Психология коммуникации: Открытое образование — Психология коммуникации

Читать онлайн «Психология коммуникаций», А. К. Болотова – Литрес

© Болотова А.К., Жуков Ю.М., 2015

© Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики», 2015

Предисловие

В постиндустриальную эпоху одним из ведущих факторов общественного развития выступает информационная и коммуникационная революция. Коммуникационные технологии становятся жизненно важными для глобального информационного общества. Сегодня проблемами коммуникаций занимаются не только представители гуманитарных наук, но и биологи, физиологи, IT-программисты, математики, кибернетики, логистики и др.

Начатые в 1940-е годы исследования по коммуникативистике – новому междисциплинарному направлению изучения коммуникаций в обществе – ведут свое происхождение от технической составляющей, из арсенала информатики. Понятие коммуникации как средства связи любых объектов в современной науке приобретает симбиотическое значение и социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме.

Внимание психологов, социологов, философов и других представителей гуманитарных наук к различным аспектам социальных коммуникаций человека отражает современные тенденции социального познания – постичь многообразие жизненных сфер человека и многоликость его межличностных взаимодействий. Они реализуются прежде всего в необходимости изучать особенности социального поведения человека в различных ситуациях, будь то интимно-личностные, межличностные или межгрупповые отношения, сопровождающие индивида в течение всей его жизни и удовлетворяющие его различные социогенные потребности. К ним относятся прежде всего потребности в безопасности, аффилиации, принадлежности, успехе и достижениях, которые проявляются в стремлении поддерживать эмоциональные контакты с другими людьми, быть ими принятым и получать от них позитивные оценки.

Междисциплинарный характер предмета обсуждения – социальных коммуникаций – показывает, что в деле понимания и разъяснения эффектов социальных коммуникаций требуется интеграция со многими другими направлениями психологии, прежде всего с такими областями психологического знания, которые сфокусированы на массовых коммуникациях, невербальных взаимодействиях, управлении персоналом, социально-психологическом тренинге и др. Поэтому в текст монографии включен ряд авторских разработок, связанных с такими понятиями, как общение-диалог, затрудненное общение, самораскрытие в социальных коммуникациях, этика и правила согласования коммуникативного взаимодействия, невербальное поведение в межличностном общении, эффективность обратной связи и т. д. Наше исследование призвано не только продемонстрировать особенности различных видов межличностных коммуникаций, но и объяснить, как возникает это многообразие, что ему способствует в условиях социума, что затрудняет возникновение продуктивных социальных коммуникаций.

В связи с этим особенный интерес представляет глава «Эффективность социальных коммуникаций», в которой раскрывается психологическое содержание и структура социальных коммуникативных систем, пространственно-временная организация различных видов коммуникаций, этика и правила коммуникативного взаимодействия. Особое внимание авторы уделили анализу деструктивных факторов и трудностей социальных коммуникаций. В книге довольно подробно описываются компоненты окружающей среды, как природной, так и общественной, выступающие тормозящим фактором для успешного развития социальных взаимодействий. Сравнительному анализу подвергаются и собственно личностные факторы, в которых выделяются индивидуально-личностные особенности и коммуникативные способности личности как предикторы успешных коммуникаций.

Раскрывая сущность и содержание психологии коммуникаций, авторы монографии стремились не только описать многообразие видов и средств социальных коммуникаций, но и представить систему диагностики и критерии коммуникативной компетентности. Поэтому особое место в монографии занимает глава о путях и способах развития базовых коммуникативных умений; в ней также представлены сравнительные данные оценки успешности различных методов и методик, используемых в прикладных целях.

Появлению этой монографии предшествовал ряд опубликованных авторами работ и методических рекомендаций по практике ведения эффективных коммуникативных тренингов. Уделяя должное внимание истории изучения проблематики межличностной коммуникации, авторы книги основной акцент делают на анализе современных теоретических подходов и результатов новейших научных исследований в области психологии коммуникаций. В книгу включен и ряд авторских разработок, описывающих новые аспекты изучения коммуникаций, такие как общение-диалог, затрудненное общение, временные аспекты социальных коммуникаций. Особый интерес представляют сведения о гендерных аспектах коммуникаций, а также подробное описание феноменологии самораскрытия в социальных коммуникациях, его особенности для коммуникатора и реципиента, а также позитивные и негативные последствия этого акта. Внимания заслуживает и глава об этике и правилах согласования коммуникативного взаимодействия, особенностях невербального поведения в межличностном общении.

Центральное место в монографии отведено психологическому содержанию эффективных коммуникаций: подробно описываются структура и технические компоненты коммуникативного процесса. Широко представлены различные подходы к описанию и пониманию дестабилизирующих факторов и трудностей в реализации социальных контактов, среди которых упоминаются феномены общественной среды и индивидуально-личностные факторы. Среди трудностей организации коммуникаций определенное место отводится сексизмам и харасменту, к сожалению, бытующим еще в определенных социальных стратах. Авторы не обошли вниманием и проблемы конфликтных ситуаций в социальных коммуникациях и их разрешения с помощью различных копинг-стратегий поведения.

Описание явлений и вскрытие механизмов и систем их порождения – задача увлекательная и нужная, но ее решением нельзя ограничиваться. Красной нитью через все наше повествование проходит идея о том, что вслед за описанием феноменов должен идти анализ факторов, их обусловливающих, а завершаться все должно созданием средств совершенствования и объективной оценкой эффективности этих средств. Этой проблематике посвящена важная практико-ориентированная глава «Коммуникативная компетентность и пути ее развития». Глава о способах развития коммуникативной компетентности и разновидностях коммуникативного тренинга – важный ориентир для практикующих психологов в деле обучения персонала умениям межличностного взаимодействия и общения. Непрерывное обучение сегодня – условие адекватности сложившейся экономической политике, залог социальной успешности и профессионализма. Описанные в книге тренинги коммуникативных умений должны способствовать достижению максимально возможной результативности в развитии собственных возможностей, умений действовать эффективно в любых «жанрах» деловых и личных взаимоотношений.

Отдельная глава посвящена методам фасилитации больших групп, использующимся для обучения особым коммуникативным навыкам. Метод фасилитации еще недостаточно освоен в практике работы профессиональных психологов. Поэтому в нашей книге подробно представлены базовые техники и интервенции метода фасилитации, рассматриваются основные составляющие и модели этого процесса. Завершается эта часть монографии научным обоснованием проблем эффективности процесса фасилитации и развития профессионализма фасилитатора.

Данная книга – плод раздумий ее авторов над результатами собственных исследований и исследований, проводимых их коллегами на всем земном шаре, как на отечественной ниве, так и иноземных просторах. Это плод, созревший в пространстве коммуникаций, результат многочисленных контактов – как в пространстве официальных коммуникаций, так и в неформальной обстановке – с учителями, учениками, коллегами авторов и с представителями других профессий и иных социальных позиций. Книге о социальных коммуникациях суждено было родиться в коммуникативном пространстве. Среди людей, тем или иным способом повлиявших на содержание, стиль и направленность данной книги, есть такие, чей вклад настолько значителен, что мы не можем не упомянуть их имена. Как ни грустно, но многих из них уже нет с нами. В первую очередь это Владимир Петрович Зинченко, под чутким, ненавязчивым и тем не менее действенным руководством которого в разное время и в разных местах трудились создатели данного текста. Это и Лариса Андреевна Петровская, известный специалист в области теории и методологии социально-психологического тренинга, с которой авторов связывали не только общность профессиональных интересов, но и давние дружеские отношения.

Предлагаемый довольно обширный список литературы, по нашему мнению, поможет читателю разобраться в многочисленных направлениях и тенденциях изучения коммуникаций, как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. Кроме того, предоставленная библиография позволяет отследить историко-хронологический аспект изучения проблем коммуникации в современных гуманитарных науках.

Надеемся, что освоение коммуникативной проблематики будет полезно специалистам самого широкого профиля, поскольку коммуникативная компетентность – необходимый компонент деятельности профессионалов любого профиля, готовых эффективно взаимодействовать в социуме.

Глава 1. Коммуникации в контексте социального поведения

В современной социальной психологии принято различать межличностные коммуникации и процессы социальных коммуникаций. В содержательном плане межличностные коммуникации – это процессы намеренного или случайного, часто косвенного обмена сообщениями между различными партнерами или группами, а социальные коммуникации – это непосредственные взаимодействия небольшого числа коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. В определении социальных коммуникаций важны два момента.

 

1. Процесс обмена, обращенности друг к другу как признак непосредственного взаимодействия людей.

2. Сообщение, информация как предмет обмена, передачи субъективного опыта от одного объекта к другому.

Социальные коммуникации включают все уровни и виды межличностных отношений и взаимодействий: от интимно-личностных переживаний и передачи впечатлений в непосредственном общении до обмена познаниями, действиями, информацией на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

В отличие от массовых коммуникаций, под которыми традиционно понимается процесс передачи многообразной информации в обширной, весьма разнородной и географически глобальной аудитории с обязательным использованием в качестве посредника технических средств и технологий масс медиа, в социальных коммуникациях этот процесс протекает иначе. Прежде всего социальные коммуникации не предполагают наличия некого посредника: ни физического лица, ни технического устройства. Социальная обусловленность и масштабность взаимодействия в социальных коммуникациях в количественном отношении значительно ограничены, отличаются непосредственностью контактов и осуществляются на межличностном субъект-субъектном уровне.

Отсюда социальные коммуникации – это все многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни, всего онтогенеза, удовлетворяя специфические социогенные потребности человека. К ним относим потребность в безопасности, потребность в принадлежности и потребность в успехе и достижении. Эти потребности удовлетворяются прежде всего через общение с другим, включая интимно-личностное, а также межличностные отношения и взаимодействия, в том числе межнациональные и межкультурные отношения между людьми.

