Психология конфликта и способы его разрешения: Способы разрешения конфликта — урок. Обществознание, 6 класс.

Проект «Конфликты и пути их решения»

Автор: 

Рыбакова Анастасия Александровна

Руководитель: 

Мотченко Ирина Валерьевна

Учреждение: 

МОБУ «Лицей № 7» г. Минусинск

В детском исследовательском проекте по психологии на тему «Конфликты и пути их решения» дается развернутое определение понятия «конфликт», проводится исследование причин возникновения конфликтов, и предлагаются способы их решения.

Подробнее о проекте:

В ученической исследовательской работе по психологии «Конфликты и пути их решения» представлена информационная справка, которая рассказывает о направлении конфликтологии в психологии, а также почему эта тема сегодня очень актуальна. Помимо определения конфликта в работе подробно перечислены признаки, характеризующие конфликтную ситуацию.

В проекте об особенностях разрешения конфликта описываются пути выхода из спорной ситуации. Автор подробно анализирует разные способы решения конфликтов и предупреждает, чего нельзя делать во время конфликтов. В рамках практической части был проведен опрос, показывающий, насколько часто люди попадают в конфликтные ситуации и умеют ли из них выходить. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Оглавление

Введение
1. Изучение конфликтов.
1.1. Определение конфликтов.
1.2. Признаки конфликта.
2. Пути решения.
2.1. Способы решения конфликтов.
2.2. Чего нельзя делать во время конфликтов.
3. Социальный опрос.
3.1. Анкета.
3.2. Диаграмма.
Заключение
Список литературы

Введение


Актуальность:

люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.

Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Цель: Исследовать причины возникновения конфликтов и способы их решения.

Задачи:

  1. Изучить конфликты.
  2. По каким признакам можно узнать конфликт.
  3. Как решать конфликтные ситуации правильно.
  4. Как надо действовать в конфликтах.
  5. Узнать статистику по опросам.

Методы:Поиск полезной информации в интернете, читать литературу.

Объект:понятие “конфликт” в общественном аспекте.

Предмет:методы изучения и оценки личности; методы диагностики и анализа конфликта.

Практическая значимость: результаты данного исследования помогут разобраться в различных типах конфликтов и как правильно решать конфликтные ситуации.

Изучение конфликтов

Конфликт — (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтолог – специалист, который помогает мирно разрешать конфликты, а также предупреждать их возникновение. Профессия требует высшего образования, из личных качеств — стрессоустойчивости и эмпатии.

Признаки конфликта

Первый признак конфликта — Биполярность

Представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.

Второй признак конфликта — Активность

Другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.

Третий признак конфликта — Субъекты конфликта                                      

Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов.

Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным. Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением.

Виды конфликтов

По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта.

Как правило, выделяются следующие несколько функциональных последствий конфликтов:

  1. Конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта;
  2. Каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы;
  3. Решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко;
  4. Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов;
  5. Взаимоотношения между людьми становятся лучше.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта.

Дисфункциональными последствиями конфликтов являются следующие:

  • Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
  • Отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству;
  • Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение;
  • Плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.

                                                                                                                

Признаки конфликтов

Характер конфликта зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба. Различают следующие виды конфликтов:

  1. По длительности: Долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся.
  2. По объёму: Глобальные, локальные, региональные, групповые, личные.
  3. По источнику возникновения: Объективные, субъективные, ложные.
  4. По используемым средствам: Насильственный, ненасильственный.
  5. По форме: Внутренние, внешние, антагонистические.
  6. По характеру развития: Преднамеренные, спонтанные.
  7. По сферам общественной жизни: Экономические, политические, религиозные.
  8. Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния: Скрытый, открытый
  9. Виды конфликтов по направленности воздействия: Вертикальный, горизонтальный.
  10. Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей: Конфликты интересов, когнитивные конфликты.

Пути решения

Есть несколько приёмов, которые помогут решить конфликт:

  1. Попробуйте представить себя комментатором, наблюдающим за ссорой. Посмотрите на конфликт как бы со стороны, и прежде всего – на себя.
  2. Как разрешить конфликт между спорящими? Этот очень простой прием часто помогает не только снять напряжение, но и вовсе избежать противостояния. Нужно просто отойти или отодвинуться подальше от противника. Чем ближе конфликтующие стороны физически, тем накал страстей сильнее.
  3. Удивите оппонента в момент конфликта нестандартной фразой или шуткой. Это просто замечательный способ того, как разрешить конфликт. С человеком, настроенным шутить, ругаться сложно!
  4. Если абсолютно понятно, что собеседник сознательно провоцирует конфликт, оскорбляет и просто не дает шанса ответить, в такой ситуации лучше уйти, сказав, что не желаете продолжать разговор в таком тоне. Лучше перенести его «на завтра».

Способы решения конфликта

  1. При возникновении конфликта обязательно нужно дать партнеру выпустить пар: постараться выслушать все его претензии спокойно и терпеливо, не перебивая и не комментируя.
  2. После того как эмоции выплеснуты, можно предложить обосновать претензии. При этом надо следить за ситуацией, чтобы противоположная сторона конфликта снова не перешла с конструктивного обсуждения проблем на эмоциональное.
  3. Уважительное отношение к оппоненту – обязательное условие того, как разрешить конфликт правильно. Оно произведет впечатление даже на чрезвычайно разгневанного человека. Если же в такой ситуации партнера оскорбить, перейти на личности, разрешить конфликт точно не удастся.
  4. Четко и объективно выскажите свою позицию по отношению к ожиданиям партнера.
  5. Старайтесь держаться на равных.
  6. Если вы виноваты, извинитесь или признайте свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством.
  7. Оформите принятую договоренность и оговорите взаимоотношения на будущее. Четко определите границы: что конкретно не следует дальше делать, чтобы не вызывать повторение конфликта.
  8. Старайтесь поддерживать баланс отношений в тех границах, которые заданы вами партнером. Выходите за пределы этих границ только в тех случаях, в которых это сделал ваш партнер. Обсудите с ним его действия по нарушению ваших договоренностей

Чего не надо делать в конфликтной ситуации

Прежде всего существование конфликта нужно признать. Нельзя допускать ситуации, когда люди чувствуют противостояние и действуют согласно выбранной ими тактике, но открыто об этом не говорят. Разрешить такой конфликт без совместного обсуждения сторон не получится.

  • Раздражительный тон и ругань.
  • Явная демонстрация собственного превосходства.
  • Критика оппонента.
  • Отыскивание в его действиях негативных намерений.
  • Снятие с себя ответственности, обвинение во всем партнера.
  • Игнорирование интересов оппонента.
  • Преувеличивание своей роли в общем деле.
  • Давление на «болевые места».
  • Не смотрите на вашего партнера излишне критично.
  • Не приписывайте ему отрицательные черты характера и низменные настроения.
  • Не демонстрируйте свое превосходство. Не обвиняйте. Не игнорируйте интересы вашего партнера.
  • Не позволяйте себе видеть ситуацию только со своей стороны.
  • Не уменьшайте заслуги партнера и не преувеличивайте свои собственные заслуги.
  • Не задевайте «болевые» точки партнера, его слабые и уязвимые места.
  • Не ставьте ультиматумы: «Если вы не сделаете это, отношения с вами у меня будут разорван.

Признав конфликт, необходимо договориться о переговорах. Они могут быть как с глазу на глаз, так и с участием посредника, который устраивает обе стороны.

Определить, что именно составляет предмет противостояния. Как      показывает практика, стороны конфликта зачастую видят суть проблемы по-разному. Поэтому нужно найти точки соприкосновения в понимании спора. Уже на этом этапе важно определить, возможно ли сближение позиций.

Разработать несколько вариантов решений, учитывая все возможные последствия.

После рассмотрения всех вариантов, остановиться на том, который устроит обе стороны. Зафиксировать решение письменно.

Реализовать решение. Если этого не сделать сразу, конфликт только углубится, а вести повторные переговоры будет намного сложнее.

Социальный опрос

Я опросила 23 человека из своего класса, чтобы они мне помогли с моим проектом. Я их успешно опросила в середине первой четверти. Сделала для них анкеты, чтобы они ответили на мои пару вопросов, и я перевела их ответы в проценты. И вот что получилось:

1. 77% — не часто бывают конфликт.
23% — часто бывает конфликт.

2. 85% — чаще бывают личные конфликты.
15% — чаще бывают групповые.

3. 95% — чаще бывают ненасильственные.
5% — чаще бывают насильственные.

4. 60% — чаще бывают преднамеренные.
40% — чаще бывают спонтанные.

5. 50% — чаще всё решают спокойно.
35% — чаще всё решают на высоких тонах.
15% — чаще всё решают насильственно.

Анкета:

  1. Часто ли у вас бывает конфликт? Ответы: (да или нет)
  2. Какие конфликты вы часто встречаете? Ответы: (личные или групповые), (насильственные или ненасильственные), (преднамеренные или спонтанные).
  3. Как вы будете решать конфликт? Ответы: 1) обсудить все спокойно. 2)обсудить всё на высоких тонах. 3) обсудить все насильственно.

Диаграмма:

Заключение

Я узнала, что такое конфликт, поставила для себя задачи, цели, актуальность и методы. Из этого я получила для себя ответы на свои поставленные задачи.

Узнала, какие есть признаки конфликта, по которым я начала работать дальше. Узнала очень много конфликтов, а по ним узнала сколько подразделений входит в одно слово-конфликты. Изучила как правильно вести себя в конфликтной ситуации, чтобы быстрее решить конфликт. Изучила чего нельзя делать в конфликте. Исследовала своих одноклассников какие конфликты им чаще всего попадаются, и узнала, что они делают конфликте. Для этого я прочитала много литературы, посмотрела интернет статьи.

Чтобы у вас не было конфликтов, не надо попадать в плохую компанию. А если у вас уже случился конфликт, и вы хотите выйти из него, то не ругайтесь на соперника, выслушайте его и решите все проблемы, чтобы у всех не было проблем.

Список использованной литературы и информационных ресурсов

  1. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М.
  2. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск: БГУИР, 2008.
  3. Пископпель А. А. Конфликтное взаимодействие. М., 2013.
  4. Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. М.: 1981.
  5. Боголюбов Л. Н. Введение в обществознание — Москва: 2006.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Способы разрешения конфликтов — межличностных, педагогических

Способы разрешения конфликтов взаимосвязаны с общим источником противоречия, заключающимся в несовпадении интересов сторон. Конфликтом называют естественный процесс, являющий собой столкновение интересов различного характера. Знание конструктивных способов и разумных механизмов выхода из состояния противоборства между субъектами помогает лучше постигнуть собственную личность и понять других индивидов, содействует максимально эффективному взаимодействию со средой, обнаружению многообразия взглядов и мировоззрений. Конструктивный выход из ситуаций противостояния выводит взаимодействие субъектов и их отношения на более высокий и качественный уровень, расширяет в целом потенциал коллектива, сплачивает его.

Управление конфликтами – это осмысленная деятельность в отношении столкновений, реализуемая на всех стадиях его формирования и завершения участниками конфликтной ситуации или третьей стороной. Наряду с этим стержневым инструментом выхода из ситуаций противостояния является не блокировка развития противоречия, а устремленность к его разрешению неконфликтными методами.

Способы предупреждения конфликтов

В процессе коммуникативного вербального взаимодействия люди конфликтуют между собой. Данное явление считается неизбежным.

Науку, рассматривающую проблемы управления ситуациями противостояния, способы предупреждения зарождения конфликтов и их разрешение, называют конфликтологией. Конфликтология опирается на то, что поведенческие реакции индивидов обуславливаются не только целесообразными, но и иррациональными побуждениями, вследствие чего ее довольно трудно предсказать. Подобные периоды стихийности особенно склонны к увеличению в обстоятельствах эмоциональной интенсивности и стрессовых ситуациях.

Урегулирование конфликтов при помощи научных методов представляется довольно сложным. Однако, основываясь на теоретических выводах социологической и психологической наук, теории управления и существующие методы разрешения ситуаций конфронтации, нынешняя конфликтология выработала целый комплекс методик, обеспечивающих оптимальное поведение индивидов в ситуациях противостояния, конструктивное окончание подобных ситуаций, их профилактику и предотвращение.

Любая конфликтная ситуация имеет связь с неудовлетворением каких-то определенных надобностей индивида либо коллектива. Поэтому меры по предупреждению зарождения подобных ситуаций должны включать в себя изначально приемы по выявлению причин, потенциально содержащих в себе вероятность образования конфликта. Факторы, провоцирующие зарождение ситуаций конфронтации охватывают социальный и психологический уровни. К факторам социальной направленности относят экономические противоречия, политические и духовные расхождения общественной жизни.

Механизмы профилактики влияния причин, провоцирующих конфликты данного уровня, сводятся к действиям со стороны государства, таким как:

— проведение экономической политики, базирующейся на принципах равенства и социальной справедливости;

— упрочение во всех сферах жизнедеятельности социума принципов верховенства права;

— повышение образованности населения, его культурного уровня, конфликтологической грамотности.

Воплощение в жизнь перечисленных действий являются наиболее надежным способом исключения из общественной жизни конфликтов разрушительного характера и множества других негативных факторов.

Наряду с этим каждый социально зависимый конфликт всегда обладает психологической подоплёкой. Однако высокая степень развития психики индивидов определяет и ее сравнительную автономность, независимость от социальной среды. Поэтому можно выделить виды конфликтов, порожденные только психологическими факторами, в которых довольно тяжело разглядеть социальную подоплеку. Подобные конфликты вызываются чувствами обманутого доверия, сомнениями в разумности выбранного пути, взаимной неприязни и другими исключительно психологическими факторами.

Способы предупреждения и разрешения конфликтов психологического уровня включают нейтрализацию или трансформацию агрессивных чувств, установок и намерений индивидов.

Способы разрешения конфликтов и методы лежат в организации деятельности по предотвращению зарождения ситуаций и могут реализовываться самими участниками социального процесса взаимодействия.

Такие методы и способы разрешения конфликтов могут вестись по главным четырем направлениям. Первое направление включает формирование объективных условий, которые препятствуют зарождению и деструктивному образованию предконфликтных ситуаций. Всецело исключить появление в коллективе или обществе предконфликтных ситуаций невозможно, но организовать условия для их минимизации и разрешения недеструктивными методами необходимо. К подобным условиям можно отнести формирование благоприятной обстановки для жизнедеятельности специалистов в учреждении (справедливое распределение в коллективе материальных благ, наличие нормативных процедур решения обыденных предконфликтных ситуаций, удобная планировка помещений, эргономичное распределение мебели в кабинетах, наличие живых растений и др. ).

К следующему направлению следует отнести важнейшее объективно-субъективное условие предотвращения возникновения конфликтных ситуаций – оптимизацию управленческих мероприятий и организационных предпосылок для эффективного функционирования компании. Такие мероприятия включают оптимизацию организационной структуры и функциональных взаимосвязей компании, проведение мониторинга соответствия специалистов предъявляемым требованиям к ним, грамотное оценивание результатов профессиональной деятельности работников.

К третьему направлению относится ликвидация социально-психологических предпосылок развития конфликтов. Заключительное направление охватывает блокировку личностных факторов, провоцирующих развитие конфликтов.

Существуют основные способы разрешения конфликтов, к которым относятся юмор, психологическое «поглаживание», компромисс, ультиматум, третейский суд, подавление.

Юмор можно использовать в качестве добродушного насмешливого отношения к расхождениям. Однако нужно отграничивать беззлобный юмор и сарказм, который может обидеть конфликтующую стороны, тем самым усугубив ситуацию. Так называемое психологическое «поглаживание» заключается в проявлении ласки, в выделении положительных качеств «противника». Достижение компромисса происходит через соглашение сторон, базирующееся на взаимных уступках. Ультиматум представляет собой предъявление категорического требования, таящего в себе угрозу применения каких-либо средств воздействия, в случае отказа. Третейский суд в качестве приема разрешения конфликта выделяется тем, что особа, не принимающая участие в конфликте, может помочь «противникам» увидеть ранее ими незамеченное. Подавление бывает моральным или физическим и заключается в разрыве связей. Данный способ считается наиболее неблагоприятным и используется, если задеты принципы или убеждения, которыми субъект противостояния не в силах поступиться.

В связи с вышеизложенным, следует сделать вывод, что каждый субъект выбирает свою собственную линию поведения в ситуациях противостояния, персональную технику управления конфликтными взаимоотношениями. Только через множество проб и на собственных ошибках можно выбрать правильную для себя модель поведения в ситуациях конфронтации. После убеждения в эффективности выбранной модели, ее нужно совершенствовать, опираясь на субъективные ощущения.

Также можно выделить стратегии поведения в ситуациях конфронтации: противостояние, сотрудничество, компромисс, избегание, уступка.

В начале разворачивания конфликта или в ситуациях возникновения противостояния каждому участнику такого процесса следует определиться с формой, стилем дальнейшего реагирования для того чтобы последствия минимально сказались на их интересах. При зарождении конфликтной ситуации субъект или группа лиц могут выбирать один из нижеприведенных вариантов поведения:

— активную битву за собственные интересы, ликвидацию или усмирение любого сопротивления;

— уклонение от конфликтного взаимодействия;

— выработку удовлетворяющего соглашения обоих сторон, компромисса;

— использование последствий конфликта в собственных интересах.

Противостояние или противоборство выражается в активной борьбе субъектов за собственные интересы, отсутствии элементов сотрудничества в ходе поиска решений, устремленности только на собственную заинтересованность в ущерб интересов противника. Субъект использует все известные ему приемы для получения нужных ему результатов, например, власть, давление на оппонента, принуждение и др. Ситуация воспринимается субъектом в качестве имеющей особую важность, что провоцирует его на занятие жесткой позиции в отношении оппонента. Условиями использования данной модели являются восприятие ситуации в качестве чрезвычайно значимой для субъекта, наличие власти или иных возможностей настоять на собственной точке зрения, ограниченность времени для разрешения сложившейся ситуации, необходимость действовать жестко.

Сотрудничество представляет собой принятие активного участия противоборствующих сторон в поиске решений, которые смогут удовлетворить всех субъектов такого противостояния. Здесь наблюдается заинтересованность всех оппонентов в выработке единого решения и открытый обмен суждениями. Данная модель предполагает участия всех членов и продолжительную работу. Если у сторон есть время и решение задачи для них обладает первостепенной важностью, то допустимо всестороннее обсуждение разногласий при таком подходе и выработка единого решения при соблюдении интересов всех оппонентов.

Действия сторон, направленные на разрешение ситуации посредством взаимных уступок, на создание промежуточного решения, которое бы устраивало обе стороны, называются компромиссом. Такая модель применима исключительно в условиях равного положения участников, отсутствия большого количества времени для поиска лучшего решения.

Избегание или уклонение (уход) заключается в свершении действий отдельного индивида. Эта модель выбирается при нежелании индивида отстаивать собственную позицию или права, вырабатывать промежуточные решения, уклонении от спора. Данная модель предполагает стремление к избеганию ответственности за выработанные решения. Такое реагирование возможно при условии, что для индивида не важен исход конфликта, разрешение ситуации требует много сил у сторон, для разрешения ситуации в свою сторону него не хватает власти.

Уступчивость или приспособление заключается в действиях индивида, направленных на сохранение и возрождение благоприятных взаимоотношений с соперником посредством сглаживания расхождений в ущерб собственной заинтересованности. Реализация данного подхода возможна при условии, что вклад субъекта не очень велик, а вероятность проигрыша очевидна, предмет противоречий более значим для соперника, чем для него самого, сохранение хороших взаимоотношений с соперником важнее разрешения спора в собственную пользу, у субъекта мало власти.

Эффективные способы разрешения конфликтов предполагают не только управление уже возникшим противостоянием, но и организацию условий для его предотвращения. При этом наибольшей значимостью обладают профилактические способы разрешения конфликтов. Именно грамотная работа по предотвращению конфликтов способствует сокращению их количества и исключению вероятности возникновения деструктивных ситуаций противостояния.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Столкновение индивидов с всевозможными целями, различными характерами, мировоззрениями называют межличностным конфликтом. Подоплекой для зарождения конфликта считается проблематичная или противоречивая ситуация, которая появляется при стремлении к удовлетворению противоположных целей, несовпадении интересов индивидов и др. Конфликтная ситуация является непременным условием зарождения самого конфликта.

Внезапно образовавшийся конфликт необходимо постараться избежать. В случаях, когда избежать не получается нужно встретить его спокойно с установкой на скорейшее конструктивное разрешение к удовлетворению обоих противоборствующих сторон. Для разрешения ситуаций конфронтации нужно быть подготовленным. Необходимо четко понимать свою цель. Для грамотного и конструктивного регулирования межличностными конфликтными ситуациями важно не забывать о собственной позиции и стараться понять точку зрения противостоящей стороны, а также осознавать состояние ситуации в целом. Конструктивный выход из ситуаций конфронтации предполагает спокойное заявление о собственных интересах и беседу с противником о его желании либо нежелании разрешить конфликт. Если оппонент не согласен с представленной точкой зрения и не собирается разрешать конфликт, то нужно узнать у него каким образом он видит разрешение ситуации. После готовности обоих сторон к урегулированию ситуации противостояния, необходимо осознать собственное состояние, ощущения в конкретный момент и понять, чья позиция ближе: своя или противника.

Разумное разрешение межличностных противостояний предполагает поиск понимания, а не личностную победу. Нужно стараться спокойно обсуждать факторы, спровоцировавшие зарождение конфликта. Поэтому нужно разобраться в том, что конкретно вызвало конфликт – действия противника или недопонимание ситуации. Всегда следует предполагать лучшее, а не обвинять до выяснения мотивов и точки зрения оппонента.

Собственную позицию следует отстаивать, но не посредством давления на партнера. Давление сужает возможности обоих оппонентов и не содействует разрешению ситуации конфронтации.

Существует определенная модель поведения, способствующая конструктивному выходу из сложившейся ситуации противостояния. В первую очередь необходимо использовать в речи фразы, которые будут «поднимать» оппонента, а не «опускать» его. Нужно отдавать себе отчет, что аргументы отвечают реальности, а не являются следствием преувеличения. Также необходимо пытаться не использовать в споре, таких наречий, как всегда или никогда. В беседе нужно быть доброжелательным, открытым и честным. Также нужно помнить о золотом правиле, которое поможет выйти с достоинством из любого противоборства. А правило звучит следующим образом – «порой лучше промолчать». Необходимо понимать, что конфликтная ситуация возникает вследствие несовпадения интересов, точек зрения, принципов, а не из-за личностных качеств участников. Поэтому в ходе спора нужно нападать непосредственно на предмет конфликта, а не на личность. Говорить следует конкретно и аргументировано, а не обобщать. Решать необходимо главные задачи, а не придираться к мелочам. Не нужно говорить о сопернике, следует говорить о себе. Например, вместо фразы: «ты врешь», лучше сказать: «я владею иной информацией».

В процессе разрешения спорных ситуаций нужно стараться держать собственные эмоции под жестким контролем. Другими словами, подавлять эмоции не следует, но и позволять им управлять собой нельзя.

Необходимо научиться ощущать атмосферу ситуации целиком, ведь каждый участник процесса играет в ней определенную роль.

Способы разрешения педагогических конфликтов

В учебных заведениях педагоги сталкиваются с разнообразными ситуациями противостояния и конфронтации, которые могут быть поделены на несколько групп в зависимости от статуса участников: между учащимся либо группой учеников или их родителями и педагогом, между самими учащимися, конфликты в коллективе учителей и внутрисемейные конфликтные ситуации у отдельно взятого школьника, последствия которых влияют на его школьную жизнь.

По своему содержанию перечисленные выше виды конфликтов бывают деловыми или личного характера. Конфликтология подразделяет все педагогические конфликты по содержанию ситуации, спровоцировавшей их зарождение, на конфликты отношений, деятельности и поведения. Сегодня число таких конфликтов возросло в связи с добавлением еще и социального фактора, например, материальные проблемы, обуславливающие снижения интереса к учебной деятельности.

Конфликты поведения связаны с нарушениями школьниками предписаний, принятых в учебном заведении. Проще, быстрее и конструктивнее разрешаются конфликты, обусловленные связью с деятельностью, немного сложнее – конфликты поведения, наибольший процент неконструктивно законченных ситуаций конфронтации припадает на конфликт отношений.

С целью регулирования возникшей конфликтной ситуации педагогу, в первую очередь, необходимо дать правильную оценку конфликту и проанализировать его. Создание достаточного информационного фундамента для возможности принятия решения и получения наилучшего результата выхода из конфликта будет являться ключевой задачей такого анализа.

А. Добрович предложил способы разрешения конфликтов в коллективе учащихся прямого действия посредством привлечения третьей стороны, так называемого арбитра, например, другого преподавателя или представителя администрации. Арбитру необходимо поочередно провести беседы с каждым из противостоящих. При этом следует выслушать их мнения о сущности и причинах ситуации, собирать объективные данные о конфликте и об индивидах, принимающих участие в нем. После этого арбитр приглашает обоих оппонентов, предоставляет им возможность высказаться и предлагает собственное решение.

Другой путь разрешения педагогических конфликтов заключается в предоставлении возможности арбитром конфликтующим сторонам высказать накопившиеся взаимные претензии или требования при коллективе. Решение принимается коллективно, основываясь на суждениях каждого участника.

Если данные способы не способствуют успешному завершению педагогических конфликтов, то задачей руководителя или преподавателя будет применение санкций в отношении обеих противоборствующих сторон либо одной из них. В случаях, когда даже применение санкций не помогает необходимо использовать способ разведения оппонентов по разным классам или школам.

Конфликтная ситуация нередко зарождается вследствие стремления преподавателя утвердить собственную педагогическую позицию или протеста учащихся против незаслуженного наказания, заниженной оценки и др. Проявляя правильную реакцию на поведение школьников, учитель тем самым контролирует ситуацию.

Способы разрешения педагогических конфликтов включают арсенал действий следующего характера: конфликтогенный, конфликтотерпимый и конструктивный. Гнев, возмущение, негативное оценивание личности школьника или оскорбление, применение санкций к нему и др. являются типичными действиями конфликтогенного характера. Уход от проблемы, затягивание процесса разрешения конфликтов, компромисс – это все является конфликтотерпимыми средствами. Действия, направленные на изменение неконструктивного завершения ситуации, переключение внимания, «шаг навстречу» относятся к конструктивным действиям.

Поэтому в конструктивном разрешении состояний противостояния довольно многое зависит от педагога.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Адекватное оценивание ситуации и сложности проблемы, самооценивание индивида – это наиболее эффективные способы разрешения конфликтов внутриличностного характера. Так как подобные конфликты всегда обусловлены индивидуальностью личности и ее особенностями характера, их разрешение имеет зависимость от половой принадлежности, возраста субъекта, его характера и темперамента, социального статуса, моральных ориентиров и ценностей.

Д.Карнеги предлагает в ситуациях внутриличностной конфронтации с целью предупреждения возникновения стресса не впадать в панику, а стараться принять случившиеся в качестве свершившегося события и действовать, откинув эмоции. Однако при этом, вопреки необходимости индивидуального отношения к преодолению конфликтов внутри личности, следует выделить наиболее типичные и методы и способы разрешения конфликтов, которые могут при учете индивидуальных особенностей применять все. Ниже представлены наиболее значимые способы разрешения внутриличностных конфликтов.

В первую очередь, кроме адекватного оценивания ситуации, следует взять ее под контроль и попытаться выявить противоречия, послужившие провокатором конфликта. Затем следует осмыслить экзистенциальную суть конфликта, проанализировать степень его значимости.

Причину, спровоцировавшую ситуацию конфронтации следует локализировать посредством обнаружения самой сущности ее, откинув все неважные и сопутствующие факторы. Для конструктивного завершения конфликтов внутри личности существенную роль играет смелость при анализе провокаторов конфронтации. Следует уметь принимать истину такой, какой она есть по своей природе, без прикрас, даже если она не совсем приятна. Также не рекомендуется забывать, что накопленные эмоции (например, гнев или тревога) ведут только к срыву, поэтому нужно научиться давать им выход.

Перечисленные методы – это далеко не все основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Современная психологическая наука и конфликтология выработали целый комплекс механизмов, заключающийся в психологической защите личности, которая являет собой специфическую систему регуляции стабилизации личности, устремленную на ликвидацию или уменьшению тревожности или чувства страха, сопутствующих внутриличностному конфликту.

Способы разрешения семейных конфликтов

Для любого человеческого субъекта личная жизнь обладает первостепенной значимостью. После достижения социальной взрослости сильная и слабая половины человечества принимают решение вступить в брачный союз и создать семью. Жизнь в ней, как правило, связана не только исключительно с личными отношениями партнеров, их родителей или детей, но и с материально-имущественными отношениями. Любое поле взаимоотношений супругов может стать фундаментом для зарождения ситуаций противостояний, приводящих к затяжным конфликтам. Любые супруги испытывают трудности в процессах семейного взаимодействия, которые мешают их жизни, но не всегда ведут к появлению чувства устойчивой неудовлетворенности союзом.

Существует правила или способы разрешения семейных конфликтов. И первый такой способ заключается в запрете на предъявление претензий или упреков партнеру в присутствии третьих лиц, даже если это будут близкие. Также не следует ругать детей при посторонних.

Следующим способом предупреждения развития ситуаций конфронтации или успешного разрешения уже возникших конфликтов будет являться стремление всех участников семейных отношений понять принципы или мировоззрения друг друга. Не нужно сразу же отвергать позицию другого, даже не успев дослушать. Именно в умении терпеливо выслушать партнера или других родственников, и заключается культура общения в семейных отношениях, которая складывается на протяжении всего совместного проживания.

Следующий способ разрешения семейных конфликтов заключается в умении признавать собственные промахи или совершенные ошибки как можно быстрее и решительнее, обгоняя возможные нелицеприятные высказывания. Последним стратегически важным способом в арсенале психологов является ведение разговора в процессе спорных или конфликтных ситуаций в доброжелательном тоне, но при этом выражая твердость и спокойствие. Это означит, что необходимо контролировать проявление эмоций, следить за собственной речью и высказываниями и никогда не оскорблять оппонента как личность.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

3 ключа к разрешению конфликтов

Источник: CCO

Когда в последний раз у вас возникали разногласия, конфликты или тотальная драка (далее я буду называть их конфликтами) с кем-то из близких? Если вы дышите, скорее всего, это произошло в течение последнего дня или около того.

Конфликты с супругом, родителем, ребенком, братом, сестрой, членом семьи, другом или коллегой — естественная и неизбежная часть человеческого существования.

Конфликты могут возникать практически по любому поводу, от обыденных (например, что есть на ужин) до повседневных (например, как проводить время) и по мелочам (например, что лучше Red Sox или Yankees?) к абсурдному (например, iPhone или Android?) к монументальному (например, глобальная безопасность). Конфликты могут возникать из-за разногласий в целях, потребностях, политике, религии, власти, деньгах, и этот список можно продолжить.

Конечно, лучший способ справиться с конфликтом — не допустить его возникновения. Хотя это, безусловно, вызов, такое упреждение конфликта может произойти, если вы:

1. Будьте непредвзяты.

2. Слушайте, что говорит другой человек.

3. Понять их точку зрения.

4. Проявите сочувствие к их положению.

5. Объективно подумайте, могут ли они быть правильными или могут ли ваши две точки зрения сосуществовать.

6. Либо примите, что обе позиции могут быть правильными, либо уступите своей позиции и тем самым предотвратите закрепление и эскалацию конфликта.

Конфликты, которые возникают и не разрешаются здоровым образом, настолько вредны для отношений, потому что они вызывают цунами интенсивных негативных эмоций, включая раздражение, раздражение, обиду, печаль, разочарование, фрустрацию, негодование, горечь, гнев, вины, стыда, страха и страдания, и это лишь некоторые из них.

Что делает это изобилие эмоций настолько разрушительным, так это то, что при неразрешенном конфликте они задерживаются и могут метастазировать до такой степени, что отношения разрушаются, что приводит к отчуждению, остракизму и, в случае брака, к разводу.

Учитывая повсеместное распространение конфликтов в нашей жизни, вопрос не в том, есть они у нас или нет (независимо от того, как сильно большинство из нас старается, они обязательно произойдут), а в том, как мы на них реагируем. По общему признанию, мы мало что можем сделать с конфликтами, возникающими на уровне общества. Но мы можем многое сделать, когда у нас возникают конфликты с близкими нам людьми в нашей повседневной жизни.

Мой коллега говорит о конфликтах как о «разрывах» в отношениях и утверждает, что они могут быть здоровыми и на самом деле укреплять отношения, но только если происходит «ремонт». На этой фазе возмещения вступают в действие три моих ключа к разрешению конфликта.

Уязвимость

Будучи представителями животного мира, независимо от того, насколько развитыми мы можем быть, когда мы вовлечены в конфликт, срабатывает наш инстинкт выживания и наша реакция «бей или беги». Наша инстинктивная реакция состоит в том, чтобы защитить себя от «смерти» (наш примитивный мозг не может различить физические и психологические угрозы). Эта реакция может означать либо нападение на другого человека, либо полное избегание конфронтации. Ни один из этих случаев обычно не приводит к исправлению или разрешению конфликта.

При столкновении с угрозой, связанной с конфликтом, первый шаг — противостоять эонам эволюции и вместо того, чтобы защищать себя, показать свою уязвимость человеку, с которым вы находитесь в конфликте. Когда вы защищаете другого человека, он тоже это сделает, что приведет к противостоянию. Точно так же, если вы покажете свою уязвимость, они, скорее всего, сделают то же самое. И с этой открытостью есть шанс исправить ущерб, который, возможно, был нанесен.

Уязвимость может быть выражена несколькими способами, в том числе путем демонстрации собственного чувства обиды в результате конфликта, выражения сожаления и извинений. По общему признанию, быть уязвимым рискованно и требует немалого мужества, потому что другой человек может быть не таким снисходительным и может использовать вашу уязвимость, чтобы нанести еще больший ущерб. Но в большинстве случаев, особенно когда речь идет о давних, заботливых и уважительных отношениях, предлагаемая уязвимость является ответной уязвимостью.

Подотчетность

Еще одна почти инстинктивная реакция в конфликте — обвинять другого человека: «Я не виноват!» Эта реакция является бессознательным средством защиты нашей самооценки; вам не нужно чувствовать себя плохо, если вы не сделали ничего плохого. Однако конфликты редко возникают на пустом месте или в одностороннем порядке. Скорее всего, каждый человек играет свою роль в возникновении конфликта, поэтому второй ключ — это ваша личная ответственность за свою роль в конфликте.

Если вы находитесь в защитном режиме, есть вероятность, что вы не сможете взять на себя вину за конфликт. Но если вы смирились с уязвимостью, нести ответственность за себя гораздо проще, потому что и то, и другое идет рука об руку.

Как и в случае с уязвимостью, взяв на себя ответственность за участие в конфликте, другой человек с большей вероятностью сделает то же самое. И когда вы деэскалируете конфликт, другому человеку становится намного легче взять на себя часть ответственности за свою часть.

Оперативность

Уязвимость и подотчетность действительно важны, особенно если они искренни и искренни. В то же время они оба разговорчивы, а как говорится, «разговоры дешевы». Последний ключ к разрешению конфликта включает в себя отзывчивость, то есть вы делаете то, что говорите, и позитивно реагируете на конфликт.

Лучший способ разрядить конфликт — предпринять действия, сигнализирующие о том, что вы хотите урегулировать конфликт и возместить любой ущерб, который мог быть нанесен. Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять:

1. Покажите другому человеку, что вы хотите разрешить конфликт.

2. Покажите, как сильно вы заботитесь о другом человеке.

3. Задавайте вопросы, чтобы действительно понять, откуда исходит собеседник.

4. Делайте то, что вам нужно сделать, чтобы устранить источник конфликта, даже если это означает «уступить» (для большего блага отношений).

5. Сделайте что-нибудь, чтобы загладить свою вину.

6. Если уместно, обнимите их и скажите, что вы их любите (или глубоко заботитесь о них).

Когда вы проявляете уязвимость, ответственность и отзывчивость перед лицом конфликта, вы демонстрируете силу, уверенность и бескорыстие, которые принесут вам восхищение, уважение и признание, которые принесут дивиденды в будущих конфликтах. Кроме того, и вы, и другой человек выйдете из конфликта, чувствуя себя «исправленными» и довольными вашими отношениями. И, как и мышцы, чем больше вы их используете, тем сильнее они становятся и тем легче их использовать в будущем.

Эти три ключа просто поднимут вам настроение, потому что вы выбрали верный путь и поступили правильно. И это должно дать вам много «теплых пушистиков», которые намного лучше, чем действительно неприятные эмоции, которые вы испытаете, если оставите конфликт, лежащий на полу, разорванным.

17 правил, которые помогут вам преодолеть любой конфликт

Источник: wavebreakmedia/Shutterstock

Конфликт — неизбежная часть отношений. Будь то на работе или дома, вы обязательно столкнетесь с ситуацией, когда вы и другой человек не согласны с вопросом, планом или проблемой, которую необходимо решить.

Конфликты вызывают самые глубокие эмоции. Просто посмотрите, как двое маленьких детей сражаются за одну и ту же игрушку. Наполненные чистой яростью, они хватают игрушку и друг друга, пока один из них не побеждает (или игрушка не ломается). Такие конфликты закладывают основу для всей нашей взрослой борьбы. Слова, которые мы используем, могут стать более изощренными, но лежащие в их основе чувства остаются поразительно похожими.

Ключевой момент новой книги Даны Касперсен « Изменение темы разговора: 17 принципов разрешения конфликтов» , на мой взгляд, акцентирует внимание на этих глубинных эмоциях. Эта графически ориентированная книга с практическими рекомендациями знакомит читателя с ее 17 принципами таким образом, что позволяет вам понять каждый принцип, его «антипринцип», его направленность, конкретные примеры, способ применения на практике и выбор. это представляет. Основываясь на примерах, которые варьируются от отношений до офисной политики и воспитания детей, Касперсен дает вам возможность понять, что стоит за повседневными жизненными конфликтами и как, в свою очередь, лучше всего решить их.

Касперсен подчеркивает важность «изменения ваших разговоров», позволяя превратить конфликт в «момент возможности». Таким образом, конфликт становится «трудной ситуацией», которую вы можете использовать, чтобы бросить вызов и изменить себя и свои отношения. Подчеркивая разговорный аспект конфликта, Касперсен позволяет нам изменить способ «выражения конфликта… разрешить конфликт изнутри, таким образом, чтобы это работало на всех участников».

Возможно, не так-то просто запомнить 17 принципов, когда вы находитесь в разгаре конфликта, но вы должны быть в состоянии вспомнить три категории, к которым они относятся. По сути, процесс включает фазу слушания/говорения и диалог между спорящими сторонами. Только в этот момент вы можете прийти к решению или соглашению, которое работает — по крайней мере, на данный момент. Касперсен утверждает, что мы никогда не сможем полностью устранить конфликты, и вместо того, чтобы стремиться к этой нереалистичной цели, полезнее найти способ справляться с ними в будущем.

Вот 17 принципов, сгруппированных по фазам и использующих термин партнер для общего обозначения человека, с которым вы находитесь в конфликте:

Фаза 1: Облегчение слушания и разговора . Слушание и говорение являются основными элементами разговора. Слишком часто мы делаем одно без другого. На ранней стадии разрешения конфликта вы и ваш партнер должны быть в состоянии быть как можно менее оборонительными и непредвзятыми. Не торопитесь с решением, ведь только увидев ситуацию во всей ее сложности, вы сможете «распутать нити».

1. Не слышу атаки. Прислушайтесь к тому, что стоит за словами. Если вы предполагаете, что вас атакуют, вы услышите атаку. Вместо того, чтобы слышать «атаку», постарайтесь услышать «информацию».

2. Сопротивляйтесь желанию напасть — измените разговор изнутри . Если вы можете не слышать слова «нападение», этому принципу будет легче следовать. Например, ваш партнер может попросить вас вымыть посуду после еды раньше, чем вам хотелось бы. Вместо того, чтобы сердито жаловаться на эту ночь за ночью, вы можете вместо этого выразить то, что вы чувствуете по поводу ситуации. Вот где утверждение «я» («Я чувствую разочарование, потому что мне нравится чистая кухня») предпочтительнее утверждения «ты» («Ты ленивый неряха»). Как правило, это предложение может дать вам формулировку чтобы помочь вам сформулировать это утверждение: «Когда [это событие] произошло, я почувствовал [это чувство], потому что [моя потребность или интерес] действительно важны для меня».

3. Говорите с лучшей частью другого человека . В соответствии с этим принципом (и его антитезой — спровоцировать худшее «я» другого человека) вам лучше всего подойти к конфликту, апеллируя к высшей природе вашего партнера. Точно так же, как спортивная команда будет «принижать» более слабого соперника, вы и ваш партнер можете перерасти в кричащую схватку, если каждый из вас будет апеллировать к худшим импульсам другого человека. Попытайтесь найти хорошее в других людях, и их хорошие стороны с большей вероятностью проявятся.

4. Различайте потребности, интересы и стратегии. У людей есть базовые потребности (например, автономия), интересы (например, желание получить образование) и стратегии (например, поступление в школу). Касперсен формулирует это лаконично. «Каждая стратегия — это попытка удовлетворить потребность или интерес». Если вы попытаетесь придумать стратегию до того, как выясните, какие потребности или интересы затрагиваются, ваш подход не оправдается. Спросив себя, что такого важного в конфликте, вы сможете определить свои потребности и интересы.

5. Признавайте эмоции — воспринимайте их как сигналы . Это, пожалуй, суть первого набора принципов. Мы часто действуем в соответствии со своими эмоциями, не осознавая, что они говорят нам что-то важное. Эмоции могут помочь вам понять, что движет конфликтом. Если вы потратите время на определение эмоций, вы сможете лучше добраться до корня проблемы. Притворяясь, что у вас нет этих эмоций, вы только гарантируете, что они будут продолжать мешать вам.

6. Различайте подтверждение и согласие. Пусть ваш партнер знает, что его или ее, как говорится, «слышат». Не думайте, что вы и ваш партнер соглашаетесь или должны соглашаться в каждом случае. Вы можете использовать такие фразы, как «Похоже» или «Я слышал, что вы так говорите», возможно, с последующим «Правильно ли это? Что вас беспокоит?»

7. Слушая, избегайте предложений. Каким бы очевидным ни казалось вам «решение», важно, чтобы вы выслушали другого человека. Мало того, что ваш партнер может пойти в совершенно другом направлении, чем вы себе представляли, но, ожидая, вы также проявляете уважение. Вы можете задавать уточняющие вопросы («Вы это имеете в виду?»), которые показывают, что вы заинтересованы, но не пытайтесь ускорить решение из-за собственного дискомфорта или нетерпения.

8. Различие между оценкой и наблюдением . Создайте для своего партнера зону «без суждений», в которой вы будете наблюдать («Ты приходил домой в 18:00 вместо 17:00 три раза на этой неделе»), а не оценивать или осуждать («Почему ты всегда так опаздывает?») . Отмечая поведение вместо того, чтобы оценивать его, вы избегаете того, чтобы другой человек занял оборонительную позицию, что, как показано в предыдущих принципах, может вызвать продолжительное негодование и непонимание.

9. Проверьте свои предположения и откажитесь от них, если они окажутся ложными . Быть хорошим ученым означает быть готовым выдвигать гипотезы, которые можно проверить эмпирически. Точно так же в случае конфликта просто сформулируйте свое наблюдение («Вы пришли домой в 18:00…») вместе с вопросом, чтобы убедиться, что ваше наблюдение верно («Правильно ли это?»). Таким образом, вы можете показать, что вы открыты для того, чтобы оказаться неправым, вместо того, чтобы настаивать на том, что, несмотря ни на что, вы всегда правы.

Фаза 2: Облегчение аудирования и разговорной речи . Чтобы изменить разговор, вам нужно попасть внутрь него. Непредвзятость хороша для того, чтобы начать процесс разрешения конфликта, но затем вам нужно поддерживать ее, пока вы работаете над этим со своим партнером.

10. Развивайте любознательность в трудных ситуациях. Вам не всегда могут нравиться ответы, которые вы получаете во время конфликта, такие как пресловутый вопрос «Это я или это ты?» но вам все равно нужно сохранять непредубежденность, чтобы иметь возможность услышать то, что хочет сказать ваш партнер.

11. Предполагать, что полезный диалог возможен, даже если это кажется маловероятным. Оппоненты, находящиеся по разные стороны стола переговоров, часто делают мрачные прогнозы относительно вероятности достижения соглашения. Однако, если вы предполагаете, что лучшее может случиться, возможно, так оно и будет. Попытайтесь выяснить, что мешает вам вести этот полезный диалог, например, спросите себя: «Что мешает нам продуктивно разговаривать?»

12. Если вы делаете хуже, остановитесь. По мере того как эмоции людей обостряются в конфликте, становится все труднее отстраниться. Будьте открыты для признания того, что вы можете быть тем, кто мешает вам и вашему партнеру достичь положительного результата. Это не означает, что вы всегда должны сдаваться в любой ситуации, но вы можете извлечь пользу из признания своего собственного вклада в конфликт, особенно если это тот конфликт, который возникает у вас снова и снова.

13. Выяснить, что происходит, а не по чьей вине. Выставление обвинений — одна из самых деструктивных стратегий разрешения конфликтов. Каждый участник конфликта играет свою роль в его поддержании, независимо от того, насколько он велик или мал. Вместо того, чтобы пытаться возложить вину, постарайтесь взглянуть в будущее, чтобы понять, что привело вас к тому положению, которое вы и ваш партнер сейчас занимаете.

Этап 3: Поиск путей продвижения вперед . Планирование будущего и возможность будущего конфликта — это последний этап разрешения конфликта. Однако, как вы увидите, это не «конец».

14. Признать конфликт. Определите свои потребности и интересы, а также интересы вашего партнера, признайте, что они расходятся, а затем попытайтесь придумать действенную стратегию для разрешения этих разногласий. Вы можете обнаружить, что существует несколько проблем. Составьте список дел, которые кажутся наиболее важными, вместе с реальными шагами для их решения.

15. Предположим, что существуют необнаруженные варианты . Вы можете чувствовать себя на пределе своих возможностей, но если вы придерживаетесь положительной точки зрения, что перемены возможны, вы сможете придумать творческие решения, с которыми согласится ваш партнер. Нестандартное мышление, возможно, небольшой перерыв (как в Принципе 12), может позволить вам и вашему партнеру переориентироваться на решение, с которым вы оба сможете жить.

16. Говорите четко о соглашениях. Любое хорошее решение требует определенного соглашения; вместо того, чтобы делать предположения о том, что это за соглашение, убедитесь, что и вам, и вашему партнеру все понятно. Это может показаться странным, но, зафиксировав эти договоренности в письменной форме, вы уменьшите вероятность недопонимания в будущем. Точно так же, если ситуация изменится (например, ваш партнер получит новые часы работы), вам необходимо пересмотреть свои предыдущие соглашения.

17. Ожидайте и планируйте будущий конфликт. Было бы хорошо, если бы мы раз и навсегда уладили споры и они больше никогда не возникали. Тем не менее, некоторые темы могут повторяться со временем, особенно в ваших самых близких отношениях. Чем лучше вы умеете слушать, говорить, вникать в конфликт, а затем приходить к соглашению, тем меньше вероятность, что конфликт вернется и будет преследовать вас. Однако реальность такова, что наши потребности и интересы никогда не будут полностью совпадать с потребностями и интересами других, даже тех, кто вам дорог и дорог.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts