Индивидуальные различия в мышлении. Самостоятельность мышления | net22.ru
Индивидуальные различия в мышлении
Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое соотношение сигнальных систем.
Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над второй; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой.
Индивидуальные особенности мышления
Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.
Понятие ума шире понятия мышления.
Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Л. Н.
Толстой считал, что умный человек — это человек и высоконравственный. Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие особенности мышления.
Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Человек гибкого ума чужд шаблона, может подойти к предмету с разных сторон, легко понять мнение другого человека, временно стать на его точку зрения.
Конечно, гибкость ума зависит не только от врожденной подвижности нервных процессов, но также и от объема знаний человека и практики мышления. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум—это ленивый ум. Гибкость ума — обязательное качество людей творчества.
Гибкость и самостоятельность мышления
Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т. е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.
Человек самостоятельного ума имеет свое мнение о предмете мысли, а если не имеет, то стремится его иметь и для этого изучает то, о чем думает. Самостоятельность и критичность мышления еще в большей степени, чем гибкость, зависят от разносторонности знаний человека и богатства его жизненного опыта.
Огромное влияние на развитие этого качества оказывает методика обучения детей в школе. Если ученика постоянно ставить в такие условия учения, при которых он преимущественно усваивает готовое и не добывает знания своим умом, то трудно ожидать развития самостоятельности и критичности его мышления.
Другие качества ума — глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений. Обычно такие люди вдумчивы и принципиальны.
Мышление в психологии
Человек широкого ума способен охватить широкий круг вопросов, находить связи между, казалось бы, совершенно разобщенными явлениями. Обычно эти люди поражают необычайной эрудицией. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.
Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путем настойчивой работы над собой. У каждого учителя имеются богатые возможности развивать высокую культуру мысли учащихся.
Он может находить разнообразные пути и средства, необходимые для формирования гибкости, самостоятельности, критичности, широты и последовательности мышления. Прежде всего он сам должен обладать этими качествами ума. Ученики, как правило, усваивают логику мысли, оригинальность, самостоятельность и критичность мышления
Понравилась статья? Подпишись на обновления! | |
Твитнуть |
⇐ Анализ мыслей человека, мыслительные операции (процессы), суждение и умозаключение
Развитие мышления у детей. Особенности. ⇒
Индивидуальные особенности мышления и бизнес
Поделиться Твитнуть Pin Отпр. по эл. почте SMS
Все люди уникально устроены. Это касается не только многих внешних характеристик, но и психологических (умственных) способностей.
Так, например, у каждого из нас наблюдаются индивидуальные особенности мышления.
Человеческий мозг имеет массу непознанных возможностей.
Чего стоит только одно наличие подсознания, функционал которого полностью до сих пор неизвестен ученым.Все наши скрытые способности, запасы энергии, внутренний потенциал хранятся именно там – в глубинах подсознания.
Возможно, именно этим и объясняются индивидуальные особенности мышления. В чем конкретно они могут быть выражены?
Во-первых, существует такое понятие как глубина мышления. Каждый человек видит одну и ту же картину мира (отдельного его кусочка, ситуацию, конкретный предмет) по-разному.
Так, например, одни видят за окном в ненастную погоду сплошные лужи, а другие наблюдают отражение неба.
Глубина человеческого мышления открывает также способность человека определенным образом воспринимать окружающую действительность.
Во-вторых, скорость мыслительных процессов. Большинство людей мыслят со средними показателями быстротечности соответствующих процессов.
Но всегда существуют люди, выходящие за рамки установленных шаблонов.
Поэтому существуют люди, мыслящие медленнее обычного, и, соответственно быстрее среднестатистического человека.
В-третьих, креативность мышления (умение мыслить нестандартно). Точно также большинство населения мыслит стереотипно.
Этому пагубному процессу во многом способствуют учебные программы. Но есть люди, мыслящие оригинальным образом, которые всегда находят нетипичное решение для любых задач.
Сегодня ученые пришли к выводу, что для бизнеса, работы, да, впрочем, и любой деятельности намного продуктивнее креативность, нежели стереотипность мышления.
В-четвертых, все люди, в большинстве своем, делятся на гуманитариев и техников (то есть обладают гуманитарным или математическим складом ума).
Это в последствие влияет на их способности, эффективность в работе. Подобные индивидуальные особенности мышления определяются большей развитостью определенного полушария мозга.
В-пятых, умение использовать различные приемы, способы мышления (логику, аналитику). Часто можно услышать об аналитическом складе ума.
Так говорят о людях, которые склонны все анализировать, подвергать изучению, критике. У одних людей аналитические способности более развиты, другим же приходится обучаться, развивать в себе эти способности.
В-шестых, творческие элементы мышления. Наличие таких способностей отражается в умении красиво слагать тексты, сочинять стихи, придумывать слоганы, рекламные, философские, идейные изречения.
Ведь всем известно, что одну и ту же мысль можно выразить шаблонным (сухим, казенным) языком, а можно отобразить ее витиевато, поэтически.
Творческая жилка помогает человеку по-другому видеть мир и иначе его воплощать, отображать в собственных работах, плодах труда.
Отличительным признаком индивидуальных особенностей мышления выступает их развиваемость (возможность развития).
Индивидуальная психологическая эволюция (прогрессирование) человека, саморазвитие, совершенствование помогают нам использовать по максимуму скрытые возможности своего мышления, открывая в нем новые грани.
Только самостоятельное развитие может способствовать возникновению у человека конкурентоспособных личностных качеств, необходимых в современном бизнесе, различных профессиях, трудовой занятости, искусстве и других социальных сферах.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
Категории: Личностный рост
Теги: бизнес, мотивация, Психология, счастье, успех
Личность — IResearchNet
Определение личности
Личность — это типичный способ человека чувствовать, думать и действовать. Учитывая, что личность типична, она достаточно стабильна во времени. Социальное поведение относится к чувствам, мыслям или действиям человека, когда он или она относится к другим людям. Эти два определения имеют очень тесную связь. Знание чего-то о личности человека должно позволить психологам предсказать его или ее социальное поведение. Точно так же знание социального поведения человека должно дать ключ к разгадке аспектов его или ее личности. Другими словами, личность человека и социальное поведение влияют друг на друга, и знание одного позволяет сделать вывод о другом.
История и предыстория исследований личности
Люди склонны описывать других с точки зрения личностных характеристик. Для описания человека можно использовать почти 20 000 английских слов. Например, людей можно описать как общительных или застенчивых, доминирующих или покорных, добросовестных или небрежных и так далее. Люди обладают разными личностными характеристиками; следовательно, можно группировать людей на основе этих характеристик. История изучения личности психологами включает в себя несколько попыток разработать системы, которые были бы полезны для классификации людей по их личностям. Древние греки впервые попытались широко описать личность с помощью типов. Было четыре типа личностей (в зависимости от того, какая из их телесных жидкостей преобладала): веселый, раздражительный, депрессивный и бесстрастный. В прошлом веке личность также классифицировали на основе трех различных типов телосложения: эндоморф был пухлым, веселым и расслабленным; эктоморф был худым, тревожным и необщительным; а мезоморф был мускулистым, уверенным в себе и активным.
Совсем недавно «16 личностных факторов» Рэймонда Кеттелла (16 PF) предложили способ классификации людей на основе 16 личностных параметров. 16 PF включает показатели теплоты, рассуждения (интеллект), эмоциональной стабильности, доминирования, живости, осознания правил, социальной смелости, чувствительности, бдительности (подозрительность), абстрагированности (воображение), приватности, опасений, открытости к изменениям, уверенности в себе. , перфекционизм и напряженность. Чтобы полностью описать личность человека, ему будет дана оценка того, насколько большим количеством каждого личностного фактора он или она обладает. Однако наиболее распространено представление о личности с точки зрения личностных черт Большой пятерки. Эти черты личности аналогичны 16 PF, но объединены в меньшее количество категорий. Эти черты включают экстраверсию, невротизм (эмоциональную нестабильность), добросовестность, доброжелательность и открытость опыту (непредубежденность). Считается, что описания человека по каждому из этих пяти параметров достаточно, чтобы дать другому человеку хорошее представление о том, к какому типу он относится. Черты характера влияют на поведение людей. Следовательно, если люди описываются как экстраверты, от них ожидается, что они будут общительны в группах. Если люди добросовестны, от них ожидают трудолюбия. Если люди невротики, они склонны к тревоге.
Идентификация переменных личности
Современные системы классификации личности (например, Большая пятерка, 16 PF) были созданы путем определения всех слов, которые люди используют для описания друг друга. Затем исследователи создали категории, отсортировав отдельные слова по общим характеристикам. Категории, возникшие в результате этого процесса, были названы личностными чертами или факторами. Например, категория Экстраверсия будет иметь родственные слова, такие как общительный, общительный, громкий, уверенный в себе, разговорчивый, дружелюбный и так далее. Категория невротизма будет содержать такие слова, как тревожный, напряженный, неуверенный, параноидальный, нестабильный и так далее. Категория «Экстраверсия» также будет содержать такие слова, как «тихий», «застенчивый», «неуверенный» и т. д., потому что у кого-то может быть низкий уровень экстраверсии. Точно так же категория «Нейротизм» также будет содержать такие описательные слова, как «стабильный», «спокойный» и «безопасный», потому что люди также могут низко оценивать невротизм.
Категории могут быть дополнительно сгруппированы с использованием статистического метода, называемого факторным анализом. По сути, этот анализ ищет сходство между категориями и объединяет несколько категорий в одну категорию, если они описывают одно и то же измерение личности. Эта техника использовалась на 16 PF. Например, 16 категорий PF живости, социальной смелости и конфиденциальности могут быть объединены, чтобы сформировать категорию «большой пятерки» экстраверсии, а 16 категорий PF напряжения, опасений и (низкой) эмоциональной стабильности могут быть объединены, чтобы сформировать категорию «большой пятерки». Пять категорий невротизма. Этот процесс группировки дескрипторов личности полезен, поскольку дает более упрощенный способ описания людей. Вместо того, чтобы описывать людей с помощью 20 000 слов, людей можно описать на основе 16 или всего 5.
Измерение личности
Для оценки личности людей просят ответить на вопросы о себе, касающиеся интересующих их черт личности. Анкеты или опросники личности включают вопросы о чувствах, предпочтениях и поведении человека. Обычно людей просят ответить на вопросы о себе и своих личностных характеристиках. Однако иногда людей, которые знают этого человека, например руководителей работ, друзей или членов семьи, просят ответить на вопросы о личности этого человека.
Эти анкеты создаются путем определения двух групп, которые, как известно, различаются интересующей чертой личности, задавая им вопросы об их чувствах, предпочтениях и поведении, а также наблюдая, на какие вопросы две группы реагируют по-разному. Любые вопросы, позволяющие провести различие между этими двумя группами, включаются в личностный опросник. Например, если предполагается, что личностный опросник измеряет удовольствие человека от мышления, исследователи могут раздать анкету профессорам университетов и бросившим школу. Ожидается, что эти две группы будут различаться по личностным характеристикам интереса (удовольствие от мышления), поэтому исследователи определят, на какие вопросы две группы отвечают по-разному, и включат эти вопросы в личностный опросник. Опросники личности могут измерять любое количество личностных черт, и они содержат отдельную шкалу для каждой личностной черты, которую они должны измерять. Точное измерение личности важно отчасти потому, что оно необходимо для точного предсказания поведения. Без качественных показателей личности влияние личности на социальное поведение будет недооцениваться.
Влияние личности на важное социальное поведение
Считается, что оценка личностных качеств человека помогает предсказать его или ее будущее поведение. Чтобы оценить, влияет ли личность на социальное поведение, ответы человека в опроснике личности сравниваются с наблюдаемым социальным поведением этого человека. Если личностные ответы в анкете и социальное поведение связаны, оценка человека в опроснике личности должна быть в состоянии предсказать его будущее поведение. Было обнаружено, что личностные переменные влияют на различные виды социального поведения, такие как помощь, соответствие, послушание, агрессия и предрассудки. На самом деле, существуют личностные шкалы, которые измеряют склонность людей к агрессивности, конформизму, альтруизму (признак помогающего поведения) и авторитаризму (признак предубежденной личности), и это лишь некоторые из них.
Например, при рассмотрении 16 категорий PF, упомянутых ранее, категория опасения может использоваться как показатель склонности человека к конформизму. Люди с большей вероятностью подчинятся решениям других, если они не уверены в своих собственных способностях принимать решения. 16 категорий PF открытости к изменениям и доминированию могут использоваться как показатель склонности к предвзятости личности. Люди, которые хотят доминировать над другими и не готовы порвать с традиционными идеями, чаще проявляют предрассудки. 16 категорий теплоты и чувствительности PF могут использоваться для обозначения склонности к помогающему поведению. Помощь другим, скорее всего, исходит от людей, которые внимательны к другим и чувствительны. Для прогнозирования социального поведения (в некоторой степени) можно использовать множество различных показателей личностных переменных.
Важность ситуации по сравнению с личностью
Хотя предполагается, что личность позволяет предсказывать поведение человека, она не позволяет точно предсказать каждую ситуацию. К сожалению, исследования показывают, что поведение людей часто непоследовательно. Ситуация, в которой находится человек, также может влиять на его поведение. Двадцатилетние дебаты, называемые полемикой между человеком и ситуацией, включали обсуждение того, когда личность или ситуация могут лучше предсказать поведение. В основном, как будет обсуждаться ниже, личность, вероятно, будет влиять на поведение, когда ситуация не создает сильного давления на человека, чтобы он вел себя определенным образом, когда человек демонстрирует доминирующие личностные характеристики, когда этот человек не заботится о том, чтобы соответствовать его или ей. поведение к ситуационным требованиям, и когда поведение человека наблюдается в различных ситуациях с течением времени.
Типы ситуацийНеудивительно, что когда люди оказываются в незнакомых ситуациях или ситуациях, требующих более формального поведения (в церкви или на собеседовании), их личность влияет на их поведение меньше, чем ситуационные требования. С другой стороны, когда люди находятся в знакомых, комфортных ситуациях (с друзьями или семьей), их личность с большей вероятностью будет влиять на поведение. Например, если человек сообщает, что он застенчив, эту информацию можно использовать для точного прогнозирования поведения в классе или среди новых, незнакомых людей. Однако информацию о том, что человек застенчив, нельзя использовать для точного предсказания того, будет ли его или ее поведение застенчивым в обществе близких друзей. Возможно, человек стал дружелюбным, общительным человеком после того, как привык к людям. Точно так же, хотя некоторые люди склонны быть полезными, послушными, агрессивными или конформистскими только потому, что у них есть склонность к этому типу личности, ситуация также может влиять на поведение людей, делая эту склонность личности более или менее выраженной. Например, даже очень пассивный человек может стать агрессивным, если его достаточно спровоцировать.
Важность ситуации в прогнозировании поведения определяется тщательно контролируемыми экспериментальными исследованиями. Исследователь создает две или более различных ситуаций, подвергает каждого участника одной из ситуаций, а затем измеряет реакцию или поведение каждого участника. Разница в поведении участников в двух ситуациях является показателем того, насколько ситуация влияет на поведение. Другими словами, если исследователь наблюдает, как участники (как группа) в одной ситуации ведут себя иначе, чем участники, попавшие в другую ситуацию, предполагается, что это различие в поведении связано с ситуацией, а не с личности участников. Кроме того, исследователь может как измерять личность, используя инвентарь, так и манипулировать ситуацией, чтобы увидеть, что лучше предсказывает поведение: личность человека или ситуация.
Типы людей и характеристики личностиТочно так же, как некоторые (сильные) ситуации влияют на поведение людей больше, чем другие, некоторые люди больше подвержены влиянию ситуаций в целом, чем другие. Некоторые люди постоянно контролируют и корректируют свое поведение, чтобы убедиться, что оно соответствует ситуации (высокий самоконтроль). Эти люди, например, с большей вероятностью будут вести себя по-разному в разных группах друзей. С другой стороны, люди, которые не заботятся о том, чтобы следить за своим поведением, чтобы соответствовать социальной ситуации (низкий самоконтроль), с большей вероятностью будут вести себя последовательно в соответствии со своей личностью в разных ситуациях. Они будут вести себя одинаково, например, в разных группах друзей.
Некоторые характеристики личности также являются более доминирующими для данного человека, чем другие характеристики, и эти характеристики с большей вероятностью будут влиять на поведение человека в различных ситуациях. Человек может быть крайне невротичным и слегка общительным. Можно было бы ожидать, что такой человек большую часть времени будет встревожен, независимо от ситуации, но лишь изредка дружелюбен. Точно так же некоторые личностные черты имеют тенденцию быть сильными у разных людей. Например, экспрессивные черты проявляются в речи, жестах, манерах человека. Люди с очень живым характером, независимо от того, где они находятся, будут громко говорить, преувеличенно жестикулируя руками. Слабые черты личности зависят от ситуации. Например, некоторые люди больше заботятся о том, чтобы произвести положительное впечатление, чем другие. Эти люди могут вести себя по-разному с людьми, на которых они хотят произвести впечатление (например, на первом свидании), и с людьми, на которых они не хотят произвести впечатление.
Типы поведенияКроме того, личность может лучше предсказать, как люди обычно будут действовать (в разных ситуациях), чем в конкретной ситуации. Таким образом, вместо того, чтобы рассматривать поведение человека в одной ситуации, следует измерить поведение человека, усредненное по многим ситуациям, чтобы изучить взаимосвязь между личностью и поведением. Например, нечестный человек может не списывать на конкретном экзамене в школе, но он будет склонен к более нечестному поведению в разных ситуациях (списывание в школе, списывание налогов, ложь и т. д.), чем тот, кто нечестный. честный. В общем, важно иметь хорошие показатели поведения. Такие показатели поведения должны быть получены посредством оценки несколькими оценщиками, которые хорошо знают человека, должны быть непосредственно наблюдаемы и связаны с интересующей характеристикой личности, и должны быть получены для нескольких ситуаций во времени.
Импликации
Оказывается, связь между личностью и поведением очень похожа по силе на связь между ситуацией и поведением. Связь между личностью и поведением (или между ситуацией и поведением) позволяет исследователям примерно в 70% случаев правильно прогнозировать поведение человека. Следовательно, личность и ситуации важны для прогнозирования поведения.
Для предсказания того, как человек обычно будет действовать в большинстве ситуаций, более уместно использовать личность, а не то, как люди будут действовать в конкретных ситуациях. Это связано с тем, что сама ситуация часто меняется и влияет на поведение человека. Иногда поведение можно предсказать в основном по личности. Личность, вероятно, больше влияет на поведение в ситуациях, когда человек демонстрирует доминирующие личностные характеристики, когда этот человек не заботится о том, чтобы привести свое поведение в соответствие с ситуационными требованиями, или когда ситуация слаба (нет установленных социальных правил). С другой стороны, ситуация будет играть большую роль в поведении, если ситуация сильна (четкие социальные требования) или если человек заботится о том, чтобы его или ее поведение соответствовало требованиям ситуации.
Наконец, хотя ситуации часто влияют на поведение людей, люди также выбирают и влияют на ситуации, в которых они оказываются. Личности людей влияют на типы ситуаций, в которые они попадают. Это увеличивает вероятность того, что они будут демонстрировать определенное поведение. Например, общительные люди чаще посещают вечеринки, чем застенчивые. Посещение вечеринки дает им больше возможностей для проявления общительности и может фактически увеличить это поведение с течением времени. В свою очередь, поведение человека может влиять на атмосферу самой вечеринки (ситуацию).
Ссылки:
- Кенрик, Д. Т., и Фандер, Д. К. (1988). Извлечение выгоды из полемики: уроки дебатов о человеке и ситуации. Американский психолог, 3, 23–34.
- Мишель, В. (1968). Личность и оценка. Нью-Йорк: Уайли.
- Снайдер, М., и Кантор, Н. (1998). Понимание личности и социального поведения: функционалистская стратегия. В S. Fiske & DT Gilbert (Eds.), Справочник по социальной психологии (4-е изд., Том 1, стр. 635-679). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
- Снайдер, М., и Икес, В. (1985). Личность и социальное поведение. В G. Lindzey & E. Aronson (Eds.), Справочник по социальной психологии (3-е изд., Том 2, стр. 883-948). Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
Личность | Psychology at Illinois
Профессор Брент Робертс внесен в список наиболее цитируемых исследователей Claviate за 2022 год
Профессор Брент Робертс включен в список наиболее цитируемых исследователей Claviate за 2022 год. Нажми сюда, чтобы прочитать больше.
Д-р Джеральд Хиггинботэм присоединяется к нашей серии выдающихся ораторов на тему расового равенства
Доктор Хиггинботам проведет презентацию в прямом эфире через Zoom во вторник, 16 августа, в 15:30. Доклад называется «Американский…
«.Виджилантизм является отличительной чертой некоторых людей, сообщают исследователи
Автор: Дайана Йейтс Редактор наук о жизни, Бюро новостей UIUC ШАМПЕЙН, Иллинойс. Новое исследование показало, что некоторые люди регулярно следят за поведением других и стремятся наказать тех, кто…
Лаборатория привязанности и близких отношений
3 мая 2023 г. — Мы заполнили свободные места для научных сотрудников. Но, пожалуйста, не стесняйтесь заглядывать прямо перед осенним семестром 2023 года на случай, если что-то откроется. Мы ищем…
Осень 2023 г. Ассистенты-исследователи (2-6) для лаборатории этиологии личности и индивидуальных характеристик
Вы заинтересованы в получении исследовательского опыта? Будь то для поступления в аспирантуру, получения профессиональных навыков или просто для развлечения, мы принимаем ассистентов по этиологии личности и.
..Весна 2023 г. Ассистент-исследователь лаборатории культурного и социального поведения
Мы ищем студентов, которые заинтересованы в получении исследовательского опыта и получении дополнительной информации о социальном и культурном поведении. Наши текущие проекты включают такие темы, как романтические…
Осень 2022 г. Ассистенты-исследователи (2–6) для лаборатории этиологии личности и индивидуальных характеристик
Вы заинтересованы в получении исследовательского опыта? Будь то для поступления в аспирантуру, получения профессиональных навыков или просто для развлечения, мы принимаем ассистентов по этиологии личности и…
Весна 2022 Научный сотрудник Лаборатории обучения и языка Изучение повседневного опыта малышей
Мы анализируем классный набор видео, собранных с помощью головных камер, которые носят младенцы и дети, чтобы запечатлеть их взгляды от первого лица на их ранний опыт.