В социальных коммуникациях значимы степень личностной вовлеченности и способы организации социального поведения. На этом основании условно можно выделить три уровня межличностных взаимодействий: социально-ролевой, деловой и интимно-личностный. На социально-ролевом уровне реализуются нормы и требования, принятые в данной социальной среде и ее социальных институтах. Деловой уровень предполагает реализацию межличностных взаимодействий в интересах эффективности совместной деятельности. На интимно-личностном уровне ведущим мотивом межличностных отношений выступает достижение психологической близости, интимности, эмпатии, понимания и принятия другого.

Социальные коммуникации можно рассматривать и как процесс конструирования, формирования межличностного пространства – «форматирования» общения [Доценко, 2003]. Имеется в виду создание совместного семантического пространства взаимодействия: выработка совместных приемов и правил взаимодействия; уточнение собственных намерений или изменение условий взаимодействия. Среди процедур форматирования выделяется прежде всего поиск соответствующего данной ситуации контекстного содержания, шаблонов, схем, сценариев, ритуалов, способов и средств их исполнения.

В качестве возможных путей организации межличностного взаимодействия Э.  Берн предложил рассматривать шесть форм социального поведения и структурирования времени: 1) замкнутость и уход от общения; 2) ритуалы, позволяющие проводить время совместно, но не сближаясь; 3) времяпрепровождение (структурирование времени) как социальный отбор для новых и полезных знакомств; 4) социальные контакты как игры, где каждая сторона пытается получить вознаграждение; 5) близость как свободное от игр общение, исключающее извлечение выгоды; 6) совместная деятельность как межличностное взаимодействие [Берн, 1988].

Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность, составляют социальные коммуникации. Таким образом, факт связи в межличностных взаимодействиях, общении и социальных коммуникациях как специфической формы совместной деятельности людей не вызывает сомнений, хотя характер этой связи понимается психологами по-разному.

Отечественный ученый М. Каган считал, что коммуникативная деятельность, или социальные коммуникации в широком смысле, является одним из четырех основных видов деятельности – игровой, учебной, профессиональной или собственно коммуникативной. А. Мудрик из всего многообразия социальных коммуникаций с точки зрения педагогики выделяет свободное общение как особый вид деятельности. А. Леонтьев относит общение к видам деятельности, но деятельности несамостоятельной. Б. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов». Г. Андреева предложила более широкое понимание связи деятельности и общения, согласно которому общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Если проанализировать все множество точек зрения на проблему взаимосвязи общения, межличностных отношений и деятельности, то придется признать факт единства общения и деятельности и рассматривать межличностные взаимодействия как сторону совместной деятельности.

В социокультурном аспекте социальные коммуникации можно рассматривать как непосредственное межличностное взаимодействие субъектов, результатом которого в социально-психологическом плане является взаимопереживание, взаимовлияние и взаимопонимание субъектов, различных по своему социальному статусу, национальной и государственной принадлежности, возрасту, уровню образования или занимаемому общественному положению.

Социальные коммуникации можно назвать частью более широкой области человеческой коммуникации – массовых коммуникаций, которые являются одним из объектов изучения социальной психологии. Несмотря на обозначенную смысловую разницу, эти понятия часто употребляются как синонимы.

Тем не менее социальные коммуникации как процесс непосредственного взаимодействия субъектов общения можно считать основанием пирамиды, где сходятся, откуда проистекают основные цели и функции коммуникативной активности человека, а массовые коммуникации – ее вершиной, где осуществляется коммуникативная деятельность социальных структур разного масштаба с учетом использования медиатехнологий и их технической оснащенности. С этой точки зрения социальные коммуникации выступают средством удовлетворения одной из ведущих потребностей человека – социогенной, т. е. потребности в другом. Именно социогенные потребности относят к числу важнейших личностных потребностей: в безопасности, принадлежности, притязании на признание, успех и достижения.

Как отмечает Г. Андреева, «ориентация в окружающем мире, естественно, всегда была потребностью человека, но она резко возрастает в новой ситуации: ориентироваться в новом, сложном мире можно, только умея более или менее адекватно интерпретировать наблюдаемые факты» [Андреева, 2000, с. 6]. Поэтому она считает важным описать и объяснить те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаики социальных явлений. Отчасти эта задача успешно решается психологией социального познания, где известными стали такие имена, как С. Фиске и Ш. Тейлор, А. Тешфил и С. Московиси, Ф. Серафик и В. Деннон. В отечественной психологии проблемы социального познания наиболее полно нашли отражение в книге Г. Андреевой «Психология социального познания» [2000], которая помогает выявить психологические и социальные факторы, делающие адаптацию человека в современном мире успешной или неуспешной, показывает процесс конструирования социального мира человеком на разных этапах социализации.

В последние десятилетия число и разнообразие коммуникационных теорий значительно выросли. Одни теории пытаются объяснить функционирование коммуникационных систем в целом и их влияние на общество, другие трактуют использование и роль коммуникаций более узко, на уровне индивида.

Одна из теорий социальных коммуникаций базируется на социальном конструировании реальности, проистекает из феноменологической социологии А. Шютца. Она утверждает, что для индивидов опыт реальности – это осуществляемый ими непрерывный процесс социального конструирования. Теория социального конструирования предполагает активную аудиторию индивидов, т. е. обмен информацией, знаниями в социальных коммуникациях связан с активным обрабатыванием, переделыванием и запоминанием, особенно того, что соответствует их потребностям, уровню культуры и имеющемуся запасу социальных знаний. Одна из важных форм имеющихся социальных знаний – типификации. Типификации позволяют быстро классифицировать объекты и действия и на основе этого строить свои действия.

Другая теория исходит из того, что имеющийся у людей запас знаний о социальных ролях или ситуациях ничем не ограничен и человек волен его постоянно пополнять. Автор этой теории Э. Гоффман утверждал, что по мере продвижения общества в пространстве и во времени изменяются и типификации ситуаций. Опыт мира все время в движении, люди переходят из одного реального мира в другой, и каждый раз представления о реальности и ожидания кардинально меняются. Комплекс специфических ожиданий в оценке социальной ситуации в данный момент Гоффман назвал фреймом. На серьезные поступки способны только люди, усвоившие определенный набор фреймов. Переход от одного набора фреймов к другому является, по Гоффману, сдвигом вверх или вниз. Повседневные коммуникации и состоят из бесчисленных сдвигов во фреймах в ответ на социальные стимулы, идущие от других людей [Гоффман, 1984].

Среди теорий социальных коммуникаций определенное место занимает теория эффектов коммуникации. Исследования показали, что первичные эффекты коммуникации наблюдаются прежде всего при изучении аудитории, т.  е. межличностных взаимодействий. В 1930-х годах в рамках школы П. Лазарсфельда были проведены первые исследования аудитории и разработана типология эффектов – выявлены эффекты немедленные, краткосрочные, долгосрочные и институциональные. Обобщая эмпирические данные, Лазарсфельд пришел к выводу, что в ходе избирательной кампании первичный выбор основывается на межличностных контактах: в основном выборщики прислушиваются к людям, которые отслеживают информацию, владеют дополнительными знаниями и четко формулируют свои взгляды. Лазарсфельд называл таких людей лидерами мнения. Он утверждал, что лидеры мнения влияют на людей через социальные коммуникации, и их влияние распространяется, скорее, в горизонтальном направлении, чем в вертикальном. Лидеры мнения чаще влияют на людей, подобных им, а не на тех, кто стоит выше или ниже на общественной лестнице.

Таким образом, через непосредственные социальные коммуникации людей выявляются лидеры в области моды, покупок, общественного мнения. Лидеры мнения имеются практически в любой сфере повседневной жизни. В дальнейших исследованиях эта теория получила название теории ограниченных эффектов, поскольку медиапосредники играют все меньшую роль в жизни людей и всего общества. Власть медиа оказалась не столь велика, как представлялось ранее. Люди пользуются разными способами, чтобы ускользнуть от нее, причем в каждой социальной группе находятся свои лидеры, которые формируют общественное мнение, выступая фильтрами в социальных коммуникациях.

В связи с этим встает проблема эффективности социального познания, которое происходит через активизацию социальных связей и отношений с другими людьми, т. е. через социальные коммуникации. Важно выявить основные функции социальных коммуникаций, виды и средства воздействия, а также механизмы взаимопонимания, разъяснить этику и правила эффективных коммуникаций, роль обратной связи и коммуникативных умений.

Психология общения 📚 – топ лучшей литературы по теме

Психология общения 📚 – топ лучшей литературы по теме | Читайте и слушайте онлайн на MyBook

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

    org/BreadcrumbList»>
  1. Главная
  2. Библиотека
  3. Темы
  4. психология общения

Сортировать

Фильтры

Фильтры

Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся

Роберт Чалдини

Премиум

«Психология влияния» – одно из лучших учебных пособий по социальной психологии, конфликтологии, менеджменту, по мнению большинства западных и отечественных психологов. Книга Роберта Чалдини выдержала в США пять изданий, ее тираж давно уже превысил два миллиона экземпляров. Эта работа, подкупающая…

Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения

Наталья Ром

Стандарт

Наталья Ром, профессиональный бизнес-тренер и некогда практикующий психолог, представляет сборник упражнений и рекомендаций для постановки связной речи, дикции, произношения, голоса и дыхания. Как бы хорошо вы ни говорили, речь всегда нуждается в «шлифовке». Курс будет интересен людям самых разны…

Ненасильственное общение. Язык Жизни

Маршалл Розенберг

Премиум

Метод ненасильственного общения (ННО) реально улучшает жизнь тысяч людей. Он применим и в супружеской спальне, и в классной комнате, и за столом переговоров, и на линии фронта. Никогда не поздно отказаться от насилия во благо всех заинтересованных сторон. Основатель метода ННО Маршалл Розенберг п…

Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой

Роберт Лихи

Премиум

Перед любым ответственным событием вы трясетесь от ужаса? Не можете уверенно разговаривать с начальником? Боитесь, что с вашими детьми случится что-то плохое? Из этой книги вы узнаете, как обмануть свой страх и научиться справляться со стрессом. Здесь вы найдете простое пошаговое руководство, что…

Я манипулирую тобой

Никита Непряхин

Премиум

«Я манипулирую тобой» – исчерпывающее практическое руководство, которое должно стать настольной книгой каждого, кто не хочет оказаться жертвой чужого влияния. Автор детально описывает сценарии 13 самых опасных манипуляций и 30 самых распространенных уловок, постоянно используемых не только СМИ, р…

Ответ. Проверенная методика достижения недостижимого

Аллан Пиз

Премиум

Хочешь, чтобы все намеченное осуществлялось? Чтобы руководство без возражений повышало зарплату? Чтобы самые амбициозные проекты оборачивались успехом? Чтобы личная жизнь складывалась по лучшему сценарию? Контролируй свою РАС! Так называемую ретикулярную активирующую систему – участок мозга, кото…

Вижу вас насквозь. Как «читать» людей

Евгений Спирица

Премиум

Хотите узнать секреты спецслужб по прогнозированию поведения человека? Или, может быть, желаете узнать всю правду о человеке без ответов на перечень психологических тестов? Стремитесь правильно подобрать кандидатуру на должность за несколько минут? Что из сказанного собеседником правда, а что лож…

Психология лжи. Обмани меня, если сможешь

Пол Экман

Премиум

Правда ли, что современный человек в среднем лжет трижды за десять минут разговора? Как реагировать на то, что ложь проникла во все сферы человеческой жизни? Что делать, если не удается распознать ложь по словам и голосу? В книге Пола Экмана вы найдете исчерпывающие ответы на эти вопросы. Помните…

Нежное искусство посылать. Открой для себя волшебную силу трех букв

Александра Райнварт

Премиум

Сложно передать словами, какую эйфорию может испытать человек, просто послав в задницу то, что его достало. «Так почему бы не делать это регулярно?» – спрашивает на страницах своей книги известная немецкая писательница Александра Райнварт. Склочные коллеги, родительские чаты, офисные посиделки во…

Нежное искусство посылать. Открой для себя волшебную силу трех букв

Александра Райнварт

Премиум

Сложно передать словами, какую эйфорию может испытать человек, просто послав в задницу то, что его достало. «Так почему бы не делать это регулярно?» – спрашивает на страницах своей книги известная немецкая писательница Александра Райнварт. Склочные коллеги, родительские чаты, офисные посиделки во…

Фильтры

Фильтры

В данном разделе представлен топ лучших книг и аудиокниг по теме «Психология общения». Полный список из 633 популярных книг и аудиокниг по теме, рейтинг и отзывы читателей. Читайте книги или слушайте на сайте онлайн, скачайте приложение для iOS или Android, чтобы не расставаться с любимыми книгами даже без интернета.

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

Психология общения: семь эссе Джорджа Армитиджа Миллера

21 августа 2014 г.

Эта короткая книга представляет собой сборник из 7 эссе психолога и отчасти лингвиста Джорджа Миллера. Первые 6 короче, и все они относятся к программе психологических исследований «Теория коммуникации». Это центральная метафора телекоммуникационной системы, в которой информация передается и принимается с ограничением полосы пропускания. Полоса пропускания может обрабатывать только определенное количество битов информации за определенный промежуток времени, а мешающий «шум» также может ограничивать эффективную передачу информации. Меня поразило, что Миллер правильно осознает, что эта метафора имеет ограничения и может ввести в заблуждение, и он несет ответственность за то, как он ее применяет, и воспринимает картину, которую она рисует, с долей скептицизма — полностью осознавая, что он использует инструмент.

Человек как канал связи имеет довольно высокий уровень шума. Я хотел бы обратить ваше внимание на точную формулировку, которую я использовал. Я сказал, что этот общий закон должен выполняться для людей постольку, поскольку люди выполняют конкретную функцию , о которой идет речь. То, что я сказал , а не , состоит в том, что, поскольку законы, регулирующие каналы связи, могут быть применены к людям, люди — это не что иное, как каналы связи. Если вы собираетесь исследовать этот пригород науки дальше, вам следует хорошо отметить эту разницу. Всегда не доверяйте человеку, который говорит вам, что люди есть «не что иное, как» нечто иное, ибо он умышленно скрывает от вас абстракцию, на которой основано его утверждение. Люди — это не что иное, как люди. p.111

Вам нужно только сначала прочитать первую главу, чтобы узнать, как любезный Миллер вызывает резкую критику модели.

Первая критика заключается в том, что, когда дело доходит до обработки человеком «информации», кажется, что нет предела тому, что считается «единицей», поскольку «связанные» понятия всегда могут быть «собраны вместе» ( фраза Дугласа Хофштадтера). Тем не менее, существует грубое приближение к «фрагментированию» в компьютерных науках, в котором сложные операции могут быть сокращены с помощью метаязыков):

Репетиция или повторение имеют очень важный эффект организации многих отдельных элементов в единое целое, тем самым уменьшая нагрузку, которую должна нести наша память, и освобождая нас для дальнейшего размышления. С точки зрения логики, этот процесс подобен замене одним символом более длинного выражения, которое было бы неудобно писать каждый раз, когда мы хотим его использовать. с.14

И самым значительным возражением, я бы сказал, была бы таинственная способность образовывать аналогии, которая может «изобразить» неизвестное в терминах известного:

По моему собственному мнению, перкулярный дар человека как компонента коммуникационной системы заключается в его способности открывать новые способы преобразования или перекодирования информации, которую он получает. Мне кажется, что сам факт нашей ограниченной способности обрабатывать информацию заставил нас найти хитрые способы абстрагирования существенных особенностей нашей вселенной и выражения этих особенностей в простых законах, которые мы способны постичь одним единым языком. акт мысли. Мы постоянно берем информацию, данную в одной форме, и переводим ее в альтернативные формы, ищем способы преобразовать странное, новое явление в более простые и знакомые. Поиск — это то, что мы называем «мышлением»; если нам это удается, мы называем это «пониманием». Вполне возможно, что развитие высокоскоростных цифровых компьютеров вскоре лишит человеческий разум даже этой последней крупицы достоинства. В любом случае совершенно ясно, что человек — жалкий компонент системы коммуникации. Он имеет узкую полосу пропускания, высокий уровень шума, дорог в обслуживании и спит восемь часов в сутки. Несмотря на то, что мы не можем устранить его полностью, безусловно, разумно заменять его всякий раз, когда мы можем. […] Наше общество уже сделало первые шаги к устранению человеческих узких мест в системах связи, и грядущие годы обязательно принесут еще много. стр.55

Здесь в одном коротком отрывке содержится несколько очень интересных идей. Я нахожу понятие «единичный акт мысли» особенно интригующим, особенно в отношении разницы между первым самосознательным произнесением высказывания на иностранном языке и плавным и рефлексивным его использованием на продвинутых уровнях:

Популярный Вера рассматривает человеческий язык как более или менее свободное творение человеческого интеллекта, как если бы его элементы были выбраны произвольно и могли быть объединены в осмысленные высказывания по любым правилам, которые поражают наше коллективное воображение. Это допущение подразумевается, например, в хорошо известной концепции Витгенштейна о «языковой игре». Эта метафора, проливающая ценный свет на многие аспекты языка, может, если следовать ей вслепую, привести к мысли, что все лингвистические правила так же произвольны, как, скажем, правила игры в шахматы или футбол. Однако, как указывал Леннеберг, имеет большой смысл исследовать биологическую основу языка, но очень мало смысла спрашивать о биологической основе карточных игр. […] Те, кто думает о языке как о свободном и спонтанном интеллектуальном изобретении, также, вероятно, верят, что любое животное с мозгом, достаточно большим, чтобы поддерживать высокий уровень интеллекта, может овладеть языком. Это предположение заведомо ложно. […] карлики-наноцефалы с мозгом в два раза меньше нормального, но выращенным по человеческому образцу, могут достаточно хорошо использовать язык, и даже монголоиды, недостаточно умные, чтобы выполнять простейшие функции для себя, могут усвоить зачатки. p. 86

В примечании к этому и иллюстрируя историческое отрицание уникальности языковой способности, Миллер цитирует интересную метафору Сэмюэля Батлера 1890 года (из эссе «Мысль и язык»), которую стоит воспроизвести:

хотя рычание и лай нельзя назвать очень узкоспециализированным языком, все же есть умышленно примененные сайер, сайи и конвенантный символ. Наша собственная речь состоит из позвоночных и артикулируется с помощью существительных, глаголов и правил грамматики. Речь собаки беспозвоночна, но я не понимаю, как можно отрицать, что она обладает всеми существенными элементами языка. стр.87

Поскольку Теория Коммуникации связана с Искусственным Интеллектом, в работах Тьюринга по формальной логике приводится краткое обсуждение достижений вычислений и их истоков. Я был впечатлен тем, как Миллер сохраняет светлый тон книги, не опошляя тонкие оттенки своих работ и других. Здесь правильно изложена часто неверно истолковываемая гипотеза «мыслящих машин»:

Несколько лет назад английский математик А. М. Тьюринг рассмотрел трудный вопрос о том, может ли вычислительная машина мыслить. Поскольку семантические и метафизические вопросы явно неразрешимы, Тьюринг перефразировал его. Он спросил, может ли вычислительная машина вести себя так же, как мы, когда говорим, что думаем? Он чувствовал, что на этот перефразированный вопрос может быть ответ, и, чтобы сделать вопрос совершенно определенным, он предложил то, что он назвал «игрой в имитацию». […] И этот [эксперимент], подразумевал он, — это все, что кто-либо должен подразумевать под вопросом «Могут ли машины думать?» Тьюринг, написание в 1950, предсказал, что в течение пятидесяти лет можно будет создавать и программировать компьютеры, которые будут хорошо справляться с имитационной игрой. стр. 96-7

В этом же разделе о будущем вычислительных машин Миллер делает комментарий, который в 2014 году пугает:

Какие новые горизонты это откроет? Прогнозы всегда рискованны, но я считаю, что это означает, что следующее поколение машин будет смоделировано по образцу того, что в Соединенных Штатах мы называем коммунальной службой. Точно так же, как мы можем подключать наши электроприборы к стене и получать питание от центральной станции, в будущем мы сможем подключать наши пишущие машинки к телефонной системе и получать информацию от центрального компьютера. стр.123

Последнее эссе является самым длинным и представляет собой самоуничижительную историю другого исследовательского проекта под названием «Проект Граммарама». Этот проект, задуманный совместно с Ноамом Хомским («логиком и лингвистом», как награждает его Миллер), проверял способность обычных людей разгадывать управляемые правилами системы контекстно-свободных грамматик, то есть цепочки символов, которые «хорошо сформированный» или нет, в соответствии с такими принципами, как X, можно заменить на YZ. Если X заменить на ZZ, YY или &%, то строка сформирована неправильно. Имея возможность написать свои собственные строки, участники экспериментов должны были распознавать правила только после того, как им сказали, что их строки были «ПРАВИЛЬНЫМИ» или «НЕПРАВИЛЬНЫМИ». Миллер честно говорит о больших ожиданиях, которые он возлагал на проект в начале, и признает, что по этим первоначальным стандартам проект потерпел неудачу:

Когда мы впервые задумали проект «Граммарама», должен признаться, у меня была мысль, что эти эксперименты прольют свет на то, как младенцы усваивают правила своего родного языка. Мне не потребовалось много времени, чтобы разубедить меня в этой идее. Есть много различий; взятые вместе, они приводят к заключению, что между задачей, которую мы ставим нашим испытуемым, и проблемой обучения речи младенца нет почти ничего общего. Во-первых, (1) наши испытуемые не были младенцами. Это были молодые люди, которые (2) уже знали один или несколько языков; второй язык никогда не изучается так же, как первый. (3) Искусственный язык был визуальным, а не слуховым, что подчеркивает другой тип паттернов. (4) В наших экспериментах не учитывался смысл, и (5) язык после его изучения был бесполезен. (6) Младенцы стабильно работают над своей задачей в течение двух или более лет, в то время как у наших испытуемых было всего от часа до двух, чтобы дать нам. (7) Цель младенца, конечно, гораздо сложнее, чем у наших испытуемых, но тогда (8) у него, по-видимому, есть врожденная предрасположенность к ее решению, которая не проявлялась в работе наших испытуемых. (9) Младенец, конечно, приобретает сенсомоторный навык, в то время как наши взрослые испытуемые ломали голову над абстрактным когнитивным паттерном. Оглядываясь назад, представление о том, что наша машина может играть роль «матери» для каких-то двадцатилетних «младенцев», кажется смущающе наивной. […] Было бы приятно, если бы появилось какое-то практическое применение. Тем не менее, я не был готов настаивать на этом. В общем, я думаю, что разумнее свести к минимуму любые попытки переноса психологических принципов между изучением естественных и изучением искусственных языков. p,173-4

Хотя я восхищаюсь ясным мышлением (о чем также свидетельствует его либеральность с метафорой психологии «коммуникации»), этот последний комментарий кажется мне слишком безопасным. Даже если наблюдаемый процесс разгадывания искусственных языков в «Иерархии Хомского» взрослым человеком (чего я до сих пор не понимаю) не «переносится» на процесс органического усвоения ребенком своего первого языка на протяжении многих лет. .. разве нет очевидной связи, которая, кажется, требует сравнения?

Наконец, Миллер говорит ровно одну вещь, с которой я категорически не согласен в этой книге:

Мой собственный интерес в [Проекте Граммарама] заключался в том, чтобы выяснить, как люди усваивают системы правил и подчиняются им. По большому счету, они не изучают синтаксические правила, запоминая отдельные примеры грамматических строк. Объяснить сложное привычными терминами; в запоминании немецких предложений в рамках программы изучения немецкого языка может быть некоторая польза, но если это все, чем вы занимаетесь, вы наверняка выучите очень странный немецкий. Если люди обычно не пытаются выучить лингвистические правила, запоминая конкретные примеры, которые им соответствуют, то сколько времени психолингвисты должны тратить на изучение этого процесса? стр.138

Это просто неверно. Изучение правил в первую очередь не улучшит ваш немецкий больше, чем изучение после запоминания «конкретных примеров» (поищите метод Александра Аргуэльеса «Затенение» в изучении языка). Скачок воображения, которого не хватает Миллеру, связан с процессом, посредством которого заученные примеры грамматических примеров становятся рекомбинируемыми в вашей голове. Если его опыт заключается в изучении грамматики, упражнении в грамматике и затем, наконец, в наблюдении за примерами, это может объяснить его ограниченный взгляд на изучение языка, но также очевидно, что он проистекает из того, как сначала изучается естественный язык. Я ценю, что Миллер говорит здесь только о том, что некоторые принципы рекомбинации лингвистических строительных блоков, безусловно, предшествуют примерам … но я думаю, что кто-то, имеющий опыт работы с иностранными языками, избегал бы ложных эквивалентов между освоением L1 и L2. Первое является органической частью когнитивного созревания, а второе представляет собой некоторую усердную тренировку способности проводить аналогии и «разбивать» информационные единицы.

    рефераты Языкознание пеликанов

Психология общения | SpringerLink

Авторы:

  • Джессика Ренер 0 ,
  • Астрид Шютц 1
  1. Джессика Ренер
    1. Бамбергский университет, Бамберг, Германия

    Посмотреть публикации автора

    Вы также можете искать этого автора в пабмед Google Scholar

  2. Астрид Шютц
    1. Бамбергский университет, Бамберг, Германия

    Посмотреть публикации автора

    Вы также можете искать этого автора в пабмед Google Scholar

  • Многочисленные примеры, информационные блоки и упражнения помогают читателю понять содержание и быстро освоить

  • Эта книга уже пользуется большим спросом в Германии, потому что это удобная книга, в которой содержится самая важная информация по этой своевременной и актуальной теме в исчерпывающей форме.

  • Книга написана таким образом, что ее легко понять без предварительных знаний и она доступна для студентов, но, тем не менее, включает в себя последние исследования и представляет собой современное состояние дел. Таким образом, он содержит новейшие данные о результатах научных исследований, но сообщает их читателю в легкодоступной форме и с большим количеством примеров 9.0003

Об этой книге

Этот успешный учебник по психологии общения объясняет — здесь впервые на английском языке — как устроено человеческое общение очень понятным образом. Он начинается с объяснения основных терминов и объяснения известных коммуникативных моделей (например, моделей по Шульцу фон Туну, Вацлавику, Харги и их коллегам), затем описывает средства невербальной и вербальной коммуникации и заканчивается четким и структурированным резюме. форм общения. Конкретные области применения, камни преткновения (например, межкультурные различия в общении), практические примеры и отступления в книге завершают прочитанное и закрепляют изученное. Кроме того, в Интернете доступны бесплатные учебные материалы, с помощью которых читатели могут проверить свои знания.

Наверх

Ключевые слова

  • Теории коммуникации
  • Невербальные сигналы
  • Вербальная коммуникация
  • Модели коммуникации
  • Средства массовой информации
  • Социальные отношения
  • Социальное взаимодействие
  • Наверх

    Авторы и филиалы

    • Бамбергский университет, Бамберг, Германия

      Джессика Ренер, Астрид Шютц

    Наверх

    Об авторах

    Д-р Джессика Рёнер, , научный сотрудник факультета психологии Бамбергского университета, Германия. Она изучает фальшивое поведение, достоверность косвенных и прямых процедур оценки и анализ моделей распространения. У нее есть докторская степень. (со специальностью философии) из Технического университета Хемница. В 2015 году она была удостоена премии Hogrefe-Poster-Award за психологическую оценку. Доктор Ренер является автором или соавтором 7 монографий, 19главы в книгах или статьи в энциклопедиях, а также 10 статей в реферируемых научных журналах.

    Профессор Астрид Шютц, , профессор кафедры психологии Бамбергского университета, Германия, где она возглавляет исследовательскую группу по психологии личности и оценке, а также Центр компетенций по прикладной психологии персонала. Она изучает влияние личностных и ситуационных факторов на социальное поведение. Ее интересует, как индивидуальные взгляды и ситуационные ограничения формируют социальное взаимодействие и как социальное взаимодействие, в свою очередь, влияет на благополучие и эффективность. Она разработала качественные и количественные инструменты для измерения самооценки, (имплицитных) установок и интерактивного поведения. Используя лабораторные исследования, а также естественные исследования, она стремится лучше понять взаимодействие самооценки и самопрезентации с благополучием и производительностью. Она также является сотрудником университета по гендерной справедливости и занимала должность вице-президента университета (в области исследований и академической карьеры) с 2012 по 2015 год. Она была профессором психологии в Хемницком технологическом университете с 19 лет.99-2011 и приглашенный ученый в Университете Вирджинии, Университете Кейс Вестерн Резерв, Университете Уэльвы и Университете Саутгемптона до того, как она поступила в Бамбергский университет в 2011 году. Ее текущие исследовательские интересы включают также личностные различия и самопрезентацию. как социальное взаимодействие лицом к лицу и в виртуальной среде. Профессор Шютц является автором или соавтором 14 книг и 3 психометрических тестов, соредактором 6 книг или томов журналов, а также автором или соавтором более 100 глав книг или статей в энциклопедиях.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts