Психология индивидуальные особенности мышления: Индивидуальные особенности мышления

Содержание

Индивидуальные особенности мышления

16.12.2011

Индивидуальные особенности мышления связаны с его самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, широтой, последовательностью, быстротой.


Самостоятельность мышления характеризуется умением ставить новые задачи и разрешать их, не прибегая к помощи других. Критичность мышления — способность субъекта познавательной деятельности не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления.

Гибкость мышления — умение быстро изменять свои действия при изменении ситуации деятельности, готовность быстро переключаться с одного способа решения задач на другой.

Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, определять проблему, предвидеть возможные последствия действий.

Широта мышления — способность охватывать большое количество вопросов.

Последовательность мышления — умение придерживаться логической последовательности при вынесении суждений, их обоснованность.

Быстрота мышления — способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать и принимать правильное решение.

В зависимости от степени новизны продукта мыслительной деятельности выделяют продуктивное(творческое) и репродуктивное мышление.

Индивидуальные особенности мышления обусловлены прежде всего особенностями жизни человека, характером его деятельности, спецификой обучения и воспитания. Определенное влияние на особенности мышления оказывают такие факторы, как тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной системы, возраст человека.

Ключевые слова: Индивидуальность, Мышление

Источник: Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология

Материалы по теме

Процессы мышления при решении задач

Теплов Б. М., Психология

Этапы формирования умственных действий и понятий

Мандель Б.Р., Педагогическая психология

Процесс социального мышления

Дискурсивное мышление и интуиция

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Аутистическое мышление

Карпов А.В., Общая психология

Соотношение понятий личность и индивидуальность

Научное мышление

Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления

Основные положения теории человеческой индивидуальности

Индивидуальные особенности мышления — Битрейника

Мышление определяется потребностями человека, его интересами, мотивами, задачами, целями, то есть мышление человека имеет целенаправленный характер, связанный с потребностями и мотивацией конкретной личности.

Индивидуальное мышление человека напрямую связано с его умом, но понятие ума шире: оно включает в себя особенности как мышления, так и других познавательных процессов. Мышление представляет собой переработку информации, совокупность связанных между собой ощущений, мыслей, образов. Как итог, оно даёт нам представление о том, как в природе всё соотносится друг с другом. Мышление – это инструмент ума, одна из его предпосылок. Ум – вместилище знаний, интеллекта, интуиции, особенностей личности (её убеждений, позиции, программы), он определяет способность человека мыслить и решать возникающие задачи.

Воспитание человека, его обучение, избранный вид занятий, предпочтения, своеобразие жизни составляют черты индивидуальных особенностей мышления человека. Важен также возраст, тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной систем. О видах мышления подробнее Вы можете прочитать в нашем блоге:

Два уровня индивидуальных особенностей мышления человека

Индивидуальные особенности мышления человека в психологии анализируются на двух разных уровнях: индивида и личности.

Говоря о человеке как об индивиде, рассматривают определённые нейродинамические характеристики и процессы. Речь идёт о следующем:

  • Как соотносятся первая и вторая сигнальные системы и, соответственно, какой тип мышления, художественный или мыслительный, преобладает.
  • Как протекают нервные процессы: от их силы или слабости зависит скорость получения знаний, умственная работоспособность, чувствительность человека. От их активности или, напротив, инертности зависит и скорость мышления, и его гибкость или, напротив, затрудненность.

К личностным факторам мышления относятся.

1.Установка (операционная и смысловая).

Операционная — это готовность предпринимать какие-то шаги, при этом опираясь на предшествующий опыт и предполагая развитие событий с учётом существующих условий.

Смысловая – установка более высокого уровня. Она выполняет роль своеобразного фильтра, корректирующего операционные установки. Смысловые установки определяют содержание, темп развития, результативность деятельности личности в целом.

2.Мотивы. Они активизируют, структурируют мышление. Значимая мотивация придаёт мышлению ценный личный смысл.

3.Эмоции. Они помогают оценивать информацию, активизировать мышление, сокращать время поиска решения проблемы, генерировать новую информацию. выполняют четыре функции: оценочную, активизирующую, функцию эвристик (приёмов, сокращающих время поиска решения задачи), функцию генератора новой информации.

