Психология как система методов изучения и практического воздействия на человека: Урок 2. Методы психологии

Дисциплины программы высшего

Дисциплины

Программа второго высшего психологического образования

1 курс2 курс3 курс / клиническая психология

Введение в профессию

Основными задачами курса «введение в профессию являются:
• ознакомление студентов с содержанием профессиональной деятельности психолога, ее особенностями, основными направлениями в работе, применяемыми методами, основными подходами, сложившимися в психологической практике;
• создание у будущих психологов установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями, формирование мотивации самопознания, личностного роста и самосовершенствования, принятию и утверждению этических принципов во взаимоотношениях с коллегами

История психологии

История психологии – дисциплина, создающая фундамент психологических знаний. Изучение истории психологии – это знакомство с этапами развития психологического знания и становления основных психологический школ. Основа курса – анализ исторических вариантов становления психологии с использованием метода рациональной реконструкции (философско-методологические основания и обсуждение вопросов достоверности).
Содержание развития психологии на разных исторических этапах:

  • Основные направления изучения человека в античный период
  • Развитие психологической мысли периодов Средневековья и Возрождения
  • Философско-психологическая мысль Нового времени
  • Развитие психологических знаний в XVIII–XIX вв.
  • Оформление психологии как самостоятельной науки
  • Период «открытого кризиса» в психологии (начало ХХ в.). Причины и его последствия для науки.
  • Развитие психологии в первые десятилетия ХХ в.
  • Психология во второй половине ХХ в.
  • Современные научные направления и системы в мировой психологии

Общая психология

Курс по общей психологии является основным для изучения прикладных, теоретических и практических дисциплин. Он закладывает терминологическую базу для дальнейшего освоения всего объема знаний. В нем изучаются психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), состояния и свойства (темперамент, характер, способности).

Психология личности

О чем можно узнать на занятиях курса «Психология личности»?

  • о категории Личность и о личности как особой психической реальности, о её ядре и периферии;
  • об основных теориях личности в психологии ХХ века;
  • о логике и истории развития каждой теории,
  • о том как влияет общенаучный и социально-исторический контекст на возникновение определенной теории личности;
  • об особенностях личности и биографии авторов теорий.
Основные темы курса
— Личность в ортодоксальном психоанализе и близких к нему подходах
— Социально-психологические теории личности
— Теория поля К. Левина и ее влияние на психологию личности. Теория личности Г. Олпорта
— Психодинамические теории личности К. Хорни, Э. Эриксона и Э.Фромма
— Диспозициональное и когнитивное направления в психологии личности
— Гуманистическая психология личности
— Российская, советская и постсоветская психологии личности

Основы психогенетики

Психогенетика (генетика поведения) — область знаний, пограничная между психологией и генетикой, предметом исследования в которой является вклад наследственности и среды в формирование психологических особенностей человека. В ходе изучения дисциплины слушатели будут ознакомлены с материальными основами и общими закономерностями передачи наследственных свойств, в первую очередь, на примере взаимодействий между конкретными генами человека и поведенческими особенностями. Будет предоставлена информация о современных методах изучения генетики поведения, а также о влиянии наследственных и социальных факторов на возрастные изменения, формирование девиантного и аддиктивного поведения. Слушатели получат возможность самостоятельно прогнозировать определенные ситуации, связанные с генетикой человека, определяя вероятность проявления признака у потомка.

Психологический практикум

Программа учебной дисциплины тесно связана с программой «Общей психологии» и представлена в виде практических занятий. Основное содержание курса является систематизация и общий анализ методик, методических приемов, методических проблем изучения соответствующих психологических свойств индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.

Анатомия центральной нервной системы

Основная задача дисциплины — ознакомить студентов с тем, как устроены разные отделы нервной системы и как эту информацию можно учитывать в работе психолога консультанта. Курс ведет практикующий психолог с медицинским образованием, в прошлом практикующий врач. Знания, полученные на занятиях необходимы для лучшего освоения другой дисциплины 1 курса «физиология центральной нервной системы»

Физиология центральной нервной системы

В этом курсе рассматриваются различные механизмы, лежащие в основе нервных процессов. Первая часть курса — это процессы внутри клетки и процессы взаимодействия нервных клеток. Другая часть – изучение работы функциональных блоков мозга. В курсе студенты также изучают иерархическое устройство центральной нервной системы, взаимодействие разных отделов мозга.

Физиология высшей нервной деятельности

В основе курса – теория условного рефлекса И. П. Павлова в её изначальном, классическом виде и дальнейшем развитии в работах последователей. В многочисленных экспериментах ими достоверно описаны процессы в нервной системе и то, как эти процессы определяют внешнее поведение человека в среде. Отдельная большая часть курса – работа внешних сенсорных систем. Хорошее понимание механизмов физиологических и высших нервных процессов, лежащих в основе внешнего поведения, даёт серьёзную опору в работе психолога-консультанта.

Психофизиология

Курс направлен на ознакомление с физиологическими основами психических состояний и процессов. В нем рассказывается о современных психофизиологических методах исследования и применении их в психологической практике, раскрывается роль нервной, гуморальной и иммунной систем и их взаимодействия в регуляции функционирования человеческого организма. Особое внимание уделяется физиологии стресса, вопросам формирования психосоматических заболеваний, физиологическим аспектам психических нарушений и психического здоровья. Также рассматривается биологический базис развития психики и поведения, проблемы нарушений раннего развития, нормальное и отклоняющееся старения. Рассматривается физиологическая основа индивидуальности, роль генетических особенностей и средовых влияний в ее формировании. Знания, приобретенные при освоении курса, окажутся полезными для специалистов в области психологического консультирования, клинической и медицинской психологии, психологии развития, специальной психологии, психологии обучения и трудовой деятельности.

Зоопсихология и сравнительная психология

Курс ориентирован на формирование у студентов естественно научного представления о психике. Основная задача зоопсихологии – показать динамику развития психических феноменов в процессе эволюции.
Человек (как вид) обладает самой совершенной психикой из всех населяющих землю видов. Но, в той или иной степени, все психические феномены представлены и у животных. Что мы наблюдаем у животных — поведение в ответ на различные ситуации, в которых они оказались. С чем работают психологи – с реакциями на те, или иные жизненные ситуации. Это тоже поведение. Механизмы формирования поведения у нас (людей) и у животных одни и те же. Изучая поведение животных, мы пытаемся понять, как устроена психика человека.
Знания по зоопсихологии это не только интересно, но и полезно как для обычной жизни, так и для профессиональной деятельности.

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология изучает причины различий в реакциях между людьми. Она ищет ответы на вопросы, почему на одно и то же события разные люди реагируют не одинаково, в чем причина различных реакций у мужчин и женщин, как профессиональная деятельность влияет на психологические реакции и другие вопросы.

Психология развития и возрастная психология

Курс рассматривает жизненный путь человека от рождения до старости. Жизнь человека не протекает плавно, а состоит из кризисов и стабильных периодов, чередующихся между собой. Каждому периоду присущи закономерности, изученные и описанные психологами. Слушатели познакомятся с существующими концепциями, узнают о сложностях, сопровождающих каждый из периодов, и получат инструменты, способствующие эффективности прохождения кризисов. Особое внимание в курсе уделяется детскому периоду; будут подробно рассмотрены стратегии воспитания здоровой личности.

Социальная психология

Это раздел психологии, изучающий поведение человека в контексте социальных групп, взаимодействия с другими людьми. Она рассматривает мировоззрение человека, социально-психологический взгляд на мир, который помогает ему осмыслять реальный опыт отношений между людьми во всём его многообразии, найти личностные способы межличностного и группового общения, взаимоотношения с собственным «Я», сформулировать свои ценности и смыслы.

Математические методы в психологии

Знакомит студентов с правилами и методами сбора, систематизации и обработки данных психологических исследований. Освоение этой дисциплины повышает математическую подготовку и позволяет правильно работать с эмпирическими результатами, представлять свои исследования и анализировать исследования других.

Психология труда и инженерная психология

Курс посвящён вопросам, связанным с исследованием возможностей раскрытия потенциала личности в деятельности. Какие психологические особенности в 21 веке важно учитывать для реализации поставленных перед организацией целей? Что должно учитываться для достоверного прогноза поведения сотрудников в разных ситуациях? Какие специфические характеристики мужчин и женщин могут влиять на их деятельность? Что делать, чтобы предотвратить профессиональное выгорание и как организовать программу реабилитации?
Что такое карьеровая психология: как верно прогнозировать карьерные возможности сотрудников и… помочь себе изменить свою вынужденную рабочую ситуацию на возможность найти современную экономическую форму для свой любимой деятельности?
В курсе приводятся актуальные данные научных исследований российских и зарубежных учёных. Использование этой информации предоставит возможность сократить заведомо неудачные эксперименты над собой и своими сотрудниками. А яркие кейсы из реальной бизнес-практики станут не только иллюстрирующими теорию примерами, но и основой для грамотных решений в самых сложных рабочих ситуациях.

Психодиагностика

Программа учебной дисциплины затрагивает основы психодиагностики и знакомит слушателей с представлениями о психодиагностическом методе и процедуре обследования. Основной акцент в программе уделяется классической теории психологических тестов (психометрия), знание которой необходимо для оценки качества диагностического инструментария.

Практикум по психодиагностике

Основной целью дисциплины является повышение уровня практической подготовки студентов в области прикладной психологической диагностики. Слушатели знакомятся с основными правилами и особенностями проведения диагностического обследования, организуют свое исследование и оформляют его в виде отчета.

Введение в клиническую психологию

Основными задачами курса клиническая психология являются: формирование представления о психической норме и патологии; знакомство с теоретическими основами психопатологии, терминологическим аппаратом и методологическими принципами клинической психологии. В рамках курса большое внимание уделяется анализу причин возникновения и динамике развития тех или иных психологических (психиатрических) нарушений. Мы будем изучать особенности восприятия собственных состояний людьми – их картину болезни и типы реагирования на болезнь. Отдельной и очень важной темой будет изучение роли и функций клинического психолога в различных учреждениях.

Практикум по клинической психологии

Практикум является продолжением дисциплины «Введение в клиническую психологию» и содержит ряд практических задач. Во-первых, познакомить студентов с правилами проведения патопсихологического исследования и основными приемами его проведения. Во-вторых, познакомить с методиками для диагностики нарушений основных психических процессов и научиться подбирать соответствующий психодиагностический инструментарий для решения поставленных задач. В третьих, освоить правила оформления патопсихологического заключения и формулирования обратной связи. Кроме решения диагностических задач мы потренируемся разрабатывать планы реабилитации и профилактики пациентов, на основе полученных в результате исследования данных.

Психология общения

Психология общения это практический курс (тренинг). С одной стороны это практическое развитие одной из тем социальной психологии, с другой стороны это основа для прикладного курса «Основы психологического консультирования». Он направлен на решение нескольких задач:
— оценки студентами собственных навыков в области межличностной коммуникации;
— формирование навыков эффективного общения ( установление контакта с партнером, активного слушания, корректной обратной связи в процессе коммуникации и др).
— преодоление стереотипов, способствующих агрессивному поведению, формирование навыков уверенного поведения.
-изучение барьеров сознательно и не осознанно используемых людьми в процессе взаимодействия и тренировка способов их преодоления.

Специальная психология

Курс «Специальная психология» ориентирует студентов в тех проблемах, с которыми психолог может столкнуться в системе помощи лицам с с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На занятиях рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности лиц с отклонениями в развитии, причины деформации личности, особенности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, а также особенности коррекционно-психологической работы. Студенты знакомятся с основными теоретическими положениями специальной психологии, общими закономерностями нарушенного психического развития, типах дизонтогенеза, направлениями практического применения специальных психологических знаний, основными концептуальными подходами к пониманию проблемы отклоняющегося развития.
Знание особенностей и возможностей лиц с различными недостатками развития дает психологу средства для коррекции недостатков и помощи в социализации.

Основы психологического консультирования

Курс включает в себя тренинг неспецифических навыков психологического консультирования и знакомство с основными психотерапевтическими направлениями.
На занятиях используется много упражнений, игр, элементов тренинга, инсценирования. Студенты на собственном опыте интегрируют этические нормы работы с клиентами, осваивают в диалогах модель психоконсультативного интервью, тренируют навыки наблюдения и сбора вербальной и невербальной информации. Курс позволяет студентам получить представление о наиболее распространенных темах обращения клиентов к психологу, потренироваться в помощи в безопасной учебной обстановке и получить профессиональную обратную связь.
Из множества терапевтических направлений мы знакомим студентов с основными идеями и некоторыми приемам гештальт-терапии, когнитивно-бихевиорального и психодиначеского направления в консультировании, психодрамы, телесной и семейной терапии.

Антропология

Антропология – это наука, изучающая условия формирования и жизнедеятельности человека как биологического вида с учётом социокультурной специфики людей. С одной стороны, человек является одним из множества биологических видов, живущих на нашей планете. Его анатомические и физиологические особенности во многом определяются климатическими факторами внешней среды и генетически задаваемыми признаками. С другой стороны, людям свойственны психические особенности, отличающие их от животных. Эти свойства во многом не зависят от климатических и генетических факторов. Одной из главных социокультурных особенностей людей является наличие высокоразвитого языка. При этом, биологические и социальные свойства людей образуют функциональное единство, неразделяемое в процессе реальной жизнедеятельности. Курс антропологии направлен на формирование у студентов-психологов представлений о роли различных факторов в формировании человека как социобиологического вида. В курсе представлен как общеизвестный материал, касающийся эволюции человека, так и результаты оригинальных авторских антропологических исследований, полученных в разных регионах Земли.

Общая дисциплина 3 курса

Экспериментальная психология

Дисциплина знакомит с основами дизайна (конструирования) исследований в психологии. Рассматриваются различные методологические подходы, особенности разных типов исследований, требования к их планированию, проведению, к интерпретации и предоставлению результатов. Значительную часть курса составляют практические занятия: критический анализ существующих исследований, составление исследовательских планов. Формируемые навыки пригодятся при выполнении квалификационных работ разного уровня, проведении исследований в разных областях психологии, публикации научных статей, подготовке презентаций результатов исследований и докладов. Освоение курса будет способствовать формированию умения ориентироваться в многообразии информации современного мира, оценивать достоверность фактов, получаемых другими исследователями.

Общая дисциплина 3 курса

Методология психологического исследования

Методология науки – особое исследовательское направление, направленное на разработку методов получения, систематизации и использования знаний. Курс «Методология психологического исследования» предлагается для ознакомления студентов-психологов с основными проблемами организации научного исследования и подходами к решению этих проблем. В рамках курса рассматриваются подходы к разработке методологии психологических исследований, предложенные в рамках различных философских направлений. Освещены основные теоретические проблемы методологии науки в целом и их специфика применительно к психологическим исследованиям. Разбираются различные определения таких ключевых для любой научной дисциплины понятий как «научная теория», «гипотеза», «доказательство», «терминологический аппарат» и т.д. Рассматривается специфика этих понятий применительно к психологии. В завершении курса проводится методологический анализ нескольких психологических и психофизиологических концепций, на основе которого делается их сравнительное сопоставление.

Общая и частная психопатология

Дисциплина «Общая и частная психопатология» предназначена для ознакомления с содержательными, методологическими и прикладными аспектами общей и частной психиатрии.
В курсе даются представления об основах психиатрии и ее связях со смежными областями медицины и клинической психологии. Студенты знакомятся с современными направлениями в психиатрии и применяемыми классификациями; с основными симптомами и синдромами нарушений психических функций; с этиологией и патогенезом эндогенных, органических, «пограничных» и других психических расстройств, закономерностях их клинических проявлений и течения; осваивают диагностические и дифференциально диагностические подходы, используемые в психиатрии.

Пограничные нервно-психические раcстройства

Дисциплина «Пограничные нервно психические расстройства» направлена на формирование профессионального мышления специалиста в области клинической психологии. Курс рассматривает теоретические положения и основные понятия неврозологии, дает представление о социально-психологических, психосоматических и глубинно-личностных механизмах развития невротических расстройств, наиболее эффективных формах психотерапевтической работы, ориентирует в вопросах реабилитации, психопрофилактики и психогигиены.

Психодиагностика в клинической практике

Цель курса — ознакомление с вопросами методологии патопсихологического исследования и основными приемами его проведения. Курс является в большей степени практическим. Обучающиеся знакомятся с патодиагностическими методиками, построением тактики и стратегии патопсихологического исследования, правилами подбора методик под задачу, обработки полученных материалов. Студенты приобретают опыт использования психодиагностических методик используемых в патопсихологическом обследовании пациентов и оформления заключения по результатам обследования.

Психология отклоняющегося поведения

Курс позволит вам узнать:
— многообразие подходов к изучению отклоняющегося поведения
— биологические, социальные и психологические корни поведенческих отклонений
— вы научитесь различать виды отклоняющегося поведения, такие как зависимое (в том числе любовная зависимость), противоправное и др.
— интерпретировать конкретные проявления психической жизни людей
— методы профилактики и коррекции подобного поведения
— стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.
Проблема отклоняющегося поведения широко представлена в нашей жизни . Понимать, уметь распознавать, а при необходимости корректировать такое поведение — очень ценный навык.

Психология аномального развития

Основной целью освоения дисциплины «Психология аномального развития», является формирование у студентов системы знаний по психологии детей с отклонениями в психическом развитии, а также практических навыков по исследованию больных. Студенты знакомятся с историей развития взглядов на возникновение психических расстройств у детей, формируют представления о структуре, закономерностях развития и течения детской психопатологии, современных подходах к лечению нарушений в психической сфере ребенка. Осваиваются навыки проведения психодиагностической беседы с матерью и ребенком, применения методик психологического исследования детей.

Клиническая психология в экспертной практике

Основной целью дисциплины «Клиническая психология в экспертной практике» является изучение особенностей деятельности эксперта-психолога; определение пределов компетенции психолога при проведении комплексной экспертизы. Студенты осваивают методологию и методы проведения психологической экспертизы; изучают виды судебно-психологической экспертизы в медико-социальной, медико-педагогической, врачебно-военной экспертизах.

Психосоматические и соматопсихические расcтройства

Дисциплина «Психосоматические и соматопсихические расстройства» предназначена для того, чтобы во-первых, ознакомить слушателей с принципами психофизического единства, основными идеями о взаимном влиянии телесных и психических процессов, и во-вторых, в приобретении студентами опыта практической работы.
При изучении курса систематизируются знания о влиянии психологических состояний на здоровье человека и влияние соматических заболеваний на психические процессы личности. Рассматриваются вопросы психологических аспектов диагностики, экспертизы, реабилитации в психосоматической клинике. Студенты изучают способы психотерапевтической работы с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами.

Посттравматическое стрессовое раcстройство

В программе «Посттравматическое стрессовое расстройство» представлена современная точка зрения на феномен психической травмы. Рассматриваются физиология изменений, нейрофизиологический и психологический аспекты психологической травмы, классификация психических травм и факторы, способствующие развитию процесса. Психический шок, клиника и основные способы оказания первой помощи, в т.ч. при массовых поражениях. Изучим динамику психопатологического процесса с течением времени. Особо рассмотрим острое посттравматическое стрессовое расстройство, его клиническую картину и течение. Познакомимся с техникой EMDR (ДДГ – десенсибилизация движением глаз). Большое внимание уделяется: хроническому посттравматическому стрессовому расстройству; травматическому развитию личности и стокгольмскому синдрому; особенностям психической травмы у детей и подростков.

Психология сексуальности человека

Сексуальность – неотъемлемый аспект человеческой жизни. Половая жизнь человека неразрывно связана с наиболее важными аспектами человеческого бытия – и прежде всего познанием самого себя через общение с другим. Курс направлен на приобретение студентами компетенций в отношении социально-культурных, историко-этнографических и психологических закономерностей сексуального поведения людей. Психолог-консультант должен научиться хорошо ориентироваться в этой сфере, иметь хорошую профессиональную опору для работы с клиентами, обращающимися с «сексуальной» тематикой.

Практикум по психологическому консультированию

Дисциплина «Практикум по психологическому консультированию» является продолжением знакомства студентов с практической психологической деятельностью – психологическим консультированием, начатом в курсе «Основы психологического консультирования». «Практикум по психологическому консультированию» дает студентам представление о методах психологической помощи в разных психотерапевтических подходах; возможность тренировки разных методов в моделируемой на занятиях ситуации «консультант-клиент», а также в различных тренировочных упражнениях.

ПСИХОЛОГ \ КонсультантПлюс

ПСИХОЛОГ

Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.

Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Руководство по 10 методам исследования в психологии (с советами)

Обновлено 12 декабря 2022 г.

Психология — это наука о человеческом поведении и психических процессах. Это социальная наука, которая исследует мысли, чувства и поведение людей, используя различные подходы к оценке. Экспериментальные и клинические психологи используют различные методы исследования в психологии для разработки планов лечения, постановки целей и применения поведенческих стратегий.

В этой статье мы рассмотрим, кто использует исследования в области психологии, и 10 методов исследования в области психологии, которые вы можете использовать для более качественной оценки своих пациентов с психическим здоровьем.

Основные выводы:

  • Методы исследования в психологии — это стратегии, процессы или приемы, которые психологи используют для сбора данных или доказательств с целью изучения вопросов исследования.

  • Методы исследования обычно делятся на две категории: количественные и качественные. Количественные исследования сосредоточены на использовании чисел и статистики для ответа на вопросы о том, что происходит в группе и в какой степени, а качественные методы нацелены на описание событий при более глубоком изучении причин, почему что-то происходит.

  • Общие методы исследования в психологии включают опросы, тематические исследования, экспериментальные исследования, контент-анализ, метаанализ, корреляционные исследования, квазиэксперименты, натуралистическое наблюдение, структурированное наблюдение и нейровизуализацию.

 


10 методов исследования в психологии

Методы исследования в психологии могут иметь количественный или качественный контекст и могут фокусироваться на том, как люди воспринимают мир, обрабатывают информацию, принимают решения и реагируют на стимулы. Количественные методы исследования используют числа и статистические методы, чтобы сделать выводы о населении. Качественные методы исследования в психологии используют нестатистические методы, чтобы узнать об опыте людей и сообществ, которые они изучают.

Если ваша профессия связана с психологическим лечением и терапией, рассмотрите следующие методы исследования для более эффективной разработки планов лечения:

1. Опросы

Психологи часто используют опросы для изучения распространенности и причин психических расстройств. Опросное исследование может быть количественным или качественным, и исследователи часто используют методы случайного отбора при отборе и опросе выборочных групп пациентов.

Случайный отбор помогает выбрать образец, который репрезентативен для населения и может дать более надежные результаты для анализа. Данные опроса также могут помочь вам понять поведение людей, что поможет вам реализовать стратегии лечения.

Связано: 10 самых популярных профессий психолога по среднему доходу


2.

Тематическое исследование

Тематические исследования представляют собой углубленные исследования одного человека, группы, события или сообщества. Методология тематического исследования представляет собой разновидность качественного метода. Психологи могут проводить тематические исследования пациентов, чтобы лучше понять их поведение и психическое здоровье. Подробное понимание психического заболевания пациента может помочь вам более эффективно лечить пациента, а изучение конкретных случаев позволяет психологам опрашивать пациентов и подробно наблюдать за их поведением в течение определенного периода времени.

Специалисты в других отраслях, таких как финансы, продажи и реклама, также могут использовать тематические исследования, чтобы лучше понять инвестиционное и покупательское поведение потребителей, чтобы определить финансовые услуги или рекламные методы, которые можно применить для привлечения потенциальных клиентов.

Связанный: Стратифицированная случайная выборка: определение, метод и пример

3.

Экспериментальное исследование

Экспериментальные исследования могут помочь психологам определить, существует ли причинно-следственная связь между двумя переменными, такими как поведение пациента и психическое здоровье. Экспериментальное исследование является разновидностью количественного метода.

Психологи могут использовать экспериментальные исследования, чтобы проверить, влияет ли изменение одной независимой переменной на зависимую переменную. Это может позволить психологу измерить, как изменение одного условия влияет на человеческое поведение или производительность.

Например, психологи могут проводить экспериментальные исследования, чтобы определить внешние причины моделей поведения сообщества. Эти исследования также могут быть полезны в других приложениях, таких как психология продаж, чтобы лучше понять коллективное человеческое поведение применительно к различным причинам и следствиям.

Совет: Причинно-следственная связь между переменными — это когда одна переменная вызывает изменение другой переменной. Это также называют причиной и следствием. Например, курение увеличивает риск развития рака легких.

4. Контент-анализ

Контент-анализ включает анализ текстовых данных для выявления моделей, значений и тем в стилях письменного общения пациентов. Контент-анализ может быть количественным или качественным. Клинические психологи могут проводить контент-анализ любой формы текста, в том числе:

  • Полные стенограммы интервью или монологов пациентов

  • Деловые электронные письма 

  • Рукописные письма 

Этот метод исследования может вам помочь разработать оптимальные психологические методы лечения путем тщательного анализа использования слов и речевых моделей пациента. Кроме того, контент-анализ является эффективным инструментом для многих судебных психологов, работающих над решением поведенческих проблем, уголовных дел и серьезных проблем с психическим здоровьем.

Связанный: Руководство по анализу документов: определение и порядок его выполнения

5.

Метаанализ 

Метаанализ – это метод количественного исследования, который анализирует результаты опубликованных исследований по одному и тому же вопросу и объединяет результаты нескольких исследований в общую сбор данных. Психологи могут проводить метаанализ, выполняя поиск в библиотечных базах данных всех опубликованных исследований по одной теме и собирая результаты исследований в сводку.

Объединив несколько связанных запросов в единый исследовательский документ, психологи могут создать доступный ресурс, обеспечивающий коллективный анализ прошлых и текущих исследований. Таким образом, метаанализ может привести к рекомендациям для будущих исследований, которые помогут продвинуть области психологии.

Связанный: 7 важнейших навыков для карьеры в области клинической психологии

6. Корреляционное исследование

Корреляционное исследование — это неэкспериментальный метод исследования, который измеряет две переменные и оценивает взаимосвязь (корреляцию) между ними. Этот количественный метод исследования включает в себя наблюдение за двумя переменными, которые не меняются, и анализ того, существует ли корреляция между переменными, например, баллами по двум разным личностным тестам. В этом случае балл по первому личностному тесту может относиться к баллу по второму тесту, поскольку обе оценки оценивают тип личности.

Хотя корреляционное исследование может помочь вам определить отношения между двумя событиями, чертами или поведением, этот метод не учитывает никаких причинно-следственных связей между изучаемыми вами переменными. Поэтому многие исследователи могут также использовать причинно-следственные исследования наряду с корреляционными исследованиями, чтобы лучше формировать выводы о своей работе.

Совет: Корреляция измеряет размер и направление связи между переменными. Корреляция не равна причинности. Например, курение может быть связано с алкоголизмом, но не является причиной алкоголизма.

Связанный: Корреляция против причинно-следственной связи: понимание разницы


7.

Квази-эксперимент

Квази-эксперимент подобен традиционному эксперименту, однако исследователи не распределяют участников по экспериментальным группам случайным образом. Этот тип количественного метода исследования поддерживает исследования, в которых психологов может больше интересовать независимая переменная, которая не может быть случайной, например, врожденное качество, которым обладают участники.

Например, вы можете использовать квази-эксперимент для изучения участников, у которых есть идентифицируемые черты психического здоровья, поскольку эти черты не являются случайными и, следовательно, не могут случайным образом распределять участников по исследовательским группам.

8. Натуралистическое наблюдение

Натуралистическое наблюдение — это метод качественного исследования, который психологи применяют для изучения поведения пациентов, когда они находятся в естественной среде. Натуралистическое наблюдение является эффективным методом изучения того, как люди взаимодействуют и ведут себя, когда они находятся в своей привычной среде, например, при совершении покупок в розничном магазине, в общественном транспорте или при выполнении поручений по дому.

Этот метод исследования также полезен для получения выводов о населении, которые могут привести к будущим исследованиям в поддержку инноваций в психологии, здравоохранении и даже в технологиях, продажах и бизнесе.

Связанный: 7 типов наблюдательных исследований (с примерами)


9. Структурированное наблюдение

Структурированное наблюдение — это метод качественного наблюдательного исследования, который оценивает поведение человека в более структурированной среде, например, наблюдение за людьми в лабораторных условиях во время добровольные психологические исследования. Психологи могут наблюдать за участниками в структурированных условиях, чтобы лучше понять конкретное поведение.

Многие клинические и медицинские исследования используют методы структурированного наблюдения для лучшего контроля переменных в экспериментах и ​​обеспечения более высокой точности при анализе результатов. Например, психологи могут использовать структурированное наблюдение, чтобы понять, как новая поведенческая терапия или лекарства влияют на поведение пациентов, и использовать результаты для изменения или улучшения методов лечения.

10. Нейровизуализация

Нейровизуализация — это технология сканирования человеческого мозга, которая может служить методом количественного исследования. Инструменты нейровизуализации, такие как компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ), могут позволить психологам-исследователям составить карту сложных функций мозга и охарактеризовать эти функции в соответствии с конкретными нейронными процессами, такими как процесс дегустации продуктов или чувство эмоций.

Благодаря возможности наблюдать за активностью мозга нейровизуализация может помочь вам лучше понять, как эта активность может влиять на мысли, эмоции и поведение.

Связанный: 7 Карьера в нейропсихологии

Советы по проведению эффективного исследования

При проведении психологических исследований учитывайте следующие полезные советы:

  • Соблюдайте исследовательскую этику. исследования знают и понимают процедуры, политику и любые соглашения о конфиденциальности, касающиеся исследования.

  • Применение научного метода. Следование научному методу каждый раз, когда вы проводите исследование, поможет вам лучше организовать процессы сбора и анализа данных, что обеспечит точность ваших результатов.

  • Сообщите о своих выводах. Обмен результатами ваших исследований, теорий и анализов с научным сообществом может стимулировать сотрудничество и создание сетей, а также поможет вам завоевать репутацию и авторитет в своей области.

Часто задаваемые вопросы

Что такое методы исследования в психологии?

Методы исследования в психологии — это стратегии, приемы и процессы, которые психологи используют для научного исследования исследовательских вопросов. Различные методы исследования используют разные инструменты для сбора данных, чтобы раскрыть новую информацию или проверить гипотезы.

Каковы основные категории методов исследования в психологии?

Двумя основными категориями методов исследования в психологии являются количественные и качественные. Смешанные методы исследования объединяют как качественные, так и количественные исследования.

  • Количественное исследование — это метод сбора данных, который использует числовые данные для изучения социальных, психологических, политических и экономических проблем. Количественное исследование может собирать конкретные числовые данные, такие как уровень личного дохода, или оно может включать более субъективные числовые данные, собранные в ходе опросов людей.

  • Качественные исследования собирают данные о жизненном опыте, эмоциях или поведении, а также о значениях, которые люди придают им. Это помогает исследователям лучше понять сложные концепции, социальные взаимодействия или культурные явления. Этот тип исследования полезен для изучения того, как и почему что-то произошло, интерпретации событий и описания действий.

Связанный: Методы исследования в социологии: типы и примеры


Что такое межкультурная психология? – Лаборатория дизайна карьеры

Что такое межкультурная психология?

Кросс-культурная психология – это раздел психологии, изучающий влияние культурных факторов на поведение человека. Хотя многие аспекты человеческого мышления и поведения универсальны, культурные различия часто могут привести к удивительным различиям в том, как люди думают, чувствуют и действуют.

В некоторых культурах, например, может подчеркиваться индивидуализм и важность личной автономии. Другие культуры могут придавать большее значение коллективизму и сотрудничеству между членами группы. Такие различия могут играть важную роль во многих аспектах жизни.

В этой статье обсуждается история кросс-культурной психологии, различные типы кросс-культурной психологии и приложения в этой области. В нем также обсуждается влияние, которое он оказал на понимание человеческой психологии.

Что такое культура?

Культура относится ко многим характеристикам группы людей, включая отношение, поведение, обычаи и ценности, которые передаются от одного поколения к другому. Культуры во всем мире имеют много общего, но отмечены значительными различиями. Например, хотя люди всех культур испытывают счастье, то, как это чувство выражается, варьируется от одной культуры к другой. 1

Цель кросс-культурных психологов состоит в том, чтобы изучить как универсальное, так и уникальное поведение, чтобы определить, каким образом культура влияет на поведение, семейную жизнь, образование, социальный опыт и другие области.2

History of Cross-Cultural Психология

Кросс-культурная психология является важной темой. Исследователи стремятся понять как различия, так и сходства между людьми разных культур по всему миру.

Международная ассоциация межкультурной психологии (IACCP) была создана в 1972, и с тех пор эта отрасль психологии продолжает расти и развиваться.3 Сегодня все больше психологов исследуют, как поведение отличается в разных культурах по всему миру.

После многих лет приоритетного внимания к исследованиям в Европе и Северной Америке западные исследователи начали задаваться вопросом, могут ли многие из наблюдений и идей, которые когда-то считались универсальными, применяться к культурам за пределами этих областей. Могут ли их выводы и предположения о человеческой психологии быть предвзятыми на основе выборки, из которой были взяты их наблюдения?

Многие результаты, описанные психологами, сосредоточены на определенной группе людей, которую некоторые исследователи окрестили западными, образованными, промышленно развитыми, богатыми и демократическими, часто называемыми аббревиатурой WEIRD.4

В результате — культурные психологи предполагают, что многие наблюдения о человеческом мышлении и поведении могут быть обобщены только на определенные подгруппы. Чтобы развить более широкое и богатое понимание людей, которое можно применить к более широкому разнообразию культурных условий, исследователям важно также смотреть на людей из разных культур.

Несмотря на признание того, что исследования имеют сильную западную предвзятость, данные свидетельствуют о том, что эта предвзятость сохраняется и сегодня. Согласно одному анализу, около 90 % участников психологических исследований набираются из западных промышленно развитых стран, 60 % из которых были американцами5. текущим исследованиям6 и определить, проявляются ли феномены, проявляющиеся в культурах Европы и Северной Америки, в других частях мира.

Типы кросс-культурной психологии

Многие кросс-культурные психологи выбирают один из двух подходов: концепции и измерения для всех культур.

  • Эмический подход  изучает культуру с точки зрения «инсайдера», анализируя концепции в конкретном контексте наблюдаемой культуры.
  • Кросс-культурные психологи также часто применяют комбинированный эмико-этический подход.7

    Между тем, некоторые кросс-культурные психологи также изучают нечто, известное как этноцентризм. Этноцентризм относится к тенденции использовать свою собственную культуру в качестве стандарта, по которому судят и оценивают другие культуры.8

    Другими словами, принятие этноцентрической точки зрения означает использование вашего понимания вашей собственной культуры для определения того, что является «нормальным».

    ” Это может привести к предубеждениям и тенденции рассматривать культурные различия как ненормальные или в негативном свете. Это также может затруднить понимание того, как ваше культурное происхождение влияет на ваше поведение.

    Кросс-культурные психологи часто изучают, как этноцентризм влияет на наше поведение и мысли, в том числе на то, как мы взаимодействуем с людьми из других культур.8

    Психологи также обеспокоены тем, как этноцентризм может повлиять на исследовательский процесс. Например, исследование может быть подвергнуто критике за этноцентрический уклон.

    Темы кросс-культурной психологии

    Кросс-культурная психология исследует многие предметы, уделяя особое внимание тому, как культура влияет на различные аспекты развития, мышления и поведения. Некоторые важные области исследования включают в себя:

    • Эмоции : Это поле пытается понять, все ли люди испытывают эмоции одинаково или эмоциональные выражения универсальны.
    • Овладение языком : В этой области исследуется, идет ли развитие языка по одному и тому же пути в разных культурах.
    • Развитие ребенка : В этой теме исследуется, как культура влияет на развитие ребенка и влияют ли различные культурные обычаи на ход развития. Например, психологи могут исследовать, как методы воспитания детей различаются в разных культурах и как эти методы влияют на такие переменные, как достижения, самооценка и субъективное благополучие.
    • Личность : В этой области исследуется степень, в которой различные аспекты личности могут быть подвержены влиянию или связаны с культурными влияниями.
    • Социальное поведение : Культурные нормы и ожидания могут иметь сильное влияние на социальное поведение, которое эта тема пытается понять.
    • Семейные и социальные отношения : Семейные и другие межличностные отношения также могут находиться под сильным влиянием общества и культуры.

    Резюме

    Кросс-культурная психология стремится понять, как культура влияет на многие различные аспекты человеческого мышления и поведения. Кросс-культурные психологи часто изучают развитие, личность и социальные отношения.

    Uses for Cross-Cultural Psychology

    Кросс-культурная психология затрагивает широкий круг тем, поэтому учащиеся, интересующиеся другими темами психологии, могут также сосредоточиться на этой области психологии. Например, детский психолог может изучить, как методы воспитания детей в разных культурах влияют на развитие.

    Кросс-культурная психология может помочь учителям, воспитателям и разработчикам учебных программ, которые создают уроки и материалы для поликультурного образования, узнать больше о том, как культурные различия влияют на обучение, достижения и мотивацию учащихся.

    В области социальной психологии применение кросс-культурного взгляда может привести исследователей к изучению того, как социальное познание может различаться в индивидуалистической культуре по сравнению с коллективистской культурой.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts