Психология – лженаука. Основные причины мифа.
Почему психология является лженаукой и почему люди так считают? В первую очередь нужно понять, что люди, оставляющие подобные комментарии, ни разу не были на психотерапии. Если человек хотя бы раз был на приеме у психолога, психиатра или психотерапевта, он прекрасно понимает, что это работает.
Почему психологическая помощь эффективна.
К сожалению, ни один человек, так или иначе занимающийся психологией, не сможет вам ответить на вопрос, почему это работа. У меня за плечами шесть лет психоанализа, я чувствую по себе, что это работает и по отзывам своих довольных клиентов. Многие люди приходят ко мне неоднократно. Если бы я не мог помочь людям, мои методы не работали, повторно ко мне бы никто не возвращался и не тратил деньги на мои услуги.
Предпосылки лженаучности
Мнение о том, что психология – это лженаука в свое время активно стал продвигать Александр Глебович Невзоров.
Чтобы сформировать свое мнение по отношению к данному вопросу, сначала вам нужно разобраться в сути проблемы. Люди, о которых я говорил – Савельев и Невзоров, не боги, а такие же люди, как мы с вами. Безусловно, они умные, начитанные, один из них является доктором наук, но это не означает, что их мнение по какому-либо вопросу является абсолютной истиной. Не забывайте первое правило научности: всегда нужно перепроверять то, что вы изучаете.
Для начала вам нужно прочитать хотя бы статью в википедии о том, что такое психология по определению. Это станет первым шагом к формированию вашего собственного мнения по данному вопросу. Ещё лучше будет, если вы хотя бы несколько раз сходите к психологу и посмотрите на его работу.
Как-никак, но то, что я показываю вам на YouTube и другие психологи вместе со мной НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНОЙ ТЕРАПИЕЙ. В личной терапии компетентный психолог работает совершенно иначе.Читайте по теме: Кому психолог не поможет?
Старый конфлик между психологами и психиатрами.
Мнение о том, что психология – лженаука также любят распространять психиатры. Давайте немного окунёмся в историю, чтобы понять, с чего всё началось. По моему личному мнению, которое я никому не навязываю, психология берет свое начало из трудов Зигмунда Фрейда. Фактически можно говорить о том, что история психологии началась с Платона, но, на мой взгляд, наибольшую популярность психологии дал именно Зигмунд Фрейд.
На протяжении долгого времени психология и психиатрия работали вместе. В какой-то момент просто произошло разделение. Где-то в шестидесятых годах прошлого века этот раскол возник. Люди поняли, что у нас есть мозг, который как-то влияет на наше тело, существует также центральная нервная система, определённым образом воздействующая на наше мышление. Об этом, кстати говоря, и пишет Невзоров в книге, которую я посоветовал вам выше по тексту.
Психология и психиатрия разделились из-за имеющихся у них двух кардинально разных идей. Психиатрия говорит о том, что это тело влияет на наш мозг, а не наоборот. Если человек заболеет, у него будут проблемы с гормональным фоном, нейромедиаторами, и это в конечном счёте повлияет на наше сознание. Психология же говорит о том, что наш мозг влияет на наше тело, вследствие этого влияния возникают все недуги.
То есть, психиатрия говорит о том, что тело первично, а сознание вторично, психология же утверждает, что сознание первично, а тело вторично. Если вы говорите о какой-то научности, то вам будет ближе психиатрия. Однако если вы вникните в суть данного вопроса, то поймете, что современная психиатрия и научность – это два разных понятия. В доказательство этому вы можете посмотреть блог Данилина под названием “серебряные нити”.
Это бывший психиатр, профессор, который посвятил психиатрии всю свою жизнь. Он сможет вам лучше меня рассказать о том, почему психиатрия тоже лженаучна. Запомните то, что здесь было сказано, и к этому мы обязательно еще вернёмся.
Откуда у психологов берутся знания
Что касается психологии, то она тоже во многом лженаучна из-за того, что строится на понимании “я так вижу”. Чьё-либо “видение” в психологии продвигается, как некая истина. Зигмунд Фрейд в своей книге “Толкование сновидений” на 215-ой странице пишет об этом. Я его слова понимаю именно таким образом. У меня есть клиенты, проблемы которых я воспринимаю со своей субъективной точки зрения, поэтому даже могу дополнить слова Фрейда. В целом, вся работа психологов выстраивается на методах сферы, в которой они работают.
Существуют даже психологические журналы – ежегодники, в которых ведутся дискуссии на тот счёт, кто и как понимает различные цитаты знаменитых психологов. Там делятся личным опытом, историями о терапии различных клиентов, всё это приобщается это в цитатам и т.д. Подобными принципами развивается на сегодняшний день вся психология, то есть, те психологи, услугами которых вы будете пользоваться.
Каждый, кто становится психологом, начинает видеть полученные им знания в себе и в ком-либо другом. Проблема заключается в том, что одним психоанализом заработать себе на жизнь не получится, потому что этот труд банально не ценится. Я это говорю по своему опыту. Я не могу сказать, что я беден, могу позволить себе рекламу своей деятельности, взять кабинет в аренду, но эти деньги уходят в пустоту. Большую часть времени мой кабинет простаивает, я не работаю даже в ноль, а терплю убытки. Однако этот минус для меня значения большого не имеет, потому что у меня есть другие источники дохода, покрывающие мои убытки. Психология же не является для меня одним из источников денег. Я работаю для некой души с расчётом на перспективу и с надеждой на более благополучное будущее, в благополучии которого сильно сомневаюсь.
Из-за кого психология лженаучна
Моя проблема в том, что я не даю людям надежду на решение всех их проблем за один сеанс. Существует целая каста “психологов”, которые не проработали как следует себя, получили какие-то поверхностные знания о психологии, в целом, дающие им возможность вести приём.
Читайте по теме: Советы психолога – миф.
Стараниями этих людей продаются различные курсы о том, как стать счастливой женщиной или мужчиной. При этом мы все понимаем, что информация во всех подобных курсах – наглая ложь. Если в моей жизни станет всё намного хуже, чем сейчас, я тоже буду зарабатывать на продаже таких курсов. Женщина, которая покупает подобные курсы, быстро осознает, что это не работает. Счастья, как не было, так и нет. Для решения проблемы ее нужно, как минимум, исследовать, для этого нужно ходить к психологу и разбираться в своей проблеме.
За всем этим стоит капиталистическая идея о том, что всё продаётся и покупается. К сожалению, в нашем мире всё стало товаром, в том числе и ваше счастье, желание, эмоции и вы целиком. Безусловно, в этих условиях становится трудно говорить о том, что психология имеет хоть какую-то научность.
В психиатрии вам хотя бы таблетки прописывают. У вас хотя бы есть иллюзия того, что были какие-то научные исследования, в результате которых появились эти таблетки, и они обязательно вам помогут. И да, в своей иллюзии вы будете правы. Эти таблетки вам действительно помогут, поскольку как-то повлияют на ваш мозг.То, что антидепрессанты с 80-типроцентной вероятностью приведут к суициду, никого не волнует. Западное общество на сегодняшний день “подсело” на антидепрессанты, которые в некотором смысле являются легальным наркотиком. Но это всё ничего по сравнению с иллюзией купленного вами хоть какого-то товара. Когда вы покупаете услугу или курс у психолога, это сопровождается представлением о том, что необходима самостоятельная последующая работа над этим. Психолог не может выписать таблетки. Даже если психолог даст советы, как жить, эти советы придётся реализовывать самостоятельно.
Разумеется, в подобных условиях человек разочаровывается, сомневается в том, что психология может приносить благополучие, счастье и т. д. Самое печальное, что в какой-то мере эти разочарования – правда. На этой почве просто не может не появиться мнение о том, что психология – лженаука. Само собой здесь, к сожалению, ничего не разруливается.
В целом, психология не может строиться на научном эксперименте и научных данных. Безусловно, психологи и психиатры используют какие-то алгоритмы на научной основе, иначе бы ни психологии, ни психотерапии не было, как таковых. Хотя я и не поддерживаю расологию, но влияние менталитета определенной нации на людей я отрицать не могу. Японец может жить комфортно в помещении на 12 квадратных метров, платить за него тысячу долларов, и при этом не станет жаловаться. Я так не смогу.
Японцы – трудоголики, они могут работать целыми днями, это их особо не напрягает, мы бы уже давно покончили с собой, если бы это было у нас. Есть различие в менталитете, во всех людях в целом. По этой причине научный эксперимент в таких условиях невозможен. Более того, чтобы произвести какие-то исследования на психологическую тему, нужны статистические данные. Для сбора этих данных, необходимы люди, имеющие хотя бы одинаковый психотип. Это есть в научной психологии. Да, помимо психоанализа, есть ещё и научная психология, строящаяся на исследованиях и статистических данных.
Возможно, это кому-то и помогает. Только, например, когда я писал свою дипломную работу по теме “Профессиональная деформация сотрудников УВД”, я смухлевал со статистикой. Статистика – это такая вещь, которую можно подстраивать под себя. Я уверен, что и в научной психологии её подстраивает каждый, как ему удобно. К сожалению, ваше представление о психологах строится по видео на YouTube, где один психолог дублирует слова другого, и они вторят друг другу, как попугаи. Даже вы, кто сейчас читает эту статью, не имея знаний и дипломов, можете вести частный прием психолога. Для этого диплом не нужен, лицензия тоже. Вы можете брать деньги, платить налоги, и всё у вас будет прекрасно. Вот в такой вот дикости нам приходится жить. Когда-нибудь, я надеюсь, это исправится, и психология не будет лженаукой.
Similar Articles
Психологи вся… Здравствуйте, ребята. Хотелось бы сделать небольшой подкаст. Часто под комментариями я вижу, Что многие люди воспринимают мой образ, как меня настоящего. Это в какой то мере забавляет.
Бытовуха в от… Как избежать бытовухи в отношениях? Отвечает психолог. На самом деле, делать что-либо специфическое не нужно. Существуют 2 фактора, которые позволят вам снизить бытовуху, но в любом случае,
Почему магия … Здравствуйте, меня зовут Артём, я бывший экстрасенс. Сегодня я расскажу вам о том, почему не работают привороты, отвороты, шивороты-навывороты и т.д. Работает это у некоторых людей, но
Если муж изме… Что делать, если изменил муж Измены мужчин бывают разные, а это значит, что и методы для их решения нужно принимать то же разные. Начнём с теории. Так
Не стыдитесь … Многие люди боятся получать определенное удовольствие. Им кажется, что человек должен всю свою жизнь работать. И в то же время с другой стороны Фрейд говорил про это
Отец / Мать не … Я знаю, что основная моя аудитория это студенты и школьники. До 35 лет короче говоря. И я знаю какая проблема у большинства из вас. Поскольку у меня
Люди потребит… Ну что ж. Здравствуйте. Наше общество это потребители дерьма. Кто то на смартлабе писал: “смартлабовцы потребители дерьма?” Люли хотят есть дерьмо и они будут дальше продолжать есть
Экономика пол… Здравствуйте ребята. Это постоянная рубрика “выходные со Звездиным.“ Появился комментарий развернутый. Ребята, спасибо, что пишете такие развернутые комментарии. Пишите развернутые комментарии. Их приятней читать и приятно на
Дом 2 закрыть? Здравствуй, внучек. Расскажу тебе сказку про дом 2. Многие мои коллеги, друзья и товарищи говорят о том, что нужно закрывать дом 2, дескать нет там никакого здравомыслия,
Психолог о за… Здравствуйте. Хотелось бы обсудить возможный запрет телеграмма, вставить свои 5 копеек в эту сферу. В России любят все запрещать, в любой непонятной ситуации. В России принято во
Лженаучная психология. Разнообразие лженаучных течений
Представители ведической психологии, называют себя ведическими психологами и ведическими философами, консультантами, писателями. При этом они не имеют психологического образования и негативно высказываются о психологии. Обсудим несколько персоналий: как они себя преподносят и почему люди им верят.
💸 Ольга Валяева рассказывает историю о том, как она росла без отца, рядом с холодной матерью. Потом как она с мужем тяжело жила в бедности, как сложно было воспитывать детей в глубинке и что жизнь пошла в гору только после того, как они получили доступ к древнему скрытому знанию. И вот теперь они делятся им с последователями: продают книги и марафоны.
🕯 Эта история откликается большому числу российских женщин по принципу идентификации, потому что они живут в плохих бытовых и социальных условиях, не имеют представления о здоровых семейных отношениях, страдают и хотят готовый «рецепт счастья».
👗 На ведической психологии часто строятся тренинги женственности. Там можно встретить указания носить длинные юбки в пол, чтобы «напитываться женской энергией от матушки-земли», раскрыть свое предназначение.
💁♀️ Какой вред приносит это учение женщинам?
▪️ Женщины с невысокой самооценкой в результате становятся еще менее уверенными.
▪️ Эта система заведомо ставит женщину в услужение мужчине, зависимое положение. Она становится обслуживающим персоналом.
▪️ Тормозит личное развитие женщины.
▪️ Женщина теряет волю и власть жить так, как ей хочется. Создают иллюзию власти через убеждение «я вдохновляю моего мужчину, я его шея, от меня зависит его успех».
▪️ Женщина становится удобной для мужчины, не равноправной ему.
▪️ Из-за множества бытовых обязанностей у нее нет времени развиваться.
▪️ Создается благоприятная почва для домашнего насилия, как эмоционального, так и физического в том самом неблагополучном социальном секторе. Отсюда вырастают установки: «бьет значит любит» и «жертва насилия сама виновата».
💁♂️ А что насчет мужчин?
▫️ Мужчине при этом хорошо, он волен жить, так как хочет.
▫️ Он имеет возможность развиваться как личность, двигаться по карьерной лестнице, может менять социальное положение.
▫️ В случае своего неуспеха можно всю вину свалить на женщину, что она «плохо вдохновляла его».
▫️ Вся власть у него в руках, все решения зависят от него.
👨👩👦👦 Если сравнивать эти семейные правила с книгой «Домострой» и попытаться вспомнить быт крестьянской семьи на Руси, то мы увидим, что положение женщины тогда было отнюдь на такое зависимое от мужчины. В те времена мужчина и женщина обоюдно зависели друг от друга, труд женщины был ценен также, как и труд мужчины. При этом никто из них в социальном плане никуда не продвигался, в отличие от современных условий, когда можно менять социальное положение.
👨👦 Другие два представителя этого течения Олег Торсунов и Сатья Дас (настоящее имя Сергей Яковлев) являются прообразами отца. Они рассказывают последователям, как правильно жить и их слушают, потому что это близко российскому менталитету — чтить отца, внимать и подчиняться.
☝️ Олег Торсунов подкупает людей наличием звания кандидата медицинских наук и тем, что преподает в университете. По специальности он дермато-венеролог.
✌️ Сатья Дас, также как и Ольга Валяева, имел непростое детство. Он хотя и рос в полной семье, но родителей видел редко и ему приходилось самому растить младших братьев. Он проповедует в популярном ключе веды. Его популярность основана на тяге людей ко всему необычному и опять же — к почитанию неких древних скрытых знаний.
10 заповедей, помогающих студентам отличить науку от лженауки в психологии — Ассоциация психологических наук — APS
«Профессор Шлокенмайстер, я знаю, что мы должны изучить зрительное восприятие на вашем курсе, но разве мы не собираемся чему-то учиться об экстрасенсорике? Мой школьный учитель психологии сказал нам, что этому есть действительно хорошие научные доказательства».
«Доктор. Глопельштейн, вы многому научили нас об интеллекте на своем курсе. Но когда вы собираетесь обсуждать исследования, показывающие, что игра Моцарта с младенцами повышает их IQ? баллы?»
«Г-н. Флейкензугле, вы продолжаете говорить о школах психотерапии, таких как психоанализ, поведенческая терапия и клиентоцентрированная терапия. Но почему вы ни слова не сказали о терапии сенсорно-моторной интеграции? Моя мама, трудотерапевт, говорит мне, что это чудодейственное средство от синдрома дефицита внимания».
Псевдонаука популярной психологии
Если вы относитесь к большинству инструкторов по вводной психологии, такого рода вопросы, вероятно, кажутся ужасно знакомыми. На это есть веская причина: большая часть «знаний» по популярной психологии, которые наши студенты приносят на свои занятия, состоит не более чем из лженауки. Более того, наших студентов часто увлекают сомнительные притязания на периферию научных знаний: экстрасенсорика, психокинез, ченнелинг, внетелесные переживания, подсознательное убеждение, астрология, биоритмы, «сыворотка правды», эффект лунного безумия, гипнотический возраст. регрессия, множественное расстройство личности, отчеты о похищении инопланетянами, анализ почерка, ребефинг-терапия и непроверенные травяные средства от депрессии, и это лишь некоторые из них. Конечно, поскольку в конечном итоге может оказаться, что некоторые из этих утверждений содержат ядро истины, мы не должны сразу отбрасывать их. Тем не менее, что беспокоит в этих утверждениях, так это вопиющее несоответствие между верой многих людей в них и скудными научными доказательствами в их пользу.
Тем не менее, многие преподаватели психологии, вводящие курс психологии, уделяют минимальное внимание потенциально псевдонаучным темам в своих курсах, возможно, потому, что они считают, что эти темы имеют в лучшем случае незначительное отношение к психологической науке. Более того, во многих вводных учебниках по психологии эти темы почти не упоминаются. В конце концов, в курсах психологии и так более чем достаточно материала, так зачем цепляться за материал с сомнительным научным статусом? Кроме того, некоторые преподаватели могут опасаться, что, уделяя внимание сомнительным утверждениям, они в конечном итоге отправят студентам непреднамеренное сообщение о том, что эти утверждения научно достоверны.
Преимущества обучения студентов отличать науку от лженауки
Так почему же мы должны учить студентов-психологов отличать науку от лженауки? Как заметил теоретик личности Джордж Келли (1955), эффективное понимание конструкта требует понимания обоих его полюсов. Например, мы не можем полностью понять понятие «холод», пока не испытаем тепло. Точно так же учащиеся могут не понять полностью концепцию научного мышления без понимания псевдонаучных верований, а именно тех, которые на первый взгляд кажутся научными, но таковыми не являются.
Кроме того, обращаясь к этим темам, преподаватели могут извлечь выгоду из ценной возможности привить навыки критического мышления, такие как отличие корреляции от причинно-следственной связи и признание необходимости в контрольных группах, путем оспаривания неправильных представлений учащихся о популярной психологии. Хотя многие студенты находят эти навыки «сухими» или даже смертельно скучными, когда они представлены в абстрактном виде, им часто нравится приобретать эти навыки в контексте живых и спорных тем (например, экстрасенсорного восприятия), которые стимулируют их интерес. Студенты часто узнают о таких темах из различных популярных источников психологии, которые они ищут в повседневной жизни, таких как журнальные статьи, интернет-сайты и телевизионные программы.
Действительно, для многих начинающих студентов слово «психология» фактически является синонимом популярной психологии. Тем не менее, поскольку популярная психология так много состоит из мифов и городских легенд, например, что большинство людей используют только 10 процентов своего мозга, выражать гнев обычно лучше, чем сдерживать его, противоположности притягиваются в межличностных отношениях, высокая самооценка необходима для психологического развития. здоровье, люди с шизофренией имеют более чем одну личность, среди множества других, многие студенты, вероятно, выходят из курсов психологии с теми же неправильными представлениями, с которыми они пришли. Как следствие, они часто покидают колледж, не умея отличить зерна от плевел в популярной психологии.
Обучение студентов отличать науку от лженауки может оказаться очень полезным. В первую очередь среди этих наград выделяется проницательный потребитель популярной литературы по психологии. Действительно, данные исследований подтверждают эффективность преподавания курсов психологии по лженауке и паранормальным явлениям. Например, Морье и Кипортс (1994) сообщили, что студенты, зачисленные на семинар «Наука и лженаука», продемонстрировали статистически значимое снижение убеждений в паранормальных явлениях по сравнению с квазиконтрольной группой студентов, зачисленных на занятия по психологии и праву за тот же период времени. (см. также Догерти, 2004). Они воспроизвели этот эффект в течение 2-летнего периода с двумя разделами курса. Весп и Монтгомери (1998) обнаружил, что курс объективного изучения заявлений о паранормальных явлениях привел к статистически значимому улучшению оценки ошибок рассуждений в научных статьях. В частности, учащиеся этого курса смогли лучше выявлять логические ошибки в статьях и давать конкурирующие объяснения результатов исследований.
10 заповедей
Тем не менее, обучение студентов отличать науку от лженауки сопряжено с большими трудностями и потенциальными ловушками. В моем вводном курсе психологии (в котором я сильно подчеркиваю различие между наукой и лженаукой в психологии) и в моем продвинутом студенческом семинаре «Наука и лженаука в психологии» я усвоил ряд ценных уроков (сначала сделав почти каждый ошибка, о которой я вас предупрежу).
В следующем разделе я резюмирую эти советы по обучению, которые я называю «10 заповедями» для обучения студентов-психологов отличать науку от лженауки. Чтобы не быть обвиненным в неспособности отделить церковь от государства, я сформулировал все эти предписания в положительной, а не в отрицательной форме, чтобы отличить их от (лишь немного более известных) библейских 10 заповедей. Я призываю читателей этой рубрики написать эти заповеди на впечатляющих каменных скрижалях, которые будут установлены за пределами всех факультетов психологии.
Первая Заповедь
Обозначь признаки, отличающие науку от лженауки. Важно донести до учащихся, что различия между наукой и лженаукой, хотя и не являются абсолютными или четкими, не являются ни произвольными, ни субъективными. Вместо этого философы науки (например, Bunge, 1984) определили совокупность признаков или «предупреждающих знаков», которые характеризуют большинство псевдонаучных дисциплин. Среди этих предупреждающих знаков:
- Склонность использовать гипотезы ad hoc, которые можно рассматривать как «аварийные люки» или лазейки, как средство защиты заявлений от фальсификации.
- Отсутствие самокоррекции и сопутствующий интеллектуальный застой.
- Акцент на подтверждении, а не на опровержении.
- Тенденция возлагать бремя доказывания на скептиков, а не сторонников утверждений.
- Чрезмерное использование неофициальных данных и свидетельских показаний для обоснования утверждений.
- Уклонение от проверки, обеспечиваемой рецензированием.
- Отсутствие «связности» (Станович, 1997), то есть неспособность опираться на существующие научные знания.
- Использование впечатляюще звучащего жаргона, основной целью которого является придание заявлениям фасада научной респектабельности.
- Отсутствие граничных условий (Hines, 2003), то есть неспособность указать параметры, при которых утверждения не выполняются.
Учителя должны объяснить учащимся, что ни один из этих предупредительных сигналов сам по себе не является достаточным, чтобы указать, что дисциплина является псевдонаучной. Тем не менее, чем больше таких предупредительных знаков демонстрирует дисциплина, тем более подозрительной она должна становиться.
Вторая заповедь
Отличай скептицизм от цинизма. Одна из опасностей обучения студентов отличать науку от лженауки заключается в том, что мы можем непреднамеренно воспитать студентов, которые рефлекторно отвергнут любое утверждение, которое кажется неправдоподобным. Скептицизм, являющийся подлинным складом ума ученого, подразумевает два, казалось бы, противоречащих друг другу отношения (Sagan, 1995): открытость утверждениям в сочетании с готовностью подвергнуть эти утверждения тщательному анализу. Как космический инженер Джеймс Оберг (см. Саган, 1995) напомнил нам, мы должны держать наши умы открытыми, но не настолько открытыми, чтобы наши мозги не вывалились. Напротив, цинизм подразумевает ограниченность. Я помню, как один видный скептик отчитал меня за то, что он призвал исследователей непредвзято относиться к эффективности новой психотерапии, обоснование которой показалось ему надуманным. Однако, если мы исключаем возможность того, что наши существовавшие ранее убеждения ошибочны, мы ведем себя ненаучно. Скептицизм влечет за собой готовность принять новые утверждения; цинизма нет.
Третья Заповедь
Отличай методологический скептицизм от философского скептицизма. При поощрении учащихся к критическому мышлению мы должны различать две формы скептицизма: (1) подход, который подвергает тщательной проверке все заявления о знании с целью отделения истинных утверждений от ложных, а именно методологический (научный) скептицизм, и (2) ) подход, отрицающий возможность познания, а именно философский скептицизм. Объясняя учащимся, что научное знание по своей сути является предварительным и открытым для пересмотра, некоторые учащиеся могут ошибочно заключить, что подлинное знание невозможно. Эта точка зрения, популярная в определенных постмодернистских кругах, пренебрегает различием более достоверных утверждений о знании от менее достоверных. Хотя абсолютная достоверность, вероятно, недостижима в науке, некоторые научные утверждения, такие как теория естественного отбора Дарвина, были очень хорошо подтверждены, в то время как другие, такие как теория, лежащая в основе астрологических гороскопов, были убедительно опровергнуты. Третьи, такие как теория когнитивного диссонанса, вызывают споры с научной точки зрения. Следовательно, существует континуум доверия к научным утверждениям; некоторые из них приобрели виртуальный фактический статус, в то время как другие были решительно фальсифицированы. Тот факт, что методологический скептицизм не дает вполне определенных ответов на научные вопросы — и что такие ответы в принципе могут быть опровергнуты новыми данными, — не означает, что знание невозможно, а только то, что это знание условно. Это также не означает, что ответы, полученные в результате контролируемого научного исследования, ничем не лучше других ответов, таких как ответы, полученные с помощью интуиции (см. Myers, 2002).
Четвертая Заповедь
Следует отличать псевдонаучные утверждения от просто ложных утверждений. Все ученые, даже самые лучшие, ошибаются. Сэр Исаак Ньютон, например, заигрывал с причудливыми алхимическими гипотезами на протяжении большей части своей выдающейся научной карьеры (Gleick, 2003). Учащиеся должны понимать, что ключевое различие между наукой и лженаукой заключается не в их содержании (то есть в том, являются ли утверждения фактически правильными или неверными), а в их подходе к доказательствам. Наука, по крайней мере, когда она работает должным образом, ищет противоречивую информацию и — при условии, что эти данные воспроизводимы и имеют высокое качество — в конечном итоге включает эту информацию в свой корпус знаний. Напротив, лженаука стремится избегать противоречивой информации (или находит способ переинтерпретировать эту информацию в соответствии со своими утверждениями) и, таким образом, не способствует самокоррекции, которая необходима для научного прогресса. Например, астрология изменилась на удивление мало за последние 2500 лет, несмотря на подавляющее большинство отрицательных данных (Hines, 2003).
Пятая заповедь
Отличай науку от ученых. Хотя научный метод помогает избежать предвзятости подтверждения (Lilienfeld, 2002), это не означает, что ученые свободны от предубеждений. Это также не означает, что все или даже большинство ученых открыты для доказательств, которые бросают вызов их заветным убеждениям. Ученые могут быть такими же упрямыми и догматичными в своих убеждениях, как и все остальные. Вместо этого этот пункт подразумевает, что хорошие ученые стремятся осознать свои предубеждения и противодействовать им в максимально возможной степени, применяя меры защиты от ошибок (например, двойные слепые контрольные группы), налагаемые научным методом. Учащиеся должны понимать, что научный метод представляет собой набор навыков, которые ученые разработали, чтобы не допустить подтверждения собственных предубеждений.
Шестая заповедь
Объясните когнитивные основы псевдонаучных верований. Преподаватели должны подчеркнуть, что все мы склонны к когнитивным иллюзиям (Piatelli-Palmarini, 1994) и что такие иллюзии могут быть субъективно убедительными, и им трудно сопротивляться. Например, демонстрации в классе, иллюстрирующие, что многие или большинство из нас могут стать жертвами ложных воспоминаний (например, Roediger & McDermott, 1995), могут помочь учащимся увидеть, что психологические процессы, ведущие к ошибочным убеждениям, широко распространены. Более того, важно указать учащимся, что эвристики (ментальные ярлыки), которые могут порождать ложные убеждения, такие как репрезентативность, доступность и привязка (Tversky & Kahneman, 1974), в основном адаптивны и помогают нам разобраться в сложном и запутанном мире. Следовательно, большинство псевдонаучных верований вырезаны из той же ткани, что и точные верования. Подчеркивая эти моменты, преподаватели могут свести к минимуму вероятность того, что студенты, придерживающиеся псевдонаучных убеждений, почувствуют себя глупо, столкнувшись с доказательствами, противоречащими их убеждениям.
Седьмая заповедь
Помните, что псевдонаучные убеждения выполняют важные мотивационные функции. Многие утверждения о паранормальных явлениях, например, касающиеся экстрасенсорного восприятия, внетелесных переживаний и астрологии, апеллируют к глубоко укоренившейся потребности верующих в надежде и удивлении, а также к их потребности в ощущении контроля над зачастую неконтролируемой реальностью. жизни и смерти. Большинство сторонников паранормальных явлений ищут ответы на глубокие экзистенциальные вопросы, такие как «Есть ли душа?» и «Есть ли жизнь после смерти?» Как заметил психолог Барри Бейерштейн (1999) (в пьесе на знаменитую остроту П. Т. Барнума), «каждую минуту рождается искатель» (стр. 60). Поэтому, предоставляя студентам научные доказательства, которые бросают вызов их представлениям о паранормальных явлениях, мы не должны удивляться, когда многие из них занимают оборонительную позицию. В свою очередь, защита может порождать нежелание рассматривать противоположные доказательства.
Один из двух лучших способов уменьшить эту защитную реакцию (второе — Восьмая заповедь ниже) — мягко бросить вызов убеждениям учащихся с сочувствием и состраданием, а также с пониманием того, что ученики, которые эмоционально привержены паранормальным убеждениям, обнаружат эти убеждения. трудно подвергнуть сомнению, не говоря уже о том, чтобы отказаться. Высмеивание этих убеждений может вызвать реактивное сопротивление (Brehm, 1966) и укрепить у учащихся стереотипы о учителях естественных наук как о недалеких и пренебрежительных. В некоторых случаях учителя, которые имеют исключительно хорошие отношения со своим классом, могут добиться прогресса, бросив вызов убеждениям учеников с добродушным юмором (например, «Я хотел бы попросить всех вас, кто верит в психокинез, поднять 9 баллов).0003 моя рука «). Однако учителя должны следить за тем, чтобы такой юмор не воспринимался как унизительный или снисходительный.
Восьмая заповедь
Познакомь учащихся с примерами хорошей науки, а также с примерами лженауки. На наших занятиях очень важно не только разоблачать неточные утверждения, но и знакомить учащихся с точными утверждениями. Мы должны заботиться не только о том, чтобы отобрать у учащихся сомнительные знания, но и дать им взамен законные знания. Поступая таким образом, мы можем помочь учащимся проглотить горькую пилюлю отказа от заветной веры в паранормальные явления. Учащиеся должны понимать, что многие подлинные научные открытия не менее увлекательны, чем многие сомнительные с научной точки зрения заявления о паранормальных явлениях. В моем собственном обучении я счел полезным чередовать псевдонаучную информацию с информацией, столь же замечательной, но правдивой, такой как осознанные сновидения, эйдетические образы, подсознательное восприятие (в отличие от подсознательного убеждения, которое гораздо более сомнительно с научной точки зрения), экстраординарные способности. человеческой памяти (Neisser & Hyman, 2000) и надлежащее клиническое использование гипноза (в отличие от научно необоснованного использования гипноза для восстановления памяти; см. Lynn, Lock, Myers, & Payne, 19).97). Кроме того, мы должны иметь в виду точку зрения покойного палеонтолога Стивена Джея Гулда (1996) о том, что разоблачение лжи обязательно подтверждает истину. Как следствие, важно не только указывать учащимся на ложную информацию, но и направлять их на правдивую информацию. Например, при объяснении того, почему заявления о биоритмах беспочвенны (см. Hines, 2003), полезно познакомить учащихся с заявлениями о циркадных ритмах, которые, хотя их часто путают с биоритмами, подтверждаются тщательными научными исследованиями.
Девятая заповедь
Будьте последовательны в своих интеллектуальных стандартах. Одна ошибка, которую я иногда наблюдал среди скептиков, включая преподавателей психологии, преподающих курсы критического мышления, состоит в том, что они принимают два набора интеллектуальных стандартов: один для утверждений, которые они находят правдоподобными, а второй — для утверждений, которые они не верят. Покойный психолог Пол Мил (1973) указывал, что это несоответствие сводится к «смещению стандартов доказательной строгости в зависимости от того, чьего быка забодают» (стр. 264). Например, я знаю одного педагога, который является ярым сторонником движения за разработку списков эмпирически подтвержденных методов лечения, то есть психологических методов лечения, эффективность которых была доказана в контролируемых исследованиях. В этой области он старается опираться на исследовательскую литературу, чтобы подкрепить свои утверждения относительно того, какие психотерапевтические методы эффективны, а какие нет. Тем не менее, он игнорирует данные исследований об эффективности электросудорожной терапии (ЭСТ) при депрессии, хотя эти данные получены из контролируемых исследований, которые ничуть не менее строги, чем те, которые проводились для психотерапии, которую он поддерживает. Когда я указал ему на эту непоследовательность, он категорически отрицал, что придерживается двойных стандартов. В конце концов мне стало ясно, что он отбрасывал доказательства эффективности ЭСТ только потому, что это лечение казалось ему крайне неправдоподобным. С какой стати, вероятно, задавался он вопросом, вызывание эпилептоидного припадка путем подачи электричества в мозг должно облегчить депрессию? Но поскольку поверхностное правдоподобие — это барометр обоснованности утверждений об истине с высокой вероятностью ошибок, мы должны оставаться открытыми для доказательств, которые бросают вызов нашим интуитивным предубеждениям, и поощрять наших студентов делать то же самое.
Десятая Заповедь
Следует отличать псевдонаучные утверждения от чисто метафизических религиозных утверждений. Моя последняя заповедь, вероятно, будет самой спорной, особенно для скептиков, утверждающих, что как псевдонаучные, так и религиозные убеждения иррациональны. Чтобы понять разницу между этими двумя наборами верований, мы должны отличать лженауку от метафизики. В отличие от псевдонаучных утверждений, метафизические утверждения (Поппер, 1959 г.) не могут быть проверены эмпирически и поэтому лежат за пределами науки. В области религии к ним относятся заявления о существовании Бога, души и загробной жизни, ни одно из которых не может быть опровергнуто никаким мыслимым набором научных доказательств. Тем не менее, некоторые религиозные или квазирелигиозные верования, например те, что связаны с теорией «разумного замысла», являющейся новейшим воплощением креационизма (см. Miller, 2000), Туринской плащаницей и плачущими статуями Матери Марии, действительно можно проверить и проверить. следовательно, подходит для критического анализа наряду с другими сомнительными натуралистическими убеждениями. Смешивая псевдонаучные верования с религиозными верованиями, которые являются строго метафизическими, преподаватели рискуют (а) без необходимости оттолкнуть значительную часть своих студентов, многие из которых могут быть глубоко религиозными; и (б) (как это ни парадоксально) подрывает навыки критического мышления учащихся, что требует четкого понимания разницы между проверяемыми и непроверяемыми утверждениями.
Заключение
Соблюдение Десяти Заповедей может позволить преподавателям психологии помочь учащимся в достижении важной цели — отличить науку от лженауки. Если подходить с осторожностью, чуткостью и ясным пониманием различий между скептицизмом и цинизмом, методологическим и философским скептицизмом, научным методом и учеными, которые его используют, а также лженаукой и метафизикой, включение лженауки и маргинальной науки в курсы психологии может быть очень полезным. вознаграждение как для учителей, так и для учеников. В мире, где средства массовой информации, индустрия самопомощи и Интернет распространяют психологическую лженауку со все возрастающей скоростью, навыки критического мышления, необходимые для того, чтобы отличить науку от лженауки, должны считаться обязательными для всех студентов-психологов.
Ссылки
- Beyerstein, B.L. (1999). Псевдонаука и мозг: тюнеры и тоники для стремящихся стать сверхлюдьми. В SD Sala (Ed.), . Мифы о разуме: изучение популярных предположений о разуме и мозге, (стр. 59–82). Чичестер, Англия: Джон Уайли.
- Брем, Дж. (1966). Теория психологического реактивного сопротивления. Нью-Йорк: Academic Press.
- Бунге, М. (1984, осень). Что такое псевдонаука? Скептический исследователь, 9 , 36-46.
- Догерти, М. Дж. (2004). Обучение верующих: исследования показывают, что курсы скептицизма могут эффективно снизить веру в паранормальные явления. Скептик, 10 (4), 31-35.
- Гилович, Т. (1991). Откуда мы знаем, что не так: Ошибочность человеческого разума в повседневной жизни. Нью-Йорк: Свободная пресса.
- Глейк, Дж. (2003). Исаак Ньютон. Нью-Йорк: Книги Пантеона.
- Гулд, С.Дж. (1996, май). Основной доклад «Наука в эпоху (не)информации)». Выступление на съезде Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях, Буффало, Нью-Йорк.
- Хайнс, Т. (2003). Псевдонаука и паранормальные явления: критическое рассмотрение доказательств. Буффало, Нью-Йорк: Прометей.
- Келли, Джорджия (1955). Психология личных конструктов, Vols. 1 и 2. Нью-Йорк: Нортон.
- Лилиенфельд, С.О. (2002). Когда миры сталкиваются: социальные науки, политика и Ринд и др. метаанализ сексуального насилия над детьми. Американский психолог, 57 , 176-188.
- Лилиенфельд, С.О., Лор, М., и Мориер, Д. (2001). Преподавание курсов по науке и лженауке психологии. Преподавание психологии, 28 , 182-191.
- Лилиенфельд, С.О., Линн, С.Дж., и Лор, Дж.М. (2003). Наука и лженаука в клинической психологии. Нью-Йорк: Гилфорд.
- Линн, С.Дж., Лок, Т.Г., Майерс, Б., и Пейн, Д.Г. (1997). Вспоминая невосстановимое: следует ли использовать гипноз для восстановления воспоминаний в психотерапии? Современные направления психологической науки, 6 , 79-83.
- Мил, ЧП (1973). Психодиагностика: Избранные статьи. Миннеаполис, Миннесота: University of Minnesota Press.
- Миллер, К. (2000). В поисках Бога Дарвина: ученый ищет точки соприкосновения между Богом и эволюцией. Нью-Йорк: Cliff Street Books.
- Мориер, Д., и Кипортс, Д. (1994). Нормальная наука и паранормальные явления: влияние курса научного метода на убеждения студентов в паранормальных явлениях. Исследования в области высшего образования, 35 , 443-453.
- Майерс, Д.Г. (2002). Интуиция: ее сила и опасность. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- Нейссер, У. и Хайман, И.Е. (2000). Наблюдаемая память: запоминание в естественном контексте. Нью-Йорк: Worth Publishers.
- Пиателли-Пальмарини, М. (1994). Неизбежные иллюзии: Как ошибки разума управляют нашим разумом. Нью-Йорк: John Wiley & Sons.
- Поппер, К. Р. (1959 г.). Логика научных открытий. Нью-Йорк: Базовые книги.
- Редигер, Х.Л., и Макдермотт, К.Б. (1995). Создание ложных воспоминаний: запоминание слов, не представленных в списках. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 21 , 803-814.
- Руссио, Дж. (2002). Ясное мышление с психологией: Отделение смысла от бессмыслицы. Пасифик-Гроув, Калифорния: Уодсворт.
- Саган, К. (1995). Мир, населенный демонами: Наука как свеча во тьме. Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
- Шермер, М. (2002). Почему люди верят в странные вещи: Псевдонаука, суеверия и прочие заблуждения нашего времени. Нью-Йорк: Owl Books.
- Станович, К. (1997). Как правильно мыслить о психологии (4-е изд.). Нью-Йорк: HarperCollins.
- Тверски, А., и Канеман, Д. (1974). Суждение в условиях неопределенности: эвристика и предубеждения. Наука, 185 , 1124-1131.
- Весп, Р., и Монтгомери, К. (1998). Развитие критического мышления через изучение паранормальных явлений. Преподавание психологии, 25 , 275-278.
От редакции: Психология лженауки
- Список журналов
- Фронт Психол
- PMC9194940
Передний психол. 2022 г.; 13: 935645.
Опубликовано в сети 31 мая 2022 г. doi: 10.3389/fpsyg.2022.935645
, 1 , * , 2 , 3 , 4 , 5 и 6
Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности
Если мы хотим понять, как люди могут производить научные знания, но при этом подвержены широкому спектру заблуждений, то психология — это хорошее место для начала. Психологи давно интересовались вопросами рациональности и иррациональности; в последние годы они все чаще обращают свое внимание на такие явления, как отрицание науки, антинаучные идеологии и теории заговора. «Психология лженауки» (в широком смысле) представляется естественным результатом как натуралистических тенденций в философии науки, так и повышенного интереса к лженауке в психологии. С этой специальной коллекцией, отредактированной группой философов и психологов, мы хотели подвести итоги этих разработок и внести свой вклад в эту новую область. Наша мотивация состоит не только в том, чтобы лучше понять лженауку, но и в том, чтобы помочь воспрепятствовать ее распространению и смягчить ее пагубные последствия.
Псевдонаучная психология исследует, что делает людей уязвимыми для заблуждений. В своей статье «Конспирологические убеждения и когнитивные стили: комплексный взгляд на аналитическое мышление, критическое мышление и научное обоснование в связи с (не)верием в теории заговора» Гьонеска исследует связь между предрасположенностью к конспирологическим убеждениям и тремя когнитивными стилями: аналитическим мышления, критического мышления и научных рассуждений. Обширная литература предполагает, что теории заговора могут быть результатом отсутствия каждого из этих когнитивных стилей. В статье дается характеристика каждому из этих стилей и артикулируются их различия. Гьонеска заключает, что исследования этих различных когнитивных стилей не были хорошо интегрированы, и предлагает новую теоретическую основу. Она дает рекомендации о том, как эффективно бороться с конспирологическим мышлением, и намекает на новые возможности для исследований.
Мы должны спросить не только о том, как люди придерживаются ошибочных убеждений, но и о том, как заблуждения распространяются от одного разума к другому. Распространение дезинформации — это то, как лженаука становится культурным феноменом. Культурная эпидемиология может помочь нам преодолеть разрыв между когнитивным и культурным. Эта теория обращает внимание на элементы веры, которые распространяются по цепям социальной передачи. Затем, чтобы понять культурные феномены, мы должны объяснить, почему одним предметам удается стать широко распространенными и, следовательно, культурными, а другим — нет. Три вклада в эту специальную коллекцию опираются на культурно-эпидемиологическую основу для определения некоторых факторов, объясняющих популярность лженауки. В статье «Контринтуитивная лженаука распространяется, используя механизмы оценки коммуникации разума» Мермельштейн и Герман объясняют, что по крайней мере некоторые формы лженауки, такие как астрология и парапсихология, распространяются, потому что они в некоторой степени противоречат интуиции. Например, астрология идет вразрез с нашей интуицией, согласно которой звезды не могут оказывать причинного воздействия на расстоянии. Авторы дополняют более раннее предположение о том, что лженаука распространяется, потому что она интуитивно привлекательна. Они обсуждают, как контринтуитивные псевдонаучные убеждения представляются как рефлексивные убеждения и почему люди помнят и передают их. Примечательно, что они отмечают, что такие убеждения могут использоваться только поверхностно для использования в определенных контекстах, практически не влияя на поведение людей. Кроме того, они утверждают, что люди могут принять противоречивые псевдонаучные утверждения, потому что они доверяют источнику, убеждены предлагаемыми причинами или эти убеждения помогают уменьшить их стресс и тревогу.
Представление о том, что люди принимают заблуждения, основанные на доверии, занимает центральное место в статье Fuhrer et al. под названием «Псевдоэкспертиза: концептуальный и теоретический анализ». Псевдоэксперты используют заслуженную репутацию настоящих экспертов, чтобы создать обманчивое впечатление, что они являются компетентными и заслуживающими доверия источниками информации. Таким образом, псевдоэксперты не только способствуют распространению дезинформации, но и подрывают доверие людей к настоящим экспертам и представляют «угрозу самим основам знаний в либеральных обществах». Однако, чтобы эффективно справиться с этой проблемой, мы должны понимать псевдоэкспертизу и динамику, лежащую в основе ее культурного успеха. Поэтому авторы сначала проводят концептуальный анализ псевдоэкспертизы и отличают ее от других форм неэкспертизы, таких как лженаука. Затем они обсуждают появление, распространение и судьбу псевдоэкспертизы.
В заключительной статье нашего сборника «Ставки знания истины: мотивационный взгляд на популярность противоречивой научной теории» Morisseau et al. используйте пример гидроксихлорохина в борьбе с COVID, чтобы доказать, что люди не всегда мотивированы искать правду. Вместо этого они принимают ложные убеждения из-за социальных и эмоциональных проблем. Это происходит, когда люди не очень заинтересованы в том, чтобы верить в то, что не соответствует действительности. Авторы предполагают, что люди придерживаются этих убеждений лишь поверхностно, что приводит в основном к выражениям убеждений, имеющим социальные цели. Тем не менее, важно бороться с такими заблуждениями, потому что они мешают эффективному реагированию на важные социальные проблемы. Для этого нам придется восстановить доверие к культурным и эпистемологическим авторитетам, а не просто предоставлять правильную информацию.
Документы в этом сборнике предполагают, что лженаука и другие формы заблуждения не исчезнут быстро. Они используют наши когнитивные и коммуникативные способности, и для их преодоления требуется много когнитивных усилий. Однако представленный здесь теоретический анализ помогает объяснить, почему люди принимают и распространяют псевдонаучные убеждения. Только когда мы поймем эти процессы, мы сможем разработать эффективные способы противодействия им.
SB и TE написали первую версию рукописи. Все авторы внесли свой вклад в окончательную версию.
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Все претензии, изложенные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не обязательно представляют претензии их дочерних организаций или издателя, редакторов и рецензентов. Любой продукт, который может быть оценен в этой статье, или претензии, которые могут быть сделаны его производителем, не гарантируются и не поддерживаются издателем.