Психология имиджа как направление социально-психологической науки //Психологическая газета
Забота об имидже, знание основ имиджирования, умение выстраивать профессиональные отношения с людьми, находить подход к ним, правильно расположить их к себе, управлять собственной профессиональной судьбой в целом необходимы любому профессионалу. Эти умения и составляют основу жизненного и профессионального успеха. А вначале выделим основные особенности и направления нового научного направления и учебной дисциплины.
Область научно-психологического исследования «имиджа» стала складываться в России с начала 1990-х годов. К ее источникам следует отнести работы 1960–1970-х годов, выполненные в рамках социально-перцептивного подхода (А.А. Бодалев и его последователи). Этот подход рассматривает психологические закономерности восприятия и понимания человека человеком, специфику формирования феномена первого впечатления, социально-психологические эффекты и механизмы межличностного и межгруппового восприятия, изучение содержания социальных представлений и стереотипов, процессы массовой коммуникации и многое другое.
Категория «психология имиджа» была введена в научный оборот президентом Академии имиджелогии Е.А. Петровой в 2002 году, год спустя вышла в свет ее монография «Психология имиджа: наука или искусство?». Психология имиджа рассматривает имидж как социально-психологический феномен.
Родоначальники этого научного направления так определяют предмет психологического подхода к имиджу: изучение его как социально-психологического феномена, раскрытие закономерностей формирования, функционирования и трансформации поля разных видов имиджей в индивидуальном и массовом сознании, выявление специфики «наполняемости» этих полей у представителей различных этносов и культур, отдельных групп.
Главными проблемами психологии имиджа как самостоятельной области знания становятся вопросы социально-психологической природы, социального познания и управления имиджем.
Психология имиджа как раздел социальной психологии и имиджелогии (науке об имидже) призвана изучать различные особенности имиджа в целом: формирование, функционирование, коррекция, степень яркости, изменчивости и др., а также психологические проблемы принятия и самоуправления персональным (профессиональным) имиджем и многое другое.
Изучение имиджа является предметом не только социальной психологии, но и многих других наук, среди них: педагогика, социология, история, экономика, культурология.
Изучение феномена имиджа сопряжено с проникновением этой проблематики в изучение социальных явлений. Прежде всего это касается изучения имиджа как феномена социальной перцепции в контексте категории социальных явлений. Социально-психологические исследования имиджа показали, что он является механизмом регуляции поведения, идентификации, индивидуального преломления социальных требований, профессиональной адаптации и оптимизации профессиональной социализации.
Имидж возникает только тогда, когда его объект-носитель становится публичным, то есть когда есть субъекты его непосредственного или опосредованного восприятия, это есть продукт социальной перцепции. При этом имидж складывается на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия, и на основе тех мнений, слухов и пр., которые передаются по коммуникативным каналам.
Итак, психология имиджа изучает социально-психологические закономерности формирования, функционирования и управления имиджем человека, организации, товара, услуги, территории и др. В основе психологии имиджа лежит важный психологический процесс — социальное восприятие, которое является определяющим в контексте изучения имиджа.
Психология имиджа имеет ярко выраженные практикоориентированные направления:
- имидж-диагностику,
- имидж-консультирование,
- имиджмейкинг,
- имиджирование,
- имидж-прогностику.
Психология имиджа применяет различные научные методы исследования, среди них:
- наблюдение,
- эксперимент,
- беседа,
- интервью,
- тестирование,
- контент-анализ,
- сравнение,
- моделирование,
- дедукция,
- индукция,
- анализ,
- синтез.
Объект изучения психологии имиджа — имидж как социально-психологическая единица, предмет — методы формирования, а также процесс функционирования и коррекции разных видов (типов) имиджа. В рамках психологии имиджа сложился общепринятый понятийный аппарат. Рассмотрим основные понятия (категории) этого научного направления.
Имиджирование — это процесс работы над созданием имиджа, а также искусство и технологии «подачи» востребованного (необходимого, идеального и пр. ) аудиторией имиджа с помощью специалистов (имиджмейкеров, имиджеологов, имидж-консультантов и др.), также профессиональная деятельность по коррекции уже существующего имиджа для достижения поставленных целей и задач.
Имиджмейкинг — совокупность технологий построения, управления и корректировки имиджа.
Предметом имиджирования и имиджмейкинга являются имидж объекта (человека, товара, организации и пр.) в виде впечатления, мнения, репутации и проч.; различные механизмы восприятия.
Аудитория имиджа — отдельная персона или социальная группа, воспринимающая имидж. Объектами имиджирования и имиджмейкинга являются сам носитель имиджа (персона, группа людей и др.) и аудитория имиджа, в сознании которой создается определенное впечатление, представление, мнение и т.п.
Имидж-технология — набор «инструментов» создания и поддержания имиджа, обеспечивающий достижение стратегических и тактических целей.
Учебно-методическое пособие «Психология имиджа» участвовало в Национальном конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2018 года в номинации «Книга года по психологии».
Читать онлайн «Психология имиджа», Мария Викторовна Жижина – ЛитРес
Уже ни для кого не секрет, что удачный, гармоничный имидж на сегодняшний день является необходимым атрибутом эффективных социальных коммуникаций, условием личностного и профессионального продвижения, некой ценностью, обеспечивающей жизненный успех. Имидж занимает важное место в системе социальных коммуникаций, выступая как представление о данной личности, которое складывается у ее социальных партнеров, участников социального взаимодействия. В этом контексте важно подчеркнуть многофункциональность имиджа как психологического феномена. Назначение имиджа можно свести к двум основным миссиям: первая, заключается в том, что имидж обеспечивает самой личности необходимый психологический самонастрой, должное самовосприятие, определенную установку к действиям. Имидж важный инструмент самонастройки, функционирует вместе с образом Я (в системе Я- концепции), выступая регулятором социального поведения личности. В данном случае выражение «Работай над собой, а не над мнением окружающих», которое можно интерпретировать, как «работа над собой ведет к изменению мнения окружающих», и это полностью соответствует феноменологии имиджа. И здесь имеется в виду, что работа над образом Я – всегда определенный труд, самовоспитание, которое рано или поздно дает свои положительные результаты.
На практике, к сожалению, не всегда, образ Я отражает жизненную перспективу человека и его потребности в самоактуализации, это находит выражение в развитии психологических комплексов личности, с ее неготовностью к переменам, нежеланием работать над собой, возникновением трудных жизненных ситуаций. Печальным следствием может служить и факт самодовольства человека, и наличие ложных представлений о том, что «у меня и так все в порядке и меняться мне незачем», хотя последнее может быть связано с включением защитных механизмов. «Подлинная жизнь личности совершается «в точке несовпадения человека с самим собой», и личность начинается с неограниченного выхода за пределы наличного, за пределы приспособления. Она рождается в муках преодоления, в осуществлении невозможного, в надситуативной активности, в борьбе за самого себя» [38, с. 43]. В связи с этим, формирование нового образа Я многими авторами справедливо оценивается как зона ближайшего развития личности. Но, кроме того, хотелось бы отметить, что работа над собственным образом Я – это не только труд, приносящий плоды, это еще и творческий, увлекательный процесс поиска гармонии между внутренним миром и внешним обликом, приводящий личность к новым событиям, раскрытию новых граней собственной личности, стимул к переменам. «Когда меняемся мы, меняется мир вокруг нас», данную аксиому, наверное, стоит проверить каждому на собственном опыте.
Согласно современным взглядам формирование и изменение образа Я – представление человека о самом себе становится источником представлений о данной личности, которое формируется у других людей (имидж человека), в свою очередь, имидж (представление других людей о данной личности) сам становится источником и фактором изменений образа Я. Да, безусловно, оформление внешности, смена стиля одежды, является важной составляющей формирования габитарного имиджа персоны (т.е. представление о данной личности, которое возникает у других людей). Мы полагаем, что одновременно эти внешние изменения ведут к внутренним преобразованиям самого субъекта, т.е. к изменениям его образа Я. При этом необходимо учитывать, что в формировании имиджа участвуют еще такие компоненты как вербальный, кинетический, овеществленный, средовой, которые в своей совокупности и образуют единый целостный имидж личности. Наш образ в глазах окружающих формируется не только из оценки внешнего облика (внешность, стиль одежды), но и на основе анализа психолого-поведенческого портрета (жесты, мимика, пластика движений и т.д.) ораторского мастерства, нашего окружения (выражение «Свита делает короля» возникло отнюдь не случайно) и мн. др.
Нередко можно слышать такие ошибочные высказывания, например, по поводу изменения цвета волос «О, ты изменила имидж», а между тем, речь идет всего лишь об изменении некоторых компонентов габитарного имиджа, когда константными остаются те же движения, доминирующие эмоции, стиль мышления. В отличие от изменения стиля одежды (например, смена спортивного стиля на романтический), изменения имиджа требует гораздо большего количества времени. Может быть, поэтому очень часто на женских форумах можно встретить подмену понятий, когда под сменой имиджа подразумевается поход в парикмахерскую или по магазинам. Формированию данного представления во многом поспособствовали всевозможные отечественные и зарубежные телепроекты, демонстрирующие преобразования имиджа женщины за одну передачу (автор не знает отечественных телепроектов, посвященных имиджу мужчины). Не имея ничего против подобного рода проектов, тем не менее любопытно понаблюдать за дальнейшей судьбой девушек и женщин, принимавших участие в съемках программы, изменилась ли их жизнь за рамками проекта, изменилось ли по отношению к ним мнение и отношение окружающих.
Рассматривая такую важную миссию имиджа, как психологический самонастрой, следует указать на психотерапевтический потенциал имиджа, который может выступать в качестве копинг-стратегии (преодолевающего поведения), т. е. поддержание привлекательного имиджа или смена имиджа может служить дополнительным фактором и способом совладания личности со сложными жизненными обстоятельствами.
Теперь обратимся ко второй миссии, которая состоит в психологическом воздействии имиджа на другого человека (группу) или иначе – имидж задает определенные программы и сценарии социально-психологического взаимодействия, установку на общение с нами в определенном ключе, разрешение или запрет на то, как с нами можно себя вести, а как нельзя, да и в целом влияет на желание с нами общаться. В качестве примера достаточно вспомнить героиню фильма Миранду Пристли, блистательно сыгранную Мерил Стрип, главного редактора известного модного журнала, к которой так запросто не подойдешь. Эта информация считывается окружающими за секунды, а поскольку эффект первого впечатления пока еще никто не отменял, то можно сказать, что первично сформированный в представлениях окружающих, имидж персоны будет долгое время определяющим, и, в случае необходимости сформировать новый имидж – человеку потребуется немало времени и усилий, чтобы изменить определенное мнение, сложившийся стереотип.
Применительно к имиджу необходимо указать на следующие его важные особенности: 1) имидж начинает функционировать только в процессе социального взаимодействия, 2) для формирования или изменения имиджа всегда требуется определенное время, поэтому для того, чтобы окружающие не только восприняли новый имидж, но и стали себя вести в соответствии с изменениями потребуется от 2-3 месяцев и более.
Отдельной темой является возможность управления формированием имиджа со стороны персоны, являющейся объектом этого имиджа, т.е. той персоны, о которой складывается социальное представление. Формирование и изменение имиджа немыслимо без получения обратной связи, без оценок окружающих, которые обеспечивают человеку разнообразные формы рефлексии и эффективный поиск необходимых, органичных моделей социального поведения.
Принято считать, что формирование имиджа – бесконечный процесс, но будет более точным сказать, что имидж необходимо постоянно поддерживать, улучшать, дополнять, ориентируясь на новые тенденции моды, но при этом, сохранять свой неповторимый образ. Любителей часто и кардинально менять свой имидж, такой поиск, смена ролей, масок, амплуа, окружающими, как правило, воспринимается как неудовлетворенность личностью собой, своей жизнью, или как непостоянство, ветреность, легкомысленность, непредсказуемость персоны. Тем не менее, имидж человека на протяжении его жизненного пути не является чем-то статичным и неизменным, хотя бы в силу возрастных факторов, изменений социального статуса, и, конечно же, в связи с внутренними преобразованиями, связанными с личностным ростом, постановкой новых жизненных целей и задач. Как справедливо отметила В. Г. Горчакова: «… мы вырастаем не только из старой одежды, но и из прежних образов самих себя, которые время от времени нужно обновлять или полностью перестраивать» [38, c.5]. В данном контексте проявляется еще одна особенность имиджа, заключающаяся в том, что он имеет тенденцию к «старению», снижению адаптивности (феномен «износа имиджа»).
Говоря о функциональной нагрузке имиджа, нельзя обойти вниманием вопрос, касающийся собственно мотивации личности изменить свой имидж. Выявление мотивации изменения имиджа является первым шагом на пути к изменению имиджа. Отметим, что этот сложный процесс связан также с пониманием и осознанием своих индивидуально-психологических особенностей, внешних, возрастных особенностей, выбором собственного стиля, с четким пониманием своих целей и планом по коррекции недостатков. Уточним, речь идет о возможности влиять на особенности имиджа со стороны той персоны, которая является объектом этого имиджа.
При формировании собственного имиджа можно идти двумя путями, первым, простым, но малоэффективным – это срисовать, скопировать готовый образ, адаптировав под себя, и внедрить его в сознание своей аудитории. Малая эффективность такого образа «с чужого плеча», сразу будет сигнализировать о диссонансе между собственными психологическими особенностями (а иногда и типом телосложения) и образом, скопированным из журнала (или образом, принадлежащий известной персоне: актеру/актрисе, певцу/певице). Очень часто в пик популярности того или иного певца (певицы) на улицах города можно наблюдать их клонов, двойников. Надо иметь в виду, что при таком подходе к формированию имиджа теряется уникальность, неповторимость, индивидуальность образа. Второй – более сложный, творческий, но интересный путь – это поиск действительно своего гармоничного и уникального имиджа с учетом жизненного стиля, образа жизни, собственных целей и задач.
Однако, вернемся к вопросу мотивации изменения имиджа – можно, как самостоятельно проводить работу по изменению имиджа, так и обратиться за помощью к стилистам, имидж-экспертам. Практика показывает, что, несмотря на отсутствие телепроектов, посвященных имиджу мужчины, тем не менее, они также обращаются к услугам имиджмейкера.
Прежде всего, в сознании большинства людей смена имиджа связывается или с неудовлетворенностью человека своей жизнью (развод, потеря работы и т.п.) и конкретн – желанием начать новую жизнь, или же необходимостью соответствовать новому социальному статусу или социальной роли (повышение по службе, новая должность и др.). Безусловно, это наиболее частые причины либо самостоятельной работы по смене имиджа, либо обращения к услугам имиджмейкера, но отнюдь этим перечень не ограничивается. Мотивы саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самораскрытия, желание рассказать о своем внутреннем мире, являются не менее частыми и не менее мощными мотивами по изменению собственного имиджа. Как только человек осознает, что его воспринимают не так как он хотел бы, то возникает мотивация к изменению имиджа. Другими словами, когда внешний вид не выражает внутреннее содержание, интересы, жизненные ценности; когда окружающие неправильно воспринимают человека, то у него сразу же возникает желание изменить как минимум стиль одежды, найти необходимые средства самовыражения. Самовыражение через имидж является довольно распространенным мотивом, особенно у молодых людей.
До сих пор мы были сконцентрированы на анализе особенностей имиджа человека, между тем понятие «имидж» может распространяться на большое количество объектов и явлений, которые воспринимаются и оцениваются людьми, вызывая определенное отношение и образ-представление. Как пишет Е. А. Петрова «имидж – категория, универсально применяемая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания…» [122]. Следовательно, можно говорить об имидже организации, науки, страны, семьи, той или иной профессии и т.д.
Следующее на чем хотелось бы остановиться при рассмотрении проблем имиджа – вопрос, касающийся связи имиджа и психологического возраста личности. Этот на первый взгляд теоретический вопрос, между тем имеет непосредственный практический выход на практику имидж-проектирования. Психологический возраст – это, на наш взгляд, одна из интереснейших тем психологии. Известно, что психологический возраст как интегральный показатель отношения человека ко времени своей жизни, может быть синхронным, опережающим или отстающим от хронологического возраста. В идеале, когда они совпадают, или, когда человек ощущает себя чуть младше хронологического возраста, что полезно при постановке жизненных планов. В психологических исследованиях уже установлено, что в более зрелом возрасте человек ощущает себя моложе своих лет, а в юности напротив, старше. Стихотворение Анны Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить», написанное поэтессой в 23 года, служит на наш взгляд, тому прекрасным примером.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной….
(1912)
Конкретнее, психологический возраст – это мироощущения человека, состояние души, мера психологического прошлого, выражающие отношение человека к своей жизни, к себе самому; способность и желание строить планы на будущее, уровень жизненный активности. Все эти показатели не могут не отразиться как минимум на внешнем виде, как максимум на всех составляющих имиджа человека. Психологическая «старость» может наступить в сравнительно молодом возрасте, когда человек оценивает большую значимость событий, относящихся к прошлому, и не видит для себя значимых, вдохновляющих его событий в будущем. На основе оценки соотношения значимых событий прошлого и будущего Е. И. Головахой и А. А. Кроником была разработана одна из самых известных методик определения психологического возраста. По выражению авторов, «психологический возраст личности – это лишь стрелка весов, на одной чаше которых – прошлое, а на другой – будущее».
Надо сказать, что в тесной связи с психологическим возрастом находится одежда человека, которая всегда в истории человечества была связана с его возрастом, более того, одежда – это определенный фактор возрастной дифференциации. Практика показывает, что многим людям с возрастом сложнее подобрать для себя подходящую одежду, поскольку преимущественно все модные тренды ориентированы на молодежную аудиторию, перевес магазинов, ориентированных на подростковую и молодежную одежду наблюдается практически в любом крупном торговом центре России. Сложность выбора одежды связана и с имеющимися в обществе представлениями о желательной одежде для того или иного возраста, ее цветовой гамме; с имеющимися табу, оценками, одним словом социокультурными факторами. Одежда является знаковым показателем возрастной идентичности личности и свидетельством временной перспективы ее жизненных планов, а стало быть, имидж непосредственным образом связан с психологическим возрастом личности. Имидж, являясь его выражением, проявляет себя в поведении, речи, досуговых предпочтениях, увлечениях, стиле жизни, и, конечно же, в манере одеваться, силуэте одежды, выбираемой цветовой гамме одежды.
Однако манера одеваться не в соответствии со своим хронологическим (паспортным) возрастом не всегда будет говорить о психологическом возрасте. Например, молодежный гардероб (о, остановись мгновенье!) дамы 45 лет, скорее будет свидетельством отказа принять свой возраст, о защитных механизмах – отрицании, нежели о ее восемнадцатилетнем психологическом возрасте. Другой пример, чаще встречающийся в жизни, когда молодая двадцатипятилетняя замужняя женщина одевается в темные, мрачноватого вида бесформенные балахоны, эта ситуация, напротив, отражает мироощущение, психологический возраст данной персоны. В последнем случае воздействовать на уменьшение психологического возраста человека можно посредством изменения имиджа, и в частности, стиля одежды. Принимая во внимание популярный тест Р. Кастенбаума на определение психологического возраста, – содержащего в себе четыре критерия: самоощущение, внешний вид, интересы, мера жизненной активности, – можно утверждать, что указанные критерии относятся ко всем компонентам имиджа человека и, воздействуя на эти компоненты, можно скорректировать психологический возраст и связанный с ним имидж личности.
Замечаем мы это или нет, но процесс формирования и становления имиджа происходит в трех типах времени – прошлое, настоящее, будущее или иначе: имидж можно рассматривать как следствие прошлого, имидж – актуальный или сегодняшний, текущий и имидж – цель, перспективный, желаемый. Отметим, что на процесс формирования имиджа, и собственно на мотивацию его проектирования и коррекции, влияют в равной мере не только события прошлого и настоящего, но и перспективные задачи на будущее и мечты человека.
Немаловажную роль в феноменологии имиджа, наряду с временными, играют и социально-экономические факторы, и особенно фактор среды обитания или урбанистический фактор – место проживания человека. Уже известно, что в мегаполисах модные тенденции, инновации «приходят» и осваиваются людьми гораздо быстрее, нежели в провинциальных городах. К примеру, услугами имиджмейкера уже давно активно пользуются жители Москвы и Санкт-Петербурга, чего нельзя сказать о провинциальных российских городах. И если в Москве словосочетание «свой стилист», «свой шоппер» – определенно модная тема, есть и новая столичная волна – вопросами стиля одежды частных клиентов стали заниматься стилисты, которые работают для журналов, клипов, рекламы и привыкли одевать моделей. Соответственно покупательское поведение и уровень покупок у жителей столицы и провинции в большинстве своем различаются, поэтому понятно, что довольно легко отличить по стилю одежды провинциала от жителя мегаполиса. Вообще этой тематике посвящена не одна статья блоггеров.
Идея подготовки данного учебного пособия возникла еще в 2010 году, когда автор впервые начал читать курс «Психология делового имиджа» для магистрантов, обучающихся по направлению «Организационная психология». За эти годы была неоднократно пересмотрена общая концепция курса, что во многом связано с тем, что работа над пособием осуществлялась параллельно с обучением автора в Московском государственном университете культуры и искусств по специальности «имиджелогия». Имеющиеся знания, в том числе и из практики, оформились в достаточно стройную композицию тем пособия, отражающую, на наш взгляд, значимые и наиболее интересные вопросы психологии имиджа.
Эти обстоятельства определили структурную организацию учебного пособия и направленность его стратегических задач. В основу концепции данного пособия заложено сочетание теоретического и практического материала, что отражается в содержании книги, включающей в себя рассмотрение как теоретических вопросов имиджа, так и практики формирования и применения имиджа в организации социального поведения.
Пособие содержит выборочное изложение некоторых тем учебной дисциплины, а также программу учебного курса и список литературы. В пособии представлено более углубленное изложение некоторых тем из общего курса, и в то же время, включено обсуждение ряда дополнительных тем, которые непосредственно связаны с практикой психологии имиджа. В частности, рассматриваются роль, типы и функции имиджа в социальных коммуникациях, анализируются закономерности социального восприятия в контексте первого впечатления. Уделено значительное внимание изучению теоретических подходов, функций, тактик и стратегий самопрезентации личности. Кроме того, подробно рассмотрено понятие «виртуального имиджа» и роль самопрезентации личности в интернет-пространстве. Самопрезентация в интернет сети является на сегодняшний день таким же неотъемлемым компонентом, как и самопрезентация в реальной жизни.
Далее, мы посчитали необходимым остановиться на более подробном рассмотрении понятия габитарный имидж (латинское «habitus» переводится как «внешность»), его составляющих, а также рассмотрению теоретических аспектов формирования габитарного имиджа (факторов и значимых направлений в работе). Результаты проведенного нами анализа позволяют заключить, что целью формирования габитарного имиджа является не только коррекция недостатков внешности личности, но и подчеркивание достоинств лица и фигуры человека. Кроме того, габитарный имидж, как неотъемлемую часть создания персонального имиджа личности, можно рассматривать в контексте факторов гармонизации самоощущения и взаимодействия личности с окружающими, а, следовательно, и как фактор психокоррекции личности.
К числу тем, которые не рассматриваются на регулярных лекциях, относится «Одежда как способ самопрезентаци личности». Этой теме уделяется мало внимание в литературе, результаты исследований разбросаны в различных междисциплинарных публикациях, поэтому мы посчитали целесообразным представить эти материалы в виде отдельной темы для самостоятельной проработки. Наша манера одеваться – это отражение нашего самовосприятия, наших представлений о себе.
Еще одна тема, которая не должна оставить равнодушным читателей, посвящена психологии цвета. Калейдоскоп цвета – это калейдоскоп нашего настроения и впечатлений, которые получают от нас люди, с которыми мы общаемся и на языке цвета в том числе. Цвет в имидже человека играет очень важную функцию психологического воздействия, с помощью цвета можно рассказать о своем настроении, своих мечтах, устремлениях, притязаниях и, конечно же, цветовые предпочтения много говорят о психологических особенностях личности.
Следующая тема из числа важных дополнений к пониманию имиджа раскрывает сущность понятия дресс-код, – это некий кодекс стиля и поведения, свод правил, применяемый в различных корпоративных сообществах для маркировки причастности к той или иной корпоративной культуре. Приводятся виды дресс-кодов для деловой и светской жизни, а также примеры корпоративных дресс-кодов.
К разряду дополнительных отнесена еще одна экзотическая тема, которая не часто рассматривается на лекциях – это тема «Математика и психология гардероба». В рамках ее изучения дается методика построения рационального гардероба, анализируются основные принципы и слагаемые составления базового гардероба. Дисгармоничный гардероб нередко приводит к дисгармонии со стилем жизни. Наличие рационального гардероба, точнее одежда обеспечивает личность внешней привлекательностью, комфортным самочувствием в любой ситуации, наряду с этим, плюсами рационального гардероба является порядок в гардеробной комнате, значительная экономия времени на сборы и процесс утреннего одевания или вечернего переодевания, экономия финансовых средств. И главное, – актуальный для многих женщин вопрос при наличии не закрывающегося шкафа с одеждой «мне опять нечего надеть???!» не возникает при наличии рационального гардероба. Причина такой проблемной ситуации с гардеробом чаще всего психологическая – неудовлетворенность своей жизнью, нехватка ярких радостных событий, желание приглушить болезненные переживания. «Гардероб для женщины – это лекарство, а экономить на лекарствах нельзя». Как следствие такой эмоциональной шопинг-терапии появляются переполненные шкафы, вещи, которые ни разу не одеваются, разрозненные комплекты, не сочетающиеся между собой и т. д. «Когда мы недовольны своей жизнью, – пишет Дж. Баумгартнер, – то часто пытаемся создать другую с помощью одежды. Все эти новые вещи становятся декорацией идеальной жизни. Но только декорацией» [10, с. 39]. Из всего выше сказанного можно заключить, что формирование гардероба – это не только искусство точного расчета, но и психология.
Таким образом, дополнительные темы представляют собой потенциальные вариации основного курса и расширяют возможности творчества преподавателя и слушателей.
Вторая часть пособия включает в себя практикум, имеющиеся на страницах книги диагностические методики, упражнения и задания по формированию имиджа личности и развитию навыков эффективной самопрезентации. Учитывая большое влияние Я-концепции в формировании и управлении формированием имиджа, в практикум включены упражнения на развитие Я- концепции, ориентированные во многом на самоанализ и индивидуальную рефлексию. Полагаем при этом, что данное учебное пособие должно помочь студенту, магистранту, аспиранту самостоятельно осваивать интересующие его вопросы имиджа.
Завершают композиционную линию пособия приложение, содержащее рабочую программу курса и достаточно обширный список литературы по проблеме имиджа, предоставляющий возможность самостоятельно обратится к более подробному изучению интересующей тематики.
Заключая, выразим надежду, что стратегическая цель, которую ставил перед собою автор при подготовке учебного пособия – максимальная помощь в изучении курса и повышение интереса слушателей к теоретическим и практическим проблемам психологии имиджа – будет реализована.
Сегодня нельзя пожаловаться на недостаток литературы по имидж проблематике, раскрывающей как теоретические вопросы, так и тайны формирования имиджа, однако минусом такого разнообразия для начинающего осваивать проблему имиджа является опасность заблудиться в ней. В представляемой работе мы постарались систематизировать имеющиеся знания и подходы, и представить также те темы, которые обычно не рассматриваются в учебных пособиях по имиджу, для того, чтобы вдохновить читателя на работу над собственным имидж-проектированием.
Психология — Bilder und stockfotos
407.010bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektorenen
- Videos
Durchstöbern SE 407.01018
Durchstöbern SE 407.01018
Durchstöbern SE 407.01018
Durchstöbern SE 407.01018
Durchstöbern SE 407.01018
. Odersuchen Sie nach therapie oder rorschach, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder zu entdecken.
Sortieren nach:
Am beliebtesten
ruhige junge frau händchen an der brust und betet — психология фото и фотографииRuhige junge Frau hält Händchen an der Brust und betet
Nahaufnahme der ruhigen jungen kaukasischen Frau hält Händchen auf Herz Brust fühlen sich dankbar und dankbar. Glückliche Millennials zeigen Dankbarkeit, Liebe und Fürsorge, beten oder visualisieren. Религия, Глаубенсбегриф.
Aufnahme einer Reifen Psychiaterin, Die mit Ihrer Patientin Während einer konsultation in ihrer klinik sitzt — психология фото и фотографииAufnahme einer reifen Psychiaterin, die mit Ihrer Patientin währen
Wann hast du angefangen, dich so zu fühlen?
verletzliche junge Frau spricht mit therapeutin — психология фото и фотографии afrikanische Psychologin Hält Händchen von Mädchen Patientin, nah dran. — психология стоковые фотографии и изображенияАфриканский психологический журнал Händchen von Mädchen Patientin,…
hand halten grünes glückliches lächeln gesicht papierschnitt, psychische gesundheit beurteilung, kind Positives wohlbefinden, Всемирный день психического здоровья Stock-fotos und bilderNahaufnahme einer Frau mit einem Nervenzusammenbruch
силуэт eines mannes, fenster zum gehirn, erfolgsleiter, aufgeschlossen, ideenfindung, unordnung und Psychologisches konzept — психология стоковые фото и фотографииSilhouette eines Mannes, Fenster zum Gehirn, Erfolgsleiter,. ..
behandlungsset für psychische gesundheit — психология, графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ психологические концепции. lösung Psychologischer Probleme. связь. команда-сообщество. vielfältige menschen — психология стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыSilhouette Köpfe Gesichter im Profil von multiethnischen und…
Gruppe von Menschen aus verschiedenen Nationen als soziologisches Konzept. Социальные и психологические проблемы
Ältere frau im gespräch mit teilnehmern einer gruppentherapiesitzung — психология сток-фото и фотографииÄltere Frau im Gespräch mit Teilnehmern einer…
Ältere rich gruppentherapilne mit Teilnehmern einer…
Ältere Frau im Gespräch mit Teilnehmern einer… Frau, die ihre Geschichte mit einer Unterstützungsgruppe teilt, die herumsitzt.
фрау Медитерт в позе лотоса. — графика психологии, -клипарт, -мультфильмы и -символФрау Медитьер в позе лотоса.
Фрау Медитьерт в позе лотоса. Konzepte der Achtsamkeitspsychotherapie. Kontinuierliche Strichzeichnung.
Молоденькая азиатская женщина с психическими проблемами, требующими психологического консультирования и психотерапии. Psychologie und psychisches therapiekonzept — психология фото и фотографииМолодых азиатских женщин с психическими проблемами…
reduzieren sie stress mit dem handdrehknopf auf niedrigere ebenen. выгорание, erschöpfung, überlastung, druck am arbeitsplatz und führungskonzept. verspannungen lösen. — психология стоковые фото и изображенияReduzieren Sie Stress mit dem Handdrehknopf auf niedrigere Ebenen.
Reduzieren Sie die Belastung mit dem Handdrehknopf auf niedrigere Stufen. Burnout, Erschöpfung, Überlastung, Druck am Arbeitsplatz и Führungskonzept. Lösen Sie Verspannungen.
эмоция и концепция — психология, графика, клипарт, мультфильмы и символыЭмоция и концепция0003
Direkt über der Aufnahme einer Gruppe von Personen, die in der Selbsthilfegruppe im Kreis sitzen. Junge Frau teilt ihre Erfahrungen während eines Gruppentherapietreffens für psychische Gesundheit.
психология-символсац. sammlung von arzt, депрессия, geist, angst und mehr. векториллюстрация. медвежий барер строгий. — психология сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символPsychologie-Symbolsatz. Sammlung von Arzt, Depression, Geist,…
Набор иконок психологии. Sammlung von Arzt, Депрессия, Дух, Ангст и другие. Вектордарстелунг. Беарбайтбарер Стрих.
gepunktete teilchen menschliches porträt, abstrakte menschliche kopf vector wellen formmen array, интеллектуальный интеллект, компьютерное программирование, цифровое программное обеспечение. — психология сток-графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыЦифровые изображения изображений, абстрактные изображения…
Изображения Уменьшенные изображения изображений, абстрактных изображений Копф векторного набора Formen Array, Художественное интеллектуальное программное обеспечение, Программное обеспечение для ПК, Программное обеспечение цифровой Seele.
therapiesitzung für jugendliche hautnah — psychology stock-fotos und bilderTherapiesitzung für Jugendliche hautnah
Nahaufnahme eines afroamerikanischen Psychologen, der sich in einer Therapiesitzung für Kinder Notizen am Klemmbrett macht
atemübung am ufer meeres — psychology stock-fotos und bilderAtemübung am Ufer Meeres
Gespräch mit Patienten — психология фото и фотографииGespräch mit Patienten
Erfolgreiche Psychologin im Gespräch mit ihrer Patientin
баннер с мужчиной и девушкой. Hintergrund mit menschen — психология фондовых графиков, клипартов, мультфильмов и символовBanner mit Männern und Frauen. Hintergrund mit Menschen
kreatives porträt eines afrikanischen männlichen geschäftsmannes in schwarzem anzug mit verwirrtem kopf, isoliert über blauem hintergrund. портрет в лучшем виде — психология стоковые фото и изображенияКреативы Портреты африканских мужчин Geschäftsmannes. ..
Молодые женщины, умирают в доме nachdenkt — психология стоковые фото и изображенияJunge Frau, die zu Hause nachdenkt
Psychologisches konzept. sonnenaufgang und frauensilhouettenkopf — психология фото и фотографииPsychologisches Konzept. Sonnenaufgang und Frauensilhouettenkopf
psychische störung einzeilige — psychology stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbolePsychische Störung einzeilige
Kontinuierliches Zeichnen von Vektorsymbolen für psychische Störungen, abstrakte Konzepte verschiedener psychischer Gesundheitsprobleme einzeilige Technik, Skizzen von menschlichen Köpfen, die Persönlichkeitsstörungen oder psychische Erkrankungen zeigen
aufnahme eines jungen geschäftsmannes, der bei der arbeit in einem modernen büro gestresst aussieht — психология, фото и фотографии рант-метка болезни Альцгеймера. papiersilhouette des menschlichen kopfes mit roten verworrenen fäden, auf blauem hintergrund verbindungen mit smartphone. макет. флаш лаге. konzept der psychischen gesundheit — фото и фотографии психологииWelt-Alzheimer-Tag. Papiersilhouette des menschlichen Копфес мит…
gewohnheiten, die gesundheit ihres gehirns fordern — психология сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символGesunde Gewohnheiten, die die die die Gesundheit Ihres Gehirns fördern
Psychologin arbeitet ихрем бюро. психическое развитие. — психология фото и фотографииPsychologin arbeitet mit Teenager-Mädchen в их бюро….
Psychologin arbeitet mit Mädchen im Teenageralter в их бюро. Psychische Gesundheit.
Therapeutin, die einer frau während der therapiesitzung Psychologische Unterstützung gibt — психология фото и фотографииTherapeutin, die einer Frau während der Therapiesitzung…
komplexer einfacher weg von anfang bis idee. — психология сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символКомплексный einfacher Weg von Anfang bis Idee.
Комплекс einfach einfacher Weg vom Anfang bis zur Idee. Chaos Vereinfachung, Problemlösung und Geschäftslösungen Ideensuche Konzept Vector Illustration. Handgezeichnete Kritzeleien kritzeln Chaoslinien und Glühbirne.
psychische gesundheit ist wichtig — schrift runde zusammensetzung mit linearen natürlichen elementen. мотивации, botschaft mit blume, wolke, list. handgezeichnete linienvektorillustration isoliert auf weißem hintergrund. — графика психологии, -клипарт, -мультфильмы и -символPsychische Gesundheit ist wichtig — Schrift runde…
Psychische Gesundheit ist wichtig — Schriftzug runde Композиция с линейными природными элементами. Motivationszitat, Nachricht mit Blume, Wolke, Cun. Handgezeichnete Linienvektorillustration isoliert auf weißem Hintergrund
vektorillustrationskonzept für die behandlung der psychischen gesundheit. человек поливает мозг растением символ векторной иллюстрации. — психология сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символVektorillustrationskonzept für die Behandlung der psychischen. ..
Vektor-Illustrationskonzept für die Behandlung der psychischen Gesundheit. Mann bewässert Gehirn Pflanze Symbol Vector Illustration.
weibliche freundin oder familie sitzen und handchen halten während der aufmunterung des geistes, Psychologe bietet mentale hilfe für denpatienten. ptbs konzept der psychischen gesundheit — фото и фотографии психологииWeibliche Freundin oder Familie sitzen und Händchen halten während
Freundin oder Familie sitzen und Händchen halten, während sie den geistig depressiven Mann aufmuntern, Psychologe bietet dem Patienten Mentale Hilfe. PTBS Konzept für psychische Gesundheit
Frau teilt ihre erfahrungen während einer gruppentherapiesitzung — психология stock-fotos und bilderFrau teilt ihre Erfahrungen während einer Gruppentherapiesitzung
teamarbeit des arztes, der bampuzzmen ein zher-gehirn konzept für das wohlbefinden der psychischen gesundheit und achtsamkeit в дер психиатрической терапии bei депрессии и psychischen erkrankungen пациента. — графика психологии, -клипарт, -мультфильмы и -символTeamarbeit des Arztes, der ein Gehirn mit Herz-Puzzle…
Teamwork des Arztes, der ein Gehirn mit Herzpuzzle zusammenbaut. Konzept für Wellness der psychischen Gesundheit und Achtsamkeit in der psychiatrischen Therapie bei Patienten mit Depressionen und psychischen Erkrankungen.
psychische gesundheit dünne linien symbole gesetzt. психологические концепции. монолиниен-вектор-пиктограмма. беарбейтбарер контур. — графика психологии, -клипарт, -мультфильмы и -символPsychische Gesundheit dünne Linien Symbole gesetzt….
junge frau, die sich am winterlichen meeresstrand entspannt. reisende ruhen sich am blauen berg aus — психология стоковые фото и изображенияМолодая женщина, умирает в зимних условиях Meeresstrand entspannt….
Формирование собственного образа — Psychologist World
Давайте на мгновение рассмотрим, как формируется представление человека о себе .
Когда мы рождаемся, мы совершенно беспомощны. Все наши потребности должен позаботиться кто-то другой. И вскоре мы узнаем, что, повышая голос и немного шумя (в обычном домашнем хозяйстве), мы удовлетворяем наши потребности.
Я-образ
- Я-образ Язык тела
- Аспекты нашего Я-образа
Со временем мы обнаруживаем, что этого уже недостаточно. Мы должны дождаться исполнения наших желаний. Нас окружают эти могучие гиганты, которые по сравнению с нами всесильны.
Точное представление о нас в это время было бы, я думаю, маленьким, бессильным и зависимым от других людей выдающейся власти и влияния. И это то, чему мы учимся.
Очень скоро у нас появится много вещей. Мы учимся элементам ухода за собой, как пользоваться туалетом, как набирать пищу в рот, но этого никогда не бывает достаточно, чтобы гиганты были счастливы. Кажется, они всегда хотят, чтобы мы узнали больше.
Прежде чем мы это осознаем, мы уже в школе. Мы учимся и достигаем еще большего.
Мы даже осваиваем несколько элементарных социальных навыков. Через некоторое время и с практикой мы приобретаем все больший и больший контроль над своей жизнью.Затем, продвигаясь вверх по школьной системе, мы сталкиваемся с детьми постарше. Более способные дети. По сравнению с этим мы несколько неуклюжи, несовершенны и во многих отношениях хуже. Довольно точная оценка. Вот чему мы учимся. Еще один удар по нашему имиджу.
Со временем мы становимся лучше и сами становимся одними из старших детей. Наше представление о себе на этом этапе может даже начать немного улучшаться — затем катастрофа — половое созревание.
Когда мы собираемся все вместе, мы достигаем подросткового возраста. Гормоны на буйстве, может пятна на лице. Чувства неловкости и смущения, как странные, сильные, необъяснимые чувства проносятся через нас. Наши тела, которые до этого всегда были надежными, начинают меняться способами, которые мы даже не понимаем.
Мы хотим, чтобы с нами обращались как со взрослыми, потому что детские вещи нас больше не интересуют, но по сравнению со взрослыми, кто мы?
Неадекватный, неуклюжий, социально неумелый. И уж точно не контролировать свою жизнь, как бы нам этого ни хотелось. Последний гвоздь в гроб нашей самооценки.
Потом мы взрослеем. Вдруг мы один из тех могучих гигантов. Но это не похоже на это? Большинство из нас проходят через взрослую жизнь с представлением о себе, сформированным из ряда ограничительных убеждений о себе, которые в целом были правильными в то время, когда они сформировались, но теперь формируют ядро неадекватности внутри нас.
И это может существенно повлиять на то, как мы справляемся с жизненными обстоятельствами.
Помните ту семью, о которой я упоминал? Старший, воспитанный с обостренным чувством опасности, во взрослом возрасте редко идет на риск. Его вряд ли убьют, переходя улицу. Но ведь всякий прогресс в жизни связан с некоторым риском. И его образ самого себя построен таким образом, что любое чувство риска бессознательно вызывает тревогу и приводит к парализующей нерешительности.
Напротив, самый младший идет на этот риск, потому что он уверен, что он особенный, и каким бы ни был результат в этой конкретной игре, он считает себя достаточно умным, чтобы выйти вперед в долгосрочной перспективе.