4.Личный прошлый опыт. Он сконцентрирован в знаниях человека и определяет особенности его мышления. Лишь хорошо структурированные знания превращают человека в интеллектуала и отличают его от дилетанта.

5.Социально-психологические факторы. Так, авторитарность педагогов и родителей порождает стереотипность мышления, отсутствие или низкий уровень креативности. Напротив, паритетность во взаимоотношениях создаёт предпосылки для самостоятельности, критичности, оригинальности мышления, способности учитывать позицию другого человека и, как следствие, для творческой продуктивности.

Основные качества мышления человека

Индивидуальные особенности мышления в психологии, как правило, определяются следующими качествами:

  • Логичность – это умение следовать при рассмотрении вопроса определенной последовательности, т.е. порядку, обусловленному логикой. Это умение размышлять, доказывать правильность или ошибочность умозаключения, проверять ход рассуждения.
  • Глубина мышления (вдумчивость) – это способность находить суть, главное, самое существенное, нередко скрытое. Это способность понимать не видимость, а сущность; составлять представление, исходя из самых разных фактов, понимать в целом, замечать закономерности, понимать причины и предвидеть последствия.
  • Широта мышления – это умение рассматривать проблемы со всех сторон, взаимосвязанно с другими явлениями и в достаточной степени критично, охватывая разные области знаний.
  • Гибкость (пластичность) – умение менять способы решения проблем в условиях меняющихся обстоятельств. Гибкость мышления позволяет рассматривать явления и предметы, отношения и свойства в разных аспектах. Если условия изменяются – гибкое мышление позволяет переструктурировать исходные данные, использовать их относительность. При получении новых вводных планы меняются с их учётом, в результате чего план решения задачи тоже успешно меняется. Это свойство связано с подвижностью мыслительных процессов.
  • Инертность мышления – свойство, противоположное гибкости. Инертное мышление не ищет новых путей, предпочитая воспроизводить то, что уже усвоено и известно, то есть это склонность мыслить шаблонно, когда человек испытывает трудности при необходимости переключиться на другую систему действий.
  • Оригинальность мышления – это умение человека ставить новые вопросы; использовать известный опыт, и одновременно проявлять независимость суждений и находить самостоятельное решение. Самостоятельностью оригинальность мышления предполагает самокритичность (знание своих сильных и слабых сторон). В самостоятельности проявляется и творческий характер мышления.
  • Критичность мышления – это стремление объективно оценивать, применять только проверенные суждения, тщательно проверять возражения перед тем, как их отбросить. Она предполагает умение выявлять достоинства и недостатки рассуждений и доказывать истинность выдвигаемых положений.
  • Быстрота мышления – это скорость, с которой протекают мыслительные процессы. Она проявляется в количестве времени, необходимого для решения задач и в лёгкости при реализации идей. Быстрота мышления особенно важна в критических ситуациях, когда необходимо очень быстро принять решение и начать действовать.
  • Ясность мышления – это простота, искренность, незапутанность при выражении мыслей.
  • Пытливость – это потребность найти наиболее подходящее решение задачи.
  • Остроумие – это способность быстро ориентироваться в материале, находить правильные решения задач.
  • Инициативность – это стремление к поиску и нахождению решения задачи самостоятельно, самыми разнообразными путями и средствами.
  • Оригинальность – это способность генерировать новые идеи, отличающиеся от уже знакомых.

Как индивидуальные особенности мышления, в психологии выделяют также:

  • Темп развития мыслительных процессов, под которым понимают наименьшее количество упражнений, которое требуется для того, чтобы понять и обобщить принцип решения.
  • Экономичность мышления – количество последовательных рассуждений, позволяющее усвоить новую закономерность.
  • Устойчивость – это сохранение ориентира на прежде выделенные важные признаки и общепризнанные закономерности.
  • Осознанность – умение словесно выразить и результат проделанной работы, и приёмы, которые при этом применялись.

Все индивидуальные особенности мышления человека важны для правильной оценки его способностей и знаний. Но основополагающий признак мышления  – умение выявлять главное, самое существенное, чтобы затем, самостоятельно мысля, двигаться к новым обобщениям. Мышление гораздо больше, чем констатация события или факта. Его путь – углубление в суть явления и открытие общего закона развития всех сколько-нибудь однородных явлений, каково бы ни было их внешнее различие.

Познавательные качества мышления носят индивидуальный характер, претерпевают изменения с возрастом, но главное – они поддаются коррекции, их показатели можно и нужно улучшать. Благодаря такому свойству мозга как пластичность, его познавательные функции можно развивать в любом возрасте. Мышление и внимание, память, восприятие можно тренировать ежедневно, с удовольствием и с пользой используя упражнения для развития мышления у взрослых.

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

[PDF] Связь между позитивным мышлением и индивидуальными характеристиками: разработка шкалы позитивного мышления в футболе title={Взаимосвязь между позитивным мышлением и индивидуальными характеристиками: разработка футбольной шкалы позитивного мышления}, автор={Каори Цуцуи и Мотоко Фудзивара}, год = {2015} }

  • Каори Цуцуи, Мотоко Фудзивара
  • Опубликовано в 2015 г.
  • Психология

Спортсмены постоянно борются с психологическим давлением. Предыдущие исследования показывают, что тревога оказывает значительное влияние на производительность (Humara, 1999). Поэтому мы предполагаем, что психологическая подготовка необходима для разработки соответствующих стратегий выживания.

Одним из видов умственной тренировки является позитивное мышление, техника, которая включает в себя интерпретацию стрессора как полезного и использование его для повышения мотивации и уверенности, что приводит к оптимальному возбуждению и… 

shobix.co.jp

Ориентация по заданиям и целевым эго в соревновательном спорте: количественный обзор литературы с 1989 по 2016 год

  • M. Lochbaum, Z. K. çetinkalp, K. Graham, Taylor Wright, Ricardo Zazo
  • 666666666666666666666666666666666666666666666666666, Taylor Wright, Ricardo Zazo

  • 6666666666666. Психология, образование

  • 2016

Теория достижения цели (AGT) является доминирующей теоретической основой. Цели этого обзора заключались в том, чтобы (1) предоставить краткий обзор литературы по задачам и эго-целям в соревновательном спорте как…

Positive Thinking as Training program to Developing environment working in Hospitality Industry

  • A. Ali
  • Education

  • 2017

یهدف هذا البحث إلى دراسة استراتیجیات التواصل الإداری لإیجاد وسیلة عملیة جدیدة مثل احترام الذات والعمل الجماعی لخلق بیئة عمل صحیة وتحقیق الرضا مما یترتب علیه تحسین مستوى الأداء. تم اختیار العینة من…

ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 17 ССЫЛОК

0017

Позитивная психология. Введение.

Авторы обрисовывают основу для науки позитивной психологии, указывают на пробелы в знаниях авторов и предсказывают, что в следующем столетии наука и профессия придут к пониманию и созданию факторов, позволяющих отдельным лицам, сообществам, и общества процветать.

Связь между тревогой и производительностью: когнитивно-поведенческая перспектива

  • М. Хумара
  • Психология

  • 1999

В этой статье рассматривается взаимосвязь между тревогой и производительностью с когнитивно-поведенческой точки зрения. Предыдущие исследования в этой области показали, что большинство консультаций, проведенных… исследовать связь между речевой тревожностью и позитивным мышлением. Первое исследование подтверждает более ранние исследования о том, что речевая тревожность положительно коррелирует с…

Вклад и перспективы теории ориентации на цель

  • Ави Каплан, М. Мэр
  • Психология

  • 2007

, и особенно в академической мотивации. Однако, согласно исследованию в…

Факторы, влияющие на олимпийские результаты: интервью с олимпийцами из Атланты и Негано, США

  • C. Greenleaf, D. Gould, K. Dieffenbach
  • Образование

  • 2001

Чтобы лучше понять факторы, которые, как считается, положительно и/или отрицательно повлияли на результаты спортсменов-олимпийцев, и изучить различия в приведенных факторах результатов. спортсменами, которые…

Понимание психологической подготовки к спорту: теория и практика элитных спортсменов

  • Л. Харди, Дж. Г. Джонс., Д. Гулд
  • Психология

  • 1996

ВВЕДЕНИЕ. Зачем писать еще одну книгу о психологической подготовке? СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗНАНИЙ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Основные психологические навыки…

Психологические навыки и исключительные спортивные результаты

  • М. Махони, Тайлер Дж. Габриэль, Т. С. Перкинс
  • Образование, психология

  • 1987

    4 Анкета из 51 пункта была применена к национальной выборке из 713 спортсменов мужского и женского пола из 23 видов спорта. Спортсмен…

    Самоусиливающаяся и саморазрушающая ориентация на эго: отношения с ориентацией на задачу и избегание, достижения, самовосприятие и беспокойство.

    • Э. Скаалвик
    • Психология

    • 1997

    Недавние исследования в области мотивации выявили две основные целевые ориентации: ориентация на задачу и ориентация на эго. Два исследования норвежских учащихся 6-х и 8-х классов проверили предсказание о том, что существует…

    Умственные связи с мастерством

    • Т. Орлик, Джон С. Партингтон
    • Образование

    • 1988

    В этом исследовании приняли участие 235 канадских спортсменов-олимпийцев, принимавших участие в Олимпийских играх 1984 года в Сараево и Лос-Анджелесе. Были проведены индивидуальные интервью с 75 спортсменами и анкета…

    Несколько целей, несколько путей: роль ориентации на цель в обучении и достижениях.

    • П. Пинтрих
    • Психология

    • 2000

    Цели мастерства были связаны с адаптивными результатами в теории и исследованиях нормативных целей; цели производительности, к менее адаптивным результатам. Напротив, подход к целям эффективности может быть адаптивным для…

    Универсальность юнгианской психологии

    Карл Юнг, конечно же, известен как один из основателей области аналитической психологии. Его психологические теории произвели революцию в изучении психологии и принесли много новых идей в человеческое мышление и поведение. Он сосредоточился на человеке, а не на группе, что позволило ему создать теории индивидуального поведения, а также более крупные групповые теории социальной психологии.

    Критическое мышление было важной частью юнговского метода психологического анализа.

    Он взял эмпирические знания, которые у него были о людях, их характерах и внутренней работе их мозга, и объединил их со своими наблюдениями за тем, что люди делали в конкретных ситуациях. Он задавал вопросы и искал ответы к тому, что считал выводом.

    Использование философии Юнга

    Юнгианская психология оказалась более универсальной, чем кто-либо мог себе представить. Работа Юнга повлияла на мыслителей прошлого и настоящего, работающих в таких областях, как физика, сравнительное религиоведение, экопсихология и философия. Его работа использовалась для создания новых методов консультирования и терапии, а также послужила основой для других психологических исследований на протяжении многих лет.

    Универсальность теорий и идей Юнга отчасти объясняется тем, что они основаны на индивидуальном подходе, но могут быть расширены для объяснения более широких концепций. Идеи Юнга о типологии человеческого поведения могут быть использованы во множестве других областей исследований.

    Работа Юнга сводится к отношениям; отношения между людьми и самими собой, отношения между людьми и другими людьми, отношения между людьми и ситуациями и многое другое.

    Конечно, Юнг не был первым мыслителем, который оказал значительное влияние на глобальное мышление и науку. Карл Юнг находился под влиянием работ Иммануила Канта, Фридриха Ницше и Артура Шопенгауэра среди других. Эти мыслители сами были пионерами в своих областях и сами по себе повлияли на психологию и философию.

    Влияние Юнга

    Влияние Юнга распространяется на бесчисленные области исследований и, несомненно, повлияло на ученых по всему миру. Его работа определила, как мы думаем о человеческом поведении и индивидуальных характеристиках, которые делают нас такими, какие мы есть. Эти концепции можно использовать в свете других областей жизни и научных исследований, чтобы определить наши отношения с собой, окружающей средой и организациями, с которыми мы живем и работаем каждый день.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts