самое спокойное время в жизни мальчика. Воспитание мальчика
Вашему сыну 11-12 лет? Цените это золотое время — именно сейчас закладываются его будущие отношения с вами, родителями, его успешность в выбранной области и даже будущая профессия! Что происходит с мальчиками с 6-7 до 12-13 лет и как правильно прожить с ними этот период, рассказывает психотерапевт Александр Полеев.
В жизни мальчиков есть такой период, когда сексуальность во всех ее аспектах — от мыслей и эмоций до поступков — является латентной, то есть скрытой. Этот период длится в лучшем случае 7 лет — с 6 до 13, в худшем — всего 5 — с 7 до 12. На всем его протяжении инфантильная сексуальность (переполнявшая ребенка между 3 и 6 годами) уходит, эротическое начало дремлет, и внимание мальчика сосредотачивается на развитии интересов и навыков, на контактах со сверстниками своего пола.
Приобретения латентного периода
В эти годы мальчик активно включается в жизнь социума, и — одновременно — начинается процесс деидеализации родителей, эмоционального и практического отхода от них. В латентный период процесс этот (абсолютно закономерный и необходимый) происходит медленно, бесконфликтно, без резких сцен и обидных слов. К этому моменту ценности, установки, стереотипы поведения родителей стали частью личности мальчика, он воспринимает их как свои собственные.
Обычно мальчики в эти годы успешно учатся и — самое главное — чем-либо активно интересуются. Это время занятий в кружках, секциях, спортивных клубах. Резко расширяется сфера общения, у мальчика появляются друзья в классе, в кружке, в спортивной секции, и эти друзья ходят к нему домой, а он — к ним. Но дети еще собираются в группы в соответствии с полом: девочки с девочками, мальчики с мальчиками.
В 11–12 лет формируется потребность и способность доводить начатое дело до конца. Потом, в подростковые годы, эти способности тоже могут на время существенно уменьшиться или исчезнуть. Но если латентный и предподростковый этапы пройдены «правильно», по истечении подросткового возраста к молодому человеку возвращаются и уважение к родителям, и мотивация к обучению, и способность доводить дела до конца, и многие другие очень полезные качества характера.
Только мальчики
Пиком латентного периода мы, специалисты, считаем ситуацию «половой гомогенизации»: мальчик общается только с друзьями своего пола. С девочками он не только общается лишь по крайней необходимости — он о них практически не говорит ни со сверстниками, ни с родителями, просто не упоминает. И в семье мальчик больше обращается к отцу, внимательнее прислушивается к его замечаниям, хотя раньше больше общался с матерью.
Такую мощную «половую гомогенизацию», такое полное игнорирование психологи объясняют тем, что существует период (не дольше года — полутора!), когда вес мальчиков увеличивается, а количество полового гормона, андростенолона, вырабатываемого в это время надпочечниками и яичками, не увеличивается ни на миллиграмм. Таким образом, на единицу веса ребенка приходится абсолютно минимальное количество полового гормона, к тому же очень слабого. А сильный, тестостерон, в этот период секретируется в мизерных количествах — меньших, чем в первый год жизни ребенка.
Препубертат — задел на будущее
Последние один-два года латентного периода мы, врачи-психотерапевты и сексологи, выделяем в некий отдельный этап, отдельный период: предподростковый. И внутренний мир, и переживания мальчика, и его интересы, и поведение, и биофизиологические процессы, лежащие в основе всего перечисленного выше, существенно отличаются и от латентного периода, и от пубертата.
Первый признак препубертата: интересы, которые появляются у мальчика в эти один-два года (а иногда и раньше, в латентном периоде), очень устойчивы, в большинстве случаев они сохраняются на всю жизнь и часто определяют выбор профессии. Этой своей стойкостью они отличаются от интересов, возникающих в подростковом возрасте, — последние чаще всего в этом же возрасте и заканчиваются.
На первый взгляд кажется странным, что формирование интересов, будь то любовь к чтению, поездкам и путешествиям, стремление мастерить что-то своими руками или что-либо изучать вне школьной программы происходит так рано: в 11–13, а не в 17–18 лет. Но это только на первый взгляд: интересы, наклонности, увлечения «препубертатного» мальчика — они его собственные, они закономерно порождены его характером, его личностными особенностями. Более поздние, подростковые интересы порождены, а часто навязаны подростковой группой, ее ценностями, ее требованиями.
Многочисленные многолетние исследования показывают, что 62–63% мальчиков выбирают профессию, о которой подробно говорили с родителями в возрасте 11–13 лет; потом, в подростковом возрасте, они обсуждали и другие профессии, но, миновав пубертат, возвращались к прежним интересам. Так что мы советуем родителям быть особенно внимательными к интересам мальчика в этом возрасте, почаще и поподробнее обсуждать с ним, чем бы он хотел заниматься профессионально, а что существовало бы только как увлечение — пусть в 12 лет столь серьезные разговоры могут показаться смешными.
В этом возрасте он делает какие-то поделки (модели машин, к примеру), какие-то рисунки, что-то собирает, коллекционирует. Через пару лет, в подростковом возрасте, он обо всем этом чаще всего забудет. Но задача родителей — все это полностью сохранить, чтобы мальчик смог на все это посмотреть, ко всему этому вернуться. Величайший знаток пубертата, американский врач-психотерапевт Дебора Таннен подчеркивает: «Увлечения и интересы 10—12-летнего мальчика идут из глубины его души, они порождены его сокровенными интересами и способностями. Все более поздние интересы навязаны ему микросоциумом, за ними стоит желание понравиться «ближнему кругу».
Еще два признака препубертата
Вторым признаком наступления препубертата нам представляется существенное увеличение двигательной активности: согласно современным видеонаблюдениям, в день 11—12-летние проходят — точнее, пробегают — расстояние в полтора раза большее, чем за 6 месяцев до этого. Другими словами, начиная с 10,5–11 лет расстояние, которое они преодолевают в течение дня, удваивается. И средняя скорость их передвижения также возрастает в два раза!
Третий важный признак — усиление любознательности вкупе с повышенным вниманием к разговорам взрослых: мальчик внимательно слушает беседы взрослых, особенно если их, взрослых, несколько, чего раньше вы не наблюдали. Он понимает далеко не все, но пристально наблюдает за общением, задает много вопросов, не всегда удобных и уместных, подсматривает за родителями и гостями. А вот свое мнение он высказывает крайне редко. Как правило, особое внимание он проявляет к приходам маминых подруг или подруг сестры, словом, к общению женщин между собою: у него уже есть интерес к противоположному полу.
Поразительно, что уже через год-два, а то и просто через несколько месяцев, с наступлением настоящего пубертата и повышением тестостерона до уровня 18 нмоль/л и выше, разговоры взрослых между собою, разговоры взрослых с ним самим перестают быть сколь-нибудь интересными. Интересными становятся только разговоры со сверстниками, участниками его «референтной группы»: они могут продолжаться часами, при этом даже квалифицированным психологам они кажутся «разговорами ни о чем».
Тело и гормоны
За тремя этими явлениями, тремя новыми феноменами в поведении мальчика стоят важные биологические изменения. До сих пор его рост и развитие определяли, конечно же, мужские половые гормоны. Главным среди них был андростенолон, вырабатываемый корой надпочечников и яичками, — гормон слабый, на собственно сексуальную сферу не влияющий. Но постепенно гипофиз начинает секретировать очень малые дозы гонадостимулирующего гормона (ГСГ), в яичках мальчика вырастают клетки Лейдига, а они вырабатывают «настоящий» половой гормон — тестостерон.
При этом яички увеличиваются в объеме, затем кожа мошонки темнеет и становится складчатой, затем в паху, вокруг гениталий и в подмышечных впадинах начинают расти волосы. Истинным началом пубертата специалисты считают увеличение яичек в объеме. Изменения мошонки, рост волос, огрубение голоса происходят только после роста яичек. В яичках, в надпочечниках, в костно-мышечной ткани, в сердечно-сосудистой системе начинаются важные, часто болезненные, перемены.
Рост костей начинает опережать рост мышц, и через год-два, в пубертате, это опережение часто сопровождается неприятными ощущениями напряжения и раздражения, отвлекающими от учебы, а у некоторых подростков порождающими настоящую дисфорию: депрессию с оттенками раздражения и злобы.
Рост сердца опережает рост сосудов, вызывая тахикардию и повышение артериального давления. Все эти процессы в организме начинаются еще в препубертате, но на уровень субъективно переживаемых симптомов выходят только в настоящем пубертатном периоде.
В эти один-два года эндокринная система мальчика вырабатывает эстроген (женский гормон) в количестве чуть большем, чем мужские — андростенолон и тестостерон. Эстрогены же, как известно, воздействуют на мозг как вещества, уменьшающие напряжение, тревогу, раздражительность. Они делают мальчика более мягким, общительным, готовым впитывать информацию и рекомендации. Именно в эти годы совершенно необходимо приучить ребенка к общению с родителями, привить навык информирования их о своих делах и проблемах, навык спокойного обсуждения своих проблем с родителями.
Золотое время для родителей
В этом возрасте интеллектуальное и социальное развитие мальчика уже достаточны для содержательного общения, усвоения им информации, в том числе и сексуального характера. В то же время еще не развились присущие пубертату реакции оппозиции и протеста против всего «взрослого», немотивированного негативизма, девальвации родительского мнения. Установка «все, что говорят предки, — полный отстой» сформируется только через год-два.
В период препубертата родители должны стремиться «ввести» подростка в какую-либо положительную группу сверстников (спортивную секцию, художественную студию), а со своей стороны — познакомиться с друзьями и приятелями сына. В настоящем пубертатном периоде это «окно», созданное эстрогенами, существенно сузится или практически закроется. Так что тем родителям, кто не воспользовался периодом препубертата для формирования доверительных отношений с сыном, в дальнейшем придется трудно.
29 книг, которые помогут подростку разобраться в себе
Современные подростки живут в быстро развивающемся мире, в ситуации нестабильности и разноплановости ценностей, что затрудняет ценностное самоопределение и становление личности подростка, так как ценности не могут просто передаваться от человека к человеку (как информация). Чтобы некоторая ценность сформировалась, у человека должен быть опыт проживания определенных ситуаций, опыт сопереживания и осмысления произошедшего. Но проводящие большую часть времени в виртуальной Сети подростки лишены возможности переживания/проживания в реальном мире ситуаций, необходимых для их личностного развития.
Подросток стремится обрести независимость, но одновременно остро нуждается в помощи и поддержке взрослого.
Мешает осмыслению жизни и тенденция отделения подростков от мира взрослых. Темп жизни, разные жизненные обстоятельства, отсутствие у родителей и педагогов времени и желания понять подростка мешают установить с ним контакт. С ним мало разговаривают на волнующие его темы, не пытаются понять его страхи и тревоги, его поиски себя… Подросток хоть и стремится обрести независимость, но в то же время остро нуждается в помощи и поддержке взрослого. Не получая ее, подросток замыкается и старается просто не думать о своих проблемах, ускользнуть из реальности, заняться тем, что просто отвлекает и не требует размышлений. У многих подростков появляются трудности в понимании самого себя и других людей. Им трудно быть в отношениях и общаться с кем-то неформально, на личные, интимные темы.
Научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ кандидат психологических наук Александра Березина.
Информационная перегруженность, ориентация в обучении и воспитании на отгадывание правильного ответа, незаинтересованность взрослых в выслушивании рассуждений и мнений подростка, приводят к снижению познавательной и интеллектуальной активности, недостаткам в речевом развитии и трудностям в понимании смысла текстов. Однако именно подростковый возраст является периодом активного развития теоретического, абстрактно-логического, понятийного мышления. И без чтения и размышлений над текстами (причем, как художественными, так и научно-познавательными или философскими), процесс становления высших форм мышления если не останавливается совсем, то существенно затормаживается.
Главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, детский психолог Светлана Кукушкина.
Конечно, книги не могут изменить жизнь подростка, заменить ему общение с близкими взрослыми и сверстниками. Однако, хорошая научно-познавательная (психологическая, философская) и художественная литература может дать опыт проживания сложных ситуаций, подсказать пути выхода из конфликтов, научить справляться со стрессом, разобраться в себе… Возможно, подростку будет достаточно прочитать эти книги, а может быть, прочитав ту или иную книгу, он придет обсудить ее с вами. И это может быть неплохим началом вашего разговора с подростком.
Список книг, которые помогут подростку разобраться в себе, составили сотрудники отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ кандидат психологических наук Александра Березина и детский психолог Светлана Кукушкина.
Список книг для подростков.
- Афанасьев А. Тайм-менеджмент для детей. Мечтай и действуй. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017.
- Буше Ф. Книга, которая сделает тебя самым счастливым на свете. – М.: «Клевер-Медиа-Групп», 2014.
- Буше Ф. Книга о том, кто такие родители, откуда они взялись и почему заставляют тебя есть овощи и делать много других ненужных вещей. — «Клевер-Медиа-Групп», 2013.
- Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. – М.: Издательство ИТРК, 2017.
- Кедрова Н.В. Азбука эмоций. — Ростов н /Д.: Феникс, 2015.
- Кляйндинст А.- К. Советы в картинках. Давай договоримся. Как повзрослеть вместе с ребенком. – М.: Самокат, 2018.
- Лунина И. Все, о чем не спросишь у взрослых. Современной девчонке от 11 до 15. – СПб.: Вектор, 2010.
- Макеева А.Г. Что делать???… если делать этого не хочется. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2018.
- Максимов А. Как перевоспитать родителей и другие проблемы, которые должен решить «разведчик» — подросток. – СПб.: Питер, 2017.
- Марок А. Почему я? История белой вороны. – М.: Манн, Иванов и Фабер, 2016.
- Млодик И. Двое из огромного мира мужчин: книга для сыновей и отцов. – Ростов н /Д : Феникс, 2015.
- Млодик И. Если они могут встретиться…или твой навигатор по дружбе. – Ростов н /Д : Феникс, 2015.
- Млодик И. Как строить мосты, а не стены: Книга для неидеальных родителей. – М.: Суфлер; Ростов н /Д: Феникс, 2013.
- Млодик И. Почти неволшебные превращения. – Ростов н /Д : Феникс, 2015.
- Мурашова Е.В. Класс коррекции. – М.: Самокат, 2007.
- Мурашова Е. В. Одно чудо на всю жизнь. – М.: Самокат, 2010.
- Мурашова Е.В. Экзамен для подростков: игра – тренажер. – Минск: Дискурс, 2018.
- Петрановская Л.В. Что делать, если…2? – М. Аванта+ и Астрель, 2012.
- Петрановская Л.В. Что делать, если ждет экзамен? – М.: АСТ, 2015.
- Питчер А. Моя сестра живет на каминной полке. – М.: Издательство АСТ, 2019.
- Прихожан А. Психология неудачника. – М.: Питер, 2009.
- Смит Д. Прекрасное разнообразие. – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012.
- Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни.
- Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. — М.: Издательство АСТ, 2019.
- Танг Д. Быть интровертом. История тихой девочки в шумном мире. – М.: Манн, Иванов и Фабер, 2018.
- Тимошенко Г.В. 50 лайфхаков: психологические квесты. — М.: Издательство АСТ, 2017.
- Чеснова И.Е. Как стать взрослым? – М.: «Аванта», 2018.
- Чеснова И.Е Как стать уверенными в себе. – М.: Аванта, 2018.
- Чеснова И.Е. Как победить страхи. — М.: Издательство АСТ, 2018.
Все книги из списка вы можете взять в фонде Комнаты психологической поддержки
(3 этаж, комн. 312).
ваш сын в 11: вехи
, написанные WebMD Редакционными участниками
в этой статье
- Язык
- Физическое развитие
- Social
- Эмоциональные
- Академические
Ведь, ваш сын Скальивает свои глаза и рассказывают вам, и рассказывают вам глаза и рассказывают вам, и рассказывают вам глаза и рассказывают вам, и рассказывают вам глаза и рассказывают чтобы перестать их смущать. Затем они просят вас уложить их в постель и почитать книгу, пока они не заснут.
Добро пожаловать в радостную, запутанную поездку на американских горках 11 лет. У вашего сына начался значительный скачок физического и эмоционального роста. Вот что происходит и как вы можете помочь им не сбиться с пути.
Язык
К 11 годам большинство мальчиков имеют довольно большой словарный запас. Они, скорее всего, будут использовать жесты и мимику — например, закатывать глаза — чтобы донести свою точку зрения. Они также освоили различные стили языка. Например, ваш сын может использовать много сленга и внутренних шуток, когда разговаривает со своими друзьями, но более официальную речь в присутствии своего учителя.
Как вы можете помочь:
- Посетите местную библиотеку. Чтение не только помогает вашему сыну выучить больше слов, но и позволяет ему стать независимым мыслителем. Если они отказываются от этой идеи, попробуйте аудиокниги. Вы также можете предложить им почитать.
- Продолжай говорить. В этом возрасте многие мальчики замыкаются в себе рядом с родителями. Продолжайте пытаться. Вашему сыну нужно практиковаться в озвучивании своих мыслей и чувств. Попробуйте узнать их мнение, чтобы заинтересовать их. Избегайте попыток решить его проблемы.
- Знать признаки нарушений речи. Пропускать ключевые слова во время разговора, перехватывать разговор и не загадывать загадки — это всего лишь несколько красных флажков. Если вас беспокоит речь вашего сына, поговорите со своим врачом.
Физическое развитие
Половое созревание не за горами. А может быть, оно уже началось. В результате ваш сын, скорее всего, будет больше есть и спать. Они могут жаловаться на мышечные спазмы и боли роста. У некоторых мальчиков также появляется жирная кожа, «персиковый пушок» на верхней губе и низкий голос.
Мальчики этого возраста часто лучше понимают, как выглядит их тело и чем оно отличается от других. Расстройства пищевого поведения и проблемы с образом тела бывают не только у девочек. Мальчики тоже могут получить их, и они могут начать в этом возрасте.
Как вы можете помочь:
- Держите дома здоровую пищу. Ешьте всей семьей столько, сколько позволяет ваш график.
- Найдите вид спорта, который любит ваш сын. Это облегчит им ежедневные физические упражнения. Мальчики этого возраста уже достаточно взрослые, чтобы заниматься командными видами спорта, хотя они еще только осваивают более сложные навыки.
- Хвалите своего сына, когда он делает что-то хорошо. Не комментируйте их внешний вид.
- Убедитесь, что они высыпаются.
- Убедитесь, что их вакцины обновлены.
- Отнесите их на проверку зрения.
Социальный
11-летние мальчики начинают самостоятельно исследовать мир. Не обижайтесь, если ваш сын захочет тусоваться со своими друзьями вместо вас.
Что делает эту вновь обретенную свободу сложной, так это то, что большинство мальчиков в этом возрасте начинают испытывать ограничения и правила. Они не думают, что с ними случится что-то плохое, и только начинают понимать, что их действия имеют последствия.
Как вы можете помочь:
- Повысьте самооценку вашего ребенка. Давление сверстников поднимает голову в этом возрасте. Дети, которые хорошо относятся к себе, с меньшей вероятностью сделают неправильный выбор. Установите семейные правила и ожидания и разработайте план действий в чрезвычайных ситуациях, чтобы помочь им избежать давления со стороны сверстников.
- Объясните опасность курения, употребления алкоголя и наркотиков. Поговорите о том, как ваш сын может им отказать. Убедитесь, что вы подаете хороший пример и поступайте так же.
- Разговор о сексе. Ищите «поучительные моменты» в телешоу, рекламе или видео. Скажите своему сыну, что хотите убедиться, что он знает факты, а также ваши ценности в отношении секса. (Если разговоры о сексе вызывают у вас нервозность, это тоже можно признать.)
- Следите за безопасностью в Интернете. Держите свой семейный компьютер в таком месте, где вы сможете наблюдать за тем, что делает ваш сын в Интернете. Установите фильтры родительского контроля и убедитесь, что ваш сын знает, как они могут ему помочь.
Эмоциональный
Вероятно, у вашего сына смешанные чувства по поводу взросления. Да, они хотят и готовы к большей ответственности. (Это включает в себя работу по дому.) С другой стороны, они могут чувствовать себя неуверенно и сомневаться в том, чего они могут достичь. У многих мальчиков в этом возрасте может упасть самооценка.
Как вы можете помочь:
- Дайте своему сыну шанс добиться успеха. Например, запишите их в художественный класс вне школы, если у них есть талант к рисованию. Вы также можете дать им задание, которое, как вы знаете, они могут выполнить, например, косить газон в первый раз.
- …И пусть они терпят неудачу. Постоянно выручая своего сына, вы задержите его эмоциональный рост. Дайте им возможность самостоятельно решить некоторые проблемы.
- Найдите способы справиться со стрессом. Помогите своему сыну справиться, убедившись, что он достаточно спит и придерживается здоровой диеты. Выкраивайте время, чтобы быть с ними каждый день, даже если они не хотят разговаривать. Если они это сделают, поговорите о том, что их расстраивает, и подумайте, как с этим справиться. Если вы считаете, что у него депрессия или тревога, поговорите со своим семейным врачом.
Академический
В этом году вашему сыну предстоит столкнуться с еще большими проблемами в школе. Хорошая новость заключается в том, что мальчики в этом возрасте более сосредоточены, чем когда они были моложе. Они могут уделять внимание в течение более длительного времени. Запоминать факты станет легче.
11-летние дети тоже начинают мыслить гибко. Они задают больше вопросов и чаще проверяют их работу.
Как вы можете помочь:
- Поговорите с учителем вашего сына. Следите за табелями успеваемости и конференциями, чтобы знать, как у них дела в школе в течение года. Плохие оценки могут быть признаком неспособности к обучению, расстройства внимания или даже депрессии.
- Ограничение экранного времени. Будь то видеоигры, телевидение или социальные сети, уделяйте этому не более 2 часов в день.
- Отведите их на проверку зрения. 11 лет — это возраст, в котором мальчикам обычно нужны очки.
Руководство по охране здоровья и воспитанию детей
- Вехи для малышей
- Развитие детей
- Поведение и дисциплина
- Безопасность детей
- Здоровые привычки
- Все руководящие темы
Ваш сын в 11: вехи
Написано с помощью Webmd Editerial Apportors
в этой статье
.
Развитие- Социальное
- Эмоциональное
- Академическое
В одну секунду ваш сын закатывает глаза и говорит вам, чтобы вы перестали его смущать. Затем они просят вас уложить их в постель и почитать книгу, пока они не заснут.
Добро пожаловать в радостную и запутанную поездку на американских горках в 11 лет. У вашего сына начался значительный скачок физического и эмоционального роста. Вот что происходит и как вы можете помочь им не сбиться с пути.
Язык
К 11 годам большинство мальчиков имеют довольно большой словарный запас. Они, скорее всего, будут использовать жесты и мимику — например, закатывать глаза — чтобы донести свою точку зрения. Они также освоили различные стили языка. Например, ваш сын может использовать много сленга и внутренних шуток, когда разговаривает со своими друзьями, но более официальную речь в присутствии своего учителя.
Как вы можете помочь:
- Посетите местную библиотеку. Чтение не только помогает вашему сыну выучить больше слов, но и позволяет ему стать независимым мыслителем. Если они отказываются от этой идеи, попробуйте аудиокниги. Вы также можете предложить им почитать.
- Продолжай говорить. В этом возрасте многие мальчики замыкаются в себе рядом с родителями. Продолжайте пытаться. Вашему сыну нужно практиковаться в озвучивании своих мыслей и чувств. Попробуйте узнать их мнение, чтобы заинтересовать их. Избегайте попыток решить его проблемы.
- Знать признаки нарушения речи. Пропускать ключевые слова во время разговора, перехватывать разговор и не загадывать загадки — это всего лишь несколько красных флажков. Если вас беспокоит речь вашего сына, поговорите со своим врачом.
Физическое развитие
Половое созревание не за горами. А может быть, оно уже началось. В результате ваш сын, скорее всего, будет больше есть и спать. Они могут жаловаться на мышечные спазмы и боли роста. У некоторых мальчиков также появляется жирная кожа, «персиковый пушок» на верхней губе и низкий голос.
Мальчики этого возраста часто лучше понимают, как выглядит их тело и чем оно отличается от других. Расстройства пищевого поведения и проблемы с образом тела бывают не только у девочек. Мальчики тоже могут получить их, и они могут начать в этом возрасте.
Как вы можете помочь:
- Держите дома здоровую пищу. Ешьте всей семьей столько, сколько позволяет ваш график.
- Найдите вид спорта, который любит ваш сын. Это облегчит им ежедневные физические упражнения. Мальчики этого возраста уже достаточно взрослые, чтобы заниматься командными видами спорта, хотя они еще только осваивают более сложные навыки.
- Хвалите своего сына, когда он делает что-то хорошо. Не комментируйте их внешний вид.
- Убедитесь, что они высыпаются.
- Убедитесь, что их вакцины обновлены.
- Отнесите их на проверку зрения.
Социальный
11-летние мальчики начинают самостоятельно исследовать мир. Не обижайтесь, если ваш сын захочет тусоваться со своими друзьями вместо вас.
Что делает эту вновь обретенную свободу сложной, так это то, что большинство мальчиков в этом возрасте начинают испытывать ограничения и правила. Они не думают, что с ними случится что-то плохое, и только начинают понимать, что их действия имеют последствия.
Как вы можете помочь:
- Повысьте самооценку вашего ребенка. Давление сверстников поднимает голову в этом возрасте. Дети, которые хорошо относятся к себе, с меньшей вероятностью сделают неправильный выбор. Установите семейные правила и ожидания и разработайте план действий в чрезвычайных ситуациях, чтобы помочь им избежать давления со стороны сверстников.
- Объясните опасность курения, употребления алкоголя и наркотиков. Поговорите о том, как ваш сын может им отказать. Убедитесь, что вы подаете хороший пример и поступайте так же.
- Разговор о сексе. Ищите «поучительные моменты» в телешоу, рекламе или видео. Скажите своему сыну, что хотите убедиться, что он знает факты, а также ваши ценности в отношении секса. (Если разговоры о сексе вызывают у вас нервозность, это тоже можно признать.)
- Следите за безопасностью в Интернете. Держите свой семейный компьютер в таком месте, где вы сможете наблюдать за тем, что делает ваш сын в Интернете. Установите фильтры родительского контроля и убедитесь, что ваш сын знает, как они могут ему помочь.
Эмоциональный
Вероятно, у вашего сына смешанные чувства по поводу взросления. Да, они хотят и готовы к большей ответственности. (Это включает в себя работу по дому.) С другой стороны, они могут чувствовать себя неуверенно и сомневаться в том, чего они могут достичь. У многих мальчиков в этом возрасте может упасть самооценка.
Как вы можете помочь:
- Дайте своему сыну шанс добиться успеха. Например, запишите их в художественный класс вне школы, если у них есть талант к рисованию. Вы также можете дать им задание, которое, как вы знаете, они могут выполнить, например, косить газон в первый раз.
- …И пусть они терпят неудачу. Постоянно выручая своего сына, вы задержите его эмоциональный рост. Дайте им возможность самостоятельно решить некоторые проблемы.
- Найдите способы справиться со стрессом. Помогите своему сыну справиться, убедившись, что он достаточно спит и придерживается здоровой диеты. Выкраивайте время, чтобы быть с ними каждый день, даже если они не хотят разговаривать. Если они это сделают, поговорите о том, что их расстраивает, и подумайте, как с этим справиться. Если вы считаете, что у него депрессия или тревога, поговорите со своим семейным врачом.
Академический
В этом году вашему сыну предстоит столкнуться с еще большими проблемами в школе.