Санта-Клары и президент отдела АПА. 36 (Психология религии). «Во всяком случае, эта работа подтверждает, что мы цельные люди; биологическое, психологическое, социальное, культурное и духовное все взаимосвязано».

Нейронная основа

Исследования в области неврологии подтверждают идею о том, что мозг настроен на веру, говорит Джордан Графман, доктор философии, директор отдела когнитивной неврологии в Национальном институте неврологических расстройств и инсульта. Эта склонность, по его словам, распространяется по всему мозгу и, вероятно, возникла из-за нейронных цепей, разработанных для других целей.

«Идея, привлекшая много внимания несколько лет назад, о том, что в мозге есть «точка Бога», где возникают религиозные мысли и чувства, в значительной степени была отвергнута», — говорит Графман, который переезжает в Фонд Кесслера в Вест-Ориндже. , штат Нью-Джерси, в январе возглавил исследовательскую лабораторию черепно-мозговых травм.

В 2009 году Графман опубликовал исследование фМРТ, показывающее, что религиозные мысли активируют область мозга, отвечающую за расшифровку эмоций и намерений других людей — способность, известную как теория разума. В исследовании 40 человек, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences (Vol. 106, No. 12) Графман и его коллеги обнаружили, что когда они слышат такие фразы, как «Божья воля руководит моими действиями» и «Бог защищает чью-то жизнь», области мозга занимающихся теорией разума загорелся. В исследовании, опубликованном в 2009 году в Social Cognitive Affective Neuroscience (Vol. 4, No. 2), датская команда обнаружила, что одни и те же области мозга активируются, когда религиозные участники молятся.

Эти результаты показывают, что когда люди думают о Боге, это похоже на размышления о любой особой авторитетной фигуре, такой как мать или отец, говорит Графман. Кроме того, по его словам, созерцание не ограничивается религиозной мыслью, хотя некоторые традиции, такие как молитва или медитация, могут требовать избирательных мыслительных процессов. В целом, считает он, мозг использует те же цепи, чтобы думать о религии и воспринимать ее, как и для того, чтобы думать и обрабатывать любые другие мысли или убеждения.

Что отличает религию от обыденных мыслей о родителях, так это созерцательные традиции, такие как медитация и молитва, которые могут изменить то, как устроен мозг у обычных практикующих, говорит психолог Висконсинского университета Ричард Дэвидсон, доктор философии. Его работа с использованием фМРТ и ЭЭГ для измерения мозговой активности людей, практикующих буддийскую медитацию в течение длительного времени, показывает, что у них более сильная и лучше организованная система внимания, чем у людей, которые только учатся медитировать. По сути, медитация — и, возможно, любая созерцательная духовная практика — усиливает внимание и отключает области мозга, сосредоточенные на себе.

«Медитация — это семейство умственных упражнений, которые изменяют цепи мозга, участвующие в регуляции эмоций и внимания», — говорит он.

Даже религия без элемента созерцания может изменить определенные схемы мозга, согласно исследованию психолога Университета Торонто Майкла Инзлихта, доктора философии. Его работа сосредоточена на мозговой волне, генерируемой передней поясной корой, называемой «негативностью, связанной с ошибкой» (ERN), которая вспыхивает, когда люди совершают ошибки.

«Это наш кортикальный тревожный звоночек, предсознательная и эмоциональная реакция «о-о-о», — говорит Инзлихт. «Когда мы делаем ошибку, это возбуждает, вызывает легкую тревогу».

В исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Psychological Science (Vol. 20, No. 3), он измерил эту реакцию «о-о-о» у людей, которые выполняли стандартную задачу Струпа по названию цветов. Несмотря на то, что все 28 участников исследования совершали ошибки, возбуждение ERN было менее сильным у людей с большим религиозным рвением и большей верой в Бога. «Они ведут себя спокойнее и грациознее под давлением», — говорит Инзлихт.

Во втором наборе исследований, опубликованном в августе в Psychological Science (Vol. 21, No. 8) Инзлихт и его коллеги проверили, тяготеют ли люди, рожденные с более низкой реакцией ERN, к религии, или религия на самом деле снижает эту реакцию «о-о-о». Они попросили участников написать о религии или о чем-то, что делает их счастливыми, и обнаружили, что у тех, кто писал о религии, был более низкий ответ ERN, предполагая, что религия ослабляет эту тревожную реакцию. Инзлихт считает, что влияние религии может быть связано с ее способностью успокаивать людей в целом, «объясняя» явления, которые мы не понимаем.

«Эта разница возникает всего за несколько сотых долей секунды, но мы предполагаем, что жизнь с менее интенсивными реакциями может привести к тому, что жизнь будет более спокойной», — говорит Инзлихт.

Эти результаты согласуются с большим количеством исследований и клинических отчетов о том, что религиозные люди менее склонны к депрессии и тревоге, говорит Планте, редактор книги «Созерцательные практики в действии: духовность, медитация и здоровье» (APA, 2010). . «Адаптивные духовные практики могут помочь справиться с тревогой и депрессией», — говорит Планте.

Наличие духовных убеждений также может привести к более долгой и здоровой жизни. Большое количество исследований показывает, что религиозные люди живут дольше, менее склонны к депрессии, реже злоупотребляют алкоголем и наркотиками и даже чаще посещают стоматолога. Исследование Инзлихта может частично объяснить эти выводы, говорит психолог из Университета Майами Майкл Маккалоу, доктор философии.

Просоциальность

Религия может служить еще одной ключевой цели — она позволяет людям жить в больших кооперативных обществах, говорит Норензаян. На самом деле, использование религии в качестве социального инструмента может в значительной степени объяснить ее живучесть и межкультурную вездесущность.

«Религия — это один из основных способов, который человечество использовало в качестве решения, позволяющего побудить неродственных людей хорошо относиться друг к другу», — говорит Норензаян.

В частности, согласно его исследованию, религия побуждает людей быть более милосердными, способствуя вере в сверхъестественные силы. В исследовании 2007 года, опубликованном в Psychological Science (Vol. 18, No. 9), Норензаян и Азим Шариф настраивали участников на мысли о Боге, заставляя их расшифровывать предложения, содержащие такие слова, как «божественный», «дух» и «Бог. ” Они попросили другую группу участников расшифровать религиозно нейтральные слова. Затем участники решили, какую часть из 10 долларов оставить себе, а какую отдать незнакомцу. Исследователи обнаружили, что участники, которые были вдохновлены религиозными мыслями, давали в среднем на 2,38 доллара больше, чем другие участники.

Исследователь из Университета Британской Колумбии Джозеф Хенрих, доктор философии, обнаружил межкультурную поддержку этого вывода в исследовании, опубликованном в марте в журнале Science (том 327, № 5972). Он показал, что в 15 различных обществах люди, исповедовавшие мировую религию, были более справедливы по отношению к незнакомцам, когда играли в экономические игры, чем люди, которые не были религиозными.

«Религия в каком-то смысле передает социальный мониторинг сверхъестественному агенту», — говорит Норензаян. «Если вы верите в наблюдающего Бога, даже если за вами никто не наблюдает, вы все равно должны вести себя просоциально, потому что Бог наблюдает за вами».

Идея о том, что религия эволюционировала, чтобы приносить пользу более крупным социальным сообществам, также согласуется с теоретической работой психолога Университета Вирджинии Джонатана Хайдта, доктора философии, и его бывшего аспиранта Джесси Грэма, доктора философии, ныне доцента в Университете Южной Калифорнии. В статье, опубликованной в феврале в Обзоре личности и социальной психологии (том 14, № 1), они предполагают, что религия развивалась вместе с моралью как способ объединения людей в большие моральные сообщества. Грэм и Хайдт утверждают, что с помощью историй и ритуалов религии построили пять основных моральных основ: не навреди, играй честно, будь верен своей группе, уважай власть и живи чисто.

Ранние религии использовали ритуалы — такие как ограничение определенных продуктов, таких как свинина, и ношение одежды в знак скромности — для публичной демонстрации этих моральных соображений. Эти ритуалы затем помогли объединить людей и позволили им жить вместе, говорит Грэм. Сегодня религии продолжают эту традицию.

Конечно, в то время как религия объединяет некоторых людей, она продолжает вызывать глубокие разногласия, говорит Атран, который работал переговорщиком в нескольких горячих точках по всему миру, включая Израиль. «Проблема в том, что чем больше вы смотрите внутрь своей религиозной группы и ее требований добродетели, тем меньше вы смотрите вовне и тем больше вы недоверчивы к другим», — говорит он.

Это недоверие является причиной большей части раздоров и насилия в мире и является одной из причин, по которой «новые атеисты», включая британского биолога-эволюциониста Ричарда Докинза, доктора философии, и нейробиолога Сэма Харриса, доктора философии, хотят, чтобы религия исчезла. Но это будет сложно, если не невозможно, если религия является побочным продуктом работы нашего мозга, как показывают многие недавние исследования, говорит Атран. Что может сработать, говорит Норензаян, так это заменить религию светскими сообществами, построенными на общей моральной основе. Он предполагает, что общество Дании успешно делает это благодаря своему большому государству всеобщего благосостояния, национальной этике тяжелого труда и сильной привязанности к политической свободе и индивидуализму. Но такие общества по-прежнему будут нуждаться во многих компонентах религии, в том числе в вере в то, что мы все являемся частью одного и того же морального сообщества и, следовательно, должны идти на жертвы во благо.

Чтобы добиться этого, исследователям необходимо продолжать совершенствовать свое понимание религии, — говорит Барретт. «По мере того, как исследования развиваются и мы привносим другие области психологии, я думаю, у нас будет лучшее представление о природе религии и о том, куда она может двигаться».


Бет Азар — писательница из Портленда, штат Орегон.

Психология религии | Psychology Today

Одно из моих первых воспоминаний связано с церковью. Казалось, мы всегда приходили достаточно рано, чтобы прочитать розарий, но в это воскресное утро моя мама, брат и я опоздали. Мы дважды поднялись по бетонной лестнице, чтобы открыть металлические двери традиционной католической церкви из красного кирпича, но обнаружили, что двери святилища закрыты.

Похоже, нас не пустили из-за нашего опоздания, поэтому мы оказались в маленьком холодном фойе, где не на что было смотреть, кроме развешанной рекламы местных предприятий и двух станций со святой водой. Мне тогда было всего четыре года, и мне быстро стало скучно. Начался гимн, и я украдкой заглянул в закрытый проход. Собрание пели: «Вот я, Господи! Это я, Господи? Я слышал, как Ты зовешь в ночи! Я пойду, Господи, если Ты поведешь меня!..» Сильные слова, подумал я, но не заметил ни у кого в церкви признаков волнения. Большая часть прихожан даже не подпевала.

Тот факт, что я так хорошо помню этот случай, кое-что говорит о моей сильной религиозной и духовной склонности. Но этот инцидент также поставил передо мной вопрос, который стал центром внимания большей части моей профессиональной жизни: чем объясняется, почему одни люди более религиозны, чем другие?

Последние 20 лет я веду курс психологии религии и духовности для студентов. Большинство моих студентов не имели большого опыта со значительным религиозным и духовным разнообразием, поэтому я часто приглашаю от 10 до 15 членов сообщества в течение семестра, чтобы поделиться своими историями, часто во время межконфессиональных панельных дискуссий. Благодаря этим презентациям становится совершенно очевидным, насколько разные люди подходят к религии и духовности, и это побуждает нас задуматься, почему. Одна из наиболее распространенных гипотез, выдвигаемых как экспертами, так и студентами, заключается в следующем: нерелигиозные люди более склонны обрабатывать информацию аналитически или логически, в то время как религиозные люди более склонны полагаться на интуицию или эмоции.

Доказательства этой гипотезы «стиля обработки» накапливались. В исследовании 2011 года участники, которым было поручено написать о времени, когда они следовали своей интуиции, были, что удивительно, более склонны верить в Бога впоследствии, чем те, кому было поручено написать о времени, когда они тщательно обдумывали ситуацию.

Источник: Pixabay.0020) были менее склонны верить в Бога, чем те, кому было поручено рассматривать произведения искусства с аналогичными поверхностными характеристиками (Дискобол Мирона).

Недавнее исследование, получившее широкую огласку, рисует другую картину. Ученые из университетов Ковентри и Оксфорда выследили паломников на Камино-де-Сантьяго протяженностью 500 миль в Северной Испании, чтобы спросить их о силе их религиозных и духовных убеждений и о том, как долго они были в паломничестве. Затем исследователи предложили этим паломникам вероятностную задачу, в которой они могли выбрать либо логический ответ, либо ответ «интуитивным чувством». Ни сила убеждения, ни время в паломничестве не предсказывали логических или интуитивных ответов на задание.

В последующем исследовании у участников исследования стимулировали область мозга, отвечающую за аналитическое мышление, которая иногда считалась более активной у религиозных скептиков. В целом это не повлияло на веру в Бога.

В науке это называется «неспособность воспроизвести». Другими словами, при использовании разных образцов и методов результаты иногда не совпадают.

Я могу себе представить спор, разворачивающийся среди моих коллег-психологов религии о том, как интерпретировать все это. Некоторые могут сказать, что они поддерживают гипотезу о стиле обработки, потому что эта исследовательская литература является более устоявшейся, а более поздние исследования являются просто исключением из общей картины. Другие могут возразить в пользу более поздних исследований, потому что их методы лучше, с включением более широкой выборки людей и использованием более передовых технологий.

Лично я, когда вижу такие смешанные результаты, предполагаю, что даже если эффект и есть, то он, вероятно, невелик. Другими словами, даже если каким-то образом может быть задействован стиль обработки, это может быть не лучшим объяснением того, почему одни люди более религиозны, чем другие.

Итак, какие объяснения лучше?

Если бы я ограничился тремя переменными, основываясь на всех известных мне исследованиях психологии религии, то они были бы следующими:

Во-первых, наши генетические предрасположенности . Исследования, подтверждающие это, показывают, что однояйцевые близнецы, даже если они воспитаны отдельно друг от друга, значительно больше похожи в религиозных верованиях и деятельности, чем разнояйцевые близнецы. На самом деле научный консенсус состоит в том, что 30-50% индивидуальных различий в религиозности обусловлены генетическими факторами, что делает это единственное наиболее убедительное объяснение.

Не то чтобы религиозность как таковая передается по наследству, но некоторые черты личности, которые могут влиять на религиозность, такие как открытость, смирение или склонность к вопросам и сомнениям, могут быть генетически предрасположены таким образом, что влияют на нас больше, чем мы можем предположить.

Во-вторых, необходимость контроля . В одном исследовании, например, ученые поручили людям написать о недавнем положительном событии, в котором они либо обладали самоконтролем, либо о том, в котором они этого не сделали. Примечательно, что люди, которые были готовы думать о своем самоконтроле, впоследствии значительно реже верили в контролирующего Бога.

У меня есть друг-атеист, который шутит, что если бы он знал, что скоро умрет, то на всякий случай вознес бы молитву. Не то, чтобы он на самом деле сделал это, но зачем кому-то? Когда мы теряем контроль над своей жизнью, мы часто обращаемся к религии. Когда у нас много личного контроля, у нас его нет.

Третьей будет группа, с которой мы отождествляем . Под этим я подразумеваю семью, сообщество и более широкую культуру. Исследования, основанные на репрезентативных общенациональных опросах Gallup, подтверждают эту точку зрения. Например, на вопрос «Является ли религия важной частью вашей повседневной жизни?» более 99% египтян говорят «да». Сравните это с 66% американцев и 16% шведов. Как американец, хотя я склонен считать, что выбрал свои религиозные и духовные убеждения и деятельность, реальность такова, что я, вероятно, верил бы и действовал совершенно по-другому, если бы вырос в Египте или Швеции.

Точнее, я полагаю, что наибольшее влияние на нас оказывают религиозные верования тех, кем мы больше всего восхищаемся. Если мы по какой-то причине пришли к выводу, что религиозные люди «крутые», мы, вероятно, начнем верить и вести себя как они. Если вместо этого мы пришли к выводу, что атеисты «крутые», мы, вероятно, будем двигаться в этом направлении.

Генетика, контроль и группы. Как и любое другое поведение, изученное психологами, религиозное поведение находится под влиянием взаимодействия между природой и воспитанием. Тем не менее, мы многого не понимаем. Один предварительный ответ порождает пять дополнительных вопросов. Тайна остается и, я подозреваю, всегда будет.

Некоторые люди любят спрашивать меня, как такое тщательное изучение психологии религии влияет на мой личный подход к религии и духовности. Угрожало ли это сильным религиозным и духовным наклонностям, которые у меня были в детстве?

Конечно, ни одна из научных данных, которые я здесь описал, не противоречит моим убеждениям, что подтверждает мое общее мнение о том, что наука и вера не противоречат друг другу, если мы глубоко исследуем доказательства. Моя христианская вера также учит, что люди имеют разные врожденные склонности («дары»), нуждаются в якоре в трудные времена и находятся под влиянием своего сообщества.

На самом деле, если уж на то пошло, наука дала мне еще один путь заниматься вопросами веры. Если бы наука и религия были двумя окнами к пониманию вселенной, моя жизнь была бы омрачена без их света.

Ссылки

Diener, E., Tay, L., & Myers, D.G. (2011). Религиозный парадокс: если религия делает нас счастливыми, почему так много людей бросают учебу? Journal of Personality and Social Psychology , 101 , 1278-19

Д’Онофрио, Б., Ивз, Л.Дж., Мюррелл, Л. , Мэйс, Х.Х., и Спилка, Б. (1999). Понимание биологических и социальных влияний на религиозную принадлежность, отношения и поведение: генетическая перспектива поведения. Журнал Личности , 67 , 953-984.

Фариас М., ван Мулуком В., Кахане Г., Креплин У., Джойс А., Соареш П., Овьедо Л., Эрну М., Рокита К., Савулеско, Дж. И Моттовен Р. (8 ноября 2017 г.). Вера в сверхъестественное не модулируется интуитивным стилем мышления или когнитивным торможением. Научные отчеты , 7 .

Жерве, В. М., и Норензаян, А. (2012). Аналитическое мышление способствует религиозному неверию. Наука , 336 , 493-496.

Кей, А.С., Гоше, Д., Напье, Дж.Л., Каллан, М.Дж., и Лорин, К. (2008). Бог и правительство: Проверка компенсационного механизма управления для поддержки внешних систем. Журнал личности и социальной психологии , 95 , 18-35.

Шенхав, А., Рэнд, Д. Г., и Грин, Дж. Д. (2012). Божественная интуиция: стиль познания влияет на веру в Бога.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts