Психология и религия — Психологос
31 декабря 2005 г., 21:00
Психология и религия работают бок-о-бок, но исходят из разных посылок, пользуются разными методами и имеют разные задачи. И психология, и религия помогают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, однако пропасть между двумя мировоззрениями можно продемонстрировать на примере известной библейской истории.
Всем хорошо знаком случай, когда Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения.
Основное различие в том, что психология — это научное знание о человеке и его поведении: все, что утверждает психология, проверяемо или подлежит проверке. Академическая психология заботится о своем научном имидже, и религию, по крайней мере пока, близко к себе не подпускает.
Некоторые уступки сделаны только христианской (православной) психологии. Можно предположить, что уступки вызваны соображениями политкорректности, поскольку научных оснований для этого нет, основания христианской психологии не могут быть признаны научными.
У практической психологии с наукой отношения более сложные. Поле практической психологии объединяет очень разные подходы и очень разных специалистов, как уважающих науку, так и далеких от науки людей, в связи с чем в практической психологии много и мифов, и суеверий, и прямых заимствований из традиционных и не традиционных религиозных воззрений. Даже там, где психологи стремятся к научной обоснованности своих взглядов, количество используемых ими рабочих гипотез, то есть непроверенных утверждений, существенно больше, чем установленых наукой фактов. Важно при этом другое: практическая психология это не скрывает и, по крайней мере в лице лучших своих представителей, считает своим основанием научный подход.
Религия — противоположность научному подходу, она не критична к противоречиям и не требует доказательств своих истин. Религия основывается на догматах, данных (в представлении верующих) человеку от Бога, и религиозные люди претендуют на обладание полнотой знания (пути, истины и жизни). В отличие от этого, психология требует научных доказательств и основывается на контролируемой критичности. Психологи соглашаются, что они обладают ограниченным знанием, и в своей работе используют стратегию «ограниченного учительства».
Психологи и религиозные деятели очень по-разному видят, как можно и нужно помочь человеку в его трудностях, как помочь человеку на его пути совершенствования. Религиозное мировоззрение требует от человека искать в себе грехи, только избавлением от грехов человек может стать лучше. Психология считает разумным избавляться от чувства греховности, рассматривая это как проявление невротической вины. В работе с клиентами психолог рассчитывает на свои силы как специалиста, священник полагается на молитву, зовущую милость Божью.
«Есть еще один, может быть самый эффективный способ, притягивающий обстоятельства встречи с мужчиной вашей мечты. Звучит он несколько необычно с точки зрения традиционной атеистической философии, которой сегодня заражено огромное количество людей, особенно молодых. Однако работает этот метод исключительно четко. Когда не помогают обычные психологические советы, я всегда рекомендую именно его. Это молитва Всевышнему о том, чтобы он послал вам любимого и близкого человека. Каким бы данный способ воздействия на обстоятельства ни казался странным тем, кто ни во что не верит и считает разговоры о Боге пустой фантазией, он обязательно сработает, если молиться правильно и соблюдать все необходимые условия». Сергей Юрьевич Ключников.
А самое главное, у религии и психологии — разные конечные цели. Религия учит человека жить в гармонии с Богом, ее задача — подготовить человека к переходу в иной мир, подготовить к встрече с Богом. Психология интересуется задачами земной жизни, ведёт людей к гармонии, в первую очередь, с самим собой и окружающими.
Впрочем, религиозный человек об этом напишет по-другому: «Мне кажется, что человек, идущий к Богу, даже если он обогатится психологическими знаниями, найдя ответы на свои вопросы, всё равно будет продолжать идти к Богу. А если он нашёл всё необходимое на этапе психологических ответов, значит, он не шёл к Богу, а просто стремился к получению внутреннего комфорта. Психология – дело сугубо земное. А если человек духовно вырастает (в том числе и с помощью психологии), то он должен прийти к некому переосмыслению жизни, выйти за рамки земных понятий, осознать, что на самом-то деле на земле ничего не заканчивается и земной жизнью ничего не ограничивается. Психология решает жизненные проблемы, а религия — проблемы вечности».
- Психология и близкие области
- Автор Н.И. Козлов
- Религия
Комментарии (20):
Кирилл Карпенко, 11 декабря 2012 г., 06:57
Я у себя в ЖЖ на эту тему написал заметку «Различия психологии и религии» http://itisall.livejournal.com/9325.html
Рахиб, 08 августа 2015 г., 10:41
Здравствуйте, имя мое Рахиб, мне очень понравилась ваша тема о религии и психологии. С детства меня обстоятельства привели к религиозному образу жизни. И с юных лет мечтой и духовным питанием моим было быть другом Бога. У нас это дружество называют «авлийа». Со временем я начал отказываться от исповедования в пределах сект. После мне пришлось изучать психологию. Очень интересная и полезная наука. В психологии я нашел себя,свои недостатки и ценности. Пишу я вам по поводу того, что религиозные догматы ниспосланы от совершенного разума, которого называют по-разному: Бог, Аллах,Танры и т.д. Не может быть, что взгляд на вещи, подход к проблемам и понимание происходящего, рожденные высшим разумом человека, противоречили его создателю. Мне кажется, мы и наш создатель одинакового мышления. По крайней мере так должно быть у здорового человека. Я хочу вам предоставить несколько примеров, в которых создатель выражает свой подход к проблемам. Одновременно хочу также показать вам неправильное понимание мышления создателя со стороны религиозных, так называемых ученых. Первый пример начну с Авраама, которому Бог повелел «в неправильном понимании слова Бога «пожертвовать единственного сына Исмаила. Позвольте мне отдельно написать тему и после прислать вам на сайт.
Дарья, 16 ноября 2015 г., 01:05
В Церкви также, как и в психологии, человек слышащий голоса (если только он не святой) тоже считается больным. И такого человека отправят либо к психиатру, либо к экзорцисту: священнику, получившему особый дар изгонять бесов.
1
ответ
Гость, 03 февраля 2019 г., 14:32
Дарья, здесь уже встаёт вопрос здоровья и личного выбора. Какое-то общепринятое «здоровье» не всегда воспринимается человеком хорошо. В процессе выздоровления человек может открыть мир с другой стороны, потерять сверхспособности и это с точки зрения здоровья нормально. Вопрос в том, что реально определения здоровья для каждого отдельного человека ещё никто не дал. Есть только предположения или попытки выдвинуть общие теории на эту тему, которые в итоге всегда ссылаются на индивидуальность. Так что тут вопрос не к церкви и не к психотерапевтам. А к вам. Захотите ли вы разбираться со здоровьем или продолжать жить так, как вы живете. В любом случае, разобравшись, вам будет легче принимать решения.
Гость, 13 февраля 2017 г., 12:35
Я долгое время ходила в церковь, пока у меня не началась неврастения. Сейчас не хожу, но выздороветь не могу. Навязывание чувства вины чудовищное. А грамотного священнослужителя, как и грамотной религиозной литературы не сыскать. Из десяти прочитанных книг, купленных в церквях, лишь одну можно считать достойной внимания и полезной для прихожан. А ведь всем этим мусором задурманивают людям, особенно неграмотным, мозг. Священники — люди в большинстве своем лишь поверхностно осознают свое призвание, а большая часть ходит в церковь просто на работу. С духовностью их мало что связывает, а некоторые откровенно используют церковь для обогащения. Перестала я ходить в церковь, когда один раз пошла на исповедь перед Пасхой. Меня мучил один жизненно важный для меня вопрос, на который я хотела получить совет.
Он вздыхал, охал, что я занимаю время, прерывал. Все В результате я и ответ не получила и на пасху в таком состоянии не пошла. Теперь для общения с Богом посредники в виде церкви мне не нужны4
ответа
Гость, 31 июля 2017 г., 19:06
КРА-СА-ВА!!! УВАЖАЮ!!!
Гость, 06 августа 2018 г., 00:11
Ура, Слава Богу, есть думающие люди и берущие ответственность за свою жизнь!!!
Гость, 25 сентября 2020 г., 18:54
Пожалуйста, послушайте лекции Алексея Ильича Осипова на ЮТУБ. И вы поймёте, что христианская православная вера многими священниками и прихожанами воспринимается формально и вообще неправильно. Если Бог есть любовь, то церковь ни в коем случае не должна довести до неврастении.
Гость, 23 февраля 2022 г., 16:17
Есть православный психолог Дмитрий Семеник, он может вам помочь, посмотрите его на ютубе. У него можно взять онлайн консультацию.
Гость, 13 февраля 2017 г., 13:03
В христианстве ключевое слово вера. Церковь, призванная служить Богу не решает эту задачу, а по большей части задачу эту не выполняет. Поэтому для меня в общении с Богом безграмотные посредники в виде служителей церквей не нужны. А литература, которая продается в церквях, вообще на 90% бездарная и вместо того, чтобы давать ответы людям на их вопросы, задурманивает мозг. и вредна для людей. Вообще создается впечатление в последнее время, что служители Церкви, вместо служения людям, используют все чаще в корыстных целях свое положение.
1
ответ
Гость, 26 апреля 2017 г., 16:31
Книга одна — Библия. Читайте ее и, насколько Ваша душа готова к восприятию, так и поймете. Читайте в первый раз, в пятый, в двадцатый, в сто первый… С каждым разом будет открываться что-то новое; что в первый раз не поняли, вдруг станет ясным и понятным. Как озарение. Удачи Вам.
1
ответ
Гость, 16 марта 2019 г. , 21:32
Здравствуйте, слушайте проповеди Александра Меня, лекции Осипова. Самому в Библии разобраться тяжело, так как Библия сама себя не обьясняет. Читайте святых отцов, например Брянчанинова.
Гость, 02 марта 2018 г., 15:23
Дуже дякую! Цікава стаття, зрозуміла. Конкретні приклади допомогли краще зрозуміти, в чому різниця між релігією та психологією.
Гость, 19 марта 2019 г., 14:03
«Всем хорошо знаком случай, когда Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения. «У меня мысли, что это метафора к тому, чтобы отдать детей на служение. Не уподобляться родительским интересам и не пытаться реализовывать свои цели или мечты за счет детей. У них есть свои цели, может.
Гость, 19 марта 2019 г., 14:04
А тут после проверки публикуют комментарии?
Гость, 02 февраля 2020 г., 11:18
Друзья! Вот вы говорите: «мало хорошей литературы и мало священнослужителей, которые, на ваш взгляд, являлись бы «грамотными посредниками»», но на самом деле Господь уже всю литературу дал нам — Евангелие, Слово Божие и Послание Апостола Павла. Вот сказано Господом: «не судите, и не судимы будете», «любите друг друга, как Я возлюбил вас», «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам», «стучите и вам отворят». .. очень много нам сказал Господь. Он своей самоотверженностью нам показал, как жить. И вот мы говорим: «я не понимаю, что написано в Евангелие», и ищем какую-то литературу, так на понимание нужно просить помощи у Того, Кто это Слово нам дал): «Господи, вразуми!» и следовать Слову Божьему надо стараться. «Царство Небесное силой берется…» — это огромный труд, а кому охота трудиться до самоотвержения? По поводу осуждения, друзья… это очень трудно — не осуждать. Мы же всех судим, священник плохой, церковь корыстолюбивая, и поехали… Чувство вины, покаяние ведь нужно для того, чтобы человек давал отчет в своих действиях, чтобы он не озлобился, в психологии это самоанализ, если я не ошибаюсь. Так Господь не заставляет тебя себя гнобить, но Он говорит: «какая вам награда за то, что вы любите любящих вас?…», то есть когда мы ругаемся на тех, кто нас обидел, мы заповедь Божию не выполняем. Вспомним, что Он молился за тех, кто Его распинал, друзья, Господь молился за тех, кто забивал Ему в тело гвозди.
1
ответ
Гость, 14 декабря 2020 г., 05:00
Иисус Христос не Господь! Сын Божий, посланник, пророк. Господа! никто не распинал, гвозди в Его тело не вбивал! Пожалуйста будьте же корректны. Осуждение и констатация факта имеет разную основу и значение. Иисус Христос имел ввиду и запрещал под видом суда широко распространенный среди людей порок, существующий в виде греха злоязычия, злословия, порицания и злорадства над недостатками ближних. Ведь многие люди, любящие обличать с большим удовольствием и ядовитым злорадством, подмечают малейшие оплошности других людей, даже издали видя сучек и даже соринку в глазу брата своего (ближнего). И в то же время обличитель недостатков, любящий высмеивать чужие, даже незначительные пороки, упорно не замечал своих собственных недостатков, как бы очевидны и велики как бревно они не были. Но наряду с этим Иисус Христос не запрещал обсуждать (в смысле логически анализировать) поступки ближнего с целью помочь ему исправить его недостатки и грехи. “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” (Матф.18:15). Однако исправлением недостатков ближнего надо заниматься с любовью к ближнему своему, проявляя вместо злорадства сожаление, вместо осуждения, милосердие. А фактов обогощения священослужителей за счёт веры и доверия прихожан масса. Там же и говорят в комментарии, что это причина отказа посещать церковь, а не от Бога.
Гость, 24 июня 2020 г., 16:06
Ну а вообще, какие психологиеческие потребности человека удовлетворяет Бог? Как формируется у человека понятие о Боге, его образ, роль в жизни?
1
ответ
Гость, 09 августа 2020 г., 00:42
Господь всегда с нами, он любит всех своих детей. Я верю в Бога, но я не понимаю, почему мы должны ходить в церковь. Ведь наши молитвы Господь слышит везде. Когда батюшка включается в политику и начинает говорить тебе, что ты раскольник, я хожу в церковь к богу, а не к Московскому или Украинскому патриархату. Уж слишком наши святые отцы хотят управлять, а не духовно нас направлять.
Гость, 01 октября 2020 г., 18:36
Скорее. писал психолог ничего не зная о вере в Бога.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Нужна ли психология церкви
Психологический Навигатор: Отец Иоасаф, скажите, пожалуйста, как человек, который изнутри знает и психологию, и богословие, связаны ли между собой эти две стороны жизни человека? Игумен Иоасаф: Конечно, связь есть, но не такая явная. Начать нужно с того, что психология «выросла» из философии, науки, которая пытается понять смысл жизни, и которую в прошлом называли служанкой богословия. С течением времени, когда мир стал постепенно расцерковляться, философия пошла своим путём, а уже из неё выдвинулась психология. То есть корни у психологии и философии одни и те же — в богословии. Исходя из этого, если человеку нельзя что-либо понять или доказать богословскими словами, то он может это увидеть через призму психологии. Так что, отвечая на Ваш вопрос о взаимосвязи психологии и богословия, скажу, что как и философия, психология – еще одна служанка богословия.
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Православная психология
Православная (святоотеческая) психология анализирует психологию страстей греховных, наклонности к ним, виды их проявлений, корни их и происхождение, научает пастырей быть лекарями грехов и пороков кающихся, наглядно-убедительно приводит к покаянию, которое не есть осознание наименованиями греха священнику на исповеди, но есть жительство, перерождение сердца с принесением плодов осознания греха.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психология и близкие области
Психология — наука, изучающая внутренний мир и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.
0Подробнее
01 янв. 2006 г.
Религиозное мировоззрение и позиции восприятия
Примениение опросника «позиции восприятия» для оценки связи религиозного мировоззрения и позиций восприятия. Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия». Основных, классических, позиций пять…
1Подробнее
Психология и религия
Тициан. Жертвоприношение Авраама. 1542-44 г.Кирилл Карпенко
Можно ли объединить религию и психологию? Или как выразился В. М. Розин, «возможен ли кентавр»?
И психология, и религия помогают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями. Психолог может быть верующим, и верующий – психологом. Есть священники, которые активно изучают и используют психологическое знание в своей работе. Есть психологи, которые эффективно используют религиозный опыт и религиозные знания в своей работе. Но помимо точек пересечения, общих черт у психологии и религии есть ряд принципиальных различий.
Пропасть между двумя подходами можно продемонстрировать на примере известной библейской истории, в которой Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения.
Религия учит человека гармонии с Богом. Психология ведёт людей к гармонии, в первую очередь, с самим собой и окружающими.
Религия возлагает ответственность на Бога, психология – на человека.
Религиозное мировоззрение требует от человека искать в себе грехи, чем больше грехов найдёт человек, тем лучше. Психология помогает человеку избавиться от чувства греховности (невротической вины).
Религия явление национальное, местное. Хотя есть мировые религии, всё же можно сказать, что в каждой стране своя религия. Психология как наука явление универсальное. Хотя есть разные школы, направления, методологии справедливо утверждение, что в разных странах психология – это одна и та же наука.
Религия основывается на одной системе догм и не приемлет никакие другие подходы. Психология основывается на разных методологиях, разных представлениях о природе человека.
Религия стремится быть вечной, верующему трудно представить, что когда-нибудь его религия станет никому не нужна. Психология стремится быть полезной, а не вечной. Так знаменитый психоанализ сегодня практически не востребован психологами и психотерапевтами, лишь несколько процентов профессионалов в настоящее время используют его в своей работе. Однако психологи нисколько не огорчаются этому факту, а разрабатывают и используют новые методы помощи людям.
Религия не критична к противоречиям и не требует доказательств своих истин. Психология требует доказательств и основывается на контролируемой критичности.
Религиозные люди претендуют на обладание полнотой знания (пути, истины и жизни). Психологи обладают ограниченным знанием и в своей работе используют стратегию «ограниченного учительства».
С некоторыми из приведённых утверждений можно поспорить. Мне же хотелось бы, чтобы остался бесспорным только вывод: психология и религия это разные явления, разные сферы. Между ними много общего. Специалисты в гносеологии говорят, что сегодня наука и религия близки как никогда. Однако как бы близко они не сходились они остаются разными сущностями.
- Розин В. М. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // Консультативная психология и психотерапия. 1994. № 2.
- Слободчиков В. И. Христианская психология в системе психологического знания. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2.
- Спиридонов В. Ф. Опасные связи, или тщетная предосторожность. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4.
- Пашковский В. Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: краткое руководство для врачей. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006.
Статья опубликована: Школьный психолог. — 2013. — № 3.
Причина верить
Возвращаясь к Зигмунду Фрейду, некоторые психологи охарактеризовали религиозные убеждения как патологические, рассматривая религию как пагубную социальную силу, которая поощряет иррациональные мысли и ритуальное поведение.
Конечно, сомнения психологов — и бесчисленного множества других на протяжении всей истории — не ослабили мощного влияния религии на людей. Религия выжила и процветала более 100 000 лет. Он существует в каждой культуре, и более 85 процентов населения мира придерживаются той или иной религиозной веры.
Исследователи, изучающие психологию и неврологию религии, помогают объяснить, почему такие верования так живучи. Они обнаруживают, что религия на самом деле может быть побочным продуктом того, как работает наш мозг, вырастающим из когнитивных тенденций искать порядок в хаосе, антропоморфизировать нашу среду и верить, что мир вокруг нас был создан для нашего использования.
Религия выжила, предполагают они, потому что помогла нам сформировать все более крупные социальные группы, объединенные общими убеждениями.
«Если мы на правильном пути с этой побочной идеей — а результаты действительно становятся убедительными — тогда трудно будет доказать, что религия — это патология», — говорит психолог Джастин Барретт, доктор философии, директор отдела познания, проект религии и теологии в Центре антропологии и разума Оксфордского университета.
Предрасположенность к вере
Не существует какой-либо когнитивной тенденции, лежащей в основе всех наших религиозных верований, говорит Барретт. «На самом деле это ваши базовые, самые разнообразные познания, которые дают импульс религиозным убеждениям», — говорит он.
Общим для этих познаний является то, что они заставляют нас видеть мир как место с преднамеренным дизайном, созданным кем-то или чем-то. Маленькие дети, например, склонны верить, что даже тривиальные аспекты мира природы были созданы с определенной целью, согласно серии исследований психолога Бостонского университета Деборы Келеман, доктора философии. Если вы спросите детей, почему группа камней, например, заостренная, они ответят что-то вроде: «Это для того, чтобы животные не сели на них и не сломали их». Если вы спросите их, почему существуют реки, они ответят, что мы можем ловить рыбу.
Взрослые также склонны искать смысл, особенно во времена неопределенности, показывают исследования. Исследование 2008 года в журнале Science (Vol. 322, No. 5898), проведенное Дженнифер Уитсон, доктором философии, и Адамом Галинским, доктором философии, показало, что люди с большей вероятностью увидят закономерности в случайном отображении точек, если исследователи сначала подготовили их к ощущение, что участники не имели никакого контроля. Это открытие говорит о том, что люди склонны видеть знаки и закономерности в окружающем их мире, заключают исследователи.
Люди склонны верить в сверхъестественное, говорит Барретт. В своей работе он обнаруживает, что дети в возрасте 3 лет естественным образом приписывают «Богу» сверхъестественные способности и бессмертие, даже если их никогда не учили о Боге, и они рассказывают подробные истории о своей жизни до своего рождения. называет «преджизнью».
«Мы показываем, что наш базовый когнитивный аппарат склоняет нас к определенным видам мышления и приводит к размышлениям о дожизни, загробной жизни, богах, невидимых существах, которые что-то делают — темы, общие для большинства религий», — говорит Барретт.
Это базовое оборудование включает в себя систему памяти, которая исключительно хорошо запоминает истории, встречающиеся во многих религиозных текстах. В частности, исследования показывают, что нам легче всего вспоминать истории с некоторыми, но не слишком большим количеством контринтуитивных или «сверхъестественных» элементов. В одном исследовании, опубликованном в 2006 году в Cognitive Science (Vol. 30, No. 3), Скотт Атран, доктор философии, и Ара Норензаян, доктор философии, проверяли, как люди вспоминают концепции, которые варьировались от интуитивного (пасущаяся корова) до слегка от нелогичного — ругающаяся лягушка — до крайне нелогичного — визжащего цветущего кирпича. Хотя люди легче запоминали интуитивные истории через час после их прочтения, через неделю они с большей вероятностью вспоминали истории, слегка противоречащие здравому смыслу.
Это открытие подтверждается как американскими студентами колледжей, так и жителями деревень майя из мексиканского Юкатана, предполагая, что истории с несколькими минимально противоречащими интуиции элементами, такие как те, что встречаются во многих религиозных историях, легче запоминаются и, по-видимому, легче передаются из от человека к человеку, — говорит Норензаян, психолог из Университета Британской Колумбии.
Тем не менее, большинство исследователей не верят, что когнитивные тенденции, которые склоняют нас к религиозным убеждениям, развились специально для размышлений о религии. Скорее всего, они служили другим адаптивным целям. Например, поскольку люди быстро верят, что кто-то или что-то стоит даже за самыми безобидными переживаниями, они могут воспринимать звук ветра, шелестящего листьями, как потенциального хищника. С точки зрения эволюции, говорит Атран, для нас, вероятно, было лучше ошибочно предположить, что ветер был львом, чем игнорировать шорох и рисковать смертью.
Но эта склонность также заставляет нас верить в вездесущую богоподобную концепцию. Взятые вместе, легко понять, как эти когнитивные тенденции могут позволить нашему разуму создавать религии, основанные на идее сверхъестественных существ, которые наблюдают за нашей жизнью, — говорит Атран, директор по исследованиям Национального центра научных исследований в Париже.
Такое исследование также поддерживает представление о том, что религиозная мысль во многом является неизбежным побочным продуктом работы нашего разума. Психолог Томас Планте, доктор философии, надеется, что эта точка зрения поможет людям увидеть себя «более цельными».
«У нас долгая история веры в то, что духовные вещи принадлежат к одному лагерю, а наука и технология — к другому», — говорит Планте, профессор и директор Института духовности и здоровья в Университете Санта-Клары и президент отдела АПА. 36 (Психология религии). «Во всяком случае, эта работа подтверждает, что мы цельные люди; биологическое, психологическое, социальное, культурное и духовное все взаимосвязано».
Нейронная основа
Исследования в области неврологии подтверждают идею о том, что мозг настроен на веру, говорит Джордан Графман, доктор философии, директор отдела когнитивной неврологии в Национальном институте неврологических расстройств и инсульта. Эта склонность, по его словам, распространяется по всему мозгу и, вероятно, возникла из-за нейронных цепей, разработанных для других целей.
«Идея, привлекшая много внимания несколько лет назад, о том, что в мозге есть «точка Бога», где возникают религиозные мысли и чувства, в значительной степени была отвергнута», — говорит Графман, который переезжает в Фонд Кесслера в Вест-Ориндже. , штат Нью-Джерси, в январе возглавил исследовательскую лабораторию черепно-мозговых травм.
В 2009 году Графман опубликовал исследование фМРТ, показывающее, что религиозные мысли активируют область мозга, отвечающую за расшифровку эмоций и намерений других людей — способность, известную как теория разума. В исследовании 40 человек, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences (Vol. 106, No. 12) Графман и его коллеги обнаружили, что когда они слышат такие фразы, как «Божья воля руководит моими действиями» и «Бог защищает чью-то жизнь», области мозга занимающихся теорией разума загорелся. В исследовании, опубликованном в 2009 году в Social Cognitive Affective Neuroscience (Vol. 4, No. 2), датская команда обнаружила, что одни и те же области мозга активируются, когда религиозные участники молятся.
Эти результаты показывают, что когда люди думают о Боге, это похоже на размышления о любой особой авторитетной фигуре, такой как мать или отец, говорит Графман. Кроме того, по его словам, созерцание не ограничивается религиозной мыслью, хотя некоторые традиции, такие как молитва или медитация, могут требовать избирательных мыслительных процессов. В целом, считает он, мозг использует те же цепи, чтобы думать о религии и воспринимать ее, как и для того, чтобы думать и обрабатывать любые другие мысли или убеждения.
Что отличает религию от обыденных мыслей о родителях, так это созерцательные традиции, такие как медитация и молитва, которые могут изменить то, как устроен мозг у обычных практикующих, говорит психолог Висконсинского университета Ричард Дэвидсон, доктор философии. Его работа с использованием фМРТ и ЭЭГ для измерения мозговой активности людей, практикующих буддийскую медитацию в течение длительного времени, показывает, что у них более сильная и лучше организованная система внимания, чем у людей, которые только учатся медитировать. По сути, медитация — и, возможно, любая созерцательная духовная практика — усиливает внимание и отключает области мозга, сосредоточенные на себе.
«Медитация — это семейство умственных упражнений, которые изменяют цепи мозга, участвующие в регуляции эмоций и внимания», — говорит он.
Даже религия без элемента созерцания может изменить определенные схемы мозга, согласно исследованию психолога Университета Торонто Майкла Инзлихта, доктора философии. Его работа сосредоточена на мозговой волне, генерируемой передней поясной корой, называемой «негативностью, связанной с ошибкой» (ERN), которая вспыхивает, когда люди совершают ошибки.
«Это наш кортикальный тревожный звоночек, предсознательная и эмоциональная реакция «о-о-о», — говорит Инзлихт. «Когда мы делаем ошибку, это возбуждает, вызывает легкую тревогу».
В исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Psychological Science (Vol. 20, No. 3), он измерил эту реакцию «о-о-о» у людей, которые выполняли стандартную задачу Струпа по названию цветов. Несмотря на то, что все 28 участников исследования совершали ошибки, возбуждение ERN было менее сильным у людей с большим религиозным рвением и большей верой в Бога. «Они ведут себя спокойнее и грациознее под давлением», — говорит Инзлихт.
Во втором наборе исследований, опубликованном в августе в Psychological Science (Vol. 21, No. 8) Инзлихт и его коллеги проверили, тяготеют ли люди, рожденные с более низкой реакцией ERN, к религии, или религия на самом деле снижает эту реакцию «о-о-о». Они попросили участников написать о религии или о чем-то, что делает их счастливыми, и обнаружили, что у тех, кто писал о религии, был более низкий ответ ERN, предполагая, что религия ослабляет эту тревожную реакцию. Инзлихт считает, что влияние религии может быть связано с ее способностью успокаивать людей в целом, «объясняя» явления, которые мы не понимаем.
«Эта разница возникает всего за несколько сотых долей секунды, но мы предполагаем, что жизнь с менее интенсивными реакциями может привести к тому, что жизнь будет более спокойной», — говорит Инзлихт.
Эти результаты согласуются с большим количеством исследований и клинических отчетов о том, что религиозные люди менее склонны к депрессии и тревоге, говорит Планте, редактор книги «Созерцательные практики в действии: духовность, медитация и здоровье» (APA, 2010). . «Адаптивные духовные практики могут помочь справиться с тревогой и депрессией», — говорит Планте.
Наличие духовных убеждений также может привести к более долгой и здоровой жизни. Большое количество исследований показывает, что религиозные люди живут дольше, менее склонны к депрессии, реже злоупотребляют алкоголем и наркотиками и даже чаще посещают стоматолога. Исследование Инзлихта может частично объяснить эти выводы, говорит психолог из Университета Майами Майкл Маккалоу, доктор философии.
Просоциальность
Религия может служить еще одной ключевой цели — она позволяет людям жить в больших кооперативных обществах, говорит Норензаян. На самом деле, использование религии в качестве социального инструмента может в значительной степени объяснить ее живучесть и межкультурную вездесущность.
«Религия — это один из основных способов, который человечество использовало в качестве решения, позволяющего побудить неродственных людей хорошо относиться друг к другу», — говорит Норензаян.
В частности, согласно его исследованию, религия побуждает людей быть более милосердными, способствуя вере в сверхъестественные силы. В исследовании 2007 года, опубликованном в Psychological Science (Vol. 18, No. 9), Норензаян и Азим Шариф настраивали участников на мысли о Боге, заставляя их расшифровывать предложения, содержащие такие слова, как «божественный», «дух» и «Бог. ” Они попросили другую группу участников расшифровать религиозно нейтральные слова. Затем участники решили, какую часть из 10 долларов оставить себе, а какую отдать незнакомцу. Исследователи обнаружили, что участники, которые были вдохновлены религиозными мыслями, дали в среднем на 2,38 доллара больше, чем другие участники.
Исследователь из Университета Британской Колумбии Джозеф Хенрих, доктор философии, обнаружил межкультурную поддержку этого вывода в исследовании, опубликованном в марте в журнале Science (том 327, № 5972). Он показал, что в 15 различных обществах люди, исповедовавшие мировую религию, были более справедливы по отношению к незнакомцам, когда играли в экономические игры, чем люди, которые не были религиозными.
«Религия в каком-то смысле передает социальный мониторинг сверхъестественному агенту», — говорит Норензаян. «Если вы верите в наблюдающего Бога, даже если за вами никто не наблюдает, вы все равно должны вести себя просоциально, потому что Бог наблюдает за вами».
Идея о том, что религия эволюционировала, чтобы приносить пользу более крупным социальным сообществам, также согласуется с теоретической работой психолога Университета Вирджинии Джонатана Хайдта, доктора философии, и его бывшего аспиранта Джесси Грэма, доктора философии, ныне доцента в Университете Южной Калифорнии. В статье, опубликованной в феврале в Обзоре личности и социальной психологии (том 14, № 1), они предполагают, что религия развивалась вместе с моралью как способ объединения людей в большие моральные сообщества. Грэм и Хайдт утверждают, что с помощью историй и ритуалов религии построили пять основных моральных основ: не навреди, играй честно, будь верен своей группе, уважай власть и живи чисто.
Ранние религии использовали ритуалы — такие как ограничение определенных продуктов, таких как свинина, и ношение одежды в знак скромности — для публичной демонстрации этих моральных соображений. Эти ритуалы затем помогли объединить людей и позволили им жить вместе, говорит Грэм. Сегодня религии продолжают эту традицию.
Конечно, в то время как религия объединяет некоторых людей, она продолжает вызывать глубокие разногласия, говорит Атран, который работал переговорщиком в нескольких горячих точках по всему миру, включая Израиль. «Проблема в том, что чем больше вы смотрите внутрь своей религиозной группы и ее требований добродетели, тем меньше вы смотрите вовне и тем больше вы недоверчивы к другим», — говорит он.
Это недоверие является причиной большей части раздоров и насилия в мире и является одной из причин, по которой «новые атеисты», включая британского биолога-эволюциониста Ричарда Докинза, доктора философии, и нейробиолога Сэма Харриса, доктора философии, хотят, чтобы религия исчезла. Но это будет сложно, если не невозможно, если религия является побочным продуктом работы нашего мозга, как показывают многие недавние исследования, говорит Атран. Что может сработать, говорит Норензаян, так это заменить религию светскими сообществами, построенными на общей моральной основе. Он предполагает, что общество Дании успешно делает это благодаря своему большому государству всеобщего благосостояния, национальной этике тяжелого труда и сильной привязанности к политической свободе и индивидуализму. Но такие общества по-прежнему будут нуждаться во многих компонентах религии, в том числе в вере в то, что мы все являемся частью одного и того же морального сообщества и, следовательно, должны идти на жертвы во благо.
Чтобы добиться этого, исследователям необходимо продолжать совершенствовать свое понимание религии, — говорит Барретт. «По мере того, как исследования развиваются и мы привносим другие области психологии, я думаю, у нас будет лучшее представление о природе религии и о том, куда она может двигаться».
Бет Азар, писательница из Портленда, штат Орегон.0019, Дэвид ДеСтено.
Несмотря на то, что я был воспитан католиком, большую часть своей взрослой жизни я не обращал особого внимания на религию. Как и многие ученые, я полагал, что она основана на мнении, догадке или даже надежде и, следовательно, не имеет отношения к моей работе. В рамках этой работы работает психологическая лаборатория, занимающаяся поиском способов улучшения условий жизни человека, используя инструменты науки для разработки методов, которые могут помочь людям справиться с проблемами, которые бросает им жизнь. Но за 20 лет, прошедших с тех пор, как я начал эту работу, я понял, что многое из того, что находят психологи и нейробиологи о том, как изменить убеждения, чувства и поведение людей — как поддержать их, когда они горюют, как помочь им быть более этический, как позволить им обрести связь и счастье — перекликается с идеями и методами, которые религии использовали на протяжении тысячелетий.
Наука и религия часто противоречили друг другу. Но если мы удалим теологию — взгляды на природу Бога, сотворение вселенной и тому подобное — из повседневной практики религиозной веры, враждебность в споре испарится. То, что у нас осталось, — это ряд ритуалов, обычаев и чувств, которые сами по себе являются результатами своего рода экспериментов. На протяжении тысячелетий эти эксперименты, проводимые в гуще жизни, а не в стерильных лабораториях, привели к разработке того, что мы могли бы назвать духовными технологиями — инструментов и процессов, предназначенных для того, чтобы успокаивать, двигать, убеждать или иным образом настраивать человека. разум. И изучение этих технологий показало, что определенные части религиозной практики, даже будучи вырванными из духовного контекста, способны воздействовать на сознание людей тем измеримым образом, который часто ищут психологи.
Моя лаборатория обнаружила, например, что люди, практикующие буддийскую медитацию в течение короткого времени, делают их добрее. Всего после восьми недель занятий с буддийским ламой 50 % тех, кого мы случайным образом поручили ежедневно медитировать, спонтанно помогали незнакомцам, испытывающим боль. Только 16 процентов из тех, кто не медитировал, сделали то же самое. (На самом деле незнакомец был актером, которого мы наняли, чтобы он использовал костыли и носил съемный гипс, пытаясь найти место в переполненном зале.) Однако сострадание не ограничивалось незнакомцами; это также относилось к врагам. Другое исследование показало, что после трех недель медитации большинство людей воздерживались от мести тому, кто их оскорбил, в отличие от большинства тех, кто не медитировал. Как только моя команда заметила эти глубокие воздействия, мы начали искать другие связи между нашими предыдущими исследованиями и существующими религиозными ритуалами.
Благодарность, например, — это то, что мы тщательно изучали, и ключевой элемент многих религиозных обрядов. Христиане часто говорят благодать перед едой; Евреи благодарят Бога молитвой Modeh Ani каждый день после пробуждения. Когда мы изучали акт благодарности, даже в светском контексте, мы обнаружили, что он делает людей более добродетельными. В исследовании, где люди могли получить больше денег, солгав о результатах подбрасывания монеты, большинство (53 процента) обманывали. Но эта цифра резко упала для людей, которых мы сначала попросили подсчитать их благословения. Из них только 27 процентов решили солгать. Мы также обнаружили, что, испытывая благодарность к человеку, судьбе или Богу, люди становятся более полезными, щедрыми и даже более терпеливыми.
Даже очень незаметные действия, такие как совместное движение во времени, могут оказывать значительное влияние на разум. Мы видим синхронность почти во всех религиях мира: буддисты и индуисты часто поют вместе в молитве; Христиане и мусульмане регулярно становятся на колени и встают в унисон во время поклонения; Евреи часто качаются, или шаркают , когда вместе читают молитвы. Эти действия противоречат глубокой цели: установлению связи. Чтобы увидеть, как это работает, мы попросили пары незнакомцев сесть за стол друг напротив друга, надеть наушники, а затем нажимать на датчик на столе перед ними каждый раз, когда они слышат звуковой сигнал. Для некоторых из этих пар последовательность тонов совпадала, что означало, что они постукивали руками в унисон. Для других они были случайными, то есть движения рук не были синхронизированы. После этого мы создали ситуацию, когда один член каждой пары застрял, выполняя долгое и сложное задание. Мало того, что те, кто двигал руками в унисон, сообщали о большей связи и сочувствии к своему партнеру, который теперь тяжело трудился, 50 % из них решили протянуть партнеру руку помощи — значительное увеличение по сравнению с 18 %, которые решили помогите, не только что переместившись в синхронизации.
Совокупный эффект таких простых элементов, которые меняют то, как мы себя чувствуем, во что верим и на кого мы можем положиться, накапливается со временем. И когда они встроены в религиозные практики, исследования показали, что они могут обладать своего рода защитными свойствами. Регулярное участие в религиозных обрядах уменьшает тревогу и депрессию, укрепляет физическое здоровье и даже снижает риск ранней смерти.